Указатель терминов

Указатель терминов

Азара - (ивр. «огороженное место», «двор») - общее название для всей территории Храма за исключением самого здания («Чертога»). Состояла из трех частей: «эзрат-нашим», или «Женский двор»; «эзрат-исраэль», или «Двор для [просто] евреев» (также «Мужской двор»); и «эзрат-коганим», или «Двор КОГЕНОВ (см.).

Ацерет - (ивр. дословно «задержка») - название праздника Шавуот, обычное в Талмуде. Им выражается аналогия между весенними и осенними праздниками: так же, как праздник Шмини-Ацерет - («задержка на восьмой [день]») завершает собой праздник Сукот, праздник Шавуот служит завершением праздника Песах - хоть и отстоит от него на семь недель.

Барайта - (арам, «внешняя») - ГАЛАХА (см.), не включенная в МИШНУ (см. Указатель названий книг); ее название указывает на то, что она осталась вне Мишны.

Бейт-дин - (ивр. «дом суда») - еврейский суд, действующий в строгом соответствии с законами Торы, а также законодательный орган. В последнем значении часто (особенно в МИШНЕ - см. Указатель книг) синоним САНГЕДРИНА (см.).

Великий бейт-дин - см. САНГЕДРИН.

Всесожжение видения - (ивр. «ола») - жертвоприношение, который обязан совершить паломник, пришедший в Храм на праздник. Называется так потому, что «как приходит видеть (Шхину в Храме), так же приходит и для того, чтобы быть увиденным (Шхиной)» (Гемара Хагига, 4б).

Галаха - (ивр. «направление», «установка») - в узком смысле: предписание, объясняющее способ исполнения заповеди Торы; в широком смысле: вся совокупность законов об исполнении заповедей Торы. (Чтобы отразить это двоякое понимание термина галаха, мы пишем это слово с маленькой буквы, когда употребляем его узком смысле, и с заглавной - когда употребляем его в широком смысле.)

Гаон - (ивр. «величие», а также «гениальный человек») - титул главы йешивы в Вавилоне (Двуречье) во времена так наз. «эпохи гаонов» (У1-Х вв. н.э.). В новое время - титул выдающегося ученого Торы.

Гет - (ивр. «грамота», «документ об освобождении») - письменный акт о разводе (см. Дварим, 24:1,3).

Геспед - (ивр. «надгробное слово») - траурная церемония в память об умершем.

Зав - (ивр.) - еврей, у которое происходит ненормальное истечение из полового органа, сообщающее ему РИТУАЛЬНУЮ НЕЧИСТОТУ (см.) очень высокой степени (см. Ваикра 15:1-15). Очищение от нее занимает семь дней, по истечению которых зав окунается в МИКВЭ (см.).

Зава - (ивр.) - ж.р. слова ЗАВ (см.) - еврейка, у которой происходит ненормальное истечение из полового органа, сообщающее ей РИТУАЛЬНУЮ НЕЧИСТОТУ (см.) очень высокой степени (см. Ваикра 15:25-30). Очищение от нее занимает семь дней, по истечению которых зава окунается в МИКВЭ (см.)

Кидушин - (ивр. «посвящение») - процедура обручения, когда жених посвящает невесту себе в жены. Принято, что он, произнося формулу Кидушин, надевает ей на палец кольцо, однако по букве закона Торы достаточно, если он передает ей какую-либо вещь (и даже съестной продукт) - лишь бы это имело хотя бы минимальную денежную стоимость.

Килъаим - (ивр. «соединение несовместимого») - термин ГАЛАХИ (см.), обозначающий запрет сеять, сажать рядом и скрещивать растения различных видов. По букве закона Торы запрещены килъаим лишь в винограднике; однако по постановлению мудрецов Торы этот запрет распространен и на другие растения - в частности, на злаки.

Килъаим - запрещены как попытка нарушить миропорядок, изначально установленный Творцом.

Коген - (ивр. «священнослужитель») - потомок первого первосвященника, Агарона, брата Моше-рабейну, имеющий исключительное право на служение в Храме. В настоящее время коген также исполняет ряд специфических, связанных с его саном, заповедей Торы (например, благословляет народ особым благословением, текст которого записан в Торе), и должен быть окружен особым уважением.

Согласно закону Торы (см. Ваикра, 21:4), коген обязан беречь себя от осквернения ТРУПНОЙ НЕЧИСТОТОЙ (см.).

Левиратный брак - (ивр. «ибум») - заповедь Торы, предписывающая брату еврея, умершего бездетным, жениться на его вдове (см. Дварим, 25:5-10).

Левит (ивр. «леви») - потомок Леви, сына нашего праотца Яакова, имеющий исключительное право на некоторые виды служения в Храме. В наше время также исполняет некоторые специфические заповеди Торы и должен быть окружен особым уважением.

Локоть - (ивр. «ама») - мера длины, около 48 см.

Макат-мардут - (ивр. «удар в наказание») - бичевание, установленное мудрецами Торы как наказание за нарушение определенных заповедей Торы - тех, за нарушение которых сама Тора не предусматривает наказания, - а также за нарушение установлений мудрецов. В отличие от БИЧЕВАНИЯ (см.) согласно Торе, макат-мардут не имеет установленной нормы, и количество ударов определяет БЕЙТ-ДИН (см.) в зависимости от тяжести преступления.

Малкот - (ивр. «наказание бичеванием») - наказание, которому подвергают еврея, нарушившего определенные запреты; количество ударов определяет БЕЙТ-ДИН (см.) в зависимости от физического состояния наказуемого, однако оно, согласно закону Торы, не должно превышать 39 (см. Дварим, 25:3).

Мезуза - (ивр. «косяк двери») - маленький свиток пергамента, на котором написаны два отрывка из Торы, в которых упоминается заповедь о мезузе. Согласно ей, этот свиток (который обычно вставляют в футляр) евреи обязаны прикреплять к косякам дверей своего дома.

Мецора (ивр.) - еврей, находящийся в особом состоянии, которое внешне выражается в появлении на его коже ярко-белых пятен и характеризуется высокой степенью РИТУАЛЬНОЙ НЕЧИСТОТЫ (см.). Тора называет это состояние цараат и предписывает, чтобы мецора удалялся от людей, накладывая на него ряд строгих ограничений в образе жизни. После выздоровления он обязан пройти процедуру ритуального очищения - в частности, обрить все волосы на теле, видные глазом, и окунуться в МИКВЭ (см.), - а также совершить определенные жертвоприношения (см. Ваикра, 13:1-46; 14:1-32).

Необходимо подчеркнуть, что цараат не имеет ничего общего с болезнью «проказа», но вызывается чисто духовными причинами и имеет место лишь тогда, когда существует Храм и Шхина открыто присутствует в среде народа Израиля.

Микваот (ивр.) - множественное число слова МИКВЭ (см.).

Миквэ - (ивр. «скопление [воды]») - специальный бассейн (или водоем), вмещающий в себя не менее 40 СЕА (см.), или 726 л воды, скопившейся там естественным путем, без приложения к этому силы человека. Погружение в миквэ, согласно Торе, очищает от РИТУАЛЬНОЙ НЕЧИСТОТЫ (см.).

Моэд - (ивр. «срок», «установленное время») - одно из названий годовых праздников в Танахе (Эйха, 1:4,2:6,7); также сокращение от ХОЛ-ГАМОЭД (см.).

Назир - (ивр. «воздерживающийся») - еврей, принявший на себя обет незирут: вести в течение определенного времени (минимум 30 дней) особый образ жизни: не пить и не есть ничего, что приготовлено из винограда, не стричь волосы на голове и чрезвычайно строго оберегать себя от осквернения трупной РИТУАЛЬНОЙ НЕЧИСТОТОЙ (см.).

После окончание срока незирут назир проходит процесс очищения - в частности, должен обрить все волосы на теле, видные глазу, и окунуться в МИКВЭ (см.), а также совершить определенные жертвоприношения, - после чего назир возвращается к обычному образу жизни обусловлено Торой, (см. Бемидбар, 6:1-21).

Нида - (ивр. «отдаленная») - женщина в период менструации, когда она находится в состоянии РИТУАЛЬНОЙ НЕЧИСТОТЫ (см.) весьма высокой степени. Очищение от нее занимает семь дней, по истечении которых нида окунается в МИКВЭ (см.).

Нидуй - (ивр. «отдаление») - наказание за проступок, не являющийся наказуемым согласно букве закона Торы, однако несовместимый с духом Иудаизма. Тому, на кого наложен нидуй, запрещается входить в какое бы то ни было общение с другими евреями, а им - с ним; он не имеет права приходить в синагогу и т.п. Как правило, нидуй бывает ограничен определенным сроком - пока виновный не раскается.

Первый танай - (арам, «тана кама») - талмудический термин, обозначающий анонимного ТАНАЯ (см.), излагающего первую часть обсуждаемой мишны и которому затем возражают мудрецы, называемые в той же мишне по именам.

Посвящение - (ивр. «гекдеш») - то, что посвящено Всевышнему и потому запрещено для обычного употребления. Посвящение может быть и живым существом, и имуществом - как движимым, так и недвижимым, - и должно быть передано в распоряжение Храма. Однако бывший хозяин посвящения имеет право выкупить его, но прибавив 1/4 часть его стоимости (т. наз. «хомеш»).

Прозбул, или Прозбол - (древнегреч. «подача в суд иска и возвращении долга») - документ о передаче кредитором выданных им займов в ведение БЕЙТ-ДИНА (см.), благодаря которому право на взыскание этих долгов не аннулируется годом ШМИТА (см.). Учрежден в I в. до н.э. Гилелем Старшим, тогдашним главой САНГЕДРИНА (см.).

Ритуальная нечистота, или просто нечистота в значении термина (ивр. «тумъа») - особое состояние еврея, противоположное святости, пребывая в котором он не имеет права вступать в соприкосновение со СВЯТЫНЯМИ (см.): например, есть ТРУМУ (см.), если он КОГЕН (см.), или мясо разрешенных в пищу жертвоприношений, приходить в Храм и т.п..

Изложению законов о ритуальной нечистоте посвящена значительная часть книги «Ваикра», и необходимо подчеркнуть, что она не имеет ничего общего с нечистотой физической: ее природа чисто духовного порядка.

Сангедрин - (греч. «синедрион», «совет старейшин») - высший судебно-законодательный орган Израиля.

Большой сангедрин, или Великий бейт-дин, состоявший из 71 мудреца Торы, заседал в Иерусалиме на территории Храмовой горы и был высшим авторитетом во всех вопросах духовной и материальной жизни народа Израиля.

Малый сангедрин состоял из 23 мудрецов Торы и отличался от простого БЕЙТ-ДИН А (см.) тем, что имел право разбирать уголовные дела.

Сота - (ивр. «уклонившаяся [с пути]») - женщина, своим легкомысленным поведением вызывавшая ревность своего мужа, который, однако, не имеет доказательств ее измены. Согласно Торе, в те времена, когда существовал Храм, такую женщину можно было подвергнуть испытанию, в результате которого выяснялось, изменила она своему мужу или нет. Оно заключалось в том, что ее приводили в Храм, и КОГЕН (см.) поил ее водой, которой были смыты чернила со свитка пергамента, на котором специально для этого писали тот отрывок из Торы, где говорится о соте, и в которую высыпали немного земли из-под пола Храма. В результате женщина, изменившая мужу, погибала, но подозреваемая невинно удостаивалась особого благословения Всевышнего (см. Бамидбар, 5:11-31).

Танай, правильнее тана - (арам, «повторяющий», «сообщающий») - мудрец Торы, принявший участие в разработке и систематизации Устной Торы (см. ТОРА в Указателе названий книг). Завершение эпохи танаев - создание кодекса МИШНЫ (см. Указатель названий книг) в III в.н.э.

Трупная нечистота - высшая степень РИТУАЛЬНОЙ НЕЧИСТОТЫ (см.); это состояние возникает от соприкосновения с мертвым телом или даже из-за нахождения вместе с ним в одном помещении. Процесс очищения от нее длится семь дней, и непременным условием для него является наличие пепела рыжей телицы (см. Бамидбар, гл. 19).

Тефилин - (ивр. «молитвенные принадлежности») - черные кожаные коробочки, внутри которых находятся маленькие свитки . пергамента с написанными на них теми отрывками из Торы, в которых упоминается заповедь о тфилин. С помощью ремешков евреи повязывают их на руку и голову во время молитвы.

Тхелет - (ивр.) - драгоценная голубая шерсть, нить которой Тора (Бамидбар, 15:37-40) предписывает вплетать в ЦИЦИТ (см.).

Хагига - (ивр. «празднование») - название жертвоприношения, которое совершают паломники, приходящие на праздник в Иерусалим. Мясо хагиги - после отделения определенных частей для сжигания на жертвеннике - предназначено в пищу и служит главным блюдом праздничной трапезы.

Халица - (ивр. дословно «раздевание») - церемония отказа от ЛЕВИРАТНОГО БРАКА (см.), предписанная Торой в тех случаях, когда деверь не может или не хочет жениться на сестре своего брата, умершего бездетным (см. Дварим, 25:7-10).

Херем - (ивр. «заклятие») - то же, что ПОСВЯЩЕНИЕ (см.) - но отдаваемое КОГЕНУ (см.) и не подлежащее выкупу его бывшим хозяином.

Хол-гамоэд - (ивр. «праздничные будни»), или сокр. Моэд - дни между первым и последним праздничными днями праздников Лесах и Сукот, когда частично разрешена работа.

Цицит - (ивр. «пучок нитей») - кисти из шерстяных нитей: трех белых и одной из ТХЕЛЕТ (см.), которые Тора повелевает прикреплять к углам четырехугольной одежды (см. Бамидбар, 15:38-40).

Швиит - (ивр. дословно «седьмая» - в смысле «седьмой [год]»), или шмита - последний год семилетнего цикла, когда по закону Торы должны быть прекращены всякие сельскохозяйственные работы (см. Ваикра 25:3-7) и прощены все долги (см. Дварим 15:1-2).

Шмита - (ивр. «отмена») - то же самое, что ШВИИТ (см).