СУМЕРКИ (ДОПОЛНЕНИЕ)
СУМЕРКИ (ДОПОЛНЕНИЕ)
Написано в трактате Шабат (34б):
Учили мудрецы: неизвестно, к какому времени суток относятся сумерки[1] – возможно, их следует считать частью дня, возможно, частью ночи, а может быть и так, что они частично относятся ко дню, а частично – к ночи. <А нам зачастую необходимо знать, день сейчас или ночь, так как, во-первых, некоторые заповеди можно выполнять только ночью или только днем, а во-вторых, поскольку еврейская новая дата начинается с ночи, важно знать, когда начинаются и заканчиваются Субботы, Праздники и другие важные дни. Так как мы не можем выяснить это>, следует рассматривать сумерки как принадлежащие и к уходящему, и к новому дню.
То есть, в каждом конкретном случае следует склоняться в сторону устрожения. Например, при наступлении Шабата нельзя делать запрещенные в Шабат действия, начиная с заката[2], так как сумерки могут являться субботней ночью. С другой стороны, на исходе Субботы нельзя начинать запрещенные действия до появления звезд, так как сумерки могут быть и субботним днем.
Далее в Талмуде приводится спор между рабби Йеудой и рабби Йоси о том, когда именно начинаются сумерки и какова их продолжительность. Согласно р. Йеуде, сумерки начинаются с заходом солнца и длятся в течение времени, за которое средний человек проходит расстояние в 3/4 миль[3]. А по мнению р. Йоси сумерки начинаются только после этого и длятся всего одно мгновение. Гмара заключает, что не установлено, какое из двух мнений главное, поэтому закон предписывает устрожать, учитывая оба мнения[4].
После этого приводится несколько признаков, по которым можно визуально определить наступление ночи. Признак, который приводится в «Шулхан Арухе» в «Орах Хаим» 235:1, 261:2 и в «Йоре Деа» 262:5 – это появление на небосклоне трех звезд[5]. (Там же в Гмаре приведена еще одна брайта, где уточняется, что нужно увидеть именно средние, а не маленькие звезды, и это тоже приведено в «Йоре Деа», там же, в 5-м законе.)
Спор геоним и рабейну Тама
Теперь нужно познакомиться с известным алахическим спором о том, какие именно «закат» и «появление звезд» имеются в виду. Это всем известный спор геоним и рабейну Тама. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, нужно ознакомиться со сказанным в трактате Псахим (93б-94а):
Сказал Раба бар Бар Хана, сказал рабби Йоханан: Сколько человек проходит за день? – 10 парсаот[6]: от зари до восхода солнца 5 миль, от заката до появления звезд 5 миль, остаются 30 миль. 15 миль с утра до полудня и 15 миль от полудня до вечера.
<Далее Гмара приводит брайту:> «рабби Йеуда говорит: Толща небосвода (имеется в виду промежуток времени между появлением/исчезновением солнца и полной тьмой) – 1/10 дня. Смотри: Сколько в среднем человек проходит за день? 10 парсаот: от зари до восхода солнца 4 миль, от заката до появления звезд 4 миль. Получается, что «толща небосвода» – 1/10 дня». … <Здесь Гмара высказывает предположение, что> это опровергает сказанное рабби Йохананом. <И отвечает, что не обязательно, ведь> рабби Йоханан мог бы ответить так: «Я только сказал, что в среднем человек проходит за весь день 10 парсаот, а ученики ошиблись <в понимании моих слов>, думая, что люди выходят затемно и возвращаются поздно».
Из этого отрывка Гмары становятся ясными 2 факта:
- За день (т. е. 12 временных часов) человек проходит 10 парсаот.
- От заката до выхода звезд – 4 миль. Это противоречит сказанному в вышеприведенном отрывке трактата Шабат, где этот период определен как 3/4 миль.
На основании сказанного в Псахим рабейну Там разрешил это противоречие так: на самом деле существует два заката. Первый – когда солнце скрывается за горизонтом, а второй, главный с точки зрения закона – когда солнце скрывается в «толще небосвода», за 3/4 миль ходу до наступления полной темноты. Именно об этом заходе солнца говорится в трактате Шабат и многих других местах, а время до этого по Алахе считается днем. В Псахим же имелось в виду следующее: от рассвета до выхода звезд – 10 парсаот ходу, это и есть алахический день, который разбивают на 12 часов.
Виленский Гаон утверждает, что такое объяснение Гмары неубедительно: ведь слово «закат» очень обиходное. Как можно представить себе, что Гмара вдруг употребляет его в переносном значении, никак не намекнув на это? Еще спрашивает Гаон: в Гмаре написано, что речь идет о периодах нисана и тишрея, когда день и ночь равны, а если считать, что день начинается за 72 минуты до восхода солнца и заканчивается через 72 минуты после заката, то в нисане и тишрее день и ночь никогда не сравняются. Задав эти и еще несколько вопросов, Гаон объясняет Гмару иначе. Прежде всего, он утверждает, что выражение «появления звезд» может использоваться в двух значениях: одно – астрономическое, когда на небосклоне видны все звезды. А второе – алахическое – 3/4 миль после заката. В трактате Псахим говорится о первом, а в трактате Шабат – о втором. Тогда сказанное в Псахим можно понять так: алахический день начинается с восхода солнца и заканчивается закатом. Это время и делится на 12 частей (так называемые «временные часы»). И, действительно, встречаются годы, когда в нисане и тишрее такой день бывает равен ночи.
По объяснению Гаона получается, что человек проходит за день 32 миль, утром и вечером – по 4, в таком случае время 1 миль равно 22.5 минутам[7]. Похоже, что так понимали Гмару Раши и некоторые другие ришоним.
Однако можно понять данную Гмару и по-другому. А именно, что алахический день длится от восхода солнца до заката, и за это время человек проходит 10 парсаот. А р. Йеуда, говоря о «толще небосвода», имел в виду, что время между появлением/исчезновением солнца и полной тьмой – 1/10 дня, однако считается оно отдельно от общей продолжительности дня. По этому объяснению, алахический день по-прежнему считается от восхода до заката, но за это время человек проходит 40 миль – т. е., миль равен 18 минутам. Такое объяснение дает Виленский Гаон в «Шнот Элияу» на 1-ю мишну трактата Брахот, где разъясняет комментарий Рамбама. Очевидно, так же объяснит эту Гмару и р. Саадья Гаон, который в своем сидуре написал, что тот, кто чувствует нужду, имеет право молиться только в случае, если он еще способен сдерживаться в течение времени, за которое проходят парсу, т. е. 1 и 1/5 часа.
Виленский Гаон добавляет еще одно, очень важное замечание: все вышесказанное справедливо только для широт Израиля и Вавилона – мест, где жили мудрецы Мишны и Талмуда. Однако в других местах продолжительность сумерек меняется в зависимости от широты.
Краткое резюме
Мнение рабейну Тама принято многими ришоним: Рамбаном, Рашбо, Рошем, Раном, Ритво и Трумат а-дешен.
Большинство из них считает, что ночь наступает через 72 минуты после заката (в обычном понимании этого слова), а сумерки начинаются за 13.5 минут до ночи. По этому мнению алахический день начинается с зари и заканчивается с появлением звезд. Именно этот период делится на 12 равных частей, считающихся временными часами. Время миль по этому мнению – 18 минут.
Есть, правда, среди ришоним мнение, что даже согласно рабейну Таму, день начинается с восходом солнца и заканчивается закатом. Расчет по этому мнению совпадает с тем, который мы привели выше от имени геоним.
По мнению геоним, Рамбама, Рабейну Йоны, Раши и Виленского Гаона, день заканчивается с заходом солнца, сумерки длятся 3/4 миль, а затем начинается ночь. По этому мнению, алахический день начинается с первым лучом солнца и заканчивается закатом[8]. Именно этот период делится на 12 равных частей, считающихся временными часами. Время миль по этому мнению может равняться 18 или 22.5 минутам[9].
Какое мнение принято в качестве действующего закона – алахи?
«Шулхан Арух» в «Орах Хаим», гл.261, во 2-м законе привел мнение рабейну Тама[10] (так пишет и Рамо там же и еще во многих местах). Однако в 235-й гл., в 1-м законе, и в «Йоре Деа» 262:4, 5 он написал, что главный признак наступления ночи – это звезды, т. е. привел мнение геоним. И так же постановил там Шах, не говоря о том, что и Рамо ничего не исправил.
В Европе долгое время все евреи придерживались мнения рабейну Тама. Это видно из вышеупомянутого Рамо, из слов «Маген Авраама» и многих других комментаторов. Однако несколько сот лет назад р. Моше Альшикер обнародовал рукопись времени геоним, из которой было очевидно, что ночь начинается через 3/4 миль после обычного захода, а затем Виленский Гаон и «Бааль а-Тания» подняли вопрос о том, что нельзя нарушать Шабат после заката. После этого в некоторых местах Литвы, Польши и Белоруссии учитывали оба мнения, но большинство общин продолжали строить свою жизнь в соответствии только с мнением рабейну Тама.
Однако мудрецы Талмуда говорили о широтах Израиля и Вавилона, где и составлялись Мишна и Гмара. Те, кто находятся в Земле Израиля, могут убедиться воочию, что ночь, точнее говоря – появление звезд, наступает явно раньше времени, указанного рабейну Тамом. А в Иерусалимском Талмуде, который приводят ришоним (см., например, комментарий Рашбо на трактат Брахот 3а, начиная со слова «Йерушалми»), сказано, что это признак ночи, даже если солнце посреди небосклона. И так написано в книге «Каф а-Хаим» (гл. 261), что у египетских, сирийских и израильских евреев принято на исходе Субботы делать запрещенные в Шабат работы уже через 40 минут после заката, и не учитывать мнение рабейну Тама. Поэтому в последних поколениях большинство крупнейших раввинов в Земле Израиля постановили, что мнение геоним принимается в качестве Закона, и подавляющее большинство религиозных евреев Израиля на исходе Субботы уже через 35-40 минут[11] после заката делают запрещенные в Субботу работы. А это значит, что сегодня нельзя полагаться на мнение рабейну Тама, и сразу после захода солнца мы должны опасаться, что началась ночь. То есть, не только накануне Субботы и Праздников нельзя делать никаких запрещенных действий после заката, как говорили Гаон, «Бааль а-Тания» и «Мишна Брура», но и в обычные дни нельзя молиться Минху[12] и делать проверки семи чистых дней[13] сразу после захода солнца[14].
Кроме того получается, что в качестве Закона принято мнение, согласно которому алахический день начинается с восхода солнца и кончается на закате, и соответственно высчитываются 12 временных часов, так как по-другому объяснить Гмару в Псахим невозможно, согласно геоним.
По поводу времени миль «Шулхан Арух»[15] и Рамо[16] постановили, что оно равняется 18 минутам, однако они придерживаются мнения рабейну Тама, а для нас этот спор – 18 или 22.5 минуты, остался неразрешенным.
Как принято поступать в общинах Европы?
На самом деле, среди законоучителей существует еще несколько мнений относительно обсуждаемого нами вопроса. Большинство раввинов считает, что наступление ночи определяется по звездам, а именно – если мы видим достаточное количество звезд[17], то считаем, что ночь уже наступила. Получается, что в широтах Европы время реального появления звезд, по мнению большинства раввинов, почти не отличается от 72-х минут после заката, указанных рабейну Тамом. А касательно конца дня все, написанное выше, справедливо и за границей: сразу после заката нужно опасаться, что началась ночь, и с этого времени нельзя нарушать Шабат и праздники, молиться Минху и делать проверки семи чистых дней.
[1] Этим словом мы в дальнейшем будем обозначать время между закатом и появлением звезд, Гмара называет это время бейн а-шмашот.
[2] На самом деле чуть раньше, так как есть мицва прибавить к Субботе немного времени за счет будней (ША 261:2).
[3] Миль – это мера длины, равная 2000 локтям, т. е. приблизительно километру.
[4] «Шаар а-Циюн» 233:21, обсуждая, до которого часа можно молиться Минху, пишет, ссылаясь на трактат Брахот (2б), что мы берем за основу мнение рабби Йоси. Однако это невозможно по мнению геоним, как будет объяснено в 55-й и 59-й сносках.
Кроме того, «Шаар а-Циюн» проводит параллель между этим вопросом и тем, что говорится в Трактате Брахот 9а: тот, кто не прочитал вечернюю молитву Шма Исраэль до рассвета, может это сделать позже – вплоть до восхода солнца, так как на рабби Шимона, который разрешает так поступать, можно положиться в чрезвычайной ситуации. Однако сравнение совершенно непонятно, ведь, читая Шма невовремя, человек ничего не теряет, и хотя повернуть время вспять и прочитать Шма вовремя он уже не сможет – в худшем случае он просто прочитает слова Торы. А когда мы говорим о Минхе, речь идет о 19 благословениях, произнесенных впустую, что является нарушением серьезного запрета.
По этим причинам законоучители последующих поколений (мы привели их в 59-й сноске) не полагаются на этот «Шаар а-Циюн» и, как уже было сказано, считают сумерки начавшимися сразу после заката. Да и сам автор «Мишна Брура» (там же) не положился на собственное замечание.
[5] Этот признак выбран как основной не случайно. В трактатах Брахот и Псахим приводится только он. А в Иерусалимском Талмуде, который упоминается в комментарии Рашбо на трактат Брахот (3а, начиная со слова «Йерушалми») говорится, что появление 3-х звезд означает наступление ночи, даже если солнце еще на небосклоне.
[6] Парса – это мера длины, равная 4 миль.
[7] См. «Биур Агра» на «Орах Хаим» 459:2.
[8] Так выходит из того, что в трактате «Брахот» 27а и еще в нескольких местах видно – в середине алахического дня солнце находится в зените, а этого не будет, если день заканчивается с выходом звезд, т. е. 3/4 миль после шкии, ведь началом дня может быть либо заря, либо восход. А по мнению р. Тама день, вероятно, начинается с алот а-шахар (4 миль до рассвета) и заканчивается с выходом звезд (4 миль после заката). Кроме того, там же видно, что жертву «Минха» можно приносить до окончания 12-го часа, и это не может быть после выхода звезд, т. е. 3/4 миль после шкии по мнению геоним, так как ее обязательно нужно принести днем. Следовательно, чтобы солнце было в зените по окончании 6-го часа, день должен закончиться со шкией. См. дополнительно в с. 59.
[9] Это зависит от двух вышеупомянутых подходов к трактовке данной Гмары.
[10] Правда, надо заметить: в 3-м законе он написал, что тот, кто не ориентируется точно во времени, должен зажечь субботние свечи и принять Субботу, когда солнце еще находится над верхушками деревьев. В Израиле тяжело понять этот закон по мнению рабейну Тама. Приведем пример:
28 Кислева 5772 года в Иерусалиме алот а-шахар (72 минут до восхода) был в 5.19, а время рабейну Тама (72 минуты после заката) было в 5.58. Соответственно, временной час был 1 час и 3.3 минут, т. е. плаг Минха наступила приблизительно за 76 минут до появления звезд. Следовательно, «Шулхан Арух» говорит, что тот, кто не знает, когда закат, может принять Шабат на 4 минуты раньше, тогда точно не ошибется?! И нельзя сказать, что «Шулхан Арух» считает день от восхода до заката, ведь во 2-м законе гл. 459 он постановил, что миль равняется 18 минутам, а это возможно по мнению рабейну Тама только, если считать днем время от зари до появления звезд, как мы объясняли выше (и так написал «Биур алаха» 262:2 «Леакдим…»). То есть, очевидно, что речь идет о более раннем времени, а это возможно, только если принять точку зрения геоним. Это не вопрос самому рабейну Таму, так как эту Гмару можно объяснить, сказав, что в ней имеются в виду лучи солнца, а не его диск целиком, однако сказанное в «Шулхан Арухе» так объяснить нельзя.
[11] Мы добавляем в качестве устрожения несколько минут, чтобы не нарушить по ошибке святость Шабата, по букве закона можно совершать запрещенные действия чуть раньше. Если у кого-то есть такая необходимость, стоит посоветоваться с раввином, с какого времени можно совершать запрещенные в Шабат действия.
[12] Рамо (233:1) написал, что можно молиться Минху до появления звезд. Однако это логично, только если день начинается с зари и заканчивается появлением звезд, (что сочетается с трактовкой гмары рабейну Тама) и бейн а-шмашот входят в алахический день, даже если по Торе уже наступила ночь. Но по мнению геоним алахический день заканчивается с закатом, ведь если предположить, что день закончится только с появлением звезд, то полдень окажется позже 6 временных часов, как мы писали в с. 55. Поэтому очевидно, что после заката молиться Минху нельзя. И это написано прямым текстом в Рамбаме («Илхот несиат капаим» 3:9) , у учеников рабейну Йоны (Брахот 18а) и в «Биур Агра» (261:2 и еще в нескольких местах), так постановили Хазон Иш (приведен в конце книги «Имрей Йошер» на «Незикин», п. 94), рав Ш. З. Оербах, рав И. Я. Фишер и рав Й. Ш. Эльяшив – после заката молиться Минху уже нельзя. А в книге «Зманим ке-илхатам» (стр. 458-459, 467-469) в подтверждение вышесказанного приводятся еще рав Нисим-гаон из ответа р. М. Альшикера, рав Саадья-гаон, процитированный в Мордехае, «Сэфер а-Батим», Зоар и Аризаль.
[13] См. примечание б* в конце раздела «Времена суток».
[14] Понятно, что я привел только самые актуальные примеры.
[15] «Орах Хаим», 459:2
[16] Там же, 261:1
[17] Как мы упоминали выше, нужны именно средние звезды, а традиция о том, какие звезды считаются средними, утеряна.