Субота, праздники, будни
Гринвальд З.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Свыше 3290 лет назад Б-г дал Моисею на горе Синай всю Письменную и всю Устную Тору. Это произошло 6-го сивана. на пятидесятый день исхода из Египта.
Моисей своей рукой написал и роздал каждому колену Израиля по одному пергаменту Письменной Торы, еще один свиток вместе со Вторыми Каменными Скрижалями и осколками Первых Скрижалей он положил в особую шкатулку (ארון — "арон") для свидетельства грядущим поколениям.
Устная Тора, включающая в себя подробное объяснение всех законов Письменной Торы, по наказу Бога не подлежала записи.
Моисей обучил Устной Торе первосвященника Аарона, своих учеников Иеошуа бин-Нуна, Элазара бен-Аарона, Пинхаса бен- Элазара, а также семьдесят старейшин, а затем и всех евреев. Он обязал Иеошуа бин-Нуна обучить Устной Торе следующее поколение.
Так передавалась она в течение 35 поколений, от одного выдающегося законоучителя и его учеников к другому, до рабби Иеуда-Рабейну Акадош.
В течение всего этого периода (приблизительно 1500 лет) не существовало никакой книги, по которой бы обучали народ Устной Торе.
С началом рассеяния евреев по всему миру после разрушения Второго Храма, когда возникла опасность, что Устная Тора забудется, Рабейну Акадош, живший еще в Эрец Исраэль, записал краткий свод ее законов, называемый "Мишна".
С усилением тягот рассеяния, возникла необходимость записать объяснения к "Мишна".
Это сделал Рав Аши (сороковое поколение после Моисея) 430 лет спустя после разрушения Второго Храма. Записанные им комментарии к книге "Мишна" называются "Гемара Бавлит", так как они были записаны в Вавилоне.
У последующих поколений вновь возникала необходимость записывать подробные объяснения к "Мишна" и "Гемара". Так появились "Перуш Раши", "Тосафот", "Мишне Тора" Рамбама и другие священные книги. Эта эпоха называется периодом "гаоним" и "ришоним".
Приблизительно 450 лет назад рабби Йосеф Каро написал книгу "Шулхан Арух", являющуюся кратким сводом законов Устной Торы, основанным на выводах ришоним. Следующие за этой книгой комментарии, и она сама, относятся к так называемой эпохе "ахароним". Вот наиболее выдающиеся законоучители этого периода: "РАМА" — הרמ״א, "Маген Авраам", "Шах", Рабейну Элияу Гаон из Вильно — הגר״א, "Шулхан Арух шел Рав", "Хаей Адам". Их мнения собраны и объяснены в книге "Мишна Брура", которую написал выдающийся законоучитель последних поколений рабби Исраэль Меир Акоэн из Радина — "Хафен Хаим".
Предлагаемая книга представляет собой перевод на русский язык сборника "שערי הלכה", основанного на "Мишна Брура" и на книге другого великого законоучителя самого последнего времени "Хазон Иш". Она содержит законы, касающиеся основ быта и поведения еврея: цицит, тфилин, молитв, благословений на виды пищи, законов субботы, праздников и многого другого. Эта книга предназначена как для читателя, только начинающего интересоваться еврейским образом жизни, так и для тех, кто хочет досконально ознакомиться с практическим исполнением заветов Торы.
Читать книгу