Часть 2

ЧАСТЬ 2

Шофар поднимает человека к его высшим корням

עתק - источник упомянутых выше свойств (милости и милосердия), поскольку буквы этого слова следуют в алфавите непосредственно за буквами слова ע-פ,) פאר

מ-א, ק-ר), являющегося корнем слова מפאות (великоле-пие), которое указывает на средоточие этих свойств. Наши мудрецы говорят, что игра на шофаре - "это муд-рость, а не ремесло”. Знатоки тайны, глубоко осмыслив это высказывание, относят его к аспекту תכמה (муд-рость) - первому порождению аспекта כתר (венец). Спо-собность звуков шофара (שופר) достигать חכמה явствует из числового значения слова שפר (красота). Это значе-ние с добавлением единицы и количества букв, входя-щих в слово, равно 584 (300 + 80 + 200 + 3 + 1), что соответствует восьмикратному числовому значению слова 73 :(73) חכמה х 8 - 584. Понятие שפר родственно понятиям שופרא (лучшее) и יופי (прекрасное), оно указы-вает на Великолепие (מפארת) Исраэля и пишется без буквы ו (как об этом говорится в книге ЗоГар, часть 2, 816). На целительную силу шофара намекает Писание (Дварим 29,17): ”Может быть есть среди вас корень, рождающий яд и горечь (שורש פורה ראש ולענה)”. Первые буквы заключительных слов стиха складываются в ело-во שופר. Шофар способен выкорчевать ”корень, рождаю-щий яд и горечь”, он может, силою истинного раскаяния, преобразующего злодейства в заслуги, превратить פרש (помет) в שפר и исправить רפש (грязь). Гематрия слова שפר - коренного для слова שופר (шофар) - равна 580 (300 + 80 + 200). Это соответствует числовому значению слова שעיר (козел): 300 + 70 + 10 + 200. Слово שעיר указывает на источник зла из мира Сеир, на יש-רע (есть зло). Малое числовое значение слова שפר равно 13 (3 + 8 + 2). Такова гематрия слов אחל (один) и אהבה (лю-бовь), и такое же малое числовое значение у слова אלול (Элул). Звуки шофара укрепляют единство среди евреев и усиливают любовь евреев друг к другу и к Святому, благословен Он. Согласно тайному учению, в день Но-волетия была дана душа первому человеку, в этот день душа человеческая возрождается обновленной - в день

Новолетия, при звуках шофара, вновь созидается и фор-мируется человек.

Новолетие (ראש השנה) находится в аспекте אין (нич-то), который является корнем יש (наличие): бытие из ничто. На אין зиждется человеческое אני (Я). Буквы слова אין символизируют три высших аспекта мира Сфирот: א - Венец (כתר), высшее чудо (פלא, те же бук-вы, что и в ־ י;(אלף Мудрость (ן;(חכמה - Разум (בינה).

Значение ראש השנה (Новолетия) находит свое выра-жение в том, что согласно книге ЗоРар, этот праздник зовется היום (тот самый день), как сказано в начале книги Йова (1,6): ”И был тот самый день”. Эти слова относятся к ראש השנה, когда Ангелы предстают перед Святым, благословен Он. Числовое значение слова היום равно 61 (5+ 10 + 6 + 40). Это соответствует гематрии слова אין (ничто): 1 + 10 + 50 = 61. Такое равенство числовых значений указывает на связь этих понятий. Значение названия היום явствует, согласно тайному уче-нию, из буквенного состава этого слова. Буквы этого слова входят в Б־жественные Имена:ה־ו в Имя י-ה־ו-ה, а מ-י в Имя א-להים. Смысл последнего Имени можно по-нять из высказывания (Ишая 40,26): ”Поднимите квер-ху глаза ваши и узрите, кто (מי) сотворил это (אלה .”(אלה указывает на открытое влияние, а מי - на скрытое. Бук-вы ה-ו из Имени י-ה-ו-ה символизируют открытое Б־жественное руководство вселенной, препятствием ко-торому служит зло Амалека. Об этом говорится в Писа-нии (Шмот 17,16): ”Ибо рука на Престоле Б־га (י-ה), что война у Г־спода с Амалеком”. Б־жественное провидение ח-ו, берущее свое начало из вышнего скрытого ис-точника מי, открывается в тот самый день (־־ (היומ в День Новолетия.

О тех силах души, что скрыты в звуках шофара, свидетельствует гематрия наполнения названий букв слова שופר (шофар):16 + 60) ין, יו, י, יש - שין, הו, פי, ריש +

10 + 310 = 396). Это соответствует числовому значению слова נשמה (душа) с прибавлением единицы (50 + 300 + 40 + 5 + 1). Звук шофара - это глас еврейской души, стенающей и плачущей о грехах и злодеяниях, а также радующейся тому исправлению, которое осуществлено раскаянием. Звук шофара пробуждает евреев, и они начинают раскаиваться в своих проступках, а это, в свою очередь, пробуждает вышнее Милосердие, как явс-твует из комментариев мудрецов на стих (Псалмы 47,6): ”Поднялся Б-г (א-להים, сила Суда) в трублении, Г־сподь (י-ה-ו-ה свойство Милосердия) при звуке шофара”. За-ключенная в шофаре сила суда манифестируется тем фактом, что внутренние буквы слова שופר, то есть פו, в числовом значении равны 86, а это гематрия Б-жествен-ного Имени, указывающего на суд - 5 + 30 + 1) א־להים + 10 + 40 = 86). Буква שין) ש), название которой указыва-ет на крепкий שן (зуб), имеет числовое значение 300. Такова гематрия подробно расписанного Имени :א־להים 300 = 80 + 20 + 15 + 74 + 111) אלף, למד, הי, יוד, מם). Последняя буква слова ר ,שופר, своим числовым значе-нием (200) указывает на накопленную гематрию слова

+ 46 + 36 + 31 + 1) א, א-ל, א־לה, א-להי, א־להים :א-להים

86 = 200). Когда евреи при звуках шофара осуждают свои грехи, тогда отменяются приговоры небесного Су-да и пробуждается сила Б-жественного милосердия.

Мир - единство суда и милости

Сочетание понятий суда и милосердия является ос-новой понятия שלום (мир). Сила, объединяющая суд и милосердие, символизируется первой и последней бук-вами слова שלום. Буква ש - это, согласно Сефер Йецира, знак огня (אש). Огонь является стихией суда и строгое-ти. Буква מ, согласно той же Сефер Йецира, символизи-рует воду (מים). Эта стихия связана с милосердием.

Звук шофара способен привлекать мир (שלום) во все-ленную. Это явствует из гематрии наполнения букв слова 1 + 6 + 60) ין, ו, א, יש - שין, וו, פא, ריש :שופר + 310 = 377). Такое же числовое значение и у слова שלום, если к гематрии этого слова прибавить единицу (300 + 30 + 6 + 40 + 1 = 377). Иное наполнение букв слова שופר равно в числовом значении 386:ין, ו, י, יש - שין, וו, פי, ריש (60 + 6 + 10 + 310). Такова же с прибавлением единицы гематрия слова שכינה (Шехина): 300 + 20 + 10 + 50 + 5 + 1 = 386. Голос шофара, привлекающий Шехину, возве-щает о днях Машиаха, который принесет мир вселенной и позволит силам, спрятанным в шофаре, озарить своим величием душу. То, что шофар указывает на душу и на Шехину, видно из корневой близости слов שופר (шо-фар) и ספיר (сапфир). Сапфир, согласно тайному уче-нию, является корнем души. Об этом говорит Ор Гаха-им, объясняя то место из Писания, в котором рассказы-вается о камне сапфир, увиденном старцами у ног Б-га (см. Шемот 24,10). Точно так же слово ספירה (Сфира) символизирует истоки вселенной. Благодаря шофару достигают этих превознесенных истоков.

Звуки шофара пробуждают заслуги семи пастырей Исраэля, называемых отцами. Это явствует, согласно книге Арон Леэдут, из гематрии слов תקיעה, שברים, תרועה (названия различных звуков шофара), которая равна 1818 (585 + 552 + 681). Это соответствует сумме число-вых значений слов אבות (отцы), אברהם (Авраам), יצחק (Ицхак), יעקב (Яаков), משה (Моше),אהרן (Аарон), יוסף (Йосеф), דוד (Давид): 409 + 248 + 208 + 182 + 345 + 256 + 156 + 14 - 1818.

Число 1818 состоит из двух чисел 18, каждое из которых указывает на слово חי (живой), так как это его гематрия, что символизирует двойную жизненную силу: духовную и материальную. Согласно тайному учению, такой смысл числа 1818 выражен тем, что оно складыва

ется из числа 1800, намекающего на стократную жиз-ненность (חי) высших миров, то есть мира בריאה (творе-ние), являющегося истоком душ, и из числа 18, связан-ного с жизненной силой нижнего мира.

Шофар символизирует приговор суда, записанный и запечатанный. Это явствует, согласно книге Имрей Но-ам, из гематрии подробно расписанного слова שין) שופד ואו, פא, ריש), которая равна 964 (360 + 13 + 81 + 510). Такая же гематрия и у слов דין כתיבה חתימה (суд, запись, печать): 64 + 437 + 463 = 964. 100 трублений в шофар лишают силы аспект, называемый СО (яд), так как ге-матрия этого слова равна 100 (60 + 40). Ради достиже-ния того же эффекта должен человек ежедневно произ-носить сто благословений. 100 (р) благословений закла-дывают фундамент святости (קדושה) в человеческой душе, что символизируется буквой ק, которая является знаком числа 100. Способность шофара противостоять силам зла явствует из гематрии слова שפר, коренного для слова שופר (шофар). Эта гематрия равна 580 (300 + 80 + 200), что соответствует числовому значению слов, указывающих на силы зла: слова □ס, символизирующе-го мужское начало этих сил (100), и слова לילית (Ли-лит), означающего начало женское (480). Шофар потен-цией своего корня שפר (красота) смиряет и обуздывает силы רשע (злодейства), облагораживает (שפ־ר) и прини-жает (שפף) букву ר. Эта буква (ריש), согласно высказы-ванию мудрецов в трактате Шабат (1046), символизиру-ет силы нечестия. ר следует в алфавите непосредственно за буквой ק, которая указывает на силы святости (קדושה) и на источник этих сил - Святого, благословен Он. Там же в трактате Шабат мудрецы говорят, что буква ק как бы отворачивает в алфавите свое лицо от буквы ר. Это является символом того, что Святой (קדוש), благословен Он, скрывает свой лик от злодея (100) ק .(רשע) звуков шофара внедряют ק-святость в

№ души евреев, и эти же самые звуки смиряют (משפילים) и I сдерживают (שפים) силы нечестия (רשע) в мире:שפ-ר.

Сто звуков (מאה קולות) шофара (בשופר), которые раз-даются в разгар (בתוקף) великого Суда, отменяют суро-вые приговоры. Это видно из равенства гематрий слов

588 = 400 + 6 + 30 + 6 + 100 + 5 + 1 + 40) מאה קולות), выражения 588 = 200 + 80 + 6 + 300 + 2) בשופר) и выражения 588 = 80 + 100 + 6 + 400 + 2) בתוקף). Спо-собность шофара устранять силы зла, исходящие от Сатана (שטן), явствует из выражения ”אין שטן ואין פגע רע (нет ни Сатана, ни несчастного случая)”, слова которого своими первыми буквами образуют слово שופר (шофар). Голос шофара, уничтожающий Сатана и зло, приведет к великому Избавлению, которое будет сопровождаться звуками великого шофара, в соответствии со сказанным в Писании (Ишая 27,13): ”Вострубит в шофар великий, ן и придут затерявшиеся в ассирийской земле”. О шофа-

1 ре, который является символом Избавления, упомянуто в следующем стихе (Псалмы 126,2): ”אז ימלא שחוק פינו ולשתינו רינה (Тогда наполнятся радостью уста наши, а языки наши - ликованием)”. Последние слова этого высказывания составляют своими первыми буквами слово שופר (шофар). Шофар взращивает в еврейском сердце неколебимую веру в великие события, связанные со звуком шофара, о которых, как учил Саадия Гаон, следует вспоминать каждый раз, когда раздается звук шофара. Этих событий десять, и они охватывают всю историю еврейского народа, от дарования Торы, когда трубил шофар, до грядущего окончательного Избавле-ния, которое ознаменуется гласом шофара. То, что шо-фар является источником веры, видно из числового значения слова שופר, если преобразовать это слово по принципу א׳ת ב׳ש. Такое преобразование раскрывает внутренний смысл букв. Слово שופר, преобразованное по указанному принципу, превращается в ש-ב, ו-פ) ביפ׳ויג

I 3—17:13

פ-ו, ר-ג). Числовое значение этих букв 91 (2 + 80 + 6 +

3), что соответствует гематрии слова 40 + 1) אמן + 50 “ 91), которое является корнем слова אמונה (вера). Такое же числовое значение и у Б-жественных Имен, одно из которых (א-דני) связано с аспектом суда (65), а другое (י־ה־ו-ה) - с аспектом милосердия (26): 65 + 26 = 91. Это символизирует способность шофара смяг-чать милосердием строгие приговоры.

Если при подсчете гематрии слова שופר (шофар) учи-тывать огласовку этого слова (а в тайном учении упоми-нается и о таких гематриях), то получится число 612, равное числовому значению слова ברית (союз): 2 + 200 + 10 + 400 = 612. Огласовка слова שופד состоит из знаков Холам и Камац. Холам представляет собой точку над буквой ו, и числовое его значение, как и буквы 10 - י. Камац состоит из точки и палочки, то есть из символов, схожих с буквами י и ו, числовое значение которых 16 (10 + 6). Общая гематрия слова שופר получается в ре-зультате прибавления к обыкновенной гематрии этого слова (586) числовых значений огласовок (10 + 16 = 26). Камац, как гласит тайна, связан с аспектом כתר (венец), а Холам (חולם) - с аспектом תפארת (великолепие), кото-рый украшает (מפארת) и оздоровляет (מחלימה) душу. Камац (קמץ), в котором зажат (קמוץ) и сокрыт вышний свет, свет Венца, и Холам, связанный с Великолепием, символизируют в слове שופר - а значение этого слова связано с аспектом Суда - смягчающее и совершенству-ющее влияние милости и милосердия, идущее от ас-пектов כתר и תפארת, которое нейтрализует силу Суда, обозначенную буквами слова שופר Совместное число-вое значение знаков Холам (10) и Камац (16) равно 26, то есть гематрии Б-жественного Имени י*ה־ו-ה Влияние этого Имени, связанного с милостью и милосердием, пробуждает своими звуками шофар.

Числовое значение слова 612) ברית), совпадающее с расширенной гематрией слова שופר, указывает на спо-собность звуков шофара заключать союз между евреями и их небесным Отцом, ведь дарование Торы сопровож-далось звуками шофара. Месяц Тишри предназначен для упрочения этого союза, которое осуществляется благодаря дням суда и милосердия, ибо в этом месяце раскаиваются в своих грехах и взыскуют прощения и отпущения своих долгов перед Б-гом. Слово תשרי (Тишри) родственно арамейскому глаголу שרי (разре-шать, развязывать). В Тишри мы просим у Б-га, чтобы он разрешил и отпустил все долги наши.

Прощение грехов, отделяющих от Б-га, вновь восста-навливает союз с Б-гом. Связь понятий תשרי (Тишри) и ברית (союз) явствует из близости букв, составляющих эти слова: в обоих словах есть буквы תרי, а ש и ב соот-ветствуют друг другу при преобразовании א׳ת ב’ש. Зна-чение месяца Тишри воплощено в числовом значении слова תשרי с учетом огласовок. В этом слове имеется огласовка Хирик (одна точка), числовое значение кото-рой 10; огласовка Шва (две точки), числовое значение которой 20; огласовка Цейре (две точки), числовое зна-чение - 20. Общее значение огласовок - 50 (10 + 20 + 20). С добавлением огласовок гематрия слова תשרי рав-на 960 (400 + 300 + 200 + 10 + 50). Точно такое же значение у слов זכרון שופר (память шофара) с прибавле-нием гематрии слова מלך (царь) и единицы (283 + 586 + 90 + 1 - 960).

960 - это число мер (קבין), составляющих объем очистительного бассейна (מקוה). И это соответствует сорока сэа (סאין) воды, поскольку сеа содержит 24 קבין. 960 - это пропорция, в которой, согласно Иерусалиме-кому Талмуду (трактат Трумот 10,4), исчезает осквер-няющее действие запрещенного животного, попавшего в дозволенную пищу (в этом случае недостаточно про-порции один к шестидесяти). Царь, память, шофар -

3•

это главные понятия праздника Новолетия, благодаря которым евреи достигают чистоты и смирения. Месяц Тишри олицетворяет собой מקוה времени, поскольку его дни завершают время очищения: те 40 дней или 960 часов от начала Элула до Дня Всепрощения. Значение תשרי явствует из наполнения букв, входящих в состав этого слова: יו, ין, יש, וד - תיו, שין, ריש, יוד. Числовое значение этого наполнения равно 396 (16 + 60 + 310 + 10). Гематрия наполнений букв, входящих в слово שופר י, יש ־ שין, ויו, פי, ריש) ,V ,ין), также равна 396 (60 + 16 + 10 + 310). Это соответствует числовому значению слова נשמה (душа) с добавлением единицы (50 + 300 + 40 + 5 + 1 396 ־־). Внутри шофара и в глубинах месяца Тишри скрывается святость души. Если полное написание пер-вой буквы в слове תשרי будет תו, а второй буквы в слове וו - שופר, то гематрия наполнения для каждого из этих слов станет равна 386. Это соответствует числовому значению слова שכינה (Шехина) с добавлением единицы (300 + 20+ 10 + 50 + 5 + 1).

Порядковые номера букв, входящих в слово תשרי, дают возможность по-иному взглянуть на значение это-го месяца. Сумма упомянутых порядковых номеров рав-на 73 (22 + 21 + 20 + 10), что соответствует гематрии слова חכמה (мудрость). Мудрость - это высший аспект в иерархии Сфирот, 73) גלם), то есть первоначальный материал, из которого созидаются все десять Сфирот, как видно из цифрового состава числа 73. Цифра 7 указывает на семь нижних Сфирот, а цифра 3 - на три высшие. В Тишри воплощается (גלום) созидательный потенциал всех десяти Сфирот, являющихся источни-ком тех десяти речений, при помощи которых был сот-ворен мир. Это видно из малого числового значения слова תשרי, которое равно 10 (4 + 3 + 2 + 1). Все важней-шие особенности месяца Тишри открываются в его де-сятый день - День Всепрощения.

Шофар - символ свободы

Звук шофара, сокрушающий Сатана, приносит все-ленной свободу, подобно тому, как в юбилейный год он провозглашал освобождение рабов и возвращение их в родные селения. Из заповеди о трублении в юбилейный год учат порядок трубления в день Новолетия. Это показывает, что внутренний смысл праздника Новоле-тия связан с внутренним смыслом пятидесятого года. О шофаре как об источнике свободы говорит гематрия слова שופר, подсчитанная вместе с числовым значением огласовок. Эта гематрия, как мы уже видели выше, рав-на 612. Такова же гематрия слова ברית (завет), указыва-ющего на источник 613 заповедей Торы, выполнение которых делает человека свободным. То, что гематрия слова חרות (свобода) больше числа 613 (8 + 200 + 6 + 400 - 614), намекает на некое дополнительное условие, необходимое для достижения свободы. Об этом уело-вии говорили наши мудрецы (Трактат Пиркей Авот 6,2): «Только тот свободен, кто занимается Торой, как сказано (Шемот 32,16): ”Резьба (חמת) на скрижалях”. Не читай ”резьба”, а читай ”свобода” (חרות)». Во время дарования Торы звук шофара предварял 613 заповедей, выполнение которых приносит свободу как человеку, так и миру. Связь шофара с Торой явствует, согласно Тикуней Газогар, из слова תרועה (трубление), переста-новкой букв образующего выражение תורה-ע, что указы-вает на Тору (תורה), имеющую семьдесят (ע) лиц. Благо-даря звукам шофара (תרועה) пробуждается (מתעוררת) сокровенная глубина еврейской души, где хранятся ключи к семидесяти смыслам Торы, соответствующим 70 душам сыновей Яакова, родоначальника еврейского

народа. Это видно из числового значения слов בני ישראל (сыновья Исраэля), которое, с добавлением числа букв и числа слов, входящих в это выражение (добавка эта указывает на некое посредствующее условие), равно 613 (62 + 541 + 8 + 2). О том, что в шофаре скрыты связан-ные с Торой духовные потенции, говорит книга Зогар (часть 1, 114а), согласно которой шофар вместил в себя силы, принадлежащие трем первостихиям, созидающим мир - огню, воздуху и воде. Тору часто уподобляют этим первостихиям. Кроме того, числовое значение слов אש, מים ורוח (огонь, вода и воздух) равно 611 (301 + 90 + 220), что соответствует гематрии слова תורה (Тора): 400 + 6 + 200 + 5-611. Огонь, вода и.воздух образовы-вали основу творящих речений (מאמרות), поскольку первые буквы слов אש, מים, רוח составляют слово אמר (сказал).

Десять трублений в шофар и десять стихов из Писа-ния, сопровождающие звуки шофара, соответствуют де-сяти речениям, при помощи которых творился мир и созидались основы вселенной в Новолетие в самом начале. Огонь, вода и воздух, согласно тайному учению, связаны с качествами трех праотцов еврейского народа. Вода связана с Авраамом и с качеством Милости. Огонь связан с Ицхаком и с качеством Строгости. Воздух - с Лаковом и с Великолепием. Выше мы упоминали о связи звуков шофара с праотцами. О воплощении ка-честв праотцов в шофаре свидетельствует буквенный состав слова ש-פר, являющегося корнем слова שופר (шофар). Буква ש, образованная из букв ז־י־ו, намекает, как объяснял раби Цадок ГакоГен, на три аспекта, кото-рые связаны с праотцами.י - это חכמה (мудрость), соот-ветствующая Аврааму; גבורה — ז (строгость), военное снаряжение (זיין), что соответствует Ицхаку; ו - знак דעת (знания) и святости, который соотносится с Яако-вом. Слово פד (бык) указывает на силу (כח). Это видно

из того факта, что удесятеренная гематрия слова ГО (28) равна гематрии слова 280) פר). Сила праотцов Авраама, Ицхака и Яакова обнаруживает себя в каждом звуке шофара: ש праотцов в 280) פר) потенциях, благодаря которым открываются все разнообразные силы и спо-собности шофара.

У шофара есть еще одно название - рог (קרן). Это название, указывающее на материал, из которого изго-тавливается шофар, заключает в себе намек на некото-рые глубокие смыслы, связанные с шофаром. С точки зрения тайного учения (см. КеГилат Яаков) слово קרן является одним из обозначений высокого аспекта כתר (венец), а также символизирует аспект מלכות (царство). Смысл термина קרן явствует из его числового значения, которое равно 350 (100 + 200 + 50). Такое же числовое значение и у слова שן (зуб), связанного с аспектом מלכות (см. КеГилат Яаков). Число 350 олицетворяет собой совершенство Царства, поскольку является про-изведением числа семь, связанного с аспектом מלכות, на пятьдесят. 50 - это число ворот чистоты и разума. Завершенность и полнота аспекта מלכות в каждых из этих ворот как раз и символизируется словом קרן. Близ-кое значение имеют слова קרן יובל (бараний рог), неод-нократно упоминаемые в Писании, например (ЙеГошуа 6,5): ”И будет во время звучания рога (קרן־היובל)”. Пос-кольку слово יובל обозначает также и юбилей, пятидеся-тый год, оно символизирует собой совершенство пяти-десяти и указывает на аспект מלכות, так как является названием года, который заключает цикл, состоящий из семи раз по семь лет. Выражение קרן שן (бивень), имею-щее гематрию 700 (350 + 350), указывает на совершен-ство аспекта מלכות в высших мирах, символизируемых числом 100 (7 х 100). Любопытно отметить, что во мно-гих языках слово, обозначающее понятие "рог”, служит

символом короны и царства. Это свидетельствует о влиянии еврейской традиции на языки народов мира.

Гематрия слова מקור (источник) с добавлением коли-чества букв, входящих в это слово, равна 350 (40 + 100 + 6 + 200 + 4), что соответствует числовому значению слова קרן. Это свидетельствует о том, что слово קרן (рог) является символом высших истоков и корней человека и вселенной. Трубление в рог, называемый шофаром, возвращает к высшим корням и истокам.

Слова יום תרועה (день трубления), являющиеся одним из наименований праздника Новолетия, указывают на место תרועה среди остальных звуков шофара. תרועה (трубление), согласно ЗоГару (часть 3, 1306), является звуком, связанным с Лаковом, как сказано (Бемидбар 23,21): ”И трубный глас (תרועת) Царя среди него”. Яаков, третий из праотцов, воплотил в себе все три аспекта, относящиеся к праотцам; точно так же תרועה включает в себя все три разновидности звуков шофара, и поэтому обладает совершенством и гармонией, символи-зируемыми числом три. О тройном благословении, за-ключенном в звуках תרועה, свидетельствует числовое значение слова תרועה, равное 681 (400 + 200 + 6 + 70 + 5). Это соответствует троекратному числовому значению слова ברכה (благословение): 227x3 - 681. В трубном гласе шофара воплощены три благословения, связанные с тремя высшими мирами, которые мы пробуждаем, тру-бя в шофар.

Связь תרועה с Лаковом явствует из цифр, составляю-щих гематрию этого слова: 6-8-1. Те же самые цифры составляют число 186, которое является гематрией имени יעקב (Лаков) с добавлением количества букв, входящих в это имя (10 + 70 + 100 + 2 + 4 ־־־ 186 .(186 ■יי это еще и числовое значение названия буквы קוף ־־ ק (100 + 80 + 6 - 186). ק является знаком святости (קדושה), как говорится в трактате Шабат (104а). Соглас

но тайному учению, Яаков тоже символизирует свя-тость. Одно из обозначений Святого, благословен Он, а именно слово מקום (место), имеет гематрию 186 (40 + 100 + 6 + 40). Святость - это источник благословения, в соответствии со сказанным про субботний день (Бере-шит 2,3): ”И благословил Б-г день седьмой и освятил его”, - то есть благословение субботы зиждется на ее вышней святости. Связь субботних благословений с высшими мирами явствует, согласно книге Бней Исса-хар, из числового значения слова שבת (суббота). Значе-ние это равно 702, что соответствует тройной гематрии слова בוכה (благословение) с добавлением гематрии Б-жественного Имени אהיה, символизирующего высший аспект כתר (венец): 227 хЗ + 21 - 702. Процесс трубле-ния (תקע, те же буквы, что и у слова עתק, указывающего на תקיעה ,(כתר, поднимает еврея на духовную ступень субботы. На это намекают первые буквы слов (Псалмы 81,4):”תקעו בחודש שופר (Трубите в месяц шофара)", -составляющие слово שבת (суббота).