Предисловие
Книга Бемидбар
Каков смысл стиха: "Как стадо, вел Ты Свой народ рукою Моше и Аарона" (Теилим 77:21)?
Этот стих говорит нам, что народ еврейский, по доброй воле своей следуя заповедям Ашема, которые сообщены были ему Моше и Аароном, сорок лет блуждал по пустыне, подобно тому, как овечье стадо с покорностью подчиняется водительству своего пастуха.
(.Бемидбар раба 23:1)
Предисловие
О том, как жить в соответствии с ценностями Торы
Когда Б-г вывел евреев из Египта, Ему предстояло решить, каким путем идти им в Эрец Исраэль. Самый простой, прямой путь лежал через земли филистимлян. Другой путь проходил через пустыню, в обход филистимских владений.
Почему же Б-г повелел евреям пойти этим неудобным и длинным путем? И позже, когда они согрешили, почему задержал Он их в пустыне еще на много лет?
Хофец Хаим объясняет, что, помимо прочих соображений, Б-г потому не дал сынам Израиля пройти через земли филистимлян, что они были идолопоклонниками. Б-г не хотел, чтобы народ видел изображения идолов, встречавшихся в тех краях на каждом шагу.
Хотя для того, чтобы кормить и защитить множество людей в этой безлюдной и опасной стороне, Б-гу пришлось бы творить явные чудеса (которых Он предпочитал избегать, ибо вселенная создана была, чтобы все в ней происходило согласно законам природы), Он все же выбрал путешествие через пустыню, во избежание служения идолам.
Хатам Софер развивает эту мысль. Филистимский культ был тогда на сравнительно высоком уровне. Разве не было бы желательно, чтобы евреи общались с филистимлянами и учились у них? Ведь они вышли из Египта невежественными каменщиками. Разве контакты с утонченной филистимской цивилизацией не принесли бы им пользу, подготовив их к дарованию Торы?
Однако Б-г заботился, по-видимому, о том, как сынам Израиля избежать встречи с филистимлянами. Почему? Б-г учел, что именно из-за своего высокого развития филистимская культура представляла еще большую угрозу духовному здоровью евреев, чем египетское общество. Она могла привлечь их и впоследствии они подверглись бы искушению усомниться в заповедях Торы. Поэтому, дабы исключить всякое влияние филистимской культуры, Б-г выбрал путь через пустыню. Когда евреи согрешили в истории с лазутчиками, Б-г наказал их, продлив их пребывание в пустыне. Кроме того, это прегрешение показало, что они еще недостаточно прониклись идеалами Торы и поэтому не могут жить на своей собственной земле. Лишь после того, как тридцать восемь лет провели евреи в отдаленной от всего мира пустыне, постигая под Его руководством незамутненные идеалы Торы, Б-г посчитал сынов Израиля достойными войти в свою землю, а каждое колено — получить свой удел. Теперь евреи готовы были к тому, чтобы смотреть на новую для них жизнь лишь с точки зрения Торы — и в личных делах, и во всенародных. Можно было надеяться, что они уже не будут подражать своим соседям — язычникам.
• • •
Чтобы жизнь наша была преисполнена Торы, мы должны определить источник наших ценностей. Взяли ли мы их из Торы или позаимствовали у нашего окружения?
Влияние среды — один из наиболее мощных факторов, формирующих поведение человека; поэтому стоит выяснить, не противоречит ли оно нормам Торы.
Можно привести такие примеры.
• В наше время нам доступны многие товары, считавшиеся редкими или дорогими совсем недавно. Например, одежду, которую нашим дедушкам приходилось шить на заказ, теперь не нужно изготавливать индивидуально: мы можем покупать ее в магазине, носить, выбрасывать и заменять новой. То же самое относится ко многим видам домашней обстановки и предметам хозяйства.
Так как все эти удобные и нужные вещи вполне доступны в западном обществе, человек больше не хочет затрачивать много сил на то, чтобы изготовлять их вручную, и покупает их сделанными на промышленных предприятиях. Зачем же трудиться без необходимости?! Все стремятся пользоваться максимальным количеством готовых предметов потребления.
Эта тенденция создает опасность соблюдению Торы и мицвот. Б-г заповедал, чтобы каждая мицва делалась "на заказ", — чтобы человек вкладывал в ее исполнение свое личное отношение. Если мы попытаемся сделать мицвот продуктом того же процесса массового производства, который удовлетворяет наши материальные нужды, мы либо испортим их качество, либо, не дай Б-г, совсем потеряем их.
Например, купив мезузу в готовом виде и с соответствующим ярлыком, человек подвергается риску получить негодную мезузу, ибо даже одна-единственная неправильно написанная буква делает мезузу некашерной.
Р. Меир рассказывал: "Когда я изучал Тору у р. Ишмаэля, он спросил меня: "Сын мой, какова твоя профессия?"
"Я — софер (переписчик священных текстов)", — ответил я.
Он предостерег меня: "Сын мой, будь внимателен в своей работе, ибо она связана с Небом. Стоит тебе пропустить одну-единственную букву или вставить лишнюю, и из-за тебя рухнет весь мир".
Рабби Меир ответил, что он принял все меры предосторожности, дабы совершенно избежать ошибок в работе. Он объяснил своему ребе: "Я знаю правильное написание каждого слова Торы и не прибавлю и не убавлю ни единой буквы. Я даже слежу, чтобы муха не коснулась заостренного (правого верхнего) конца буквы далет и тем самым не закруглила бы его так, что он станет похож на рейш (Сота 20а).
Человек, который пытается сэкономить время, силы и деньги, покупая предметы религиозного обихода, изготовленные в массовом порядке, вероятно, полностью потеряет свои мицвот. Чтобы этого не произошло, надо тратить время и энергию с целью, гарантировать их кашерность. Поэтому еврей должен покупать тфилин и мезузы у сведущего в алахе Б-гобоязненного софера или — если они куплены в магазине, — перепроверить их у опытного софера, невзирая на уверения владельца магазина в их кашерности.
Кашерные продукты питания тоже производят теперь промышленным способом. Конечно, соблазнительно купить пакет с едой, которую все считают кашерной. Однако при проверке может оказаться, что ее кашерность сомнительна, ибо за технологией, при помощи которой она была изготовлена, отсутствовал надлежащий надзор.
Например, в Торе заповедано, что мясо можно употреблять в пищу после того, как удалены запрещенный жир и жилы. Такое удаление, называемое никур, требует как познаний в алахе, так и практического опыта (без него запрещенный жир и жилы нельзя распознать). Менакер — человек, которому доверяется эта задача, — должен располагать не только теоретическими и практическими знаниями, но и временем и терпением и быть Бгобоязненным человеком, — иначе нет уверенности, что он полностью освободит все части животного от недозволенного жира и жил.
В Европе до Второй мировой войны компетентность всякого мясника проверял местный бейт дин, состоявший из людей, которые были сведущи в никуре. В Америке прежних лет мясник также проходил, бывало, проверку, и, если он был Б-гобоязненным евреем, он, конечно, выполнял свою работу терпеливо и осторожно.
В наше время спрос на мясные продукты значительно возрос. Владелец магазина, который, быть может, и сведущ в никуре, уже не может лично отрезать запрещенный жир и жилы от всего несметного количества мяса, которое Продается в его магазине. Поэтому он нанимает работников, а они, возможно, недостаточно сведущи или надежны для выполнения никура с той чрезвычайной точностью, которой требует Тора. Как же может покупатель узнать, действительно ли мясо было, как то утверждает каждый мясник, обработано по всем правилам? Можно предложить такие пути.
Проверить, есть ли у мясника, равно как и у каждого из его работников, документ, удостоверяющий, что его владелец прошел подготовку, и авторитетное лицо, само имеющее такой же документ, заверенный другим авторитетным лицом, объявляет этого человека искусным менакером. Или проверить, подвергается ли магазин надежному контролю. Под "надежным контролем" подразумевается вовсе не висящая на стене реклама с именем какого-нибудь рабби, ценность которой, конечно же, весьма невелика; не обеспечивает надежного контроля и машгиах, приходящий для проверки раз в несколько месяцев, недель или даже дней. Нет, для того, чтобы покупатель мог быть уверен, что от мяса, которое он приобрел, отделены все виды запрещенного жира, и рав, осуществляющий общий надзор, и машгиах должны иметь алахически действительный документ, подтверждающий, что они полностью прошли все испытания по выполнению никура, выданный авторитетным бейт дином.
В довоенной Польше варшавский бейт дин, бывший тогда одним из главных раввинских судов страны, не рукоположил бы в раввины человека, не обладающего полной компетентностью в шхите (забое животных) и в никуре, — от раввина требовалось не только знание алахи, но и длительная практика в обоих этих ремеслах. Кроме того, от машгиаха требуется, чтобы он лично проверял все продаваемое в магазине мясо.
Те же проблемы существуют и в ритуальном забое животных и птицы. Многие детали шхиты выполняют теперь без надлежащей заботы и внимания: чудовище, имя которому "массовое производство", признает только выпуск дешевой продукции с максимальной скоростью.
Воистину, готовность прилагать усилия зависит от мощности побуждений, что и доказывает следующая притча.
Была морозная зимняя ночь. Вся семья уже спала; под двойными одеялами им было тепло и уютно. Отец, вернувшийся домой из своей фирмы незадолго до полуночи, тоже наслаждался честно заработанным отдыхом.
Вдруг зазвонил телефон, но никто его не услышал. Когда он снова зазвонил, на этот раз настойчивее, отец пробудился и сонным движением снял трубку. Кто это имел наглость поднять его с постели, когда он только что заснул?
Однако через мгновение недовольство исчезло с его лица. "Спасибо, что сообщили мне, — с благодарностью ответил он собеседнику. — Это будет сделкой года! Я выезжаю немедленно".
Он положил трубку, напрягся всем телом, чтобы стряхнуть усталость, и начал одеваться. Через две минуты он вышел из теплого и уютного дома и направился к своей машине.
Еврей не должен пренебрегать своими "духовными делами". Например, логично ли тратить время и деньги на покупку роскошного ковра для жилой комнаты, не соблюдая в то же время на кухне даже самых элементарных норм кашрута? Давайте не будем пользоваться разными мерками: если мы покупаем себе "первоклассные" вещи, то нам, несомненно, следует приложить усилия ради "первоклассной" Торы и мицвот.
• Послевоенное поколение американцев наслаждается материальным благополучием. Конечно, нищета создает массу трудностей, но еще коварнее ловушки изобилия. Общество изобилия страдает от скуки и монотонности.
Поэтому живущие в этом обществе люди ищут все новых развлечений: в доме без конца меняют мебель; покупают ненужную одежду, которую носят напоказ; отпуска проводят все более изысканно. (И в то же время наши ешивы и школы, от которых зависит будущее еврейского народа, страдают от хронической нехватки средств, а их рабаним получают заниженное жалование). Вчерашние роскошества незаметно, но неизбежно становятся сегодняшними "потребностями".
Порождаемые деньгами проблемы не новы: они повторяются из века в век. Тора предсказывает:
"Утучнел Йешурун и залягался; утучнел ты, отяжелел, разжирел; и оставил Б-га, создавшего его, и отверг Твердыню своего спасения" (Дварим 32:15).
Сфорно объясняет: "Тора обращается к "Йешуруну" — к еврейской интеллигенции и к блюстителям Торы. Она предостерегает их: "Потворствуя прихотям своего тела, вы становитесь глухи к духовным ценностям".
Наши мудрецы коротко поясняют (Брахот 32а): "Из пресыщения рождается грех".
Евреи не должны перенимать излишеств, в которых погрязли окружающие, а приспосабливать образ жизни к нормам Торы. Тора требует, чтобы мы не растрачивали попусту то, что дарует нам Б-г, — деньги, время, энергию, ум, таланты и все прочие ресурсы.
Читать о героической борьбе, которую вели наши предки, храня верность Торе и мицвот, и воздавать хвалу их деяниям — занятие простое; распознавать же испытания, выпавшие на долю лично тебе, и выдерживать их с честью — трудное дело. Сегодня ничто не вынуждает нас подвергать свою жизнь опасности ради Ашема. От нас требуется лишь уделить Торе некоторое время и энергию, пожертвовать ради нее определенными удобствами. Наше испытание состоит в том, чтобы не позволить духу, господствующему в не соблюдающем Тору обществе, войти в наши дома.
Дабы не сделаться глухим к голосу истины, надо общаться лишь с теми, кто руководствуется в своей жизни подлинными ценностями Торы. Более того, еврей должен хранить верность принципам Торы даже тогда, когда из-за этого он становится объектом презрения и насмешек. Случай из жизни царя Давида может подтвердить, что великие вожди нашего народа всегда следовали истине, невзирая на мнения своих ближних.
С тех пор, как во времена пророка Шмуэля филистимляне возвратили Арон (Ковчег Завета), у него не было постоянного обиталища.
Царь Давид выстроил в Иерусалиме особое святилище, в котором Арон должен был храниться, пока не возведен Храм. Но когда Давид в первый раз приказал принести Арон в Иерусалим, случилось несчастье, задержавшее прибытие Арона еще на три месяца.
Наконец настал день, исполненный радостного предвкушения — день возвращения Арона в Иерусалим. Чтобы сопровождать музыкой и трубными звуками вновь обретающий свой дом Арон, левиты привели в готовность свои музыкальные инструменты, а коэны — свои трубы. Собрался народ, многие принесли с собой собственные инструменты.
Помимо носильщиков, в сопровождавшей Арон процессии шли коэны, левиты и толпы народа во главе с царем Давидом. Они отправились от дома хитейца Овейда, сохранявшего Арон все эти три месяца. Через каждые несколько шагов процессия останавливалась и на временных алтарях приносились жертвы.
В честь такого события царь Давид надел особые нарядные одежды. Другой царь ехал бы в своей царской колеснице во главе процессии или, по крайней мере, шел бы в окружении свиты. А уж если по какой-то причине он и предпочел бы идти в одиночестве, то торжественно шагал бы, сознавая, что все взоры привлечены к нему.
Но не таков был Давид. В самозабвенном восторге от долгожданного возвращения Шехины, он, не щадя сил, ...плясал перед Ароном. Он хлопал в ладоши и, позабыв про свой царский сан, прыгал и скакал от радости. И таким вот манером, во славу Ашема, проделал он весь путь.
В Иерусалиме Арон встретили с восторгом. Мужчины выходили приветствовать его, а женщины, и среди них жена Давида Михаль, стояли на крышах домов и возле окон и смотрели на это событие. Царь подобрал свои длинные одежды, чтобы ему легче было плясать. Когда он скакал, взору толпы открывались его голые ступни и часть его голеней.
После того, как Арон был установлен в шатре, Давид принес жертвы, благословил народ за оказанные Арону почести и устроил даровую раздачу хлеба и мяса. Затем он собрался войти во дворец, чтобы благословить свою семью и приближенных и продолжить празднование этого радостного дня.
Однако домой его не впустили! Его жена Михаль заперла вход во дворец и отказалась открыть дверь своему мужу. Она негодующе воскликнула: "Сегодня ты вел себя как последний человек из народа! Как мог ты так унижать свое достоинство на глазах у "служанок"?! (Она имела в виду еврейских женщин.) Они не могли не заметить обнаженные части твоего тела. Все, кто принадлежал к семье моего отца Шаула, вели себя с чрезвычайной скромностью и достоинством. Мой отец никогда не оголял рук или ног своих даже у себя дома, не то, что на людях".
Давид ответил Михаль с укором: "Именно поэтому Всемогущий и предпочел меня дому твоего отца. Членов твоей семьи их собственное достоинство заботит больше, нежели честь Б-га, и оттого ты презираешь мой поступок. А я, наоборот, готов пожертвовать своей честью ради Б-жественной славы. Что же касается еврейских женщин, которых ты высокомерно назвала "служанками", то они такие же праведницы, как наши праматери — Сара, Ривка, Рахель и Лея. Я уверен, что они не только не презирают меня за мое поведение, как это делаешь ты, но и почтят меня за то, что я почтил Всемогущего".
Михаль не дано было вскормить следующего сына, которого она родила Давиду: она была наказана смертью при родах.
В своих ежедневных молитвах мы просим, чтобы Б-г — после соответствующих стараний с нашей стороны — даровал нам:
хохму — мудрость, добываемую благодаря обучению у наших рабаним и с помощью святых книг;
бину — разум, без которого нельзя использовать наши теоретические знания;
даат — способность проникать в сущность любой ситуации, руководствуясь абсолютной истиной Торы.
Рамбан (в своем знаменитом письме к сыну, которое он просил его перечитывать каждую неделю, рассказывать другим людям и заучить наизусть) писал:
"Всегда старайся читать Тору с намерением выполнять ее. Вставая от учения, спрашивай себя, узнал ли ты что нибудь такое, что можно исполнить. Каждое утро и каждый вечер тщательно исследуй свои поступки. Так проведешь ты свои дни в постоянном самосовершенствовании".
Мы надеемся, что именно с этими помышлениями вы будете читать мидраши на книгу Бемидбар и на другие книги Пятикнижия.