Ноябрь 2024 / Хешван 5785

Украина

Украина

Независимая Украина

В 1991 году возникает независимая Украина. Это период бурного развития еврейской общины Донецка.

В начале 1990-х в Донецк впервые приезжает раввин из Израиля — Хаим Тауб, который становится раввином еврейской общины Донецка и донецкой синагоги.

В 1993 году возникает общество «Украина — Израиль», которое начинает вести широкую общественную и культурно-просветительскую деятельность. В 1996 году при помощи американского распределительного комитета «Джойнта» возникает благотворительный фонд «Хесед», активно занимающийся благотворительной помощью евреям пенсионерам, старикам, нуждающимся, имеет различные социальные программы.

В 1995 году в Донецк приезжает новый раввин — Пинхас Вышедский. Он значительно расширяет еврейскую религиозную жизнь Донецка.

Начинают функционировать еврейская общеобразовательная школа, садик, иешива, махон и другие проекты. Регистрируются еврейские религиозные общины по всей области. В 1999 году возникает региональное духовное объединение иудейских общин Донбасса. К 2000 году в синагоге проводится значительный ремонт, после окончания которого синагога приобрела современный вид.

В 2006 году создается Донецкий еврейский общинный центр. Сегодня там находятся учебные классы, компьютерный центр, спортивный комплекс, зал торжеств и многое другое. В общинном центре проходят еврейские праздники, концерты, различные культурные и общественные мероприятия.

В 90-х годах начинает выходить местная еврейская пресса, такие газеты, как «Алеф», «Барух Ашем», «Наша жизнь» (которая выходит и сейчас).

Большую работу на протяжении последних 20 лет делает еврейское агентство «Сохнут», которое занимается репатриацией евреев в Израиль. За это время тысячи евреев Донецка и области уехали в Израиль по различным программам абсорбции, прошли начальный курс иврита, получили базовые знания о Государстве Израиль.

С середины 1990-х годов функционируют специальные академические программы изучения иудаики для студентов высших учебных заведений Донецка. Много лет была кафедра иудаики при Национальном университете, работали курсы иврита и страноведения в Академии управления, Институте искусственного интеллекта. Сейчас данная программа работает при Донецком национальном университете. Она осуществляется при поддержке Израильского культурного центра, который давно ведет в Донецке свою деятельность в области различных образовательных и молодежных программ.

Уже много лет работает еврейская воскресная школа при 22-й школе. Дети учат иврит, еврейскую историю, проводят увлекательные занятия с мадрихами, ездят в летние лагеря.

Есть отдельные занятия для родителей, проводятся совместные семейные мероприятия.

По переписи 2001 года в Донецке насчитывалось 5087 евреев.

Сегодня трудно подсчитать, сколько в Донецке евреев. Эти трудности вызваны несколькими факторами.

Во-первых, это разные критерии — кого считать евреем: по маме, папе, самоопределению, закону о возвращении, таким образом, разные еврейские организации, разные эксперты называют разные цифры соответственно своим критериям.

Во-вторых, в советское время было типичным явление, когда многие евреи скрывали свое еврейство и записывались другой национальностью.

Как говорил Хазанов, «я с детства усвоил поговорку: тише идиш — дальше будешь».

В-третьих, необходимо учесть большое количество смешанных браков, характерных в особенности для Донбасса. Многие не считали себя евреями и записывались другой национальностью, хотя при этом могли быть галахическими евреями, имея бабушку-еврейку. С другой стороны, человек, имея дедушку-еврея, мог себя ощущать евреем и при переписи, анкетировании записаться евреем.

В-четвертых, многие никогда этим не интересовались вообще и только в последнее время находят документальные подтверждения своего еврейства в различных архивах, домовых книгах и пр.

Сегодня среднестатистический украинский еврей в любом случае несравнимо больше включен в еврейскую жизнь, чем в советский период, потому что:

— имеет родственников в Израиле и ездил в Израиль в гости хотя бы 1 раз;

— посещал или посещает какие-то еврейские организации и мероприятия;

— посещает синагогу по праздникам, или ходит регулярно, или просто был там пару раз;

— имеет какие-то представления о еврейской истории, традиции, языке.

А еврейская община Донецка живет и развивается.

Продолжается история еврейского народа и история евреев нашего города, поэтому в конце нашей книги ставим троеточие: продолжение следует...