Ноябрь 2024 / Хешван 5785

Почему необходимы тефиллин

Почему необходимы тефиллин

Ощущали ли вы к кому-либо такую близость, когда каждая минута, проведенная вместе, была необыкновенно дорога?

Когда каждая проведенная в отдалении минута была полна тоскливого ожидания?

Когда каждая строчка письма, каждая мелочь, напоминавшая о том человеке, становилась сокровищем?

Самая великая любовь — любовь к Б-гу.

Устами пророка Б-г говорит: ”Я тебя возлюбил бесконечной любовью”4. Верить — значит разделять любовь Б-га.

Насколько нам известно, Б-жественный акт сотворения был актом любви, хотя безмерность ее для нас совершенно непостижима. И в Писании есть на это намек: ”Сотворившего великие светила, ибо милость Его навеки”5. Эта любовь навеки связывает нас с Ним, даже когда мы того недостойны. Б-г — любящий Отец, любит всех своих детей, в том числе и сбившихся с пути. На нас возложена обязанность укреплять эту связь с Б-гом. Тефиллин — выражение такой связи. Они помогают помнить — ”да будут... памятью вам между глазами”.

В тефиллин содержится четыре маленьких пергаментных свитка. На одном из них написана первая часть молитвы ”Шма”, и в ней — заповедь любви к Б-гу: ”И ты возлюбишь Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем твоим, всей душой твоей и всей крепостью твоей”.

Здесь говорится о трех видах любви:

”Всем сердцем” — тефиллин надевают на левую руку против сердца. Этим сердце, средоточие жизни, посвящается Б-гу.

”Всей душой” — тефиллин надевают на голову, так как мозг — средоточие души и интеллекта. Этим Б-гу посвящается мысль.

”Всей крепостью”— тефиллин привязывают к руке, символу силы. Этим Б-гу посвящаются все силы человека.

Любовь — основа Торы.

Заповедь говорит: ”Да будет... знаком... чтобы Тора Всевышнего была на ваших устах”.

На иврите заповедь — мицва. Корень этого слова имеет также значение ”связывать”. Каждая заповедь приближает к Б-гу, закрепляет связь с Ним.

Тефиллин — связь физическая и духовная, символ Б-жественной любви. По этому Мудрецы Талмуда учат, что заповедь тефиллин равноценна всем остальным вместе взятым. В ней мы ощутимо видим и чувствуем эту связь.

Другой важной частью текста тефиллин является упоминание об Исходе из Египта — ”И да будет знаком... ибо силою руки Своей Всевышний вывел тебя из Египта”.

Евреи вышли из Египта более трех тысяч лет назад, и это событие до сих пор играет важную роль в иудаизме. Чтобы это понять, достаточно вспомнить, чем иудаизм отличается от других религий.

Религии других народов имеют основателей. Основатель утверждает, что на него свыше возложена некая духовная миссия, и он со временем приобретает последователей, которые в свою очередь обращают других в новую веру, — так религия получает начало. Любая из мировых религий развивалась по такой схеме. За исключением иудаизма: Б-г обратил народ, насчитывавший около трех миллионов человек, и возвестил ему Свою миссию. Все слышали голос Б-га, произнесший Десять Заповедей. Тем самым был основан союз между Б-гом и народом Израиля.

Это произошло ровно через семь недель после того, как евреи покинули Египет, что явилось кульминационным моментом драмы Исхода. Откровение на Синае стало уникальным событием в истории человечества.

Самое главное — не забывать...

В Торе сказано: ”Главное — берегитесь, храните души ваши, да не забудете вы все, что видели ваши глаза, да не отвратятся от этого сердца ваши. Сообщите о том вашим детям и детям ваших детей...”6

Пергаментные свитки тефиллин говорят об Исходе.

Тефиллин, таким образом, связывают нас с нашим прошлым, и прежде всего — с этим единственным в истории моментом.

Что имеется в виду, когда говорят, что народ слышал голос Б-га?

Слышать голос Б-га не так просто. Только пророки слышали Его голос. Что же происходило на Синае, как все собравшиеся там вдруг достигли пророческой ступени?

К Б-гу можно прийти разными путями.

Можно к Нему прийти интеллектуально: задавая вопросы, искать на них ответы, пока не появится некоторое осознание Безграничного. Это — область философии.

Можно избрать путь более интимный — через молитву и размышление. И настанет момент, когда вы перестанете существовать, а чувства не будут связаны ощутимым. Неожиданно дверь приоткроется, и вам будет дано на мгновение всмотреться в Б-жественное. Вы увидите нечто столь прекрасное, подобного чему нет на земле. Вы ощутите совершенно особого рода близость к Б-гу. Передать это ощущение так же невозможно, как описать слепому солнечный закат. Но вы знаете, что это было. Приоткрылась дверь — и вы заглянули в щелочку. Это — область мистики.

Но может быть и так: дверь широко распахнется, и человек испытает нечто большее: он услышит отчетливый голос, получит совершенно определенное задание. Это самая высокая ступень человеческой связи с Б-гом — ступень пророческая.

На Синае этой ступени удостоился каждый еврей.

И тефиллин возвращают нас к этому моменту.

Не всякий способен быть философом. Очень немногие могут достичь ступени мистического. Пророки уже не ходят по земле...

Но помнить...

Надевая тефиллин, мы продолжаем бесконечную связь, зародившуюся на Синае.

Были великие праведники, которые, надевая тефиллин, вступали в мистическую реальность. Они могли ощущать, как слова, начертанные на пергаменте, жгут сердце и душу.

Мы можем никогда не достичь подобной ступени.

Но начать...

4 Иеремия 31:3.

5 Теилим 136:7.

6 Дварим 4:9-10.