Истории о Моше
История про то, как родился Моше
Самым мудрым, самым уважаемым человеком среди евреев в то время был один левит, звали его Амрам. И вот когда фараон приказал убивать еврейских младенцев, Амрам подумал: "Зачем евреям рожать детей, если египтяне их тут же будут убивать?" И Амрам развелся со своей женой, которую звали Йохэвед.
А в то время у Амрама и Йохэвед уже было двое детей, девочка Мирьям и мальчик Аарон. И Мирьям сказала отцу своему Амраму:
- Как же так? Фараон повелел убивать только мальчиков. Но если дети не будут рождаться, то не будет и девочек! Тогда очень скоро евреев на свете совсем не останется!
И Амрам рассудил, что его дочь Мирьям права. И тогда он опять взял Йохэвед в жены.
И вот как-то однажды, вскоре после этого, пришли к фараону звездочеты и гадатели и сказали:
- Плохая весть, великий фараон! Расчеты ясно показывают, что со дня на день должен родиться человек, который уведет евреев из Египта. Однако наша наука говорит, что у человека этого будут большие неприятности, связанные с водой. Непонятно лишь, египтянин это будет или еврей.
- Что? - сказал фараон. - Освободителем евреев может оказаться египтянин? Повелеваю: отныне пусть в Нил бросают не только еврейских, но и египетских младенцев! Ваша наука говорит правильно - у врага моего от воды будут очень большие неприятности, и к тому же сразу, как только он родится на свет. - И фараон мрачно ухмыльнулся.
Как раз в эти дни у Амрама и Йохэвед родился третий ребенок, мальчик. Когда он родился, весь дом озарился светом, и тогда все поняли, что ребенку этому суждено совершить великие дела.
Три месяца Йохэвед удавалось прятать сына. Но через три месяца к ней пришли соседи и сказали:
- Йохэвед! Солдаты фараона рыщут совсем рядом, они ищут твоего ребенка, вот-вот они придут сюда!
И тогда Йохэвед взяла корзину с крышкой и обмазала ее снаружи смолой, а изнутри глиной. Она положила своего сына в эту корзину, отнесла к Нилу и поставила ее на воду, в тростнике у берега. Мирьям же спряталась так, чтобы издалека следить за своим маленьким братом и видеть, что случится с ним.
Но почему Йохэвед не отнесла корзину на перекресток дорог или не спрятала в овраге? Вот почему: она знала, что, как только корзина с ребенком окажется на воде, придут к фараону его звездочеты и гадатели и скажут:
- Тот, кто должен был увести евреев из Египта, брошен в Нил!
Так и случилось.
Услышав это, фараон отменил свой указ об убиении младенцев, и в воду их больше не бросали.
А тем временем дочь фараона пошла на Нил купаться. И вот подходит она к воде и вдруг видит какую-то корзину в тростнике. Велела дочь фараона одной из своих рабынь достать эту корзину, открыла ее и увидела младенца. И догадалась она, что мальчик этот - еврейский ребенок, и пожалела его дочь фараона и решила, что возьмет малыша к себе во дворец и вырастит его. Но ведь младенцу нужна кормилица, как же быть?
Тут подошла к дочери фараона Мирьям, которая все это видела. И сказала Мирьям:
- Позволь, я пойду и приведу к тебе кормилицу из еврейских женщин.
И ответила дочь фараона:
- Пойди.
Тогда Мирьям стремглав побежала домой и привела Йохэвед. И дочь фараона сказала ей:
- Возьми этого ребенка и вскорми мне его, пожалуйста.
И Йохэвед забрала своего сына домой. Но когда она вскормила его, ей пришлось отдать мальчика во дворец дочери фараона. Дочь фараона назвала его Моше, потому что она вытащила его из Нила, а” моше “ означает "тот, кто вытаскивает". И не зря она назвала мальчика именно так -ведь через много лет Моше вытащил, вывел евреев из Египта.
И дочь фараона растила Моше как собственного сына. (Теперь ты понимаешь, почему звездочеты и гадатели, которые вообще-то предсказывали все более-менее правильно, не разобрались, египтянин будет Моше или еврей?)
И haШему очень понравилось, как поступила дочь фараона, как она не испугалась страшного указа своего отца и спасла Моше от смерти. Имя дочери фараона было Битья, что значит "дочь haШема". Битья одна из тех немногих людей, которых haШем забрал к Себе живыми и которые не умерли. Вот так и получилось, что Моше, которого фараон так хотел погубить, не только остался цел и невредим, но, более того, вырос у этого фараона прямо во дворце! haШем часто устраивает так, что злодеи готовят себе погибель собственными руками.
История про то, как Моше бежал из Египта
И было, вырос Моше во дворце фараона. И видел он, как измываются египтяне над евреями, и плакал он о страшной участи своего народа.
Однажды Моше увидел страшную картину-какой-то египетский надсмотрщик бьет еврея так, что вот сейчас убьет. Еврей хочет убежать, но египтянин гонится за ним, настигает и бьет, вот-вот из еврея дух вон.
По закону надсмотрщик заслуживал немедленной смерти. Но Моше все же подумал: нет ли какого-нибудь оправдания египтянину? Может быть, например, кто-нибудь из его потомков будет праведником, будет служить hаШему? Но haШем показал Моше, что ни один из потомков египтянина не будет праведником и что нет этому египтянину оправдания.
Моше оглянулся по сторонам и увидел, что никого поблизости не видно и что еврея защитить некому. И тогда Моше произнес ИМЯ haШема. Египтянин упал мертвым, и Моше забросал его песком.
На другой день увидел Моше картину еще более дикую, чем накануне. Вот ссорятся два еврея, и один из них поднял руку на другого и сейчас ударит.
- Злодей! - воскликнул Моше. – Лама такэ рээха? - Зачем ты бьешь своего ближнего?
И тут увидел Моше, что это спасенный накануне им Датан замахнулся на человека по имени Авирам. Теперь же Датан сказал Моше:
- Кто это поставил тебя начальником над нами, что ты вмешиваешься не в свои дела, мальчишка?! Уж не для того ли ты так раскомандовался, чтобы убить меня своими словами, как вчера убил ты египтянина?
И испугался Моше и подумал: "Такие люди еще чего доброго пойдут и расскажут все фараону". И Моше не ошибся. Датан и Авирам пришли к фараону и рассказали, что Моше убил египтянина. Фараон, конечно же, приказал схватить Моше и казнить его, но Моше удалось бежать.
"Теперь я понимаю, - думал Моше с горечью, - почему евреи, избранный haШемом народ, живут так ужасно, как ни один другой народ не живет. Среди нас есть доносчики!"
Долго бродил Моше по земле, из одной страны в другую, пока, наконец, не пришел он в страну Мидьян. Пришел и сел около колодца.
История про то, как Моше поселился в стране Мидьян
Задолго до прихода Моше в страну Мидьян пришел туда Итро, бывший советник фараона. И сказали ему мидьянитяне:
- Все знают, какой ты мудрый человек, Итро. Будь же нашим главным священником! Научи нас, как лучше всего служить нашим идолам.
Итро согласился и начал изучать мидьянских идолов. Но чем больше он их изучал, тем больше ему казалось, что служение идолам-занятие ну просто совершенно бестолковое! И наконец Итро понял, что в идолах никакой силы нет и что сделал мир, управляет миром Кто-то Другой, хотя Итро пока еще и не знал Кто. Тогда пришел он к мидьянитянам и сказал:
Больше я не буду вашим главным священником, потому что я человек старый и мне трудно.
Мидьянитяне рассердились и ответили:
- Так мы и поверили - да тебе же попросту идолы наши не нравятся! И за это никто из нас не будет знаться ни с тобой, ни с кем-либо из твоей семьи.
А у Итро было семь дочерей. И вот теперь пришлось им самим пасти стадо своего отца - ведь пастухи мидьянские тоже обозлились на Итро. Всякий раз, когда они встречали его дочерей у колодца, они задирали и обижали их, поэтому дочери Итро обычно ждали, пока пастухи напоят свои стада и уйдут. Только после этого подходили они к колодцу и поили овец.
Однажды пришли дочери Итро к колодцу, начерпали воды и налили ее в поилки, но тут появились пастухи и столкнули дочерей Итро в воду.
Моше видел все это - ведь сидел он как раз у этого самого колодца. И встал Моше и разогнал пастухов. Потом он начерпал воды и напоил овец Итро. Черпать было нетрудно, потому что вода в колодце, конечно же, поднялась, как только Моше наклонился над колодцем.
Когда дочери Итро вернулись домой, спросил их отец:
- Что это вы сегодня вернулись так рано? Неужели пастухи вам сегодня не мешали?
Тогда рассказали они, что пришел какой-то человек в египетской одежде, защитил их от пастухов, напоил овец, а вода в колодце поднялась ему навстречу. Итро сразу вспомнил, что вода в колодце поднималась тогда, когда Элиэзэр приходил брать Ривку в жены Ицхаку, и когда Яаков пришел в Харан жениться на Рахели, - все знали про это. Итро подумал: "Этот человек, несомненно, кто-то из сыновей Яакова. Надо позвать его жить ко мне в дом - может быть, он женится на какой-нибудь из моих дочерей. Это было бы так замечательно - ведь никто из местных, из мидьянитян, не возьмет их в жены!"
И согласился Моше жить у Итро, и Итро дал Моше в жены свою дочь Ципору. И родила Ципора сына, и Моше сказал: "Я еврей, а живу вдали от моего народа. Я только пришелец в этой чужой стране". И назвал он сына своего Гершом, что означает "пришельцем был я там".
А тем временем жизнь евреев в Египте стала еще хуже, хотя, казалось бы, хуже было некуда. И еще случилось вот что: фараон смертельно заболел проказой. Тогда фараоновы мудрецы и врачеватели сказали ему:
- Чтобы излечиться, тебе нужно два раза в день принимать ванну из еврейской крови.
Узнали евреи об этом и возопили к haШему.
И услышал haШем этот вопль, и помнил Он, что обещал Аврааму, Ицхаку и Яакову спасти евреев из рабства, и увидел haШем, что время настало.
История про то, как haШем послал Моше в Египет
Моше жил у Итро и пас его овец. И был Моше лучшим из пастухов в Мидьяне - ни разу не случилось так, чтобы дикий зверь унес овцу из его стада; а когда бывало, что какой-нибудь маленький ягненок очень уставал, то Моше брал его к себе на плечи. И еще очень заботился Моше о том, чтобы овцы его паслись только на тех лугах, которые никому не принадлежали, чтобы не съели они ни травинки с чужого поля.
Однажды Моше со стадом ушел очень далеко от дома и очутился у горы Синай. И увидел Моше удивительную картину. Вот куст терновника горит огнем и не сгорает. "Что же это такое? - подумал Моше. -Ведь это совсем как евреи: какие бы враги их ни мучили, каким бы огнем их не жгли – евреи всегда остаются самими собой и не сгорают. Отчего же не сгорает терновник? Пойду и посмотрю".
И тогда из горящего куста его позвал haШем:
- Моше! Моше!
Моше не понял, кто его зовет, но ответил:
- Вот я.
И haШем сказал:
- Сними же обувь твою: земля, на которой ты сейчас стоишь, Святая.
Моше быстро разулся. Тогда haШем сказал:
- Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова.
И закрыл Моше лицо свое, потому что боялся он смотреть на огонь hаШема.
А haШем сказал:
- Увидел Я страдания, тяготы и боль евреев в Египте, и услышал Я вопль их. Час настал. Иди к фараону и выведи народ Мой из Египта!
- Я??? - спросил Моше и испугался. Он подумал: "Разве станет фараон меня слушать? Разве послушает меня народ? Но даже если и уйдут евреи из Египта, я не могу вести их, я не могу быть вождем. Ведь я, как и многие, люблю деньги - кто остановит меня, когда я стану главным и заберу себе слишком много? К тому же я, как и многие, люблю командовать людьми и судить их - кто образумит меня, если я начну обижать слабых и наказывать невинных?" И опасался этого Моше потом всю свою жизнь.
- Ми анохи ки элэх эль-паро? - сказал Моше haШему. - Кто я такой, чтобы разговаривать с фараоном? Ведь я всего лишь пастух. Что я могу сделать один?
- Один ты, конечно же, сделать ничего не сможешь, - ответил haШем, но ведь ты будешь не один, с тобой буду Я!
Тогда Моше спросил:
- Вот приду я к евреям и скажу: "Бог отцов ваших послал меня к вам", а они спросят: "Как зовут Его?" Что мне тогда ответить людям?
И haШем сказал:
- У Меня много имен. Когда люди видят, что Я - судья над миром, они зовут Меня Элоким. Когда Я расправляюсь со злодеями, Меня называют Цваот. Когда Я отменяю наказания, Меня зовут Шаддай. А когда люди говорят о Моем милосердии, имя Мое – hаШем. И еще Я - Тот, Который Был, Есть и Будет всегда. Так и скажи сынам Израиля: "Посылает меня Тот, которого зовут "Я Буду". И поймут они, что Я всегда буду с народом Моим.
Но Моше все равно боялся быть вождем. Он сказал:
- Евреи не поверят мне!
И haШем спросил:
- Что это в руке твоей?
- Посох, - ответил Моше.
- Брось его на землю, - приказал haШем.
Моше бросил свой посох на землю, и посох превратился в страшного змея.
- Схвати змея за хвост, - сказал haШем.
Моше схватил змея за хвост, и змей снова стал посохом в руке его. А haШем сказал:
- Ты покажешь все это евреям, и они поверят, что послал тебя Я.
Но все же Моше очень не хотел быть главным. И так сказал он haШему:
- Господин мой! Я не могу вывести евреев из Египта - ведь я совсем не умею красиво говорить, не умею убеждать. К тому же я еще и заикаюсь...
Ничего удивительного, - ответил haШем, - ведь евреи должны послушать тебя не потому, что ты очаруешь их красивыми речами, а потому, что через тебя услышат они Мои слова. Я буду с тобой, Моше, иди же!
И Моше затрепетал: он боялся спорить с haШемом, но и идти в Египет ему тоже было страшно! И тогда взмолился Моше:
- Пожалей меня, Господин мой! Пожалуйста, пошли спасать евреев кого-нибудь другого.
И тогда спустился на Моше гнев haШема, и haШем сказал:
- Смотри, Моше! Когда ты выведешь евреев из Египта, Мой народ получит Тору вот на этой горе - а ведь это самая маленькая из всех гор на свете. И выбрал Я такую маленькую гору, чтобы научить, что Мою Тору может получить только по-настоящему скромный человек. Ты пойдешь в Египет! Ты выведешь оттуда евреев ради того, чтобы Я дал им Тору! Все, что тебе понадобится сказать, ты будешь объяснять твоему брату Аарону, который умеет говорить хорошо и складно, а Аарон скажет это всем. Да смотри, не забудь взять свой посох. Ведь хотя Аарон и может говорить очень убедительно, но фараон-то человеческого языка все равно не понимает! Он понимает только тогда, когда его бьют. Вот ты и будешь бить его Моими казнями и чудесами, о которых будешь объявлять с помощью своего посоха!
История, приключившаяся с Моше по дороге в Египет
И взял Моше жену свою Ципору, и сыновей своих Гершома и Элиэзэра, посадил их на осла и пошел в Египет. Элиэзэр был тогда еще совсем маленький, и Моше еще не успел сделать ему обрезание.
И как-то вечером Моше остановился на ночлег и принялся хлопотать, как бы ему устроиться поудобнее. И haШем увидел, что Моше не спешит выполнить мицву, заповедь - сделать Элиэзэру обрезание. А ведь Моше был не простой человек, он шел в Египет, чтобы стать там вождем и учителем евреев. И евреи могли бы подумать, что если сам Моше не спешит делать обрезание своему сыну, то это, должно быть, потому, что обрезание-мицва не важная, и сделать его можно когда-нибудь потом, не обязательно в срок. Но это ведь совершенно неправильно.
И решил haШем напугать Моше, и той же ночью пришел к нему Малах hа-Мавет, ангел смерти. Увидел его Моше и оцепенел.
Но Ципора не растерялась. Она сразу догадалась, в чем дело, тут же сделала Элиэзэру обрезание, и ангел смерти отступил.
А наутро Моше пошел дальше, и вскоре приблизился он со своей семьей к границам египетским. И вышел Аарон им навстречу, и поцеловал он Моше, которого не видел столько лет, и Моше рассказал Аарону о том, как с ним говорил haШем.
А затем пришли Моше и Аарон к евреям, и рассказал им Аарон, что hаШем велел Моше вывести евреев из Египта, и показал Моше, как haШем превращает посох в змея. И весь народ поверил Моше, что его послал haШем. Все благодарили haШема и радовались, что рабство скоро кончится.