ГЛАВА БЕМИДБАР
ГЛАВА БЕМИДБАР
Почему Тора точно указывает, когда и где Ашем обратился к Моше?
Книга Бемидбар начинается так: «И говорил Ашем Моше в пустыне Синайской, в Мишкане, в первый день второго месяца (ияра), во второй год по выходе их из земли Египетской».
Ашем говорил с Моше сотни раз, и обычно Тора не указывала точное время этих разговоров. Почему же сделано это здесь?
Вопрос этот проясняет такая притча:
Господин X, всем известный владелец нескольких небоскребов, крупный вкладчик огромных компаний, обладатель ферм и поместий, никак не мог обрести счастья в своей личной жизни. Он только что развелся со второй женой, дочерью нефтяного магната, отравлявшей ему существование постоянными ссорами. С первой женой он развелся несколько лет назад, потому что она не была ему верна. Он редко говорил об этих браках и, когда любопытствующие репортеры расспрашивали его, отказывался разглашать какие-либо подробности. Он держал в тайне даты своих свадеб и разводов, а когда его просили показать брачные договоры, отрицал, что у него есть эти документы.
Много лет спустя друзья предложили ему невесту, брак с которой, хотя и был странным для человека, занимающего такое положение, должен был несомненно оказаться удачным. Предполагаемая невеста была бедна, но из благородной семьи и с хорошим характером.
После того, как миллионер провел расследование и все говорившееся о юной леди подтвердилось, он воскликнул: «На этот раз я нашел именно ту жену, что надо! Я открыто объявлю о дне венчания и обязательно дам ей брачный договор».
После того как Всемогущий сотворил человека, Он разочаровывался в одном поколении за другим. Поколение Потопа восстало против Него и поколение Разделения тоже. Поэтому Тора вскользь говорит о том, как появлялись и исчезали эти и последующие поколения, не указывая точного времени их появления на сцене мировой истории и ухода с нее. Так, Тора не упоминает ни о том, когда истреблены были содомиты или уничтожено поколение Разделения, ни о том, когда произошли Десять казней и потопление египтян.
А вот о евреях Ашем сказал: «Они не то, что предыдущие поколения: они дети Авраама, Ицхака и Яакова! Я знаю, что этот народ будет верен Мне».
Поэтому Он и повелел Моше: «Запиши в Торе точный день, месяц, год и место, где Я возвеличил их».
Тора (Бемидбар 1:1) указывает точное время и место обращения Ашема к Моше так же, как записываются эти подробности в ктубе (брачном договоре).
Этот мидраш никак не разъясняет нам, почему именно начало книги Бемидбар выбрано в Торе для оглашения ктубы Ашема с еврейским народом. Разве не обвенчались евреи с Ашемом почти на год раньше, при даровании Торы?
Ответ может заключаться в том, что первого ияра 2449 года еврейский народ поднялся на новую ступень близости к Ашему, когда Он (как мы поясним позже) повелел дать им дгалим (знамена). Благодаря этим знаменам евреи достигли большей близости к Ашему.
Таким образом этот стих показывает, что из всех племен человеческих Ашем избрал еврейский народ.
Почему Б-г явил Тору в пустыне?
Слова «в пустыне Синайской» указывают на то, что Б-г намеренно избрал пустыню, чтобы в ней даровать нам Свою Тору.
Есть несколько причин, по которым Б-г предпочел пустыню обитаемым землям. Среди них такие:
• Если бы Тора была дарована в Эрец Исраэль, обитатели этой страны притязали бы на особую близость к Торе. Чтобы научить нас тому, что у каждого еврея равная доля в Торе и равные обязательства перед ней, Б-г говорил с евреями в такой местности, куда каждый имел право беспрепятственно прийти.
• Являя Тору в пустыне, Б-г учил нас, что желающий стать великим на поприще изучения Торы должен уподобиться пустыне, т.е. стать ничейным.
Эти слова означают:
1. Как в пустыню может беспрепятственно вступить всякий, так и еврей должен быть смиренным.
Смирение есть сознание своей малости. Это достоинство необходимо для успешного изучения Торы и для счастливой жизни в этом мире.
Что дает смирение применительно к Торе?
• Чтобы преуспеть в изучении Торы, человек должен искать общества талмидей хахамим, превосходящих его своей мудростью, и учиться у них. Высокомерный же не принимает советов и наставлений от других людей.
• Тот, кто убежден в своем превосходстве, не станет напрягать силы ради выполнения тех мицвот, которые кажутся ему незначительными; уделять большое внимание точному выполнению требований остальных мицвот он тоже не будет.
• Смиренный любезен Ашему, ибо такой человек все время пересматривает свои поступки, чтобы исправить сделанные ошибки. Высокомерный же глух к любым упрекам и не способен к самокритике. Поэтому он далек от тшувы.
Что дает смирение в жизни вообще?
• Смиренный человек наслаждается жизнью, не обращая внимания на материальные обстоятельства; высокомерный же недоволен своим жребием. Самодовольный человек убежден в том, что и ближние его, и Ашем в долгу перед ним за его таланты, свершения или заслуги. Если он недостаточно вознагражден признанием или деньгами, он будет страдать от недовольства и разочарования.
• Если несчастье постигает высокомерного человека, он возмущается и негодует. Смиренный же может превозмогать беды, неудобства и жизненные неприятности.
• Смиренный человек имеет друзей, влюбленный в самого себя — нет. Он не может простить тех, кто обидел его или обращался с ним недостаточно почтительно; поэтому ему трудно ладить с другими.
Особая важность, придаваемая Торой смирению, диаметрально противоположна современной теории «эмансипации». Теперь учат, что ребенок рождается не с «обязанностями», а с «потребностями», и, следовательно, он ничего не должен ни Б-гу, ни родителям, ни учителям.
Такие взгляды стали проникать даже в наши семьи и школы. Поэтому необходимо укрепить точку зрения Торы, состоящую в том, что истинное счастье в обоих мирах достигается не жизнью ради удовлетворения своего «эго», а смиренным сознанием нашего огромного долга перед Ашемом.
2. Требование «уподобиться пустыне» означает также, что еврей должен быть готов принести материальные удобства в жертву ради Торы. Понятие «пустыня» противоположно цивилизации с ее материальными благами и предметами роскоши. Еврей только в том случае может надеяться преуспеть в изучении Торы и выполнении мицвот, если он готов идти на жертвы в мирских делах.
3. Еще одна характеристика пустыни — ее пустота. Интеллект еврея, прежде, чем в нем смогут укорениться идеи Торы, должен быть подобен пустыне, чист от всякого чуждого.
Некий царь завоевал еще одну страну и присоединил ее к своим владениям. Он хотел, чтобы жители и этой страны подчинились его законам, и поэтому объявил, что посетит один из городов, дабы там его признали новым властелином.
Однако, наперекор ожиданиям, когда царская колесница прибыла в город, ее не встречали ликующие толпы. Царь проехал по пустынным улицам, и ни единой души не было видно.
Этот город населен был процветающими купцами. Одни боялись, что новый правитель обложит их налогом, другие вели нечестную торговлю и опасались, что царь положит конец их мошенничествам или, и того хуже, накажет их. Для них было разумным постараться избежать власти нового царя.
Царь понял, что жители этого города не хотят признать его правителем. Тогда он объявил, что на следующий день посетит другой город.
Назавтра взору царя предстала та же самая странная картина: никто не вышел приветствовать его.
И царь уразумел, что процветающие граждане только что завоеванной страны не захотят добровольно подчиниться его власти. Взамен этого он должен добиться поддержки менее обеспеченных жителей.
Он повторил свои заявления в окрестностях опустошенных городов, жители которых лишились имущества и всех пожитков.
Услышав о приближающемся прибытии царя, эти обнищавшие люди возрадовались. Власть нового правителя означала надежду на будущее. Он мог выделить средства на восстановление их снесенных домов и пришедших в негодность земель, мог нанять их к себе на службу. Они не имели денег, которые царь мог бы конфисковать, и не совершали дел, которые могли бы вызвать у царя осуждение. Поэтому на следующий день царя приветствовала ликующая толпа.
Так и Всемогущий в поисках подходящего для откровения Своей Торы места приблизился к Красному морю. Но оно убежало от Него, как сказано в Теилим (114:3): «Море увидело (Всемогущего) и побежало». Морю стыдно было предстать перед Шехиной, ибо на его берегу находился идол Баал Цефон, которому поклонялись египтяне.
Тогда Ашем подумал, что местом дарования Торы могут быть горы, но горы «прыгали в сторону как овцы» (там же). Они убежали, зная, что недостойны участвовать в Откровении, ибо на их вершинах идолопоклонники установили свои изваяния.
Наконец, Шехина приблизилась к пустыне, и пустыня не отступила. Она могла принять Всемогущего без страха и стыда, ибо была абсолютно пуста и не запятнана идолопоклонством.
Поэтому для дарования Торы Б-г избрал пустыню.
В этом иносказании кроется мысль о том, что еврей может обрести мудрость Торы, лишь подготовив свой разум к ее восприятию. Он должен изгнать все мысли и стремления, противоположные Торе; он должен сделать свой разум пустыней. И только тогда Шехина сможет войти.
Сыны Израиля подвергаются исчислению в четвертый раз
Первого ияра 2449 года, второго года пребывания в пустыне, Ашем повелел Моше: «Пересчитай евреев-мужчин от двадцати до шестидесяти лет»
Исчисление касалось только урожденных евреев, а не эрев рав. (Эти обращенные египтяне не учитывались также и при всех предыдущих исчислениях.)
Ашем повелел Моше: «Собери всех сынов Израиля вместе и исчисли их, взяв от каждого по монете в полшекеля (ибо евреев нельзя пересчитывать непосредственно, по головам).
Пусть каждый предъявит письменные и устные свидетельства о том, из какого колена происходит его отец.
Запиши имя каждого мужчины в соответствии с происхождением его отца и подсчитай общее число мужчин в каждом колене. И после этого подсчитай общее число всех сынов Израиля.
Так как переписать сотни тысяч людей — дело чрезвычайно трудное, твой брат Аарон поможет тебе».
Аарон не получил приказа участвовать в предыдущей переписи, происходившей сразу после изготовления золотого тельца, чтобы не дать людям повода для таких замечаний: «Сперва он сделал золотого тельца, а теперь подсчитывает, сколько народу пережило последовавшую за этим кару».
Ашем продолжал: «Несиим (вожди колен) тоже помогут тебе в исчислении».
Ашем перечислил двенадцать несиим (считая Эфраима и Менаше разными коленами). Так как для колена Леви Он не назначил вождя, Моше понял, что левитов исчислять не надо.
Моше сразу призвал к себе несиим, и они, не откладывая, собрали всех сынов Израиля у входа в Мишкан. В тот же день и началась перепись. (Это говорит о великой готовности и радости, с которыми вожди колен выполняли любую мицву. Обычно, когда предстоит перепись населения, участвующие в ней должностные лица вначале встречаются, чтобы обсудить и организовать мероприятие. И им, конечно же, нельзя поставить в вину, что они отводят некоторое время на планирование столь сложной задачи. Моше, Аарон и несиим, с рвением выполняя повеление Ашема, обошлись без подготовительных мер и объединенными усилиями начали перепись в тот же самый день.
Однако полная перепись такого большого количества людей отняла много времени.
Записывалось имя и происхождение каждого еврея от двадцати до шестидесяти лет. Установили численность каждого колена и, наконец, общее число сынов Израиля — 603550 мужчин от двадцати до шестидесяти лет.
Это была четвертая перепись евреев.
1. В самом начале, как сказано в Торе, семья Яакова, переселившаяся в Египет, насчитывала семьдесят человек.
2. Тора утверждает, что Египет покинули 600 000 мужчин.
Эти цифры показывают, что в Египте еврейский народ сверхъестественно размножился. Благодаря особому Промыслу Ашема, маленькая семья Яакова, несмотря на происки врагов, замышлявших истребить ее, чудесным образом превратилась в народ, насчитывавший миллионы душ.
3. После греха золотого тельца, одиннадцатого тишри 2448 года, сыны Израиля подверглись исчислению в третий раз.
Эта перепись была предпринята как символ любви и заботы Ашема о евреях — даже после их греха.
4. И вот теперь, первого ияра 2449 года, почти через семь месяцев после предыдущей переписи, народ исчисляли снова.
Примечательно, что эта новая перепись дала в точности такое же общее число людей, что и предыдущая (Шмот 38:26). Конечно, за прошедшее между ними время некоторые юноши должны были достичь двадцатилетнего возраста, и разве никто из стариков не умер? Как же может быть, что больше чем за полгода численность народа абсолютно не изменилась?
Дело в том, что мужчины, достигшие двадцати лет за время между двумя исчислениями, не были включены в новую перепись, ибо возраст подсчитывался по числу лет, прожитых до Рош Ашана: того, кому двадцать лет исполнялось после Рош Ашана, не включали в перепись текущего года. Таким образом мужчины, которым исполнилось двадцать между переписями тишри и ияра, в расчет не принимались. Поэтому официальная перепись не показала прироста населения.
И убыли среди сынов Израиля в эти месяцы тоже не было, ибо они занимались тогда сооружением Мишкана. Эта мицва защищала их, так что за все время ни один еврей не умер.
Эти соображения объясняют, почему итоги переписи в точности совпадают с предыдущими.
Гур Арье предлагает другой ответ на этот вопрос. Он обращает внимание на то, что даже если евреи старше шестидесяти лет и умирали, это не оказывало влияния на исчисления, ибо те, кому больше шестидесяти, вообще не включались в перепись.
Наш текст основан на Бемидбар раба (1:8, цитировано Раши в Шмот 30:16). Он ставит нас перед проблемой, заключающейся в том, что в рассматриваемой переписи колено Леви исчислялось отдельно, а, рассказывая о предыдущей переписи, Тора ни о чем подобном не упоминает. Представляется, что и тогда левиты тоже исчислялись отдельно. Реэм исходит из такого предположения, объясняя, что так как сразу после греха золотого тельца левиты были особо выделены как слуги Ашема, то, согласно простой логике, при третьем исчислении, происходившем сразу после этого, они были исключены из общей переписи, хотя Тора и не говорит об этом прямо.
У Рамбана другой подход к проблеме совпадения итогов двух переписей. По его мнению, в переписи тишри левиты исчислялись совместно с остальными сынами Израиля. Но случилось так, что при следующей переписи получившаяся за счет этого разница была в точности уравновешена числом тех, кто за это время умер или достиг двадцатилетнего возраста.
Реэм опровергает подход Рамбана, основанный на задаваемом им вопросе: как может быть, что больше чем за полгода никто из миллионов людей не умер? Реэм цитирует в ответ собственные слова Рамбана (Бехукотай): «Когда евреи нравственно совершенны, законы природы на них не распространяются. Ашем благословляет их пищу и питье и предотвращает болезни, так что врачи им вовсе не нужны». Реэм заключает: «Ашем руководил Поколением Пустыни и совершал при этом очевидные чудеса. Мы не можем сравнивать их жизни с нашими. Поэтому мы должны согласиться с утверждением наших хахамим, что пока сооружался Мишкан, никто не умирал».
Если во время последнего исчисления не произошло никаких изменений, то зачем же Ашем повелел провести новую перепись?
Цели этого исчисления и почему книга Бемидбар называется «Хумаш апекудим» («Книга Чисел»)
Ашем повелел провести эту перепись по нескольким причинам, в том числе по таким:
1. Главной целью этого исчисления было установить происхождение каждого человека и, тем самым, колено, к которому он принадлежал.
Почему Ашем повелел Моше первого ияра 2449 года выяснить, безупречны ли родословные евреев?
• После Освящения Мишкана прошел уже месяц. Проживший на одном и том же месте тридцать дней считается его постоянным обитателем. В этот день Мишкан стал постоянным жилищем Шехины. И теперь, чтобы Шехина могла оставаться среди евреев, надо было установить незапятнанность происхождения их семей.
• Кроме того, в этот день Ашем повелел даровать сынам Израиля дгалим (знамена), призванные возвысить их до положения земного воинства Ашема, соответствующего по своей роли Небесным ангелам. Этот высший уровень кдуши требовал удостоверенной чистоты происхождения.
• Чтобы знать, как евреям становиться лагерем под знаменами и в каком порядке им следовать, надо было выяснить, к какому колену принадлежит каждый еврей.
Если так, то разве не достаточно было бы установить происхождение каждого человека? Почему Ашем повелел еще и исчислять каждое колено?
Наши мудрецы учат: «Шехина не покоится над числом евреев, меньшим, чем 22 000 «. (Имеется в виду, что конгрегация в 22 000 евреев приобретает высший уровень близости к Шехине.) Каждое колено для того было исчислено, чтобы показать, что количество людей в нем не меньше этого минимального числа, необходимого для обитания Шехины в их среде.
2. Ашем потому повелел исчислить евреев именно в этот день, первого ияра, что их вступление в Эрец Исраэль должно было произойти через двадцать дней. (Сорокалетнее пребывание в пустыне было объявлено позже, когда народ потребовал послать лазутчиков). Это обследование призвано было определить, кто годится для служения в войске, которому предстояло завоевать Эрец Исраэль.
3. Хотя для этой переписи было множество причин, одна из них особенно четко объясняет, почему Ашем повелел исчислить сынов Израиля именно тогда, несмотря даже на то, что предыдущая перепись проводилась всего лишь несколькими месяцами раньше.
Однажды вечером бизнесмен вернулся домой совершенно изнуренным. День был лихорадочным — телефонные звонки, распоряжения, отправка товаров. Он хотел только одного: поужинать и рухнуть в постель. Тем не менее вначале он занялся другим. Хотя это отняло время и потребовало сосредоточения, он получил массу удовольствия. Вытащив из бумажника поступившие к нему за прошедший день чеки и банкноты, он несколько раз тщательно пересчитал их. Он забыл о своей усталости и преисполнился радости и довольства.
На то, чтобы осмотреть и пересчитать дорогие для него вещи, человек тратит время и силы. Чем ценнее предмет, тем более тщательно он будет исследован.
Всемогущий часто устраивает исчисление народа Израиля, показывая, что для Него важен даже один-единственный еврей. Поэтому Тора отводит много места подробному рассказу об исчислении еврейского народа. В одном только разделе Бемидбар дается четыре различных перечня численности сынов Израиля.
В этом разделе дважды приводится их общее число (1:46 и 2:32) и дважды — численность каждого колена (1:20-43 и 2:4—31).
Ашем говорит: «Всякий раз, когда упоминается общее число сынов Израиля, Я счастлив, ибо это есть число воинов Моего воинства, исполняющих на земле Мою Волю». Книгу Бемидбар называют также Хумаш апекудим, или «Книга Чисел». Она содержит подробную перепись в этом разделе и еще одну — в разделе Пинхас (26:1—52). Название «Книга Чисел» говорит о той важности, какую придает Ашем исчислению еврейского народа, — делу, действительно выражающему Его любовь к нему.
Почему Тора упоминает сынов Аарона особо
Аарону приказано было помогать в проведении переписи, во время которой устанавливались и подлинные родословные. В народе стали шептать: «Прежде, чем Аарон решит, действительно ли мы кашерные евреи, пускай он исследует происхождение своих собственных внуков: не он ли позволил своему сыну Элазару взять в жены одну из внучек идолопоклонника Итро еще до того, как этот Итро стал прозелитом?» (На самом деле Аарон поступил так по велению Ашема. Ашем предвидел, что эта девушка достойна родить Пинхаса, который освятит Имя Ашема.)
Чтобы восстановить честь Аарона, Ашем особо упомянул его и его сыновей перед остальными левитами сказав: «А вот потомки Аарона и Моше»… (3:1).
При перечислении сынов Аарона перечислены были и сыновья Моше, чтобы не проявить к нему пренебрежения. Однако поименно Тора перечисляет только потомков Аарона, ибо, будучи коэнами, они заслуживали особого упоминания. Сыновья Моше были левитами, и Тора указывает их имена и численность в переписи левитов.
В этом стихе подчеркивается, что Всемогущий выделял всех потомков Аарона без исключения.
Три стана в пустыне
Когда Моше исчислил евреев и распределил их по коленам, Ашем обучил его тому, как становиться лагерем и в каком порядке следовать.
Мишкан надо было располагать в середине народа. Место, где он находился, называлось «Стан Шехины». Это был самый внутренний и самый святой стан.
Со всех четырех сторон его окружали левиты. Место их расположения известно было под названием «Стан Левитов». Этот стан был менее свят, чем Стан Шехины. Его опоясывал третий стан — «Стан сынов Израиля», где располагались лагерем все двенадцать колен, по три с каждой стороны. Стан сынов Израиля окружали Облака Славы. Эрев рав всегда оставались по ту сторону Облаков.
Описание стана левитов
Коэны и левиты, как почетные стражи Мишкана, располагались вокруг него со всех четырех сторон. Они постоянно наблюдали за тем, чтобы ни один некоэн не вошел в Мишкан и не совершил какое-нибудь запретное действие.
Ашем дал Моше подробные наставления о том, где располагаться на стоянку семьям левитов:
• На востоке. Ашем повелел: «Моше, Аарон и сыновья Аарона будут стоять на востоке, у входа в Мишкан. На востоке восходит солнце, с востока изливается свет. И Моше, и Аарон, и сыновья его заслуживают того, чтобы поставить их там в награду за тот духовный свет, что несут они своей Торой и мицвот1".
• К западу от Мишкана. (Только Моше и Аарон с сыновьями становились совсем рядом с Мишканом; другие роды левитов — Гершон, Кеат и Мерари — располагались на расстоянии в тысячу локтей от Мишкана.)
Место к западу от Мишкана предназначалось для сынов Гершона.
С запада приходят снег, зной, мороз и ливни. Сыны Гершона обладали духовной способностью прикрыть сынов Израиля от действия этих сил природы.
Мидраш (Бемидбар раба 2:9, Пиркей дерабби Элиэзер 3) отождествляет четыре стороны света с источниками тех или иных сил природы:
С востока излучается свет, ибо там восходит солнце. Оттуда исходит также восточный ветер, самый вредоносный из всех ветров.
С запада приходят снег, град, зной, мороз и ливни.
Юг — источник благословенной росы и дождя. С севера посылаются в мир «тьма» и вредоносные силы.
Мишкан представлял собой микрокосм. Левиты и колена сынов Израиля располагались вокруг него в соответствии с Б-жественным предначертанием, согласно которому каждая группа, благодаря своим особенным нравственным достоинствам, боролась с вредоносными силами, появлявшимися с одной из четырех сторон. И таким образом они охраняли весь мир. о К югу от Мишкана на расстоянии в тысячу локтей разбивали свой стан сыны Кеата.
С юга приходят благословенные дожди. Сыны Кеата носили Арон, символизирующий Тору. Их расположение с южной стороны означало, что Ашем дарует народу Израиля дождь соразмерно тому усердию, с которым евреи изучают Тору. Если евреи перестанут изучать Тору, то им будет отказано в дожде.
• С северной стороны Мишкана, на расстоянии тысячу локтей от него, располагались сыны Мерари.
На языке наших мудрецов, север — та сторона света, с которой Ашем насылает на мир несчастья и наказания. Деревянные брусья Мишкана, носить которые было обязанностью сынов Мерари, служили напоминанием о том, что Ашем «жезлом древесным» накажет отклонившихся от Его путей.
Стан сынов Израиля
Ашем повелел коленам располагаться с четырех сторон, в знак того, что весь мир существует благодаря достоинствам народа Израиля.
Восточная сторона
• ИЕУДА — Ашем сказал: «Иеуда, колено, из коего произойдут еврейские цари, должно располагаться с востока. Восток — сторона восходящего солнца, а Еврейское царство называют «светом». (Его задача — вести народ путями, освещенными светом Торы.) Посему Иеуде подобает стоять с востока».
• ИССАХАР — Иссахару тоже подходит восток, сторона, с которой изливается свет. Колено Иссахара состоит из знатоков Торы (а они — луч надежды для человечества во все века духовной тьмы и хаоса).
• ЗЕВУЛУН — это колено потому располагалось с востока, со стороны, откуда исходит свет, что богатства, которые оно приобрело торговлей, содействовали свету Торы. Люди из этого колена тратили свои состояния на то, чтобы поддерживать знатоков Торы из колена Иссахара.
Благо праведнику и благо его соседу! Люди трех колен, располагавшихся поблизости от Моше и Аарона, с восточной стороны, стали светочами Торы.
• Колено Иеуды отличилось в изучении Торы и мицвот.
• Иссахар славен был своими знатоками Торы, глубоко сведущими в искусстве согласовывать календарь, прибавляя дополнительные дни к месяцам и годам.
• Зевулун не только поддерживал Иссахара, но и гордился своими великими знатоками Торы.
И, наоборот, горе грешнику и горе его соседу!
Колена Реувена, Шимона и Гада располагались рядом с Кеатом. Поэтому люди из колена Реувена (Датан, Авирам и Он бен Пелет) примкнули к мятежнику Кораху, происходившему из рода Кеата. Члены же колена Шимона и Гада были причиной раздоров в других случаях.
Этот мидраш учит нас тщательно и осторожно выбирать себе соседей и приятелей.
На человека сильно влияют его соседи и друзья. Пребывание в дурной компании ослабит его преданность Торе. Поэтому общаться следует с истинными сынами Торы, дабы на все аспекты жизни смотреть с точки зрения Торы.
Южная сторона
• РЕУВЕН — с юга исходят благословенные дожди и росы.
Согрешив в происшествии с Билой, Реувен признал свою ошибку и раскаялся. Он передал способность к тшуве своим потомкам.
Расположение этого колена с южной стороны, откуда исходят благословенные дожди, показывало, что благословения являются в мир благодаря тшуве.
• ГАД — Гад потому располагался рядом с Реувеном, что колено Гада, люди которого были воинами, обладало духовной способностью вызывать Б-жественное излучение мощи, передавшейся народу Израиля. Это свойство дополняло способность колена Реувена пробуждать Б-жественный атрибут Милосердия.
• ШИМОН — Шимону отведено было место между двумя вышеуказанными коленами для его собственной духовной защиты. Шимон не получил никакого явного благословения от своего отца Яакова, прогневавшегося на него за то, что он был зачинщиком уничтожения Шхема и продажи Йосефа. Моше тоже решил не благословлять это колено отдельным благословением, будучи сердит на то, что его люди участвовали в прегрешении в Шитиме. Так как Шимон лишен был явных благословений, Ашем отвел его колену такое место, где ему помогало бы духовное могущество соседей, пробуждавших Б-жественное Милосердие и Силу.
Западная сторона
С запада исходят снег, град, мороз, зной и ливни — могущественные силы, причиняющие смерть и разрушения.
Ашем повелел, чтобы с этой стороны становилось потомство Рахели, обладавшее духовным могуществом, достаточным для одоления злых сил.
• ЭФРАИМ
• БИНЬЯМИН и
• МЕНАШЕ — все обладали особой властью превозмогать силы зла. Поэтому они отвращали от народа Израиля пагубные повеления.
Кроме того, на западе покоится Шехина. Следовательно, Биньямину — любимцу Ашема, которому обещано было присутствие Шехины, — отведено было место именно с этой стороны.
Северная сторона
• ДАН — тьма спускается на мир с севера. Дану отведено было это место, символизирующее, что колено Дана жило причиной духовного затмения, когда царь Йеравам установил на его землях одного из двух тельцов (I Мелахим 12:28). И еще, во времена судей люди из колена Дана поклонялись статуе Михи.
Ашем для того поставил Дана на севере, откуда приходит в мир зло, чтобы убедить это колено оставить свои заблуждения и избрать стезю жизни.
• АШЕР — Ашем поставил Ашера рядом с Даном в надежде на то, что его свет изольется на объятый «тьмой» лагерь Дана. Надел Ашера благословен был оливами, масло которых использовалось для Меноры, символа мудрости, дарованной этому колену. По замыслу Ашер должен был передать часть своей мудрости Дану.
• НАФТАЛИ — Нафтали, излучавший Небесное благословение изобилием, также поставлен был рядом с Даном. Это благословение призвано было излиться на колено Дана, у которого было меньше заслуг.
• • •
Как же обозначены были границы трех главных станов, а также каждого из колен?
Из Колодца Мириам сверхъестественным образом изошли потоки воды, отделившие стан Шехины от стана левитов, а стан левитов — от стана сынов Израиля. Эти потоки разветвились на ручьи, которые разделили участки колен. Однако между станами сынов Йосефа — Менаше и Эфраима — не было разделяющего ручья.
Услышав от Ашема, что каждому колену назначены свои границы, Моше подумал: «Теперь мне придется спорить с недовольными из каждого колена. Люди Реувена скажут мне «Мы хотели бы стоять с северной стороны», — а люди Дана потребуют поставить их с юга. Я должен быть готов к многочисленным спорам».
«Твои опасения не обоснованы, Моше, — успокоил его Ашем. — Евреи знают, где они должны разбивать стан. Их предки передали им последние слова Яакова, гласившие, что они будут занимать те же места, что занимали сыны Яакова, когда несли гроб своего отца».
Перед смертью Яаков завещал своим сынам: «Иеуда, Иссахар и Звулун возьмут мой гроб с восточной стороны, Реувен, Шимон и Гад — с южной, Эфраим, Биньямин и Менаше — с западной, а Дан, Ашер и Нафтали — с северной. Йосеф и Леви освобождаются от этой обязанности: Йосеф — потому что он царь, а царю не подобает нести фоб, Леви — потому что его колено будет носить ковчег Ашема. Тому, кто носит ковчег Вечного Б-га Живого, не приличествует тащить ящик с мертвецом». Ашем сохранил установленный Яаковом порядок.
Значение дгалим (знамен)
Дгалим, украшавшие стан в пустыне, обладали глубочайшим духовным значением, и их нельзя смешивать с сегодняшними, привычными для нас, королевскими или государственными флагами.
Народы мира действительно переняли у евреев идею государственных флагов; однако их флаги — лишь жалкое подобие дгалим, изготовленных и выставленных по воле Неба.
Сыны Израиля пророчески предвидели дгалим, которые будут при даровании Торы. Перед их мысленным взором представала Шехина, спускающаяся с горы Синай в сопровождении 22 000 колесниц с ангелами и огромного числа окружающих их дополнительных колесниц.
Четыре легиона ангелов располагались вокруг Шехины и над каждым из них развевалось свое знамя:
• Справа (к югу) находился легион ангела Михаэля.
• Слева (к северу) — легион ангела Уриэля.
• Спереди (к востоку) — легион ангела Гавриэля.
• Сзади (к западу) — легион ангела Рефаэля.
Перед взором евреев вставали огненные Небесные знамена, с самыми разными оттенками цветов.
Вдохновляющий вид воинства Небожителей заставил сынов Израиля воскликнуть: «О, если б только были мы построены под знаменами, с Шехиной среди нас, подобно ангелам!»
Почему возжелали они дгалим?
Они жаждали испытать особую святость, построившись как Небесное воинство, наслаждающееся высшей близостью к Всемогущему.
И тогда Ашем сообщил Моше, что он дарует сынам Израиля желанные знамена.
Но только через тридцать дней после сооружения Мишкана (когда Шехина, ушедшая, было, после греха золотого тельца, поселилась в нем постоянно) Ашем счел евреев достойными обрести этот высший уровень святости.
Он повелел Моше: «Евреи должны становиться станом под четырьмя главными знаменами».
Четыре легиона; перед которыми несли особые знамена
Каковы были эти четыре главных знамени?
1. С востока располагался легион ИЕУДЫ. Под знаменем Иеуды шли также:
• ИССАХАР,
• ЗЕВУЛУН.
2. С запада располагался легион ЭФРАИМА. Под его знаменем выступали также:
• МЕНАШЕ,
• БИНЬЯМИН.
3. На юге был легион РЕУВЕНА. Под знаменем Реувена шли:
• ШИМОН,
• ГАД.
4. На севере располагался легион ДАНА. Под знаменем Дана шли:
• АШЕР,
• НАФТАЛИ.
Эти четыре легиона соответствуют четырем легионам ангелов:
1) легион Иеуды отображал Небесный легион, ведомый ангелом Гавриэлем;
2) легион Эфраима соответствовал легиону ангелов во главе с Рефаэлем;
3) легион Реувена соответствовал воинствам Небесным, возглавляемым Михаэлем;
4) легион Дана был земным подобием Небесного легиона Уриэля (Бемидбар раба 2:9).
Кроме того, эмблемы, вышитые на четырех главных знаменах, соответствовали четырем земным созданиям, окружавшим Престол Небесной Славы (как описано в Ехезкель 1:10):
1) человеческому образу у подножия Престола соответствовало знамя Реувена, на котором были вышиты растения дудаим (чьи корни внешне напоминают человека);
2) облику льва, находившемуся под Престолом, отвечал флаг Иеуды с изображенным на нем львом;
3) небесному образу быка соответствовал флаг Эфраима, на котором был вышит бык;
4) лику орла у Престола подобен был орел, вышитый на знамени Дана.
Конечно, это лишь приблизительное соответствие неземным оригиналам, недоступным нашему пониманию.
Чем отличались четыре главных знамени от прочих?
1. Они, очевидно, были большего размера, чем остальные восемь.
2. Кроме эмблем, вышитых на всех флагах без исключения, на этих четырех были еще и надписи (Бемидбар раба).
Таргум Йонатан полагает, что существовало всего четыре знамени, на каждом из которых надписаны были имена сразу трех колен. Цвет каждого из этих четырех знамен был сочетанием цветов драгоценных камней на нагруднике первосвященника, соответствовавших трем коленам, шедшим под этим флагом. На каждом знамени вышит был также соответствующий стих.
На них изображены были такие буквы:
• На главном знамени Иеуды — первые буквы имен трех праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова.
• Надпись на главном знамени Реувена содержала вторые буквы имен наших праотцев.
Буквы на флаге Реувена составляли слово беца (выгода), напоминая тем, что надо быть честным в денежных делах, подобно сыну Яакова Реувену, сторонившемуся воровства.
• На главном знамени Эфраима написаны были третьи буквы имен наших праотцев. Этот корень (рахак) означает «отдаление»; здесь скрыт намек на то, что еврей должен бежать идолопоклонства. Это предостережение потому вышито было именно на флаге Эфраима, что царь Йеравам, установивший в еврейском царстве идолов, происходил из колена Эфраима.
• На главном знамени Дана были последние буквы имен наших праотцев. (Эти буквы образуют также слово «макав» (молот), означающее здесь, что еврей обязан уничтожать идолов. Такое предостережение было уместным для колена Дана, которое не воспротивилось, когда царь Йеравам установил на его земле изваяние идола.) Мы замечаем, что ни на одном из этих четырех флагов не была изображена буква «эй» из имени Авраама (а эта буква взята из Имени Ашема). Вместо этого форму буквы «эй» приняло Облако Славы, обволакивавшее Арон и указывавшее путь сынам Израиля; тем самым оно служило как бы изображением Имени Ашема. Чтобы узнать, идти им или становиться на отдых, евреи обращали взор на это Облако, имевшее форму буквы «эй». Когда оно двигалось, они шли; когда покоилось, — отдыхали.
В каком порядке четыре легиона отправлялись в поход
Когда колена отправлялись в путь, они выстраивались в порядке, соответствовавшем указаниям Ашема.
Всемогущий дал Моше такое наставление: «Перед началом каждого перехода легион Иеуды должен стать во главе и шествовать впереди.
Этот текст следует мнению Гемары (Йерушалми Эрувин 5:1) о том, что колена шли единой колонной. В Гемаре приводится и другое мнение, согласно которому весь стан выступал в путь в том же порядке, в каком и стоял: в середине — Мишкан, а вокруг него — левиты и колена.
Вслед ему отправятся левиты из родов Гершона и Мерары. За ними выступит легион Реувена, следом — левиты Кеата. Затем пойдет легион Эфраима, и, наконец, — легион Дана».
Такой порядок следования установлен был в согласии с глубочайшим Б-жественным замыслом.
К примеру, легион Дана шел последним потому, что колено Дана было сильным, способным поразить зверей, нападавших на евреев сзади. Так как люди этого колена были многочисленны, они отвоевывали вещи, потерянные другими коленами. Помимо этого такое положение Дана символизировало, что тот, кто отлучает себя от Ашема, — как это случилось с Даном из-за его влечения к идолопоклонству, — остается в проигрыше и попадает в последние ряды.
Эмблемы и цвета двенадцати знамен
Все знамена были сделаны из шелка. Цвет каждого из них совпадал с цветом соответствующего колену драгоценного камня на нагруднике первосвященника. На каждом флаге была эмблема, содержавшая намек на особые достоинства или заслуги колена.
• РЕУВЕН — его флаг был красным.
Этот цвет указывал на то, что в честь тшувы Реувена после его прегрешения, связанного с Билой, Всемогущий в конце концов отомстит Эдому. Б-г изображается являющимся Эдому в красных одеяниях, символизирующих свершение справедливости (Йешаяу 6З).
Эмблемой Реувена были растения дудаим (некоторые переводят их — «мандрагоры»).
Эта эмблема заключала в себе похвалу Реувену. Реувен, опасаясь совершить кражу, собирал для своей матери только дикорастущие бесхозные растения дудаим. Как и сам Реувен, его колено тоже сторонилось воровства.
• ШИМОН — флаг этого колена был зеленым, и изображен на нем был вид города Шхема.
Завоевание Шхема Шимоном знаменовало начало покорения Эрец Исраэль. Эта эмблема вдохновляла сынов Израиля, готовившихся войти в Святую Землю.
• ЛЕВИ — хотя у Леви был свой собственный флаг, наши мудрецы не включают этот флаг в число двенадцати знамен. Его эмблемой был нагрудник первосвященника, символизировавший, что это колено было коленом священников.
Знамя на одну треть было белым, на одну — черным и на одну — красным.
В этих цветах скрыт намек на величие колена Леви: белый намекал на безгрешность левитов — и в Египте, и в пустыне они были чисты от греха.
Черный означал, что со стороны левиты казались «черными, как вороны»: они были настолько поглощены изучением Торы, что не обнаруживали никаких мирских совершенств.
Красный напоминал о крови жертв, которые коэны возносили на жертвенник.
• ИЕУДА — ему предназначен флаг синего цвета с вышитым на нем изображением льва.
И цвет, и эмблема свидетельствовали о царском достоинстве этого колена. Синий цвет связывается с Престолом Небесной Славы, а Иеуда являл собой на земле царское величие Ашема. Вышитый на знамени лев напоминал о последнем благословении Яакова, в котором тот сравнил Иеуду со львом, царем зверей.
• ИССАХАР — у него было черное знамя с изображением солнца и луны.
Так как это колено славилось познаниями в Торе, цвет его знамени был черным (см. соответствующее пояснение о флаге колена Леви).
Его эмблема — небесные тела — означала, что люди этого колена были сведущи в астрономии и могли поэтому делать вычисления еврейского календаря.
• ЗЕВУЛУН — его белый флаг украшало изображение корабля.
Удел Зевулуна в Эрец Исраэль лежал у берега моря. Своими доходами от морских плаваний люди этого колена поддерживали колено Иссахара, погруженное в изучение Торы. Белый цвет символизировал их счастье и чистоту побуждений, влекущих их к торговле: они совершали свои плавания в счастливой убежденности, что раз они употребляют свои деньги на поддержание Торы, то Ашем дарует им удачу.
• ДАН — его знамя было цвета сапфира, и на нем был вышит змей — создание, которое упомянул Яаков, благословляя Дана.
И цвет, и эмблема намекали на судью Шимшона, который произойдет от Дана. Твердый и крепкий как сапфир, Шимшон нападет на филистимлян подобно змею (как сказано в разделе Ваехи), нанося им множество жестоких ударов.
• ГАД — его флаг был соткан из черных и белых нитей. На нем изображены воинские отряды, в соответствии с пророчеством Яакова о том, что из этого колена произойдут могучие воины.
Сочетание черного и белого цветов символизировало то обстоятельство, что, хотя люди этого колена все время подвергались опасности в битвах (черный цвет), безмятежное спокойствие тем не менее не покидало их, ибо они уповали на Ашема (белый цвет).
• НАФТАЛИ — его флаг был рыжевато-пурпурного оттенка, напоминавшего цвет разбавленного вина. Эмблемой его была лань, ибо Яаков уподобил его лани в своем благословении.
Рыжевато-пурпурный цвет намекает на Тору, сравниваемую с вином. Ученики из этого колена сидели рядами и изучали Тору, внимая Санхедрину,
• АШЕР — флаг Ашера был бледного, голубовато-серого цвета жемчуга, и на нем было вышито изображение оливкового дерева.
Ашер благословлен был прекрасными дочерьми, выходившими замуж за царей и праведников. Его дочери носили жемчужные ожерелья, как знатные жены. Оливковое дерево символизировало удел Ашера в Земле, благословенной оливами.
• ЭФРАИМ — его флаг был черным, и на нем был изображен бык, символизировавший Иешуа, который произойдет из этого колена и силу которого уподобят силе быка.
• МЕНАШЕ — на его знамени, тоже черном, изображен был дикий буйвол, намекавший на происходившего из этого колена судью Гидеона, добрые дела которого уподоблялись великолепным рогам буйвола.
• БИНЬЯМИН — в его знамени сочетались цвета всех знамен; изображен был на нем волк.
Жертвенник Храма располагался в уделе Биньямина. Благодаря приносимым на нем жертвам, он даровал благословение всему народу, о чем и говорит сочетание в флаге Биньямина цветов всех колен. Изображение волка тоже намекает на жертвоприношения, которые «рвал на части» (поглощал) Небесный Огонь на жертвеннике.
Величие знамен
Когда сыны Израиля заняли отведенные им места под знаменами, Шохина снизошла от Небесных знамен и упокоилась на евреях. Таким образом им дано было подняться к новым высотам святости, как земному воинству Ашема.
Языческие народы, увидевшие, как стоит под своими знаменами народ Израиля, охватил благоговейный трепет. Они смогли воочию убедиться в том, какова святость народа, который, во имя служения Всемогущему, живет как сплоченная рать. Почувствовав, что евреи были земным подобием Небесных ангелов, народы изумленно воскликнули: «Кто этот народ, что ликом подобен заре, прекрасный как луна, ясный, как солнце, вселяющий благоговейный ужас под знаменем своим?!» (Шир аширим 6:10)
Народ наш всегда хранил память о знаменах.
И тысячи лет после этого было так: всякий раз, когда стоял еврей перед страстным искушением поступиться своей верой, чтобы обрести богатство и славу, говорил он в ответ на убеждения язычников: «Что есть у вас по сравнению с тем величием, которое мы некогда испытали? Подобно земному стану Ашема стояли мы в пустыне под сенью знамен. Жалки и ничтожны ваши посулы в сравнении с тем, что обещает Всемогущий!»
Так память о славе знамен помогала евреям и в изгнании оставаться верными Торе.
Левиты исчисляются отдельно
После того, как Моше закончил исчислять колена, Ашем повелел ему: «Только колена Леви не считай среди сынов Израиля» (1:49).
Услышав это, Моше испугался. Он подумал, что Ашем, зная о каком-то изъяне в родословной колена Леви, не захотел выяснять происхождение левитов всенародно, дабы избавить их от позора.
Ашем сразу же развеял его страхи, пояснив: «Пересчитай левитов отдельно. Раз они служат в Моем Дворце, в Святилище, они составляют особый легион».
Какой смысл кроется в этих словах: «Праведник цветет как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Ашема, расцветут они во дворах Б-га нашего». (Теилим 92:13—14)?
Эти стихи относятся к колену Леви. Когда левитов попросили пожертвовать драгоценности на сооружение золотого тельца, все они отказались, хотя большинство людей из других колен отдали свое золото. (Оставшись чисты, левиты смогли поэтому покарать грешников из народа Израиля).
Следовательно, этот стих уподобляет колено Леви пальме, символизирующей праведника. Пальма приносит сладкие плоды; праведник богат заповедями. За то, что левиты вели себя подобно «пальмам», Всемогущий возвысил их до положения «кедров»: Он назначил их исполнять почетные должности в Мишкане и в Храме («во дворах Б-га нашего»).
Левиты отличились также и в Египте. Они не примкнули ни к одному из египетских культов и на протяжении всего египетского изгнания делали обрезание своим сыновьям. В то время как народ Израиля был выведен из Египта не потому, что в полной мере заслужил свое избавление (а потому лишь, что Ашем предвидел последующее принятие им Торы), колено Леви было целиком и полностью достойно избавления.
Ашем повелел: «Пересчитай людей этого колена особо, дабы показать, что Я нашел, что верны они Мне в своих сердцах».
Другой причиной, по которой Ашем хотел, чтобы колено Леви было исключено из общей переписи, было его нежелание позволить Ангелу Смерти царить над людьми этого колена в будущем.
После происшествия с лазутчиками Ашем постановил, что все люди того поколения умрут в пустыне. Если бы колено Леви было включено в общую перепись, оно непременно подпало бы под это постановление, ибо «раз уж Истребляющий Ангел выпущен на волю, он властен над всеми и не различает между праведниками и грешниками». Поэтому Ашем предпринял специальные меры, чтобы выделить левитов в особую группу. Таким образом, Ангел смерти не мог коснуться левитов, и они вошли в Эрец Исраэль.
Хотя во всех прочих коленах в перепись не включался ни один мужчина младше двадцати лет, левиты были исключением: Ашем велел Моше пересчитать левитов мужского пола, начиная с возраста в один месяц. (Пока ребенок не достиг этого возраста, его жизнеспособность еще под сомнением.)
Почему же дети левитов, несмотря на то, что они не были еще способны по своему возрасту к выполнению какого-либо служения, подвергались исчислению? (Левиту, не достигшему тридцати лет, нельзя приступать к служению).
Ашем удостоил дополнительной награды и детей, что вошли в перепись, и их родителей.
Чем же заслужили родители и их дети эту награду?
Зная, что даже их дети перечислены в переписи, родители будут особо заботиться о том, чтобы растить их в святости. И родители, и дети достойны были этой награды за все те годы, что они провели, готовясь к служению Ашему.
Когда Ашем повелел Моше определить число левитов мужского пола с одного месяца и старше, Моше возразил: «Мне, как царю и вождю евреев, заповедано вести себя с достоинством. Не противоречит ли это постановлению Торы — чтобы я входил в шатер всякой семьи и пересчитывал детей?»
Ашем ответил: «Делай свою часть мицвы, а Я сделаю свою. Стоит тебе только стать у порога шатра левитов, и я открою тебе, скольких его обитателей надо включить в перепись».
Шехина предшествовала Моше при приближении к каждому шатру. Стоя у входа, Моше слышал, как Небесный Голос объявлял: «В этом шатре восемь детей», «В этом шатре десять детей» и так далее.
Моше исчислил всех лиц мужского пола в трех родах левитов: Гершона, Кеата и Мерари.
Тора почтила колено Леви, перечислив имена сыновей этих родоначальников. При исчислении же сынов Израиля приведены только имена начальников колен, а отнюдь не имена родов внутри каждого колена (Бемидбар раба 3:1).
Затем Моше исчислил общее количество левитов. Их было 22 000 — значительно меньше, чем людей любого другого колена.
Одна из причин в том, что многие из носильщиков Арона не сумели чтить его по достоинству и Небо покарало их смертью.
Рамбан объясняет, что так как в Египте левиты не были обращены в рабство, на них не распространялось благословение Ашема о том, что «по мере того, как (египтяне) изнуряли их, они размножались и разрастались» (Шмот 1:12). Левиты размножались с естественной быстротой и поэтому были гораздо малочисленнее, нежели сыны Израиля, расплодившиеся сверхъестественным образом.
Левиты выкупают первенцев
Первоначально Ашем повелел, чтобы первенцы каждого дома посвящались в «коэны», ответственные за принесение жертв от этой семьи.
• Адам, первенец рода человеческого, совершал жертвоприношения в Ган Эдене. Небесные облачения, которые изготовил Ашем для Адама после того, как тот согрешил, отличали его как священнослужителя Ашема.
• Адам назначил своим преемником своего сына Шета. Хоть он и не был первенцем, Шет, а не Каин, принял на себя Служение, ибо Каин, убив Эвеля, стал для этого непригоден. Поэтому Небесные облачения получил Шет.
• Шет, в свою очередь, передал облачения и обязанности священника своему сыну Метушелаху, который был великим праведником.
• Метушелах завещал их Ноаху. Именно в этих облачениях принес Ноах жертвы Ашему, выйдя из ковчега.
• Ноах передал Небесные облачения своему сыну Шему, пророчески предвидя, что от Шема произойдет еврейский народ.
Шем, которого называли также Малки Цедек, облачался в эти одеяния, когда приносил жертвы Ашему.
• Шем передал их Аврааму. Авраам получил их, несмотря на то, что не был первенцем, но он был праведником и заслуживал священства.
• Авраам передал их Ицхаку.
• Будучи первенцем Ицхака, право приносить от семьи жертвы имел Эсав. Яаков, однако, знал, что сердцем своим Эсав далек от служения Ашему, и он поступил мудро, предложив Эсаву продать ему свое первородство, чтобы он, Яаков, мог приносить жертвы вместо недостойного первенца.
Привилегия первенцев была особенно подчеркнута в дни перед дарованием Торы, когда Моше призвал всех первенцев принести жертвы на алтарь, построенный им у подножия горы Синай.
Однако впоследствии, совершив жертвоприношения золотому тельцу, первенцы потеряли свою привилегию.
Всемогущий объявил: «Я выделил первенцев для жертвенной Службы, но они употребили во зло свое положение. Пусть же левиты (остававшиеся Мне верными) служат вместо них!»
Ашем заповедал Моше, чтобы каждый первенец заменялся левитом. Левит «выкупал» замещаемого им первенца, ибо все первенцы заслуживали смерти за поклонение золотому тельцу.
Вначале, как мы рассказывали в предыдущем параграфе, Моше должен был пересчитать левитов. Затем Ашем велел ему пересчитать всех первенцев сынов Израиля, в возрасте от одного месяца и старше.(Это было уже другое исчисление, проводившееся специально для того, чтобы заменить первенцев левитами).
При этой переписи Шехина не шла впереди Моше к шатрам сынов Израиля и не сообщала ему о числе находившихся внутри детей. Ашем сказал Моше: «Так как во время греха золотого тельца левиты были на Моей стороне, Я принял участие в их исчислении. Однако первенцы отстранились от Меня, потому и Я устраняюсь от их подсчета».
Моше подсчитал, что всего среди сынов Израиля было 22 237 первенцев, т.е. первенцев было на 237 больше, чем левитов.
Ашем повелел Моше: «Обменяй (или, говоря языком Торы, «выкупи») каждого первенца. Оставшиеся 237 первенцев должны дать каждый по пять монет в один шекель, которые будут поделены между Аароном и его сыновьями. После этого оставшиеся первенцы будут считаться выкупленными и освобожденными от служения в будущем».
Моше подумал: «Всякий первенец, которому я скажу: «Плати пять шекелей», ответит мне: «Я не из остатка — меня уже обменяли на левита!»
Тогда Моше придумал вот что. Он взял двадцать две тысячи жребиев и написал на них слово «леви», а на двухстах тридцати семи — слова «пять шекелей». Каждый первенец тянул жребий. Всякий, кто вытаскивал жребий со словами «пять шекелей», должен был уплатить эту сумму.
Римский военачальник Хугентин вызвал на спор р. Йоханана бен Закая: «Ваш учитель Моше либо был вором, либо не знал арифметики».
«Почему ты говоришь так?» — спросил р. Йоханан.
Полководец пояснил: «Моше записал в Торе, что общее число левитов было 22 000 (3:39). Однако если сложить численность всех родов левитов, то получится 22 300 левитов. (В роду Гершона насчитывалось 7 500 человек, в роду Кеата — 8 600 и в роду Мерари — 6 200.) Так как первенцев всего было 22 237, то на самом деле левитов было лишь на 63 человека больше.
Почему же тогда Моше велел 237 первенцам выкупать себя пятью монетами в один шекель?
Возможны два варианта: либо Моше ошибся в своих подсчетах, либо он намеренно исказил численность левитов, чтобы его брат Аарон прикарманил 870 шекелей».
Р. Йоханан бен Закая ответил: «Твое предположение ошибочно; я объясню тебе, в чем дело. Моше потому не включил в общее число еще три сотни левитов, что эти три сотни были также первенцами в своих семьях. Нельзя было одним первенцем выкупать другого. Следовательно, как и было записано в Торе, первенцев израильтян действительно было на 237 человек больше, чем левитов».
Военачальник сразу согласился с объяснением р. Йоханана и отпустил его.
Какие виды служения выполняли левиты
Ашем повелел Моше: «Приведи колено Леви и приставь его к Аарону-коэну, дабы они прислуживали ему (3:6).
Они Мои по праву, ибо служат вместо первенцев, которых Я спас, наслав на египтян Казнь Первенцев.
Левиты избраны навечно. Они будут служить в Мишканв и в Храме». В то время как коэны выполняли жертвенное служение, принимая и разбрызгивая кровь и сжигая внутренности животных, у левитов были другие обязанности:
• В пустыне они переносили Мишкан и его части и отвечали за сохранность сосудов Мишкана.
• В Мишкане и в Храме они пели в хоре и играли на музыкальных инструментах во время ежедневной жертвы, а также в других случаях.
• Они открывали и закрывали ворота.
• Они оберегали священные сосуды от прикосновения некоэнов.
• По ночам они стояли вокруг Мишкана и Храма в качестве почетной стражи.
• Одни левиты служили в казне Святилища главными казначеями, другие — помощниками казначеев.
Моше разделил коэнов и левитов на восемь групп, известных под наименованием мишмарот (стражи). Каждый мишмар выполнял в Мишкане все виды служения в течение одной полной недели, после чего его сменял другой мишмар.
Введенная Моше система сохранялась вплоть до времен царя Давида, который учредил двадцать четыре стражи.
В этом отрывке обсуждается только одна из многочисленных обязанностей левитов — переноска Мишкана и его священных сосудов во время скитаний народа Израиля в пустыне.
У каждого из трех родов левитов были свои собственные обязанности по переноске, и ни один род не мог меняться ими с другим.
• Кеат — люди из рода Кеата были назначены носильщиками Арона и священных сосудов Мишкана (как будет подробно пояснено в конце этого раздела).
• Гершон — люди из рода Гершона несли принадлежавшие Мишкану тканые предметы: завесы и полотнища. Об их обязанностях говорится в разделе Насо.
• Мерари — люди из рода Мерари несли брусья и подножия Мишкана. Их обязанности поясняются в разделе Насо.
Как готовили к походу священные сосуды Мишкана
Перед походом каждый из священных сосудов Мишкана заворачивали в два покрова. Обычный покров был сделан из шерстяной ткани голубого цвета и символизировал покоящуюся на этом сосуде Шехину, а второй, защитный, покров — из кожи тахаша. (См. раздел Трума в книге Шмот). Некоторые сосуды требовали особых покровов. Это были шулхан, внешний Жертвенник и Арон.
• Шулхан (стол) — двенадцать лэхем апаним (хлебов предложения) никогда не убирались со стола. Вначале Шулхан вместе с хлебами оборачивали голубой тканью. Затем Шулхан со всеми его вспомогательными принадлежностями — блюдами, ложками, чашами — накрывали голубой тканью, а поверх нее — слоем шерсти пурпурного цвета. И, наконец, все это оборачивали в покров из кожи тахаша.
Зачем оборачивали Шулхан и его принадлежности в пурпурную шерсть?
Шулхан — символ династии Давида. Внутренний слой синей ткани символизировал самого Давида, праведника. Пурпурный цвет намекал на прегрешения (как описано у Иешаяу). Пурпурная ткань символизировала сыновей Давида, грехи которых привели к разделению царства. Небесно-голубая и пурпурная ткани были покрыты сверху кожей тахаша — символ того, что в конце концов царство Давида будет воссоединено (Бемидбар раба 4:14, Эц Йосэф).
• Внешний Жертвенник был обернут под внешним покровом из кожи тахаша тканью пурпурного цвета.
Пурпурный цвет намекал на то, что благодаря жертвам, приносимым на этом Жертвеннике, евреи избавлялись от необходимости расплачиваться за свои прегрешения несчастьями и страданиями.
Перед походом огонь на Жертвеннике не гасили. Перед тем, как обертывать Жертвенник тканью, коэны накрывали огонь сверху большим медным горшком, чтобы он не прожег ткань.
• Арон (Ковчег) — процедура укрытия Арона отличалась от обертывания других сосудов. О ней будет рассказано в следующем параграфе.
• Менора — покрытую голубой тканью Менору клали в большой мешок из кожи тахаша. Этот мешок затем привязывали к шесту (ибо у Меноры не было собственных шестов).
Ашем предупреждал, что никому не позволено рассматривать священные сосуды во время их укрывания.
Человек, пристально смотревший на Арон, священнейший из сосудов, мог погибнуть. Почему Ашем запретил разглядывать священные сосуды во время подготовки их к походу?
1. Степень почитания кого-то или чего-то часто определяется внешним видом человека или предмета. Например, любой незнакомец в богатом одеянии поначалу покажется другим важной персоной. И, наоборот, знатный человек, надевший простой костюм, принизит свое достоинство в глазах окружающих.
Рассматривание каким-либо человеком священных сосудов во время их подготовки к походу могло преуменьшить его уважение к ним.
2. Этот запрет вытекает из кабалистических представлений, вознесенных над нашим пониманием. Когда Арон находился в Святая Святых, покоившаяся в нем Шехина являла себя в одном обличье. Когда же Ковчег изымали оттуда, Шехина выглядела уже иначе. Поэтому непозволительно было смотреть на Арон, когда его снимали с подобающего ему места в Святая Святых.
Обязанность покрывать все священные сосуды Ашем первоначально доверил левитам. Однако некоторые левиты не могли устоять перед искушением взглянуть на Арон, ибо они жаждали увидеть Шохину. Они умирали в тот же миг.
Тогда Ашем повелел, чтобы не левиты, а коэны подготавливали священные сосуды к походу.
Коэны были предпочтительнее для выполнения этой задачи по следующим соображениям:
1. Ко всем своим обязанностям коэны относились с безукоризненной точностью и добросовестностью. На них можно было положиться — они совладают со своим желанием взглянуть на священные сосуды.
2. Даже если коэн забудется и посмотрит на Арон, он может быть избавлен от наказания смертью, ибо уровень его святости высок.
Перед каждым переходом коэны оборачивали все священные сосуды в предназначенные им покровы. Затем они призывали левитов из рода Кеата.
Каждый из сынов Кеата подходил к тому сосуду, который он назначен был нести, и коэны прилаживали шесты на его плечи.
Особые законы о подготовке священного Ковчега к переходу; — том, как Ковчег сверхъестественным образом нес себя сам
Перед каждым переходом Арон оборачивали в парохет (Разделяющую Завесу перед Святая Святых).
Коэны опасались, что, если для снятия Завесы они будут вставать на лестницы, их может одолеть искушение взглянуть на Арон. И они придумали необычный способ отцепления Завесы:
С помощью длинных шестов коэны снимали Завесу со вделанных в столбы крюков, на которых она висела, а затем осторожно опускали ее вниз, пока она полностью не покрывала Арон; таким образом Арон ни на мгновенье не оставался открытым для взоров. Затем они расстилали поверх Завесы еще одно голубое покрывало.
Ни один другой сосуд не оборачивали в голубую ткань снаружи; так поступали только с Ароном, чтобы привлечь внимание к его особой святости. Священнейший из сосудов соответствовал Престолу Небесной Славы. Голубой покров призван был напомнить всякому, кто посмотрит на него, о значении Арона.
Ритуал переноски Арона также был особым:
• Четыре носильщика Арона должны были идти, обратившись к нему лицом. Поэтому двое передних носильщиков шли пятясь.
• Перенося Арон, сыны Кеата пели песнь Ашему (подобно ангелам, которые приближены к Шохине и оттого поют песнь Ашему).
Когда переносчики Арона брались за свои шесты, происходило удивительное чудо. Не только сам Арон явственно становился невесомым, но и его носильщиков поднимало и влекло вперед. Это чудо всенародно было явлено, когда сыны Израиля под водительством Иеошуа достигли Иордана десятого нисана 2488 года.
Стояла весна, и Иордан вышел из берегов.
Иеошуа сказал народу: «Ашем сотворит сейчас чудо, которое ясно покажет, что Он обитает в вашей среде. Оно поможет убедить вас в том, что Он изгонит язычников из Ханаана».
Иеошуа приказал коэнам, которые по такому особому случаю несли Арон вместо левитов, ступить в воды Иордана.
В тот миг, когда ноги коэнов погрузились в реку, ее течение внезапно остановилось и вода стала рядом с ними стеной, поднявшись до огромной высоты. Так как с другой стороны от коэнов река продолжала течь, они оказались стоящими на сухом речном дне.
Иеошуа приказал, чтобы весь народ пересек русло Иордана, пока коэны с Ароном стоят на месте. Когда же весь народ перешел реку, Иеошуа велел коэнам вернуться обратно на восточный берег. Как только они это сделали, водяная стена рухнула и воды устремились вниз по течению.
Коэны, носильщики Арона, были теперь отделены от своих соплеменников, стоявших на западном берегу реки. И тогда Арон сверхъестественным образом перенес коэнов к сынам Израиля над водами реки.
Все видели как Арон нес своих носильщиков. И так было всегда.
Маараль поясняет, что как животворящая душа поддерживает тело, так и Арон, — душа и духовное содержимое Мишкана, — поддерживает своих носильщиков.
Это чудо — «Ковчег, поддерживающий своих носильщиков», — учит нас важнейшему принципу. Еврей обычно не сомневается в том, что он «поддерживает Тору», но забывает о том, что Тора «поддерживает его».
Во времена царя Давида один человек по имени Уза, увидев, что волы наклонили повозку и вот-вот сбросят Арон наземь, взялся за него рукой, и Небо поразило его за это смертью (II Шмуэль 6:6—7). Ашем сказал: «Арон носит даже своих носильщиков. Тебе следовало верить, что уж тем более он поддержит себя самого!»
Ашем повелел, чтобы в Святилище выполняли следующие четыре действия, которые Сам Он осуществляет совсем иначе, неизмеримо более совершенным способом, чем мы.
• Он заповедал сынам Кеата нести Его Арон, хотя Сам Он поддерживает всю вселенную.
• Он заповедал коэнам и левитам охранять Мишкан, хотя Сам Он — Страж всему миру.
• Он заповедал, чтобы в Святилище возжигали Менору, хотя Сам Он дает свет всему миру.
• Он повелел приносить жертвы на Его жертвеннике, хотя Сам Он подкрепляет и питает все живое.
Сказанное подтверждает, что Ашем для того установил все мицвот, чтобы духовно возвышать нас в этом мире и в мире, который придет ему на смену.
Сынов Кеата подвергают исчислению, чтобы распределить их для служения
Из трех родов левитов — Гершона, Кеата и Мерари — одному, а именно роду Кеата, была поручена обязанность переносить священные сосуды.
Хотя сын Леви Гершон был старше Кеата, эта более почетная работа была поручена роду Кеата по таким соображениям:
1. Ашем оказывал тем самым честь Моше и Аарону, которые вели свою родословную от Кеата.
2. Сыны Кеата выделялись среди других родов левитов своей полной погруженностью в Тору и служением, доходившим до забвения всех мирских забот. Кроме того, они часто собирали людей, чтобы наставлять их в Торе.
Они несли Арон, Завесу, Менору, Шулхан, Жертвенники и все их принадлежности. Эти священные сосуды они должны были переносить на своих плечах. Левитам же из других родов разрешалось везти свой груз на повозках.
Ашем повелел Моше пересчитать потомков Кеата как людей из первого среди левитов рода и определить их обязанности. Эта перепись устанавливала число левитов, подходящих для служения. Поэтому в нее включались лишь мужчины от тридцати до пятидесяти лет — возраст служения левитов в Мишкане. Элазар, третий сын Аарона, поставлен был управляющим над сынами Кеата. Он назначал на работу и определял, кто будет нести какой сосуд во время перехода.
Сам Элазар нес в правой руке масло для возжигания Меноры, в левой — воскурения, в подвешенном на плечо сосуде — муку для ежедневного жертвоприношения, а на поясе — небольшую бутыль с маслом помазания.
Рамбан (4:16) поясняет, что все эти предметы были очень тяжелыми: полный запас воскурений составлял 368 маот; годовой запас масла — 183 лога, а, кроме этого, Элазару приходилось нести еще и муку для жертвоприношений по крайней мере на один, а возможно, и на несколько дней. Следовательно, Элазар был очень силен; мы уже знаем, что Моше и Аарон были также необыкновенными силачами.
Перед каждым выступлением в поход люди Кеата начинали спорить между собой о том, кому достанется привилегия нести Арон. Хотя они прекрасно знали, что многие их братья лишались жизни из-за малейшей неточности по отношению к Ковчегу, они тем не менее считали высшей честью нести этот святейший из сосудов. Получая от Элазара назначение, каждый из них требовал: «Дай мне нести Арон, а не Шулхан {Менору или другой сосуд)!»
Чтобы избежать этих постоянных споров, Ашем повелел Моше и Аарону: «Приставьте к Арону постоянных носильщиков, а не назначайте перед каждым переходом новых. Вы, Моше и Аарон, благодаря духу святости, распознайте, кто из сынов Кеата достоин нести Арон. Выбирайте наисвятейших из рода сего».
В завершение Ашем строго предостерег всех коэнов: до тех пор не призывать сынов Кеата к исполнению их обязанностей носильщиков святых сосудов, пока сосуды не будут целиком укрыты покровами. Если сыны Кеата станут разглядывать святые сосуды или дотрагиваться до них, когда те будут неприкрыты, они могут погибнуть.
«Справедливо ли это? — спросил Моше Ашема. — Или Ты заботишься только о том, как избавить от смерти сынов Кеата? Разве тебе безразличны коэны, которым предстоит оборачивать святые сосуды?»
«Коэны не погибнут от того, что будут смотреть на них, — заверил Ашем Моше. — Ведь коэны — святые из святых. Поэтому, представ перед непокрытыми сосудами, которые тоже святые из святых, они не претерпят никакого ущерба. Сыны Кеата менее святы, чем коэны, и потому лицезрение святых сосудов повредит им».
Ашем обещал, что каждый из трех родов левитов — Гершона, Кеата и Мерари — продлится вовеки. По своему значению роды левитов стоят в одном ряду с целыми коленами; посему так же, как и колена, они не прервутся до пришествия Машиаха.