ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Благословен Г-сподь, Б-г неба и Б-г земли, который создал все в течение шести дней, а в заключение создал человека. Хотя человек создан в последнюю очередь, и принадлежит к малочисленным творениям, если он удостоится прилепиться к Творцу и будет стремиться выполнять Его волю, то станет самым значимым из всех творений… Именно для него все приготовлено с Шести Дней творения, …чтобы все было готово для его пользы. А он создан, чтобы служить своему Хозяину изучением Торы и выполнением ее заповедей, и для этого было сотворено все… И все это было задумано для его же пользы, чтобы он (человек) мог получить изобилие добра в этом и будущем мирах». (Из вступления к книге «Мишна Брура», 1-я часть.)
Сегодня, хвала Всевышнему, многие русскоговорящие евреи возвращаются к вере отцов и хотят жить в соответствии с Торой. Однако перед ними стоит известная проблема: пришли те времена, о которых в трактате Шабат (138б – 139а) сказано так:
Сказали мудрецы: Придет время, когда Тора будет забыта, как сказано: «Вот наступают дни, – изрек Господь Б-г, – когда Я пошлю голод на землю: не голод хлеба и не жажду воды, а только <желание> слышать речение Б-га. … И разбредутся в поисках слова Г-сподня, и не найдут» (Амос 8:11, 12). … Рабби Шимон бар Йохай говорит: «Не приведи Г-сподь, чтобы еврейский народ позабыл Тору, ведь сказано: «…Потому она не забудется Его потомством» (Дварим 31:21). А что же тогда означает «И разбредутся в поисках слова Г-сподня, и не найдут»? – Что не найдут четкий закон в одном месте.
То есть, будут споры по многим вопросам, как объясняет Раши, и нужно будет долго выяснять, как правильно поступить в данном случае.
Поэтому, чтобы помочь своим братьям, желающим жить по законам Торы, я решил составить этот сборник. В нем приводятся законы, связанные с несколькими темами, с которыми любой еврей сталкивается почти каждый день. Они разбросаны в разных местах «Шулхан Аруха», так что желающие их усвоить должны несколько раз пройти всю «Мишну Бруру», хотя бы 1-ю и 2-ю части. Я постарался собрать их вместе и распределить по темам, что, естественно, облегчает изучение материала. Кроме того, наличие множества подробностей очень затрудняет запоминание, поэтому я решил объяснить общие правила и упомянуть только наиболее часто встречающиеся случаи, чтобы облегчить читателю усвоение законов. Эта книга рассчитана на соблюдающих Закон евреев самого различного уровня. Она необходима начинающим, но я уверен, что и давно соблюдающее люди найдут в ней кое-что полезное для себя.
Приведенные здесь законы основаны на мнении «Мишны Бруры», так как сегодня большинство соблюдающих заповеди евреев полагается на ее решения. О «литовских» евреях говорить не приходится. Что касается хасидов, то сын Хафец Хаима в рассказах об отце пишет, что первыми покупателями «Мишны Бруры» были польские хасиды. А по поводу сефардских евреев я слышал от одного сефардского раввина, что он спросил у рава Б.-Ц. Аба-Шауля, великого законоучителя последнего поколения, стоит ли ему учить «Мишну Бруру». Тот ответил такими словами: «Если будешь учить «Мишну Бруру», то будешь знать Закон. Конечно, иногда сефардские законоучители приходят к алахическим выводам, отличным от тех, к которым приходит в этих случаях «Мишна Брура», но на Небесах тебе не предъявят претензий, если ты поступишь согласно мнению «Мишны Бруры». Разумеется, если ты знаешь, что в данном вопросе сефардские евреи ведут себя иначе, веди себя соответственно».
Будучи мало знаком с сефардской традицией, я решил поступить следующим образом: там, где есть спор «Шулхан Аруха» и Рамо, я указал на это в тексте, потому что обычно сефардские евреи ведут себя согласно мнению «Шулхан Аруха». А там, где «Мишна Брура» упоминает мнение более поздних законоучителей, оспаривающих «Шулхан Арух», я приводил ее мнение, так как слышал от знающих сефардских евреев, что в таких случаях их законоучители считаются с «Мишной Брурой».
В тех случаях, в которых принято, что Закон основан на определенном мнении, я, за редким исключением, не приводил других мнений, чтобы облегчить читателю усвоение материала.
Я старался не приводить устрожений, а только те алахические детали, которые обязательны для всех. Поэтому если кто-нибудь привык считать что-либо из разрешенного здесь запрещенным – вполне вероятно, что это устрожение.
В тех местах, где «Мишна Брура» упоминает устрожающее мнение, я часто привожу его в примечаниях. Автор «Мишны Бруры» имел в виду, что по возможности стоит устрожить, а при необходимости можно положиться на основное мнение.
Так как книга рассчитана на читателей разного уровня, то в скобках или в примечаниях указаны источники почти всех приведенных в ней законов, чтобы изучающие Тору евреи в случае сомнения в правильности сказанного могли проверить их самостоятельно. Некоторые примечания помечены буквами и вынесены в конец главы – в них поясняется, как выводится тот или иной закон. Они адресованы только тем, кто знаком с темой, остальным читателям не стоит на них останавливаться.
Мой учитель, р. Моше Эльяшив, говорил мне от имени своего отца, р. Йосефа Шалома, благословенна память о праведнике, что основное мнение относительно алахических мер – это мнение рава Хаима Ноэ. В вопросах, связанных с Законами Торы, стоит устрожить в соответствии с мнением Хазон Иша, но нельзя полагаться на его мнение в сторону облегчения даже в вопросах, связанных с постановлениями мудрецов. Поэтому иногда я привожу меры только в соответствии с мнением р. Хаима Ноэ, даже когда речь идет о постановлениях мудрецов, если это мнение в данном случае более строгое.
Искренне надеюсь, что этот сборник поможет читателям идти по пути, указанному Всевышним, и стать сведущими в этих законах, ведь они актуальны для любого еврея.
В завершение хочу выразить признательность моему другу р. Акиве Лисоводеру, директору сайта Limud.ru, за помощь в систематизации материала.
Также хочу выразить огромную благодарность моему другу раввину Яакову Кацену, который прошел по тексту книги, и сделал несколько ценных поправок. Да исполнит Всевышний все желания его к добру.
Мне хочется выразить огромную, сердечную благодарность раввину Бен-Циону Зильберу, да продлятся его дни, и г-же Хаве Куперман, которые, несмотря на чрезвычайную занятость, потратили свое драгоценное время, чтобы пройти всю книгу, и сделали ряд ценных замечаний. Да будет воля Всевышнего, чтобы они удостоились и дальше распространять Тору в Израиле.
И, разумеется, хочется выразить особую благодарность раввину Пинхасу Бронфману, да продлятся его дни, за то, что он нашел время просмотреть книгу и дал свое согласие на ее издание.