Симхат-Тора
Симхат-Тора
Обязанность хатаней—кавалеров Торы
Главная обязанность кавалеров Торы и Берейшит: — приготовить трапезу для всех присутствующих, а также раздать сладости и фрукты всей общине, и особенно детям. Этот обычай основывается на библийском стихе, где сказано: „И пришел Соломон в Иерусалим, и стал перед Ковчегом Завета Господним... И сделал большой пир для всех слуг своих". Сказал рабби Элеазар: „Отсюда мы можем заключить, что делают торжественный обед после окончания чтения Торы, и эту почетную обязанность возлагают на человека, который читает последнюю главу Пятикнижия. Он получает звание „Кавалера Торы".
Этот обычай был уже известен в Провансе и в Нарбонне в первой половине XII века. В Италии он распространяется в первой половине XIII века.
В Германии об этом обычае упоминается в книге „Ор Заруа" рабби Ицхаки бен Моше из Нарбонны. „Он пишет: В государстве Саксония Кавалеры Торы устраивают торжественный обед, на который приглашаются жители общины. Прихожане синагоги, разносят мясные блюда из кур и уток." Автор пишет, что этот обычай основан на словах Мидраша к книге „Песнь Песней" Соломона и закапчивается следующими словами: „Когда Господь дал мудрость царю Соломону, он сделал в честь этой мудрости пир, а Тора является венцом мудрости и чтец, заканчивающий ее, должен сделать торжественный обед."
В Эрец Исраэль, в городе Цфате, такой обычай был в быту в шестнадцатом веке. Рабби Исахар бен Сусан, прибывший из Северной Африки, и поселившийся в Цфате, пишет: „Заканчивающий чтения Торы устраивает обед в честь праздника и завершения чтения Торы." Со временем обычай распространился на большинство общин восточных стран.
В более позднее время, ученый экзегет, автор книги „Хемдат — Ямим" также пишет об этом обычае, но предупреждает, что обед должен быть устроен для более бедных людей, а не для богатых, которые могут устроить хороший обед и у себя дома.
В городе Вермиза угощения с фруктами и вином устраивали кавалеры Торы для всей общины до начала предвечерней молитвы в местном зале, предназначенном для свадеб. Каждый из участвующих приносил также разное угощение. Но этим не ограничивались. После вечерней молитвы кавалеры Торы и „Берейшит" приглашали всех желающих к себе домой, угощали и веселились в доме хозяина — чтеца Торы.
В Книге Записей общины города Куттенплан были установлены подробные правила о проведении торжественного обеда в честь окончания чтения Торы в день Симхат Тора. Если день Симхат Тора пришелся на пятницу, торжественное угощение откладывалось на субботу на вечерние часы после предвечерней молитвы (Минха).
В Лондоне, в ашкеназийской общине, в восточной части города, в первой четверти XIX века торжественный обед устраивался в одной из гостиниц и считался одним из самых важных общественных событий года.
В отдельных общинах восточной Европы был установлен следующий порядок проведения празднества: Кавалер Торы, заканчивающий Пятикнижие, устраивал торжественный обед в день Симхат Тора, кавалер „Берейшит" — в следующую субботу, когда читали полностью главу „Берейшит", а тот, кто читал в Симхат Тора главу из пророков, устраивал торжество в следующую субботу, когда читали главу „Ноах".
Большие расходы, связанные с приготовлением угощения и сладостей для всей общины, служили порой причиной тому, что многие знатоки Торы отказывались быть кавалерами к празднику Симхат Тора из-за больших денежных затрат. Приходилось в некоторых небольших еврейских городах ограничивать число приглашенных участвовать в этом празднестве, чтобы уменьшить расходы.
Приглашение детей к чтению Торы в праздник Симхат Тора
В наши дни принято в большинстве еврейских общин приглашать в день Симхат Тора детей, не достигших еще тринадцатилетнего возраста, на амвон, где читают Тору.
В некоторых местах их торжественно вызывают поименно, в других местах группами, а бывает, что вызывают всех мальчиков сразу вместе с одним взрослым или без него. Некоторые ученые, толкователи Торы, объясняют этот обычай тем, что это воспитывает детей в духе закона об изучении Торы, другие — чтобы дети любили Тору и гордились ею. Один автор, толкователь Торы считает, что по этим мотивам следовало бы ввести этот обычай в праздник Шавуот — в день вручения Торы на горе Синай. Но возможно, — пишет этот автор,—что приняли этот обычай в день Симхат Тора, чтобы дети участвовали в чтении глав благословения Моисея.
Однако, в Испании, этот обычай не применялся. А во Франции уже во времена Раши приглашались деш до тринадцатилетнего возраста к амвону для чтения последних глав Торы. Такое же положение существовало и в Провансе и в Германии. В книге молитв Рабби Меира из Руттенберга написано: „И все читают в день Симхат Тора Пятикнижие Моисея, как взрослые, так и маленькие дети; каждому дается прочитать несколько стихов из последних глав Пятикнижия. И так пишет рабби Авраам Клаузнер, живший в XIV веке в городе Вене: „И читают взрослый и ребенок (до 13 лет) последние благословения Моисея сынам Израилевым". Рабби Айзик Тирпа, ученик рабби Авраама Клаузнера, пишет: „И все дети читают вместе, и читают им, начиная со стиха 27: „Прибежище твое—Господь Извечный, и ты под всемирной силою Его. Он прогонит врагов от лица твоего". (Второзаконие, глава 33, стих 27 и далее). Затем читает Хатан Тора, и тоже начинает с этого стиха.
В других же источниках упоминается, что детям читают со стиха 22: „О Дане сказал: Дан Молодой лев, который выбегает из долины Башан".
В одном рукописном молитвеннике, дошедшем до нас из Северной Италии с конца ХУ века говорится:
,,...И после того, как все взрослые взошли на амвон и им прочитали последние главы Пятикнижия, приглашаются все дети к чтению Торы и им прочитывают до стиха: „Нет подобного Господу Всевышнему, который по небесам пронесся на помощь тебе и все поднебесье покоряется ему". И всех детей благословляют и родители добровольно вносят пожертвование в честь Торы..."
В Познанской синагоге приобщают всех детей к одной „алия" для чтения Торы и родители добровольно вносят пожертвование в честь Торы.
В общине Вирмайзы вызывают всех детей на амвон для прочтения Торы и читают 5-й раздел после того, как прочитали пятому, приглашенному часть главы, положенной в этот праздничный день.
Начинают читать со стиха „О Дане сказал..." И после этого читают последнее благословение из Торы и благословляют вызванного Пятого вместе с детьми.
В общине Вирцбург приглашают к чтению Торы к разделу Кохен — всех коханим. К разделу Леви — всех Левиим, а к пятому разделу приглашают на амвон одного Исреэли и всех детей с ним.
В берлинской общине вызывали к амвану много приглашенных к Торе, а перед тем, как читать главу для „Хатан Тора", вызывали мальчика, достигшего тринадцати лет, и с ним всех остальных детей младшего возраста.
В отдельных общинах считалось большим почетом быть приглашенным к чтению Торы вместе со всеми детьми. И даже объявлялось о том, кто больше пожертвует на содержание синагоги за приглашение быть вызванным на амвон. И тот, кто удостоился этого почетного приглашения, как правило, покрывал своим „Таллит" (покрывало, надеваемое во время молитв) всех детей, создавая впечатление общей торжественности, как будто все находятся под одним балдахином, и все дети произносят вместе со взрослыми молитву благодарности.
В некоторых итальянских общинах принято, что тот, кто вызывается к амвону перед Хатан Тора, поднимается вместе со всеми детьми и он один приносит молитву благословения, а все дети слушают, а затем кантор произносит молитву „ангела спасителя". В общине города Кесали, в Италии благословляли приглашенного к Торе вместе с детьми особой молитвой „Ми Шебейрах"; и она гласила, „Тот, кто благословил наших предков Авраама, Ицхака и Яакова, да благословит всех детей наших, и родители их добровольно пожертвуют для благотворительных целей или для содержания синагоги, или для любого другого благого дела и благодаря этому Господь да сохранит их и спасет от всякой беды и угнетения и пошлет благословение и счастье в делах их и в личной жизни и воспитают детей в духе Торы и приведут их под свадебный балдахин и к добрым делам, Аминь!"
В Испании, в XIII веке, существовал обычай украшать головы приглашенных к амвону для чтения Торы в день праздника Симхат Тора почетными коронами, а также увенчивали головы детей этими коронами. Когда спросили одного ученого раввина из Барселоны, по поводу этого обычая, можно ли это сделать или нет — он ответил: „Вообще говоря, следовало бы воздержаться от возложения корон свитков Торы для других целей, ибо эти короны освящены... Но этот обычай распространился среди многих еврейских общин, и я не слышал, чтобы какой нибудь ученый раввин возражал. И в городе Барселоне, я помню с детства брали короны свитков Торы и возлагали на головы детей, и ученые толкователи Торы того времени не возражали против этого обычая. Вероятно, они разрешили это делать потому, что цель возложения корон на головы детей была не для простого украшения, а для возвеличения и почитания Торы".
Хождение со свитком Торы вокруг Амвона в день праздника Симхат Тора (Хакафа)
Принята традиция в большинстве еврейских общин обходить в синагоге вокруг амвона со свитками Торы 7 раз (семь Хакафот)
Ясно, что этот обычай перешел со дня „Хошанна-Раба“ и уже в эпоху гаонов было принято обходить вокруг в синагоге 7 раз с пальмой и ветками ивы в руках. Этот обычай в день „Хошаана-Раба" был введен в общинах диаспоры как день памяти Храмовой службы, когда служители Храма делали это. В Мишне, Суккот, глава 4, описывается этот Храмовый порядок: „Каждый день обходят алтарь в Храме, произнося: „О, Господи, помоги! О, Господи, приведи нас к успеху... а в день „Хошанна-Раба". .обходят алтарь семь раз".
В Мидраше к книге Псалмы Давида Сказано так: „Какой порядок хождения вокруг алтаря? Все присутствующие большие и дети берут свои пальмы и цитрусовый фрукт и обходят один раз вокруг, алтаря, а в этот праздничный день — семь раз.“
У евреев Триполя, в Северной Африке, один из праздничных обходов с Торой, называется „обход в честь построения Иерусалима". Один иерусалимский житель, побывавший у них в праздник Симхат Тора в 1949 году, рассказывает:
„Во время обхода с Торой вокруг синагоги у жителей Триполи был установлен специальный торжественный обход — в честь строительства Иерусалима. Этот радостный обход продолжался почти целый час, весь народ танцевал и пел. Молодежь прыгала и танцевала с большим усердием и старанием, пожилые, даже инвалиды, качались и подпрыгивали, участвуя в этой торжественной церемонии, где основное внимание уделено мысли о строительстве Иерусалима. В течение целого часа одна песня повторяется все время: придем в Иерусалим и построим Иерусалим!“
Возможно, что они сделали этот специальный обход только в том году, потому что вся община решила переехать в Иерусалим.