О казнях Египетских

Глава 4

И увидел бедствие наше... — это отлучение от жен, как сказано: “И увидел Б-г сынов Израиля, и принял Б-г во внимание”.

И страдания наши — это относительно сыновей, как сказано (13):

“Всякого новорожденного сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых”. “И угнетение наше” — это сильный гнет, как сказано: “И увидел я сильный гнет, коим египтяне угнетают их”.

И вывел нас Г-сподь из Египта рукою крепкою и мышцей простертою, и ужасом великим, и знамениями, и чудесами”. “И вывел нас Г-сподь из Египта..”. — не посредством ангела, не посредством серафима и не через посланца, а сам Пресвятой, благословен Он, лично, ибо сказано: “Я пройду по земле Египетской в ту ночь и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота, и над всеми богами египтян совершу суды; Я Г-сподь”.

Я пройду по земле Египетской в ту ночь... — Я, а не ангел; “и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота..”. — Я, а не серафим; “и над всеми богами египтян совершу суды..”. — Я, а не посланец; Я Г-сподь..”. — это Я, а не другой.

Рукою крепкою... — это мор, ибо сказано: “Вот рука Г-сподня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на крупном и на мелком скоте, мор весьма тяжкий”.

И мышцей простертою — т.е. мечом, как сказано: “…и обнаженный меч в руке его, простертой над Иерусалимом..”.. “...И ужасом великим..”. — божественным откровением, как сказано: “Попыталось ли божество явиться и взять себе народ из Среды народов испытаниями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею простертою и ужасами великими, как все, что сделал для вас Г-сподь ваш в Египте перед твоими глазами”.

И знамениями — это жезлом, как сказано: “Жезл сей возьми в руку свою, чтобы им творить знамения”. “И чудесами” — это кровью, как сказано: “И дам я чудеса на небе и на земле: кровь и огонь, и столбы дыма”.

Произнося слова: “Кровь, и огонь, и столбы дыма”, все присутствующие отливают несколько капель от своих бокалов.

Другое толкование: “...рукою крепкою..”. две казни (по количеству слов); “мышцею простертою..”. две казни; “ужасом великим” — две казни; “знамениями” — две казни; “чудесами” — две казни.

Итого десять казней,
которые Всесвятой, благословен Он навел, на египтян в Египте. Выплескивать немного вина в одну чашу во время произношения десяти казней.

Рабби Иегуда обозначил их аббревиатурой: децах, адаш, беахав.

Рабби Иосей Галилейский сказал:

— Откуда следует, что в Египте египтяне были поражены десятью казнями, а на море они были поражены пятьюдесятью казнями? О Египте говорится: “И сказали чародеи фараону: “Это перст Божий”, а о море сказано: “И увидел Израиль руку великую, которую показал Г-сподь в Египте, и убоялся народ Г-спода, и поверил Г-споду и Его рабу Моисею”.

Отсюда заключаем, что в Египте их постигли десять казней, а на море — пятьдесят.

Рабби Элиэзер сказал:

— Откуда следует, что каждая казнь, которую наслал Пресвятой, благословен Он, на египтян в Египте, состояла из четырех напастей?

Сказано: “Наслал Он на них пыл гнева Своего, ярость, и негодование, и бедствие, нашествие злых посланцев”. “Ярость” — одна, “негодование” — два, “бедствие” — три, “нашествие злых посланцев” — четыре. Отсюда заключаем: в Египте их постигло сорок казней, а на море их постигло двести казней.

Рабби Акива сказал:

— Откуда следует, что каждая казнь, которую наслал Пресвятой, благословен Он, на египтян в Египте, состояла из пяти напастей? Сказано: “Наслал Он на них пыл гнева Своего, ярость, и негодование, и бедствие, и нашествие злых посланцев”. “Пыл гнева своего” — один, “ярость” — два, “негодование” — три, “бедствие” — четыре, “нашествие злых посланцев” — пять. Отсюда заключаем: в Египте их постигло пятьдесят казней, а на море — двести пятьдесят.


Комментарии

(13) И страдания наши — это относительно сыновей, как сказано: всякого новорожденного сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.

Указ бросать новорожденных сыновей в Нил был не только одним из примеров варварской культуры египтян. Мидраш рассказывает нам о сходных явлениях, возможно, несколько менее организованных и более спонтанных. Когда не хватало кирпичей для строительства зданий, египтяне брали еврейского ребенка из рук матери и клали его в качестве кирпича в строение. Кроме буквального понимания этого мидраша, что действительно египтяне своими руками делали такие ужасы, разумно было бы попытаться рассмотреть этот рассказ на фоне официальной государственности фараона. По моему мнению, в этом мидраше заключен еще более глубокий смысл. Египет, центр тоталитарной культуры того периода, строил великолепные пирамиды. Государство совершенствовалось и развивалось, но забывало при этом о конкретных людях. В наше время мы также наблюдали, как функционирует культура, несущая знамена свободы и прогресса, улучшения положения рабочего. Но она делает это, попирая, в свою очередь, самые основные нрава человека, доведя до голодной смерти миллионы крестьян, и забывая о личностях и индивидуумах. Согласно божественному учению, нет места исправлению мира, если это происходит в ущерб личности. Это мы учим из главы “Бэхар”, когда в Торе приводится заповедь о годе шмиты. Отказ от использования земли каждый седьмой год делается ради того, чтобы и хозяин, и бедняк, и нищий могли одинаково получать удовольствие от урожая полей и “земли желанной, хорошей”. Равенство положений, но при соблюдении очень важного условия. Шмита дана нам на горе Синай как божественный приказ, исходящий сверху. Нет шмиты, и нет справедливости в обществе. Нет защиты положения трудящегося, если нет признания основы человечества — “по образу Б-га создал человека”. Без осознания божественности нет осознания человечества. Действительность более чем достаточно доказала это.