Законы Лашон Ара глава 4
ЗАКОНЫ ЛАШОН АРА ГЛАВА 4
1. О прошлом и настоящем
Запрещено задевать честь человека, рассказывая другим о его неприличном поведении в прошлом (а также о поведении его родителей или предков), особенно если в настоящее время он ведет себя достойно. Даже если с тех пор прошло совсем немного времени!
Также запрещено рассказывать о недавних оплошностях, допущенных человеком.
В следующих параграфах этой главы тема будет развита подробнее. Исключения из приведенного правила вы найдете в девятом параграфе (называется "Пристыдить злостного нарушителя"). Что касается четвертой главы, то в ней мы рассматриваем заповеди, касающиеся обязанностей человека перед Всевышним. Замечание: если мы видим, что кто-то нарушает заповеди, касающиеся отношений между людьми, то в ряде случаев следует рассказать об этом другим - чтобы исправить положение. Подробности приведены в десятой главе.
2. Не рассказывай о прошлом человека, который раскаялся, - чтобы не опозорить его
Запрещено сообщать информацию о прошлых ошибках человека или его семьи, даже если у нас нет намерения унизить его и даже если мы уверены, что в результате нашего рассказа тот, кому мы все это рассказываем, не станет плохо о нем думать.
Запрет обусловлен тем, что обычно люди смущаются, когда в их присутствии кто-либо вспоминает об их ошибках. Следовательно, если информация получит распространение, мы можем причинить человеку сильные страдания.
Господин Нудельман уже дедушка, он давно приехал в Израиль из России и здесь стал соблюдать заповеди. Понятно, что в юности он не соблюдал заповеди и не учил Тору, но никто об этом не знает. Если Эзра расскажет Ицхаку-Лейбу, что господин Нудельман происходит из нерелигиозной семьи, Эзра будет виновен в произнесении лашон- ара, так как это может сильно смутить Нудельмана и его родню. Поэтому информация запрещена для распространения.
3. Не рассказывай о чьей-то неудаче в исполнении заповедей
Если мы знаем о том, что человек нарушил какую-то заповедь, об этом запрещено сообщать другим. Запрет касается заповедей, записанных в Торе, и постановлений мудрецов, а также любой отдельно взятой заповеди или любой ее части - причем не имеет значения, получили мы эту информацию из "третьих рук" или сами присутствовали при ее нарушении.
Роза неуважительно, а порой даже грубо разго-варивает со своими родителями. Рассказать об этом кому-либо - лашон-ара. Ее родителям запрещено беседовать об этом с другими, за исключением случая, когда слушатель может положительным образом повлиять на поведение Розы.
Господин Арнаутский сказочно богат, но проявляет скупость, когда дело касается достойного проведения субботы. Его другу Куперману запрещено рассказывать другим людям о скупости господина Арнаутского. Также запрещены высказывания такого рода:
"Наша Дорочка часто забывает сказать благословение после еды".
"Гедалия привез три костюма из России и ни один не проверил на шаатнез" (Шаатнез - запрещенная Торой смесь тканей).
4. "Правдолюбие"
Запрещено говорить о неправильном и дурном поступке человека, даже если нами движет желание сказать правду, поскольку это нарушение нас сильно расстроило или взволновало. Пусть наши помыслы чисты и не продиктованы злобой, все равно то, что мы собираемся сделать, - лашон-ара. Разрешено поделиться с кем-либо некоторыми деталями неправильного действия, если мы действительно искренне намерены исправить положение.
Реувену известно, что Шимон потребляет продукты, кашерность которых сомнительна. Существуют три причины, которые могли бы заставить Реувена сообщить об этом Леви:
а) Реувен намерен очернить Шимона. Это явный лашон-ара. Запрещено!
б) Неосмотрительность Шимона в вопросах соблюдения кашрута огорчила Реувена. Он не намерен причинить Шимону зло, а просто хочет поделиться своей досадой с другом. Это яркий пример страстного отношения к правде. Тоже запрещено!
в) Реувен хочет предупредить Леви, что в доме Шимона, по его мнению, не стоит есть. Если это единственное его намерение, то ему разрешено сообщить об этом Леви.
5. Сообщение о том, что кто-то небрежен в соблюдении заповеди,
которую многие не выполняют
К сожалению, существует ряд заповедей, которые в некоторых общинах находятся в таком пренебрежении, что, если какие-то евреи их не выполняют, никто их не осуждает. Тем не менее, если мы расскажем, что человек небрежен в исполнении такого рода заповеди, мы будем виновны в совершении греха лашон-ара.
Элиэзер не понимает важности изучения Торы и редко садится за учебу. Запрещено сообщать об этом другим людям, даже если многие окружающие небрежны в исполнении этой заповеди.
Клара рассказала группе друзей вымышленную историю о своем героическом поступке. Дора знает, что большая часть рассказа - сознательное искажение действительности, т.е., по сути, фантазия рассказчика. Доре очень хочется вывести Клару на чистую воду, чтоб все знали, что она лгунья, но ей запрещено так поступать. Больше того, Доре запрещено говорить, что не весь рассказ является правдой, - если от такого заявления никто не выиграет. Поэтому любой комментарий Доры на тему рассказа Клары - лашон-ара.
6. Сообщение о том, что человек нарушает заповеди, в случае,
когда о его действиях можно судить с хорошей стороны
Простой человек, соблюдающий заповеди, ведет себя по отношению к ним осторожно, чтобы не нарушать ни одной из них, но иногда и у него происходят срывы. Если мы видим, что он совершил ошибку, но считаем возможным оправдать его (судя о его действиях с хорошей стороны), - мы обязаны судить его благосклонно. В таком случае нам запрещено сообщать другим о его проступке. Возможно, он не отдает себе отчета в том, что то или иное действие запрещено, и поэтому из раза в раз повторяет его; т.е. всему виной элементарное незнание. Может быть, он не осознает тяжести своего нарушения. Или, например, считает, что так поступать разрешает закон, но некоторые люди взяли на себя добавочные ограничения, которые вовсе необязательны; он же, не собираясь поступать по всей строгости, выбрал для себя более легкую линию поведения и не понимает, что тем самым нарушает закон.
Мы обязаны судить о человеке, соблюдающем заповеди, исключительно с оправдывающей точки зрения. И если у нас остается сомнение в истинных причинах его предосудительного поведения, нам следует предположить, что существуют некие факторы, нам неизвестные, заставившие его так поступить, и, если бы они были нам известны, мы бы его извинили. Более того, нам запрещено недолюбливать этого человека из-за его ошибок.
Шейна Фридман соблюдает заповеди, но одевается недостаточно скромно (Пример еврейского понимания нескромности в женской одежде: рукава выше локтей). Если кто-нибудь объяснит Шейне, что скромность в одежде не просто похвальна, но является обязательным элементом жизни по Торе, то она будет одеваться по- другому. Ее подруге Поле Збарской запрещено унижать Шейну, рассказывая другим о том, что она одевается нескромно. Поля достигнет большего, если поговорит с Шейной лично.
Господин Бергер соблюдает законы субботы. Но поскольку он никогда серьезно не учился в учебных заведениях еврейской системы образования, он не знаком со многими тонкими деталями субботних запретов. Его знакомый, господин Ной- ман, замечает, что Бергер нарушил в какой-то детали святость субботы. Ему запрещено рассказывать об этом окружающим. Вместо этого Нойману следует тактично поговорить с Бергером, показав, как надо правильно соблюдать субботу.
7. Сообщение о нарушении, если нет возможности судить о поступке человека с оправдывающей стороны
Если мы видим некий предосудительный поступок человека, причем оправдать его никак невозможно, нам все равно запрещено рассказывать об этом нарушении другим людям, если оно совершено впервые, - даже в том случае, если серьезность запрета общеизвестна (например, запрет есть свинину), и мы твердо уверены, что человек нарушал запрет совершенно осознанно. Поскольку он преступил запрет впервые, остается возможность того, что он пожалеет о своей ошибке и раскается. Наш еврей не является закоренелым преступником, и есть надежда, что он не повторит совершенный грех.
Запрещено рассказывать другим о грехе человека ни за его спиной, ни в его присутствии. Если мы обидели его на людях, а он уже исправился, - мы совершили тяжкое нарушение, обвинив праведного человека (Согласно Торе, человек, полностью раскаявшийся в своем грехе, как бы убрал его из прошлого. Это правило относится к большинству совершаемых нами ординарных проступков).
Что надо сделать в таком случае? Если мы ничего не знаем о том, исправился ли этот человек, с нашей стороны будет правильным побеседовать с ним лично и, если надо, корректно призвать его к соблюдению заповедей. Главное здесь - умение вести тактичную беседу, чтобы, с одной стороны пощадить его чувства, а с другой - говорить достаточно убедительно, чтобы достичь желаемого результата. Так следует вести себя по отношению к обычному, среднему еврею, соблюдающему заповеди. Но если нарушителем является знаток Торы, который, скрупулезно выполняя все заповеди, в момент слабости совершил грех, - мы можем быть уверены, что он скорбит о своей ошибке и уже раскаялся. Сообщать окружающим о грехе знатока Торы - тяжелый проступок.
Господин Горелик, обычный еврей, строго соблюдает кашрут дома. Однажды ему случилось проходить мимо некашерного магазина "Даров моря". Не устояв перед соблазнительным ароматом жареной рыбы, Горелик вошел в магазин, купил пакетик некашерного продукта и тут же принялся его жадно поглощать. В это время его знакомый по фамилии Шпиц с удивлением взирал на эту сцену через витрину магазина. Поскольку вполне вероятно, что наш господин Горелик уже в скором времени искренне раскается в содеянном и больше никогда не совершит подобного проступка, еврею Шпицу запрещено рассказывать об этом случае окружающим, но позволено (и даже советуется) тактично упрекнуть господина Горелика в личной беседе.
8. Нарушение совершается впервые, но есть вероятность, что оно повторится
Встречаются люди, которые крайне отрицательно относятся к любым упрекам в их адрес. Человек такого склада не умеет реагировать должным образом на любое замечание и, скорее всего, будет и далее совершать нарушения. Если вы в первый раз видите оплошность, допущенную таким человеком, вам запрещено рассказывать об этом другим людям. Но вы можете упрекнуть его лично, даже если он не станет вас слушать, и предупредить его, что, идя таким путем, он рано или поздно пожалеет о своих действиях. Такой человек все еще считается евреем, соблюдающим заповеди.
Но если вы узнаете, что этот человек, не обратив должного внимания на ваше замечание, продолжает грешить, вам следует поговорить об этом с компетентным человеком, к чьему мнению он прислушается. Сообщать об этом вы должны с абсолютно чистыми помыслами, т.е. у вас должно отсутствовать малейшее намерение причинить этому человеку зло.
Кроме чистоты ваших намерений, есть еще ряд ограничений: вы имеете право сообщить об этом только тогда, когда вместе с вами тот проступок видел еще, как минимум, один свидетель (так что вместе с вами есть два свидетеля), или же когда компетентный человек, которому вы передаете информацию, доверяет вам как двум свидетелям. В противном случае ваша речь - лашон-ара. Кроме того компетентного человека, эту информацию запрещено передавать другим людям, да и ему, этому компетентному человеку, запрещено передавать ее дальше. Впрочем, вы можете рассказать о случившемся родственникам нарушителя, чтобы те побеседовали с ним. Но здесь есть одно предостережение: если вы считаете, что родственники проигнорируют ваше сообщение или не прореагируют на него как следует, - лучше смолчать. Разглашение информации может привести к недоброжелательности и конфликтам.
Ицик соблюдает субботу, но делает это равнодушно. Однажды в субботу он намеренно включил свет в комнате, в которой находились Эля и Пиня. И тому, и другому запрещено разглашать эту информацию, так как они впервые видели, как Ицик нарушает субботу. Скорее всего, нарушитель посмеется над ними, как только они начнут делать ему выговор. Чтобы предотвратить повторение инцидента, им лучше всего побеседовать с наставником Ицика по еврейской школе, куда тот ходит, или с его близким родственником, который имеет на него влияние.
9. Пристыдить злостного нарушителя
Если кто-то полностью забросил соблюдение заповедей или постоянно нарушает определенный запрет, зная о его важности (например, не есть свинину), разрешено пристыдить его за неверные действия. И поскольку он не просто уступает искушению, а сознательно и умышленно нарушает заповеди, разрешено рассказать об этом другим. Когда проступок совершается человеком, вставшим на путь злостного нарушения заповедей, причем его действия можно расценивать с равной долей сомнения - как в сторону нарушения, таки в сторону оправдывающих обстоятельств, которые могли иметь место, - нам не следует склоняться в сторону оправдания. Запрет приводить человека в смущение не касается злостного нарушителя: еврея, умышленно преступившего закон Торы, разрешено стыдить за его нарушения. Согласно закону, нарушителя дозволено иногда даже унизить - без всякой предварительной беседы. Тем не менее, будет правильным упрекнуть его в личном разговоре, перед тем как мы сделаем его нарушение достоянием гласности. Но даже перед тем, как сказать другим людям что-то дурное о постоянном нарушителе, надо соблюсти следующие условия (В десятой главе мы приведем их более детально):
а) Рассказчик говорит только о том, что видел собственными глазами.
б) Надо быть абсолютно уверенным в том, что этот человек совершил грех.
в) Запрещено преувеличивать, говоря о его проступке.
г) У рассказчика должны быть благородные намерения, например: он хочет удержать человека от повторного совершения греха или сделать так, чтобы за этим примером не последовали другие люди. Запрещено получать удовольствие от такого рассказа (например, рассказчик хочет блеснуть своим благочестием). Рассказчиком не должны двигать мотивы личной ненависти (например, тот человек некогда отказал нам в просьбе, или - он наш конкурент в какой-то профессиональной области).
д) Если мы оказываем человеку уважение в его присутствии, то нам запрещено дурно говорить о нем, когда он отсутствует. Мы должны открыто выразить ему недовольство его проступком. Но нам разрешено промолчать в его присутствии и не обличать его, если мы боимся последствий или хотим избежать скандала.
10. Верить унижающей информации о злостном нарушителе
Несмотря на то что распространять информацию о намеренном нарушителе разрешено, слушателям нельзя принимать все, что они слышат, на веру. Вопрос должен оставаться под сомнением до тех пор, пока он не подтвердится. Тем не менее, если речь идет о человеке, известном своим злодейским поведением, слушателям дозволено верить тому, что о нем рассказывается.
11. Разглашать чей-либо отказ подчиниться решению суда
Иногда бейт-дин (раввинский суд) принимает решение, гласящее, что некий человек должен совершить определенное действие. Допустим, этот человек отказывается подчиниться решению суда, не представляя при этом обоснованного оправдания. В этом случае бейт-дину разрешено огласить отказ этого человека перед всеми. Разрешено даже вписать его имя в книгу записей общины, которую смогут прочесть будущие поколения.
Причем не имеет значения, относится ли постановление суда к заповедям, регламентирующим обязанности человека перед Всевышним, или к заповедям, касающимся обязанностей человека перед ближними.
Пример из Талмуда (Трактат Йома 38). Мудрецы публично осудили несколько известных семейств за отказ обучать других определенному мастерству, необходимому в Храме. Их предупредили, что они нарушают закон, скрывая свои знания от других, ибо их умение может однажды исчезнуть, и тогда некому будет совершать в Храме те операции, в которых они проявили себя как специалисты. Отказ членов этих семейств обратить серьезное внимание на слова мудрецов был оглашен публично.
Если человек объясняет, почему он не может выполнить постановления суда, судьи могут оповестить всех о случившемся, только тщательно изучив его объяснение. Если члены бейт-дина уверены, что попытка оправдания - не что иное, как способ обмануть суд и поэтому не может быть признана законной, они оглашают постановление.
12. Отрицательные черты характера
Запрещено в разговоре с кем-то указывать на отрицательные черты характера другого человека.
Также запрещено указывать на какой-либо частный случай неприятных проявлений характера (например, "он рассердился") или делать обобщения (например, "он злится и раздражается по пустякам"). Такие замечания запрещены, даже если сказанное справедливо и общеизвестно.
Возможно, что человек сам не замечает и не осознает важность своего недостатка. Лучше всего побеседовать с ним, чтобы в тактичной и мягкой манере посоветовать ему избавиться от неприятной черты характера. Этим мы выполним заповедь, повелевающую указывать человеку на его недостатки, и окажем ему большую услугу.
Ашер - прекрасный человек, занимается благотворительностью. Но он настолько кажется сам себе совершенным, что впадает в грех самодовольства и иногда просто невыносим. Это очень раздражает Яакова. Яаков, осторожней! Не рассказывай другим о самодовольстве Ашера и о его тщеславии.
Господин Бернштейн скуповат. Он получает огромную прибыль от выгодного бизнеса, но, если судить по размерам его пожертвований на жизнь еврейской общины, можно подумать, что он бедняк. Об этом недостатке запрещено говорить, даже если этот факт общеизвестен.
Госпожа Крамер завистлива. Она страстно желает иметь все, что видит у своих соседей. Довольствоваться тем, что послал ей Всевышний, она не в силах. Госпожа Слуцкая, ее соседка, пыталась повлиять на госпожу Крамер, но безрезультатно. Тем не менее, об этом запрещено говорить кому бы то ни было.
13. Рассказывать о недостатках, чтобы предотвратить подражание
Если человек видит чьи-либо недостатки (самодовольство, отсутствие усердия в учебе и т.п.) и опасается, что его дети и ученики будут подражать этому человеку, то нужно предупредить их, чтобы подальше держались от этого человека. Запрет пренебрежительно отзываться о ком- либо действителен только тогда, когда злословят с целью опозорить человека, унизить его. Но если вы хотите предостеречь других от подражания дурным примерам, то упоминание о недостатках отдельного человека считается выполнением заповеди.
В подобных случаях вы обязаны разъяснить, с какой целью вы рассказываете о человеке порочащие его факты, чтобы избежать непонимания со стороны ваших слушателей. Если неправильно ведет себя целая община или группа людей и вы опасаетесь, что кто-либо может начать им подражать, - разрешено указывать на их недостатки другим, чтобы другие избежали дурного влияния.
Если вы непосредственно, из своего личного опыта, знакомы с недостатками какого-либо человека, то вы можете рассказать о нем, чтобы указать людям на эти недостачи. Но если до вас дошли слухи о них, то вы должны начать свое сообщение следующим образом: "Я слышал, что..."
Итак, человеку вменяется в обязанность сообщить о чьих-либо недостатках, чтобы уберечь других от дурного примера. Однако те, кто слышит об этом, не имеют права принимать эту информацию на веру. Это очень важный момент! Слушателям надо более внимательно вести себя с тем человеком, чтобы не поддаться его дурному влиянию (Подробнее об этом рассказано в шестой главе). Желательно, чтобы рассказчик напомнил об этом слушателям ("поостерегитесь, но не верьте").
У юного Гриши отсутствует важное качество - уважение к людям. Он непочтительно и порой грубо разговаривает с друзьями и со старшими. Господин Милявский может сказать своим детям, чтобы те не общались с Гришей, поскольку тот дерзок и нагл. Но ему следует при этом пояснить, что он рассказывает детям о недостатках Гриши лишь для того, чтобы предотвратить у них подобное поведение. Если господин Милявский слышал о дурном Гришином нраве от других, он обязан уточнить это в беседе с детьми. Хая сказала Фейге, что носить короткие юбки - не слишком серьезное нарушение, поскольку госпожа Гроссман часто носит такие юбки. Фейге разрешено ответить, что нескромная одежда - серьезное нарушение закона, и госпожа Гроссман заблуждается, не выполняя требования Торы.
14. Собирать сведения о потенциальном компаньоне
Если вы ищете себе партнера для бизнеса, вы имеете полное право интересоваться деталями характера и поведения человека, с которым собираетесь сотрудничать.
То же самое, если вы желаете вступить в брак (или жените своих детей). Подобный сбор информации разрешен даже в том случае, когда расспросы могут побудить расспрашиваемого к высказываниям, позорящим того человека. Разрешение на расспросы объясняется чистотой ваших намерений предотвратить неудачный брак или партнерство, ведь иначе вред будет причинен обеим сторонам!
Мистер Геллер разыскивает плотника - ему нужно починить свой буфет. Он имеет право выяснить у друга, насколько предлагаемый ему плотник профессионально надежен.
15. Наводя справки о ком-то, поясните, зачем вам нужна информация
Разрешено собирать информацию по интересующему нас делу. При этом важно помнить, что человек, которому задаются вопросы, должен быть информирован о том, что нами преследуется специфическая и конструктивная цель. Если мы этого не поясним и человек в ответ на наш вопрос произнесет что-либо порочащее третьего человека, он будет виновен в произнесении лашон-ара, а мы - в том, что заставили его совершить грех. Такое действие при-равнивается к проступку, когда некто заставляет ближнего есть некашерную еду в силу своих эгоистических интересов.
Нередко происходит так, что люди, которым необходимы сведения о каком-то человеке, не хотят, чтобы окружающие знали, чем или кем они в действительности интересуются. Поэтому они задают много лишних вопросов, чтобы скрыть свои истинные намерения. Так поступать категорически запрещено.
Господин Гершкович подыскивает жениха для своей дочери. Борух мог бы стать подходящей кандидатурой, но господин Гершкович хочет уточнить кое-какие детали. Он имеет право выяснить у Ицхака интересующую его информацию, но при этом обязан разъяснить тому, что информация необходима для определенной цели. Категорически запрещено спрашивать при этом Ицхака о разных людях, чтобы тот не понял, кого конкретно имеет в виду господин Гершкович.
16. Если вас просят дать сведения по существу вопроса, дайте правдивый ответ
В тех случаях, когда дозволено собирать сведения о ком-либо, человек, которому задают вопросы, обязан отвечать на них правдиво, даже если информация, им сообщаемая, может оказаться неприятной (Детальное обсуждение этого вопроса вы найдете в десятой главе).
Даже в тех случаях, когда есть необходимость слушать унижающую кого-либо информацию для полезных целей, тем не менее, запрещено воспринимать эту информацию как полную правду. Слушатель только может быть достаточно осторожен, чтобы оградить себя от возможного вреда или потерь.
Даниэла ищет хорошего дантиста. Она имеет полное право спросить у Ширы о достоинствах и недостатках доктора Когана, если объяснит цель своих расспросов. Шире разрешено ответить, что она была не слишком довольна работой доктора Когана. Но она должна быть осторожна, чтобы дать точный ответ и не преувеличить недостатков врача.
17. Сведения, полученные у недоброжелателя или конкурента
Допустим, вы хотите собрать сведения о человеке. Ни в коем случае не расспрашивайте о нем того, кто питает к нему неприязнь по каким-то личным причинам. Также не выведывайте у торговца или бизнесмена сведений о его конкуренте. Дело в том, что в большинстве подобных случаев ответ будет содержать полную ложь либо исказит правду (Опасайтесь, что, даже сказав вам правду, он сказал ее из-за ненависти, а не для пользы; следовательно, его слова - лашон-ара). Даже если расспрашиваемый станет уверять вас, что злословит исключительно для вашей пользы, будьте уверены - им движет нелюбовь к обидчику или конкуренту.
Итак, если вам требуются сведения о слесаре- ремонтнике, изготовителе тфилин, торговце машинами или этрогами, сапожнике и т.д. - спросите беспристрастного человека. Не мучайте вопросами представителей той же профессии - иначе вы можете заставить их совершить грех лашон-ара.
18. Сведения о родственниках
Запрещено говорить и слушать лашон-ара даже тогда, когда дело касается близких родственников. Отец имеет право справляться об учебе своего сына только в том случае, если он хочет ему помочь. Но если он задает вопросы из любопытства либо им движет желание поворчать - это запрещено. То же правило касается всех остальных родственников. Сбор информации о человеке разрешен только тогда, когда у нас есть конструктивная и благородная цель.
Двоюродный брат Шауля учится у господина Берковича. Шауль, встретив Берковича на улице, интересуется успехами родственника. Прежде чем дать ответ, учитель должен выяснить, с какой целью задан вопрос. Если Шауль спросил о своем брате просто для поддержания разговора или от нечего делать, самым правильным ответом будет следующий: "Я придерживаюсь принципа не обсуждать дела своих учеников в частных разговорах, если это обсуждение не может принести конкретную и практическую пользу". Такие слова снимут у Шауля впечатление, будто его брат - слабый ученик.
19. Обсуждение старых друзей
Допустим, вы неожиданно встретили бывшего одноклассника или жителя вашего родного города, который вами покинут много лет назад. О чем вы беседуете с ним? Обычно - о незабвенных старых временах, об улетевшей молодости, об общих знакомых. Будьте осторожны, приятная беседа может неожиданно для вас превратиться в сплошной поток злословия, поскольку такого рода беседы редко служат какой-либо конструктивной цели. Таких разговоров следует избегать!
Надав десять лет провел в ешиве. Минуло два года после того, как он оставил учебу. И вот он случайно встречает своего друга Аарона, который продолжает там учиться. Ах, как ему хочется расспросить Аарона о старых друзьях: у кого блестящие успехи, у кого, напротив, учеба хромает? Но, поскольку подобная беседа безусловно повлечет за собой целый ряд запрещенных высказываний, Надаву следует подавить в себе естественное любопытство и постараться побеседовать с Аароном на более нейтральные темы.
20. Как надо совершить раскаяние за произнесение лашон-ара?
Предположим, некто совершил грех произнесения лашон-ара, после чего осознал необходимость раскаяться (На иврите раскаяние - тшува, возвращение к праведности. Чтобы раскаяться, надо искренне хотеть стать правильным человеком и быть уверенным, что больше не будешь поступать плохо. Впрочем, есть еще ряд условий. Законы тшувы детально разработаны нашими мудрецами, в частности в трудах Рамбама). Как это сделать? Все зависит от последствий его проступка. Рассмотрим несколько случаев.
А. Рассказчик оговорил человека, но слушатели, ему не поверив, не изменили своего отношения к объекту разговора. В таком случае им совершен грех по отношению к Всевышнему, поскольку, нарушив Его заповедь, он не принес вреда своему ближнему. В таких случаях тшува (раскаяние) происходит так же, как и при других нарушениях заповедей, касающихся отношений между человеком и его Создателем. А именно, он должен:
а) искренне пожалеть о том, что сделал (рассказав лашон-ара),
б) признать свою вину перед Создателем,
в) принять твердое решение никогда больше не впадать в грех лашон-ара.
Б. Если же все-таки слушатели ему поверили и оговоренный человек утратил их расположение и уважение; если своим злословием он причинил оговоренному человеку физические или душевные страдания, финансовые или имущественные потери, то им, кроме прочего, совершен грех, касающийся запретов, регламентирующих отношения между людьми. Чем такой грех можно искупить? Прежде всего - попросить прощения у человека, который пострадал по его вине. А затем пройти три описанные выше ступени исправления.
И даже если пострадавший ничего не знает об оговоре, рассказчик обязан сообщить ему о своем проступке и искренне попросить прощения. В общем случае надо разъяснить человеку, за что у него просят прощения. Но если такое сообщение может сильно его расстроить, этого делать не стоит. Предпочтительнее всего просить прощения лично у того, кого мы, не дай Б?г, оговорили. Но если это для нас слишком сложно в моральном плане или по чисто техническим причинам (например, он далеко живет), мы можем написать ему письмо или попросить кого-либо сделать это вместо нас от нашего имени (прийти и извиниться за нас). Если по некоторым, допустим, выше перечисленным причинам нам тяжело извиниться немедленно, то следует сделать это накануне Йом-Кипура, Судного Дня. Главное, не забыть об этом!
Хафец-Хаим советовал тому, кто совершил тшуву после греха злословия, впредь стараться побуждать других к соблюдению законов лашон-ара.
Так повелось, что обычный человек часто произносит лашон-ара. Это вошло у него в привычку. У него может сложиться впечатление, что, поскольку он много раз нарушал этот запрет, то, как говорится, "семь бед - один ответ", можно уже не думать об этом. Хафец-Хаим рассказывает притчу, из которой видно, как заблуждаются люди, рассуждающие подобным образом:
Реувену принадлежал большой виноградник. Перед отъездом за границу он нанял Шимона, чтобы тот заботился о его имуществе. К несчастью, Шимон оказался ленивым и нерадивым. Когда сломалась ограда, Шимон даже пальцем не пошевелил, чтобы ее починить. Вскоре полевые звери поняли, что могут спокойно хозяйничать в винограднике. Когда через несколько месяцев Реувен вернулся из поездки и увидел, в каком состоянии находится его участок, ему ничего не оставалось делать, как приступить к починке ограды.
Сосед спросил: "Стоит ли тебе столько сил вкладывать в этот забор? Ведь виноградник запущен окончательно, его вряд ли можно спасти!"
"Согласен, - ответил Реувен. - Как владелец виноградника, я почти разорен. Но теперь надо сделать все возможное, чтобы избежать еще больших потерь и спасти, если не виноград, то хотя бы участок". Человека преследуют финансовые проблемы, неприятности, почти полное разорение. А он стиснув зубы, пытается исправить и улучшить свое материальное положение. Подобное упорство и настойчивость нам следует проявлять и в духовной жизни. Пусть после совершения греха злословия мы многое потеряли в моральном уровне, но не надо отчаиваться, еще не все потеряно. Результаты усилий будут не менее прекрасны, чем самый лучший виноград!
21. Возможны убытки в будущем
Хафец-Хаим не указывает, должны ли мы сразу просить прощения у оговоренного нами человека, если он не пострадал от нашего оговора, но, скорее всего, пострадает в будущем. Самый мудрый поступок в подобной ситуации - сказать слушателям, что мы ошиблись и готовы взять свои слова обратно. Это может предотвратить вред, который мы могли ему причинить.
22. Предотвращение болезни - лучшее лекарство
Тот факт, что необходимо попросить прощения лично у того, кого мы оговорили, сам по себе должен удержать нас от греха лашон-ара. Не-легко собраться с силами, чтобы попросить кого- либо простить нас, - особенно в том случае, когда он понятия не имеет о том, какие слова были нами сказаны в его адрес. Но не только стыд должен остановить человека от злословия; есть еще одна, не менее веская причина: во многих случаях после совершения этого греха трудно, если вообще возможно, исправить содеянное, т.е. раскаяться, сделать тшуву. Почему трудно? Потому что привыкшему говорить лашон-ара, практически нелегко вспомнить потом всех тех, кого он оговорил перед другими. А если он их не вспомнит, то не попросит прощения за причиненые им страдания, потери и неудобства. Есть и более специфические случаи: например, некто упомянул в разговоре о какой-то семье, подчеркнув неприятные детали о ее людях, - понятно, что теперь, независимо от его раскаяния, ему не удастся попросить прощения у тех будущих, еще не родившихся поколений, которые могут понести ущерб из-за его недозволенных речей. А посему ему лучше всего было бы вообще не начинать подобных разговоров...