Из "Кицур Шулхан Арух" рабби Шломо Ганцфрид и некоторые дополнения
Великая святость субботы
1 Публично оскверняющий субботу считается как бы нееевреем во всех отношениях: дотронувшись до вина, он делает вин о запрещенным к употреблению; испеченный им хлеб как бы хлеб нееврея и т.д. (Публично — означает в присутствии десяти евреев, причем не обязательно, чтобы они присутствовали при самом нарушении им святости субботы, достаточно, что они знают об этом).
2 У всех евреев принято самим печь халу в честь субботы.
3 Следует приготовить на субботу по возможности хорошие мясные и рыбные блюда и др. вкусную еду и отличное вино. Принято во всех субботних трапезах кушать рыбу, если она не вредит здоровью; тот, кому рыба вредна, или тем, кто не любит рыбы, не следует ее есть, ибо суббота дана на радость евреям, а не для страданий. Нужно привести в порядок жилище, застелить постели, положить на стол чистую скатерть на весь субботний день. Субботу надо встречать радостно.
4 Перед наступлением субботы нужно проверить одежду: не застряла ли в ней игла, нет ли в карманах чего-нибудь такого, что запрещено носить или трогать в субботу.
Зажигание субботних свечей
1 За 18 минут до захода солнца зажигают субботние свечи, в Иерусалиме за 40 минут.
2 Желательно зажигать в честь субботы побольше свечей, некоторые зажигают десять, другие семь, но не меньше двух. Свечи должны гореть хотя бы до конца трапезы. Нужно стараться зажигать хорошие свечи, как сказал рав Уна: Тот, кто старается зажигать хорошие свечи в субботу, будет иметь ученых сыновей, согласно сказанному: „ки нер мицва ветора ор“ (ибо заповедь—светильник и Тора—свет; Мишлей 6:23). Поэтому женщине во время зажигания свечей следует молиться, чтобы Б-г дал ей сыновей, озаренных светом Торы. Перед этим полагается дать несколько монет цедака.
3 Известно, что при исполнении любой заповеди произносят полагающуюся браха до ее завершения, при зажигании же субботних свечей поступают наоборот, потому что в момент зажигания свечей женщина принимает на себя обязанность соблюдения святости субботы, а браха — это и есть начало процесса зажигания, таким образом, если браха будет произнесена сначала, нельзя будет потом зажечь свечи, так как для зажигающей свечи это станет нарушением свитости субботы, поэтому раньше зажигают свечи, а затем произносят браха. Чтобы браха получилась все же как бы произнесенной до зажигания свечей, женщина, зажигающая свечи, закрывает руками глаза, чтобы не видеть зажженные ею свечи, произносит браха, убирает руки, открывает глаза и смотрит на зажженные свечи; получается, что она как бы произнесла браха до того, как увидела свет свечей.
4 Свечи зажигают там, где будут есть, чтобы заметно было, что их зажгли в честь субботы. Желательно, чтобы халы были на столе уже до зажигания свечей.
5 Если женщина один раз забыла зажечь свечи в честь субботы, то она должна все годы зажигать одной свечой: больше, чем раньше. Если же она забыла зажечь свечи несколько раз, то должна каждый раз добавлять по одной свече, с тем, чтобы она остерегалась в будущем забывать зажигать субботние свечи (за исключением тех случаев, когда это произошло по независящей от этой женщины причине).
Подробности о работах, запрещенных в субботу
1 Запрещено выливать горячий суп на куски хлеба или мацы в субботу; нужно раньше вылить суп в столовую миску или тарелку, чтобы он чуть остыл, а уж затем класть туда замачиваемую пищу. Все время, пока суп кипит, даже в столовой посуде, запрещено класть туда хлеб или мацу. Нельзя сыпать соль или острые приправы в отвар, если даже он в столовой посуде, а тем более, если он в кухонной и кипит: нужно подождать, пока отвар не остынет немного, настолько, чтобы его можно было есть.
Нельзя также наливать кипяток (кофе или чай) в посуду с сахаром: нужно раньше налить кипяток, а потом положить туда сахару.
2 Запрещено в субботу класть фрукты или ставить воду на горячую печь, для того, чтобы их немного подогреть, так как они могут испечься, а вода — вскипеть. Нельзя ставить жирную запеканку (кугл) с целью подогреть ее против огня или на печи в таком месте, где жир может вскипеть. Можно поставить для подогрева лишь блюдо со сгустившимся жиром или ледяной коркой, но только в такое места, где оно не может свариться.
3 Кастрюлю со сваренной или нагретой пищей нельзя на субботу завертывать в теплое одеяло, накрывать подушками, перинами и т.п., чтобы сохранить тепло.
4 Пищу, которую совсем нельзя есть без предварительного ополаскивания, запрещено прополаскивать в субботу даже холодной водой. Селедку можно замочить в холодной воде, потому что ее можно есть и без этого.
5 В субботу в горчицу и хрен можно добавить уксус, но делается это особым способом: сначала наливают уксус, а потом кладут туда горчицу или хрен; нельзя делать смесь густой, нужно налить немного уксуса и размешать эту смесь, но не ложкой, а пальцем либо встряхиванием посуды, чтобы масса перемешалась, и смесь стала жидкой.
6 Фрукты, лежащие под деревом, запрещено трогать в субботу, так как они, возможно, упали с дерева в этот день.
7 Запрещено вынимать в субботу мед, приставший к стенкам улья; запрещено разламывать соты, даже если их вынули из улья до субботы. Нельзя употреблять в субботу мед, который натек из сот в этот день, если соты не были разломаны до субботы. Мед, который не пристал к улью, а сам натек в улье, можно употреблять в субботу.
8 Фрукты, разбросанные в одном месте в доме или во дворе, можно собрать. Если же они разбросаны по всему двору или дому и их сбор затруднителен, собирать их в корзину нельзя; их можно брать только по одному и тут же есть
9 Горох и другие стручковые плоды можно вынимать в субботу из стручков, если эти стручки еще свежи и годны в пищу, но открывать в субботу и выбирать оттуда горох и т.п. нельзя. Нужно остерегаться также вынимать орехи из их зеленой скорлупы и мак из коробочек.
10 В субботу запрещено выжимать сок из фруктов. Некоторые законоведы запрещают даже сосать в субботу сочные фрукты. Не следует сосать в субботу винную ягоду и выбрасывать кожуру. Если же сам сок не нужен, то фрукты можно выжимать.Можно отжимать салат и огурцы, рассол которых не идет в пищу.
11 Можно положить в субботу застывший жир на нагретую пищу, даже если он от этого растает. Снег и град нельзя крошить в субботу руками, ломать на куски, чтобы превратить их в воду. Но можно положить их в бокал с вином или водой для охлаждения, хотя они и растают. Не следует мыть зимой руки водой, в которой есть снег или лед; нельзя во всяком случае растирать их и крошить руками. Можно лишь ломать лед, чтобы набрать из-под него воды. Не следует мыться над снегом, глиной или разрыхленной землей.
12 Можно выбирать съедобное из шелухи, а не наоборот: нельзя выбирать шелуху из несъедобного продукта. Выбирать нужно руками, а не каким-либо приспособлением, и только то, что необходимо есть сейчас же. Если пищу хотят разделить на подлежащую употреблению сейчас и оставляемую. На следующий раз, то нужно отобрать только ту часть, которую хотят съесть сейчас, а не оставляемую на позже. Снимать шелуху можно только с того, что намерены съесть сейчас, поэтому шелушить чеснок или лук, чтобы оставить его для более позднего употребления, нельзя. Верхнюю общую оболочку чеснока нельзя снимать даже для немедленного употребления.
13 Запрет отбора распространяется также на несъедобные предметы, например, на посуду. То, чем хотят пользоваться сейчас, считается основным продуктом, а остальное — его отходами.
14 Не следует фильтровать какие бы то ни было напитки, так как в этом вопросе есть ряд сложных узаконений, но можно пить через фильтр, например, через скатерть, потому что процесс отбора запрещен только в порядке приготовления продукта к еде или питью, а в данном случае речь идет только о задержке мути и т.п. Некоторые законоведы запрещают это делать, считая , что здесь проходит процесс стирки фильтра. Все же в крайних случаях, когда нет чистой питьевой воды, можно применить этот способ очистки.
15 Из стакана кофе, на дне которого осела кофейная гуща, являющаяся отходами продукта (то же в случаях употребления других напитков, дающих осадок после того, как сливают с них жидкость), нельзя сливать всю жидкость без остатка, следует оставить небольшой слой жидкости над осадком. С устоявшегося молока нельзя снимать сметаны больше того, что нужно для еды в данный момент, но и в этом случае нельзя снимать всю сметану без остатка, а следует оставить немного сметаны на молоке.
16 Попавшую в пищу или напиток муху нужно вынуть, захватив вместе с ней немного пищи или жидкости; одну только муху вынимать из пищи и напитков запрещается.
17 Если нужно растолочь в субботу перец или соль, чтобы добавить в пищу, нужно дробить их ручкой ножа на столе. Нельзя толочь их в ступе.
18 Крошить лук и другую зелень можно только перед самой едой и даже в этом случае нельзя накрошить ее слишком мелко.
19 Продукт, на который соль действует размягчающе или ослабляя его остроту, запрещено солить в субботу, потому что получается, что этот продукт как бы обрабатывают. Поэтому нельзя солить свежие огурцы в субботу. Редьку или лук нельзя солить даже для немедленного употребления. Нужно макать в соль каждый ломтик, чтобы тут же съесть. Яйца же и вареное мясо, на которые соль не действует таким образом, а лишь придает им вкус, можно солить, но только непосредственно к данной трапезе.
20 Нельзя солить сразу большое количество сваренных бобов или гороха, так как соль способствует их размягчению; их нельзя солить даже для немедленного употребления.
21 Салат из огурцов и другие приправы из лука можно солить перед самой едой, потому что масло и уксус в них ослабляют действие соли, но нельзя оставить их посоленными, с тем, чтобы есть через некоторое время.
22 Запрещение строить в субботу распространяется также и на пищевые продукты. Изготовлять сыр или готовить блюдо из фруктов можно, но нельзя уже подготовленной массе придавать для красоты определенную форму. Поэтому когда крошат лук с яйцами или рыбными молоками, не следует затем придавать массе определенную форму, нужно оставить крошево как оно есть.
23 Когда прополаскивают посуду кипятком, нельзя лить кипяток на эту посуду. Нужно налить кипяток в другую посудину и погрузить в него ту, которую хотят вымыть или прополоскать кипятком. Нельзя мыть посуду с помощью полотенца, чтобы не пришлось потом выжимать его; тряпкой же, которую и в будни не выжимают, можно мыть посуду в субботу. В субботу можно мыть только ту посуду, которая нужна в этот день, и без применения моющих средств.
24 Все, что запрещено делать еврею в субботу, нельзя делать и через посредство нееврея. Однако в зимнее время, когда разрешено истопить печь для обогрева при помощи нееврея, разрешается нееврею ставить холодную пищу на плиту до того, как ее затопить, поскольку имеется в виду обогрев жилища, а не подогрев пищи (при условии, что пища будет поставлена на печь или плиту до ее растопки, а не после). Само собой понятно, что если имеется в виду нагрев пищи, а не жилища, то этого делать нельзя ни в коем случае. Некоторые законоведы запрещают делать это даже и в том случае, если имеется в виду обогрев жилища. Хотя принято поступать по мнению тех, кто разрешает это, но следует по мере возможности избегать этого.
23 Тот, кто в субботу выливает жидкости туда, где могут вырасти из земли растения, нарушает запрет о посеве в субботу, так как вылитая им жидкость может привести к прорастанию растений. Поэтому следует воздерживаться от еды в саду и огороде, так как там трудно уберечься от того, чтобы не пролить жидкость на землю. Поэтому же запрещено проносить там что-либо из еды или питья.
26 Нельзя пользоваться в субботу губкой без ручки.
27 Запрещено плевать там, где ветер может рассеять слюну.
28 Девушкам запрещается заплетать и расплетать косы в субботу; можно только поправлять волосы рукой. Нельзя причесываться в субботу жесткой щеткой из свиной щетины, чтобы не вырывать волосы, но мягкой щеткой — можно, особенно если она специально предназначена для этой цели.
29 Испачканную одежду и т.п. можно вытирать в субботу тряпкой, но не поливать водой, так как это уже похоже на стирку. Поэтому, если ребенок обмочился, нельзя обмоченную одежду поливать водой; заливать же водой его мочу на земле, на деревянной или кожаной вещи можно. Вытирая мокрые руки полотенцем, следует предварительно хорошенько потереть их одна о другую, чтобы на них осталось возможно меньше воды. Цветным полотенцем можно вытирать рули во всех случаях.
30 Залитый водой стол и т.п. нельзя вытирать вещью, которую обычно берегут от влаги, так как есть опасение что ее после этого выжмут. Нельзя также вытирать полотенцем рюмки, бокалы и другую посуду с узким горлышком из опасения, что при этом может быть выжата жидкость.
31 Если человек попал под дождь, и вода намочила одежду, то ему разрешается идти домой в этой одежде, но если она снята, то нельзя ее разложить для просушки; то же симое, если одежда влажна от пота. Тем более нельзя раскладывать влажную одежду против огня; запрещено также становиться в мокрой одежде против очень жаркого пламени. Нельзя: отряхивать одежду от воды. Мокрую одежду, которую обычно оберегают от попадания на нее влаги, нельзя даже трогать после того, как ее сняли, так как есть опасение, что ее отожмут.
32 Попавшую на одежду грязь, если она влажная, соскабливают ногтем или ножом; сухую же грязь нельзя скоблить, ибо получается, что ее как бы перемалывают.
33 С черной одежды нельзя стряхивать в субботу снег или пыль, а снимать приставшие перья руками можно, но некоторые законоведы не допускают и этого.
34 Грязь на ноге или на обуви можно снять предмете, до которого можно дотрагиваться в субботу; можно также вытереть их о бревно, но не о стену или о землю. При крайней необходимости, если, например, на ногу или на обувь попали нечистоты, а вещи, которую можно трогать в субботу, под рукой нет, чтобы обтереться ею, можно вытереть ногу или обувь о стену, а если нет стены, то о землю. Если же под рукой есть вода, а обувь кожаная, то можно обмыть обувь водой. Ножом же запрещено соскабливать приставшую грязь или нечистоты с кожаной обуви. Неострой железкой перед домом специально предназначенной для вытирания ног, можно пользоваться в субботу, острой же — нельзя.
35 Грязную руку не следует вытирать полотенцем, которым обычно вытирают руки после мытья.
36 Нельзя красить в субботу даже смываемой краской. Поэтому женщине нельзя красить лицо в субботу. Выпачканные фруктовым соком руки нельзя вытирать полотенцем или притрагиваться к одежде, окрашивая ее. Поэтому же нельзя вытирать полотенцем кровь из носа или из раны.
38 Нельзя сплести или ссучить несколько или даже всего две сити или два волоса.
39 Узел, который запрещено завязывать в субботу, нельзя и развязывать в субботу. В случае, если этот узел причиняет боль, можно, чтобы его развязал нееврей.
40 Нельзя в субботу вытаскивать из одежды нитки, которыми делалась наметка.
41 Запрещается протягивать шнурки в одежду, которая крепится шнурками: брюки, обувь, рубашки и т.п., если одежда новая, ибо это то же, что изготовлять новую вещь. В старую же одежду протягивать шнурки можно, если отверстие не узкое, и протягивание шнурка не представляет труда; если же это связано с приложением труда, то нельзя.
42 Нельзя в субботу стягивать в одежде ослабевшие нитки, чтобы соединить расходящиеся части одежды, ибо это подпадает под запрет шить в субботу.
43 Слипшиеся листы книги можно разъединять в субботу.
44 Отверстие посуды, обернутое материей и обвязанное веревкой, можно открыть в субботу, так как такого рода „порча вещи“ разрешается для нужд субботы.
45 В субботу запрещена ловля какого-либо живого существа, даже блохи; и только в том случае, если она находится на теле и беспокоит, можно снять ее и бросить, но не убивать.
46 Нельзя в субботу пускать кровь; даже кровь из дисен запрещено отсасывать. Нельзя накладывать пластырь для вытяжки крови и гноя, тем более нельзя выжимать из раны кровь и гной.
47 Нельзя удалять кожицу вокруг ногтя как инструментом, так и рукой или зубами. Оторванный ноготь, который еле держится на руке и беспокоит, можно удалить, но рукой, а не инструментом; если же большая часть ногтя еще держится, то нельзя удалить его даже просто рукой.
48 Запрещается добавлять в уксус жидкость, с тем, чтобы и она превратилась в уксус.
49 Непосоленное мясо, которое может стать некошерным из-за того, что в субботу исполнится третий день с момента убоя скота, можно прополоскать в субботу, но с помощью нееврея: еврею этого делать нельзя.
50 Нельзя накладывать в субботу мазь, воск или смалу. Поэтому нельзя замазывать отверстие воском или густым жиром или налепить воск или жир на что-либо для знака. Еду же намазывать можно (например, масло на хлеб).
51 Нельзя ломать или нарезать все несъедобное; съедобное же, даже съедобное лишь для скота — можно. Поэтому можно отрезать соломинку, чтобы использовать ее как зубочистку. Ароматные растения можно растирать и кропить для запаха, даже если они тверды, как дерево, но делать из них зубочистку нельзя.
52 Деревом, живым или засохшим, пользоваться в субботу для каких бы то ни было целей нельзя. Нельзя даже трясти его в субботу, ибо это ,,мукце“. Нельзя подниматься на дерево или подвешиваться к нему, нельзя класть на него или снимать с него что-либо, привязывать к нему скот и т.д. Из подвешенной к дереву корзины нельзя вынимать или класть в нее что-либо. Если же в дерево воткнут колышек, и корзина висит на нем, то это можно делать; саму же корзину снимать с колышка или вешать на него нельзя.
53 Нельзя писать или рисовать, водя пальцем по разлитой на столе жидкости или по увлажненному стеклу. Капли воска на страницах книги нельзя снимать в субботу.
54 Как нельзя писать в субботу, так нельзя и стирать написанное. Однако печенье, на котором есть буквы и рисунки, можно ломать и есть в субботу.
55 Не рекомендуется употреблять в субботу книги, на корешках которых есть надписи, ибо при открывании книги буквы могут быть повреждены.
56 Нельзя покупать в субботу, даже если это делать с помощью нееврея.
57 Можно сказать товарищу: наполни мне эту посуду, или, наполни мне эту посуду до такой-то отметки, а завтра мы ее измерим или взвесим.
58 Если дверь, сорванная с петель, привязана и навешена так, что даже если она открыта, она по полу не скребет, то ею можно пользоваться.
59 Двери и окна, даже висящие на петлях, позволяющих легко их снимать и навешивать обратно, нельзя навешивать и снимать в субботу, так как это похоже на процесс строительства и разборки построенного.
60 Нельзя подметать комнату в субботу, даже если пол каменный или досчатый. Это можно делать нееврею в доме еврея. Еврею же можно подметать пол в субботу только в том случае, если он делает это необычным образом (например, можно подметать пол в субботу гусиным крылом и т.п.).
61 Нельзя растирать плевок на полу ногой, но можно наступать на него ногой, не растирая.
62 Отверстие бочки нельзя прикрывать целиком, если бочка наполнена не до краев и между покрывалом и жидкостью остается свободное пространство высотой до 10 см, так как это равно процессу создания шатра. Часть отверстия нужно оставить неприкрытым.
63 Перегородку или шатер, которые нельзя сооружать в субботу, нельзя и разрушать, если они были сооружены ранее.
64 Нельзя пользоваться зонтиком, так как он образует шатер.
65 Отвалившуюся ножку стула нельзя пристроить на п режнее место. Нельзя также подпирать такой стул или скамейку другой скамейкой, если никто не сидел на этом сиденье. Можно класть доску на скамейки или бревна, которые были приготовлены для этого накануне.
66 В субботу и праздники нельзя заводить часы. На второй день праздника можно завести часы (которые идут для нужд этого, а не для нужд следующего дня). Для больного можно заводить часы в любом случае, если пользоваться услугами нееврея в данном случае трудно или невозможно.
67 Нельзя издавать в субботу музыкальные звуки (за исключением пения). Даже прищелкивать пальцами или ударять ими по доске, чтобы издавать звуки, а также стучать орехами или звонить в колокольчик, чтобы унять плачущего ребенка, нельзя. Нельзя хлопать в ладоши или плясать в субботу, за исключением случаев, когда это делается в честь Торы. Не следует также запрещать делать это для успокоения ребенка, поскольку некоторые законоведы вообще разрешают делать это.
68 Издавать немузыкальные звуки можно, можно стучать в дверь, чтобы ее открыли и т.п. Некоторые законоведы все же считают, что нельзя даже такой звук производить с помощью дверного молотка.
69 Не следует играть в орехи на полу.
70 В отношении того, допустимо ли в субботу складывать одежду, есть много различных мнений, поэтому лучше избегать этого.
71 Охваченную огнем одежду можно поливать в тех местах, куда огонь еще не дошел, но не водой, а какой-либо другой жидкостью.
72 Не следует стелить постель в субботу, чтобы пользоваться ею лишь ночью на исходе субботы, даже если есть еще много времени до вечера, и возможно, что постелью воспользуются еще в этот же день; поскольку имеется в виду готовить постель на ночь, получается, что готовят нечто в субботу для будней, а это запрещено.
73 В общественных местах нельзя проносить что-либо в субботу на расстояние около 2,1м; нельзя также перебрасывавать или передавать вещь на это расстояние.
74 Все то, что не является одеждой или украшением, нельзя выносить на себе в общественное место; поэтому мужчинам кельзя выходить из дому с воткнутой в одежду иголкой или булавкой, даже если они являются принадлежностью их одежды; женщинам же можно выходить с булавками, поскольку у них это является необходимой частью их туалета. Иголки же выносить запрещено и женщинам.
75 Часы в субботу выносить нельзя.
76 Принято обвязываться в субботу носовыми платками, чтобы иметь их при себе в общественных местах, нужно только избегать того, чтобы завязывать их двойными узлами. Можно обвязать платком шею, но только в том случае, если не носяг кашне. Запрещено обертывать платком шею, не завязывая его, или оберлгуть его вокруг ноги или ладони.
77 Выходить в субботу в перчатках некоторые законоведы не разрешают. Скорее допустимо ношение муфты для обогрева обеих рук.
Мытье в субботу
1 Запрещено мыть в субботу все тело или даже большую часть тела теплой водой, если даже нагрета она накануне. Даже мыть большую часть тела не сразу, а по частям, каждую часть тела отдельно, нельзя . Можно мыть лицо, руки и ноги теплой водой, нагретой накануне.
2 Можно окунаться в холодную воду, но нельзя становиться затем около печи, чтобы согреться, потому что это то же самое, что мыться теплой водой. Даже помыв холодной водой только руки, нельзя их согреть у печки, пока они влажные — это выглядит, как если бы их помыли нагретой сегодня водой, которой умываться нельзя. Нужно руки сначала вытереть, а затем лишь можно греть их у печи.
3 Моющийся в субботу должен остерегаться выжимать волосы, нельзя в субботу плавать. Если купаются в таком месте, где нельзя проносить что-либо, нужно следить за тем, чтобы перед выходом из воды вода стекла с тела и волос, и нужно вытирать их особенно тщательно, чтобы не пронести воду в недозволенном месте. Этого надо остерегаться делать и в самой реке. Поскольку же не все умеют уберечься оттого, принято вообще не купаться в реках в субботу, за исключением обязательных случаев (женщины — нида и мужчины— баал кери).
4 В субботу не следует умываться с мылом.
Приготовление пищи в первый день праздника
1 Все виды работ, которые разрешается выполнять в праздники, могут быть сделаны только для нужд данного дня; приготовлять же с первого дня праздника на второй (даже в Рош-Ашана), а тем более на будний день — запрещено. Можно, однако, готовить кушанье на сегодня в большой кастрюле и наполнить ее мясом, хотя на сегодня столько пищи не нужно, и она останется на следующий день, потому что чем больше мяса в кастрюле, тем пища вкуснее. В других же случаях, если это связано с некоторыми дополнительными усилиями, добавлять лишнюю пищу нельзя. Во всяком случае нельзя заявлять, что оставшаяся пища приготовлена на следующий день.
2 Даже то, что не является собственно работой, (принести воду или вино на ,,кидуш,, или ,,авдала,,) запрещено с первого дня праздника на другой; нельзя также вставлять свечи в подсвечники или поправлять фитили и готовить лампы в первый день праздника для нужд вечера, за исключением тех случаев, когда нужно пользоваться этим и до наступления вечера, или если это делается для нужд синагоги.
3 Рыбу или фрукты, доставленные неевреем в первый день праздника, которые, возможно, были сегодня же выловлены или сорваны и привезены из-за пределов территории, в пределах которой разрешается передвигаться в субботу и праздники (1160 м от границ поселения) нельзя в этот день трогать. Вечером же пользоваться ими можно, но только в том случае, если нееврей-продавец доверяет покупателю свои продукты без определения их стоимости; исключением из этого правила является праздник Рош-Ашана, доставленное в первый день этого праздника нельзя употреблять и на второй день.
4 Если нееврей принес свои продукты в подарок или для продажи специально евреям, следует запретить употреблять эти продукты и на второй день праздника. Исключением является случай, когда праздник пришелся на четверг и пятницу, — тогда доставленное неевреем в четверг можно готовить в пятницу на субботу, если в этом есть большая необходимость. В праздник Рош-Ашана запрещено это делать и в последнем случае.
5 Молоко, надоенное неевреем в первый день праздника (в присутствии еврея), разрешено употреблять на второй день. Если молоко было надоено в субботу накануне праздника его употреблять в воскресенье нельзя. Если молоко было надоено в первый день праздника Рош-Ашана, оно запрещено к употреблению и во второй день, а также в ближайшую субботу, следующую непосредственно за праздником.
Что такое кошерная пища ?
Тора предписывает нам, евреям, употреблять в пищу мясо только определенного вида животных (домашних животных: быка, коровы, барана, овцы, козы, оленя); домашних птиц (куры, гуси, утки, индюшки, голуби) и рыбы (только той, которая имеет плавники и чешую). Эти виды мяса могут быть употреблены нами в пищу только при условии, что животное или птица (рыба исключается) зарезаны особым специалистом — шохетом, предписанным образом и при разделке, после особой проверки, оказались соответствующими специальным критериям „кошерности“, т.е. годными в пищу.
Кроме того, мясо животных и птиц (рыба составляет исключение и в этом случае) до варки должно быть замочено, просолено и прополоскано предписанным образом, чтобы извлечь и удалить оставшуюся кровь, (см. ниже).
В тушах зарезанных кошерных животных (птица и рыба исключаются) есть отдельные части мяса, жил и жиров, которые также являются „трейфа“: употреблять их в пищу запрещено.
Мясо всех других видов животных, птиц и рыб, здесь не упомянутых, в частности, — свинина, дичь, раки и т.д., а также мясо кошерных животных и птиц, забитых, а не зарезанных предписанным образом, является также трейфа
Трейфа является также мясо животных и птиц, хотя и зарезанных надлежащим образом, но у которых при разделке туши были обнаружены различные отступления от нормы, указывающие на то, что животное или птица были смертельно больны. (Определяет это раввин или особый специалист по вопросам ритуальной санитарии).
Мясные и молочные продукты ни варить, ни есть вместе нельзя; посуда для этих видов пищи должна обрабатываться и храниться отдельно одна от другой. После мясных блюд можно есть молочные лишь по прошествии шести часов.
Конечно, при решении вопроса кошерности того или иного продукта могут возникнуть различные неясности и сомнения, которые требуют консультации у раввина. Но в общем, основные принципы кошерности ясны и вполне доступны пониманию и запоминанию домашней хозяйки. Еврейские женщины на протяжении веков стояли на страже законов о кошерности.
Законы о солении мяса
1 Перед солением сырого мяса его нужно хорошо вымочить в воде в продолжение получаса, и при этом следить, чтобы вода покрывала все мясо. Места, где на мясе видна кровь, нужно отдельно обмыть водой.
У птиц нужно тщательно обтереть места разреза на горле, а также изнутри в тех местах, где видна кровь. Часто встречаются места, где кровь скопилась из-за ранения или от удара; это место перед замачиванием нужно вырезать. Если вода очень холодная, нужно перед замачиванием в ней мяса выдержать ее в теплом месте, ибо от холодной воды мясо становится твердым, и потом во время соления кровь трудно будет удалить.
2 Если по ошибке мясо оставалось в воде сутки, тогда и мясо, и посуду употреблять запрещено. В этом случае следует проконсультироваться у раввина.
3 Если после вымачивания мясо разрезают, то нужно хорошо прополоскать место разреза, чтобы удалить кровь и оттуда.
5 Мясу, которое затвердело от холода, нужно дать оттаять, но нельзя класть его возле горячей печки, В случае необходимости можно замочить его в теплой воде.
6 Посудой, предназначенной для вымачивания мяса, не пользуются в других целях.
7 После замачивания мяса нужно стряхнуть с него воду, чтобы соль потом не растворилась в этой воде. Нужно следить также, чтобы мясо не становилось совсем сухим, и чтобы соль с него не ссыпалась.
8 Соль не должна быть очень мелкой, как мука, потому что такая соль растворяется на мясе и не вытягивает ил него кровь. Соль не должна быть и очень крупной, т.к. в этом случае она ссыпается с мяса. Соль должна быть сухой чтобы ее можно было равномерно рассыпать по мясу.
9 Соль нужно рассыпать по мясу со всех сторон, чтобы ни одно место на нем не осталось без соли. Поэтому тушку птицы нужно хорошо раскрыть, чтобы можно было солить ее и изнутри.
10 Мясо на время посолки нужно положить таким образом, чтобы кровь могла свободно стекать; поэтому корзину с мясом не нужно ставить на пол, так как это не даст крови стечь. Когда мясо солят на доске, нужно положить ее наклонно, чтобы кровь легко стекала. На доске не должно быть углублений, где мог бы скопляться рассол. Когда солят птицу или целую боковину, которые по форме подобны чаше, нужно положить открытой (вогнутой) стороной вниз, чтобы кровь могла свободно стечь.
11 Мясо должно лежать в соли час.
12 После посолки нужно хорошо отряхнуть соль и прополоскать мясо три раза в воде очень тщательно. Б-гобоязненная женщина должна это сделать сама или по крайней мере проследить за прополаскиванием мяса. Не следует класть мясо в посуду без воды до того, как оно прополоскано.
13 Перед замачиванием мяса птицы нужно отрезать головы. Если тушка птицы уже была посолена вместе с головой, нужно проконсультироваться, как поступить в данном случае. То же относится и к говядине.
14 До посолки мяса нельзя класть его туда, где бывает соль. Нужно выделить для мяса специальную посуду и не пользоваться ею для овощей, зелени, фруктов и других продуктов, которые едят невареными и часто немытыми, и на которые может попасть кровь от мяса, приставшая к посуде.
15 Перед замачиванием нужно разрезать голову животного, вынуть мозг, разорвать оболочку на нем и вымачивать и солить его отдельно. Голову нужно солить как изнутри, так и снаружи. Можно сыпать соль прямо на шерсть.
16 Мозговые кости, соединенные с мясом, солят вместе с мясом, как они есть. А если они отделены от мяса, их нужм солить отдельно и не следует класть их во время засолки около мяса.
17 При засолке ног животного (коровы) следует перед замачиванием срезать концы копыт, чтобы дать выход крови, стекающей из ног. Соль можно сыпать прямо на шерсть.
18 Сердце нужно разрезать до замачивания.
19 Легкое тоже перед засолкой разрезают и вскрывают большие кровеносные сосуды.
20 В печени много крови, которую нельзя удалить простой засолкой мяса. Поэтому печень нужно печь на огне. Но прежде нужно сделать в ней много надрезов, а затем положить на огонь разрезами вниз, чтобы жар хорошо вытянул из нее всю кровь. Когда печень будет уже на огне, ее нужно не иного посолить. Пекут печень таким образом на огне до тех пор, пока она не станет пригодной для еды, потом тщательно ополаскивают от крови, которая выступит на поверхности. Печень обязательно нужно прополоскать после печения на огне три раза в воде, и лишь после этого ее можно употреблять.
21 Нужно следить за тем, чтобы печень пеклась на открытом огне, а не в печи. Нельзя также обертывать печень бумагой во время пропекания ее на огне.
22 Нельзя солить печень перед тем, как печь ее; тем более нельзя солить печень вместе с другим мясом.
23 Селезенку вымачивают и солят вместе с другим мясом, но нужно перед замачиванием снять с нее оболочку, на которой есть запрещенный к употреблению жир. Нужно также зачистить ее от жил. Берут конец жилки, тянут ее и вытягивают вместе с тремя ниточными жилками.
Нужно следить, чтобы какая-либо ниточная жилка не оборвалась; если же она оборвалась, нужно добраться до нее и удалить.
24 Прямую кишку и другие кишки солят с внешней стороны, где они покрыты жиром.
25 Если в желудке теленка оказалось молоко, его выливают перед замачиванием, а затем замачивают желудок как обычное мясо.
26 Яйца, найденные в зарезанных птицах, независимо от их величины и вида, нужно замачивать, солить и ополаскивать обычным способом. Но их не следует солить вместе с мясом; их нужно положить отдельно, чтобы кровь с мяса на них не попадала. Эти яйца, даже совсем готовые, нельзя есть с молоком.
27 Мясо, пролежавшее трое суток до замачивания, употреблять запрещено.
28 Принято после удаления с птицы перьев осмолить ее на огне, чтобы удалить оставшийся пушок. Для этого нужно пользоваться только нежарким и небольшим пламенем бумаги, соломы и т.п. Во время осмаливания птицу нужно непрерывно поворачивать, чтобы она не успела нагреться.
Окунание посуды (тевилат келим)
1 При покупке металлической или стеклянной посуды у нееврея, даже если посуда новая, нельзя пользоваться ею до того, как она не будет погружена в микве или источник. Этим снимается с нее ритуальная нечистота, и она становится чистой и годной к употреблению. Перед окунанием одного предмета произносят браха: „...ашер кидешану бемицвотав вецивану ал тевилат кели“. Если предметов несколько, то произносят: „ал тевилат келим“.
2 Деревянная посуда не подлежит окунанию; если же на ней есть металлические обручи, ее нужно окунать без браха. Глиняная посуда также не требует окунания, но если она покрыта изнутри свинцовой глазурью, ее нужно окунать без браха. То же относится и к фаянсовой посуде.
3 Старая посуда, бывшая в употреблении у нееврея и требующая ошпаривания или прокаливания, чтобы она стала кошерной, подвергается после этого окунанию.
4 Окунанию подвергается только посуда, применяемая для хранения или подачи продуктов, которые можно есть немедленно, без специального приготовления. Железные же противни, на которых готовят мацу или выпекают тесто, иглы, которыми зашивают шейку с фаршем и т.п. не нужно подвергать окунанию. Нож резника и свежевателя туш, коль скоро этими ножами можно пользоваться и как столовыми, нужно окунать без браха. Тренога, на которую ставят кастрюли над открытым огнем, не требует окунания, так как сама еда непосредственно не касается этой подставки. Бутылки и банки, в которых держат напитки, нужно окунать без браха.
5 Нужно следить за тем, чтобы посуда перед окунанием была чистой, без ржавчины. Погружать посуду нужно всю сразу и так, чтобы она вся оказалась покрыта водой. То же относится к посуде с ручкой: погружающий ее в воду должен сначала окунуть в этот водоем руки, а затем уже погрузить в нее и поддерживаемую посуду. Не нужно крепко сжимать руками посуду во время окунания. Если посуду нужно окунуть в колодец, то ее привязывают к веревке, но узел не должен быть затянут туго, чтобы вода имела доступ ко всей поверхности посуды.
6 Когда окунают посуду с узким горлышком, нужно следить, чтобы вода до краев наполнила посуду: вода должна омывать всю поверхность посуды как снаружи, так и изнутри.
7 Мальчику до 13 лет и девочке до 12 лет нельзя доверять проведение этого ритуального омовения посуды.
8 Нельзя окунать посуду в субботу и в праздники.
Дозволенная и недозволенная пища
1 Кровяное пятно, обнаруженное в яйце, запрещено есть, а иногда это запрещение касается всего яйца. Поэтому при приготовлении пищи нужно тщательно проверять яйца.
2 Кровь рыб разрешена к употреблению в пищу; однако если эта кровь собрана в посуду, то ее употреблять запрещено, чтобы окружающие не подумали, что евреи едят кровь животных. Если же очевидно, что это именно рыбья кровь, при наличии в ней, например, чешуи, то запрет снимается.
3 Если при надкусывании пищи на ней обнаружена была кровь, сочившаяся из десен,то нужно удалить окровавленный кусочек. Однако кровь во рту, на деснах и зубах можно отсасывать (но не в субботу!).
4 Мясо запрещено есть вместе с молоком; нельзя их вместе варить и вообще пользоваться этим варевом — ни для кормления животных, ни для продажи.
5 Двум евреям, знакомым между собой, даже если они не дружат, запрещено сидеть за одним столом, если один ест мясное, а другой молочное. Это разрешено лишь в том случае, если они сделают какое-либо отличие: накроют, например, разные части стола, за которыми они едят, отдельными скатертями или положат между ними какой-либо отличительный предмет. При этом они не должны пить из одной посуды, потому что частички еды пристают к посуде; тем более им не следует есть хлеб из одной буханки.
6 Принято пользоваться разными солонками для мясной и молочной пищи.
7 Принято отмечать ножи и другие столовые приборы, предназначенные для молочной и мясной еды, чтобы случайно их не перепутать.
8 Когда едят мясо или мясное блюдо, то молочную пищу разрешено есть только через шесть часов после этого. Если после шести часов обнаружено мясо в зубах, нужно его удалить, тщательно прополоскать и вытереть рот, ждать, чтобы снова прошло шесть часов, не нужно. Обычно съедают немного хлеба и прополаскивают рот водой или каким-либо напитком.
9 Если в пище нет ни мяса, ни животного жира, но она была сварена в кастрюле, где обычно варили мясо, то после такою блюда можно есть молочное, даже если кастрюля не была тщательно вычищена перед этим.
10 После творога мясо можно есть сразу, но не в одной и той же трапезе. А после сыра нужно ждать шесть часов.
11 Собираясь есть мясное после творога, нужно убрать со стола все остатки хлеба, который ели с творогом, и сменить скатерть. Должны быть отдельные скатерти для молочных и для мясных блюд. Нельзя также резать хлеб ножом, которым резали мясо, так как отрезанный кусок хлеба, возможно, хотят есть с творогом, и нельзя делать наоборот, даже если нож совершенно чистый. В случае крайней необходимости, например, в дороге, можно отрезать чистым, хорошо вытертым „мясным” ножом кусок хлеба, чтобы съесть его о творогом, и наоборот.
12 Если „мясным" ножом был нарезан лук или другие острые продукты и их положили в молочную пищу, или наоборот, нарезанное „молочным” ножом положили в мясную пищу, то о пригодности такой пищи следует проконсультироваться у раввина.
13 Приготовляющий мясную пищу с миндальным молоком должен положить в блюдо миндалину, чтобы никого не вводить в заблуждение.
14 Принято не приспосабливать молочную посуду путем ошпаривания для применения в качестве мясной, и наоборот.
15 Нельзя покупать вино и другие продукты, если вы сомневаетесь в их кошерности. Однако, находясь в гостях, можно есть и пить, пока нет оснований подозревать хозяина в несоблюдении законов о кошерности.
16 Бывает, что перед тем как зарезать птицу, ее швыряют связанной на землю, что строго запрещено делать. Такая птица допускается в пищу только в том случае, если после падения она сможет пройти расстояние не менее, чем в два метра. Лишь убедившись в этом, можно ее зарезать. То же относится к телятам и овцам.
17 Летом очень часто случается, что у гусей на кишках обнаруживаются маленькие наросты в виде полилов. Во многих случаях закон выбраковывает такую птицу. Поэтому нужно тщательно проверять кишки птиц, и если будут обнаружены какие-либо отклонения от нормы или такие полипы, следует проконсультироваться у раввина.
18 Тесто не следует замешивать на молоке, ибо возможно, что это печенье будут есть с мясом. Если из такого теста был испечен хлеб, его вообще есть нельзя. Небольшие хлебцы (на один раз) или хлебцы измененной формы, указывающей на то, что их нельзя есть с мясом, разрешается употреблять в пищу. То же относится и к случаю, когда тесто замешано на мясном жиру. Не следует также печь хлеб в печи, где в то же время тушатся, пекутся, варятся или жарятся какие-либо мясные или молочные блюда, так как масло или жир могут подтечь под хлеб, а это равносильно тому, что хлеб был испечен из теста, замешанного на масле или жире, а такой хлеб есть запрещено.
19 Уксус, в котором появились черви, запрещено фильтровать, потому что червь, родившийся в уксусе, проходит сквозь любую ткань (фильтр). Черви, родившиеся в напитках, не делают напиток запрещенным к употреблению до тех пор, пока они не отделились от напитка. При фильтровании же червь может задержаться на фильтре, а потом попасть обратно в напиток, сделав его запрещенным к употреблению. Поэтому лучше сначала вскипятить уксус, умертвив червей, а потом уже фильтровать его.
20 Черви во фруктах до снятия с дерева запрещены в пищу, даже если они не передвигались с места на место. Часто случается, что во фруктах, в бобах и горохе видны черные точки; это то место, где начал зарождаться червь. Эти точки надо полностью удалить, они запрещены в пищу, как и сам червь.
21 Все плоды, которые бывают червивыми еще до их уборки, можно есть после 12 месяцев с момента их уборки, так как любое живое существо без костей живет не больше 12 месяцев, а затем становится прахом. Из-за опасения, не стали ли плоды червивыми после их уборки, нужно очистить их снаружи от червей и мошек, потом положить в холодную воду и хорошенько перемешать, тогда черви и дырявые плоды всплывут и их можно будет выбросить. Затем нужно будет положить плоды в кипяток на случай, если там остались черви; они тогда моментально погибнут и не отделятся. Этот способ пригоден только для гороха, чечевицы и других стручковых растений, и только через 12 месяцев после их уборки.
22 Плоды, нуждающиеся в проверке на червивость, нужно вскрыть (каждый отдельно), выбросить косточки и тщательно их проверить. Нужно очень внимательно следить за этим, когда готовят варенье и повидло. Нельзя проверить лишь часть плодов или даже большинство их: нужно тщательно осмотреть каждый плод в отдельности.
23 Иногда в муке встречаются большие черви. Такую муку достаточно просеять через сито, не пропускающее таких червей. Если же в муке оказалась моль, то просеивание не поможет. Как поступать с червивой пшеницей, нужно спросить раввина.
24 В орехах часто встречаются мелкие червячки: нужно обратить на это большое внимание. Это можно проверить постукиванием по скорлупе после удаления ядра.
25 Иногда на поверхности варенья у горлышка банки встречаются мелкие червячки. Их нужно тщательно удалить оттуда и при этом захватить с червячками немного варенья, пока не будет уверенности в том, что их в варенье больше нет.
26 Если при разрезании фруктов или редьки разрезанным надвое оказался и червь, нужно тщательно вытереть нож и срезать часть плода на месте разреза.
27 В рыбе черви иногда встречаются в мозгу или в печени, во внутренностях, во рту или в ушах; особенно часто черви встречаются в щуках. В молоках селедки встречаются длинные тонкие черви. Эти места нужно тщательно проверить. В некоторых местностях на рыбе у плавников снаружи и на самих плавниках, во рту и позади ушей бывают очень маленькие насекомые, круглые, как чечевица; эти места нужно тщательно проверить и насекомых удалить.
28 Червей в сыре, если ими не брезгуют, можно есть, пока они окончательно не отделились от сыра.
29 В Торе мы встречаем много указаний на то, что следует остерегаться насекомых. Нарушающий эти указания преступает много запретов и оскверняет душу, как написано: „И вы будете осквернены через них“. (Ваикра, 11:43,). Поэтому нужно очень остерегаться этого, чтобы не согрешить.
30 Задав раввину вопрос о кошерности и получив отрицательный ответ, нельзя переспрашивать то же самое у другого законоведа, не предупредив его, что ранее уже было получено отрицательное решение этого вопроса от первого раввина.
Супружеская жизнь
Женщине запрещено оставаться наедине с каким бы то ни было мужчиной, кроме мужа, отца, сына или родного брата.,
Мужчине запрещено не только прикасаться к женщине, пожимать ей руку, но и пристально всматриваться в ее лицо.
Очень велик грех супружеской близости в период менструальной нечистоты женщины вплоть до погружения ее в очистительные воды миквы.
Один из тяжелейших грехов мужчины — извержение семеня впустую (онанизм, противозачаточные средства).
Выделение десятины (терумот и маасрот)
1 Тора повелела нам, евреям, выделять из нашего урожая злаков, маслин и винограда (а наши мудрецы присовокупили к ним также и все остальные фрукты и овощи) десятину в пользу коаним, лешим и нуждающихся, а также для доставки и употребления в городе Иерусалиме. (Ваикра, 27:30-31; Бамидбар, 18:11, 12, 21, 26; Дварим, 14:12, 22-25, 28, 29).
2 Снятым урожаем злаков, фруктов и овощей нельзя пользоваться, пока с этого урожая не снята десятина (трумат и маасрот) — он тевел. Нельзя есть из этого урожая самим, нельзя кормить им скотину и т.д.
3 Десятина делится на:
а) трума гдола (большое возношение),
б) трумат маасер (возношение от десятины),
в) маасер ришон (первая десятина),
г) маасер шени (вторая десятина),
д) маасер ани (десятина бедных).
4 Порядок выделения десятины в древнее время (до разрушения Храма) был следующий: сначала выделялась трума г'дола — большое возношение, которое вручалось коэну. Размер этого возношения неопределенный — сколько-нибудь.
5 Из остальной части урожая выделялась десятина — маасер ришон — (первая десятина), десятая часть урожая, которая передавалась левиим, а получавший эту десятину леви уже от себя выделял десятую часть полученного — терумат маасер (возношение от десятины) в пользу коаним.
6 Из оставшейся после этого части урожая владелец его выделял маасер шени (вторую десятину), которую он оставлял у себя для доставки в Иерусалим с тем, чтобы питаться там самому с семьей и угощать родных и друзей.
7 Указанная вторая десятина выделяется в первом, втором, четвертом и пятом годах шмиты (см. об этом ниже). В третий и шестой год шмиты выделяется маасер ани (десятина для бедных), которая вручается нуждающимся.
8 Обязанность выделять десятину осталась в силе и для нашего времени, хотя она не вручается коаним и левиим (нет уверенности в достоверности их родословной).
9 Порядок выделения десятины в наше время следующий: со снятых со своего поля или с поля, сада и огорода другого еврея, а также с купленных продуктов (см. п. 1), выращенных евреем в Эрец Исраэль, выделяют примерно несколько больше одной сотой их части и при этом произносят браха: „лемфриш трумот умаасрот“. (Если нет уверенности, что десятина из этих продуктов еще не была выделена, браха произносят без упоминания имени Б-жьего).
После этого произносят: „Выделенное мною небольшое количество сверх сотой части в северной части продукта является трума г'дола на все количество данного продукта. Остальная часть и еще девять таких сотых частей в северной части продукта, а всего десять сотых или десятина всего продукта, является маасер ришон на весь продукт, а выделенная мною одна сотая часть продукта является трумат маасер на маасер ришон.
И продолжают: „Одна десятая часть остального продукта в его южной части является маасер шени (или маасер ани, см.п. 7).
Маасер шени обменивают на монету (которую впоследствии уничтожают) и в этот момент произносят браха: „...ал пидйон маасер шени“.
10 В случае необходимости, когда нет возможности произнести весь указанный текст, можно обходиться следующим кратким заявлением в момент выделения десятины указанным образом: „Все выделенное и обмен маасер шени на монету действительно в согласии с формулой, разработанной раввином Хазон Иш“.
11 Выделенную десятину (с лишком) заворачивают в бумагу и кладут в мусорный ящик. Пользоваться ею нельзя.
12 Нельзя выделять десятину в субботу и в праздники.
Субботний год (шемита)
1 Один раз в семь лет наступает субботний год (шмшпа).
(Этот год можно определить путем деления на семь числа лет нашего исчисления от сотворения мира, например, год 5733 делится на семь без остатка, он — субботний).
2 Субботний год начинается первым днем месяца Тишрей и заканчивается 29 Элула.
3 В субботний год запрещены все виды работ на полях, в садах и огородах: очистка пахотной земли от камней, мешающих обработке земли; вспашка и раскопка; внесение удобрений в почву; посев и посадка деревьев; поливка; обрезка ветвей для пользы дерева, прополка и ряд других земледельческих работ. Запрещено собирать урожай злаков и фруктов обычным образом.
4 Урожай предыдущего года, снятый в субботний год необычным методом, можно употреблять в пищу, при этом следует иметь в виду, что:
а) выросший в субботний год урожай прошлогоднего посева является эфкер (бесхозным), им может пользоваться каждый еврей безвозмездно; нельзя поэтому запретить еврею вход на свое поле, в свой сад или виноградник.
б) завозить урожай к себе в дом можно только в пределах потребности семьи, — нельзя делать никаких запасов.
в) торговать урожаем в субботний год нельзя; нельзя также использовать продукты урожая не по их прямому назначению (для лекарства, в технических целях и т.д.).