Ноябрь 2024 / Хешван 5785

ПОДГОТОВКА ТЕЛА К МОЛИТВЕ

ПОДГОТОВКА ТЕЛА К МОЛИТВЕ

Сказано: «Подготовься к встрече с Б-гом твоим, Израиль» (Амос 4:12), «Храни свои ноги, когда пойдешь в Храм Б-жий» (Коэлет 4:17). Из этих стихов выучили мудрецы (Брахот 23а), что во время молитвы тело должно быть чистым с точки зрения Закона (МБ 92:1).

  1. Прежде чем начать молиться, человек должен проверить себя – не нужно ли ему сходить в туалет (ША 2:7).

В главе, посвященной временам, мы объясним, что в алахических книгах слово «парса» зачастую означает время, за которое средний человек проходит это расстояние. Есть спор ришоним по этому вопросу, и два основных мнения – это 72 минуты или 90 минут. Так как в этой главе речь идет о запрете мудрецов, достаточно считать парсой 72 минуты, кроме случаев, когда это будет устрожением. Поэтому, упоминая «парсу» в этой главе, мы будем иметь в виду 72 минуты.

  1. Если человеку необходимо справить нужду, и потребность в этом настолько сильна, что он не мог бы сдерживать ее в течение времени, за которое обычный человек проходит парсу, то ему запрещено учить Тору и произносить святые слова (ША 92:1). Время, в течение которого человек мог бы сдерживаться, определяется с учетом того, как если бы он шел, а не сидел на месте (БА там же, подзаголовок «Шиур…»).
  2. Более того, в таком случае не разрешается терпеть, даже не произнося святых слов, и нужно постараться сходить в туалет как можно быстрее (ША 3:17).
  3. Если человек нарушил запрет и прочитал Шма или сказал благословение, то повторять их не надо (МБ там же, 6).
  4. Относительно Шмонэ Эсрэ закон более строг: если человеку было необходимо «по-большому» так сильно, что он не смог бы выдержать парсу, и он помолился, то молитва не засчитывается, и ему следует помолиться заново (см. «Биур алаха» «Вэцарих…»[1]).
  5. Если он мог выдержать, то молитва засчитывается постфактум, но изначально следует пойти в туалет, даже если он из-за этого пропустит молитву с миньяном (МБ 92:5).
  6. Если же пока он сходит в туалет, пройдет время молитвы Шмонэ Эсрэ, следует молиться (там же).
  7. В случае, когда человек может сдержаться до парсы, нет никакого запрета читать Шма или произносить другие благословения (МБ 92:9).
  8. Если человек проверил себя до молитвы и, не почувствовав никакой потребности (МБ 92:8), начал читать какую-либо ее часть, ему разрешено закончить начатый им раздел, даже если впоследствии он почувствовал такую нужду, что не сможет сдержаться до парсы (ША 92:2). Поэтому, если это произошло во время Шмонэ Эсрэ, он должен продолжить. А в других частях молитвы, даже во время Шма, у него есть две возможности: либо прерваться и сходить в туалет, либо продолжить (ША 92:2, МБ там же, 9, 12).
  9. С другой стороны, новый раздел нельзя начинать, когда человек чувствует такую нужду, что не может сдержаться до парсы. Поэтому, если он закончил псукей де-зимра, следует посетить уборную до начала благословений Шма. Тот, кто почувствовал нужду во время первого благословения, может начать второе, если может сдержаться парса, но перед Шмонэ Эсрэ все равно следует сходить в туалет. Поэтому лучше сделать это заранее, хотя бы после Шма, чтобы соединить «избавление»[2] с Шмонэ Эсрэ (ША там же и МБ 8, 9).
  10. Хотя тому, кто чувствует такую нужду, что не может сдержаться до парсы, нельзя начинать новый раздел, все же, если он нарушил Закон и произнес благословение или прочитал Шма, заповедь считается выполненной (МБ 92:6, 7).
  11. Даже Биркат а-мазон – благословения после трапезы, произносить которые нас обязала Тора, повторять не надо (там же, БА «Афилу…»).
  12. Хотя тому, кто чувствует такую нужду, что не может сдержаться до парсы, нельзя начинать новый раздел молитвы, в некоторых ситуациях мудрецы сделали исключение из этого правила. Например, в ситуации, когда человеку оказали почет, вызвав к Торе, и если он откажется, ему будет стыдно, так как это будет замечено присутствующими. Мудрецы считаются с его чувствами, поэтому, если человека в таком состоянии вызвали к Торе, он может подняться к ней и прочитать благословения. Также кантор может начать повторение молитвы, или чтец – начать публичное чтение Торы, даже если чувствует такую нужду, что не может сдержаться до парсы («Ишей Исраэль» 10, прим. 67, от имени р. Х. Каневского).

Нужда выпустить кишечные газы

  1. Человеку, который почувствовал необходимость выпустить кишечные газы, разрешено терпеть, так как при сдерживании он не нарушает никакого запрета (МБ 103:3).

  1. Поэтому во время молитвы нужно постараться сдержаться, ведь в этот момент еврей стоит пред Царем мира и ему не подобает выпускать кишечный газ (МБ 80:3). Однако следует подождать, пока не пройдет потребность, и продолжить молитву (ША 103:1) .

  1. Если человек чувствует, что не может сдержаться, то если он молится один, следует отойти назад на 4 локтя, так, чтобы его лицо было направлено к тому месту, где он молился, и выпустить кишечные газы. Затем подождать, пока пройдет дурной запах, и сказать (даже в середине Шмонэ Эсрэ) следующее: «Хозяин миров! Ты создал нас с отверстиями и пустыми пространствами. Открыт и известен пред тобой наш стыд и позор. Стыд и позор при жизни, трупные личинки и черви после смерти». После этого нужно вернуться на место и продолжить молиться с начала того благословения, во время которого он прервался, если перерыв был коротким (ША там же, 2).

  1. Однако если он молится в миньяне, или в другой ситуации, когда сильно стесняется того, что люди заметят, ему разрешено не отходить от своего места. Следует подождать, пока пройдет дурной запах, и после этого продолжить молитву с того места, где он прервался, если перерыв был коротким (Рамо там же). Произносить приведенную выше молитву «Хозяин миров…» не нужно, так как он не отходил от своего места (там же), однако хорошо бы прочитать ее мысленно (МБ там же, 9).

  1. Во всех случаях, когда человек собирается выпустить кишечные газы, если он облачен в тфиллин, то обязан сдвинуть их с места накладывания (там же, 3).

  1. Более того, так как кишечный газ – это запах без источника, и запрет на произнесение святых слов при нем установлен мудрецами (см. «ЗАПРЕТ МОЛИТЬСЯ В МЕСТЕ, ГДЕ ЕСТЬ НЕЧИСТОТЫ», п. 29). Поэтому кантору во время повторения молитвы или в других отрывках, если это будет заметно, разрешили продолжать чтение, не дожидаясь, чтобы запах перестал чувствоваться, так как иначе ему будет очень стыдно («Алихот Шломо» гл. 8, сн. 110).

  1. Мы уже говорили, что тому, кто чувствует запах кишечного газа, запрещено произносить святые слова, поэтому он должен прерваться и переждать, пока перестанет чувствоваться запах. А следует ли начать молитву заново или можно продолжить – см. в вышеупомянутой главе, з. 68 - 71.

  1. Если человек нарушил этот запрет умышленно и помолился (или произнес благословение), то молитва (или благословение) не засчитываются 76-й ответ р. Хаима Каневского, и см. МБ 76:33, («Ишей Исраэль» 51:17).

  1. Если человеку очевидно, что он не сможет сдержаться, а время Шма проходит, следует прочитать Шма и благословения, но молиться Шмонэ Эсрэ не следует («Ишей Исраэль» 54:11).
  2. Однако если это не очевидно, следует начать молитву (БА 80, «Мутав шеяавор…»).

  1. Если человек хронически болен, и это – его постоянное состояние, то ему следует молиться, даже если точно придется выпустить кишечные газы во время молитвы («Ишей Исраэль» там же). Однако место следует выбрать так, чтобы не помешать другим.

  1. Также запрещено выпускать кишечные газы, когда человек облачен в тфиллин, поэтому, если есть опасение, что это случится, следует наложить тфиллин на короткое время и тут же их снять. Желательно сказать в них хотя бы первый стих Шма («Ишей Исраэль» там же 12).
 

[1] Поскольку в сомнении относительно благословений нужно облегчить, если человек чувствовал только малую нужду, повторно читать Шмонэ Эсрэ не следует.

[2] Благословение, оканчивающееся словами «избавляющий Израиль».