Украина
Украина
Независимая Украина
В 1991 году возникает независимая Украина. Это период бурного развития еврейской общины Донецка.
В начале 1990-х в Донецк впервые приезжает раввин из Израиля — Хаим Тауб, который становится раввином еврейской общины Донецка и донецкой синагоги.
В 1993 году возникает общество «Украина — Израиль», которое начинает вести широкую общественную и культурно-просветительскую деятельность. В 1996 году при помощи американского распределительного комитета «Джойнта» возникает благотворительный фонд «Хесед», активно занимающийся благотворительной помощью евреям пенсионерам, старикам, нуждающимся, имеет различные социальные программы.
В 1995 году в Донецк приезжает новый раввин — Пинхас Вышедский. Он значительно расширяет еврейскую религиозную жизнь Донецка.
Начинают функционировать еврейская общеобразовательная школа, садик, иешива, махон и другие проекты. Регистрируются еврейские религиозные общины по всей области. В 1999 году возникает региональное духовное объединение иудейских общин Донбасса. К 2000 году в синагоге проводится значительный ремонт, после окончания которого синагога приобрела современный вид.
В 2006 году создается Донецкий еврейский общинный центр. Сегодня там находятся учебные классы, компьютерный центр, спортивный комплекс, зал торжеств и многое другое. В общинном центре проходят еврейские праздники, концерты, различные культурные и общественные мероприятия.
В 90-х годах начинает выходить местная еврейская пресса, такие газеты, как «Алеф», «Барух Ашем», «Наша жизнь» (которая выходит и сейчас).
Большую работу на протяжении последних 20 лет делает еврейское агентство «Сохнут», которое занимается репатриацией евреев в Израиль. За это время тысячи евреев Донецка и области уехали в Израиль по различным программам абсорбции, прошли начальный курс иврита, получили базовые знания о Государстве Израиль.
С середины 1990-х годов функционируют специальные академические программы изучения иудаики для студентов высших учебных заведений Донецка. Много лет была кафедра иудаики при Национальном университете, работали курсы иврита и страноведения в Академии управления, Институте искусственного интеллекта. Сейчас данная программа работает при Донецком национальном университете. Она осуществляется при поддержке Израильского культурного центра, который давно ведет в Донецке свою деятельность в области различных образовательных и молодежных программ.
Уже много лет работает еврейская воскресная школа при 22-й школе. Дети учат иврит, еврейскую историю, проводят увлекательные занятия с мадрихами, ездят в летние лагеря.
Есть отдельные занятия для родителей, проводятся совместные семейные мероприятия.
По переписи 2001 года в Донецке насчитывалось 5087 евреев.
Сегодня трудно подсчитать, сколько в Донецке евреев. Эти трудности вызваны несколькими факторами.
Во-первых, это разные критерии — кого считать евреем: по маме, папе, самоопределению, закону о возвращении, таким образом, разные еврейские организации, разные эксперты называют разные цифры соответственно своим критериям.
Во-вторых, в советское время было типичным явление, когда многие евреи скрывали свое еврейство и записывались другой национальностью.
Как говорил Хазанов, «я с детства усвоил поговорку: тише идиш — дальше будешь».
В-третьих, необходимо учесть большое количество смешанных браков, характерных в особенности для Донбасса. Многие не считали себя евреями и записывались другой национальностью, хотя при этом могли быть галахическими евреями, имея бабушку-еврейку. С другой стороны, человек, имея дедушку-еврея, мог себя ощущать евреем и при переписи, анкетировании записаться евреем.
В-четвертых, многие никогда этим не интересовались вообще и только в последнее время находят документальные подтверждения своего еврейства в различных архивах, домовых книгах и пр.
Сегодня среднестатистический украинский еврей в любом случае несравнимо больше включен в еврейскую жизнь, чем в советский период, потому что:
— имеет родственников в Израиле и ездил в Израиль в гости хотя бы 1 раз;
— посещал или посещает какие-то еврейские организации и мероприятия;
— посещает синагогу по праздникам, или ходит регулярно, или просто был там пару раз;
— имеет какие-то представления о еврейской истории, традиции, языке.
А еврейская община Донецка живет и развивается.
Продолжается история еврейского народа и история евреев нашего города, поэтому в конце нашей книги ставим троеточие: продолжение следует...