Истории про сыновей Яакова
История про то, как братья обиделись на Йосэфа
И поселился Яаков в земле Ханаанской, и было у Яакова двенадцать сыновей. Но больше всех Яаков любил Йосефа, потому что Йосеф был первым сыном его любимой жены Рахели.
И вот, когда было Йосефу семнадцать лет, Яаков подарил ему красивую разноцветную рубашку в знак того, что он - Йосеф - самый любимый сын. И рубашка эта была с длинными рукавами, потому что Йосеф не работал, а только сидел с Яаковом и учил Тору. И еще маленький Биньямин был дома, рядом с ними. А десять старших братьев пасли скот.
Время от времени Йосеф приходил к братьям в поле и рассказывал им, что он успел выучить из Торы и как нужно жить на свете. Понятно, что братьев это раздражало: Йосеф, конечно же, был очень умен, но разве пристало младшему брату поучать старших?
И еще Йосеф ябедничал отцу на братьев. Как ему только покажется, что братья что-то делают неправильно - тут же придет к отцу своему Яакову и все ему расскажет. Йосеф, разумеется, это делал не со зла, он просто хотел, чтобы Яаков поговорил с братьями, чтобы они исправились. Но ведь ябедничать все равно нехорошо! И братья очень обижались на Йосефа.
Однажды Йосефу приснился сон. Он пришел к братьям и сказал:
- Вот приснились мне солнце, луна и одиннадцать звезд. И все они кланяются мне.
И сказал Яаков:
- Какие несуразные сны тебе снятся! Ведь солнце - это отец, луна мать, а одиннадцать звезд - это твои одиннадцать братьев. Так позволь! Ведь Рахель умерла. Как же может твой сон сбыться, как может поклониться тебе твоя мать?
И хотя Яаков очень серьезно относился к снам Йосефа, но он специально ругал его, чтобы братья поменьше на Йосефа обижались. Но братья совсем расстроились. Они подумали: "У нашего прадедушки было два сына, Ицхак и Ишмаэль. Ицхак был главный сын, а Ишмаэля Авраам выгнал в пустыню. У дедушки Ицхака тоже было два сына, наш отец Яаков и его брат Эсав. Яакову Ицхак дал благословение, а Эсаву не досталось ничего. Теперь же видим мы, что Йосеф - любимый сын отца нашего Яакова. Ему одному подарил отец разноцветную рубашку - должно быть, ему одному даст отец и благословение и Святую Землю Ханаанскую! Нас же отец, наверное, прогонит...
И не могли братья даже разговаривать с Йосэфом, и не хотели они с ним здороваться. И ходили братья мрачные.
История про то, как братья продали Йосэфа в рабство
Однажды старшие братья Йосефа ушли пасти свой скот в окрестностях города Шхема. И Яаков позвал Йосефа и сказал ему:
- Пойди-ка в Шхем, проведай братьев своих, посмотри, все ли у них там в порядке. Да и помирись с ними.
Йосеф почувствовал недоброе. К тому же и Шхем был плохим местом - ведь там Шимон и Леви перебили жителей целого города. Но Йосеф, конечно же, послушался своего отца и сказал:
-hинэни. -Вот я. Готов сделать так, как ты скажешь.
И пришел Йосеф в Шхем, но никак не мог он найти там своих братьев. И заметил Йосефа какой-то непонятный человек, увидел он, что вот Йосеф бродит и бродит по полю, будто дорогу потерял. И спросил человек Йосефа:
- Что ты ищешь?
А Йосеф отвечает:
- Братьев моих я ищу. Не скажешь ли ты мне, где они пасут скот?
- А-а-а... - сказал тот человек и нахмурился. И был это вовсе и не человек даже, а ангел Гавриэль. - Братья твои ушли отсюда на север.
Но Яаков велел Йосефу идти только в Шхем и не искать братьев повсюду, поэтому до Шхема у Йосефа не должно было случиться никаких неприятностей, а вот уже дальше могло приключиться что угодно. А Йосеф не подумал об этом, и пошел он на север, и нашел братьев своих.
И увидели братья Йосефа издали. И сказали они друг другу:
- Вон он идет, сновидец, любимчик отца, кляузник. Вот убьем его мы сейчас и посмотрим, как сбудутся его сны.
Но Реувен, старший брат, сказал:
- Что вы, что вы! Нельзя его убивать - он ведь наш брат! Лучше посадим его в яму.
Это Реувен специально так сказал, чтобы потом вытащить Йосефа из ямы и чтобы Йосеф вернулся домой.
И когда подошел Йосеф к братьям своим, они сорвали с него разноцветную рубашку и посадили его в глубокую яму. А сами от этой ямы отошли и сели перекусить.
И тут братья увидели, что идет караван. Едут купцы на верблюдах и везут с собой товар из Гилада в Египет. И тогда Иеhуда (а он был самый умный, и остальные братья его слушались) сказал так:
- Нехорошо будет, если Йосеф умрет из-за нас, все же он наш брат. Давайте продадим его купцам в рабство. Вот он и не будет больше чернить нас в глазах отца нашего и не станет он никогда царем над нами.
И согласились братья с Иеhудой. И вытащили они Йосефа из ямы, и продали его купцам за двадцать слитков серебра. А Реувена в тот момент рядом не было.
Когда же Реувен вернулся к яме и увидел, что она пуста, разорвал он одежды свои, заплакал и сказал братьям:
- Пропал Йосеф - что я теперь скажу отцу?
Тогда взяли братья разноцветную рубашку Йосефа, обмакнули ее в кровь козленка, принесли эту рубашку отцу своему Яакову и сказали ему:
- Зот мацану. - Это нашли мы в поле. Посмотри, рубашка ли это Йосэфа?
И Яаков узнал рубашку и сказал:
- Да, это рубашка моего сына. Верно, зверь дикий его растерзал. Верно, нет больше Йосэфа.
И разодрал Яаков одежды свои, и плакал он и горевал и убивался много-много дней, и все никак не мог он поверить, что Йосефа больше нет в живых. И все вокруг утешали Яакова, но он не мог утешиться.
А купцы пришли в Египет, и там они продали Йосефа Потифару, начальнику стражи самого фараона, царя египетского.
История про Тамар и Йеhуду
Вот какая история приключилась с Йеhудой после того, как Йосеф был продан в Египет.
У Йеhуды было три сына, их звали Эр, Онан и Шела. И взял Йеhуда жену для своего старшего сына Эра, и звали ее Тамар.
Тамар была женщина очень хорошая и праведная. И она знала, что через много лет в Израиле будет великий царь по имени Давид и что Давид должен произойти от нее. И поэтому Тамар очень хотела, чтобы у нее родились дети. Но ее муж Эр говорил так:
- Да что ты, за детьми ведь надо постоянно ухаживать. Ты еще чего доброго подурнеешь от такой работы. Нет уж, никаких детей!
И тогда haШем сделал так, что Эр умер - ведь это страшный грех, когда человек не хочет детей.
И после этого Йеhуда отдал Тамар замуж за своего второго сына, за Онана. Но Онан тоже не хотел детей, к тому же он постоянно обижал Тамар. И было это противно hаШему, и Онан тоже умер.
И Йеhуда очень горевал. И сказал он Тамар так:
- Раз уж ты была женой моего сына и у тебя нет детей, то по закону мне, конечно, полагается женить на тебе Шелу, моего младшего сына, если ты не против. Но Шела еще мал жениться. Подожди, пока он подрастет.
А на самом деле Йеhуда просто боялся, чтобы Шела, его последний сын, стал мужем Тамар - ведь все ее мужья умирали.
И вот прошло много времени. И видит Тамар: Шела давно уже вырос, а Йеhуда все еще не женит его на ней, и нет у нее детей. И тогда Тамар решила, что она сделает так, чтобы сам Йеhуда женился на ней.
И она взяла свои самые красивые украшения, одела свои самые красивые одежды, закуталась в шаль и вышла, и села на перекрестке дорог, где ходил Йеhуда.
И вот идет Йеhуда и видит: вот сидит у дороги красивая женщина. И очень она понравилась Йеhуде. И не узнал Йеhуда Тамар, потому что она закрыла лицо свое шалью. И подошел Йеhуда к женщине и говорит:
- Давай ты на время станешь моей женой.
И было это очень странно. Йеhуда ведь всегда был человеком праведным, ему никогда и в голову не пришло бы просить женщину стать его женой не навсегда, а только на время. Но haШем видел, что Тамар хочет Ему служить, хочет детей, а Йеhуда не выполняет своего обещания женить на ней Шелу. И тогда haШем послал ангелов, которые подталкивали Йеhуду, подталкивали и привели его к Тамар.
И сказала Тамар Йеhуде:
- Если ты хочешь, чтобы я на время стала твоей женой, то подари мне козленка из твоего стада.
И ответил ей Йеhуда:
- У меня при себе нет козленка.
Тогда Тамар сказала:
- Дай мне сейчас в залог печать твою и посох, и когда ты принесешь мне козленка, то я тебе их отдам.
И согласился Йеhуда, и дал ей свою печать и свой посох, и стала Тамар его женой, а Йеhуда не знал, что это - Тамар.
Когда Йеhуда вернулся к себе домой, он взял козленка и попросил одного своего друга отнести его той женщине, что сидит на перекрестке дорог. А тем временем Тамар переоделась в свою обычную одежду, вернулась домой, и поэтому друг Йеhуды не нашел ее. И спросил друг Йеhуды людей на том месте:
- Где тут у вас живет женщина, которая обычно сидит на перекрестке дорог?
А люди ответили ему:
- Не было у нас здесь никогда такой женщины.
И когда друг Йеhуды вернулся домой с козленком и рассказал обо всем Йеhуде, то сказал Йеhуда своему другу:
Ну что ж, пусть мои печать и посох остаются у нее, я ведь честно послал ей козленка, а ты ее искал и не нашел.
Прошло три месяца. И к Йеhуде пришли люди и сказали:
- У Тамар, что обещана твоему сыну Шеле, скоро родится ребенок.
Йеhуда страшно рассердился и сказал:
- Как же так? Ведь Тамар запрещена любому человеку, который не из моей семьи! Ведите ее сюда, сейчас мы будем ее судить! Но Тамар, как только за ней пришли, взяла печать и посох и сказала: Отнесите это Йеhуде и скажите ему, что я была женой того, чьи это печать и посох.
И узнал Йеhуда свои печать и посох, и стало ему очень стыдно. И сказал Йеhуда:
- Цадка мимэни. - Да, Тамар не виновата, а я был неправ. Ведь она хотела выйти замуж и родить детей, а я все никак не женил на ней моего сына Шелу.
Трудно бывает человеку признаться в своем дурном поступке. Особенно трудно это сделать при всех. Но Йеhуда нашел в себе силы и признался. И поэтому именно от Йеhуды произошел царь Давид и все последующие цари тоже - ведь настоящий, справедливый царь, если и сделает что-нибудь плохое и некрасивое, то обязательно должен уметь найти в себе силы признаться в этом и все исправить.
И Йеhуда женился на Тамар. И в награду за то, что Тамар поступила правильно, haШем сделал так, что у нее родились сразу два сына-близнеца. Одного назвали Пэрэц, а другого - Зэрах. И оба они выросли и стали праведными людьми.
История про Йосэфа и жену Потифара
Когда купцы привезли Йосефа в Египет, его там купил Потифар, начальник стражи фараона. И понравился Йосеф Потифару, и Потифар оставил Йосефа работать у себя в доме.
И видел Потифар, что все, что ни делает Йосеф, все ему очень хорошо удается. Наливает, например, Йосеф питье Потифару, а Потифар говорит: "Я хочу холодного!" И питье в руке Йосефа становится холодным. А если Потифар скажет: "Я хочу теплого!", то питье в руке Йосефа становится теплым. А когда приносил Йосеф еду Потифару, а Потифар говорил: "Я хочу сладкой еды", то еда в руке Йосефа становилась сладкой. А когда Потифар говорил: "А теперь я хочу кислой еды", то еда в руке Йосефа становилась кислой.
И очень странно было Потифару, как это у Йосефа все так хорошо получается.
А Йосеф говорит:
- Это haШем мне помогает.
И тогда Потифар назначил Йосефа самым главным в своем доме: чтобы остальные рабы слушались Йосефа и чтобы Йосеф распоряжался всеми работами.
Вот так и жил Йосеф в доме Потифара, и был Йосеф в доме Потифара главным. И помнил Йосеф свои сны, что все будут кланяться ему, и казалось ему, что вот уже он правит другими, а значит, и сны его скоро сбудутся. И поэтому стал Йосеф приукрашиваться, завивать волосы и красиво одеваться. И это было очень нехорошо с его стороны: отец его плакал и горевал о нем в земле Ханаанской, а сам он хорошо ел, пил и носил красивые одежды в Египте. И тогда haШем решил, что нужно наказать Йосефа. И случилось вот что.
У Потифара была жена. Она была очень красивая женщина, и еще она умела колдовать. И вот как-то увидела жена Потифара, какой Йосеф красивый, и полюбила она Йосефа. И стала жена Потифара гадать и колдовать. И узнала она, что в будущем Йосеф женится на женщине из дома Потифара, и что у него с этой женщиной будут дети, и что эти дети станут великими людьми.
"Женщина в доме моего мужа - это я, - подумала жена Потифара. Зачем мне ждать, пока гадание само сбудется? Я хочу прямо сейчас замуж за Йосефа! " И сказала она Йосэфу:
- Женись на мне!
Но Йосеф ответил ей:
- Как же я могу жениться на тебе, когда у тебя есть муж - мой господин Потифар? Нет, этого никак нельзя!
Но жена Потифара все равно решила добиться своего.
В гадании своем жена Потифара не ошиблась, вовсе нет. Просто в доме была еще одна женщина, ее звали Аснат. На ней-то через много лет и женился Йосеф. Аснат была дочерью Дины, дочери Яакова. Давным-давно она ушла от Дины, попала в Египет и была взята приемной дочерью в дом Потифара. Но жена Потифара думала: раз Аснат-дочь приемная, то она не считается.
И не стало Иосэфу прохода от жены Потифара. Каждый день она находила его и завлекала его и заманивала.
- Йосэф, Йосэф, иди ко мне!
И Йосэф прямо не знал, куда от нее деться.
И вот однажды, когда дома никого не было, жена Потифара подкараулила Йосэфа, схватила его за одежду и зашептала:
- Йосэф, женись на мне немедленно!
И стала она тянуть Иосэфа к себе. И такая она была красивая, что Йосэф не устоял и шагнул ей навстречу. Но перед его глазами появился образ отца его Яакова, и Йосэф опомнился, рванулся изо всех сил, и убежал, а одежда его осталась в руках жены Потифара.
"Ах вот как?" - обозлилась жена Потифара. И закричала она громким голосом и стала звать слуг. И когда слуги прибежали, она сказала им:
- Смотрите, что хотел сделать со мной этот раб-еврей! Он пришел и набросился на меня, но я громко закричала. Тогда он испугался и убежал, и я успела схватить только его одежду - вот она.
И когда Потифар вернулся домой, она рассказала ему то же самое. Ужасно рассердился Потифар, он был просто в ярости! И закричал Потифар слугам своим:
- В тюрьму его!
История, приключившаяся с Йосэфом в тюрьме
И просидел Йосэф в тюрьме девять лет...
Как-то раз у фараона случился день, полный неприятностей. Подумать только, в его вино попала муха, а в хлебе он нашел камешек! Фараон очень рассердился и велел немедленно посадить в тюрьму министра виноделов и министра пекарей. И посадили этих двух министров в ту же самую тюрьму, где по приказу Потифара сидел Йосэф.
И начальник тюрьмы подумал, что ведь не каждый день министров сажают в тюрьму, и что, раз так, то надо назначить кого-нибудь из заключенных, чтобы он прислуживал им – все же они вельможи самого фараона! И решил начальник тюрьмы, что прислуживать министру виноделов и министру пекарей будет Йосэф. Ведь начальник тюрьмы знал, что Йосэф добросовестно выполняет любое поручение.
И вот через год, в одну и ту же ночь, двум министрам приснился сон, каждому свой. И проснулись они и никак не могли разгадать свои сны. И когда Йосэф пришел прислуживать им, то увидел он, что они чем-то озабочены. И спросил их Йосэф:
- Почему лица ваши печальны сегодня?
И они ответили ему:
- Каждый из нас видел сон, а разгадать наши сны мы не можем.
Тогда Йосэф сказал:
- Расскажите мне ваши сны. Быть может, hаШем подскажет мне разгадку.
И министр виноделов сказал:
- Вот мой сон. Видел я, будто передо мной три ветки винограда и чаша фараона. И я взял виноград, выжал его в чашу и дал эту чашу в руку фараона.
И сказал ему Йосэф:
- Вот разгадка твоего сна. Три ветки винограда - это три дня. Через три дня фараон освободит тебя, и ты опять будешь подавать ему вино. И я очень прошу тебя: когда ты вновь станешь таким же важным, как и прежде, то окажи мне милость. Ведь я не сделал ничего плохого, хотя и сижу в тюрьме. И скажи про меня фараону, может быть, он меня освободит.
Тут министр пекарей увидел, что Йосэф очень хорошо разгадал сон министра виноделов, и сказал:
- А вот мой сон. Видел я, будто у меня на голове три корзины, и в верхней - вкусные хлеба. И вот птицы клюют эти хлеба из верхней корзины с моей головы.
И сказал ему Йосэф:
- Вот разгадка твоего сна. Три корзины-это три дня. Через три дня фараон казнит тебя, и твое тело будут клевать птицы.
И через три дня у фараона был день рождения, и вспомнил фараон про своих министров. И фараон решил, что министр виноделов не виноват, что в вино залетела муха, и он освободил министра виноделов. И еще решил фараон, что министр пекарей виноват, что в хлебе оказался камешек, и он приказал казнить министра пекарей. (А как бы ты рассудил?)
Между прочим, Йосэф очень зря рассчитывал, что министр виноделов поможет ему выбраться из тюрьмы. Тот, как только оказался на свободе, больше и не вспомнил про Йосэфа, он вообще забыл о нем. Вот и надейся после этого на вельмож фараона!
История про то, как Йосэф стал правителем земли Египетской
И прошло еще два года. И как-то приснился фараону сон, будто стоит он на берегу реки Нил. И выходят из Нила семь хороших толстых коров, и пасутся они в тростнике. А вслед за ними выходят другие семь коров, худющие-прехудющие. И эти-то тощие коровы толстых коров проглатывают, но сами ничуть не толстеют от этого.
И еще сон приснился фараону: вот семь колосьев поднимаются на одном стебле, и эти колосья полны крупных зерен. А рядом растут семь пустых колосьев. И эти пустые колоски проглатывают большие колосья.
Фараон проснулся и очень удивился этим снам. А наутро позвал он своих мудрецов, звездочетов и гадателей, и стали они разгадывать и толковать фараону его сны. Например, один из них сказал: "У тебя родится семь дочек, а потом они умрут". А другой сказал: "Ты завоюешь семь стран, а потом растеряешь их". Фараон понимал, что все это чушь, и чувствовал, что разгадка его снов - не в этом. Фараон понимал, что два его сна - это все один сон, и чем больше неправильных толкований ему говорили, тем больше хмурился фараон.
И тогда сказал министр виноделов:
- Вот вспомнилось мне, что два года тому назад я был в тюрьме вместе с министром пекарей. И однажды каждому из нас приснился сон. И в тюрьме прислуживал нам один раб, еврей. И этот еврей разгадал нам наши сны - как он сказал, так все и сбылось.
И велел фараон привести Йосэфа. И взяли Йосэфа из тюрьмы, и Йосэф подстригся, надел чистые одежды и предстал перед фараоном.
И фараон сказал Йосэфу:
- Сон снился мне. И никто во всем Египте не может истолковать его, а вот о тебе я слышал, что ты будто бы хорошо умеешь разгадывать сны.
И ответил Йосэф фараону:
- Это не мое умение - hаШем даст мне объяснение твоих снов. И рассказал фараон Йосэфу свои сны. Тогда Йосэф начал говорить и сказал фараону так:
- Твои два сна - это один сон. То, что hаШем собирается делать, сообщил Он фараону. Семь жирных коров и семь полных колосьев - это семь лет сытости. Семь лет в Египте будет огромный урожай и будет очень-очень много хлеба. А после этих семи лет сытости наступят семь лет голода, это есть семь тощих коров и семь пустых колосков из твоего сна. Голод будет такой страшный, что будто бы и не было никаких семи лет сытости -ведь когда тощие коровы проглотили толстых, то сами они ни чуточки не растолстели и остались такими же тощими.
- А приснился тебе сон дважды, - еще сказал Йосэф фараону, - чтобы ты знал, что все это hаШем сделает очень скоро, и чтобы ты нашел мудрого человека, которого нужно назначить правителем земли Египетской. И этот правитель должен собрать столько хлеба за семь лет сытости, чтобы потом хватило его на все семь лет голода и люди в Египте не умерли бы.
Так ответил Йосэф фараону, и фараону очень понравилось все, что объяснил Йосэф. И фараон сказал:
- Вижу я, что с тобой hаШем и что Он дал тебе толкование моего сна. Нет во всей земле Египетской такого мудрого человека, как ты. И вот мое решение: ты больше не будешь рабом. Я назначаю тебя правителем над всем Египтом. И хотя главным остаюсь я, но отныне без твоего разрешения никто в Египте не сможет ни поднять руки, чтобы взяться за меч, ни ноги, чтобы сесть на коня!
И снял фараон перстень со своей руки и надел его на палец Йосэфа. Вот так стал Йосэф правителем всей земли Египетской. Было тогда Йосэфу тридцать лет. Двенадцать лет просидел он в тюрьме. И дал фараон в жены Йосэфу Аснат, приемную дочь Потифара, и родились у них два сына. Старшего Йосэф назвал Менаше, а младшего - Эфраимом.
И был Йосэф мудрым правителем, и фараон был им очень доволен. Когда начались семь лет сытости и хлеба было много, то Йосэф собирал его и складывал в специальные хранилища. И накопил он хлеба столько, что не было числа, которым можно было бы этот хлеб сосчитать.
А потом начались годы страшного голода - люди сеяли, но ничего не росло! И возопили египтяне к фараону, говоря: "Дай нам хлеба!", а фараон сказал им: "Идите к Йосэфу!" И тогда Йосэф открыл хранилища, и отовсюду стали приходить к нему люди. Йосэф продавал им хлеб, и никто в Египте от голода не умирал.
Но во всех соседних странах голод был страшный.
История про то, как братья первый раз приходили к Йосэфу в Египет
И в земле Ханаанской, где жили Яаков и братья Йосэфа, тоже кончился хлеб.
И Яаков сказал своим сыновьям:
- Спуститесь в Египет и купите там хлеба, чтобы нам не умереть с голоду. Я слышал, в Египте есть хлеб.
И десять старших братьев пошли в Египет, а Биньямина Яаков с ними не пустил. Ведь теперь Биньямин остался у Яакова единственным сыном от его любимой Рахели. Яаков очень волновался за него и боялся, что в пути с Биньямином может приключиться что-нибудь нехорошее.
И по дороге сыновья Яакова решили, что, раз уж они идут в Египет, то обязательно надо поискать там Йосэфа, которого они двадцать лет назад продали в рабство. Теперь уже братья раскаивались в своем поступке. Они хотели отыскать Йосэфа и во что бы то ни стало выкупить его из рабства, если он еще жив.
И пришли братья в Египет и видят: со всех сторон идут люди и все они хотят купить хлеб. И подошли братья к городу и решили зайти в него через разные ворота, чтобы легче было искать Йосэфа. Но они его, конечно же, не нашли, потому что в это время Йосэф был у себя во дворце и сам распоряжался продажей хлеба голодным людям.
И вот, наконец, братья тоже пришли во дворец покупать хлеб. И не узнали они своего брата Йосэфа. Во-первых, раньше у Йосэфа не было бороды, а теперь была. А во-вторых, им и в голову не могло прийти, что правитель всей земли Египетской - это их несчастный, проданный в рабство брат. И поклонились братья Йосэфу до земли.
Йосэф же узнал своих братьев. И увидел он, что кланяются они ему. И вспомнил Йосэф свои сны про снопы и про звезды (а ты помнишь сны Йосэфа?) , и увидел Йосэф, что вот его сны начинают сбываться. Но где же Биньямин? И где отец, где Яаков? Здоровы ли они, живы ли? Йосэф не знал этого. И еще важно было ему узнать, раскаялись ли его братья, что продали его в рабство. А если еще нет, то как сделать, чтобы они раскаялись? И Йосэф придумал. Он притворился, будто бы не узнал своих братьев, и сказал им строгим голосом:
- А вы, десять человек, откуда вы пришли?
И они ответили:
- Из земли Ханаанской пришли мы. Просим тебя продать нам хлеба.
И тогда Йосэф сказал им:
- Нет, я вам не верю. Вы шпионы. Вы пришли разведать, как легче всего завоевать Египет.
И сказали братья:
- Что ты, господин наш, мы совсем не шпионы. Мы люди честные. Все мы братья, пришли в Египет купить хлеб, а шпионами мы никогда не были.
Нет, вы шпионы, - сказал Йосэф, - А иначе зачем же вы зашли в город через разные ворота, если вы братья и пришли вместе? Вы что-то высматривали, вы шпионы!
И сказали братья:
- Нас, рабов твоих, было двенадцать, все мы сыновья одного человека, который живет в земле Ханаанской. И вот, младший наш брат остался дома с отцом, а другой брат наш пропал. Вот мы и думали, что, может, найдем нашего бедного брата в этом городе.
- Вот теперь я точно знаю, что вы обманываете меня, - сказал Йосэф братьям. - Да и вообще, вы люди опасные. В моем гадальном кубке я вижу, что двое из вас, вот ты и вот ты, истребили большой город Шхем. -И Йосэф показал на Шимона и Леви.
И затрепетали братья перед Иосэфом, потому что увидели, что он про них все знает. А Йосэф сказал:
- Вот как я проверю ваши слова. Одного из вас я оставлю здесь в тюрьме заложником. Остальные же должны привести ко мне сюда вашего младшего брата. А если не приведете, то, значит, и нет у вас никакого младшего брата, и все, что вы тут мне рассказали, все неправда. И рыскали вы по городу, потому что вы шпионы.
Братья были в ужасе. И сказали они друг другу:
- Видно, наказание это нам за Йосэфа. Умолял он нас не бросать его в яму и не продавать в рабство, а мы поступили жестоко и даже не хотели его слушать тогда.
Братья и не догадывались о том, что Йосэф понимает их слова. Ведь они думали, что перед ними египтянин, весь разговор с ним шел через переводчика, а они это сказали на иврите. Но Йосэф понял. И стало ему очень тяжело и жалко братьев своих, и ушел он от них в другую комнату и там заплакал. Но делать было нечего, Йосэф все еще не знал, раскаялись ли братья по-настоящему. Ведь по-настоящему в чем-то раскаяться - это значит, что нужно не просто сказать: "Ах, как я нехорошо поступил", - нужно еще решить больше никогда так не делать и держаться этого правильного решения твердо.
И вернулся Йосэф к братьям своим и продал им хлеб, сколько они просили. И оставил Йосэф у себя Шимона, а остальных братьев отпустил домой, И перед тем, как они двинулись в путь, велел Йосэф своим слугам, чтобы ни потихоньку спрятали в мешок братьев то серебро, которое они заплатили за хлеб.
И вот уже в дороге, на ночлеге, открыл Леви свой мешок и нашел там серебро. И закричал он:
- Вот деньги мои в моем мешке!
И все остальные тоже развязали мешки и нашли серебро. И испугались они чрезвычайно и сказали друг другу:
- Что же это hаШем делает с нами? Теперь этот египтянин скажет, что мы украли деньги!
И вернулись братья к отцу своему Яакову подавленные и рассказали Яакову про свои злоключения и сказали, что теперь они должны обязательно привести к правителю Египта Биньямина, своего младшего брата, иначе не видать им больше Шимона.
И заплакал Яаков и сказал:
- Йосэфа нет, Шимона нет, теперь вы еще и Биньямина хотите забрать от меня? Не пущу я его с вами!
И хотя долго упрашивали его братья, но Яаков ответил им твердо:
- Биньямин - последний сын Рахели. Не отпущу!
История про то, как братья второй раз приходили к Йосэфу в Египет
Страшный голод был в земле Ханаанской. И вот, в доме Яакова кончился весь хлеб, который братья привезли из Египта, и еда была на исходе. И сказал Яаков своим сыновьям:
- Пойдите в Египет, купите нам хлеба.
И тогда сказал Йеhуда своему отцу Яакову:
- Но ведь ты не отпускаешь с нами Биньямина, а правитель земли Египетской сказал нам очень строго: "Не буду даже разговаривать с вами, пока не приведете ко мне вашего брата". Отпусти же Биньямина, отец, я ручаюсь за него. И если не приведу обратно его к тебе, то буду я виноват перед тобой всю жизнь. Отпусти Биньямина – все будет благополучно, и мы вер немся и с ним, и с Шимоном, да еще и хлеба купим много. А иначе мы все умрем от голода.
И сказал Яаков:
- Что ж, делать нечего. Возьмите серебро, которое вы нашли в своих сумках, чтобы купить хлеб, обязательно возьмите подарки правителю египетскому: бальзам, мед, пряности, ладан, фисташки, миндаль. Забирайте Биньямина и идите. А я буду вас ждать и молиться hаШему, чтобы все было удачно.
И вот снова братья пришли в Египет. И увидел Йосэф, что они пришли с Биньямином, и сказал своему слуге:
- Зови этих людей ко мне в дом и приготовь много еды. В полдень я буду обедать с ними.
И позвали братьев в дом к Йосэфу. И очень испугались они, потому что никого из тех людей, что приходили за хлебом, Йосэф к себе не приглашал. ! И не знали братья, что делать и как все это понимать.
И подошли они к слуге Йосэфа, и хотели отдать то серебро, которое они в прошлый раз нашли в своих сумках. Но слуга - а это был Менаше, старший сын Йосэфа, - сказал им:
- Мир вам! Не бойтесь, что вас обвинят в воровстве. Это Бог ваш положил серебро в сумки ваши.
И очень удивились братья. А слуга привел к ним Шимона, целого и невредимого, и ввел их в дом Йосэфа. И приготовили братья подарки, что привезли с собой из земли Ханаанской, и стали ждать Йосэфа и думать, что же будет.
И вот, в полдень пришел Йосэф. И поклонились братья ему до земли. И поздоровался Йосэф с ними и спросил:
- Жив ли отец ваш?
И братья ответили:
- Жив. - И опять поклонились.
И тогда Йосэф посмотрел на Биньямина и спросил:
- Это ли брат ваш младший, о котором вы говорили мне?
И ответили они:
- Да, это Биньямин.
И сказал Йосэф Биньямину:
- Да благословит тебя hаШем!
И потом все они сели за стол и стали есть хлеб и мясо и пить вино. А Биньямина Йосэф посадил рядом с собой и всячески оказывал ему внимание.
И когда кончили есть, Йосэф приказал наполнить мешки братьев хлебом. И еще он велел спрятать свой серебряный кубок в мешок Биньямина.
Рано утром двинулись братья в обратный путь. Но только они отошли немного от города, Йосэф позвал своих слуг и шепнул им несколько слов.
И вот догнали люди Йосэфа братьев и остановили их. И главный из слуг сказал:
- Зачем вы сделали такое зло? Зачем украли вы кубок моего господина?
И братья сказали:
- Зачем же ты говоришь про нас такие слова? Мы никогда в жизни ничего не воровали. Даже серебро, которое мы нашли в сумках наших, хотели мы отдать тебе.
Но главный слуга Йосэфа сказал:
- Я должен посмотреть, что в ваших мешках.
И вот смотрит он один мешок за другим, и наконец смотрит он в мешок Биньямина, и - о, ужас! - вот он, серебряный кубок!
- Ага! - сказал главный слуга Йосэфа. -Этого младшего, Биньямина, я теперь отведу обратно к моему господину. А вы все можете идти себе домой.
И забрали слуги Йосэфа Биньямина, и повели его назад. И все братья тоже повернули своих ослов и пошли за Биньямином. И пришли к Йосэфу и пали ниц перед ним.
И Йосэф сказал братьям перед всеми своими людьми:
- У Биньямина нашли кубок, поэтому Биньямин навсегда останется здесь у меня в рабстве! А вы все уходите отсюда! Возвращайтесь к своему отцу! Йосэф сказал это и затаил дыхание. Сейчас он получит ответ на главный вопрос: раскаялись ли его братья по-настоящему в том, что когда-то продали его? Ведь сейчас они могут испугаться и уйти, и опять сказать отцу, что приключилось, мол, с Биньямином то-то и то-то, и Биньямин, сын Рахели, как и Йосэф, останется в рабстве, как когда-то остался Йосэф. Что же будет?
История про то, как Йосэф простил своих братьев
Ваигаш элав Йеhуда. - И подошел Йеhуда к Йосэфу и начал говорить, начал просить Йосэфа не забирать Биньямина в рабство. И всем было ясно, что хотя Йеhуда и просит, и говорит с большим уважением к Йосэфу, а все же он не отступится, и если Йосэф не отпустит Биньямина, то вот Йеhуда готов воевать. И говорит Йеhуда:
- Я обещал отцу своему, что приведу Биньямина назад. Возьми же в рабство меня вместо Биньямина! Как я могу вернуться к отцу без него? Как я тогда буду смотреть на слезы моего отца?!
И при этих словах почувствовал Йосэф, что он не в силах больше мучить своих братьев. И закричал Йосэф страшным голосом:
- Пусть все выйдут отсюда!!!
И все египтяне попятились и быстро-быстро вышли, и Йосэф остался один со своими братьями. И зарыдал Йосэф и сказал братьям своим:
- Ани Йосэф! - Я Йосэф! Жив ли еще отец мой?
И тут братья все поняли. И они совершенно оцепенели и не могли ему ответить. И стало им очень стыдно. А Йосэф сказал своим братьям:
- Подойдите же ко мне. Забудем, что вы продали меня в рабство - ведь я вижу ваше раскаяние. Вы доказали мне, что теперь такой страшный поступок для вас невозможен.
И братья подошли, и целовал он их, и упал он Биньямину на грудь, и они плакали. И сказал Йосэф:
- Отправляйтесь скорее к отцу нашему, скажите ему, что я жив. Скажите ему, что я прошу его приехать ко мне в Египет, и сами тоже перебирайтесь сюда, потому что голод будет в земле Ханаанской еще целых пять лет, а здесь у меня в хранилищах всего вдоволь.
И узнал обо всем фараон и подумал он: "Если отец Йосэфа не приедет сюда, то Йосэф захочет уехать к своему отцу в землю Ханаанскую. Кто же тогда будет кормить нас хлебом?" И фараон сказал так:
- Да-да, конечно. Берите мои самые лучшие повозки и поскорее привезите вашего отца к нам в Египет.
История про то, как весь дом Яакова спустился в Египет
И вернулись братья к отцу своему Яакову и сообщили ему радостную весть, что вот, жив Йосэф! И Яаков чуть не умер от радости. И братья рассказали ему, что Йосэф сейчас правитель Египта и что зовет он и просит, чтобы Яаков и все его сыновья со своими женами и детьми приехали жить в Египет. А Йосэф там такой могущественный, что даже сам фараон распорядился выслать за его отцом, за Яаковом, свои лучшие повозки.
И тогда Яаков собрал всю семью, поскорее вышел из Хеврона и отправился в путь. И пришел Яаков со своей семьей в Беэр-Шеву. Беэр-Шева была последним городом на пути в Египет. И тут Яакову стало страшно опять уходить из Святой Земли на чужбину - кто знает, что там будет? (И ты скоро узнаешь, что Яаков тревожился не напрасно, потому что очень много горя выпало в Египте на долю евреев.) Но hаШем сказал Яакову:
- Аль тира. - Не бойся спускаться в Египет, Яаков, Я и там буду с тобой, а детей твоих Я выведу из Египта.
И Яаков встал и вышел из Беэр-Шевы, чтобы идти в Египет. И хотя, конечно же, Яаков был бесконечно рад, что скоро увидит своего любимого Йосэфа, в гибель которого он так никогда и не поверил, но все же горько Яакову было уходить в новое изгнание, в галут, и даже ноги не слушались его, и братья везли отца своего на повозке фараона.
И так спустился весь дом Яакова в Египет. И было детей Яакова и детей его детей, пришедших в Египет - семьдесят человек.
И узнал Йосэф, что семья его пришла в Египет. И запряг он свою колесницу и помчался навстречу своему отцу. И вот увидел Йосэф Яакова и упал ему на грудь и долго плакал.
И сказал Йосэф отцу своему и братьям своим:
- Когда фараон спросит вас, что вы умеете делать, вы так ему скажите: "Все мы скотоводы, пасем коров и овец".
А фараон, хоть и любил есть мясо и греться в шерстяных одеждах, но пастух овец - это было великой мерзостью для него. Да и вообще все египтяне презирали пастухов.
Так зачем же Йосэф советовал братьям сказаться мерзкими для египтян ; пастухами? А вот зачем. Когда фараон узнал, что братья Йосэфа -пастухи, он обрадовался и подумал так: "Вот кто будет пасти моих овец! Только пусть эти евреи живут подальше отсюда". А вслух фараон сказал так:
- Я отдаю вам лучшую землю из всех египетских земель - землю Гошен.
И поселились Яаков и его сыновья в плодородной земле Гошен. Земля Гошен, действительно, далека от прочих частей Египта, и поэтому семье Яакова не приходилось иметь много дел с идолопоклонниками-египтянами (неплохо, правда?).
И было Яакову, когда он пришел в Египет, сто тридцать лет.
История про то, как Яаков благословил Эфраима и Менаше
И прожил Яаков в Египте семнадцать лет. И вот однажды почувствовал он, что скоро умрет. И сказал тогда Яаков Йосэфу:
- Прошу тебя, поклянись мне, что, когда я умру, ты не оставишь меня в Египте, а похоронишь в Святой Земле, в пещере Махпела, где лежат Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, и в которой похоронил я Лею. И Йосэф поклялся и сказал:
- Я сделаю все, что ты говоришь.
И было, вскоре после этого Яаков заболел. И сказали Йосэфу об этом. Йосэф немедленно взял двух сыновей своих и отправился к больному отцу.
Сыновья Йосэфа были уже взрослые. Менаше помогал отцу своему управлять Египтом. (Помнишь, например, когда братья приходили к Йосэфу, он говорил с ними через переводчика? Этим переводчиком был Менаше.) А Эфраим все это время занимался Торой, он часто приходил к своему дедушке Яакову и учился у него.
И пришел Йосэф с сыновьями к больному Яакову, и Яаков собрался с силами и сел на своей постели. И сказал Яаков Йосэфу:
- Подведи ко мне твоих сыновей, и я благословлю их.
Обычно, когда благословляют братьев, то кладут правую руку на голову старшего, а левую - на голову младшего. Вот Йосэф и подвел старшего своего сына Менаше к правой руке Яакова, а младшего, Эфраима - к левой его руке. Но Яаков положил руки на головы своих внуков наоборот, правую - на голову Эфраима, а левую - на голову Менаше.
И сказал Йосэф:
- Что ты, отец мой, не так! Положи правую руку на Менаше, а не на Эфраима, ведь Менаше - старший.
Но Яаков ответил:
- Знаю, знаю, что Менаше старший. Но все семнадцать лет, что я живу в Египте, Торе у меня учился Эфраим, и среди его потомков будут великие люди. Как же я положу на Эфраима левую руку? ,
И сказал Яаков благословение:
- Пусть hаШем всегда будет с Эфраимом и Менаше, пусть у их детей родится много-много детей, и пусть не властвует над ними дурной глаз. И пусть евреи благословляют своих сыновей именами Эфраима и Менаше. Пусть говорят так: "Ясимха Элоким ке-Эфраим вэ-хи-Менаше " - "Пусть сделает тебе hаШем как Эфраиму и как Менаше".
А почему Яаков хотел, чтоб евреи благословляли своих сыновей именами Эфраима и Менаше, а не именем, ну, скажем, Йеhуды? Или Авраама? А потому, что Эфраим и Менаше были первыми евреями, которые выросли и всю жизнь прожили вдали от дома, в галуте. Но несмотря на это - ведь в изгнании легко забыть, кто ты - Эфраим и Менаше помнили, что они евреи; всю свою жизнь они жили так, как должны жить евреи.
И поэтому сегодня, когда в Субботу вечером отец благословляет своего сына, он говорит:
- Ясимха Элоким ке-Эфраим вэ-хи-Менаше. - Пусть сделает тебе hаШем как Эфраиму и Менаше.
А девочек благословляют так:
- Ясимэх Элоким ке-Сара, Ривка, Рахель вэ-Леа. - Пусть сделает тебе hаШем как Саре, Ривке, Рахели и Лее.
История про то, как Яаков благословил своих сыновей
Всю свою жизнь Яаков учил Тору. И под конец жизни он стал так мудр и велик, что знал он о событиях, которые произойдут в конце дней. И захотел Яаков рассказать о том, что будет в конце дней, своим сыновьям. Тогда призвал он их, и пришли сыновья Исраэля к постели его, все двенадцать братьев.
Но hаШем не дал Яакову открыть будущее своим детям, потому что неправильно это - знать человеку будущее. В самом деле, если, например, человек будет знать, что у него появится когда-нибудь свой дом, он не станет учиться строить дома. Значит, свой-то дом у него будет, но только он никогда не сможет помочь строить дом своему соседу. Или же если человек узнает, что когда-нибудь его дом разрушится, то он всю жизнь будет переживать из-за этого, а зачем же человеку расстраиваться заранее?
И поэтому Яаков не смог поведать своим сыновьям о конце дней. И сказал он:
- От каждого из вас произойдет колено еврейского народа. Поэтому я хочу благословить каждого из вас отдельно.
Но тут он испугался, что, может быть, кто-то из его сыновей перестанет соблюдать мицвот, заповеди hаШема, может быть, кто-то из них откажется жить как еврей.
И тогда сыновья Яакова сказали ему:
- Шма Исраэль – hаШем Элокейну, hаШем Эхад! - Слушай, Израиль! hаШем, Бог наш, hаШем один. Не сомневайся в нас, Исраэль, отец наш - мы все твердо знаем, что hаШем - единственный Бог на свете; мы всегда будем служить только Ему Одному.
И тогда Яаков благословил своих сыновей. Реувену он сказал:
- Хоть ты и старший из братьев, но не можешь ты быть главным среди них, потому что ты слишком нетерпелив. Слишком быстро ты делаешь то, что тебе хочется, и часто это бывает неправильно. Поэтому я благословляю тебя, чтобы ты не спешил и спокойно обдумывал свои поступки.
Шимону и Леви сказал так:
- Вы, Шимон и Леви, слишком гневаетесь, слишком быстро начинаете вы воевать, (Помнишь, что они сделали со Шхемом?) Поэтому я благословляю вас, чтобы вы стали более спокойными и жили в мире с другими людьми.
И благословил Яаков Леви, чтобы его потомки, левиты, служили при Храме. У них не будет собственной земли, а пропитание они будут получать от своих братьев. И не будут левиты гневаться на людей - они будут понимать, что со всеми нужно жить в мире.
А Шимона Яаков благословил, чтобы среди его потомков было много учителей Торы. Они станут ходить из города в город и учить Торе детей. Земли у них будет немного, они будут зависеть от того, позовут их в учителя или нет. И поэтому потомки Шимона должны будут быть вежливыми и обходительными людьми - кто же возьмет сердитого учителя для своих детей?
А потом Яаков благословил Иеhуду:
- Пусть Йеhуда будет главным среди братьев. Он него произойдет царь Давид, а от царя Давида произойдет царь Машиах, который придет в конце времен.
Звулуна и Иссахара Яаков благословил так:
- Звулун и Иссахар будут жить рядом и помогать друг другу. Иссахар будет учить Тору. А Звулун будет плавать на кораблях, торговать, доставать деньги и кормить Иссахара и себя. И поэтому награду за изучение Торы hаШем даст и Иссахару и Звулуну.
И еще сказал Яаков:
- Пусть у Дана будут сильные воины, а у Гада будет большое войско. Они смогут защищать евреев от нападения других народов. Пусть Ашер собирает богатые урожаи со своей земли, и оливковое масло для Храма будут брать у Ашера. Пусть Нафтали умеет красиво говорить, чтобы воспевать и прославлять hаШема. Йосэфу особое благословение - Йосэф будет руководить евреями в Египте. А на земле, принадлежащей Биньямину, будет построен Храм.
Так благословил Яаков двенадцать своих сыновей.
И умер Яаков в земле Египетской, и было ему сто сорок семь лет. И Йосэф попросил у фараона разрешения ненадолго уйти из Египта в землю Ханаанскую, чтобы похоронить там своего отца, и фараон ему разрешил. И тогда Йосэф и все его братья перенесли тело Яакова в Святую Землю и похоронили его в пещере Махпела.
А потом все они вернулись жить в Египет.