Рамбам о Геиноме
Рамбам о Геиноме
68) Но в одном месте у Рамбама есть слова, которые могут сбить с толку. В комментарии на Мишну, в главе Хелек, он вновь возвращается к этой теме и говорит: «И величайшее наказание заключается в том, что душа “отсекается” и уничтожается без остатка, и это называется в Торе карет (отсечение), как сказано: “Отсекается, отсечена будет эта душа” (Бемидбар 15:31). И сказали мудрецы, благословенна память о них: “Отсекается” — в этом мире, “будет отсечена” — в мире будущем» (Сифри). И сказано в стихе ( I Шмуэль 25:29): «А душа твоих врагов будет летать как камень из ложа пращи ». И каждый, кто тянется за плотскими наслаждениями, и отметает правду, и усиливает ложь против правды, «отсекается», теряет связь с Небесами и останется лишь смертной плотью».
И он пишет: «Однако Геином — это только термин, обозначающий наказание нечестивцам, и в Талмуде не прояснено, каково это наказание. Но некоторые говорят (Недарим 8б, Авода зара 3б), что Солнце будет приближено к нечестивцам и сожжет их, и приводят доказательство из стиха “И вот приходит тот день, пылающий, будто печь; и станут все преступные и все творящие злодейство соломой, и спалит их тот день грядущий” (Малахи 3:19). А некоторые говорят (Санхедрин 108а), что это чудесный жар, который возгорится в телах грешников и сожжет их — и доказательство этому: “Ваши души — огонь, который пожрет вас” (Йешая 33:11)». Таковы слова Рамбама, благословенна память о нем.
Но, с нашей точки зрения, нелегко принять его мнение, так как упомянутая им дискуссия наших учителей, вообще не имеет отношения к тому Геиному, который существует всегда и, по всем мнениям, служит местом кары, производимой необыкновенным бесплотным «огнем», который Б-г сотворил для наказания — чтобы уничтожать удалившихся от Него и «истреблять всех блудящих» (Теилим 73:27).
69) Однако по мнению наших учителей, благословенна память о них, есть еще особый день, назначенный, «чтобы судить народы» (Йешая 3:13). И это день о котором извещали нас пророки: «И вот приходит тот день, пылающий, будто печь» (Малахи 3:19). И сказал Малахи (3:23): «День Ашема — великий и грозный». И сказал Йешая (66:24): «И выйдут, и увидят останки людей, преступивших против Меня, — ведь черви, снедающие их, не умрут, и огонь, сжигающий их, не погаснет». И как суд в Рош ашана определяет удел человека в этом мире (п.3), а Суд, на котором предстает каждый в день смерти, решает, получит ли его душа награду или будет наказана Геиномом (п.6) — так будут судимы все в день, начинающий воскрешение мертвых, достойны ли они воскрешения из мертвых и этой предстоящей награды — услады для тела и души в будущем мире.
И так написано об этом времени: «И пробудятся многие из спящих в земном прахе: одни — для вечной жизни, другие — на позор и вечное поругание» (Даниэль 12:2). И эти нечестивцы, например, народы мира и идолопоклонники, приговоренные к «вечному поруганию», не приобщатся к неге той жизни, а останутся при своем позоре, или же наказание их станет еще более суровым, в соответствии с приговором. И об этом Суде мы учили в Мишне (Санхедрин 107б): «У поколения потопа нет удела в будущем мире, и оно не предстанет перед Судом. И у жителей Сдома нет удела в будущем мире, но они предстанут перед Судом (так как возможны изменения в их участи)».
70) И во всех местах, где наши учителя, благословенна память о них, говорят о грядущем возмездии, речь идет об «отсечении» согрешившей души на этом Суде. Так сказано в Шмот раба (30:24): На вопрос народа Израиля: «Когда придет избавление?», ответил нееврейский пророк, злодей Билам: «Вижу его, но не ныне, предвижу его, но оно не близко» (Бемидбар 24:17). Сказал им Святой, благословен Он: «У кого вы спрашиваете? Разве вы не знаете, что его конец — Геином, вот он и не хочет, чтобы Я привел избавление». Здесь имеется в виду Геином, ожидающий нечестивцев в день Великого Суда. И Йонатан бен Узиэль сказал, комментируя стих «А нечестивцы подобны колючкам, которые не берут рукою, …огнем они будут сожжены» ( II Шмуэль 23:6—7): «Т.е. они будут наказаны не рукой человека, но в грядущем будут сожжены огнем, когда начнется Великий Суд и Судья воссядет на трон, чтобы судить Вселенную». И истолковывая стих псалма «Как сновидение при пробуждении» (Теилим 73:20), Таргум Иерушалми говорит: «Как пробуждают людей от сна, Ашем в гневе пробудит мертвых в день Великого Суда из их склепов, чтобы покарать нечестивцев». И сказано в Мехильте (Бешалах, Ваиса 4): «Если удостоитесь соблюдать шабат, будете спасены в годину трех бедствий — в дни Гога, в дни перед приходом Машиаха и в день Великого Суда». И сказано в агаде «Иламдейну» (Танхума, Эмор 2) и в других мидрашах (например, Ваикра раба 26:7) по поводу стиха «И сказал Шмуэль Шаулю (когда царь Шауль, с помощью колдуньи, вызвал дух пророка Шмуэля из могилы): “Зачем ты потревожил меня, поднимая меня?”, что Шмуэль испугался, не настал ли день Суда. И поскольку он умер уже некоторое время назад (т.е. посмертный суд над ним уже должен был состояться), он решил, что наступил день Грядущего Суда, на котором будут судить всех».
71) Вот об этом-то дне говорил Реш Лакиш (Недарим 8б, Авода зара 3б), что «не будет Геинома в грядущем» — т.е. в тот день Грядущего Суда, — «а только Святой, благословен Он, извлечет солнце из его “оболочки” и раскалит его — им покарает нечестивцев и им же излечит праведников», поскольку те праведники, которые удостоятся воскрешения, оживут с теми же увечьями, с которыми умерли — тот, кто умер хромой или слепой, будет воскрешен со своим увечьем, как сказали мудрецы, благословенна память о них (Берешит раба 95:1): «Ведь не скажут: “С Небес излечили их”, но скажут: “Это какие-то другие” (т.е. все будут воскрешены со своими физическими недостатками, чтобы не говорили: “Это какие-то другие, новые люди, а не воскресшие”).
72) И в доказательство своих слов Реш Лакиш приводит стих: “И вот приходит тот день, пылающий, будто печь; и станут все преступные и все творящие злодейство соломой, и тот день грядущий спалит их так, — сказал Б-г Воинств, — что не оставит от них ни корня, ни ветви” (Малахи 3:19). И объясняют: “Ни корня” — в этом мире, “ни ветви” — в мире будущем» (Авода зара 4а). А про праведников, которые излечатся в лучах солнца, Рейш Лакиш учит из следующего стиха: «И засияет для вас, трепещущие перед Моим Именем, солнце спасения; и исцеление — в его крылах» (Малахи 3:20). Ясно, что речь здесь не идет о том Геиноме, который существует сегодня для человека после его смерти (т.к. «огонь» ныне существующего Геинома не исцеляет праведников). И в том же ключе в начале трактата Авода зара (3б) истолковывается стих «И сделаешь Ты человека подобным рыбам морским» (Хавакук 1:14): «Как рыбы, попадая под палящие лучи солнца, немедленно умирают, так и люди, когда раскалится над ними солнце, умрут немедленно». И относят это к будущему миру, «как Реш Лакиш — ведь сказал Реш Лакиш: грядущий Геином будет заключаться в том, что Святой, благословен Он, извлечет солнце из его “оболочки” и т.д.» Итак, мы разъяснили, что слова Реш Лакиша относятся именно к будущему миру, и это мир после воскрешения мертвых, как мы в дальнейшем покажем, приведя, с помощью Ашема, да будет Он благословен, неоспоримые доказательства (пп.91—100).
И подобное же изречение приведено в Берешит раба (6:9): «У солнечного шара есть оболочка.» Для чего? «Солнцу Он поставил шатер» (Теилим 19:5) — скопление вод, которые над небесным сводом, окружает его. В час, когда оно восходит, Святой, благословен Он, уменьшает его силу с помощью вод, которые над небесным сводом, чтобы, появляясь, оно не сжигало мир. Но в грядущем Святой, благословен Он, обнажит его и спалит им нечестивцев. Откуда это известно? «И спалит их тот день грядущий» (Малахи 3:19). И понятно, что Геином, в котором карают ежедневно, относится ко времени этого мира, существующего сейчас, как мы объяснили со слов наших учителей, благословенна память о них, но то, о чем упоминается в словах Реш Лакиша, относится только к грядущему времени, когда солнце будет извлечено из той «оболочки», в которой оно, как было упомянуто, находится в этом мире, как написано: «Солнцу Он поставил шатер». И повторено еще то же изречение в мидраше Теилим (19), где сказано: «Что Святой, благословен Он, сделает в будущем? Он извлечет солнце из его оболочки, и, приблизив его, будет судить им нечестивцев, и оно сожжет их».
73). И также изречение другого мудреца, раби Йеуды сына раби Илая, сказавшего: «Не Геином, а огонь, исходящий из тела нечестивца, испепелит его» (Берешит раба 6:6), тоже относятся к грядущему времени. И про это сказано еще (Санхедрин 108а): «Даже в час, когда Святой, благословен Он, возвратит души в безжизненные тела, их души будут бременем для них в Геиноме (сами их души сожгут их — Раши), как сказано: “Ваши души — огонь, который пожрет вас” (Йешая 33:11)». Оба эти изречения относятся к тому же грядущему дню, о котором написано: «И пробудятся многие из спящих в земном прахе: одни — для вечной жизни, другие — на позор и вечное поругание» (Даниэль 12:2).
74) И как могло придти в голову тому, кто изучает Талмуд, что Реш Лакиш сказал, что нет Геинома?! Ведь в Талмуде приведено множество изречений мудрецов и по поводу месторасположения Геинома, и по поводу его «огня». Так в трактате Песахим (54а) приводится берайта: Сказал раби Йоси: «Огонь, который Святой, благословен Он, сотворил на второй день (“огонь” Геинома — Раши), никогда не погаснет». И если бы Реш Лакиш действительно сказал, что нет Геинома, то ему возразили бы, опираясь на эту берайту, и полностью опровергли бы его. И сам Реш Лакиш упоминает в трактате Эйрувин (19а) «пламя Геинома». Да и его способ выражения говорит сам за себя — ведь он не сказал, что «нет Геинома», но что «не будет Геинома в грядущем». Т.е. дело обстоит, как мы показали, и смысл изречений таков, как мы разъяснили.
75) И при всем том слова Рамбама, благословенна память о нем, свидетельствуют о том, что он верит в карающий Суд и страдания, наступающие через какое-то время после смерти нечестивца, хотя, с его точки зрения, в Талмуде это не прояснено и невозможно почерпнуть оттуда никаких сведений, кроме самых общих определений этих кар и этих страданий (Рамбам полагал, что, поскольку Геином относится к чудесным явлениям, скрытым от наших глаз, невозможно говорить о нем с определенностью, ибо его путь в Торе заключался преимущественно в разъяснении того, что возможно разъяснить с полной определенностью и исчерпывающе доказать — Рамбан, Послание раввинам Франции). И это оправдывает мнение Рамбама, благословенна память о нем, и позволяет истолковать в лучшую сторону слова такого великого мудреца и праведника, благословенна память о нем. Но изречение Реш Лакиша необходимо было разъяснить, чтобы некоторые ученики не запутались и чтобы еретики, порочные сердцем, не ухватились за неверное толкование.
76) Обобщим сказанное. Ясно из слов наших мудрецов и очевидно из традиции устной передачи Торы, что Геином — это место наказания и кары, где согрешившие души претерпевают страдания и муки, подобных которым нет в этом мире. Ведь страдания этого мира терзают лишь презренную плоть, примитивную, «толстокожую» и грубую, а те кары и муки терзают душу, нежную и тонко чувствующую. Точно так же человек ощущает прикосновение иглы к телу более остро, чем осел, более грубый по природе. Да и среди самих людей — утонченные телом и благородные по своим взглядам и душевной организации воспринимают страдания и горе значительно острее, чем грубые, толстокожие, привыкшие к тяжелым и грязным работам люди, плоть которых уподобилась плоти коня или мула, а мысли и чувства спутаны. Так и душа воспринимает страдания значительно острее, чем тело, в силу своей великой чувствительности и утонченности. И нет никакого сравнения и подобия между этими великими и сильными страданиями и страданиями тела при жизни.
И еще это наказание повторяется в день Великого Суда для тех, кто приговорен к «отсечению». И они принимают свой карет в Геиноме и уничтожаются там, или же, по мнению Реш Лакиша, их уничтожают с помощью солнца, извлеченного из его «оболочки». В любом случае, наказание происходит с помощью «огня» Геинома, так как это «обнаженное солнце» относится к тому же высшему «огню», из которого рождается «огонь» Геинома, как разъяснено выше (п.61). И из этого поймет каждый мыслящий человек, что между нашими учителями нет существенных разногласий по поводу этого будущего Суда, и все их слова сказаны в одном ключе.