ЧАСТЬ 3. ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ

ЧАСТЬ 3

Как устроен еврейский календарь

“Вот праздники Г-сподни, священные собрания, которые вы должны созывать в назначенное для них время.” (Левит 23:4)

У евреев много праздников и особых дней в году. Среди них есть главные праздники, во время которых вся повседневная деятельность – работа, учеба, покупки – прекращается, и евреи проводят большую часть времени в молитве и праздновании со своими семьями. Другие даты менее важны, в эти дни повседневная жизнь продолжается в основном как обычно. Есть и такие, которые отмечаются только особыми молитвами, произносимыми в синагоге.

Еврейские праздники можно разделить на два вида. Некоторые из них, такие как Песах  и Ханука напоминают об исторических событиях, главным образом о чудесах, сотворенных Б-гом, чтобы помочь евреям. Они напоминают о том, что Б-г вмешивается в дела людей и изменяет их жизнь по Своему плану. В эти праздники евреи славят Б-га как творца человеческой истории. Соблюдая эти праздники, евреи пытаются выполнением заповедей воссоздать, воспроизвести события древности. Этот момент чрезвычайно важен. Вы сможете познакомиться с этими заповедями в следующих разделах.

Другие священные дни, например, Шаббат и Новый Год Деревьев, напоминают о Б-ге как творце мира. Песах, Шавуот и Суккот связаны с обоими аспектами: хотя они напоминают об исторических событиях, Песах совпадает по времени со сбором урожая ячменя в Израиле, а Шавуот – с урожаем пшеницы. Суккот приходится на начало сезона дождей в Святой Земле.

Исключение составляют Иом Кипур, День Искупления и Симхат Тора, не связанные ни с историей, ни с природой. Главная тема Иом Кипур и предшествующего ему месяца Эллуль – возобновление связи человека с Б-гом и с другими людьми. Симхат Тора – это праздник окончания цикла недельных чтений Торы в синагоге и начало нового цикла. Этот день отмечает особые отношения еврейского народа с Б-гом.

Ниже приводится таблица предметной классификации еврейских праздников.

Евреи пользуются библейским способом отсчета времени. Новый день начинается с заходом солнца, а не в полночь (Бытие 1:5). Например, Когда солнце садится в четверг, для евреев начинается пятница, а когда оно заходит в пятницу, начинается суббота. Этим объясняется то, что еврейский Шаббат, приходящийся на субботу, фактически начинается вечером в пятницу. По той же причине все еврейские праздники начинаются с заходом солнца.

В Англии есть существенная разница между временем захода в разные времена года. В разгар лета солнце садится не раньше 9 часов (а в Шотландии даже позже); в середине зимы заход солнца может быть и в 3.30. Это означает, что в середине зимы еврейские дети, соблюдающие Шаббат, в пятницу рано уходят из школы. Чем ближе к тропикам, тем меньше разница между временем захода солнца в разные времена года.

Евреям приходится приучиться думать об этих вечерних часах после захода солнца как о новом дне в том, что касается чисто еврейских моментов их жизни, и как о конце того же дня в том, что касается светской жизни. Большинство евреев справляются с этой “двойственностью” без особых проблем.

Ниже приводится диаграмма, показывающая, как еврейский год (от месяца Тишрей до Эллуля) соотносится с обычным годом – от января до декабря. Это соответствие приблизительно, поскольку еврейский календарь представляет собой комбинацию солнечного и лунного года. Это означает, что дата, на которую приходится праздник, от года к году немного изменяется.

Праздники символизируют различные аспекты связи евреев с Б-гом.

Задания

  1. Представьте себе, что вы - родитель еврейского ребенка. Напишите короткое письмо директору школы с просьбой разрешить вашему сыну или дочери уходить с занятий раньше по пятницам в зимнее время. Не забудьте подробно обосновать свою просьбу.
  2. Евреи считают, что их праздники определяются по “часам природы”. Прочитайте Бытие 1:14 и объясните, как вы это понимаете.
  3. Какие две основные темы запечатлены в еврейских праздниках?
 

Рош Ходеш (Новомесячье)

РОШ ХОДЕШ (НАЧАЛО МЕСЯЦА)

“О, Б-г наш и Б-г наших предков, обнови этот месяц для нас, послав нам добро и благословение...” (Молитвенник)

Наряду с общепринятым календарем, (январь-декабрь), евреи пользуются своим собственным календарем (см. соответствующие материалы сайта). Месяцы в нем – лунные, то есть они соответствуют фазам луны. В некоторые месяцы Рош Ходеш (начало месяца) отмечается два дня. Это определяется тем, когда именно происходит перемена в фазе луны.

МЕСЯЦЫ ЕВРЕЙСКОГО КАЛЕНДАРЯ

Луна делает полный оборот вокруг Земли примерно за 29,5 дней. За это время та часть луны, которую мы видим на небосклоне, сначала увеличивается, а потом уменьшается до полного исчезновения. Ее новое появление называется новомесячьем. По еврейскому календарю, это – начало нового месяца. Еврейские месяцы продолжаются 29 или 30 дней. В году 12 месяцев, но в високосный год (см. ниже) прибавляется еще один месяц. Все еврейские праздники отмечаются в определенные дни по еврейскому календарю.

Еврейские месяцы не совпадают с месяцами общепринятого календаря (январь-декабрь), но это смещение не очень велико. Например, еврейский Новый Год празднуется в первые два дня месяца Тишрей. Тишрей всегда приходится на осень, но еврейский Новый Год может прийтись на любую дату между началом сентября и началом октября по общепринятому календарю. Евреи должны научиться строить свою религиозную жизнь в соответствии с еврейским календарем, а свою деловую и прочую светскую деятельность – по общепринятому календарю.

РОШ ХОДЕШ В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА

Уже в древние времена астрономы умели рассчитывать, где и когда появится новая луна. Тем не менее, закон Торы требовал, чтобы люди, увидевшие новую луну, пришли в Бет Дин а-Гадоль - Высший раввинский суд, и объявили, что появилась новая луна. После того, как раввины, опросив свидетелей, удостоверялись, что новая луна появилась, они вставали и провозглашали: “Он (новый месяц) освящен, он освящен”. Затем они рассылали посланцев во все еврейские общины, чтобы сообщить народу, что следует начать отсчет нового месяца.

Раввины также должны были следить за тем, чтобы праздники приходились на соответствующее время года. Лунный год, по которому построен еврейский календарь, на десять дней короче солнечного, по которому происходит смена времен года. С каждым лунным годом каждый праздник смещался бы все дальше и дальше относительно того времени года, в которое должен отмечаться, и через десять лет Песах, который является весенним праздником, пришелся бы на середину зимы. Чтобы избежать этого, раввины время от времени добавляли месяц. Это позволяло скоординировать лунный и солнечный календари. Годы, состоящие из тринадцати месяцев, называются високосными. На каждые девятнадцать лет приходится семь високосных.

После разрушения Второго Храма стало трудно опираться на систему опроса свидетелей, и тогда был составлен постоянный календарь. Он был рассчитан на повторяющийся 19-летний цикл. Таким образом, отпала необходимость в опросе свидетелей. Этим календарем евреи пользуются и сегодня. В статье, посвященной еврейскому времени, указаны названия еврейских месяцев и то, как они соответствуют месяцам общепринятого календаря.

В древнем Израиле Рош Ходеш был днем отдыха, почти таким же, как Шаббат. В средние века в разных общинах установились разные обычаи относительно того, какие виды работ можно делать, но в большинстве мест это был день отдыха для женщин. В наши дни все евреи работают в Рош Ходеш, но в некоторых общинах женщины по-прежнему воздерживаются от выполнения определенных видов работы.

ШАББАТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ

Шаббат перед Рош Ходеш называется Шаббат Мевархим (Шаббат Благословения). По окончании чтения Торы все присутствующие в синагоге стоя слушают сообщение о времени наступления нового месяца. Это напоминает древний раввинский суд, который стоя объявлял о начале нового месяца. Вслед за этим община молится, прося Б-га благословить наступающий месяц, чтобы он был месяцем “жизни и мира, радости и веселья, освобождения и утешения”.

МОЛИТВЫ

В день Рош Ходеш в синагоге произносятся особые молитвы. Они включают часть Алеля (псалмы 113-118) – это гимны восхваления, которые читаются в большую часть праздников. Читается также отрывок из Торы, где описываются жертвоприношения, совершавшиеся в Храме в Рош Ходеш. В отличие от Шаббата, когда к чтению Торы вызываются семь человек, в Рош Ходеш вызываются четверо.

ЖЕНСКИЕ ГРУППЫ В РОШ ХОДЕШ

В последние годы некоторые женщины стали собираться вместе в Рош Ходеш, чтобы укрепить свою связь с еврейской традицией. В таких группах возрождаются некоторые древние обычаи, переставшие соблюдаться. Например, зажигание свечи, плавающей в воде и напоминающей луну, плывущую в небе. Каждая группа сама определяет, как отмечать этот день, т.к. не существует готового сценария. Одни читают отрывки из Танаха или более поздних книг, другие проводят занятие, посвященное событиям наступающего месяца, третьи обсуждают различные темы, связанные с жизнью еврейской женщины. Многие устраивают небольшое праздничное застолье. Почти все организуют сбор пожертвований. Однако всех участниц таких групп объединяет общее желание достичь более высокого уровня духовности.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ЛУНУ

В первую часть месяца, когда луна “увеличивается”, произносится Киддуш Левана. Это благословение, выражающее благодарность Б-гу за возрождение луны. Это признание того, что Создатель поддерживает порядок и гармонию космоса. Киддуш Левана обычно произносят в субботу вечером, сразу по окончании Шаббата.

Есть и благословение, которое евреи произносят на солнце. Это самая редкая из еврейских традиций, такое благословение произносится только раз в 28 лет, когда земля и солнце занимают относительно друг друга такое же положение, какое они занимали в момент их сотворения. Евреи произносят это благословение как признание того, что Б-г создал вселенную и продолжает поддерживать ее существование.

 ЗАДАНИЯ

  1. Попробуйте выяснить дату своего рождения по еврейскому календарю. Узнайте, какой ближайший ко дню вашего рождения праздник. Используйте эту информацию, чтобы написать приглашение другу на ваш день рождения. Всегда ли 1 января приходится на один и тот же день по еврейскому календарю? Объясните свой ответ.
  2. Что, по-вашему мнению, имеют ввиду евреи, когда прославляют Б-га за поддержание порядка и гармонии в космосе?
  3. В Рош Ходеш евреи произносят 104-й псалом. Прочитайте его и перечислите десять явлений (вещей), которые в нем упоминаются. Как вы думаете, почему они упоминаются в молитве Рош Ходеша?