О Ган Эдене
О Ган Эдене
77) И после того как мы немного прояснили тему суда и наказания — да избавит нас от него Милосердный, — мы должны прояснить тему награды — да удостоит нас ее Воздающий. В изречениях наших учителей, благословенна память о них, есть два имени для этой награды — «Ган Эден» и «Будущий мир», кроме благ этого мира, о которых мы сейчас не говорим, например, дней Машиаха для живущих в ту пору и воскрешения мертвых в ту же эпоху.
И в начале скажем, что из слов наших учителей, благословенна память о них, ясно: основная награда за выполнение заповедей и воздаяние за добрые дела — в «жизни будущего мира», а предварительная награда, приходящая к человеку сразу же после смерти, — это Ган Эден, как мы разъясним (в пп.185—190) из аналогии с Геиномом, наказанием, приходящим к нечестивцу немедленно после смерти.
78) И ты обнаружишь, что везде в речах наших учителей Ган Эден — противоположность Геиному. Так сказано в трактате Эйрувин (19а): «Люди, преступившие волю Святого, благословен Он,… оправдывают приговор Суда и говорят перед Ним: «Владыка Вселенной! Ты нас судил замечательно!.. Замечательно Ты устроил Геином для нечестивцев и Ган Эден для праведников». И в трактате Хагига (15а) сказано: О чем написано: И одно против другого сделал Б-г» (Коэлет 7:14)? Он сотворил праведников и сотворил нечестивцев, сотворил Ган Эден и сотворил Геином. У каждого человека есть два «надела» — один в Ган Эдене и один в Геиноме. Удостоился быть праведным — получает в Ган Эдене свой «надел» и «надел» того, кто признан на Суде нечестивцем; а тот, кто признан на Суде нечестивцем — получает в Геиноме свой «надел» и «надел» того, кто стал праведником». И учили в трактате Авот (5:19): «Чем отличается участь учеников нашего отца Авраама от участи учеников нечестивца Билама? Ученики нечестивца Билама сходят в Геином, как сказано: «А Ты, Б-г, низведешь их в гибельную яму» (Теилим 55:24). Ученики нашего отца Авраама унаследуют Ган Эден, как сказано: «Есть у Меня, что дать в наследство любящим Меня, и их сокровищницы Я наполню» (Мишлей 8:21)». И там же учили (Авот 5:20): «Наглый — в Геином, а стыдливый — в Ган Эден». И сказано (там же 5:18): «Тому, кто способствует благочестию многих, свыше не дадут согрешить», чтобы не оказался он в Геиноме, а его ученики в Ган Эдене. «Тому, кто вводит в грех многих, свыше не дают раскаяться», чтобы он не оказался в Ган Эдене, а его ученики в Геиноме.
И в главе Тфилат ашахар (Брахот 28б) мы учили, что в час смерти рабан Йоханан бен Закай заплакал и сказал своим ученикам: «…И еще, есть передо мной два пути — один в Ган Эден, а второй в Геином, и я не знаю, по какому из них поведут меня — как мне не плакать?!», т.е. он боялся, что его поведут в Геином, и надеялся на Ган Эден. И в агаде из Шмот раба (2:2) сказано: «Тот, кто хранит Тору, — вот перед ним Ган Эден. Тот, кто не хранит Торы, — вот перед ним Геином и т.д.» И в мидраше Ваикра раба (32:1) сказано: В час, когда праведники поднимаются из Ган Эдена и видят нечестивцев, караемых в Геиноме, их души радуются — в тот час они прославляют и благодарят Святого, благословен Он, за страдания, которые Он обрушил на них в этом мире, как написано (Йешая 12:1): «И скажешь ты в тот день: благодарю Тебя, Ашем, за то, что Ты гневался на меня» (ибо страдания этого мира избавили их от кар Геинома и позволили удостоиться услады Ган Эдена).
79) И в агаде о раби Йеошуа бен Леви (Ктубот 77б) говорится, что когда пришло его время умирать, он сказал ангелу смерти: «Покажи мне мое место!» (т.е. перенеси меня в Ган Эден и покажи мне мое место в нем — Раши). Сказал ангел: «Хорошо». И когда ангел показал ему его место, раби Йеошуа бен Леви прыгнул и оказался в Ган Эдене. И сказано (там же): «И увидел там раби Шимона бар Йохая и т.д.» И в Берешит раба (5:22), в истории о Йокиме из Цророта, племяннике раби Йоси бен Йоэзера, говорится, что в предсмертном забытьи раби Йоси бен Йоэзер увидел парящее в воздухе смертное ложе своего племянника Йокима,. Он сказал: «Этот чуть-чуть опередил меня по дороге в Ган Эден» (Йоким был величайшим злодеем, но в тот час, раскаявшись, он добровольно подверг себя всем четырем казням, предусмотренным Торой за его преступления, и был помилован Небесным Судом).
И в мидраше Рут (7:24), комментируя стих «И его пропитание — пропитание постоянное, выдаваемо было от царя изо дня в день, во все дни его жизни» ( II Мелахим 25:30), говорят: «Во все дни» чьей «жизни»? Об этом спорили Рав и Леви. Один из них сказал: «во все дни жизни» Йеояхина (царя Иудеи, захваченного в плен Невухаднецаром и помилованного новым царем Вавилона — Эвил-Меродахом. В стихе говорится о том, что Эвил-Меродах, помиловав Йеояхина, кормил его изысканной пищей со своего стола). А второй сказал: «во все дни жизни» Эвил-Меродаха. Сказал раби Шмуэль бар Нахмани: «Ближе к правде тот, кто сказал: во все дни жизни Йеояхина — ведь, когда Святой, благословен Он, дает успокоение праведникам, Он больше не лишает их его, и оно сопровождает их в Ган Эден» (т.е. Йеояхин пребывал в покое и после смерти Эвил-Меродаха)». Учим из этих слов, что праведники переходят из этого мира в Ган Эден. А во второй главе трактата Тмура (16а) приведено: Сказал рав Йеуда со слов Шмуэля: В час, когда наш учитель Моше отходил в Ган Эден, он сказал Йеошуа: «Спроси меня обо всех сомнениях, которые есть у тебя и т.д.»
Итак, находим множество доказательств, что награда человеку после его смерти — в Ган Эдене.
80) И в чем заключается эта награда и какие наслаждения ожидают души праведников в Ган Эдене? В общем виде сказано в самой Торе и разъяснено в словах мудрецов, что Ган Эден расположен в этом мире, в одном из мест на земле, и четыре реки выходят оттуда, и одна из них — Ефрат, обтекающий Землю Израиля. И все, что говорится в Писании (о Ган Эдене), когда излагается порядок Творения (Берешит 2), — истина, и каждый стих сохраняет свой простой смысл.
И исследователи Земли утверждали, что Ган Эден расположен под линией равноденствия, где день не удлиняется и не убывает (и день, и ночь неизменно длятся по 12 часов). И в медицинских книгах древних греков, а также в книге Асафа-еврея рассказывается, как македонский мудрец Асклапинус и с ним сорок жрецов-книжников отправились исследовать землю, и пройдя Индию, двинулись на восток, к Эдену. Они стремились отыскать некоторые целебные деревья и Дерево Жизни, чтобы их слава превысила славу всех мудрецов земли. И когда они подошли к тому месту, молнией обрушился на них вращающийся огненный меч, и все были спалены стрелами молний. И не уцелел из них ни один — и исчезла мудрость врачевания у тех народов на долгие годы, до персидского царя Артахшашта, а затем медицинские знания были обновлены теми, кто занимался этим ремеслом. И это все правдивые сведения, известные и распространенные и сегодня, ибо многие путешественники, исследовавшие земли востока, видели издалека вращающееся пламя (охраняющее вход в Сад Наслаждений. См. Берешит 21:9).
81) Но тайна заключается в том, что есть два Ган Эдена (т.е. Ган Эдену на земле соответствует высший Ган Эден, см. п.85). Действительно, и Ган Эден, и четыре реки, и огненный ангел (охраняющий Ган), и вращающийся огненный меч, а также листья смоковницы (из которых Адам и Хава сделали себе пояса) и одежды из кожи (которые сделал для них Ашем) — все это в соответствии с простым смыслом и значением несомненная истина. А чудесная тайна заключается в том, что все это подобно рисункам, созданным, чтобы сделать понятным иной глубокий предмет с помощью аллегории. О таком способе объяснения мы учили в Мишне (Рош ашана 24а): На стене верхнего этажа в доме рабана Гамлиэля были изображены фазы Луны, и он показывал их свидетелям, говоря: «Такую видели или такую видели?» (рабан Гамлиэль был главою Санхедрина в Явне, и когда приходили свидетели нового месяца, он, допрашивая их, показывал каждому из них эти изображения, чтобы точно установить, можно ли положиться на их свидетельства, объявляя начало нового месяца. И как маленькие изображения, находящиеся здесь, на земле, намекали на огромную Луну, расположенную на небесном своде, так и Ган Эден, Дерево Жизни, Дерево Познания, находящиеся на земле служат уменьшенным отображением высших миров — Хазон Йоэль). И подобно этому святое служение в трех местах Мишкана: во дворе, в шатре и за внутренней завесой, и служение в Храме — во дворе, в самом Святилище и в Святая Святых, а также каждый храмовый сосуд, все изображения, вышитые на тканях, и скульптурные изображения херувимов — все это лишь миниатюрное отображение устройства Вселенной, служащее для того, чтобы постичь тайны происходящего в высшем мире. И также сами Б-жественные творения были созданы как подобия, ведь сказано в Сефер йецира (6:1): «И на это указывают верные свидетели — земля, год и душа» (т.к. эти три «верных свидетеля» отражают структуру трех уровней Вселенной — и это подлунный мир, мир небесных сфер, на действие которых указывает смена времен года, и мир душ. И «три места» служения в Храме и Мишкане по своей структуре также отражают эти три уровня. Мешех хохма, гл. Ахарей мот).
И Святой, благословен Он, создав Своими руками Первого Человека, превосходящего всех будущих людей в познании и мудрости, поместил его в превосходнейшее из мест, полное наслаждений и полезное для тела, и отобразил в этом славном месте все происходящее в высшем мире — мире душ. В этом материальном отражении Первый Человек мог постичь основы всего Творения: материальных тел, и душ, и ангелов — всего, что сотворенный человек способен постигнуть из деяний Творца, да будет Он благословен.
И хотя это славное место расположено в нижнем мире, оно связано со средними мирами и высшим миром, и поэтому в нем «созерцают Б-жественные видения» (Йехезкель 1:1) больше, чем в других местах на земле. Подобно этому мы верим, что Земля Израиля и Иерусалим — особые места, предназначенные для пророчества в силу своего положения, и тем более Храм, престол Ашема, как сказано: «До чего же грозно это место! Не иначе, это дом Б-га и врата Небес» (Берешит 28:17) — наш праотец Яаков (увидевший в пророческом сне лестницу до Небес и говоривший с Ашемом) объяснил внезапное пророческое видение, пришедшее к нему, особенностью этого места (горы Мория — места, где впоследствии был возведен Храм).
Поэтому обитатели Ган Эдена, этого избраннейшего из мест, постигают через материальное отображение все тайны высших миров, и их души возносятся от этого постижения. И они видят с этого места «Б-жественные видения», созерцая Его во всей Славе — в окружении обитателей высших миров, и постигают все, что способен узнать и понять сотворенный человек, подобно постижению нашего учителя Моше, да пребудет на нем мир, на горе Синай, ведь написано (Шмот 25:40): «Как тебе было показано на этой горе» (т.е. именно «на этой горе». Тора подчеркивает, что постижение Моше стало возможным именно благодаря святости и избранности места, на котором он находился. Точно так же высочайший уровень постижения обитателей Ган Эдена обусловлен святостью и избранностью этого места — Хазон Йоэль). Таково наше знание о Ган Эдене.
82) И это разъясняется в словах мудрецов. Ведь уже раби Элиэзер Великий в своих очерках (Пиркей дераби Элиэзер) намекает на эту двойственность, о которой я говорил (что Ган Эден одновременно является и земным садом, и отображением высших миров). В 21-ой главе он приводит толкование раби Зейры на слова стиха: «А от плода дерева, которое в середине Сада…» (Берешит 3:3): Это не «дерево», а человек, который сравнивается с деревом, как сказано: «Ибо человек, как дерево в поле» (Дварим 20:19). «В середине Сада» — это лишь деликатное иносказание (т.е. в «середине» тела, внутри тела. См. Зоар, Берешит 35б), а «Сад» — это женщина, которая сравнивается с садом, как сказано: «Закрытый на замок сад — моя…невеста» (Шир аширим 4:12). И также сказано, что «Самаэль (ангел, восставший против Б-га) скакал на змее» (Пиркей дэраби Элиэзер, гл.13). И сказано (там же), что «когда Хава прикоснулась к Дереву Жизни, оно возопило: «Пусть не притронется ко мне нога гордецов и рука нечестивых не пошатнет меня!» (Теилим 36:12)». И все здесь представлено как иносказание и притча. А в другом месте, в главе двадцатой, истолковывая стих «И изгнал Адама» (Берешит 3:24), он говорит о Ган Эдене как об одном из садов земли: «Изгнал Адама и поселил его вне Ган Эдена — у горы Мория, так как врата Ган Эдена расположены близко к горе Мория» (по одному из мнений, вход в Ган Эден скрыт в Бейт-Шеане, к северу от Иерусалима. Эйрувин 19а).
83) И нет необходимости доказывать из слов наших мудрецов, что Ган Эден расположен прямо на земле, ибо все предания ясно говорят об этом. В главе Мекабель (Бава меция 114б) рассказывают о раби Абау, что когда пророк Элияу «ввел его в Ган Эден», он наполнил свой талит листьями с деревьев. И в мидраше Теилим (Шохер тов 56) говорится: «В земле живых» (Теилим 116:9) — это Земля Израиля. Согласно другому объяснению, это Ган Эден». И в мидраше Коэлет (Мидраш зута, Коэлет 7:12) сказано: Почему Святой, благословен Он, сотворил Геином и Ган Эден рядом? Чтобы один из них спасал от другого. И каков промежуток между ними? Раби Йоханан сказал: «Толщина стены». Раби Аха сказал: «С кулак». А все мудрецы говорят: «В два пальца». И приведено в начале Берешит раба (1:14), а затем повторено там несколько раз (9:5, 15:1, 20:10), да и в других местах также учим (См, например, Ктубот 77б, Тамид 32б), что это реальный сад, посаженный на земле, как я разъяснял.
Почет и уважение словам раби Авраама бен Эзры, благословенна память о нем, который написал: «В Дереве Познания скрыта сладостная тайна, и вместе с тем все сохраняет свой простой смысл» (Предисловие к его комментарию на Тору).
И в мидраше Шир аширим (зута), объясняя стих «Привел меня царь в свои покои» (Шир аширим 1:4) сказали: «Научить нас, что в будущем Святой, благословен Он, покажет Израилю Свои сокровенные высоты — Его «покои на Небесах». Раби Йеуда говорит: Ведь это можно выучить из истории с нашим отцом Яаковом, которому Святой, благословен Он, сказал: «Встань, поднимись в Бейт Эль и поселись там» (Берешит 35:1). Этот стих учит нас, что Святой, благословен Он, показывал ему один уровень Небес за другим, и показал ему Свои «покои» в высотах (название города Бейт Эль переводится как «Дом Б-га»). Согласно другому объяснению, «Привел меня царь в свои покои» — это покои Ган Эдена. Поэтому говорят: Ган Эден создан по образцу Небес и т.д.»
И в мидраше раби Нехуньи бен Аканы (Сэфер абаир) приводится ясное объяснение значительно более сокровенных сторон этой темы.
84) Ты можешь сказать: Если, как мы упомянули, Ган Эден расположен в этом нижнем мире, какое вознаграждение может быть там для душ, ведь им нет никакого толку ни от материальных предметов, ни от определенной местности на земле, ни вообще от нижнего мира.
85) Мы уже объяснили (п.81), что суть дела в удвоении — и нижние «Ган» и «Эден» отображают высшие тайны. И эти проявления высшей реальности, отраженные в них, также называются «Ган» и «Эден», так как нижний Сад получил свое название от них. О чем идет речь? Есть в высшем мире уровень постижения, который наши учителя образно называют «Ган», и еще более высокий уровень постижения, называемый «Эден», и он также называется «Узлом жизни». Но их тайна глубока и надежно сберегается в руках хранителей веры.
Однако наши мудрецы, благословенна память о них, описали для нас место пребывания душ (в верхнем мире). Сказано в трактате Шабат (152б): «Души праведников сокрыты под Небесным Троном, как сказано ( I Шмуэль 25:29): «И будет душа моего господина завязана в узел жизни у Ашема, твоего Б-га» (Эти слова сказаны пророчицей Авигаиль о посмертном уделе царя Давида. Мудрецы уточняют: «у Ашема» — т.е. рядом с Ним, у подножия Его Трона — Раши, Маарша)».
И сказано в трактате Хагига (12б), что «на аравот» (на седьмом, высшем, уровне Небес — Радак) — источник справедливости и закона, там «хранилище жизни и хранилище мира, и хранилище благословения, и души праведников, и духи и души, которые будут воплощены в будущем… И там офаним, и серафим, и святые хайот (виды ангелов), и ангелы-служители, и Небесный Трон, и Царь — Б-г Живой и Сущий, Всевышний и Превознесенный, обитает с ними».
А в трактате Сукка (45б) приводятся слова раби Шимона бар Йохая: «Я видел сыновей Высот, но их мало (т.е. немногие удостоятся созерцания Шехины — Б-жественного присутствия. И возражают в Гемаре: из других пророчеств мы видим, что многие тысячи праведников будут окружать Шехину в небесном Иерусалиме — Раши; Маарша)». И объяснено: «Эти («сыновья Высот») смотрят в ясное зеркало («преграда», отделяющая их от Шехины, настолько «просвечивает», что они видят через нее, как в зеркале — Раши), а эти (тысячи праведников, не достигших ясного духовного зрения — Раши) смотрят в тусклое зеркало». И подобно этому созерцание, о котором сказано (Йевамот 49б): «Моше смотрел в ясное зеркало, а другие пророки смотрели в тусклое зеркало». И слово «смотрел» использовано здесь для обозначения духовного зрения и высшего постижения — поэтому они и названы «сыновьями Высот».
И сказано (Бемидбар раба, Насо 14:22): «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Шмот 33:20) — но в час смерти видит».
И по поводу стиха «Ашем, Б-г душ всех людей» (Бемидбар 27:16) сказано в Сифри (Пинхас 139): Это говорит о том, что все души исходят именно от Него. Раби Элиэзер, сын раби Йоси Галилейца, сказал: Да будет тебе ясно, что все время пока человеку даруется жизнь, его душа вложена в руку его Создателя, как сказано: «В Его руке души всех живых» (Йов 12:10) и сказано: «В Твою руку вкладываю свою душу» (Теилим 31:6). Умер — его душа поступает в хранилище, как сказано: «И будет душа моего господина завязана в узел жизни у Ашема» (I Шмуэль 25:29). Можно подумать — как души праведников, так и души нечестивцев. Но Писание говорит: «А души твоих врагов будут летать, как из ложа пращи» (там же)».
И в мидраше Теилим (30:3) сказано о стихе «Возрадуется праведные почету» (Теилим 149:5): «Какому почету? Почету, который оказывает Святой, благословен Он, праведникам в час, когда они покидают этот мир. А они прославляют Его за то, что Он поместил их души в «Узел жизни», как сказано: «И будет душа моего господина завязана в узел жизни у Ашема…» (I Шмуэль 25:29)».
И в мидраше Шир аширим (зута) сказано: «Сердце его полно любви» (Шир аширим 3:10) — это души праведников, пребывающие с Ним в высотах. Существует три уровня постижения — один выше другого. Уровень Моше, как сказано: «А Моше приблизился ко мгле, в которой был Б-г» (Шмот 20:18). Выше этого — уровень справедливости и правосудия, как написано: «Справедливость и правосудие — основание Твоего Трона» (Теилим 89:15). Выше этого — души праведников, как сказано: «В Его руке души всех живых» (Йов 12:10) и сказано: «И будет душа моего господина завязана в узел жизни у Ашема» (т.е. «в Его руке» ближе к Святому, благословен Он, чем «основание…Трона», а «основание Трона» ближе, чем «мгла»). И на это намекается в Торе — «и прилепиться к Нему» (Дварим 11:22), и мы еще поговорим об этом в дальнейшем (п.114), с Б-жьей помощью.
86) Но вместе с тем верили наши учителя, судя по их словам в агаде, что и в том, нижнем, Ган Эдене, который мы упоминали, получают души часть своей награды и наслаждения, несмотря на то, что они бестелесны и что уже отведено им место в высших мирах.
И это разъясняется из слов мудрецов (Шабат 152б): «До двенадцати месяцев (после смерти) тело продолжает существовать, а душа поднимается и спускается. После двенадцати месяцев тело перестает существовать, а душа поднимается — и уже не спускается». И это предание имеет в виду, что на протяжении двенадцати месяцев все еще сохраняется энергия тела, и душа склонна к тем понятиям и поступкам, которые были ей свойственны, когда она состояла в союзе с ним — она возвращается к своему земному мышлению, и несмотря на то, что она «поднимается», познавая Мир Душ, она все еще «спускается» к своему прежнему состоянию. После двенадцати месяцев она поднимается над своими земными понятиями и облачается в духовность ангелов и коронуется короной Будущего мира. И слова «тело продолжает существовать» не имеют в виду разницу между телом, сожженным на известь, и набальзамированной мумией, которая «продолжает существовать», но имеется в виду то, что мы объяснили.
И в эти двенадцать месяцев — удел души в земном Ган Эдене, где наслаждения Высшего Мира еще связаны с материальностью. И не имели в виду наши учителя, благословенна память о них, что души наслаждаются плодами этого Сада или омываются в его реках — но имеется в виду, что это врата Небес, «сияющие светом жизни» (Йов 33:30). И как говорят о пребывающем в Иерусалиме, что его душа облекается духом святости и, подобно ангелам, пророчески постигает Всевышнего во сне или в видении более, чем способны постигнуть стоящие на оскверненной земле (вне Иерусалима или вне Земли Израиля), так пребывание в Ган Эдене возвышает душу, чтобы она смогла прилепиться к Высшему Миру и постигнуть духовное наслаждение.
И наши учителя рассказывают в агаде (Бава меция 85б), что души праведников «поднимаются» в Небесную ешиву и «спускаются». «Подъем» — это постижения души и ее «прилепление» к высшим мирам, а «спуск» — это постижение, которого удостаиваются избранные существа нижнего мира, например, пророки (т.е. постижение души, даже когда она в течение 12 месяцев «опускается» в Ган Эден, подобно пророческому постижению).
87) Однако пребывание души ограничено этим местом. И если тем, кто мудрствует по поводу Торы Ашема, тяжело понять это, то укажем им на ту вероятность, о которой мы уже говорили им по поводу душ грешников, пребывающих в Геиноме (пп.57—58).
88) И невозможно объяснить больше этого о верхних «Гане» и «Эдене», на которые мы намекнули выше (п.85). Но мы стремились, чтобы из наших слов изучающим было совершенно ясно, что слова Торы о Ган Эдене и его устройстве — не аллегория, лишенная правдивости. И что слова наших учителей и традиция, полученная от наших отцов, сердца которых были убеждены в этих предметах, — не небылицы, не пустые басни и не притчи. Но все истинно и достоверно — и открытое всем, и сокровенное знание о каждом уровне и о каждом постижении. И всякий удостаивается своего уровня и постижения, соответствующего воздаянию, которое он заслужил. И об этом говорится в Ваикра раба (27:1): «Сказал раби Элазар от имени раби Менахема: Не написано: «из ручья Своего Эдена Ты их поишь», но написано: «из ручья Своих Эденов Ты их поишь» (Теилим 36:9) — научить, что для каждого праведника существует свой особый Эден (особый уровень постижения)».
89) И действительно, это место — Ган Эден — еще послужит именно для материального воздаяния во дни воскрешения мертвых. И об этом говорят наши учителя, благословенна память о них: «В грядущем Святой, благословен Он, устроит праведникам трапезу и танцы в Ган Эдене и Он будет восседать среди них, и каждый сможет указать на Него пальцем, как сказано (Йешая 25:9): «Вот, это наш Б-г!» (Таанит 31а). Таким будет наслаждение и грядущая награда во дни воскрешения. И это созерцание Шехины (Б-жественного Присутствия), когда танцующие праведники смогут как бы «указать на Него пальцем» — постижение высших сфер и наслаждение единством мира, сопровождаемое веселием плоти — говорит о том, что люди того мира достигнут уровня нашего учителя Моше, да пребудет на нем мир, душа которого возобладала над его плотью до такой степени, что его телесные органы чувств перестали действовать, и он был каждое мгновение облачен пророческим духом — как бы видел и слышал исключительно глазами души, а не посредством плотских глаз и ушей. И то же происходило с другими пророками, когда их тела отключались и ощущения органов чувств заменялись восприятиями души, и она наделялась духом пророчества и видела собственным зрением, как видят ангелы Михаэль или Гавриэль, — и это истинное «зрение» и верный «слух». И несостоятельны претензии философствующих ниспровергателей Торы, когда они опровергают наше представление о том, что у ангелов есть «зрение» и «слух», — ведь мы аллегорически называем так восприятие, с помощью которого ангел Гавриэль постигает ангела Михаэля. И также, когда упомянули наши учителя, благословенна память о них, что души «разговаривают» друг с другом (Брахот 18б), не имелся в виду разговор на определенном языке, с разделением на слова — но то, что души воспринимают и постигают друг друга.
Но мы отклонились от нашей темы и едва не коснулись тайн пророчества и «зрения» праведников, которые видят ангелов. И сказано в агаде (Шохер тов 31), толкующей стих «Как велико Твое благо, которое Ты хранишь для трепещущих перед Тобой» (Теилим 31:20): «Сказал Святой, благословен Он, Израилю: Вы сохранили Мою Тору и заповеди в этом мире, а Я сохранил для вас благо, уготованное в грядущем для праведников… Вы сделали то, что в ваших силах, а Я — то, что в Моих силах». (А в Иерусалимском Талмуде /Авода зара 3:2/ приводится параллельная агада, комментирующая тот же стих псалма — «Как велико Твое благо»: «Когда раби Авау приблизился к смерти, он увидел награду, которую Святой, благословен Он, дарует ему в грядущем, и все благо, уготованное в грядущем для праведников. И как только он увидел всю эту уготованную ему усладу,…сразу страстно возжелал смерти. И начал произносить: «Как велико Твое благо, которое Ты хранишь для трепещущих перед Тобой…» Ведь Святой, благословен Он, показывает праведникам их награду еще в этом мире — и их души насыщаются». Т.е. перед самой смертью праведники уже воспринимают постижения высших миров, видят ангелов и свою награду — Рабейну Бехая).