О суде и милосердии

О СУДЕ И МИЛОСЕРДИИ

За что страдает сосед злодея?

Написано в Торе:

«...И был голод в той земле. И сошёл Авраhам в Египет пожить там, потому что тяжёл был голод в земле той. И было, когда он близко подошёл к Египту, то сказал он Сарай, жене своей: «Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; И когда увидят тебя египтяне, то скажут: «Это жена его», и убьют меня, а тебя оставят в живых. Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы душа моя жива была через тебя». И было, по приходе Авраhама в Египет, увидели египтяне эту женщину, что она весьма красива; И увидели её вельможи Паро, и похвалили её Паро; и взята была эта женщина в дом Паро... И поразил Господь Паро и дом его большими язвами за Сарай, жену АвраЪама»...

Из этого отрывка мы видим, что Вс-вышний поразил болезнью не только Фараона, но и дом его (слуг, жён и даже детей), в общем, всех его приближённых. Со слугами более или менее ясно. Известно, что тот, кто помогает совершать грехи, наказывается, как и грешник. Но почему Вс-вышний наказал жён и детей? Ведь они не помогали Фараону!

Кто хотел согрешить? Фараон! Кого Вс-вышний должен был наказать? Фараона! Ну, в крайнем случае, слуг, способствовавших злым умыслам своего властелина...

За что же пострадали женщины и дети?

Мудрецы говорят нам следующее:

Тот, кто живет рядом с праведником, получает от заслуг его перед Вс-вышним! И наоборот: плохо злодею и соседу его.

Но выбираем ли мы соседей? Иногда - да, но чаще - нет! Как же нам быть? Есть ли какие-то способы избежать наказания «за соседа»?

Мудрецы раскрывают смысл трех вещей, которые могут спасти человека:

1. Раскаяние;

2. Молитва;

3. Благотворительность.

Только все вместе они отменяют приговор Вс-вышнего (то есть могут искупить вину)!

Раскаяние

Рамбам говорит, что для раскаяния необходимы четыре шага.

1.Оставить грех (не продолжать грешить дальше);

2. Раскаяться в содеянном;

3.Видуй (исповедаться перед Вс-вышним);

4.Принять твердое решение, что больше грешить не будешь.

Молитва

Если человек молится от всего сердца и от всей души, Вс-вышний принимает его молитву.

Написано, что есть 12 ворот Вс-вышнего, сквозь которые проходит молитва. Правда, после разрушения Храма, все они закрылись. И все же остался единственный ключ, способный открыть все ворота... Ключ этот - наши слёзы  - молитва от всего сердца. Только в этом случае, мы можем надеяться, что Вс-вышний примет молитву.

Благотворительность

Является одной из основных заповедей Торы. Известно, что в День Суда она помогает человеку искупить свои грехи, как ни одна другая заповедь.

Почему благотворительность так важна? Мудрецы утверждают, что за месяц до суда каждый человек получает повестку в «Верховный Суд». И когда до Рош hаШана остаётся месяц, нам дается шанс - мы можем наверстать то, что не успели, упустили, и постараться исполнить то, что заповедано Вс-вышним. Для искупления грехов мы должны за оставшийся месяц совершить как можно больше хороших поступков.

Но как можно успеть за месяц наверстать то, что упустили за год?

Рамбам советует: до наступления Рош hаШана, человек должен найти себе новых друзей (не забывая при этом старых) и постараться помириться с обиженными. В общем, пусть будет как можно больше друзей по итогу года. Возникает вопрос, почему это нужно сделать именно до Рош hаШана, до Дня Суда. Хофец Хаим объясняет, что даже если Вс-вышний решил вынести кому-то «смертный» вердикт, приговоренного может спасти окружение. Например, если у грешника есть друзья-праведники, или дети, требующие отцовской любви, Вс-вышний до того как окончательно осудить этого человека, сначала смотрит на его окружение.

В материальном мире все обстоит иначе. Тот, кто приговорен к лишению свободы на пять лет, будет «сидеть». И то, что плачет его жена, а дети остаются без кормильца, никого не касается!

Вс-вышний судит иначе. Даже если кто-то приговорен, до исполнения постановления всегда остается определенное время - небольшая отсрочка. И в этот короткий период Б-г оценивает окружение приговоренного, его связи. Давая цдаку (пожертвование) накануне Дня Суда, мы показываем Вс-вышнему, как прочно связаны мы с другими людьми.

Весь мир можно представить как множество цепочек, звенья которых - объединенные друг с другом люди. Вынося приговор человеку, Вс-вышний смотрит, в какую цепочку он включен. И решение не утверждается до тех пор, пока не станет окончательно ясно, пострадает ли цепочка, если данное звено выбросить из нее, заслуживают ли все остальные звенья таких страданий. А если цепочка достойна того, чтобы быть сохраненной? Тогда ни одно звено не должно быть изъято. Ряд, в который мы включены, в котором мы связаны с другими людьми (членами нашей семьи, друзьями и т.д. и т.п.), является нашим окружением.

Мудрецы считают, что в жизни каждого человека есть две самые ответственные и трудные задачи. Первая из них - парнаса (пропитание), вторая - зивуг (поиск спутника жизни). По сложности эти задачи сравнимы с раскрытием моря Суф (криат Ям Суф).

Начнем с пропитания.

Всё в нашем мире взаимосвязано, из одной вещи вытекает другая. Завод, на котором работает человек, сделан из кирпича. Кирпич делается из смеси песка и цемента. Песок добывают в карьере. Для того чтобы привезти песок, нужно воспользоваться помощью техники и т.д. Понятно: для того чтобы заработать деньги и обеспечить себе и близким пропитание, требуются немалые последовательные усилия. Потому что всё связано, как звенья одной цепи.

А теперь посмотрим, что собой представляет поиск спутника жизни.

Чтобы из двух людей образовалась семья, задолго до их знакомства должно произойти и сойтись множество вещей. Вс-вышний подбирает человеку в жены наиболее подходящую женщину, учитывая при этом, какие дети должны у них быть.

Чтобы понять, как сложно связать две половинки, мудрецы приводят, в качестве примера, историю одной королевы.

Однажды она пришла к Раби Иеhуде и спросила: «Чем Всвышний занимается с того дня, как сотворил мир?» « Объединяет людей в супружеские пары», - ответил тот. Она удивилась: «Если так, то разве это проблема? Я тоже могу заняться этим». И она попробовала «свести» 300 мужчин и женщин. Итог, разумеется, оказался плачевным. Большинство этих людей не могло найти общий язык: кто-то из них едва терпел партнера, кто-то постоянно пытался выяснить отношения, кто-то прибегал к крайним мерам, самоутверждался при помощи грубой физической силы. «Связать» двоих просто. Создать семью, которая будет жить правильно и счастливо - весьма трудное дело.

Когда перед еврейским народом расступилось море, Всвышний сделал так, чтобы воды всех остальных морей и океанов также остановились и раскрылись. И вода во всех ёмкостях всего мира - в банках, бутылях, стаканах, тазах и плошках - разошлась. Люди, пившие в тот миг, могли увидеть, что жидкость в их чашах тоже расступилась. Все водные резервуары и сосуды, связанные между собой, подчинились воле Вс-вышнего. Водоемы, будучи соединенными в такие же цепочки, как и люди, не могли остаться обособленными.

Если взглянуть шире, то все явления в мире взаимосвязаны, как звенья, неразрывно и прочно. Одно влияет на другое, а от него зависит третье и так далее, и до бесконечности...

Представим себе туннель длиной в три километра. В нем случилась авария, столкнулись машины. Объезд невозможен. Пробка! Длинная и плотная. Никакой вероятности для маневра. В одной из машин жених, в другой невеста. Они нервно переговариваются по мобильному телефону. Их ждут во Дворце Бракосочетаний. Оттуда ежеминутно звонят, тянут время и откладывают, сколько возможно, но, так и не дождавшись, церемонию отменяют!

В другой машине, в той же пробке, как на иголках сидит крупный бизнесмен. Его деловая встреча, назначенная в другом городе, на другом континенте срывается. В его кармане билет на самолёт, но он уже понимает, что самолет улетит без него - не успеть. Несостоявшаяся сделка - это потеря большой, нет, колоссальной суммы денег.

В третьей машине рожает женщина... И так далее, и тому подобное...

Но что случилось? Почему эти люди вместе? Почему они заперты в пробке, словно в ловушке, и все до единого чувствуют, как рушатся их планы? А может те, кто оказался в туннеле, грешны?! Все грешны? Или кто-то один? И Б-г, наказывая его, заодно карает тех, кто рядом?

Вот бизнесмен, никогда никому не давший цдаки, погрязший в пороке, готовый буквально идти по трупам своих конкурентов. Вс-вышний устал терпеть его злодейства. Он карает этого грешника, а заодно всех, кто вокруг...

Но, возможно, бизнесмен ни при чем. Возможно, в пробке вообще нет ни одного такого злодея, из-за которого стоит наказывать всех остальных. Возможно, наоборот, Всвышний хотел лишь предостеречь этих людей...

Погодите! А разве нельзя предположить, что в этом туннеле, в этой пробке заперт праведник?! И бизнесмен - не злодей. Напротив, он дает щедрые пожертвования на йешивы, делает много добра. Он прекрасный отец и заботливый муж. И вся его деятельность направлена на то, чтобы обеспечить людей работой и достойной прибылью...

Опоздав на свой рейс, он не попадет в самолет, который потерпит крушение над Атлантикой. А все кто рядом получают сейчас от его заслуг! И, остановив движение на какое-то время, Вс-вышний, на самом деле, спасает всех, кто застрял в этой пробке!

Вот жених и невеста, опоздавшие на собственную свадьбу - они должны соединить свои судьбы не сию секунду, а только через четыре месяца. Только тогда сойдутся все необходимые элементы во всех мирах, которые позволят нашей паре стать счастливой. Не все готово в них самих, не все готово и вне них для создания прочного союза. Их свадьба отсрочена Вс-вышним и состоится в наиболее подходящий для этого момент.

А вот роженица. В машину, где она переживает схватки, не врежется самосвал, водитель которого потеряет управление и вылетит на встречную полосу, когда по ней будет ехать в своем стареньком Фольксвагене пожилой аптекарь. Аптекарь умрет от инфаркта за 30 секунд до столкновения. А молодая мама с благополучно родившимся младенцем выберутся из туннеля. Не будь пробки, их машина оказалась бы на месте автомобиля аптекаря.

Все приведенные выше примеры достаточно наглядны. Они показывают, какое огромное значение имеет окружение. В определенные моменты оно становится решающим фактором - за вас или против вас. Даже тогда когда вы думаете, что вокруг вас чужие люди, и что вы с ними никак не связаны, и не несете за них никакой ответственности - это не так. Ваше окружение может спасти вас или погубить. И просто не могло сложиться так, чтобы Всвышний наказал одного фараона, но слуг его, жен и детей пощадил!

Если мы связаны с теми, кто заслужил награду Всвышнего, то получим от их заслуг. И наоборот. Дурное окружение будет способствовать тому, что кара Творца падет и на нас.

Авраhам, Моше и другие, или что такое еврейские принципы

Огромную роль в становлении еврейского народа играют такие выдающиеся личности как Авраhам, Ицхак, Яаков, Моше, Аhарон... Жизненный путь каждого из них, цельность личности, принципы, которыми они руководствуются, заслуживают нашего пристального внимания и изучения.

Вспомним Моше - избранного Б-гом пастыря, вождя и Учителя поколения, совершившего Исход.

Чудесным образом избежавший смерти в младенчестве, спасенный дочерью фараона из вод Нила, выросший и воспитанный во дворце, в роскоши и изобилии, однако не потерявший любви к евреям, он, после того, что убил египтянина, избивавшего еврея-раба, был приговорен фараоном к смертной казни. И вот палач занес топор, чтобы отсечь Моше голову, но шея его превратилась в камень. Присутствующие остолбенели, а он, воспользовавшись всеобщим замешательством, бежал.

Моше направился в сторону пустыни, не имея четкого представления о том, куда идет и где обретет убежище. Так, двигаясь в неопределенном направлении, он пришел в Мидьян.

Как и во всех других больших городах того времени, перед городскими воротами Мидьяна находился колодец. Моше приблизился и увидел, как здоровенные мужики не дают группе девушек подойти и набрать воды. Девушек было семеро. Моше не знал, кто они и почему их не подпускают, но какова бы ни была причина, он возмутился и без долгих разбирательств вмешался.

То были дочери Итро. Их отец, в недавнем прошлом богатый и влиятельный человек, первосвященник Мидьяна, теперь был «отступником». Население этой страны состояло сплошь из идолопоклонников, и, как говорит Мидраш, не было такого идола, культу которого не поклонялся бы прежде Итро. Но теперь он прозрел, пришел к вере в Единого Б-га, и, оставив пост, отошел от дел. Люди ему этого не простили. Они объявили бойкот всей семье, при каждом удобном случае демонстрируя свой гнев. С Итро и его близкими теперь нельзя было вести ни какие дела. И дочери бывшего первосвященника подвергались издевательствам и нападкам. Считалось чуть ли не правилом хорошего тона препятствовать им во всем и даже не подпускать к городской воде.

Моше, вступившись за девушек, проследил, чтобы они набрали воды, и сам напоил их скот.

Сестры, простившись с незнакомцем, пришли к отцу и рассказали о том, что их спас «один египтянин».

Мудрецы на сей счет дают два объяснения.

Первое — Моше одевался, как египтянин, выглядел соответственно, поскольку рос в доме фараона и даже считался принцем;

Второе — дочери Итро имели в виду другое. Они сообщили отцу не о Моше, но о том египтянине, которого он убил. Ведь именно египтянин явился причиной побега Моше. Не совершил бы Моше убийства — не был бы приговорен к смертной казни, а, значит, не был бы вынужден бежать, не оказался бы в Мидьяне, не повстречал бы дочерей Итро и не вступился бы за них.

В трактате Брахот Раши описывает странное и коварное существо — помесь змеи и черепахи (арод). Его укус смертельно опасен для человека. Но если беда уже случилась, возможны два финала. В зависимости от того, кто раньше доберется до воды. Человеку нужно непременно опередить арода, первым добежать до реки, озера, или ручья и войти в воду. Тогда арод погибнет. Если арод опередит человека, погибнет человек. Кто-то один непременно должен погибнуть — либо арод, либо Человек.

Представьте себе, укушенный ародом человек мчится к реке. Он не в силах думать ни о чем, кроме спасения. «Скорее, скорее. Г-споди, дай силы добежать!» А в реке тонет ребенок. Маленький мальчик, беспомощный, перепуганный до смерти... Человек, спасая себя, спасает, заодно, и малыша. Он спасает две жизни: свою - потому что не хотел погибать, и ребенка - потому что так получилось.

Родители малыша станут плакать от счастья и переживаний, они будут долго благодарить героя за чудесный и благородный поступок, а он, скорее всего, не очень-то их и поймет. И смущаясь, признается, что он никакой не герой, и спасибо... ароду. Если бы не его укус, так никто бы в сторону реки и не посмотрел.

Дочери Итро были вправе считать, что спас их египтянин. (И если они действительно имели это в виду, значит, им было многое открыто!)

Но вернемся к Итро. Он попросил дочерей пригласить путника в дом, и когда тот вошел, стал расспрашивать: «Откуда ты, странник? Как оказался в наших местах?» Беглец из Египта вызывал подозрение. Итро знал, что из этой страны не уходят. Чтобы покинуть Египет есть только два пути — либо в состоянии мертвого тела, и тогда это последний путь; либо побег, если человек совершил преступление.

Сам Итро какое-то время был советником фараона. Когда фараон спросил у него, следует ли убивать евреев, он предпочел уйти от ответа. После этого ему оставалось только скрыться, покинуть страну. И теперь он опасался, что, спрятав преступника в доме, даст еще больше оснований фараону для расправы. Меньше всего он готов был подвергнуть опасности свою семью. Поразмыслив, Итро принял «компромиссное» решение. В саду при доме была глубокая яма, служившая казематом для правонарушителей.

Невдомек было Итро, что каждую ночь одна из его дочерей, старшая, Ципора, пробираясь тайком мимо спящих домочадцев, носила в яму еду.

Прошло 10 лет. Отец позвал дочек и велел им проверить, что стало с узником в яме. Он был уверен, что там лишь сухие косточки. Однако, пленник был жив. Он выбрался наверх, взялся за торчащую в огороде палку и ненароком выдернул ее.

Нужно сказать, что у этой палки была история. И какая! Строго говоря, и не палка это была, а посох. Первым его хозяином был Адам, что подтверждалось высеченным на ней именем Вс-вышнего. От Адама по наследству он перешел к Ноаху, а дальше — к Шему, Эверу, Авраhаму, Ицхаку, Якову, Иосефу. Иосеф, находясь в Египте, спрятал посох, а Итро нашел, и, убегая из этой страны, забрал с собой. Воротившись домой, он воткнул реликвию в землю рядом с домом, но вытащить ее на следующее утро уже не смог. Посох словно врос. И тогда Итро пообещал: тому, кто совладает с этим «сучком», он отдаст в жены одну из своих дочерей.

Так Итро понял, что перед ним не простой человек. И с той поры посох принадлежал Моше. Некуда было деваться, пришлось выдать за пришельца Ципору.

Но Итро просто так ничего не делал. Он заключил с Моше договор, в котором оговорил различные условия. И наиважнейшим для Итро было: первый сын, который родится от этого брака, должен поклоняться идолам и принять священнический сан. Странно: ведь сам Итро пришел к Единому Б-гу, полностью отрекшись от идолопоклонства! А вот еще более странная вещь. В Мидраше написано, что Моше соглашается! А Итро требует, чтобы он поклялся. И Моше дает клятву.

Свадьба состоялась.

Читатель спросит, как такое было возможно? Ну, предположим, Итро сошел с ума на старости лет... А Моше? Почему он согласился? И даже поклялся!?

Известный в современном еврейском мире раввин Ури Зоhар, в прошлом не менее известный израильский актер, снимавшийся до сорока лет в лентах, порой сомнительного содержания, и живший бурной светской жизнью, после сорока сделал тшуву. Сегодня ему 65. Читая лекции в молодежных аудиториях, он говорит: «Я все видел, через все прошел. Уверяю вас, это не стоит того, чтобы расходовать силы и время. Учите Тору. Соблюдайте заповеди. Вот подлинные ценности!»

Однажды, один из его слушателей во время лекции подал реплику: «Конечно! Хорошо вам теперь наставлять нас. А если я тоже хочу до сорока лет кайфовать, если я хочу сам, лично, познать все стороны жизни, попробовать буквально все? А потом, став старым, раскаяться?! Чем я хуже?! Мне что, нельзя?»

Во время той лекции раввин не нашел, что ответить. Ответ он дал позднее, в других своих выступлениях. Вот что он говорил.

Такой же вопрос возникает, когда царь Шломо в конце своей жизни пишет книгу «Коhелет», - книгу, начинающуюся утверждением: «Все суета сует и всяческая суета...» Жизненный путь царя Соломона не был простым и ровным. Довелось ему и царствовать, и бедствовать, быть бесправным, и вновь стать правителем... Была у него тысяча жен, и познал он многие удовольствия. Однако и лишения были ему ведомы. И на склоне лет назвал все мирское и материальное «суетой сует». Невозможно обвинить царя Соломона в старческом стремлении ограничить свободу молодежи, в желании запретить ей всевозможные удовольствия, в попытке лишить инициативы, обуздать и пресечь дерзновения, мечты, великие планы! Как-то не вяжется представление о царе Соломоне, мудреце и мыслителе, с образом старого брюзги. Нет, «Коhелет» - не плод стариковского ворчания, но итог огромного жизненного опыта, вылившегося в откровение и предостережение. «Коhелет» - это стремление предупредить и уберечь от опасности.

Молодым органически не свойственно думать как о конечности своего существования, так и о бренности всего живого. Они всем своим естеством ощущают вечность бытия. Они родились, словно для того, чтобы жить всегда. А потому мысли о смерти для них чужды и противоестественны. Жизнь не имеет конца, - о какой опасности может идти речь?! И вообще, что такое опасность? Если кто-то в юном возрасте о ней размышляет, то только, как о способе впрыснуть в кровь адреналин, пощекотать нервы. А это так весело!

И Будущий Мир для молодых — абстракция. Не абстракция — лишь реальная жизнь. Вот она, с ее разнообразными удовольствиями, драйвом, маленькими и большими радостями, с сюрпризами, которые ждут тебя на каждом шагу. И то, что материальный мир, лишенный Духовности, Веры в Творца, каждодневной внутренней работы, бессмыслен и опасен, мало кому из молодых приходит на ум.

Царь Шломо, словно предупреждает: стой, опасно для жизни! Ты идешь по минному полю. Я был на этой территории, лавировал, стараясь не заходить в слишком опасные места, но нередко ошибался, подрывался, калечился, лишался рук, ног, кусочков души. Потом долго залечивал раны, понапрасну тратя столько сил, здоровья и времени. Знай, наступив на мину, ты имеешь слишком маленький шанс выжить. Еще меньше вероятность того, что ты минуешь минное поле, ни разу не совершив ошибку. И тогда не светит тебе сделать тшуву на старости лет...

Человек, подавший реплику на лекции рава Ури ЗоНара, на самом деле, стоит на той же позиции, что и Итро. Они оба считают, что вначале необходимо пройти через все. В случае с Итро — пройти через идолопоклонство и, в итоге, проделав огромную внутреннюю работу, выбрать отказ от него.

Однако Моше знает: не каждый способен пройти свой путь так, как это сделал Итро. Не каждый, войдя в зону опасности, благополучно минует ее и выйдет невредимым. Но Моше верит, что сумеет объяснить все это своему тестю. Только нужно набраться терпения. Не торопиться. Итро обязательно изменит решение.

Вообще, жизненный путь Моше дает нам возможность сделать массу полезных выводов, извлечь множество важных уроков. Тора, повествуя о нем, раскрывает одну из наиболее принципиальных черт его характера - милосердие. Вот он пасет скот, принадлежащий Итро, и выбирает для этого землю за пределами города, на ничейной территории. Почему? У него - принцип. Как говорит Раши,

Моше, ни в коем случае, не может допустить, чтобы, кто бы то ни было, понес материальный ущерб. Он уводит стадо в «пустыню» (пустое место), - туда, где никто не живет и никто не имеет владений.

Однажды, как повествует Тора: «Моше пас овец тестя своего Итро, правителя Мидьяна. И погнал он скот на ту сторону пустыни, и дошел до горы Вс-сильного в Хореве» (Шмот, параграф 3, стих 1).

Неужели пас много лет и ни разу не доходил до святого места? Или доходил, но не знал об этом?

Мидраш проливает свет на эту загадку: в тот раз от стада отбился ягненок и убежал. Моше долго не мог догнать ягненка, настиг его только у ручья, а когда тот напился, погладил его и сказал: «Если бы я знал, что тебя мучает жажда, то сам принес бы тебе воды». Вс-вышний отметил милосердие Моше и решил, что именно такой человек может стать лидером народа Израиля, спасти этот народ - вывести из рабства. Вот почему в тот день Вс-вышний открыл Моше, что место, где он пасет скот, - священная гора Синай.

Моше подходит к горе. Его внимание привлечено пылающим кустом ежевики. «Увидел Моше, что куст пылает огнем, но не сгорает. Так в пламени открылся ему ангел Б-га». И позвал Вс-вышний Моше из пылающего куста, и заговорил с ним, и возложил на него миссию возглавить и спасти народ (Шмот: 3, 4-22). Моше дал согласие. Однако не без колебаний. Он не был блестящим оратором, и Б-г сказал ему, что его «голосом» станет брат Аhарон. Моше продолжал сомневаться и просил у Вс-сильного помощи. Ему не хватало знамений, которые внушили бы соплеменникам, что действует он не по своему усмотрению, но по поручению Творца.

Вс-вышний дает ему три знамения. Первое — посох. «Бросишь на землю, и он превратится в змея. Схватишь за хвост - снова будет посох».

Второе — проказа. Стоит Моше спрятать правую руку за пазуху, затем достать ее, и на ней будут язвы. Снова спрятать, снова достать, - и кожа будет такой же ровной и чистой, как прежде.

Третье, если не подействуют первые два знамения, — превращение воды. Моше зачерпнет воду из Нила, выльет ее на землю, и она превратится в кровь.

По поводу первого и третьего знамений не возникает вопросов. Чего нельзя сказать относительно второго. Не понятно, за что Моше проказа?! Ведь это - вещь нешуточная!

Раши говорит: Моше позволил себе колебания. Его недоверие к народу Израиля - сомнение, что люди не воспримут его, как посланника Б-га, заслуживало наказания. То, что он усомнился в народе и высказал это вслух - является злоязычием - лашон hара. Этот грех наказуем проказой.

Получив знамения, Моше идет к Итро и просит разрешения спуститься в Египет, чтобы вывести оттуда свой народ. Итро не возражает. Он отпускает зятя со всеми его домочадцами.

Первый, кто приветствует Моше на пути в Египет, - его родной брат пророк АНарон. Предупрежденный Вс-вышним, он вышел навстречу.

Но вот, наконец, Египет. Моше собирает народ, и, прибегнув ко всем трем знамениям, убеждает евреев. Они верят ему. Но, увы, эта вера не прочна. Как говорит об этом рав Элияhу Лупиан в своей книге «Лев Элияhу»: возникшая благодаря знамениям, вера эта умозрительна и поверхностна. А потому легко иссякает. Уже в следующей недельной главе веры нет.

Здесь возникает еще один вопрос: почему народ, терпевший страдания и рабство более двух веков, отвергает предложенное спасение?!

Мидраш говорит: влияние египетской культуры было столь велико, что отказаться от идолопоклонства оказалось чрезвычайно трудно.

Сделаем небольшое отступление и спросим себя, кто для нас Авраhам? Праотец, Учитель, Гений... Верно! Но подумаем, что подвигло его стать тем, кем он стал: единственным в своем поколении, достигшим истины, и, несмотря на плотное окружение идолопоклонников, пришедшим ко Вс-вышнему! Как Авраhам смог выбраться из-под чудовищного идейного пресса? Что заставило его пойти наперекор всему миру?

Есть такая порода людей - сомневающиеся. Они ничего не принимают на веру слепо, все подвергают сомнению, анализу, осмыслению. Не отрицают ради отрицания, но стремятся докопаться до истины. Таков их принцип. Авраhам из этой породы. Идолы всесильны, - говорят ему родители. А для него важно понять, кому из множества божков стоит отдать предпочтение. Должен же быть в этой армии кто-то главный! Может солнце? Весь день оно правит миром. Наверное, нужно поклоняться ему. Однако ночью на небосводе появилась луна.

Вокруг полно солнцепоклонников, и они говорят: ну и что? Вот - Бог-Солнце. Нужно же ему отдохнуть! На время своего отсутствия он оставляет надежного заместителя - Луну. Авраhама это не устраивает. Подумав, он решает, что Б-гу не следует уходить на покой - ни на ночь, ни на час, ни на минуту. В итоге, он приходит к мысли, что должен быть Тот, Кому подчинено все, - Единый, Предвечный, Вс-могущий. Тот, кто выше всего сущего, - Творец мироздания.

Мы, потомки Авраhама, из той же породы - сомневающиеся. Это нельзя сбрасывать со счетов. Энергия сомнения не всегда служит во благо, порой она разрушительна и делает нас бунтарями, мятежниками. Исторический факт: зачинателями многих мировых революций становились евреи.

Однажды, рав Михаэль Ласри прилетел в Канаду. Ему предстояло читать лекции во время проведения религиозного семинара, организатором которого он являлся. С ним вместе прилетел еще один известный человек - рав Иеhуда Баркан.

«Как можно в этой толпе найти евреев?» - спросил рав Баркан своего спутника, когда они находились в супермаркете. К кассам тянулись длиннющие очереди. Люди уныло стояли со своими тележками, смирившись с тем, что придется потратить не менее получаса.

«А вот, обратите внимание на этого суетящегося господина, - заметил рав Ласри.— Он наверняка еврей». И действительно, один из покупателей быстро продвигался по узкому проходу, все ближе и ближе к кассе, время от времени восклицая: «Пропустите, прошу вас! Моя жена рожает! Мне нужно срочно в клинику, а дома дети с прихворнувшей тещей. Я должен успеть завезти им продукты! Пропустите! Прошу вас! Спасибо, спасибо, вы очень любезны!»

Очередь продолжала медленно ползти, а шустрый джентльмен уже толкал тележку к паркингу. Рав Ласри вместе с равом Иеhудой догнали его и остановили вопросом: «Простите, вы еврей?» «Да! А как вы узнали!?» - воскликнул тот и испарился.

Это наша национальная черта — органическая неспособность долго оставаться пассивным наблюдателем в некой устоявшейся ситуации. (Не случайно, выдающиеся умы рождаются чаще всего в еврейском народе!)

Но почему же в таком пассивном состоянии пребывали евреи в Египте? Почему не восстали против фараона?

Однажды Любавический ребе задал похожий вопрос одному из главных раввинов Израиля - раву Исраэлю Меиру Лау. «Почему, - спросил он, - в последних поколениях мы все реже встречаем это качество у евреев? 70 лет коммунисты угнетали народы России. Гитлер гнал в печи тысячи и тысячи людей!.. Где в это время были евреи?»

«Катастрофы снижают сопротивляемость, - ответил рав Лау. - Гитлер самым страшным геноцидом не смог уничтожить всех евреев. Сталин никакими кровавыми репрессиями и лагерями не сумел полностью извести евреев на территории Советского Союза. Однако оба они преуспели в укрощении еврейского духа. Он оказался, пусть

не до конца сломлен, но очень подавлен. Воля была подмята. И даже на создание своего государства евреи пошли в состоянии крайнего отчаяния и усталости. Их влекло к чему-то надежному, к тихому пристанищу. Это последнее, чего многие из них хотели в жизни».

Так было и в Египте. Более двух столетий рабства сломили дух евреев, привели к апатии и покорности. Вот почему никто не хотел перемен, никто не готов был верить.

Понятно, что одни и те же принципы могут работать поразному. История изобилует впечатляющими примерами. Приведем один из них.

Пророк Иеhошуа, разрушив город Иерихо, предупредил, что попытка отстроить его повлечет за собой расплату: фундамент города вырастет на первенце того глупца, который возьмется за строительство, а городские ворота — на его младшем сыне. Прошло время, и появился некто Хиэль Бейт hаЭли (человек из города Бейт Эля). Он пренебрег предупреждением, поскольку ничего не принимал на веру - и тогда проклятие Иеhошуа сбылось. Когда Хиэль приступил к постройке фундамента, умер его первый сын, а к концу строительства умер последний.

Каждый нормальный человек сделал бы правильный вывод: к словам мудрецов и пророков стоит прислушиваться! Но Хиэль, упрямый и дерзкий, «закусил удила», и сейчас, когда стоило бы усомниться в своей непогрешимой правоте, оставался тверд.

Продолжение истории служит тому подтверждением.

До истечения семи дней траура Хиэль позвал на пир Ахава, царя Израиля. Правитель этот был известен своей щедростью, он денно и нощно заботился о материальном благополучии подданных, однако жена его Изевель, взятая им из Цидона, была неистовой идолопоклонницей, в результате чего вся страна стараниями царственной четы наполнилась знаками отрицания Б-га и идолами. Даже на бутылочках для младенцев, которые вырезались из бычьих рогов, Ахав повелел наносить надпись: «Нет у меня общего с Б-гом Израиля». А уж скольких пророков Вс-вышнего казнили в этот период за то, что обращались к народу с поучением и призывали вернуться к Торе!

Позвал Хиэль на свой пир и пророка Элияhу. Когда все они, вместе с другими гостями, сели за стол, встал один из гостей и сказал хозяину дома: «То, что случилось с твоими детьми, трагическая случайность. Они погибли не из-за проклятия Иеhошуа». Пророк Элияhу возразил: «Неправда!..» Ахав не дал ему договорить: «Кто важнее, учитель или ученик?». Царь повернулся к хозяину дома, ожидая ответа. «Конечно, учитель!» - ответил Хиэль. «Тогда объясни мне противоречие. Моше сказал от имени его Б-га: "Если потянется сердце ваше за другими богами... Остановлю я небеса, и не будет дождя!" Я, царь Ахав, сделал так, чтобы во всем Израиле не было места без идолов, но все равно в положенный срок идут дожди! Кто-то тут считает, что ты был жертвой проклятия. Получается, что проклятие Иеhошуа сбылось, а то, что говорил его Учитель, не сбылось?!» Ахав, довольный удачным логическим построением, пребывал в полной уверенности, что останется безнаказанным.

И тогда пророк Элияhу, постановил трехлетнюю засуху.

По истечении этого страшного периода он собрал весь народ Израиля на горе Кармель. Позвал и всех священников, служивших различным культам. Теперь он мог доказать им, что Вс-вышний - Один и нет силы в рукотворных истуканах.

Пророк Элияhу построил два жертвенника. Один для Создателя, другой для служителей Баала (самого в те времена популярного идола). Взял двух быков и велел положить их на жертвенники, а затем предложил служителям Баала выбрать себе любой из них. Пусть на Небесах определят, какой из жертвенников подлинный, и спустят на него Небесный огонь.

Разумеется, служители Баала огня свыше не ждали. Они вырыли яму под жертвенником, рассчитывая спрятать в ней того, кто, услышав призыв жрецов «Баал, ответь нам», - подожжет. Доброволец отыскался довольно быстро. Хиэль Бейт hаЭли взял на себя эту роль и поплатился. Всвышний послал змею. Она ужалила его. Поклонники Баала кричали: «Бааль, ответь нам! Бааль, ответь нам!» - тщетно. Огонь сошел на жертвенник Элияhу. Народ, наконец, увидел: нет силы в идолах! Все пали ниц и воскликнули: «Вс-вышний — Он Б-г, а не Бааль! Вс-вышний — Он Б-г, а не Бааль!»

До последнего вздоха Хиэль не отказался от своего неверия. Так, способность во всем сомневаться, чтобы дойти до сути, та самая способность, которая привела Авраhама к Б-гу, став инструментом злодея, сомневающегося во всем, кроме собственной правоты, обернулась для него самого злом.

Но с евреями в Египте обстояло иначе. Отчаяние и порабощенность не позволили людям сразу последовать за Моше. Пройдет еще немало времени, прежде чем сыны Израиля будут готовы обрести свободу.