После трапезы

Глава 7

Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш. Царь вселенной, Всемогущий, Отче наш, Царь наш, Могучий наш, Творец наш, Избавитель наш, Создатель наш, Святой наш, Святой Яакова, Пастырь наш, Пастырь Израиля, Царь всеблагий и благодетельный для всех, Который каждодневно творил добро, творит добро и будет творить. Он воздал нам добром, воздаст и будет воздавать, даруя нам благодать, милость, простор, избавление, удачу, милосердие, благословение, спасение, утешение, средства к жизни, пропитание, снисхождение, жизнь, мир и всякие блага. Он никогда не лишит нас своих благ.

Милосердный, Он будет царствовать над нами во веки веков. Милосердный, Он будет благословен на небе и на земле. Милосердный, Он будет восхваляем из рода в род, прославляем среди нас во веки веков, превознесен у нас всегда, на веки вечные. Милосердный, Он сокрушит ярмо, что на нашей шее, и поведет нас с гордо поднятою головою в нашу страну. Милосердный, Он пришлет щедрое благословение этому дому и столу, за которым мы трапезничали. Милосердный, да пришлет нам пророка Элиагу (Илью), блаженной памяти, который сообщит нам добрые вести о спасении и утешении. Милосердный, Он благословит отца-наставника моего, хозяина дома, и почтенную мать-наставницу, хозяйку этого дома, их самих и дом их, и детей их и все, что им принадлежит, меня, мою жену, моих детей, как благословенны праотцы наши Авраам, Исаак и Яаков, во всем, от всего, так пусть Он благословит нас всех вместе полным благословением и провозгласим Аминь.

Пусть на небесах ходатайствуют за них и за нас, чтобы был продолжительный мир, дабы мы снискали благословение от Г-спода и милость от Б-га, Спасителя нашего, и обрели благодать и благорасположение в глазах Б-га и людей (24).

По Субботам:

Милосердный, надели нас днем, который весь был бы покоем и отдохновением в жизни вечной. Милосердный, надели нас днем вечного блаженства. Милосердный, да сподобимся мы дней Мессианских (25) и будущей вечной жизни. Он — башня спасения Царя Своего и оказывает милость помазаннику Своему, Давиду, и потомству его вовеки. Тот, кто водворяет мир в высотах своих, да водворит мир среди нас (26) и всех израильтян, и провозгласите Аминь!

Бойтесь Г-спода, святые Его, ибо нет нехватки у боящихся Его. Львы общества обеднели и голодают, но ищущие Превечного не лишены никаких благ. Славьте Г-спода, ибо Он добр, ибо вечна милость Его. Ты открываешь сбои) руку и насыщаешь все живущее благодатью. Благословен человек, уповающий на Г-спода и надежда которого — Г-сподь. Был я молод и состарился, но не видел, чтобы праведный был оставлен и дети его просили хлеба. Г-сподь дает силу народу Своему. Г-сподь благословит народ Свой миром.

После застольной молитвы выпивают третий бокал вина (из четырех обязательных), предварительно сказав:

Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.

Наполняют вином чашу Ильи-пророка, открывают наружные двери и читают стоя:

Излей гнев Свой на народы, не признающие Тебя, и на царства, не призывающие имени Твоего (27), за то, что сожрали они Яакова и опустошили его жилище. Излей на них негодование Твое, и да настигнет их ярость Твоя! Преследуй их во гневе и истреби их из-под небес Г-сподних.

ЧИТАЙ ГАЛЕЛЬ (28)

Не нам, Г-споди, не нам, а имени Твоему воздай честь ради милости Твоей, ради правды Твоей. Зачем язычникам говорить: где же Б-г их? Ведь Б-г наш на небесах; все, что хочет. Он делает. Их же идолы — серебро и золото, дело рук человеческих. Рот у них, но не говорит, глаза у них, но не видят (29), уши у них, но не слышат, нос у них, но не обоняет, руки у них, но не осязают, ноги у них, но не ходят, не издают звука гортанью своею. Пусть будут подобны им делающие их, каждый, кто полагается на них. Израиль! Уповай на Г-спода! Он — его помощь и защита. Дом Аарона, уповай на Г-спода! Он — его помощь и защита. Боящиеся Г-спода, уповайте на Г-спода! Он — их помощь и защита.

Г-сподь, вспомнив нас, благословит; благословит Он дом Израиля, благословит Он дом Аарона (30)! Благословит Он боящихся Г-спода, малых вместе с великими. Да умножит вас Г-сподь, вас и сыновей ваших. Благословенны вы Г-сподом, сотворившим небо и землю. Небеса эти — Г-споду, землю же Он отдал сынам человеческим. Не мертвецы будут восхвалять Г-спода и не нисходящие в безмолвную могилу. Но мы будем благословлять Г-спода отныне и вовек. Аллилуйя!

Люблю я, когда слышит Г-сподь голос мой, мольбу мою (31). Ибо преклонил Он ко мне ухо Свое, и во все дни мои призывать Его буду. Объяли меня узы смерти, муки ада настигли меня, бедствия и скорбь обрел я. И призываю я имя Г-спода: “О, Г-споди, избавь душу мою!” Г-сподь милостив и справедлив. Б-г наш милосерден. Г-сподь хранит простодушных; я бедствовал, но Он спас меня. Возвратись, душа моя, к покою своему, ибо Г-сподь благодетельствует тебе. Ибо избавил Ты душу мою от смерти, око мое — от слез, ногу мою — от преткновения (32). Буду шествовать перед Г-сподом в стране живых. Я и тогда веровал, когда говорил, что очень страдаю. Только в опрометчивости своей я изрек “Все человеческое — ложь” (33).

Чем я воздам Г-споду за все Его благодеяния, оказанные мне? (34) Подниму чашу спасения и призову имя Г-сподне. Обеты мои. Г-споди, выполню перед всем народом Его (35). Тяжела в глазах Г-спода смерть угодников Его (36). Прошу, Г-споди, ибо я раб Твой, я раб Твой, сын рабыни Твоей! Ты развязал узы мои. Тебе принесу благодарственную жертву и имя Г-сподне призову. Обеты мои выполню пред Г-сподом на виду у всего народа Его, во дворах дома Г-спода, среди тебя, Иерусалим! Аллилуйя!

Прославляйте Г-спода, ибо Он благ, ибо навеки милость Его.

Пусть скажет Израиль, что навеки милость Его.

Пусть скажет дом Аарона, что навеки милость Его.

Пусть скажут боящиеся Г-спода, что навеки милость Его.

Из теснины (37) воззвал я к Г-споду — простором ответил мне Г-сподь. Г-сподь со мной — и я не боюсь. Что сделает мне человек? Г-сподь мне в помощь, и я увижу гибель врагов моих. Лучше уповать на Г-спода, нежели полагаться на человека. Лучше уповать на Г-спода, нежели надеяться на вельмож. Все народы окружили меня — именем Г-спода одолею их! Окружили меня, замкнули кольцо — именем Г-спода одолею их. Окружили (38) меня как пчелы, но угасли, как огонь в терниях — именем Г-спода уничтожу их. Грубо толкнули меня, чтобы упал, но Г-сподь помог мне. Сила моя и песня — Г-споду. Он был мне спасением. Клики торжества и победы в шатрах праведников, это десница Превечного дарует мощь. Десница Г-сподня вознесена, десница Г-сподня дарует мощь. Не умру, а буду жить и возвещать о деяниях Г-сподних. Наказать — наказал меня Г-сподь, но смерти не предал меня. Отворите мне врата справедливости, войду в них славить Г-спода (39). Эти врата Г-сподни, праведники войдут в них. Благодарю Тебя, ибо Ты внял мне и был мне спасением. Камень, которым пренебрегли строители, стал краеугольным. От Г-спода было сие, это чудо в наших глазах. Этот день сотворил Г-сподь, будем же ликовать и радоваться ему!

Каждый из последних стихов повторяется дважды,

Молю, Г-споди, спаси!

Молю, Г-споди, спаси!

Молю, Г-споди, пришли удачу!

Молю, Г-споди, пришли удачу!


Комментарии

(24) И обрели благодать и благорасположение в глазах Б-га и людей.

В иудаизме неразрывно присутствуют два требования: найти милость в глазах Создателя и в глазах его созданий. Понравиться одному лишь Б-гу — недостаточно, поскольку человек создан но образу Б-га, и в способе, которым человек судит человека, есть что-то и от Божественного суда. В Пятикнижии в книге “Шмот” мы видели: “И приблизится хозяин дома ко Вс-вышнему” — имеется в виду суд. Также в Вавилонском талмуде, в трактате “Брахот”, говорится, что “Судящий судом праведным во имя истины участвует вместе с Б-гом в сотворении мира”. Человек судится Г-сподом, и кроме того, его судят современники и соплеменники. Есть люди, стремящиеся к дешевой сиюминутной популярности, например, политики на выборах. Но есть истинно верующие во Вс-вышнего, все помыслы которых — выполнить желание Б-га и заниматься его Торой. Но при этом они не знают, как объяснить основные принципы веры и религии людям, и не пользуются они любовью своих соплеменников. Поэтому говорят: “найти милость и разум”. При этом имеется в виду, что необходимо много размышлять, чтобы выполнить свои обязанности как перед Вс-вышним, так и перед людьми, нас окружающими. Истинный праведник находит милость и в глазах Б-га, и в глазах человека, потому что он вызывает любовь к имени Вс-вышнего в сердцах людей.

(25) Милосердный, да сподобимся мы дней Мессианских

Из поколения в поколение мы ждем прихода Мошиаха несмотря на то, что в Израиле или в общине Израиля появлялось на протяжении истории несколько лжепророков — от Иисуса Христа до Шабтая Цви, что приводило к отчаянию и разочарованию вместо освобождения. Рамбам считает веру в приход Мошиаха одним из тринадцати принципов веры иудаизма. В конце своей книги “Сильная рука”, в законах царей, Рамбам рисует образ Мошиаха. Он должен быть царем Израиля, который идет дорогой отцов, воюет в войнах Вс-вышнего, собирает изгнанников Израиля и строит Храм в Иерусалиме. Мошнах, согласно еврейской традиции, прежде всего политический руководитель, праведник, который пользуется помощью небес в построении царства Израиля и стоит во главе еврейского государства. По еврейским источникам, духовный лидер какой-либо секты мистиков, даже если он будет одним из величайших людей своего поколения и одним из праведников, на которых держится мир, никогда не станет Мошиахом и не окажется на положении Мошиаха. Мы уже видели, как ошибались в этом две тысячи лет назад первые христиане, превратив это впоследствии а идолопоклонство, и называли распятого “имри”, что означает “царь”. Хотя в тот же самый период царем Израиля был Ирод. К сожалению, в нашем поколении, из-за уменьшения влияния Торы, в иудаизм привносятся основные понятия из других религий. Даже среди ревнителей Торы забылось, как, согласно нашим первоисточникам, надо показывать образ Мошиаха, нашего праведника.

(26) Тот, кто водворяет мир в высотах своих, да водворит мир среди нас и всех израильтян.

Когда Вс-вышний творил человека, собрались ангелы в группы и принялись спорить друг с другом, стоит ли создавать человека или лучше не делать этого. В конце концов Вс-вышний согласился с той группой, которая говорила, что человека надо создать. Также и внизу спорили мудрецы Мишны, Шамай и Гилель, лучше ли человеку быть созданным или лучше, чтобы он оставался несотворенным? По этому вопросу есть множество комментариев. Есть комментарии о создании человечества в общем и конкретные специфические комментарии о сотворении человека. Все-таки спор в сонме ангелов и в собрании земных мудрецов о человечестве и о необходимости в нем решается по самому человеку и по его делам. Мы молимся, чтобы, подобно тому, как Вс-вышний сотворил мир в своих высотах среди ангелов, и в конце концов создал человека, также и все мудрецы земного собрания пришли к согласию, что человека стоило создавать.

(27) Налей гнев свой на народы, не признающие Тебя, и на царства, не призывающие имени Твоего.

О поколении Эноша, потомке Адама, написано в книге “Берешит”: “Тогда начали называть именем Г-спода”. Наши мудрецы, и в частности, Рамбам, объясняли, что в поколении Эноша человечество совершило большую ошибку. Люди говорили: если мы уважаем земного царя, царя из плоти и крови, тогда мы должны уважать также его служителей, министров и всех его работников. В таком случае, если мы почитаем Вс-вышнего, то мы должны воздавать дань уважения всем его слугам: солнцу, месяцу и звездам. И вследствие этой ошибки среди людей начало распространяться поклонение различным божествам. Дошло до того, что забыли они имя Г-спода и стали думать, что солнце или месяц создали мир. Рамбам объясняет ошибку детей Эноша, по он не объясняет, почему это и в самом деле ошибка. На первый взгляд, аналогия между министрами и звездами с созвездиями совершенно правильная. Рав Авраам Ицхак Кук, благословенна его память, разбирает этот вопрос в книге “Точки зрения”. Идолопоклонство, по его словам, “материализованное поклонение небесам”, которое затрагивает и почитание человека. И почитание неба стопроцентно увеличивает почитание человека. В соответствии с его абсолютно понятными словами, ошибка, которую совершило поколение Эноша, состоит в том, что люди думали, что человек более мал и менее важен, чем любая звезда или созвездие. Но верно обратное. Человек — избранное из всех творений и цель творения. Вся Вселенная и все созвездия — только для служения ему. Человек не нуждается ни в каких средствах для молитвы и обращения ко Вс-вышнему. Он не должен почитать никого из служителей Г-спода, потому что это принижает само служение человека. А когда нет уважения человека, нет полного почитания небес. Иудаизм ставит человека в центр творения, и поэтому наша религия возражает против почитания и поклонения дереву и камню. Когда речь заходит о царстве зла, надо знать, что есть различные ступени. Есть народы, которые знают о Создателе Вселенной, и верят, что все, пришедшее в мир, пройдет перед Ним, как овцы в стаде. Есть те, кто считает, что у Творца есть форма или что он открывается своим творениям в человеческом облике. О них сказал Давид в псалмах, что они “из царства, которое не называли Твоим именем”. Они не называют именем Б-га, хотя верят в существование высших сил. Эти народы не одобряли сам факт существования израильского царства, в центре которого — Иерусалимский Храм, и уже дважды “разрушали его обитель”, разрушали Храм. Мы молимся о прекращении царства зла и о наказании всех тех, из-за кого так страдал наш народ за всю историю галутов, пропитанную кровью и насыщенную всевозможными притеснениями. Но есть народы, которые не только не знают Его имени, но “которые не знают Тебя”, которые не знают основ духовной реальности Творца Вселенной. Существовали и существуют целые государства, которые целиком построены на основе учения об атеизме и материализме. У таких государств вообще нет права на существование в мире Вс-вышнего.

(28) Читай Галель.

Псалмы Галеля посвящены существованию народа Израиля. Мудрецы постановили, что необходимо их читать во все праздники и всякий раз, когда происходили чудеса со всем еврейским народом. Галел включает в себя описание всех наиболее важных событии, происходивших с нашим народом. Далее приведены несколько примеров различных периодов истории народа Израиля, на которые даются намеки в Галеле.

(29) Глава у них, но не видят.

Когда прогневался Вс-вышний за грех с тельцом, сказал тогда ему Моше: “К кому ты ревнуешь? К золотому тельцу, который не видит и не слышит? Ведь в нем нет сущности”.

(30) Г-сподь, вспомнив нас, благословит; благословит Он дом Израиля, благословит Он дом Аарона.

Это время первого Храма, когда был человек под сенью виноградника и инжира, когены занимались своей работой и левиты пели свои песни. В этой части Галеля мы чувствуем оптимизм и покой.

(31) Люблю я, когда слышит Г-сподь голос мой, мольбу мою.

Здесь тон меняется на противоположный. Речь идет о несчастьях. О периоде Вавилонского изгнания после разрушения Первого Храма.

(32) Ибо набавил Ты душу мою — от смерти, око мое — от слез, ногу мою — от преткновения.

Указ Гитлера — один из наиболее трагических в еврейской истории — стереть с лица Земли даже память о еврейском народе. Во времена Мордехая и Эстер в столице Шошан была попытка проделать это руками Амана.

(33) Все человеческое — ложь.

Вавилонские цари обещают поселить евреев в Иудее и построить разрушенный Храм. Но они не выполняют своих обещаний. И только во времена Кореша возвращается беднота строить Второй Храм.

(34) Чем воздам Г-споду.

Здесь мы вновь возвращаемся к более благоприятному для народа периоду, ко временам Второго Храма, Когда Эзра-софер и Нехемия вернулись в Иерусалим и восстановили Храм из руин. Тогда начался период Мишны.

(35) Обеты мои. Г-споди, выполню.

Как сказано в Вавилонском Талмуде в трактате “Горайот”, старейшины Израиля, изгнанные при разрушении Первого Храма и с тех пор связанные обетами, продолжали приносить по ним жертвы. Они плакали, понимая отличие Первого Храма, построенного чудесным образом. Божественное присутствие ощущалось в нем в такой степени, что никто не говорил: плохо мне в Иерусалиме. И каждый день в Храме происходило десять чудес. Но Второй Храм строили в бедности и Божественное присутствие никогда не вернулось в него, как в первый Храм.

(36) Тяжела в главах Г-спода смерть угодников Его.

Греки захватили власть в Иудее и осквернили Храм. Семья когенов из деревни Модиин подняла знамя восстания. После кровопролитной войны умирает Шимон, сын Йонатана, первосвященника, предводителя Хашмонеев. Маккавеи побеждают, очищают Храм от осквернения и восстанавливают еврейский суверенитет Израиля еще на двести лет. Эта по беда и чудо кувшинчика с маслом для храмовой миноры отмечается в праздник Хануки.

(37) Из теснины

Разрушение Второго Храма и римский* галут.

(38) Окружили

Предложение появляется три раза, так же, как и три поста: 10 тевета — начало осады города, 19 тамуза — разрушение стен Иерусалима, и 9 ава — разрушение Храма.

(39) Отворите мне врата справедливости, войду в них славить Г-спода

Падение железного занавеса.