Декабрь 2024 / Кислев 5785

Введение

Введение

Необходимость изгнания и египетское рабство

Комментаторов Торы интересует очень важный вопрос: "Почему наш народ должен был пережить изгнание и рабство в Египте?" Каждый комментатор отвечает на этот вопрос по-своему.

Так, Рамбан (Берешит 12:10) считает, что наш праотец Авраам допустил ошибку, когда, спасаясь от голода, отправился из Эрец Исраэль в Египет. Авраам пришел в Святую Землю по особому повелению Всемогущего, поэтому он должен был оставаться там, несмотря на голод, и верить, что Всемогущий не оставит его. Отправившись в Египет, Авраам подверг свою жену-праведницу огромной опасности. Из-за этой ошибки Ашем постановил, что потомки Авраама будут изгнаны в Египет.

Абарбанель (раздел Лex Лexa) рассматривает этот вопрос иначе. Он объясняет, что египетское изгнание было наказанием за враждебность братьев к Йосефу. Небеса сделали так, что каждое действие египтян было возмездием за один из грехов братьев: братья продали Йосефа в рабство, — за это их собственные дети стали рабами; братья бросили Йосефа в яму, — их сыновей бросали в Нил; так же как Йосефа привели в Египет действия его братьев, так и они, в свою очередь, должны были придти в Египет, чтобы держать перед Йосефом ответ; поскольку братья составили свой заговор против Йосефа, когда пасли овец, то настало время, и им пришлось отправиться в Египет из-за своих стад. Братья объяснили фараону: "...пожить в сей земле пришли мы, ибо нет паствы овцам, что у рабов твоих, потому что тяжел голод в земле Ханаанской" (Берешит 47:4).

Потомки Йосефа не миновали изгнания, потому что он тоже согрешил, возвеличивая себя в снах.

Маарал не согласен с этими толкованиями. "Зачем нам искать причины египетского рабства, — говорит он, — если наши Мудрецы ясно указали на них?"

Наши Мудрецы отмечают три события в жизни Авраама, которые сыграли решающую роль в том, что мы были обречены на рабство:

1. Р. Абаху учил: "Почему праотец Авраам был наказан изгнанием его потомков в Египет на двести десять лет?

Потому что он призвал на войну людей, изучающих Тору. Когда до него дошло известие о пленении его племянника Лота, он вооружил своих учеников".

Нет сомнений в том, что Авраам нашел важные и веские доводы, убедившие его учеников присоединиться к нему. Ведь существовала угроза человеческой жизни, и тем не менее, наши Мудрецы высказывают критику в его адрес, потому что даже один человек, изучающий Тору, а тем более группа людей, собранных чтобы учиться вместе, оказывают огромное духовное влияние на всю общину. Оторвать целую ешиву от изучения Торы значит вызвать такие духовные потери, ответственность за которые взять на себя нелегко.

2. Мудрец Шмуэль приписывал египетское рабство другому недостатку в поведении Авраама. Когда Создатель обещал ему в наследие Святую Землю, Авраам не принял заверений Ашема. Вместо этого он попросил у Него знак, который бы подтвердил слова, спросив: "Как я узнаю, что мне будет принадлежать Земля?" Наказанием за недостаток веры у Авраама было изгнание его потомков. Всемогущий предсказал: "Ты должен знать, что пришельцами будет потомство твое в земле чужих, и служить будут им, а те будут угнетать их четыреста лет" (Берешит 15:13).

Когда Авраам потребовал у Б-га знак, он тем самым вызвал свое отчуждение от Шехины, (Б-жественного Присутствия), его связи с Ашемом ослабли. Это духовное отчуждение позже позволило египтянам установить свою власть над народом Израиля. Если бы Авраам продемонстрировал безупречную веру в Ашема, язычники никогда бы не смогли подчинить себе его потомков.

3. Р. Йоханан считал: ошибкой Авраама было то, что он лишил идолопоклонников возможности стать слугами Б-га. После победы Авраама над четырьмя могущественными царями царь Сдома попросил возвратить пленных. Согласившись, Авраам упустил возможность научить их Б-жественной Истине. Результатом этой ошибки было изгнание в Египет.

Ясно, что перечисленные ошибки Авраама были незначительны, по сравнению с ними кажутся несоразмерными суровые и далеко идущие последствия — двести десять лет изгнания всего народа.

Чтобы понять причины, лежащие в основе Б-жественного плана, следует рассмотреть особую историческую миссию наших патриархов. Творец избрал Авраама, Ицхака и Яакова отцами нашего народа в буквальном смысле этого слова, и все черты, которые были им присущи, впоследствии должны были перейти не только к их собственным детям, но и к их потомкам. Можно сравнить наших патриархов с фундаментом, на котором должно быть возведено грандиозное здание.

Малейшее отклонение, неровность или просчет в фундаменте становятся очевидными в законченном здании. Небольшая трещина в фундаменте может привести к тому, что все здание рухнет.

Всемогущий требовал от наших патриархов совершенства, чтобы их потомки явились на свет с наибольшими потенциальными возможностями внутренней чистоты и святости. Поэтому самый незначительный недостаток у Авраама требовал серьезных исправлений, чтобы устранить отрицательные черты в еврейском народе. Египетское изгнание должно было исправить те черты характера потомков Авраама, которые нуждались в исправлении у него самого.

Однако египетское рабство ставило цели, далеко выходящие за рамки только наказания.

Р. Хисдай Крескаш (испанский знаток Торы четырнадцатого века) писал: "Изгнание в Египте имело глубокую цель, которая определялась Б-жественной Мудростью".

Далекие от того, чтобы считать, что мы можем постичь промысел Всемогущего (потому что, "если я пойму Б-га, то я буду Им"), мы можем, тем не менее, увидеть несколько целей, которые "Б-жественная Мудрость" старалась достичь этим изгнанием.

Пребывание нашего народа в Египте помогло ему превратиться в особый народ. В Торе Египет называется "плавильным котлом", потому что в этой стране потомки Яакова превратились в народ, которому нет равных на земле.

Однако не все евреи смогли удержаться на этой высоте, в большинстве своем они предались идолопоклонническому культу египтян и поэтому не дожили до Исхода. Но те, кто выжил, обладали необходимыми качествами, чтобы подняться до самого высокого духовного уровня, и были достойны получить Тору.

Чтобы обрисовать положение евреев в Египте, мы сначала должны исследовать природу того окружения, в котором они находились.

Египет в то время был страной высокой культуры. В нем процветали науки и искусства, сельское хозяйство и ремесла.

Однако за ослепительным фасадом скрывалось истинное лицо страны. Для жизни египтян были характерны грубые наслаждения, разврат. Народ практиковал черную магию и культы Ова и Идони, которые запрещены Торой. Египтяне поклонялись животным, веря, что они воплощают души их предков. По сути своей их цивилизация была порочной. Поэтому наши Мудрецы называют ангела Египта "Геином", что обозначает полную нравственную и духовную пустоту.

Именно на этом фоне мы должны рассматривать поселение семейства Яакова в Египте. Перед тем, как Яаков ушел туда, Всемогущий обещал ему: Моя Uleхина сойдет с тобою в Египет (Берешит 46:4).

В этих словах содержится заверение, что Творец защитит семью Яакова от любых вредных в духовном отношении влияний, оказываемых постоянно, и не даст ей ассимилироваться. Выполняя свое обещание, Всевышний вывел евреев из Египта, пока они целиком не попали под власть идолопоклонства и не пропали окончательно.

В отличие от египтян, семью Яакова характеризовало благородство и чистота — черты, унаследованные ею от своих праотцов. Эти качества не исчезли в Египте, а, как будет видно, даже в неблагоприятных условиях достигли наивысшего расцвета.

Наши Мудрецы говорят, что когда семья Яакова прибыла в Египет, все члены семьи собрались и договорились быть добрыми друг к другу, хранить завет своих праотцов и не говорить ни на каком языке, кроме языка семьи Яакова (Тана Девей Элияу). Тогда как нравственный уровень египтян был подобен уровню лошадей и ослов (Ехезкель 23:20), нравственный облик сынов Израиля был очень высок.

"Замкнутый сад — моя сестра, невеста, источник замкнутый, родник запечатанный" (Шир Аширим 4:12). Мидраш комментирует (Ваикра Раба 32:5): "Замкнутый сад" означает девушек, ',источник замкнутый" подразумевает замужних женщин, а "родник запечатанный" имеет в виду мужчин, — и никто из этих групп не осквернил себя связью с египтянами.

Р. Пинхас сказал: "Поскольку сыны Израиля в Египте воздерживались от безнравственного поведения, их удалось спасти".

Мидраш объясняет, как смог каждый представитель нашего народа сохранить возвышенный уровень святости перед лицом мерзостей и непристойностей, с которыми ему пришлось столкнуться.

"Когда наша праматерь Сара была похищена фараоном, она ограждала себя от безнравственности и тем самым наделила всех еврейских женщин, которые произойдут от нее, способностью противостоять этому злому побуждению. Точно так же Провидению было угодно, чтобы Иосеф был введен в дом фараона, дабы проложить путь своим потомкам. Когда он сопротивлялся настойчивым поползновениям жены Потифара, он не только одержал победу в борьбе со своими собственными дурными наклонностями, но и наделил всех еврейских мужчин будущего нравственной твердостью, чтобы преодолевать искушение".

Святость, приобретенная нашими праотцами, стала чертой, присущей их потомкам, поэтому они смогли остаться святым народом и в Египте (Эц Йосеф, там же).

Но народ Израиля можно похвалить не только за то, что он не поддался общей атмосфере разврата. Так, еврейские женщины, вопреки указам фараона, по сути дела поставили под угрозу свои жизни ради увеличения семей.

Евреи проявляли удивительную доброту в условиях окружающей мерзости. Наши Мудрецы объясняют, что колено Леви не было обращено в рабство и поэтому его члены не получали из казны даже скудного пайка. Остальные колена содержали левитов, давая им десятую часть своих небольших средств.

Еврейский народ, находясь в рабстве, приобрел и другие положительные качества:

Тора требует постоянного служения Всемогущему. Религия евреев не ограничивается теми часами, которые они проводят в молитве и изучении Торы. Создатель хочет, чтобы мы были с Ним в мыслях и делах все время, служа Ему всегда.

Это было бы невыполнимым требованием, если бы евреи в прошлом не прошли суровую школу египетского рабства. Когда они были рабами фараона, их рабочее время не было точно определено. Они вынуждены были постоянно находиться в состоянии готовности к подчинению. Надсмотрщики фараона могли поднять еврея среди ночи, и никакие доводы, ссылки на усталость и истощение не принимались во внимание. После целого дня укладки кирпичей еврей тоже не мог отдохнуть, потому что в его "свободное время" любой египтянин мог заставить его работать у себя в поле или дома.

Когда Ашем освободил их от ненавистного рабства и попросил стать Его слугами, они с радостью согласились быть Его слугами всегда.

Египетское рабство, которое закончилось Б-жественным избавлением, способствовало также укреплению в молодом народе глубокого чувства благодарности. Вошло в пословицу, что наш народ упрямый и жестоковыйный. Если бы Ашем предложил Тору семье Яакова до ее изгнания, Его посланец Моше мог бы столкнуться с трудной задачей уговорить каждого еврея принять Тору. Только такой объединяющий национальный опыт, как Исход, мог заставить целый народ проникнуться безграничной благодарностью Творцу и полной готовностью подчиниться Его воле.

Кроме того, пребывание нашего народа в рабстве на заре его истории наделило его способностью испытывать сочувствие и сострадание к чужим мучениям. Многие стихи Торы заканчиваются словами "ты будешь помнить, что был рабом в Египте". Тора требует сочувствия и понимания униженных и угнетаемых, напоминая нам, что когда-то мы были в таком же положении.

* * *

Комментаторы указывают, что в повелении Ашема только изгнание было неизбежным. Рабство и мучения зависели от поведения еврейского народа.

Ор Ахаим делает такой вывод из самого построения стиха (Берешит 15:13) "Пришельцами будет потомство твое в земле чужих, и служить будут им, а те будут угнетать их лет четыреста". Слова "в земле чужих" означают нечто, находящееся между предсказанием Ашема, что они станут чужими, и их рабством и порабощением. Эти последние два состояния определяются как следствия. Слова Всемогущего указывают на то, что, тогда как изгнание явилось результатом сложившихся условий, двух последних стадий можно было избежать, если бы сыны Израиля не предпринимали попыток ассимилироваться с египтянами.

Тенденция к смешиванию с египтянами началась после смерти сыновей Яакова. Евреи постепенно перенимали египетские обычаи идолопоклонства. "Именно тогда Всемогущий излил на них Свой гнев, Он сделал так, что рука египтян давила на них все тяжелее" (Сфорно, Шмот 1:14). Ашем побудил египтян ненавидеть евреев, а фараона — издать убийственные законы. Только одна пятая часть еврейского народа дожила до избавления, тогда как остальные погибли во время Казни Тьмой.

Хидушей Лрим (в начале раздела Ваера) делает интересное замечание. В Торе сказано, что Ашем освободил еврейский народ из-под тягот египетских, когда он не смог выносить египетское изгнание. Трагедией же было то, что евреи перестали ощущать себя в изгнании и считали свою жизнь в Египте терпимой. Хидушей Арим заключает: "Пока мы способны терпеть изгнание, Избавление не настанет".

В Шела сказано: "Должен сказать вам, что сердце не перестает гореть во мне, когда я вижу, что евреи строят себе роскошные дома в земле их изгнания. Это отвлекает ум человека от Спасения. Поэтому, дети мои, даже если Б-г даст вам большое богатство, то возводите лишь жилые помещения, которые обеспечат ваши насущные потребности, и помещения для Торы и тшувы, но не стройте особняки для роскоши и комфорта."

Поясним наше теперешнее положение притчей, ведь в конце концов это книга притч.

Дочь императора была изгнана в чужую страну, и там она вышла замуж за крестьянина. Так как она тосковала, то добрый молодой муж старался испробовать всевозможные средства, чтобы поднять ей настроение. Когда она должна была в первый раз войти в их новый дом в деревне, он все тщательно подготовил. Он приказал, чтобы их новый дом был изящно обставлен, наполнил шкафы и комоды платьями, шарфами, безделушками и устроил так, чтобы туда принесли еду, состоящую из колбасы, картофельного салата и пива. Он даже заплатил деревенским музыкантам, чтобы они играли у него под окном на органе.

Муж показал своей жене дом, и они сели за трапезу. Муж с удовольствием ел, слушая орган. Поглощенный своим счастьем, он не сразу заметил, что жена не разделяет его радости. Наоборот, она казалась глубоко опечаленной. Муж испуганно спросил ее: "В чем дело, дорогая моя? Что, колбаса недостаточно остра или тебе не нравится пиво? Неужели тебе не нравится эта небесная музыка?"

При этих словах жена чуть было не расплакалась, но не ответила. Она не поделилась с мужем своими мыслями, не в силах передать ему те образы, которые проносились в ее сознании. Как мог он понять радости ее молодости, не испытав на своем веку жизнь знати, ни разу даже не заглянув в царский дворец? Как мог он представить себе ежедневные пиры во дворце ее отца, где повара не переставали удивлять ее самыми экзотическими плодами? По сравнению с этим даже лучшая пища, которую ели крестьяне, казалась ей отталкивающей и грубой. Что знал он об элегантных одеяниях? О дворцовых палатах, заполненных коврами и зеркалами, где по мановению ее руки слуга бросался выполнять любое ее желание? В ее ушах все еще звучала музыка, которую играл королевский оркестр по праздникам, музыка, которую могли исполнять лишь вдохновенные и виртуозные скрипачи и пианисты. Дребезжащий звук деревенского органа раздражал ее взыскательный слух.

Еврей, который доволен и с удобствами устроился в изгнании, напоминает этого крестьянина. Его представления о великолепии сходны с представлениями крестьянина, который думает, что в жизни нет большей радости, чем пиво и картофельный салат.

Как может еврей по-настоящему стремиться к Избавлению, если он не знает о величии и славе, которыми обладал некогда наш народ, а потом их утратил? Только изучая Тору, мы можем представить себе великолепие и славу нашего прошлого.

Храм в Иерусалиме назывался — "радость всей земли". Чудеса, которые там происходили, а также вид коэнов и левитов, посвятивших себя служению Ашему, наполняли еврея чувством близости к Шехине. Когда наш народ спокойно жил в Эрец Исраэль и им управлял закон Торы, а направлял его Б-гобоязненный царь и Мудрец Торы, Страна наслаждалась духовной и физической безопасностью и миром. Зная, что Ашем находится среди них, люди вели радостную и духовно возвышенную жизнь. По сравнению с ней наше сегодняшнее существование, как сказано в книге Кузари, это существование "высушенных, безжизненных костей".

В наши дни стало обычаем устраивать церемонии Бар-Мицва и свадьбы у Котеля, Западной Стены разрушенного Храма в Иерусалиме.

Когда великий гаон и цадик Р. Иеошуа Лейб Дискин в первый раз пришел к Котелю, он потерял сознание. Он никогда больше не возвращался к этому святому месту, потому что не мог вынести мыслей и чувств, вызываемых этим паломничеством.

Поэт так выразил чувства истинного еврея Торы: Я помню Всемогущего, и я плачу, видя, что каждый город стоит на своем холме, тогда как Город Б-га погружен в бездонную пучину. Эти чувства могут быть только у еврея, для которого живо прошлое. Такой еврей ясно представляет себе высоты, на которые когда-то поднялся наш народ.

Существует только один способ подняться выше представлений крестьянина о блаженстве — изучать Тору. Мы должны стремиться полностью использовать наши возможности в изучении Торы и направлять к этому наших детей.

 

Введение

Необходимость изгнания и египетское рабство

Комментаторов Торы интересует очень важный вопрос: "Почему наш народ должен был пережить изгнание и рабство в Египте?" Каждый комментатор отвечает на этот вопрос по-своему.

Так, Рамбан (Берешит 12:10) считает, что наш праотец Авраам допустил ошибку, когда, спасаясь от голода, отправился из Эрец Исраэль в Египет. Авраам пришел в Святую Землю по особому повелению Всемогущего, поэтому он должен был оставаться там, несмотря на голод, и верить, что Всемогущий не оставит его. Отправившись в Египет, Авраам подверг свою жену-праведницу огромной опасности. Из-за этой ошибки Ашем постановил, что потомки Авраама будут изгнаны в Египет.

Абарбанель (раздел Лex Лexa) рассматривает этот вопрос иначе. Он объясняет, что египетское изгнание было наказанием за враждебность братьев к Йосефу. Небеса сделали так, что каждое действие египтян было возмездием за один из грехов братьев: братья продали Йосефа в рабство, — за это их собственные дети стали рабами; братья бросили Йосефа в яму, — их сыновей бросали в Нил; так же как Йосефа привели в Египет действия его братьев, так и они, в свою очередь, должны были придти в Египет, чтобы держать перед Йосефом ответ; поскольку братья составили свой заговор против Йосефа, когда пасли овец, то настало время, и им пришлось отправиться в Египет из-за своих стад. Братья объяснили фараону: "...пожить в сей земле пришли мы, ибо нет паствы овцам, что у рабов твоих, потому что тяжел голод в земле Ханаанской" (Берешит 47:4).

Потомки Йосефа не миновали изгнания, потому что он тоже согрешил, возвеличивая себя в снах.

Маарал не согласен с этими толкованиями. "Зачем нам искать причины египетского рабства, — говорит он, — если наши Мудрецы ясно указали на них?"

Наши Мудрецы отмечают три события в жизни Авраама, которые сыграли решающую роль в том, что мы были обречены на рабство:

1. Р. Абаху учил: "Почему праотец Авраам был наказан изгнанием его потомков в Египет на двести десять лет?

Потому что он призвал на войну людей, изучающих Тору. Когда до него дошло известие о пленении его племянника Лота, он вооружил своих учеников".

Нет сомнений в том, что Авраам нашел важные и веские доводы, убедившие его учеников присоединиться к нему. Ведь существовала угроза человеческой жизни, и тем не менее, наши Мудрецы высказывают критику в его адрес, потому что даже один человек, изучающий Тору, а тем более группа людей, собранных чтобы учиться вместе, оказывают огромное духовное влияние на всю общину. Оторвать целую ешиву от изучения Торы значит вызвать такие духовные потери, ответственность за которые взять на себя нелегко.

2. Мудрец Шмуэль приписывал египетское рабство другому недостатку в поведении Авраама. Когда Создатель обещал ему в наследие Святую Землю, Авраам не принял заверений Ашема. Вместо этого он попросил у Него знак, который бы подтвердил слова, спросив: "Как я узнаю, что мне будет принадлежать Земля?" Наказанием за недостаток веры у Авраама было изгнание его потомков. Всемогущий предсказал: "Ты должен знать, что пришельцами будет потомство твое в земле чужих, и служить будут им, а те будут угнетать их четыреста лет" (Берешит 15:13).

Когда Авраам потребовал у Б-га знак, он тем самым вызвал свое отчуждение от Шехины, (Б-жественного Присутствия), его связи с Ашемом ослабли. Это духовное отчуждение позже позволило египтянам установить свою власть над народом Израиля. Если бы Авраам продемонстрировал безупречную веру в Ашема, язычники никогда бы не смогли подчинить себе его потомков.

3. Р. Йоханан считал: ошибкой Авраама было то, что он лишил идолопоклонников возможности стать слугами Б-га. После победы Авраама над четырьмя могущественными царями царь Сдома попросил возвратить пленных. Согласившись, Авраам упустил возможность научить их Б-жественной Истине. Результатом этой ошибки было изгнание в Египет.

Ясно, что перечисленные ошибки Авраама были незначительны, по сравнению с ними кажутся несоразмерными суровые и далеко идущие последствия — двести десять лет изгнания всего народа.

Чтобы понять причины, лежащие в основе Б-жественного плана, следует рассмотреть особую историческую миссию наших патриархов. Творец избрал Авраама, Ицхака и Яакова отцами нашего народа в буквальном смысле этого слова, и все черты, которые были им присущи, впоследствии должны были перейти не только к их собственным детям, но и к их потомкам. Можно сравнить наших патриархов с фундаментом, на котором должно быть возведено грандиозное здание.

Малейшее отклонение, неровность или просчет в фундаменте становятся очевидными в законченном здании. Небольшая трещина в фундаменте может привести к тому, что все здание рухнет.

Всемогущий требовал от наших патриархов совершенства, чтобы их потомки явились на свет с наибольшими потенциальными возможностями внутренней чистоты и святости. Поэтому самый незначительный недостаток у Авраама требовал серьезных исправлений, чтобы устранить отрицательные черты в еврейском народе. Египетское изгнание должно было исправить те черты характера потомков Авраама, которые нуждались в исправлении у него самого.

Однако египетское рабство ставило цели, далеко выходящие за рамки только наказания.

Р. Хисдай Крескаш (испанский знаток Торы четырнадцатого века) писал: "Изгнание в Египте имело глубокую цель, которая определялась Б-жественной Мудростью".

Далекие от того, чтобы считать, что мы можем постичь промысел Всемогущего (потому что, "если я пойму Б-га, то я буду Им"), мы можем, тем не менее, увидеть несколько целей, которые "Б-жественная Мудрость" старалась достичь этим изгнанием.

Пребывание нашего народа в Египте помогло ему превратиться в особый народ. В Торе Египет называется "плавильным котлом", потому что в этой стране потомки Яакова превратились в народ, которому нет равных на земле.

Однако не все евреи смогли удержаться на этой высоте, в большинстве своем они предались идолопоклонническому культу египтян и поэтому не дожили до Исхода. Но те, кто выжил, обладали необходимыми качествами, чтобы подняться до самого высокого духовного уровня, и были достойны получить Тору.

Чтобы обрисовать положение евреев в Египте, мы сначала должны исследовать природу того окружения, в котором они находились.

Египет в то время был страной высокой культуры. В нем процветали науки и искусства, сельское хозяйство и ремесла.

Однако за ослепительным фасадом скрывалось истинное лицо страны. Для жизни египтян были характерны грубые наслаждения, разврат. Народ практиковал черную магию и культы Ова и Идони, которые запрещены Торой. Египтяне поклонялись животным, веря, что они воплощают души их предков. По сути своей их цивилизация была порочной. Поэтому наши Мудрецы называют ангела Египта "Геином", что обозначает полную нравственную и духовную пустоту.

Именно на этом фоне мы должны рассматривать поселение семейства Яакова в Египте. Перед тем, как Яаков ушел туда, Всемогущий обещал ему: Моя Uleхина сойдет с тобою в Египет (Берешит 46:4).

В этих словах содержится заверение, что Творец защитит семью Яакова от любых вредных в духовном отношении влияний, оказываемых постоянно, и не даст ей ассимилироваться. Выполняя свое обещание, Всевышний вывел евреев из Египта, пока они целиком не попали под власть идолопоклонства и не пропали окончательно.

В отличие от египтян, семью Яакова характеризовало благородство и чистота — черты, унаследованные ею от своих праотцов. Эти качества не исчезли в Египте, а, как будет видно, даже в неблагоприятных условиях достигли наивысшего расцвета.

Наши Мудрецы говорят, что когда семья Яакова прибыла в Египет, все члены семьи собрались и договорились быть добрыми друг к другу, хранить завет своих праотцов и не говорить ни на каком языке, кроме языка семьи Яакова (Тана Девей Элияу). Тогда как нравственный уровень египтян был подобен уровню лошадей и ослов (Ехезкель 23:20), нравственный облик сынов Израиля был очень высок.

"Замкнутый сад — моя сестра, невеста, источник замкнутый, родник запечатанный" (Шир Аширим 4:12). Мидраш комментирует (Ваикра Раба 32:5): "Замкнутый сад" означает девушек, ',источник замкнутый" подразумевает замужних женщин, а "родник запечатанный" имеет в виду мужчин, — и никто из этих групп не осквернил себя связью с египтянами.

Р. Пинхас сказал: "Поскольку сыны Израиля в Египте воздерживались от безнравственного поведения, их удалось спасти".

Мидраш объясняет, как смог каждый представитель нашего народа сохранить возвышенный уровень святости перед лицом мерзостей и непристойностей, с которыми ему пришлось столкнуться.

"Когда наша праматерь Сара была похищена фараоном, она ограждала себя от безнравственности и тем самым наделила всех еврейских женщин, которые произойдут от нее, способностью противостоять этому злому побуждению. Точно так же Провидению было угодно, чтобы Иосеф был введен в дом фараона, дабы проложить путь своим потомкам. Когда он сопротивлялся настойчивым поползновениям жены Потифара, он не только одержал победу в борьбе со своими собственными дурными наклонностями, но и наделил всех еврейских мужчин будущего нравственной твердостью, чтобы преодолевать искушение".

Святость, приобретенная нашими праотцами, стала чертой, присущей их потомкам, поэтому они смогли остаться святым народом и в Египте (Эц Йосеф, там же).

Но народ Израиля можно похвалить не только за то, что он не поддался общей атмосфере разврата. Так, еврейские женщины, вопреки указам фараона, по сути дела поставили под угрозу свои жизни ради увеличения семей.

Евреи проявляли удивительную доброту в условиях окружающей мерзости. Наши Мудрецы объясняют, что колено Леви не было обращено в рабство и поэтому его члены не получали из казны даже скудного пайка. Остальные колена содержали левитов, давая им десятую часть своих небольших средств.

Еврейский народ, находясь в рабстве, приобрел и другие положительные качества:

Тора требует постоянного служения Всемогущему. Религия евреев не ограничивается теми часами, которые они проводят в молитве и изучении Торы. Создатель хочет, чтобы мы были с Ним в мыслях и делах все время, служа Ему всегда.

Это было бы невыполнимым требованием, если бы евреи в прошлом не прошли суровую школу египетского рабства. Когда они были рабами фараона, их рабочее время не было точно определено. Они вынуждены были постоянно находиться в состоянии готовности к подчинению. Надсмотрщики фараона могли поднять еврея среди ночи, и никакие доводы, ссылки на усталость и истощение не принимались во внимание. После целого дня укладки кирпичей еврей тоже не мог отдохнуть, потому что в его "свободное время" любой египтянин мог заставить его работать у себя в поле или дома.

Когда Ашем освободил их от ненавистного рабства и попросил стать Его слугами, они с радостью согласились быть Его слугами всегда.

Египетское рабство, которое закончилось Б-жественным избавлением, способствовало также укреплению в молодом народе глубокого чувства благодарности. Вошло в пословицу, что наш народ упрямый и жестоковыйный. Если бы Ашем предложил Тору семье Яакова до ее изгнания, Его посланец Моше мог бы столкнуться с трудной задачей уговорить каждого еврея принять Тору. Только такой объединяющий национальный опыт, как Исход, мог заставить целый народ проникнуться безграничной благодарностью Творцу и полной готовностью подчиниться Его воле.

Кроме того, пребывание нашего народа в рабстве на заре его истории наделило его способностью испытывать сочувствие и сострадание к чужим мучениям. Многие стихи Торы заканчиваются словами "ты будешь помнить, что был рабом в Египте". Тора требует сочувствия и понимания униженных и угнетаемых, напоминая нам, что когда-то мы были в таком же положении.

* * *

Комментаторы указывают, что в повелении Ашема только изгнание было неизбежным. Рабство и мучения зависели от поведения еврейского народа.

Ор Ахаим делает такой вывод из самого построения стиха (Берешит 15:13) "Пришельцами будет потомство твое в земле чужих, и служить будут им, а те будут угнетать их лет четыреста". Слова "в земле чужих" означают нечто, находящееся между предсказанием Ашема, что они станут чужими, и их рабством и порабощением. Эти последние два состояния определяются как следствия. Слова Всемогущего указывают на то, что, тогда как изгнание явилось результатом сложившихся условий, двух последних стадий можно было избежать, если бы сыны Израиля не предпринимали попыток ассимилироваться с египтянами.

Тенденция к смешиванию с египтянами началась после смерти сыновей Яакова. Евреи постепенно перенимали египетские обычаи идолопоклонства. "Именно тогда Всемогущий излил на них Свой гнев, Он сделал так, что рука египтян давила на них все тяжелее" (Сфорно, Шмот 1:14). Ашем побудил египтян ненавидеть евреев, а фараона — издать убийственные законы. Только одна пятая часть еврейского народа дожила до избавления, тогда как остальные погибли во время Казни Тьмой.

Хидушей Лрим (в начале раздела Ваера) делает интересное замечание. В Торе сказано, что Ашем освободил еврейский народ из-под тягот египетских, когда он не смог выносить египетское изгнание. Трагедией же было то, что евреи перестали ощущать себя в изгнании и считали свою жизнь в Египте терпимой. Хидушей Арим заключает: "Пока мы способны терпеть изгнание, Избавление не настанет".

В Шела сказано: "Должен сказать вам, что сердце не перестает гореть во мне, когда я вижу, что евреи строят себе роскошные дома в земле их изгнания. Это отвлекает ум человека от Спасения. Поэтому, дети мои, даже если Б-г даст вам большое богатство, то возводите лишь жилые помещения, которые обеспечат ваши насущные потребности, и помещения для Торы и тшувы, но не стройте особняки для роскоши и комфорта."

Поясним наше теперешнее положение притчей, ведь в конце концов это книга притч.

Дочь императора была изгнана в чужую страну, и там она вышла замуж за крестьянина. Так как она тосковала, то добрый молодой муж старался испробовать всевозможные средства, чтобы поднять ей настроение. Когда она должна была в первый раз войти в их новый дом в деревне, он все тщательно подготовил. Он приказал, чтобы их новый дом был изящно обставлен, наполнил шкафы и комоды платьями, шарфами, безделушками и устроил так, чтобы туда принесли еду, состоящую из колбасы, картофельного салата и пива. Он даже заплатил деревенским музыкантам, чтобы они играли у него под окном на органе.

Муж показал своей жене дом, и они сели за трапезу. Муж с удовольствием ел, слушая орган. Поглощенный своим счастьем, он не сразу заметил, что жена не разделяет его радости. Наоборот, она казалась глубоко опечаленной. Муж испуганно спросил ее: "В чем дело, дорогая моя? Что, колбаса недостаточно остра или тебе не нравится пиво? Неужели тебе не нравится эта небесная музыка?"

При этих словах жена чуть было не расплакалась, но не ответила. Она не поделилась с мужем своими мыслями, не в силах передать ему те образы, которые проносились в ее сознании. Как мог он понять радости ее молодости, не испытав на своем веку жизнь знати, ни разу даже не заглянув в царский дворец? Как мог он представить себе ежедневные пиры во дворце ее отца, где повара не переставали удивлять ее самыми экзотическими плодами? По сравнению с этим даже лучшая пища, которую ели крестьяне, казалась ей отталкивающей и грубой. Что знал он об элегантных одеяниях? О дворцовых палатах, заполненных коврами и зеркалами, где по мановению ее руки слуга бросался выполнять любое ее желание? В ее ушах все еще звучала музыка, которую играл королевский оркестр по праздникам, музыка, которую могли исполнять лишь вдохновенные и виртуозные скрипачи и пианисты. Дребезжащий звук деревенского органа раздражал ее взыскательный слух.

Еврей, который доволен и с удобствами устроился в изгнании, напоминает этого крестьянина. Его представления о великолепии сходны с представлениями крестьянина, который думает, что в жизни нет большей радости, чем пиво и картофельный салат.

Как может еврей по-настоящему стремиться к Избавлению, если он не знает о величии и славе, которыми обладал некогда наш народ, а потом их утратил? Только изучая Тору, мы можем представить себе великолепие и славу нашего прошлого.

Храм в Иерусалиме назывался — "радость всей земли". Чудеса, которые там происходили, а также вид коэнов и левитов, посвятивших себя служению Ашему, наполняли еврея чувством близости к Шехине. Когда наш народ спокойно жил в Эрец Исраэль и им управлял закон Торы, а направлял его Б-гобоязненный царь и Мудрец Торы, Страна наслаждалась духовной и физической безопасностью и миром. Зная, что Ашем находится среди них, люди вели радостную и духовно возвышенную жизнь. По сравнению с ней наше сегодняшнее существование, как сказано в книге Кузари, это существование "высушенных, безжизненных костей".

В наши дни стало обычаем устраивать церемонии Бар-Мицва и свадьбы у Котеля, Западной Стены разрушенного Храма в Иерусалиме.

Когда великий гаон и цадик Р. Иеошуа Лейб Дискин в первый раз пришел к Котелю, он потерял сознание. Он никогда больше не возвращался к этому святому месту, потому что не мог вынести мыслей и чувств, вызываемых этим паломничеством.

Поэт так выразил чувства истинного еврея Торы: Я помню Всемогущего, и я плачу, видя, что каждый город стоит на своем холме, тогда как Город Б-га погружен в бездонную пучину. Эти чувства могут быть только у еврея, для которого живо прошлое. Такой еврей ясно представляет себе высоты, на которые когда-то поднялся наш народ.

Существует только один способ подняться выше представлений крестьянина о блаженстве — изучать Тору. Мы должны стремиться полностью использовать наши возможности в изучении Торы и направлять к этому наших детей.