Часть 3
ЧАСТЬ 3
День Всепрощения - святая святых мира, времени и человека
После Новолетия (ראש השנה), во время которого про-исходит духовная работа, совершающаяся в основном в ראש (голове): принятие бремени небесного Царства и взращение в душе совершенной веры, - наступают де-сять дней раскаяния, продолжающиеся от Новолетия до Дня Всепрощения. Эти десять дней соответствуют, со-гласно тайному учению, десяти Сфирот и символизиру-ют собой восхождение от аспекта מלכות (царство), гос-подствующего в Новолетие, до самого внутреннего ас-пекта, святая святых иерархии Сфирот - до כתר (венца). Такое восхождение формирует зримую связь между мозгом (מח) и сердцем (לב), связь, которая вызывает полноценное раскрытие Б-жественности. Это явствует из числового значения слов מה ולב (мозг и сердце), которое равно 86 (буква ו в этом выражении символизи-рует канал, по которому осуществляется связь между мозгом и сердцем). 86 ־־. это гематрия Б-жественного Имени א-להים, состоящего из слов מי-אלה (кто это), упо-мянутых в Писании (Ишая 40,26): "Поднимите кверху глаза ваши и узрите, кто (מי) сотворил это (אלה)”. Со-кровенное מי является творцом открытого אלה; сокры-тый и явный א-להים открывается в День Всепрощения.
Способность Дня Всепрощения (יום כפורים) соеди-нять небеса и землю видна из числового значения слов יום כפורים, записанных с заменой буквы ו во втором
слове на огласовку Кубуц (в Торе это слово записано без буквы 1). Это числовое значение, если прибавить число 2, равное количеству слов (такая прибавка указы-вает на некое посредствующее условие), равно 408 (10 + 6 + 40 + 20 + 80 + 200 + 10 + 40 + 2), что соответствует гематрии слова זאת (эта): 7 + 1 + 400 ” 408. Как мы уже видели выше, слово זאת символизирует соединение буквы 7) ז), являющейся знаком аспекта מלכות (царст-во), то есть земли, с буквами א־ת, означающими горний источник мира - буквы небесного алфавита, при помо-щи которых был сотворен мир. Слово זאת указывает на ступень, относящуюся именно ко Дню Всепрощения, как говорится в Торе о первосвященнике, входящем в святая святых (Ваикра 16,3): ”В этом (זאת) приступит Аарон ко святыне”. Высокое духовное значение יום 408) כפרים) приближает к ступени 408) זאת). Подготовка к этому начинается в день Новолетия в קול (голосе) молитвы (136) и в ממון (деньгах) милостыни (136), и завершается в צום (посте) Дня Всепрощения (136). Три перечисленные действия составляют в гематрии 408 (136 х 3 = 408). Святость Дня Всепрощения явствует из суммы порядковых номеров букв выражения יום כפרים, которая равна 100 (10 + 6 + 13 + 11 + 17 + 20 + 10 + 13). Такое же числовое значение и у буквы ק - знака святос-ти. Сумма порядковых номеров букв в словах יום הכפורים
- 111, что равно числовому значению названия буквы
111 = 80 + 30 + 1) אלף). Это указывает на вышний корень Дня Всепрощения, связанного с аспектом כתר (венец), высшим чудом (פלא, те же буквы, что и у אלף). Число 111 символизирует истоки трех миров: святая святых - 100) קודש) и 10) קודשים и 1).
Искупление - смирение нечестия
О трех святостях, воплощенных в Дне Всепрощения, говорит гематрия слова כפר (искупить), которое является
корнем слова כפורים. Эта гематрия равна 300 (20 + 80 + 200), что соответствует числовому значение трех букв ק (100), каждая из которых служит знаком святости (קדושה). Та же самая гематрия, как указывают знатоки тайн, у выражения ברחמים (милосердно): 2 + 200 + 8 + 40 + 10 + 40 - 300. Старание евреев искупить (כפר) грехи вызывает милосердное отношение к ним со стороны Б-га. Предназначение понятия כפר для устранения приговоров Суда и для пробуждения милосердия видно из самой структуры слова כ(כף)־פר :כפר. Такая структура, как мы уже видели выше, разбирая структуру слова ש־פר, שפר указывает на силу (כח) Суда и Строгости, которая смиря-ется (נכפה) благодаря כפר. Сразу же после укрощения (כפיית) этой силы, выраженной буквами פר, пробуждается милосердие, благодаря которому смиряются силы нечес-тия (רשע), вызывающие ужас у евреев. Это явствует из слова כפר, расшифровывающегося как כף, то есть подав-ление (כפוף) знака ר, который, согласно словам мудрецов (см. Трактат Шабат, 104а), символизирует нечестие (רשע). Благодаря искуплению евреи освобождаются от вредящего влияния нечестия.
Целительная сила כפר во всей своей полноте прояв-ляется в числовом значении названий букв этого слова: 700 .(700 - 510 + 90 + 100) כף, פי, ריש - это символ совершенной святости аспекта מלכות (царство), седьмо-го уровня в иерархии Сфирот, как мы видели выше. Если название буквы כ записать как 110) כיף) и приба-вить количество букв, входящих в слово (3), то число-вое значение это станет равно 713 (110 + 90 + 510 + 3). Таково же числовое значение слова תשובה (раскаяние): 400 + 300 + 6 + 2 + 5 713 ״. День Всепрощения (יום כפורים) является временем раскаяния, תשוב-ה, то есть возвращения буквы ה, символизирующей Шехину, на ее место в Б-жественном Имени.
Полное искупление (כפרה) в День Всепрощения про
исходит благодаря восхождению души к ее высшему корню. За счет этого проявляется безупречная сущ-ность души, задетой порчей только снаружи, и поэтому готовой к очищению и искуплению. Способность כפורים (если написать это слово, как в Торе, без ו) поднять душу до уровня высшего כתר (венца) явствует из число-вого значения слова 350 *= 40 + 10 + 200 + 80 + 20) כפרים). Такая же (350) гематрия и у слова קרן (рог), которое служит одним из названий аспекта כתר (см. книгу КеГилат Яаков). В День Всепрощения пятидесятого юбилейного года раздавался звук рога, возвещавший о наступлении года свободы и об освобождении рабов. Свобода (דרור) зависит от святости (קדושה). Это явству-ет из совпадения числовых значений слов 200 + 4) דרור + 6 + 200 = 410) и קדוש (святой): 100 + 4 + 6 + 300 410 ־. День Всепрощения предназначен для обретения душой полной свободы.
Анализ слова כפר, являющегося корнем для слова כפורים, помогает понять указание Тикуней Газогар на то, что день праздника Пурим (פורים) более велик, чем День Всепрощения (כפורים), поскольку כפורים - это лишь כ־פודים (подобный Пуриму). Ибо в Пурим евреи превращают 280 (פר) потенций материальности в פור (а от этого слова происходит слово פורים), то есть освяща-ют силы материи, символизируемые словом פר (бык), вводя между букв פ и ר знак святости ו (см. книгу Бней Иссахар). Заповедь Пурима - это освящение матери-ального мира едой и питьем, совершаемыми ради запо-веди, во имя святости, в то время как в День Всепроще-ния постятся и облагораживают материальный мир, смиряя (כפוף) и подчиняя духу פר материальности.