Б-госознание и человечество

Б-госознание и человечество

Основанное на Б-жественной Торе стремление облагородить материалистические амбиции, (в частности, путем исполнения ее заповедей) — это уникальная обязанность еврейского народа. Осознание Б-га, понимание Его любви и Провидения и ответная любовь человека к Б-гу, почитание Его и Его созданий доступны каждому. Эти проявления связи человека с Б-гом изначально доступны всем человеческим существам. Никакая другая мыслимая радость не сравнится с удовлетворением, которое мы получаем, делясь нашей любовью к Б-гу с другими Его созданиями. Это счастье пронизывает всю природу человека независимо от расы или национальности, тогда как эгоистическое материалистическое стремление неизбежно приводит к духовной пустоте и физическому страданию. И наоборот, там, где есть осознание Б-га, удовлетворение физических желаний человека стимулирует самую возвышенную любовь к Нему. Как мы видели, такого рода процесс возвышения отличается от всех других попыток облагородиться тем, что естественные физические стремления человека не отрицаются, а напротив, считаются необходимыми в осуществлении более высоких духовных целей. Иначе говоря, материальное процветание становится не конечным предметом вожделений, а средством для достижения высокой степени Б-госознания. По сравнению с этой всеобъемлющей истиной ничтожными кажутся устаревшие претензии материалистической философии. Возвеличивая физическую сторону человеческой натуры и провозглашая власть человека над законами природы, материалисты ниспровергали его духовность. Но время таких философских установок ушло безвозвратно.

Поэтому точно так же, как возникновение материализма породило общественные перемены за последние три столетия, так и пришедшее к людям осознание Б-же-ственного Провидения вызовет всеобщие позитивные изменения. Счастье человека и достижение им самого необходимого в жизни будет рассматриваться как результат заботы Б-га о каждом индивиде. Эгоизм и неудовлетворенность — главные причины современных войн и гонки вооружений — будут уничтожены.

В благотворной атмосфере, содействующей осознанию личного участия Б-га в жизни человека, люди будут чувствовать себя намного увереннее. Они уже не будут считать своего ближнего безжалостным соперником в жестоком, ограниченном рамками земного бытия мире. Не опасаясь за свое благосостояние, они будут терпимо относиться к другим, закладывая тем самым фундамент мирного сосуществования.

Осознание заботы Б-га о каждом будет удовлетворять потребность человека в метафизической любви и заботе. Более того, благодаря этому осознанию естественное человеческое чувство благодарности будет выражаться в любви к Б-жественному Обеспечителю материальных потребностей людей. Результат такой благодарности — покой и счастье — излечит человеческое сердце и душу.

Международные отношения

Тезис этой книги состоит в том, что осознание любви и всемогущества Б-га дает человеку силу воли, чтобы отстаивать этические позиции в противоборстве с эгоистическими претензиями.

Любые так называемые врожденные черты характера, обусловленные расовыми или национальными особенностями, которые использовались для оправдания разногласий среди народов, не являются абсолютными и непреложными. Ничто не может помешать человеку сознательно избрать систему альтернативных ценностей и позиций, которая исподволь внушит новый уровень осознания Б-га и, таким образом, станет возможным улучшение взаимоотношений на уровне семьи, народа и всего человечества.

Сила, которую дает Б-госознание, позволяет человеку преодолеть и облагородить любые, казалось бы, противоречивые тенденции внутри себя, которые в настоящее время являются препятствием на пути нравственного совершенствования. Таким образом отпадает необходимость ограничивать общественные отношения, основанные на благодарности Б-гу, одной группой людей, семьей или соотечественниками. Всякий, кто руководствуется в своих поступках благодарностью к Всевышнему, будет стараться разделить полученное от Него "добро", со всеми Его созданиями. Это побуждение к общественным взаимоотношениям без семейных или национальных ограничений возникает само собой из чувства благодарности и любви к Б-гу. В итоге этическое общественное поведение становится нашей личной заботой, а положительные результаты этого распространяются на все создания Б-га без исключения. Богатство зависит от воли Всевышнего, хотя считается, что для его получения желательны также и усилия человека. По Своей воле Б-г одаривает людей знаниями и способностями, необходимыми для увеличения производительности труда, чтобы обеспечить обильный урожай даже на скудной земле. Это не только повышает жизненный уровень отдельного человека, но и обеспечивает выживание всего непрерывно растущего населения. Тот, кто, соединяя континеты воздушными линиями, смотрит на них открытыми глазами, никогда не поймет, почему народы мира ведут кровопролитные войны, стремясь захватить новые территории. Он заметит, что большей части земной поверхности еще не коснулась рука человека и что совершенно не тронуты несказанные богатства океанского дна1. С помощью провидческой заботы Б-га получив способность проникать в тайны атома, можно заставить даже пустыни приносить богатые урожаи. Кроме того, есть достаточное количество естественных богатств, которые в состоянии обеспечить высокий уровень жизни и сейчас, и в будущем, даже если население увеличится во много раз.

Лишь разногласия между народами, являющиеся результатом их алчности, не дают мирно использовать эти сокровища. Если хотя бы ничтожную долю средств и усилий, затрачиваемых на производство вооружения, направить на общее распределение природных ресурсов земли и ее недр, мы смогли бы добиться такого уровня жизни, о котором сейчас даже не смеем мечтать. Почему государства с огромными территориями стремятся подчинить своему влиянию остальной мир? Потому что их эгоистические амбиции порождают маниакальную страсть к захват-ничеству. Если бы народы этих стран смогли понять, что мир не является производным слепого механического случая, а управляется беспредельным Создателем, Который не оставляет без внимания ни одно из Своих творений, это, несомненно, привело бы к перевороту в этических воззрениях.

В эпоху господства материализма предприимчивый индивидуалист вынужден рассматривать свое окружение и ближних как возможные объекты эксплуатации. Хладно кровно, не считаясь с другими, он пытается осуществить свои личные планы. Жестокая кокурентная борьба заставляет предпринимателей, да и целые народы, заботиться лишь о собственных интересах. Только так они смогут выжить. Испытывая постоянный страх пред разорением, индивидуалист стремится к изобилию и экономическому счастью, но это такая разновидность счастья, которая никогда не становится длительной реальностью. Говоря словами мудрого царя Шломо: "Кто любит деньги, тот не насытится деньгами" (Коэлет 5:9). Но если бы индивидуалист осознал, что материальное благополучие зависит не от его инициативы, а от воли Б-га, его стремление к бесконечному приобретательству, которое является основной пружиной в конкурентной борьбе, могло бы исчезнуть. Это в равной степени справедливо и по отношению к целым народам, а не только к отдельным личностям. В атмосфере всеобщего признания Б-жественного Провидения предприниматель и его страна уже не будут больше беспокоиться об устранении конкурентов и смогут спокойно наслаждаться плодами своих трудов.

Если бы зависимость человека от Б-га была признана, она оказала бы еще одно благотворное воздействие на индивидуализм. Когда уменьшится ненасытное стремление к приобретательству, приостановится размах торговли и развитие промышленности. Масса людей покинет большие города, куда их привела мечта о сказочном богатстве. Они вернутся к земле и воспримут ее как свой естественный источник существования. Такая жизнь более естественна и здорова как физически, так и духовно2.

Кстати, это, возможно, явится единственным разрешением состояния угрозы промышленного загрязнения окружающей среды и экологического самоубийства — результатов наших технических достижений.

Ведущим принципом экономики вновь станет комфортное существование. Основные отрасли промышленности перейдут в руки тех, кто думает о технике, а не только о выгоде. Ограничение предпринимательства в промышленной сфере и в торговле снизит промышленное производство и вызовет повышение цен на товары. В здоровой экономике более высокие цены позволят работодателю гарантировать более либеральную зарплату и освободят его от того гнета, который заставляет смотреть на своих работников как на объект эксплуатации.

С исчезновением стремления к материальному обогащению предприниматель уже не будет находиться в тисках двух противоборствующих сил. Это, с одной стороны, все возрастающие требования рабочих, которые, как и он сам, охвачены всепожирающей страстью к обогащению. С другой стороны, это жестокая конкурентная борьба за рынок, требующий постоянных усовершенствований как количественных, так и качественных, результатом чего является сведение прибылей до минимума. Когда забота Б-га о каждом человеке будет признана всеми, рабочий тоже перестанет стремиться к непрерывному повышению своего жизненного уровня сверх объективных потребностей, удовлетворившись той зарплатой, которую получает. Предприниматель, в свою очередь, из благодарности и преданности Б-гу пожелает отдать другим часть своего богатства и станет гораздо внимательней к благосостоянию своих работников.

При господствующей ныне экономической философии мы чувствуем, что имеем право на плоды своего труда и не имеем никаких обязательств перед кем бы то ни было. Однако, как только мы честно признаем, что всякий продукт нашего труда требует особого акта Б-жественного Провидения, мы не сможем больше считать себя исключительными владельцами этого продукта и не будем искать оправданий для того, чтобы лишить ближнего его доли благ. Из благодарности Б-гу мы сделаем эти продукты доступными для других Его созданий, когда это им потребуется. Итак, когда забота Б-га о каждом будет признана всеми, желаемый жизненный уровень будет достигнут как естественное следствие того, что все посвятят свои усилия высочайшим принципам морали. Народы перестанут жить в страхе друг перед другом. Гонка вооружений, являющаяся порождением взаимного страха, прекратится. Люди будут удовлетворены ресурсами собственной территории. Именно такое положение составляет давнишнюю мечту о "мирном сосуществовании".

Всемирное признание Б-жественного Провидения будет благоприятствовать великодушному желанию помогать нуждающимся и слаборазвитым странам. Эта помощь будет оказываться из благодарности Б-гу, а не по стратегическим или экономическим соображениям. Сегодня народы истощают свои богатства в выматывающей и бессмысленной гонке вооружений. Когда это прекратится, техника и наука освободятся для развития нищих, заброшенных регионов земли на благо нуждающихся народов. Эгоистические национальные интересы уступят место международному сотрудничеству в решении насущных жизненно важных проблем экологии.

Краеугольным камнем еврейской веры является вера в то, что Машиах спасет весь мир и сделает его лучше3. Когда народы мира возвратятся к осознанию Б-га и мысли о материальных благах не будут больше подстрекать их алчность, наступит мессианская эра. Человечество полностью осознает власть и провидческую заботу Б-га. Все народы подчинятся общему мировому правительству, сформированному на основе Б-жественного Всеобщего кодекса гуманности и морали. Международные споры и войны станут излишними и "мечи будут перекованы на орала", как пророчествовали Иешаяу и Миха. Всеобщее стремление любить Б-га приведет к мировой гармонии. Эта мечта станет реальностью, так как все люди будут уважать власть Б-га. Станут реальностью чаяния еврейского народа, выраженные в молитвах, которые с такой тоской читали евреи более 2000 лет: "Все творения рук Твоих будут почитать Тебя и все Твои создания склонятся перед Тобой. Они объединятся в братство, чтобы исполнять волю Твою всем (т.е. двойным) сердцем". В этом — осуществление пророчества Цфании: "Затем Я дал всем народам чистый язык, чтобы все они могли взывать к имени Б-га и служить Ему с общего согласия" (Цфания 3:9).

Общество

Пробужденное осознание власти Б-га окажет глубокое воздействие на все уровни общества. Наше столетие стало свидетелем появления разрастающихся центров народонаселения — больших городов. Техническая инфраструктура жизни современного города позволила значительно повысить жизненный уровень среднего рабочего по сравнению с уровнем жизни сельскохозяйственного общества. Однако технический прогресс не означает повышение уровня морали, которого требует здоровое общество. Эстетический дух, распространяемый средствами массовой информации и поддерживаемый школьной системой, разрушает врожденное чувство совести у учеников, любовь к Б-гу, страх перед Ним, веру в то, что есть кто-то Высший, не оставляющий ни одного человека, кем бы тот ни был. Наконец, святость жизни, связанная с духовной любовью и уважением к другим людям, совершенно забывается.

Сегодня жители городов подвергаются всякого рода нравственным извращениям в погоне за иллюзорной мечтой материалистического общества. Эти "узаконенные" извращения неизбежно приводят к новым "низостям" в человеческом поведении, включая открытую преступность. Как результат нигилистических тенденций нашего поколения все худшие формы насилия оправдываются все более и более "больными" людьми. Учреждения по охране законности и порядка абсолютно не способны справиться с огромными проблемами. Тюрьмы США переполнены. Согласно статистике, только в штате Вирджиния нужно будет в течение десяти лет строить по одной новой тюрьме в год, чтобы разместить всех заключенных. А что будет потом?

Лишь когда пробудится этическая, связанная с Б-гом совесть человека, тогда он сможет добровольно оставаться в рамках закона. Более того, становится все яснее, что светское, лишенное ценностей образование, на котором сейчас настаивают в школах, приносит незрелые плоды. Когда работники просвещения делают все возможное, чтобы дезавуировать любую систему ценностей, чтобы их ученики свободно выбирали ценности по своему усмотрению, то результатом является полное и всеобщее отрицание ценностей.

Осознание заботы Б-га избавит современного человека от чудовищной затраты сил, которая разрушает его физически и опустошает морально. В то же время он избавится от алчности, которая не дает ему передышки, ибо "время — деньги". Без доверия и веры в Б-га его финансовый успех и судьба в целом считаются полностью зависимыми от собственных усилий и трудов. Именно это чувство одиночества и слабости терзает его постоянными страхами за свое будущее и будущее своей семьи. Помимо ежедневной погони за экономическим благом, он вынужден обеспечивать и будущую безопасность. Но как только человек приобрел доверие к Б-гу, он чувствует, что о немзаботится его Небесный Отец! Его ежедневный труд не будет больше омрачен страхом за будущее, и он найдет довольство в настоящем. Общественная жизнь, также направляемая сознанием заботы Б-га, успокаивается и теряет агрессивность и враждебность. Человеческая ценность не будет больше определяться его выгодностью. Общество, движимое эгоистическими материалистическими тенденциями, всегда пронизано завистью и насилием. В такой среде забастовки и бунты так же, как и революции, были оправданными средствами улучшения жизни простого человека. Однако, если любовь к Б-гу переходит в заботу о Его созданиях, эгоизм уступает место великодушию. Важно отметить, что вера в Б-жественное Провидение предполагает нашу твердую веру в то, что Б-г дарует каждому изобилие или бедность для его же блага. В этом смысле мы должны стремиться к тому, чтобы найти счастье и удовлетворение в том, что нам предназначено. Наша обязанность — относиться ко всем людям как к полноправным получателям Б-жественных милостей. Если это в нашей власти, мы обязаны возвысить нуждающегося и восстановить его достоинство. Фактически закон Торы гласит, что высший акт милосердия, который мы можем совершить для нуждающегося, — это помочь ему стать финансово независимым4.

Испытывая любовь к Б-гу, человечество наполняется новым счастьем, и материалистические стремления и агрессивность теряют свою силу. Самая соблазнительная реклама производителей и продавцов, если таковая все же будет нужна, не сможет больше вызывать досаду, играя на естественном желании человека улучшить свою долю. Стремление к физическим наслаждениям будет переориентировано на более возвышенное стремление к истинному счастью. Даже сексуальное влечение, которое сегодня смело все ограничения, потеряет свою неестественно преувеличенную и необузданную власть над человеком, уступив высокому стремлению к Б-госознанию. Гармоничная семейная жизнь, построенная на том, чтобы "отдавать", станет возможной, когда мужчины, женщины и дети впустят Б-га в свои сердца. Психология не знает более эффективного средства, с помощью которого человек может избавиться от какого-либо пагубного пристрастия, чем пробуждение в нем другого страстного желания, доставляющего большее удовлетворение его натуре. Эта альтернатива будет особенно благотворной для молодых интеллектуалов, которые сыты по горло противоестественной материалистической манией нашего времени и ищут более осмысленного счастья.

Счастье материалиста — нечто такое, чего на самом деле никогда нельзя получить, потому что оно недостижимо по сути. В крушении своих надежд охваченный стремлением к счастью человек ищет ему возможную замену. Он прибегает к наркотикам и фантазиям, чтобы заполнить вакуум бессмысленности, порожденный современной культурой. Но как только реалии повседневной жизни смогут дать человеку возможность вкусить любовь Б-га и заботу о себе, то его физические и духовные потребности полностью удовлетворятся, ему больше не понадобится прибегать к искусственным анестезирующим средствам, которые разрушают душу и тело.

Благодарность Б-гу будет особенно способствовать преодолению барьеров эгоизма и расизма нашей материалистической эпохи. Из благодарности к Б-гу у человека появится потребность поделиться с другими созданиями Б-га, чтобы и они вкусили от Его даров. В эпоху материализма человеческий ум и знания были подчинены эгоизму человека и желанию уничтожить его "конкурентов". В мессианский период Б-госознания духовные силы человека смогут развиваться на благо всех независимо от расы и национальности.

Поэтому человеку, чтобы освободиться от разрушающих пороков нашего времени, необходима полная духовная трансформация. Если человек хочет избавиться от возрастающей опасности духовного и физического краха, он должен не бежать от Б-га, а обратиться к Нему, искать и узнать Его. Этот поиск Б-га - суть человеческого существа, не захлебнувшегося в быстром течении нашего материалистического времени.

Пророки Израиля предсказывали, что еврейский народ сыграет ключевую роль в возвращении человечества к осознанию Б-га. Поэтому мы должны вернуться к истории изгнанного еврейского народа, к его вековому стремлению в Сион, к феномену современного еврейского государства в библейской Земле Израиля и его роли в последнем действии драмы мировой истории.