ЧАСТЬ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ЧАСТЬ 1
Кого считать евреем?
1. КОГО СЧИТАТЬ ЕВРЕЕМ ?
Посмотрите на эти фотографии. На них изображены совсем непохожие люди. Разные части света, разные расовые группы, разные языки … Что их объединяет? Все они - евреи. Английские школьницы на центральном снимке и знаменитая американская актриса – ашкеназы. Восточные евреи, как, например, супружеская пара из Йемена на снимке справа и этот юноша в тфилине из Эфиопии известны под общим названием сефарды. Большинство евреев в мире относятся к одной из этих двух групп, и в нашей книге речь пойдет в основном о них.
Евреи – один из древнейших народов мира. За 4 000 лет истории мы познали рабство и свободу, королевский почет и нищету, собственное процветающее царство и рассеяние по всему миру. Едва ли найдешь на планете страну, где бы никогда не жили евреи.
И это лишь 0.27 процента человечества! Иными словами, если произвольно собрать со всех концов земли на воображаемом поле 10 000 человек, среди них окажется только 27 евреев! Но попробуйте-ка рассчитать процент евреев среди всемирно известных музыкантов, писателей, ученых, бизнесменов и политиков! Кроме того, религиозные верования и моральные нормы миллионов людей по всему миру берут начало в еврейском учении о Б-ге и морали.
Эта книга рассказывает не только о еврейском народе, но и о религии евреев – иудаизме. Иудаизм – это гораздо больше, чем религия, иудаизм – это образ жизни. Не все евреи в равной степени подчиняются этому образу жизни. Не каждый еврей по рождению сегодня умеет и хочет быть иудеем. Есть примеры произвольного соблюдения заповедей, полного или частичного отступления от веры предков.
Чтобы начать разбираться в иудаизме, стоит познакомиться с теми, кто всю свою жизнь строит по еврейской системе ценностей. Эта книга приглашает Вас познакомиться с верованиями, практической деятельностью и организациями соблюдающих завет евреев.
ОДНА БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
У антропологов нет общепризнанного определения Еврейского Народа. Одни говорят, что это раса, другие – нация. Но даже по этим снимкам очевидно: оба определения не подходят. Евреи принадлежат к различным расам и нациям. Иные склонны считать евреев скорее религиозной общностью. Но как тогда быть с неверующими евреями? Итак, кого считать евреем?
Родителей не выбирают, а дети еврейских матерей считаются евреями. Поэтому неудивительно, что каждый еврей ощущает родственную связь со всеми евреями в мире, а также с прошлыми поколениями своего народа и, без сомнения, считает себя потомком того Народа Израиля, о котором написано в Библии. Вполне понятно, что не каждая семья сегодня может проследить свои корни так далеко. Известно, что на протяжении всей истории существовали смешанные браки, а также прозелитизм, то есть неевреи, желающие перейти в иудаизм. Но в большинстве своем мы действительно дети, внуки и внуки внуков этого древнейшего народа. Таким образом, самое лучшее определение евреев – семья.
Именно потому, что все евреи планеты связаны как бы родственными узами, они всегда спешат на помощь друг другу, в каком бы уголке земли ни стряслась беда. Совсем недавно евреи Великобритании и США развернули кампанию в защиту прав евреев бывшего СССР, а Израиль организовал доставку гуманитарной помощи евреям Йемена и Эфиопии.
Самостоятельная работа
- Найдите несколько евреев среди мировых знаменитостей. Начните с еврейской газеты. Объясните, чем именно они прославились.
На заметку
- Несколько лет назад израильский археолог, профессор Йигаль Ядин, вел раскопки в пещере в районе Мертвого Моря в Израиле и обнаружил предметы домашней утвари, брошенные еврейской семьей, которая, по-видимому, бежала от римской армии. Профессор Ядин делится впечатлениями:
– Археолог – тоже человек, и как любой человек он неравнодушен к истории своего народа. Армия Обороны Израиля разбила лагерь на том самом месте, где когда-то стояли лагерем римляне, убийцы наших предков. Об этих самых римлянах сегодня не напоминает ничего, кроме груды камней, а потомки осажденных и гонимых вернулись за Б-гатым наследством.
Как вы думаете, что он имеет в виду ?
2. Евреи в древнем мире
2. Евреи в древнем мире
"Помни дни старины, веди летопись поколений, спроси отца и он сообщит, спроси у старцев и они расскажут" {Второзаконие 32:7}
Еврейский народ помнит свою историю и гордится ею. Нам тоже не мешает разобраться в еврейской истории, ведь знание история своего народа определяет и самосознание.
ЭРА ПАТРИАРХОВ
Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и четыре его жены: Рахель, Леа, Билгьа и Зильпа составляют три поколения Патриархов (Праотцев) и Матриархов (Праматерей) еврейского народа. Мы до сих пор их так и называем "Авраам Авину", "Сара Имену", т. е. "Наш Отец Авраам", "Наша Мать Сара". Наши праотцы вели кочевой образ жизни. Примерно тридцать восемь веков назад они путешествовали, вместе с женами, детьми, имуществом и стадами по территории сегодняшней Сирии, Израиля и Египта. После долгого пути праотцы становились лагерем, рядом с шатрами других скотоводов-кочевников, вблизи крупных городов. Но что отличало их от соседей, так это вера в Единого Б-га, причем их Б-гослужение подразумевало не только молитвы и жертвоприношения, но также доброту и гостеприимство. Тора рассказывает о том, как Всевышний клялся Праотцам, что земля Ханаан (современный Израиль) будет принадлежать их потомкам. Однако сильный голод в земле Ханаан вынудил Яакова "спуститься" с семьей в Египет, где пищи было вдоволь, и поселиться там. Спустя столетие в Египте уже насчитывалось много тысяч евреев. Государственный переворот привел к власти в Египте нового фараона. Он нашел удобным обвинить евреев во всех экономических и политических бедах и обратил их в рабов.
Несколько поколений спустя, Б-г пожелал исполнить свое обещание, данное Праотцам, и вернуть евреев в Ханаан. Он призвал человека по имени Моше (Моисей в русской традиции) для освобождения евреев и возвращения их в Страну Обетованную. Спустя семь недель после исхода из Египта еврейский народ подошел к горе Синай. Там Моше получил Тору (свод законов, по которым должны жить евреи) и все сорок лет странствий по пустыне преподавал ее народу. Евреи считают Моше величайшим из пророков и называют его Моше Рабейну (Моше – учитель наш). Обращаясь к Моше, Всевышний заповедовал евреям построить мишкан, то есть переносной храм, с которым можно было путешествовать. Мишкан стал прообразом будущего Храма и синагог вплоть до сегодняшнего дня.
Спустя сорок лет странствий по пустыне, евреи достигли страны Ханаан. Моше умер, когда Земля Обетованная была уже на горизонте. Завоевание Земли Ханаан возглавил преемник Моше, пророк Йегошуа.
СОЮЗ КОЛЕН (1500 – 1000 до н. э.)
Израильтянам понадобилось несколько лет, чтобы завоевать страну Ханаан. Затем каждое из двенадцати колен получило в ней свой надел, и старейшины каждого колена стали во главе его. Верховную власть осуществляли Судьи, выдающиеся пророки, чей авторитет принимали все колена. Каждое колено выбирало для себя возвышенность, на которой осуществлялись молитвы и жертвоприношения Всевышнему. Важнейшим местом б-гослужения были несколько мишканов в разных точках страны.
В этот период евреи страдали от набегов соседей. Судьи проводили мобилизацию для отпора врагу, как правило, только среди тех колен, которые непосредственно находились под угрозой. К концу одиннадцатого века до. н. э. филистимляне, воинственный народ на юго-востоке, представляли уже угрозу иного рода, так как их целью было полное завоевание Страны Израиля. Перед лицом опасности народ просил Шмуэля, последнего из судей, выбрать достойного царя. Выбор пал на храбреца и праведника по имени Шауль (в русской традиции – Саул).
Монархия и пророки (около 1100 – 586 г. до н. э.)
Шауль сумел объединить народ так, как не могли этого сделать судьи и выступил с армией, составленной из представителей всех колен, на войну с филистимлянами. В начале ему сопутствовал успех, но в итоге он потерпел сокрушительное поражение и был убит. Шауль царствовал только два года.
Покончить с филистимлянами смог зять Шауля Давид, который унаследовал за ним царство и правил 40 лет. Он почти все время воевал и к концу своего правления владел уже небольшой империей. Сын Давида Шломо (в русской традиции Соломон) обеспечил стране мир и процветание. Доходы шли от внутренней и внешней экономической деятельности. К этому моменту скромные мишканы не производили должного впечатления на фоне роскошной городской архитектуры, и Шломо решил заменить их Храмом, строительство которого заняло семь лет.
После смерти Шломо, некоторые люди не приняли его сына в качестве нового царя. Северные племена восстали и основали собственное царство под названием Израиль. Южные колена остались верны сыну Шломо в государстве Иудея. Население Иудеи получило название евреев. Два соседних царства простояли около 200 лет.
К концу этого времени сформировалась богатая знать, которая угнетала бедняков, а коррумпированные судьи не вмешивались. Но великие пророки этого времени, такие как Ошеа, Амос, Йешаягу, Йирмеягу бесстрашно обличали власть предержащих, включая царей. Учение пророков о справедливости и сострадании легло в основу современной морали.
В 722 г. могущественная Ассирия завоевала Северное Царство и изгнала евреев. Эти изгнанники не оставили следа в истории. Спустя всего сто лет, когда Ассирия уже не была сверхдержавой, крохотное Иудейское Царство оказалось в тисках конфликта между Вавилонией (сегодняшний Ирак) и Египтом. В 586 г до. н. э. Вавилоняне разрушили Иерусалим и Храм (см с. 60) и увели народ Иудеи в Вавилонский плен.
Самостоятельная работа
- Среди знаменитейших пророков известны Двора (Дебора), Гидеон, Йифтах (Йефтахья) и Шимшон (Самсон). Разузнайте о них с помощью энциклопедии.
Домашнее задание
- Чем отличалось Б-гослужение еврейских праотцев и праматерей от б-гослужения окружающих народов? Какое значение это может иметь для сегодняшних евреев?
От древности к средневековью
Персидское владычество.
За некоторое время до разрушения Храма евреи начали расселяться за пределами Святой Земли. Эти поселения получили общие название "диаспора", т. е. "рассеяние". Крупнейшим центром еврейской диаспоры стал Вавилон.
В 538 году до н. э. Кир Великий, царь Персии, завоевал Вавилон и позволил всем народам вернуться из вавилонского плена на родину. Часть евреев вернулась в Иудею. Началось восстановление Храма. Однако большинство евреев предпочло не покидать Вавилон, где остались крупные процветающие общины. Несмотря на ряд неудач, Храм был наконец отстроен и все больше евреев возвращалось в Святую Землю.
Эллинистический период (323 – 63 до н. з.)
К 323 г до н. э. Александр Великий (Македонский) завоевал Персидскую Империю. Александр и его преемники ставили целью распространение греческой культуры в Азии. Появились новые формы искусства, литературы, философии и управления, известные под общим названием эллинистических. Многие евреи под влиянием эллинизма оставили свой традиционный образ жизни. Появились трения между эллинизированными и традиционными евреями. Напряженность достигла предела в тот момент, когда греко-сирийский царь Антиох IV (175 – 163 гг. до н.э.) попытался насильственно эллинизировать всех евреев своей империи. Результатом стало восстание Маккавеев, которое закончилось победой и установлением собственной монархии, продержавшейся вплоть до вторжения римлян.
Римское владычество (63 г. до н. э. – около 300 г. н. э.)
В 63 г. до н. э. Римская Империя захватила Святую Землю. Римляне оказались крайне суровыми правителями и евреи не были едины в том, как реагировать на их действия. Одни призывали к восстанию, другим было важнее сохранить мир.
Различия во взглядах на особенности иудейских обрядов привели к образованию сект. Большинство из них ожидали немедленного прихода Машиаха (мессии, т. е. еврейского царя-помазанника), но не знали точно, чего от него ждать. Некоторые считали, что Машиах должен выгнать римлян, другие ждали, что он будет великим учителем. При этом они все верили, что с приходом Машиаха начнется эпоха всеобщего мира. В этот период несколько евреев претендовали на эту роль. Наиболее известен из них Иисус из Назарета. Его последователи заложили основу того, что мы сегодня называем Христианской церковью.
арка Титуса, Рим
В 66 г. н. э. одна их сект под названием Зелоты, подняла восстание против римлян. Спустя четыре года Иерусалим и храм были разрушены. После этого римское владычество еще ужесточилось, а борьба евреев становилась все более и более отчаянной. В 132 г. н. э. под предводительством Шимона бар Козиба, известного как Бар Кохба ("сын звезды"), евреи восстали снова. Бар Кохба выгнал римлян за пределы Иерусалима и на три года восстановил еврейскую власть в Святом Городе. В 135 г н. э. он был побежден и еврейская жизнь в Святой земле пришла в полный упадок. Многие покинули страну и поселились в диаспоре. Прошло почти 2000 лет прежде чем евреи сумели вновь основать суверенное государство на своей земле.
Евреи Вавилона (около 200 – 1040 г. н. э.)
К 200 г. н. э. евреи жили во многих странах. Помимо Святой Земли, очень крупные общины обосновались в Риме, Египте и Персии. Крупнейшее еврейское поселение находилось в Вавилоне. Потомки евреев, изгнанных из Иудеи после разрушения Первого Храма, жили здесь в достатке. В некоторых районах Вавилонии они были настолько Б-гаты, что основали независимые княжества, а еврейские войска помогали местным царям в войнах с Римом. В Вавилоне изучение Торы достигло высочайшего уровня. В этот период был составлен Талмуд, один из важнейших трудов в Иудаизме. Главы ведущих академий были известны под названием гаонов (гаон, мн. ч. "гаоним", означает "совершенство"). Евреи всего мира консультировались у них по вопросам галахического законодательства. Последний гаон был убит в 1040 г н. э., в период, когда еврейская жизнь в Вавилонии уже пошла на спад.
Европейское средневековье
Средневековая Европа принадлежала к христианскому миру. Правили церковь и аристократия, и зачастую власть церкви была сильнее. Это было трудное для евреев время, в лучшем случае их просто терпели, в худшем – уничтожали. В Средневековой Европе евреев не называли иначе как убийцами Христа и периодически принимались законы, унижающие евреев или ограничивающие их свободу. Иногда евреев заставляли жить в гетто: отдельных кварталах, обнесенных стеной с воротами, запирающимися на ночь. Некоторые декреты обязывали евреев носить специальную одежду. Евреям редко удавалось получить достойные должности, а в некоторых местах они были обязаны сойти в сточную канаву, уступая дорогу христианам.
Нет такого обвинения, которое в свое время не было бы предъявлено евреям, начиная от отравления колодцев и осквернения "святой воды", вплоть до так называемого "кровавого навета" – обвинения в убийстве христианских младенцев с целью использования их крови в б-гослужении. Нередко евреи становились жертвами массовых расправ. Периодически правительства некоторых городов, а иногда и целых стран просто избавлялись от еврейского населения. Например, Англия приняла решение об изгнании евреев в 1290 г.
Несмотря на все это, изучение Торы достигло в средневековье новых высот, причем как в Европе, так и в арабском мире. Главной целью еврейских мудрецов стало разъяснение Талмуда. Средневековые исследования Талмуда были очень глубоки и легли в основу современной талмудической науки. Среди других направлений можно назвать комментирование Письменной Торы и развитие грамматики иврита. Одним из выдающихся мудрецов Торы этого периода был р. Шломо бен Ицхак (1040 – 1105), известный как Раши. Перу Раши принадлежит, наверное, самый известный комментарий Пятикнижия и многие комментарии Талмуда.
В 1492 г. евреи были изгнаны из Испании. Некоторые из них поселились в Голландии, иные предпочли небезопасный путь в страну Израиля. Группа ученых основала крупнейший центр исследования Торы в городе Цфад. Там работал знаменитый Йосеф Каро. В 1555 был опубликован его основной труд: кодекс Галахи под названием Шульхан Арух ("Накрытый стол"). Другие мудрецы занялись изучением мистических толкований взаимоотношений между человеком и Б-гом.
Евреи в странах ислама
Ислам был более терпим к иным религиям, нежели христианство, и евреи Востока в целом жили более обеспечено, чем их братья в Европе. Разрешалась профессиональная деятельность, вплоть до участия в правительстве. Многие эмигрировали из христианских стран в исламские, и очень редко – наоборот.
Тем не менее, бывали времена жестоких гонений. В действительности мусульмане так и не простили евреям непризнание Магомета, и за это евреи периодически подвергались унижениям и изгнанию. Правители династии Альмохадов, завоевавших северную Африку и Испанию в 12 веке, навязали евреям специальную одежду и ввели ограничения на право торговли. Иногда такие ограничения были особенно жестоки. Например, в одном иракском городе не позволялось носить обувь, а также прикасаться к фруктам и овощам. Евреям запрещалось строить балконы, выходящие на улицу, чтобы не смотреть сверху вниз на мусульманских прохожих. Такая практика сохранилась вплоть до двадцатого века.
Как и в Европе, на Востоке жили в это время выдающиеся еврейские мудрецы, такие как р. Моше бен Маймон (1135 – 1204), известный как Рамбам или Маймонид, автор важнейшего законодательного кодекса и философских работ.
Самостоятельная работа
- посмотрите в энциклопедии статью "эллинизм". Что могло привлечь в нем одних евреев и оттолкнуть других?
- Узнайте, каковы были основные идеи трех основных иудейских сект первого века н. э.: фарисеев, саддукеев и ессеев.
Домашнее задание
- Кто такие гаоны? Каков их вклад в изучение Торы?
- Какова была основная цель средневековых еврейских мудрецов?
- Чем знаменит Цфад?
- За что наказывали евреев (а) христиане (б) мусульмане?
Начало нового времени
Европейское просвещение
В Средние Века большинство Европейцев считало само собой разумеющимся, что Б-г наблюдает за ними откуда-то с неба, где-то под ногами находится ад, а христианство – единственный путь к спасению души. Во второй половине семнадцатого века все стало уже не так просто. Английский ученый Исаак Ньютон показал, как движение планет можно объяснить математически, безотносительно к Б-гу. Европейцы открыли древнейшую китайскую цивилизацию, высококультурную и процветающую безо всякой связи с христианством; перевод Корана на французский и английский языки показал христианам, что существуют иные формы духовности, чем Христианство. Подобные идеи начали ослаблять влияние церкви на умы людей и открыли дорогу новому мышлению.
Новое мышление ассоциируется с "просвещением", движением, возникшим в Западной Европе в восемнадцатом веке. До этого люди принимали религию как данность. Теперь деятели просвещения подвергали сомнению общепринятые взгляды прошлого; их идеалом стали общечеловеческие ценности. Началась эпоха секуляризма (жизни без религии). Эти изменения принципиально повлияли на еврейский мир.
Еще один англичанин, Джон Локк, заявлял, что люди формируются под влиянием своего окружения, и ни один из них не является низшим по отношению к другому. Что касается евреев, то подобные идеи заставили людей усомниться в традиционном христианском представлении о том, что евреи – проклятый Б-гом народ. Появилось мнение, что если дать евреям образование и социальное равноправие, то из них получатся неплохие граждане. Иные заговорили также об эмансипации евреев и о равных гражданских правах для них.
Гаскала (Просвещение).
В то время на большей части Европы евреи как народ очень выделялись. Они по-иному одевались и говорили на своих языках. Законы христианских стран не подпускали их ко многим профессиям и подвергали всяческой дискриминации. Окружающие принимали это как доказательство того, что евреи являются низшей расой и что на них лежит Божье проклятие.
В то же время, некоторые евреи, как правило, самоучки, учили язык нееврейского окружения, осваивали математику и философию. Одним из них был Моисей Мендельсон, популярная личность в Берлине середины восемнадцатого века. Мощный интеллект и интересные философские работы пробили ему дорогу в германское общество.
Наполенский Санhедрин
Мендельсон верил, что евреи будут эмансипированы, если изменят стиль своей жизни. Он и его последователи старались убедить других евреев изучать секулярные предметы наряду с Библией и Талмудом, пользоваться европейскими языками, прекратить вести деловые записи на иврите, осваивать земледелие и ремесла. Подобное движение, предлагающее евреям компромисс в образе жизни в сторону нееврейского мира получило название Гаскала (еврейское просвещение), а ее приверженцы – маскилим.
Среди самих маскилим не было единства во взглядах. Некоторые считали достаточным изменить внешний вид, язык и профессии евреев. Другие пытались изменить еврейскую религию в угоду неевреям, сделать ее более приемлемой для окружения. Последние заложили фундамент реформистского движения, распространившегося в Германии в начале девятнадцатого века.
Эмансипация
Некоторые правительства Западной и Центральной Европы видели в гражданском равноправии евреев награду за отказ от тех элементов религии, которая велит "отличаться от остальных народов". Французская революция 1789 провозгласила "свободу, равенство, братство" для всех жителей Франции, включая евреев. Но это только в том случае, если те согласятся считать себя французами. Вскоре после прихода к власти, Наполеон Бонапарт провозгласил, что "через десять лет не будет никакой разницы между евреем и французом". В 1807 он основал Сангедрин (высший еврейский совет), поскольку, среди всего прочего, он хотел, чтобы раввины утвердили закон, позволяющий евреям жениться на нееврейках и наоборот. Раввины пошли на компромисс, заявив, что смешанные браки допустимы с точки зрения законов Франции, но не с точки зрения еврейского законодательства.
Евреи России
Как и везде в мире, евреям России предлагалось стать "как все". Их заставляли служить в царской армии по 20 лет. Такая служба должна была ослабить их связь с общиной и привести в лоно церкви. Царские школы старались сделать евреев более русскими, а правительство сформировало общество содействия переходу евреев в православие. Российское правительство поддержало планы маскилим ввести светские предметы в еврейских школах и сократить время изучения Талмуда. Несмотря на все это, большинство евреев оставались верны своему народу, даже те из них, которые изменили вере.
Евреи России долго преследовались, и часто против них принимались жестокие законы. Из-за таких преследований тысячи евреев бежали из Восточной Европы. Начиная с 1800 года, началась эмиграция из России, Польши и Украины. Большинство отправилось в США. Иные поселились в Палестине (сегодняшний Израиль), Великобритании, Южной Африке и Австралии.
Рост религиозных и политических движений.
В течение девятнадцатого века Гаскала, эмансипация и преследования невероятно изменили еврейскую жизнь в Европе. В Германии реформистское движение начало попытки приспособить Иудаизм к потребностям ассимилированных евреев. В Восточной и Центральной Европе Сионистское движение начало поиски путей создания еврейского государства. В России Бунд, еврейское социалистическое движение, призывало отказаться от Иудаизма и влиться в российское общество.
В то же самое время следующие традиции евреи по-своему отреагировали на новую ситуацию. Хасидское движение, родившееся в семнадцатом веке в Польше, движение Мусар в России и нео-ортодоксия в Германии стали мощным средством укрепления еврейских ценностей в меняющемся мире. Эти движения будут детально обсуждаться на с. 128 – 135.
Самостоятельная работа
- Среди крупнейших мыслителей просвещения известны французы Дидро и Вольтер. Выясните, в чем состоял их вклад в облегчение жизни евреев и что они говорили о евреях.
Домашнее задание
- Что такое просвещение? Как оно коснулось евреев?
- В чем суть нововведений, предложенных Моисеем Мендельсоном? Кто такие маскилим?
- Что дала евреям Франции Великая Французская революция? Каким образом она угрожала их существованию?
- Чем многие евреи России ответили на преследования?
- Какая разница между религиозным и политическим движением? Какие из движений, указанных в данной главе относятся скорее к политическим?
Евреи в двадцатом веке
В начале двадцатого века тысячи евреев покинули Восточную Европу, большая часть из них отправилась в США. Большинство иммигрантов в Британию расселилось в районе доков Лондона, Мерсисайда, Халла и Брэдфорда. Эти еврейские беженцы, бедные пролетарии, посвятили жизнь тому, чтобы как-то прокормиться и дать элементарное образование своим детям.
Многие из этих иммигрантов были глубоко религиозны. Но оказалось, что в Британии никто не возьмет их на работу, если они не согласятся также работать в Субботу (Шабат) и по еврейским праздникам. В те времена не существовало системы социальных пособий, и если человек не работал, его семья голодала. С болью в сердце евреи выходили на работу по праздникам. Некоторые выходили на работу утром в Шабат, а потом шли в синагогу и рыдали там. Но со временем их приверженность иудаизму ослабевала. У новых поколений были новые заботы и они не были так же преданы Торе, как их родители-иммигранты.
Молодое поколение евреев Великобритании в 20-х и 30-х годах более всего мечтало быть принятым в британское общество. Им было неловко от того, что их родители говорили по-английски с восточноевропейским акцентом. Многие изменили свои "иностранные" имена на имена, звучащие по-английски. Некоторые вступали в смешанные браки. Только меньшинство евреев Лондона, Манчестера и Гейтсхеда остались верны Иудаизму и Торе. Большинство желало поскорее забыть эмигрантское прошлое, а это означало в первую очередь отречение от Иудаизма.
Холокост
В 1933 г. в Германии пришла к власти национал-социалистическая партия (нацисты) во главе с Адольфом Гитлером. Они поставили перед собой задачу вернуть Германии былое величие путем вооруженной экспансии. Обвиняя евреев во всех бедах страны, они таким образом нашли на кого излить всю ярость немецкого народа, разочарованного итогами Первой Мировой войны.
Нацистская пропаганда опиралась на то, что евреи якобы контролируют банковскую систему, имеют монополию на некоторые профессии и состоят в заговоре с коммунистами с целью захвата страны. Постепенно нацисты лишали евреев гражданских прав и народ одобрял их действия. Так был проложен путь к нацистскому "окончательному решению еврейского вопроса" – полному уничтожению евреев. Были построены концентрационные лагеря и пленные евреи сгонялись туда. В период второй мировой войны такие лагеря действовали практически во всех странах, завоеванных Германией. В этих лагерях погибло шесть миллионов евреев, из них 1.5 миллионов детей. Эти события получили название Холокост.
Государство Израиль
В 1945 – 1948 гг. многие из выживших в Холокосте были помещены в "лагеря для перемещенных лиц". Постепенно им было разрешено поселиться в Палестине, которая тогда находилась под контролем Британии. Тем не менее, программа переселения осуществлялась очень медленно и встречала сильнейшее противоречие со стороны арабских правительств. Так было положено начало вражде между евреями Палестины и британскими властями. В мае 1948 Британия вывела свои войска из Палестины. Днем раньше евреи Палестины объявили о создании независимого государства Израиль.
В тот же момент началось вторжение в Израиль армий соседних арабских государств, которые не хотели создания еврейского государства на земле Израиля. Евреи победили в этой войне, известной как "Война за независимость".
Послевоенный период
В 1945 г. союзные войска вступили в концентрационные лагеря и мир увидел весь ужас нацистского геноцида. Евреи всего мира ощутили ярость, отчаяние, безмерную вину за то, что они не смогли ничем помочь. Было решено, что такое никогда не должно повториться.
С появлением Государства Израиль в 1948 г. евреи вновь обрели чувство собственного достоинства, надежду и гордость за свой народ. И если до войны евреи стремились сбросить с себя "оковы" Иудаизма, послевоенное поколение захотело вернуться к наследию предков.
Начиная с 1950 г. и далее наблюдается неуклонный рост числа еврейских школ, общинных центров, молодежного движения, ешив и семинаров (высших еврейских учебных заведений.
Евреи сегодня
Было бы неправильно думать, что евреи сегодня едины в своих убеждениях. Кратчайшая история евреев, приведенная выше, показывает, что жизнь евреев очень противоречива, особенно в двадцатом веке. Некоторые евреи религиозны, а многие совсем нет. Некоторые сильно вовлечены в политику, иные вовсе ее игнорируют.
Большинство евреев настроены произраильски. Они помогают Израилю деньгами и кадрами, в особенности в том, что касается войн с арабскими соседями. Израиль, в свою очередь, стал пристанищем для преследуемых евреев всего мира. Евреи Эфиопии и Йемена, страдающие от невыносимых условий жизни, а также евреи бывшего СССР, которые 70 лет провели за "железным занавесом", наконец получили возможность репатриироваться.
В Британии, как и в других странах, еврейская жизнь представляет собой запутанную сеть религиозных, общинных и политических движений. Иногда их цели совпадают, но есть и противоречия. Нельзя также не заметить тенденцию к всеобщей апатии. Евреи с неевреями на равных учатся в университетах, и количество смешанных браков сегодня больше, чем когда-либо. Многие этим обеспокоены.
С другой стороны, есть признаки здорового роста. Почти треть еврейских детей Великобритании посещает еврейские школы, и еще большая часть вовлечена в еврейские молодежные организации. Евреи сегодня в целом гораздо больше осознают свою еврейскую сущность, чем их отцы и деды. Такая степень заинтересованности молодежи в изучении своего наследия была бы немыслима два поколения назад.
Домашнее задание
- С какими дилеммами встретились молодые евреи 20 – 30 гг.? Как, по-вашему, это могло отразиться на семейных отношениях?
- Каковы были результаты нацистской пропаганды?
- Как основание Государства Израиль изменило отношение многих евреев к своему еврейству?
- Нарисуйте график еврейской истории с самого начала и до наших дней. Можете выбрать масштаб в 2 см./век. Расположите график таким образом, чтобы можно было наблюдать еврейскую и мировую историю параллельно. Таким образом вы увидите связь между событиями еврейской и мировой истории. Используйте события, описанные на с. 6-17 и добавьте к ним следующие: правление Тутанхамона, становление Ассирийской империи, убийство Юлия Цезаря, строительство стены Адриана, Альфред Великий, Битва при Гастингсе, путешествия Марко Поло, путешествия Колумба, Большой лондонский пожар, Французская революция, битва при Трафальгаре, Первая Мировая война, Российская революция, Вторая Мировая война, убийство президента Кеннеди и развал Советского Союза (воспользуйтесь помощью энциклопедии). Можете добавить любые события от себя.
Отношение к евреям в прошлом
Историю евреев сопровождает, и тесно с ней переплетается, история того как другие народы относились к евреям и обращались с ними. Некоторые люди восхищались евреями настолько, что переходили в Иудаизм и присоединялись таким образом к еврейскому народу; другие ненавидели евреев так сильно, что пытались уничтожить физически. К сожалению, большую часть своей истории евреи встречали враждебное отношение. Такое явление носит название антисемитизм.
Многие люди искали причину антисемитизма. Евреев ненавидели и за богатство, и за нищету, как за принадлежность к коммунистам так и к капиталистам; слухи о преступлениях одного еврея приводили к массовым антиеврейским погромам. Некоторые формы антисемитизма берут свое начало в религии, как, например, убеждение христиан в том, что Иисус – Б-г, а евреи убили его, либо мусульманское убеждение в том, что Магомет – последний пророк Всевышнего, которого евреи отвергли. Но и это – не окончательный вывод, так как многие мусульмане и христиане прекрасно относятся к евреям.
В некоторых странах (например в Польше и Германии) антисемитизм глубоко въелся в сознание и менталитет народа. В других (напр. Британии и США) это не всеобщее явление. Тем не менее евреи подвергаются оскорблениям даже в сегодняшней Англии, а еврейские кладбища оскверняются. Но до сих пор еще никто ни разу не привел удовлетворительного объяснения антисемитизму.
Древний мир
В древности, как правило, евреи жили среди других народов как добрые соседи. Иногда вспыхивали конфликты и времена добрососедских отношений сменялись периодами вражды. Идолопоклонники, жившие в Святой Земле, восставали против того, что евреи не хотели заключать с ними браки или есть их пищу.
Иногда принимались особые меры в отношении евреев. Например, в эпоху Персидского владычества. Главный Визирь обиделся, когда один еврей не пожелал поклониться ему, и пытался истребить всех евреев, населявших Персию. Позднее, римляне подозревали евреев в нелояльности, когда те отказывались молиться императору. Но, несмотря на такие моменты, евреи не были объектом постоянных преследований. При римской империи они даже пользовались серьезными привилегиями по сравнению с другими гражданами. Некоторые представители римской знати принимали на себя исполнение отдельных еврейских обрядов, видя в них проявление высокой морали. Только в позднеантичный период начали распространяться клеветнические слухи о евреях, включая сказки о том, что евреи происходят от расы прокаженных, или что они молятся ослу.
Отношение христиан к евреям
Антисемитизм, в смысле отношения к евреям как к народу избранному специально для презрения и ненависти, начался одновременно с подъемом христианства. С точки зрения христиан, евреи совершили самое страшное из всех возможных преступлений – они отвергли Иисуса. С тех пор как христиане поверили, что Иисус – бог, воплощенный в человеке чтобы спасти Человечество, для них отвергнуть Иисуса значит то же самое, что отвергнуть Б-га. При этом, с древнейших времен христиане полагают, что Б-г ненавидит евреев. Христианская литература описывает евреев как потомков дьявола (напр. Иоанн 8:44). Единственная надежда евреев на спасение – принять Иисуса и перейти в христианство.
Средневековые христианские мыслители молились о наказании евреев и писали о них страшные небылицы. Маленьких детей учили, что евреи – убийцы Иисуса, законодатели проводили унизительные для евреев законопроекты, крестоносцы убивали их, а Мартин Лютер, отец протестантской Реформации, писал:
"... их синагоги надо сжигать, а то, что не сжигается, необходимо закрыть или забрызгать грязью, так, чтобы никто не мог никогда увидеть ни камешка, ни уголька от них. И это должно быть сделано во славу Б-га и во славу Христианства… их дома должны быть также разрушены… у них необходимо отнять их молитвенники и Талмуды, в которых преподается такое идолопоклонство, Б-гохульство, святотатство… все их сокровища и ценности должны быть у них отобраны… эти деньги должны использоваться в случае, когда еврей становится честным христианином… Ярость Всевышнего на них так велика, что мягкое милосердие делает их только хуже, да и суровое милосердие не делает их лучше. Так долой их..."
евреи сжигались живьем. Средневековый дровосек
Еврей всегда мог изменить свое положение, приняв Христианство, при этом так поступали очень немногие. Тем не менее, в пятнадцатом веке, когда евреев Испании заставили креститься, эта ситуация начала изменяться. Люди не доверяли "новым христианам", как их называли, сомневаясь в их искренности. Христиане не хотели иметь с ними ничего общего и предпочитали жениться только на "чистокровных" христианах. "Чистокровность" должна была соблюдаться несколько поколений. Так были посеяны зерна расового антисемитизма, что привело к катастрофическим результатам спустя пять веков.
Просвещение
Деятели просвещения (философы) твердо верили в справедливость. Кроме того, они оспаривали авторитет Церкви. Два этих направления мысли привели некоторых из них к поддержке евреев, которые веками терпели несправедливость от рук христиан. Иные философы которые верили, что евреи – отсталый народ, полный предрассудков, считали их врагами современного, секулярного государства. Так зародился Юденфраге (еврейский вопрос), который поднимался каждый раз, когда возникал вопрос об эмансипации евреев. В целом еврейский вопрос звучал так: "Смогут ли евреи стать полноценными немцами или французами, если они, в то же время, располагают определенной собственной системой отношений, непохожей на нашу, а также лояльны к собственному законодательству?" И в самом деле, люди начали подозревать у евреев "коварные планы" сохраниться как народ, не смотря ни на что. Некоторые даже стали рассматривать наполеоновский Санхедрин как еврейское тайное общество. Так родился миф о "Сионских мудрецах", планирующих захват мира (см. ниже).
В тот же исторический момент возрождается немецкий национализм с его старинной тевтонской мифологией, в которой евреям нет места. Растущий немецкий национализм впитал в себя все предрассудки многовековой эпохи христианства. Евреи реально являются чужаками, как бы "по-немецки" они не выглядели. В середине девятнадцатого века немецкий историк писал, что эмансипированные евреи его времени, которые полностью считают себя немцами, никогда не станут таковыми, пока в них остается хоть что-то еврейское.
При этом, даже во Франции, где просвещение достигло таких успехов, антисемитизм глубоко укоренился. В 1894 году первый еврей-офицер во французской армии, Альфред Дрейфус, был обвинен в шпионаже. Его признали виновным и отправили не "Остров Дьявола" (позднее он был признан невиновным и освобожден с извинениями). Антисемитский гул, спровоцированный этим делом, продолжался не менее десяти лет.
Российская империя.
С конца пятнадцатого века, Евреям не позволялось жить в России. В 1772 Россия аннексировала часть Польши и таким образом в один момент тысячи евреев оказались на российской территории. С первым же из еврейских местечек поступили очень просто: оттащили жителей к ближайшей реке и утопили. Но невозможно было утопить целый народ. В 1791 году было решено разрешить евреям жить в четко определенной зоне (позднее известной как "черта оседлости") от Ковно в районе Балтийского моря и до Одессы на Черном море. Таким образом царское правительство пыталось ограничить еврейское влияние, чтобы не "осквернить Святую Русь".
Жизнь в черте оседлости отличалась крайней нищетой. Отчаяние заставило многих молодых людей присоединиться к растущему революционному движению. В 1881 был убит царь Александр II. Среди тех, кто взял на себя ответственность за убийство, была и еврейская девушка (факт, необычайно раздутый российской прессой). Спустя месяц, начались антиеврейские погромы. 160 еврейских местечек было вырезано и разграблено, при полном бездействии полиции. Когда российский министр описал царю Николаю II картину бойни, тот ответил: "Но ведь они пролили драгоценную кровь нашего спасителя".
В 1905 г. царская секретная полиция сфабриковала "Протоколы сионских мудрецов", документ, якобы содержащий планы евреев о захвате всего мира. Эта фальшивка используется в антисемитской пропаганде вплоть до сегодняшнего дня.
Домашнее задание
- Что такое антисемитизм? Какие формы он принимает? Как вы думаете, почему так трудно найти удовлетворительное объяснение антисемитизму?
- Что такое "еврейский вопрос?" Как он возник?
- Что такое погром? Чем оправдывались погромщики 1881г.? Каковы были действительные причины ? Что такое "Протоколы сионских мудрецов"?
Отношение к евреям в двадцатом веке
Советский союз.
Октябрьская революция 1917 г. покончила с царским режимом. Вместе с царизмом был официально объявлен вне закона антисемитизм, а Ленин объявил погромщиков врагами революции. До тех пор пока евреи оставались лояльными гражданами коммунистического государства, никто не причинял им вреда.
С конца 20-х годов ситуация стала меняться. Официальная политика коммунистической партии гласила, что антисемитизм – наследие проклятого капиталистического прошлого. Тем не менее, Сталин активно вдохновлял антисемитизм с тем чтобы использовать его в своих целях для смещения евреев с важных должностей. В последние годы жизни Сталин считал Израиль проамериканским государством – врагом Советского Союза. Евреи, имеющие родственников в США или Израиле подозревались в антисоветской деятельности. В эпоху правления Сталина тысячи были убиты агентами НКВД или сосланы в концентрационные лагеря в Сибири, все еврейские организации были закрыты. Советская власть оставила только горсть синагог (под неусыпным наблюдением), чтобы создать о себе впечатление веротерпимой и демократичной.
После смерти Сталина в 1953г. политика государственного антисемитизма продолжалась. При Хрущеве Иудаизм был объявлен мракобесием. Синагоги закрывались, евреям не разрешали собираться на молитву в частных домах, выпечка мацы на пасху была запрещена. Желающие эмигрировать в Израиль автоматически лишались работы. Эта практика продолжалась вплоть до распада СССР. С началом перестройки евреи России получили свободу, но, несмотря на возрождение и светской и религиозной еврейской жизни, многие десятки тысяч выехали в Израиль, США и Европу.
Нацистская Германия
В ноябре 1918 г. закончилась Первая Мировая война. Согласно Версальским соглашениям Германия потеряла 12 процентов своей территории, большую часть угольной и сталелитейной промышленности и не видела другого способа вернуть жизненно важные ресурсы, как с помощью военных действий. Расформирование воинских частей привело к массовой безработице. В 20–х годах в Германии развилось множество политических течений, каждое со своей стратегией решения проблем. В 1933 году к власти пришла Национал-Социалистическая Рабочая Партия Германии (нацисты).
Нацистская партия сформировалась в 1920 году. Она возложила на евреев ответственность за поражение Германии в Первой Мировой войне. С момента прихода к власти нацисты систематически боролись за изгнание евреев из Германии. Они постепенно лишали евреев гражданских прав, смещая их с административных должностей и вводя все большие ограничения свободы передвижения. Еврейские предприятия закрывались, еврейских лекторов увольняли из университетов, еврейских судей – из судов. Евреи повсеместно стали жертвой унижений и неожиданных вспышек насилия. Бассейны, библиотеки, спортивные стадионы, даже скамейки в парке закрывались для евреев.
нацисты призывают немцев байкотировать еврейские магазины
За всем этим стояла очевидная цель: вынудить евреев эмигрировать. Нацисты провозгласили лозунг "Юденфрай" – Германии, свободной от евреев. У них даже был план расселения евреев Германии на Мадагаскаре для эксплуатации рабского труда.
В 1937 Нацисты начали отправлять евреев в концентрационные лагеря. В этих лагерях трудоспособные евреи должны были трудиться как рабы, когда у них кончались силы, их убивали. Некоторых использовали для медицинских экспериментов. Молодых еврейских девушек стерилизовали и использовали в качестве проституток для немецких солдат. Старики и инвалиды направлялись прямиком в газовые камеры. К 1945 война закончилась, шесть миллионов евреев были убиты, четверть из них – дети. Евреи называют свою катастрофу Шоа, просто Катастрофой или Хурбан, по аналогии с разрушением Храма. В мире распространено название Холокост.
Нацисты основывали свою теорию на том что евреи, якобы, являются низшей расой по отношению к арийцам (индоевропейская раса господ, в которой германцы являются высшей ступенью – Херренфольк, то есть народом-хозяином всех прочих), а евреи считаются низшей расой, недочеловеками. Нацисты даже создавали абсурдные устройства для измерения размеров черепа, чтобы определить – кто семит, а кто ариец.
Многие рядовые немцы, включая большинство деятелей протестантской и католической церкви соблазнились нацистской пропагандой и согласились с тем, что евреи – низшая раса. Единственным, кто сопротивлялся, была церковь Конфессинг (одна из протестантских церквей, оппозиционная по отношению к нацистам). В результате 700 ее священников были арестованы. Антисемиты Польши, Украины, Беларуси и России воспользовались нацистской оккупацией для расправы с евреями. Датчане и норвежцы предпринимали героические усилия для спасения своих евреев. Швеция - единственная страна, которая открыла двери для принятия еврейских беженцев. Гуманисты всех стран с риском для жизни помогали евреям бежать или спрятаться. Одним из таких героев стал кардинал Анджелло Ронкалли, который один спас тысячи еврейских жизней. Позднее, став папой Иоанном XXIII, он убрал из католического молитвенника антиеврейские высказывания. По окончании войны многие другие деятели католической церкви принесли извинения за свое молчание.
В последние годы в Германии начали появляться неонацистские группы. Большей частью они состоят из молодых бандитов, которые на своих сходках объявляют Гитлера своим героем и совершают акты насилия над инородцами.
Ближний восток
В 633 г., через год после смерти Магомета, арабы-мусульмане начали завоевание Святой Земли. Спустя пять лет эта война закончилась захватом Иерусалима. Мусульмане верят, что Магомет вознесся на небо с той самой точки, где некогда находилась святая святых в Храме царя Соломона (см с. 7), поэтому Иерусалим для них – абсолютная ценность.
В последующие века арабские и еврейские общины жили в тесном соседстве. В девятнадцатом веке евреи начали возвращаться на свою историческую родину (которая в тот момент называлась Палестиной), где нашли процветающую арабскую общину и столкнулись с тем, что коренное арабское население небезосновательно считает эту землю своей. Еврейская иммиграция росла и палестинские арабы решили, что евреи собираются лишить их родины.
В начале двадцатого века в арабо-еврейских отношениях появилась напряженность, вспыхнули отдельные конфликты. С момента образования государства Израиль, некоторые арабские правительства проводят последовательную политику разрушения еврейской государственности. Начиная с 1950 г. они развязали три крупных войны против Израиля. Арабская пропаганда объявила Сионизм злом и заключила, что образование еврейского государства – это только первый шаг на пути к мировому господству евреев. "Протоколы сионских мудрецов" переведены на арабский и преподаются в арабских средних школах. В то же время арабские террористические организации атакуют еврейские объекты в Израиле и за его пределами, угоняются израильские гражданские самолеты, подкладывают бомбы в синагогах и других еврейских учреждениях Рима, Парижа, Буэнос-Айреса, Лондона и других городов.
В 1979 г. Израиль подписал мирный договор с Египтом. В 1993 и 1994 подобные же договоры были подписаны с Организацией Освобождения Палестины (ООП) и пограничным государством Иордания. Эти договоренности отражают тот факт, что большинство арабов, как и большинство евреев, устали от долгого противостояния и хотят мирных отношений. Тем не менее, арабские террористические группы, официальной целью которых является уничтожение Израиля, продолжают действовать. Они подкладывают бомбы по всему миру, убивают и калечат невинных жителей и делают все для того, чтобы сорвать мирный процесс.
Домашнее задание
- Как изменилось отношение к евреям в России после революции? Что происходило с евреями в сталинскую эпоху?
- Как вы думаете, почему тысячи евреев покинули Россию после распада Советского Союза?
- Чем антисемитизм нацистов отличается от антисемитизма предыдущих веков?
- Как христианская церковь отреагировала на нацистскую пропаганду?
- Почему арабы хотят разрушить еврейское государство?
Самостоятельная работа
- Прочитайте о следующих событиях:
- Хевронская резня 1929.
- Хрустальная ночь в 1938.
- Советские показательные процессы 1960 гг.
- Террористическая организация Хезболла.