Истории 1-21
Иосеф по прозвищу Субботолюб
Жил в древнем Вавилоне* бедняк, и звали его Йосеф. А рядом с ним жил богатый перс. Всю жизнь работал Йосеф на полях и виноградниках богатого перса. Пахал, сеял, собирал урожай. Перс заставлял Йосефа работать много, от зари до зари, а платил ему мало, только чтоб с голоду не умер, да и то старался обсчитать своего работника. Потому-то и жил Йосеф в бедности. Но только не по субботам*.
Когда наступала суббота, Йосефа нельзя было узнать. В честь субботнего дня надевал он свой лучший наряд, лакомился вкусными блюдами, запивал их хорошим вином, пел песни, читал Тору - и все во славу священной субботы. Все, кто знал этого человека, называли его Йосефом-субботолюбом.
Чем больше работал Йосеф, тем больше богател его хозяин-перс. И приснился однажды персу сон. Будто стоит у его кровати необыкновенный старец: лицо, как солнце, глаза - пламень огненный, а голос, как гром гремит. "Ты зачем бедняком помыкаешь? Придет время, и от твоего богатства, что накопил ты чужими руками, а не своим
трудом праведным, у тебя и следа не останется. От Йосефа у тебя все богатства - к Йосефу они и перейдут!" Проснулся перс и с облегчением увидел, что это был всего лишь сон.
Но страх не покидал его. Как бы исхитриться, чтобы добро не досталось Йосефу, его работнику-еврею? - ломал он себе голову. Вдруг его осенила блестящая мысль.
Пошел он и продал все свое имущество, а на вырученные деньги купил чудесную жемчужину. Спрятал ее в тюрбан и больше не снимал его с головы. "Теперь, - решил он, - буду носить свое добро при себе и беречь как зеницу ока, а тебе, Йосеф, не дождаться и крупицы моего добра". Так думал жадный перс, хваля себя за хитрую уловку и радуясь тому, что Йосефу ничего не достанется.
Однажды шел перс по мосту через реку Евфрат. Вдруг подул сильный ветер, сорвал у него с головы тюрбан вместе с жемчужиной и унес в реку. Напрасно плакал перси звал на помощь, напрасно сам бросился в воду, чуть не утонув, - тюрбан он, наконец, нашел, но жемчужина исчезла.
Что с ней стало? Она упала на дно, и ее проглотила большая рыба. В канун субботы пришел к реке рыбак, расставил сети и поймал эту рыбу. Обрадовался он и поспешил на базар продавать ее, да покупатель все никак не находился: уж очень большой была рыба и стоила слишком дорого. Наконец рыбак решил в последний раз попытать счастья. "Пойду-ка к Йосефу-субботолюбу. Он-то, может, ее и купит. Такая замечательная рыба наверняка подойдет к его субботней трапезе и украсит праздничный стол. Человек он, правда, бедный, но может купить дорогую рыбу из любви к святой субботе".
Так оно и получилось. Йосеф купил рыбу, и, когда вместе с семьей уже заканчивал трапезу, младший сын его вдруг нашел драгоценную жемчужину.
Как только кончилась суббота, поспешил Йосеф с чудесной находкой к персидскому царю. Царь купил жемчужину для своей короны и заплатил Йосефу огромные деньги.
Вот как любовь к субботе принесла еврею большое богатство.
------------------------------
* Вавилон - столица могущественного государства Вавилония, покорившего в 586 г. до н.э. Иудейское царство. После разрушения Первого иерусалимского Храма десятки тысяч евреев были насильственно переселены в города Вавилонии.
Сила скорбящего сердца
Великий Бааль-Шем-Тов* был недоволен тем, как звучит в его синагоге шофар. Нет, евреи, конечно, молились ревностно, от всей души, и, как только раздавались звуки шофара, сердца их наполнялись благоговением, а мысли возносились к небесам. Но Бааль-Шем-Тов беспокоился, полагая, что они не знают всех значений, какие кроются за звуками шофара. Поэтому он велел раби Зеэву, который на Рош-Гашана должен был трубить в шофар, досконально изучить их.
Раби Зеэв перечитывал Пятикнижие, Талмуд и другие священные книги, расспрашивал знаменитых раввинов и все, что узнавал, записывал на листочке бумаги, который хранил в нагрудном кармане у самого сердца, - с тем, чтобы заглядывать в листок во время службы в синагоге. Но в торжественный день он переоделся в праздничный наряд и, когда стал шарить по карманам, увидел, что в них пусто. Трубя в шофар, он горько плакал, потому что не мог припомнить всех значений его звуков. Услышав, как рыдает раби Зеэв, молящиеся начали рыдать вместе с ним, хотя и не знали, в чем дело.
После службы Бааль-Шем-Тов спросил его:
- Почему ты так плакал, раби Зеэв, когда трубил в шофар?
- Потому что не мог вспомнить всех значений его звуков. Хоть они, эти значения, и были выписаны у меня на бумажке, но... - и бедный раби Зеэв, снова заплакав, рассказал Бааль-Шем-Тову, как потерял свои записи. Память его так слаба, сказал раби Зеэв, что он не в силах запомнить всех значений.
Тогда Бааль-Шем-Тов воскликнул:
Не плакать надо, а радоваться! Видишь ли, во дворце Царя царей много покоев, у каждого - своя дверь, и в каждой двери - свой замок, и к каждому замку - свой ключ. А отмычка - она, как топор: ею можно открыть все замки, на всех дверях, во всех комнатах. Так и с шофаром. Скрытые значения его звуков, которые мы хотим постичь, подобны ключам, а скорбящее сердце - отмычке, что отпирает любой замок. Искреннее раскаяние открывает все двери во дворце Царя царей. Поэтому, когда прихожане плакали вместе с тобой, перед ними распахнулись врата Небес.
------------------------------
* Бааль-Шем-Тов - так называли р.Исраэяя из Меджибожа (1700-1760), великого праведника и мудреца, предложившего еврейскому народу новый путь служения Всевышнему, основанный на Кабале - тайном смысле Торы. Свое учение Бааль-Шем-Тов назвал хасидизмом.
Раскаявшийся ангел
Однажды ангел ослушался Б-га, за что и предстал перед троном Судьи. Молил он, чтобы ему было разрешено искупить вину самому, и Б-г сказал:
- Я тебя не накажу, но за свое непослушание ты дол жен спуститься на землю и принести мне оттуда самую большую в мире ценность.
Полетел ангел на землю, кружил над горами и долинами, над морями и реками - все искал самую большую в мире ценность. Наконец, через несколько лет, пролетая над полем битвы, увидел он, как умирает солдат, раненный в сражениях за отчизну.
- Воды, воды! - молил воин пересохшими губами. Услышав его стоны, другой умирающий солдат подполз к нему, открыл свою флягу и капля за каплей стал поить умирающего, на лице которого появилась улыбка. Когда фляга опустела, ангел подхватил ее и принес к трону Всевышнего.
- Всемогущий Б-г, - сказал он, - наверняка это самая большая ценность в мире.
- Конечно, - согласился Б-г, - ценность немалая, но не самая большая в мире.
Вернулся ангел на землю и после долгих лет поисков добрался до лазарета, где умирала сестра милосердия. Выхаживала она больных, и поразил ее неизлечимый недуг; теперь ей оставалось жить считанные часы. Когда она испустила последний вздох, ангел подхватил его, принес к судейскому трону и сказал:
- Всемогущий Б-г, уж это наверняка самая большая в мире ценность.
Улыбнулся Б-г ангелу и сказал:
- Самопожертвование - огромная ценность, но лети снова и принеси Мне самую что ни на есть большую ценность в мире.
Вернулся ангел на землю и на сей раз искал долго-долго, пока не заметил всадника, пробиравшегося сквозь лесную чащу. Тот был вооружен с ног до головы, а по его свирепому виду ясно было, что он - злодей. Пробирался же всадник к хижине своего врага, чтобы его убить. Хозяева хижины ни о чем не догадывались, в их доме горел свет. Злоумышленник подкрался к окну, заглянул внутрь, и глазам его предстала такая картина: укладывая в постель маленького сына, мать учит его молиться и благодарить Б-га за все благодеяния, которые Тот посылает людям. Эта сцена напомнила злодею его собственную мать, которая вот так же укладывала в детстве и его и так же учила молиться. Сердце злодея смягчилось, по щекам покатились слезы, и он пожалел о своих злых намерениях. Подхватил ангел одну слезу и принес Б-гу.
- Милостивый Б-г, раскаяние - уж безусловно самая большая в мире ценность.
Б-г ласково улыбнулся ангелу и сказал:
- Теперь ты прав - это в Моих глазах наивысшая ценность.
Бывший вероотступник
Жил на свете один еврей, который отрекся от своей веры и стал злейшим врагом народа Израиля, не упуская случая оскорбить и оболгать его.
И вдруг в один прекрасный день явился этот вероотступник к городскому раввину и сказал почтенному старцу:
- Раби, я готов вернуться в лоно моего народа и хочу покаяться - вот почему я пришел просить твоей помощи. Тяжкие грехи лежат на моей душе. Много горя причинил я моим собратьям-евреям с тех пор, как отрекся от веры предков. Но теперь сердце мое исполнено сожаления, и прискорбно мне думать, сколько зла я совершил. Прошу тебя, дорогой раби, выслушай великодушно мою мольбу и постарайся найти в себе силы понять и простить меня. Я знаю, что евреи меня ненавидят, - и правильно делают. Посоветуй же, чем заслужить у них прощение, чем искупить грехи.
- Поведай мне о своей жизни, сын мой, - сказал раввин, - и я постараюсь тебе помочь.
Но, услышав обо всем, что натворил этот человек, страшно рассердился раввин, схватил свою палку и закричал:
- Видишь ты эту палку? Так знай, грехи тебе простятся не раньше, чем она зацветет! Не верю я, что ты сможешь снова стать истинным евреем. Не будет тебе прощения никогда!
Отвернулся раввин в великом гневе от вероотступника и углубился в свои занятия.
Разозлился и вероотступник. Он ушел от раввина разочарованный и исполненный горечи.
Той же ночью раввину приснился страшный сон. Странные видения и жуткие кошмары мучили его. Ему чудилось, что его схватили за горло и душат; слышал он дикие крики. С ужасом взирал он, как пламя сплошным потоком низвергается на землю, испепеляя молодых и
старых, мужчин и женщин. Ангел с обнаженным мечом предстал пред Всемогущим и, обвиняя раввина, сказал: "Все беды напали на Израиль из-за этого человека. Он навлек на нас несчастья, не исполнив свой долг наставника. Вместо того чтобы помочь кающемуся грешнику, как это делал когда-то великий Гилель*, он разгневался и прогнал его.
Страшный крик вырвался из груди раввина. Стеная, вскочил он на ноги, сон как рукой сняло. Услышав его стенания, проснулись домочадцы и с тревогой спросили:
-Что случилось, отец, чем ты так огорчен?
Ничего не ответив, выбежал раввин из комнаты, едва сполоснул руки, наспех оделся, схватил свою палку и - в синагогу: просить у Б-га прощения.
Закончив молиться, он поднялся, взял палку и, к великому удивлению своему, увидел, что она расцвела, - совсем как посох Агарона. Листья и виноградные гроздья покрывали ее целиком. Тут раввин понял, какую великую ошибку совершил, отказав в помощи кающемуся грешнику. Весь в слезах, он вознес Б-гу благодарственную молитву и тотчас же велел послать за вероотступником.
- Как же я был неправ! - воскликнул он, едва тот вошел. - Сын мой, усомнившись в твоей искренности, я решил, что ты погряз в грехах безнадежно. Но наверняка в тебе есть и хорошее зерно. Прошу тебя, расскажи мне все, что было с тех пор, как ты перешел в другую веру, и я постараюсь помочь тебе.
- Спору нет, я заслуживаю всяческого осуждения, - начал вероотступник. - Я преследовал евреев и оскорблял их. Но не всегда я творил только зло. Однажды оказался я в городе, где все ненавидели евреев. Какая- то банда громил обвиняла их в том, что к празднику Песах они убивают христианских младенцев и на их крови выпекают мацу. Что же сделали эти бандиты? Сами убили ребенка своего единоверца, подбросили во двор набожного еврея и стали кричать: "Евреи убили нашего младенца, чтобы взять кровь для мацы!" Весь город заходил ходуном, жители бросились громить еврейский квартал, и началось кровопролитие. Но тут один из тех, кто меня знал, крикнул своим дружкам:
- Эй, послушайте! Давайте сначала разузнаем, правда ли, что евреи убивают христианских младенцев для пасхального обряда. Вот, спросим его, - показал он на меня.
- Скажи, это правда, что евреям нужна христианская кровь в Песах? Ты же родился евреем и знаешь их обычаи, А раз ты перешел в нашу веру, ты нас не обманешь, Все повернулись ко мне, и я сказал:
- Хорошо, что вы спросили меня. Не то взяли бы тяжкий грех на душу. Ничего подобного евреям делать нельзя. Их Учение запрещает проливать кровь. "Не убивай!" - гласит одна из Десяти Заповедей, которые и составляют основу их веры. Даже забивая скот, они тщательно следят, чтобы кровь не попала в пищу. Так что уж говорить о человеческой крови!
Услышав такие слова, люди воскликнули: "Будь благословен за то, что удержал нас!" - и разошлись каждый своей дорогой. А евреи возрадовались. Вскоре и подлинного убийцу ребенка нашли.
Раввин взволнованно слушал вероотступника и, когда тот кончил рассказ, бросился его обнимать.
- За такое деяние ты заслуживаешь самой высокой похвалы и вечного благословения! О, сколь желанно твое возвращение народу Израиля! Наши мудрецы говорят: "Раскаявшемуся грешнику даже самые большие праведники не ровня".
С тех пор раввин был предан этому человеку всей душой и обучал его Торе. А бывший вероотступник оставался истинным евреем до конца своих дней.
------------------------------
* Р.Гилель - один из величайших еврейских мудрецов (1 в.), прославившийся добротой и скромностью.
** Агарон - брат и ближайший сподвижник Моше-рабейну (см. ниже). От него ведет начало род когенов - священников, служивших в Храме
Как злой царь добрым стал
Давным-давно жил царь. И таким он был злым, что все называли ею Злющий. Народ молил Б-га, чтобы царь этот умер, а на его место пришел бы другой, подобрее. Однажды царь приказал всем прийти во дворец. Люди дрожали от страха, не зная, что еще он придумал. Когда все собрались, царь встал и сказал: - Я знаю, что причинил вам много зла, мои подданные, и поэтому вы меня не любите. Но обещаю вам отныне стать добрым. Хочу жить с моим народом в мире и согласии. считаясь с тем, что дорога неровная и каменистая. Вдруг конь оступился и, падая, сбросил с себя седока. Тот отлетел в сторону и сломал ногу.
И, вот, увидев все это, сказал я себе: "Б-г каждому воздает по заслугам. На добро отвечает добром, на зло - злом". Потому и решил я не творить больше зла, а делать только добро до конца своих дней.
И стал он добрым, как и обещал. Послал в каждый город, в каждую деревню новых наместников, которые пеклись о нуждах народа. Велел починить дороги, навести мосты, уменьшил подати, а разбирая тяжбу, выслушивал обе стороны, не отдавая предпочтения богатому или сильному, как делал раньше.
Все начали любить царя и восхищаться им. Наконец, один из царедворцев набрался смелости и спросил:
- Дорогой царь, скажи нам, пожалуйста, почему раньше ты был таким злым, а теперь стал таким добрым? Что заставило тебя так резко перемениться?
И царь сказал:
- Вопрос твой разумный, и я на него отвечу. Шел я однажды по лесу и увидел, как пес за лисицей гонится. Поймал он свою жертву, впился ей в ногу и рвал зубами до тех пор, пока всю не отгрыз. Лиса выла от боли. Так она и осталась хромой до конца своей недолгой жизни.
А пес вернулся к себе в деревню. По дороге проезжал всадник. Увидев свирепого пса, перепачканного кровью, он швырнул в него камень и перебил ему спину. Пополз пес на обочину подыхать, а всадник во весь опор помчался дальше, безжалостно пришпоривая коня и нисколько не считаясь с тем, что дорога неровная и каменистая. Вдруг конь оступился и, падая, сбросил с себя седока. Тот отлетел в сторону и сломал ногу.
И, вот, увидев все это, я сказал себе: Б-г каждому воздает по заслугам. На добро отвечает добром, на зло- злом. Потому и решил я не творить больше зла, а делать только добро до конца своих дней.
Маленькие камешки и большие камни
Два человека пришли к великому знатоку Торы и попросили объяснить им разницу между добром и злом. Один из них считал себя большим грешником, потому что в молодости, поссорившись с близким другом, ударил его в пылу гнева тяжелой палкой и убил. С того дня его не переставала мучить совесть.
Второй человек никогда не впадал в грех и, по крайней мере, в собственных глазах, был чист и ни в чем не повинен.
Выслушал обоих ученый муж и попросил рассказать о себе: что делали в прошлом, как зарабатывали на жизнь и так далее.
Первый не выдержал и расплакался. Сквозь слезы поведал он, как убил своего лучшего друга. Нет, не надеялся он на прощение ни на земле, ни на небесах. Второй заявил, что не помнит за собой никаких проступков, а если и водились за ним мелкие грешки, то они давно выветрились из его памяти.
Тогда ученый талмудист сказал первому:
- Пойди, сын мой, в поле, что через дорогу, возьми большой камень - самый большой, какой только найдешь, и принеси его мне. А ты, - обратился он ко второму, который считал свою жизнь безупречной, - пойди на то же поле и принеси много маленьких камешков, самых маленьких, какие только найдешь, да побольше, сколько сможешь донести в руках.
Пошли оба выполнять поручение.
Когда они вернулись, раби посмотрел на камни и сказал:
- А сейчас послушайте, что делать дальше. Возьмите эти камни и отнесите точно на те же места, откуда вы их взяли. Затем возвращайтесь ко мне.
Снова оба принялись за дело. Первый, который принес раввину большой камень, легко нашел то место, откуда брал его, и положил обратно.
А второй никак не мог вспомнить, где брал мелкие камешки. Так и вернулся к ученому, не выполнив его поручения. Тогда раввин сказал:
- Человеческие поступки подобны этим камням. Ты, - сказал он первому, - легко вспомнил, где брал большой камень, и положить его на место не составляло труда. А ты, - обратился он ко второму, - не смог этого сделать потому, что мест, откуда ты брал камешки, было слишком много, всех не упомнить.
Раввин поднялся.
- Благо человеку, чья совесть тяготит его, как большой камень: с его души легче снять грех и раскрыть ее для раскаяния, - объяснил он.
А самодовольному себялюбцу, не видевшему за собой никаких провинностей, он сказал:
- Но горе тому, кто не обращает внимания на мелкие ошибки: не замечая их, он и прощения просить не станет, тогда как даже большой грешник своим покаянием помогает себе стать лучше и чище.
Полная картина
Всю жизнь прожили два брата за высокой городской стеной, никогда не видели ни полей, ни лугов. И вот однажды решили они отправиться в деревню.
Шли братья по дороге и увидели пашню, на которой работал земледелец. Глядели они на него и удивлялись:
- Что он делает? Раскапывает землю и оставляет на ней глубокие полосы! Зачем портить ровную землю, покрытую нежной зеленой травой? Потом они увидели, как он бросает в борозды зерна.
- Сумасшедший какой-то! - воскликнули они. - Берет хорошую пшеницу и бросает в грязь!
- Не нравится мне деревня, - сказал раздраженно один из братьев, - странный народ тут живет.
И он вернулся в город.
А второй брат остался в деревне. Всего через несколько недель он заметил разительную перемену. Засеянное поле начало покрываться молодой зеленью, еще более прекрасной и нежной, чем прежняя. Это открытие его так впечатлило, что он написал брату, чтобы тот приехал, не мешкая, и сам посмотрел, какие чудесные перемены произошли в деревне.
Брат приехал и впрямь восхитился.
Шло время, и зеленые побеги становились золотыми колосьями. Теперь оба поняли, для чего трудился земледелец. Когда пшеница совсем поспела, принес он косу и стал косить. Тут нетерпеливый брат закричал:
- Он ненормальный, этот человек! Так тяжело трудился все эти месяцы, выращивая чудную пшеницу, а теперь своими же руками срезает ее! Что за глупость! Смотреть тошно! Ухожу обратно в город!
А терпеливый брат продолжал жить в деревне. Он наблюдал, как земледелец убирает урожай в амбар, как ловко отделяет зерно от мякины, и пришел в восторг, увидев, что тот собрал пшеницы во сто крат больше, чем посеял. Только теперь ему стало ясно до конца: во всем, что делал земледелец, была своя цель и здравый смысл.
Так же и с Б-гом. Все Его замыслы - нам на благо. Но смертный, видя лишь малюсенькую часть Его творения, не может постичь всей сущности и смысла деяний Всевышнего.
Отец своего ребенка понимает
Раби Леви-Ицхак из Бердичева* любил всех евреев, даже тех, кто не изучал Тору. Каждый год, когда на Рош-Гашана нужно было трубить в шофар, он, поднявшись на возвышение, обращался к молящимся с уверениями, что Б-г примет их покаяния и впишет их имена в Книгу Жизни**. А в этот год он решил еще и такой случай рассказать.
Остановился он как-то на постоялом дворе. Дело было в базарный день, ранним утром. Евреи-купцы съехались со всей округи продавать свой товар. Молились они в это утро наспех, боясь, что не успеют занять места на базаре. В спешке что-то бубнили себе под нос, и, кроме неясного бормотания да обрывков слов, ничего нельзя было разобрать.
Такое небрежение очень разгневало раби Ицхака, и он велел купцам подойти к нему после вечерней службы. Когда все собрались, он заговорил с ними, но как-то странно: что-то мямлил, произносил какие-то звуки вроде "бэ", "мэ", "ба", "ма"... Купцы стали переглядываться. Они решили, что раввин свихнулся. Тогда он им сказал:
- Вас удивляет, что я несу околесицу; вы, должно быть, подумали, что я спятил. И между тем, дорогие мои собратья, таким вот манером вы и произносили свои молитвы, обращаясь к Б-гу. Комкали слова, бормотали что-то невнятное, торопились. Никто из молящихся не говорил четко и ясно. Разве так обращаются к Царю царей, благословенно Имя Его?
Сначала купцы устыдились и притихли. Но потом один из них, самый умный, прокашлялся и сказал:
- Раби, всем известно, что, пока ребенок не научился говорить, он просто лопочет. Даже самый умный человек, даже самый большой ученый не может его понять. А вот отец с матерью понимают. Они понимают душу своего ребенка, каждое его желание. Всякий его звук имеет для них смысл и значение. Так же и с нами, и с нашими молитвами, которые мы произносили сегодня утром. Все мы - дети Б-га. Он знает и понимает каждую нашу мысль, каждое наше слово, как бы мы его ни произносили. Главное - с каким чувством мы Ему молимся, а не как выговариваем слова.
Итак, заключил раввин, - прав оказался не я, а неученый купец. Я тоже уповаю на Б-га. Он примет и поймет молитвы каждого еврея, как бы тот их ни произносил. Пусть не гладко, пусть неразборчиво, пусть даже не понимая значения слов. Главное, чего хочет от нас Б-г, - искренних чувств, идущих из глубины души.
------------------------------
* Р. Леви-Ицхак из Бердичева - великий хасидский праведник и мудрец (1740 - 1809), о жизни которого сохранилось множество преданий. Его называли "заступником еврейского народа" перед Всевышним.
** Книга Жизни - книга, в которую Всевышний записывает в Рош-Г'ашана тех, чья жизнь продолжится и в наступающем году.
Молитва пастуха
День за днем стерег пастух большое стадо. Бродил ли он днем по лугам, спал ли ночью под звездами, он всегда был исполнен почтения и любви к Б-гу. Наблюдая звездную россыпь на небе, он видел в ней очертание Б-жьей руки, защищающей его. Пастуху хотелось молиться, но молитвам он не был обучен, и приходилось сочинять их самому.
Из великой любви к Б-гу он сочинил такую прекрасную молитву:
Возлюбленный Б-же, родной, милосердный,
Ты знаешь, как крепко Тебя я люблю
И как я хотел бы Тебе помолиться,
Да, вот, не хватает мне слов.
Про чувства свои я сказать не умею
И, может, скажу Тебе так:
Имел бы Ты много овец и коров
И дал бы мне их постеречь,
Тогда, хоть беру от хозяев за труд,
Чтоб с голоду не помереть,
Стерег бы задаром я их для Тебя.
Тебе не пришлось бы платить ни гроша,
Потому что Тебя я люблю.
Молитва на дудочке
Был у одного еврея сын, которому так тяжело давались науки, что он даже букв еврейских не знал. Запомнить молитвы он не мог, а читать их не умел Отец никогда не водил его в синагогу, потому что мальчик не понимал, что там происходит, но в Йом Кипур решил взять его с собой, чтобы хоть службу послушал "Понять - не поймет, - подумал отец, - а все же в такой великий для евреев день побудет вместе со всеми".
В хозяйстве на мальчике лежала обязанность за скотиной присматривать, чтоб голодной не была. Сидя на лугу и поглядывая на овец, он играл на деревянной дудочке, которую сам сделал. Мальчик любил играть на ней, и у него получались красивые печальные мелодии. Овцам нравились звуки грустных напевов, и они шли за маленьким пастухом, завороженные его игрой.
На Йом Кипур мальчик взял с собой дудочку в синагогу, спрятав ее в карман. Всю первую половину дня просидел он тихо, не молясь, но когда подошло время произносить молитву "мусаф", прошептал отцу на ухо: - Папочка, дорогой, я хочу сыграть на дудочке. Отец рассердился и строго предупредил сына, чтобы, тот и думать не смел осквернять такой святой день как Йом Кипур. Во время послеобеденной молитвы "минха" мальчик снова попросил:
Пожалуйста, папа, позволь мне сыграть на дудочке.
Отец пристально посмотрел в печальные глаза любимого сына и прочел в них великое желание молиться вместе со всеми в этот День Искупления. Сердце его сжалось, но он остался непреклонен.
- Где твоя дудка? - шепотом спросил он.
Решив, что отец разрешает ему сыграть, мальчик вынул дудочку. А отец, опасаясь, что тот и впрямь заиграет посреди торжественной молитвы, отнял ее.
Когда началась заключительная молитва "нэила", отец вместе со всеми поднялся, чтобы произнести ее стоя. Мальчик воспользовался этим и, вытащив дудочку у него из кармана, заиграл свои печальные пастушьи мелодии. Все удивленно прислушались. Служба прервалась в самый торжественный момент, когда небесные врата закрываются медленно, чтобы дать молящимся последнюю возможность покаяться. Вот тогда-то и зазвучали берущие за душу напевы.
Когда мальчик кончил играть, раввин обратился ко всеми сказал:
Дудочка этого мальчика говорит Б-гу больше, чем слова наших молитв. Видя, как мы молимся весь день, мальчик захотел, чтобы Всевышний услышал и его. И таким горячим было это желание, что молитва, исполненная на дудочке, вознеслась прямо к Б-гу, который принял ее охотнее наших молитв, высказанных словами. Потому что молитвы невинных душ угодны Ему больше всех других.
------------------------------
*Йом Кипур - день покаяния и прощения грехов. В период от Рош-Гашана до Йом Кипур грешник еще может искренним раскаянием изменить свою судьбу и попасть в Книгу Жизни, ибо запись в ней Всевышний скрепляет своей печатью только в Йом Кипур.
Зачем трубят в шофар
В Рош-Гашана все евреи должны слушать трубные звуки шофара. Но просто слушать мало, нужно еще и понимать их значение. Что хотят выразить, трубя а шофар? Смирение пред величием Творца, раскаяние за дурные поступки в прошлом, готовность совершать добрые дела на благо избранного Б-гом народа впредь.
Известный мудрец, Магид из Дубно* однажды объяснил, как важно понимать, а не только слушать шофар, на таком примере.
Случилось крестьянину попасть в город как раз, когда там вспыхнул пожар. Увидел он народ, собиравшийся на площади с ведрами, топорами, лопатами; люди трубили в трубы и били в барабаны. "Странный народ эти горожане, - удивился он. - Тут огонь полыхает, а они музыкальное представление затеяли". "Потому-то и бьют в барабаны, что случился пожар", - растолковал ему кто-то. Крестьянину, который никогда ничего подобного не видел, это дело понравилось. Пошел он, купил барабан и увез его деревню.
Как на беду, вскоре и там случился пожар. Собрался народ его тушить, но крестьянин встал посреди площади и сказал:
- Не беспокойтесь и ничего не делайте.
Подошел он к горящему дому и, что было сил, начал бить в барабан. Но чем дольше он в него бил, тем сильнее разгорался огонь.
- Дурень ты, дурень! - наконец, заорали ему. - Барабанным боем не гасят пожар - им поднимают тревогу. А тревогу поднимают, чтобы люди сбежались пожар тушить, себя и других спасать.
- Так и с шофаром, - заключил Магид из Дубно.
------------------------------
* Магид из Дубно - р. Яаков Кранц (1740 - 1804). Известен как автор множества поучительных историй, изданных после его смерти в пяти томах.
Он все видит
Шел еврей по дороге в большой город. Смотрит - фургон стоит.
- Не подвезешь ли меня? - спросил он кучера.
- Подвезу, - ответил тот, - да только за деньги.
На том и сошлись. Забрался еврей в фургон, и кучер погнал лошадей. Только отъехали, как заметил кучер на
поле стог пшеницы. Решил он стащить охапку-другую, но опасаясь, что кто-нибудь увидит, сказал еврею:
- Пойду возьму пшеницы, а ты гляди по сторонам; если кто увидит, подай мне знак.
Выслушал его еврей и ничего не сказал. Побежал кучер к стогу, схватил большую охапку и бегом назад. А еврей ему знак подает: мол, кто-то увидел. Кучер в испуге бросил пшеницу, вскочил на козлы и давай лошадей нахлестывать.
Отъехав от поля, оглянулся он - вокруг ни души.
- Ты обманул меня, - напустился он на еврея. - Кто видел, что я пшеницу взял?
Б-г видел, - ответил еврей, указывая на небо. - Он все видит, ничто не укроется от Него.
Как Моше-рабейну* стал заикой
Известно, что за Моше часто говорил его брат Агарон, потому что Моше сильно заикался. Вот как он стал заикой.
Найдя Моше на Ниле в зарослях камыша, дочь фараона поцеловала очаровательного младенца и сразу полюбила как родного сына. Когда она принесла его во дворец, все столпились поглядеть на необыкновенного ребенка и только диву давались, какой он красивый.
Положила дочь фараона маленького Моше на колени своему отцу, и тот стал его забавлять. Вдруг Моше выпростал руку, схватил фараонову корону и надел себе на голову. Все так и замерли: не означает ли это, что когда-нибудь младенец станет могущественнее самого фараона? И обратились к владыке приближенные:
- Всемогущий фараон! Опасаемся мы, как бы не отнял он у тебя в будущем власть. Лучше нам убить его, закопать живьем на том месте, где убивают еврейских младенцев.
Но один из приближенных сказал:
- Нет, давайте лучше испытаем его. Пусть поставят перед ним блюдо с золотом и с горячими углями. Если ребенок потянется к золоту, значит, на уме у него злые замыслы против фараона, и тогда мы его казним. Если же он протянет руку к углям, значит, нет у него дурных замыслов против нашего великого владыки.
Так они и сделали. Увидев блестящее золото, ребенок протянул к нему руку, но посланный Б-гом ангел Габриэль подтолкнул ее к горячим углям. Маленький Моше схватил уголек, взял его в рот и обжег язык. С тех пор он и стал заикой.
------------------------------
* Моше-рабейну - пророк и вождь еврейского народа. Вывел евреев из египетского рабства и во время их скитаний по пустыне получил на горе Синай Тору от Всевышнего.
Куст ежевики
Почему голос Б-га, когда Тот говорил с Моше, раздавался из колючего куста ежевики? Чтобы все мы поняли, что Б-г вездесущ. Это значит, что Он пребывает всюду, даже в самом неказистом растении, будь то в лесу или в пустыне.
Моше думал так: "Египтяне убьют всех моих собратьев. Я ничего не могу сделать. Египтяне такие сильные! я такой слабый". Поэтому Б-г показал ему объятый пламенем куст - он горел, но не сгорал.
Так и с сынами Израиля, - сказал Б-г. - Египтяне их сжигают и губят, но знай, Моше: им никогда не удастся ни сжечь их, ни погубить окончательно.
Разговор с фараоном
Б-г послал Моше и Агарона во дворец к фараону передать Свое повеление: "Отпусти Мой народ и он будет служить Мне!" А в этот день фараон устраивал| торжественный прием для царей соседних земель. Все великие владыки принесли ему дары и просили: "О, фараон! Назначь себя царем над царями, и станешь ты еще более великим и могущественным, чем боги!"
Как раз в этот момент Моше и Агарон подошли к дворцовым воротам, которые охранялись дикими зверьми: леопардами, львами, медведями. Ни одного человека не пропускали они во дворец. Но когда приблизились Моше и Агарон, звери бросились лизать им ноги, и братья целехонькими вошли в тронный зал.
Сиянием Б-жьей славы светились их лица. Царей охватил ужас. Они поснимали короны и, дрожа от страха, пали ниц перед этими старцами.
Только жестокосердного фараона не тронула Б-жья слава.
- Вы кто такие? - спросил он. - Вас что, приглашали? Дары вы мне принесли? Хвалебное послание от вашего царя при вас?
- Мы принесли повеление всемогущего Б-га, - сказал Агарон. - Вот оно: "Отпусти Мой народ, и он будет служить Мне!"
Разгневался фараон и сказал:
- Всемогущий бог? Кто он такой? Я никогда не слышал о нем. Какое право он имеет указывать мне, что делать с моими рабами? Что он за бог, если даров не прислал! Не знаю я вашего бога и ни за что не отпущу рабов моих, сынов Израиля. Мне они служат, а не ему! -и фараон рассмеялся своей шутке.
- Ты узнаешь, кто такой всемогущий Б-г, - сказал Агарон. - По делам Его узнаешь. Он - Б-г Израиля и всех гонимых.
Так-так, - сказал фараон, - придется поискать вашего всемогущего бога в моей книге, где значатся все
признанные боги. Подать мне книгу! - приказал он и, посмотрев в нее, сказал:
- Здесь есть бог мидиан, жителей Сидона, моавитян, нет бога Израиля. Он старый или молодой? Сколько земель он покорил? Скольких соперников убил? Давно ли стал богом?
И ответил Агарон:
- Его слава не в твоей книжице, а во всей вселенной. Он не покоряет и не убивает. Он исполнен жалости, страдания и любви к порабощенному народу. Еще земли не было, а Он уже был, и если рухнут небеса, Он все равно будет. Он создал человека и вдохнул в него жизнь.
- Все это прекрасно, - по-прежнему насмешливо сказал фараон, - но что же он все-таки сделал?
И Агарон ответил:
- Он отделил небеса от тверди земной, Он создал горы и долины, Он повелевает ветру дуть и дождю - литься. Он создает младенца во чреве матери и выводит оттуда на свет, чтобы тот возрадовался Ему. Вот что делает Б-г. Он создает, а не разрушает!
- Не разрушитель - не бог! - сказал жестокосердный фараон. - Кто он такой, чтобы я его слушался?
- О, безжалостный фараон, - сказал Агарон. - Наступит день, когда тебе придется прислушаться к Его голосу и исполнить Его повеление - "Отпусти Мой народ..."
И Моше с Агароном в сиянии Б-жьей любви удалились от фараона. Дрожащие цари и царедворцы расступились, давая им дорогу, и братья вернулись к воротам, через которые вошли, а свирепые звери преданно виляли перед ними хвостами.
Почему Моше бросил скрижали*
Моше радостно спускался с горы Синай со скрижалями на руках. Он был счастлив, что Б-г дал Десять Заповедей, что именно ему повелел передать их сынам Израиля.
Нести скрижали не составляло труда, потому что слова, написанные на них, были святы. И хотя каждая из каменных плит весила много пудов, он не чувствовал усталости: радость помогала ему их нести.
Спустившись с горы и услышав шум плясок, дикий хохот и громкое пение, Моше почувствовал, что его ожидает какое-то страшное зрелище. Приблизившись, он понял, что делали сыны Израиля, которых он вывел из египетского рабства: они поклонялись золотому тельцу! Скрижали, казавшиеся до сих пор такими легкими, вдруг стали тяжелыми, слова, несомые на крыльях ангелов, окаменели, и груз оказался для него непосильным. Отяжелевшие, скрижали упали и разбились.
Есть еще одно толкование этого события.
Увидев, что сыны Израиля поклоняются золотом тельцу, Моше подумал: "Б-г непременно накажет их за такой грех. О, мой народ! Ради тебя отказался я от высокого положения при египетском дворе, ради тебя стал изгнанником! Как же мне спасти тебя от Б-жьего гнева?' Вдруг ему в голову пришла такая мысль: "Справедливый и всемогущий Б-г не накажет моих собратьев: ведь они ведают, что творят. Они еще не получили скрижалей, которые повелевают никому не поклоняться, кроме Единого Б-га".
И Моше выронил скрижали, и они разбились.
------------------------------
* Скрижали - каменные плиты, на которых Сам Всевышний начертал текст десяти основополагающих заповедей Торы
Тора предназначена для людей
Когда Моше поднялся на небеса получать Закон, который Б-г, благословенно Имя Его, дал народу Израиля, ангелы сказали:
- Творец вселенной, что делает здесь смертный, среди нас, обитателей небес?
- Он пришел получить Тору, - ответил Б-г.
Тогда ангелы сказали:
- Неужели Ты дашь человеку сокровище, которое берег с тех давних пор, когда еще и мир-то не был сотворен? Кто такой человек, чтобы Ты давал ему священное Учение? Даруй Свое сокровище жителям небес, оставь Тору здесь и не давай человеку. Тогда Б-г обратился к Моше:
- Ответь ангелам.
Услышав слова Б-га, Моше сказал:
Владыка мира, что написано в Учении, которое Ты готов мне дать? Разве не говорится в нем: "Я, Г-сподь, - Б-г ваш, который вывел вас из страны египетской"? А вы, ангелы, разве были в Египте, служили фараону трудом своим тяжким? Зачем же Г-споду, благословенно Имя Его, давать вам Тору? И еще написано в Учении: "Не будет у вас других богов, кроме Меня". Но ведь вы не живете среди других народов мира, откуда же у вас появится соблазн служить другим богам? И дальше написано: "Не произноси Имени Г-спода, Б-га твоего, попусту". Разве вы ведете дела и можете принести ложную присягу? И еще сказано: "Чти отца своего и мать свою". Но у вас нет ни отцов, ни матерей, зачем же повелевать вам чтить их? "Не убивайте, не прелюбодействуйте, не крадите", - говорит Тора. Разве существуют среди вас зависть и ненависть? Зачем же повелевать вам не делать того, к чему вы не склонны? Учение предназначено для тех, кто живет на земле, постоянно подвергаясь соблазну, для тех, кто уповает на опору и присутствие Б-га, для тех, кто страдает сам и сочувствует другим. Нет, Тора не предназначена для ангелов. Она нужна людям.
Возвражения ангелов
В легенде, записанной в Талмуде, говорится, что, когда Моше поднялся на гору Синай, чтобы получить от Б-га Тору, ангелы начали возражать:
- Царь Вселенной, неужто Ты решил отдать ему такое сокровище, которое берег с незапамятных времен, когда еще и мир не сотворил? Ведь человеческие существа не оценят его. Своим поведением и грехами они лишь обесславят Того, Кто дал им Учение.
Почему же ангелы, будучи друзьями евреев, не хотели: чтобы Б-г дал им Тору? Магид из Дубно рассказал в этой связи такую историю.
Жил в одном городе еврейский учитель. Был он большим знатоком Торы, но с детьми сладить не мог и постоянно кричал на них во время занятий. Наконец, он решил найти себе службу в другом городе. Вся община обрадовалась его уходу. А другая община, наслышанная о его учености, но не знавшая о том, что с детьми он не ладит захотела его принять.
Настал день, когда за ним приехал директор еврейской школы из другого города. Родители учеников пришли к учителю домой и заголосили:
- Не отпустим нашего дорогого ребе! Пусть остается у нас!
В жизни тот не был так удивлен. "Что это значит? - думал он. - Все три года, что я учил их детей, они каждый день выказывали недовольство, а теперь вдруг стали моими закадычными друзьями". Он подошел к своему бывшему директору выяснить, в чем дело. Тот отвел его в сторону и сказал:
- Мой дорогой ребе, мы разыграли эту комедию ради вас и ради нашего города. Мы опасались, как бы та община, куда вы уходите, не передумала, увидев, что мы с удовольствием вас отпускаем.
Вот почему, по мнению Магида из Дубно, ангелы так возражали, когда Моше пришел получать Тору. Они боялись, как бы он не усомнился в великой ценности Учения и не отказался от сокровища, которое ему предлагает Б-г.
Ни одна птица ни чирикнула
Мудрецы наши говорят, что, когда Моше получал Тору, ни одна птица не чирикнула. А начало этой истории восходит к тем далеким временам, когда, бежав из Египта, Моше стал пасти стада своего тестя.
Водил Моше стада по пустыне от одного источника к другому и однажды увидел горящий куст, над которым беспокойно кружила птица, хлопая крыльями и тревожно крича.
"Посмотрю-ка, что там с ней происходит", - сказал себе Моше.
Подбежав к горящему кусту, он увидел на нем гнездо с птенцами, которые повысовывали головки и наперебой пищали. Моше запустил руку в гущу ветвей и осторожно вынул птенцов вместе с гнездом. Он сильно обжег и исцарапал руку, но, не обратив на это внимания, пошел пристраивать гнездо на другой куст, подальше от огня.
Птица-мать полетела вслед за Моше, покружила у него над головой, пропела "спасибо" и, подождав, пока он приладит гнездо, вернулась к своим детям.
Потом, когда Моше перевязывал обожженную руку, она вернулась, села ему на ладонь и, громко чирикая, легонько клюнула его в губы. Моше понял, что она целует его в благодарность за спасение птенцов и гнезда. Моше тоже поцеловал ее и отпустил на волю. Птица улетела.
Но с того дня она привязалась к Моше и часто к нему прилетала со своими уже оперившимися птенцами. Они дружно ему чирикали, щебетали и свистели, и Моше пытался подражать им - и так выучил птичий язык.
Вскоре все птицы в округе узнали, что Моше спас птенцов и понимает язык птиц. Множество стай покинули родные места и переселились поближе к Моше. Они свили себе гнезда на всех кустах и прямо на земле, и безлюдная пустыня наполнилась веселым гомоном.
Спустя годы Моше снова увидел горящий куст. Но на сей раз, оттуда раздавался Голос, который звал его: "Моше, Моше!" И тогда, поняв, что земля здесь священная, Моше снял сандалии, а Голос продолжал: "Я видел, как ты вынес птенцов из огня; а теперь отправляйся к фараону и выведи сынов Израиля из Египта".
Покинул Моше безлюдную пустыню, мирные стада, птиц - друзей своих и пошел в Египет. И вывел он сынов Израиля из земли египетской, и повел их через Синайскую пустыню. Увидели птицы, что пришли сыны Израиля, и встретили их радостным пением. Но тут кто-то из пришедших заметил гнездо, в котором птица-мать высиживала птенцов, и схватил ее вместе с ними.
Страшный переполох поднялся среди птиц. Хотели они пожаловаться Моше, но не посмели к нему приблизиться, потому что стал Моше совсем другим человеком. Когда он впервые подружился с ними, он был моложе и счастливее, пас стада, веселился со своими пернатыми друзьями. А теперь он был все время озабочен и даже не взглянул на птиц. Что сталось с добрым Моше, который спас птенцов от огня?..
Меж тем разбрелись еврейские юноши и девушки по всей пустыне в поисках птичьих гнезд. Найдут гнездо - и хватают птицу-мать вместе с птенцами.
Стали птицы поспешно покидать свои гнезда и улетать вглубь пустыни и на вершину горы Синай, где ни один человек не мог их достать. Лишь матери только что вылупившихся птенцов оставались на месте и, дрожа от страха, ждали, когда их птенцы подрастут, расправят крылышки и смогут улететь вместе с ними. И больше не видно было птиц вблизи Синая, и больше не слышно было их веселого гомона.
Однажды дошла до птиц новость: Моше собирается передать народу Израиля Тору на горе Синай! Слетелись птицы и стали держать совет. Послали они к Моше гонцов. Взмыли гонцы к самой вершине горы Синай и увидели, что стоит Моше и держит в руках каменные скрижали, а на них слова Б-га высечены. Закружили птицы над Моше и закричали:
- Моше, что написано в Торе, которую ты передаешь Израилю?
- Не убивай, - ответил Моше.
- А знаешь ли ты, что сыны Израиля разорили наши гнезда и похватали птиц-матерей вместе с птенцами?
Моше молчал, а птицы продолжали:
- Ты молчишь, но мы молчать не станем. Мы будем хлопать крыльями, свистеть и чирикать, щебетать и петь, мы не дадим тебе говорить с сынами Израиля, пока не пообещаешь ты нам вписать в Тору еще одну строчку: "Не троньте птиц!"
Задумался Моше, потом поднял свои лучезарные глаза и сказал:
- Вы правы, друзья мои, я запишу это в Торе. Вернулись птичьи гонцы к своим стаям с доброй вестью. Прошел день, прошел второй, а на третий день утром, когда собрались сыны Израиля у подножья горы, слетелись и птицы. Стая за стаей окружили они гору, как тучи, - просвета не видно.
И прочел Моше слова Торы перед всем народом - повеление за повелением, заповедь за заповедью, закон за законом. Потом поднял глаза к птицам, доверчиво смотревшим на него, и громко сказал:
- Если попадется тебе птичье гнездо на дороге, на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или с яйцами, а мать сидит на птенцах или на яйцах, - не бери мать вместе с детьми!
Стаи птиц взмыли ввысь. Наступила глубокая тишина. Вот почему наши мудрецы говорят, что при чтении Торы на горе Синай "ни одна птица не чирикнула".
Азбука
Один необразованный бедный крестьянин вошел в синагогу помолиться. Послушал он, как грамотеи, знатоки и ученые читают и поют Б-гу прекрасные молитвы, и тоже захотел выразить Ему свою любовь. Встал он перед ковчегом, где хранится свиток Торы, и начал проникновенно и почтительно повторять без конца все буквы еврейского алфавита: алеф, бет, гимел и так далее. Голос у него срывался от избытка чувств.
Услышав его, удивились грамотеи и ученые: зачем эта деревенщина без конца повторяет все буквы алфавита?
Подталкивая друг друга в бок, они прохаживались насчет его невежества, подтрунивали над ним, высмеивали его неправильный выговор.
- Нет, вы только послушайте, - сказал один из них, - он не знает даже самых простых субботних молитв!
Но когда, наконец, перестав произносить буквы, крестьянин обратился к Б-гу с просьбой, смех застрял у них в горле, и они устыдились, услышав, как горячо и усердно он молится:
- Владыка мира! Человек я простой, необразованный, но ой как мне хочется найти слова для прекрасных молитв Тебе! А их у меня нет, этих слов. Поэтому слушай, Б-же, как я читаю буквы, и Сам составь из них слова что выразят любовь к Тебе, которой полно мое сердце.
На сей раз, когда невежественный крестьянин со слезами на глазах снова начал повторять: "Алеф, бет, мой дорогой Б-г, гимел, далет, самый милостивый Б-г...”, - насмешники потупились от смущения.
Кузнечные мехи
Один неверующий, который был к тому же насмешником и злопыхателем, пришел к Магиду из Дубно и стал глумливо утверждать, что Б-га нет.
- Если ты убедишь меня в том, что Б-г существует, я признаю тебя великим учителем, - заявил он мудрецу.
- Расскажу-ка я тебе притчу, - сказал Магид. Однажды принес купец домой кузнечные мехи, дал их своему работнику и сказал:
- Если тебе понадобится раздуть огонь, растягивай мехи, как гармошку, и пламя разгорится.
На следующий день пришел работник к купцу и говорит:
- Не работают мехи. Как ни старался, не разгорается огонь.
Купец решил разобраться, в чем дело. Заглянул в печь, а там - ни искорки. Угли давно погасли и остыли. Тогда он сказал работнику:
- Как же ты хочешь, чтоб разгорелся огонь, если его и вовсе нет. Даже искры не осталось, а без нее пламя не раздуть. Раздобыл бы ты горящий уголек у соседа или спичкой чиркнул бы, тогда - дело другое.
- Так и с неверующим, который и мысли не допускает, что Б-г существует, - заключил Магид из Дубно. - Была бы в тебе хоть искра веры, я помог бы тебе ее раздуть, как раздувают мехами огонь. Но ты погасил в своей душе эту искру. Поэтому не стану я тратить на тебя слов впустую.