ПАЛОМНИЧЕСТВО В СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ

ПАЛОМНИЧЕСТВО В СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ

Паломник семнадцатого века

Рабби Йоси бен Халафта так сказал своему сыну: «Если хочешь постичь Шехину в этом мире - отправляйся изучать Тору в Эрец Исраэль».

В 1622 г. выдающийся знаток Торы, главный раввин Праги рабби Ишая Горовиц (Шла Акадош) предпринял опасное и трудное путешествие в Святую Землю. Отказавшись от привычной спокойной жизни, оставив работу, имущество и общину, он решил добраться до Эрец Исраэль. Его путешествие по суше и по морю продолжалось несколько месяцев и сопровождалось множеством опасностей. Когда корабль, на котором плыл рабби Горовиц с женой и своим секретарем, приблизился к порту Триполи на северо-западе Ливана, его подожгли. Капитану удалось вывести судно в открытое море и погасить пожар, но там их поджидала другая неприятность — нападение военных судов. «Г-сподь спас нас, — свидетельствует рабби Горовиц.— Он послал сильный ветер с юга, и нам удалось набрать большую скорость; военные суда отстали».

Непрекращающиеся войны и опасности вынудили путешественников бросить якорь у берегов северной Сирии и двигаться дальше по суше с караваном верблюдов до города Алеппо, находящегося возле турецкой границы. Там они повернули к югу в сторону Хамата и затем продолжили путь до Дамаска. Это было долгое и утомительное путешествие под палящим летним солнцем. В каждом городе их встречала местная еврейская община, оказывавшая почести высокому гостю и неизменно просившая рабби Горовица остаться, но он упорно продолжал свой путь. Несмотря на денежные затруднения и тяготы опасного пути, любовь к Эрец Исраэль и мечта поселиться на Святой Земле вели его к цели.

Когда, наконец, рабби пересек северную Галилею и прибыл в город Цфат, он стал на колени и начал целовать пыль и камни, во исполнение сказанного в Писании (Теилим 102:15): «Ибо возлюбили рабы Твои камни ее и прах ее любят».

И сказал рабби Горовиц: «Как страстно благодарил я Б-га за те многочисленные чудеса, которые помогли мне добраться до нашей благословенной родины».

Что заставило Шла Акадош покинуть место, где он родился, расстаться с детьми, сложить с себя обязанности главы европейского еврейства и даже подвергнуть свою жизнь серьезной опасности? Что он нашел в земле наших праотцов, чтобы отказаться от почета, богатства и материальных удобств, окружавших его в Праге? Как он пришел к своему решению? Чем он руководствовался? Ведь в те времена города Израиля были разорены, а жившие в них еврейские общины малочисленны и разрозненны, в то время как Европа купалась в роскоши, была центром изучения Торы. В ней процветали ешивы и жили многие еврейские мудрецы. Чем же, в конце концов, Эрец Исраэль отличается от других земель?

Ответ на этот вопрос заключен в одном единственном слове: святость. Известно, например, что земное тяготение имеет свои, не заметные для человеческого глаза законы, но их можно обнаружить с помощью приборов; то же самое относится к святости. Ведь наряду с физическими существуют не менее реальные духовные законы. Святость это реальное, поддающееся измерению качество, которое выражает степень проявления Б-жественной Сущности через сотворенный им объект. Когда мы говорим, что Эрец Исраэль — Святая Земля, это значит, что из всех мест на планете присутствие Всевышнего наиболее отчетливо проявляется в Земле Израиля.

Израиль — уникальное и неповторимое место, отличающееся от всех других тем, что именно оно выбрано Создателем в качестве дома для еврейского народа. Земля и народ обручены друг с другом: Творец свел их вместе.

Притча о царской дочери

Магид из Дубно объясняет взаимоотношения между Всевышним, еврейским народом и Эрец Исраэль с помощью такой притчи.

У одного богатого человека была единственная дочь. Она была образованной и красивой, и отцу хотелось найти для нее хорошего жениха. Он ждал подходящей пары, а тем временем подруги девушки одна за другой выходили замуж и рожали детей. Девушка начала завидовать им и обратилась к Всевышнему за помощью: «Молю Тебя, Б-же, сделай так, чтобы и я вышла замуж». Г-сподь услышал ее молитву и послал ей в женихи красивого и способного молодого человека. Он был признанным мастером своего дела, которое приносило ему хороший доход.

Она полюбила его всем сердцем, и их брак оказался удачным. Однако вскоре после свадьбы мужу были предъявлены вздорные и беспочвенные обвинения; его жизнь оказалась в опасности, и он вынужден был бежать. Молодая жена упрашивала не оставлять ее. «Как долго я ждала тебя, и как скоро закончилось наше счастье. Ты, конечно, можешь сказать, что и другие женщины переживали разлуку, но их страдания не могут сравниться с моими. Они расставались с мужьями после многих лет супружеской жизни и могли смириться со своей утратой и одиночеством. А я только разобралась в своих чувствах и очень боюсь, что долгая разлука приведет к забвению. К тому же ты можешь совсем не вернуться. Ах, кто же меня тогда утешит?»

Она оставалась безутешной, пока не догадалась собрать его уникальные инструменты, которые невозможно было заменить или скопировать. «Это будет самым надежным залогом, — подумала она. — Он наверняка вернется, ведь иначе он просто не сможет работать». Приняв это решение, она отпустила мужа.

В течение нескольких лет от мужа не было никаких вестей. Наконец, однажды к ней явился человек, сказавший, что он приехал из далекой страны, где встретил ее мужа.

«Вы не знаете, когда он собирается вернуться ко мне?» — спросила она.

«Насколько я знаю, — ответил странник, — он не собирается возвращаться. Он поглощен д ругими делами».

«Но как он может работать без своих инструментов?»

Странник рассмеялся: «Почему ты решила, что твой муж хочет работать по своей прежней специальности? Он теперь зарабатывает себе на жизнь, работая носильщиком, таскает на плечах тяжелые мешки».

Женщина разрыдалась: «Теперь я потеряла всякую надежду когда-нибудь увидеть его».

О чем говорит притча?

Эта аллегорическая история, — говорит Магид, — учит нас, что вначале Всевышний дал землю всем народам, кроме Израиля, и у евреев не было своего дома. Когда же Авраам стал прародителем евреев, Б-г дал избранному народу Святую Землю. Этот «брак» оказался очень удачным. Он помог реализовать потенциальные возможности, присущие каждой из сторон. Народ погрузился в изучение Торы и исполнение Б-жественного предначертания и достиг такой близости к Б-гу, что даже пророческий дар оказался весьма распространенным. Что касается земли, она живо откликнулась на трепетное отношение к себе и исполнение мицвот, связанных с сельским хозяйством, таких, как отказ от ее обработки в седьмой год, выделение части от каждого урожая для коаним (священников) и нуждающихся членов общины.

Однако этот счастливый брак был насильно расторгнут во время Вавилонского изгнания и, позже, в результате Римского нашествия. Мидраш повествует, как плакали стены Иерусалима, когда его любимых детей уводили в плен.

Под «инструментами мастера» подразумеваются священные предметы, которыми пользовались во время службы в Храме. После разрушения Храма они были спрятаны в качестве «залога». Б-жественная искра, живущая в душе каждого еврея, может разгореться лишь в том случае, если будет реализован заложенный в этой душе потенциал. Но это возможно только после восстановления Храма. Поэтому каждый еврей чувствует, пусть даже и неосознанно, мучительное беспокойство и неудовлетворенность из-за того, что Храм до сих пор не восстановлен. И не должно казаться странным, что даже светские, полностью ассимилированные евреи тянутся в Израиль, к Стене Плача.

Тело и душа

Хофец Хаим пишет, что при сотворении вселенной Всевышний оставил для Себя Тору и Эрец Исраэль. Они связаны друг с другом, как тело и душа. Тело представляет собой лишь сгусток земного праха, если оно лишено души, которая дает ему жизнь. В то же время душа не может существовать и действовать в физическом мире, если не облечь ее в материальное тело, служащее посредником между душой и внешним миром. Когда душа и тело соединяются, рождается человек. Если следовать этой аналогии, Тора — это душа, которая не может существовать в мире без Эрец Исраэль — ее тела. Земля Израиля — необходимый элемент этого единства, ибо Тора может быть полностью реализована лишь в том случае, если евреи будут исполнять ее заповеди в этом мире, на этой Земле.

Суть иудаизма как раз и заключается в единстве этих двух компонентов — изучении Торы и выполнении ее законов в Эрец Исраэль, тем более, что многие заповеди Торы могут быть осуществлены только на Святой Земле. Таким образом, эти два компонента нуждаются друг в друге для реализации своей высокой миссии.

Земля нашего совершенства

Итак, вернемся к вопросу, что же особенно примечательного в этом кусочке земной тверди, называемом Эрец Исраэль? Чем он отличается от других стран; почему Всевышний избрал для евреев именно эту землю? Мидраш так комментирует слова Писания (Хавакук 3:6): «Встал Он и измеряет землю». Всевышний осмотрел всю планету и решил, что Эрец Исраэль — единственное место, подходящее для еврейского народа.

Поскольку Ашем («Имя» — один из возможных вариантов называния Всевышнего в обиходном языке) сделал Израиль Своей землей и наделил ее святостью, еврейский народ получил возможность полностью раскрыть свои способности именно здесь. Зоар учит нас, что Эрец Исраэль — единственное место, где евреи могут достичь совершенства, поскольку между народом и землей существует особая связь, позволяющая добиться этой цели на самом высоком уровне.

Мера святости

...Во времени

Еврейская традиция говорит о трех мерах реальности: времени, пространстве и душе. В каждой из этих сфер есть некая центральная точка, излучающая святость, где Б-жественное Присутствие проявляет себя особенно ярко.

Поскольку святость измеряется степенью проявления Б-жественного Начала (Шехины) в том или ином отрезке времени или предмете, в истории бывают такие моменты, которые отличаются большей «святостью». Мидраш рассказывает, что пока Адам не согрешил, Б-жественное Присутствие окутывало всю землю. После этого оно удалилось от земли на первый небесный свод. После преступления Каина оно поднялось на второй небесный свод. Когда поколение Эноша начало поклоняться идолам, Шехина удалилась еще выше. Во время Потопа она переместилась на четвертый свод, а после греха Вавилонской башни ушла еще дальше. Изза грехов жителей Сдома Б-жественное Присутствие удалилось на шестой небесный свод, а из-за безнравственности египтян оно поднялось на седьмой, самый высокий свод.

Благодаря заслугам семи праведников Б-жественное Присутствие, постепенно опускаясь, вернулось на прежнее место. Вначале Авраам выполнил заповедь обрезания, освятив половую жизнь человека. Святость Ицхака нейтрализовала грехи Сдома, а святость Яакова — грех Вавилонской башни; добродетели Леви перекрыли грехи поколения Потопа, а заслуги Кеата — грехи поколения Эноша; Амрам искупил преступление Каина, а Моше — грехопадение Адама. Поэтому, когда Израиль получал Тору у горы Синай, Б-жественное Присутствие находилось так же близко к земле, как перед грехом Адама и Хавы. (Но после того, как евреи сделали золотого тельца, Шехина снова удалилась из нашего мира.)

Когда народ Израиля получал Тору, он был в зените своей славы. Следующий пик его развития пришелся на период освящения Первого Храма царем Шломо. Но затем святость народа Израиля вновь начала уменьшаться, подтверждением этого было ослабление пророческого дара у евреев во времена Второго Храма, а также отсутствие в Храме священных предметов: Ковчега, херувов, урим и тумим (деталей одежды Первосвященника).

...В мире физическом и в мире духовном

И в духовном и в физическом смыслах Эрец Исраэль и еврейский народ наделены особой святостью. В Мидраше говорится, что, когда Б-г создавал мир, Он отделил Эрец Исраэль от прочих земель.Внутри самой Эрец Исраэль был выделен Иерусалим, а в самом Иерусалиме — место, на котором стоял Храм. Точно так же Всевышний поступил и с народами земли. Он создал их по Своему образу, но выделил Израиль. Внутри самого еврейского народа он выбрал колено Леви, где особое место занял род Аарона, наделенный более высокой степенью святости.

Таким образом, уровень святости народа Израиля соответствует уровню святости Земли Израиля. Б-г дал евреям Эрец Исраэль, соединив особый народ с уникальной землей. Он привел колено Леви в Иерусалим и назначил потомков Аарона служителями в Храме.

Единый Храм

Ашем определил для Храма особое место. На иврите Храм называется микдаш, что означает «святое место». Во времена Второго Храма сын Шимона Праведного построил в Александрии его точную копию, простоявшую более двухсот лет. Но мудрецы никогда не освящали это здание, и проводимые в нем богослужения считались вероотступничеством. Ибо для Храма есть только одно место — Святая Земля, и только один народ может служить в нем — сыны Израиля.

Десять уровней святости

В пространстве существует «десять уровней святости...». В Мишне (Келим 1:6-9) они перечисляются по мере возрастания все города, обнесенные крепостной стеной; территория внутри стен Иерусалима; Храмовая гора; внутренняя часть Храма; помещение для женщин; помещение для мужчин; помещение для священнослужителей; пространство между жертвенником и Святилищем;

Святилище;

и, наконец, Святая Святых, в пределы которого разрешалось вступать только Первосвященнику всего один день в году — во время торжественной службы в Иом Кипур. Причем перед этим он проходил особую процедуру очищения.

Понятие уровня святости, присущей в разной степени различным неодушевленным предметам, приложимо и к человеку. Именно мера индивидуальной святости определяет уровень святости в физическом смысле, который может быть достигнут человеком. Эрец Исраэль не включена в перечисленные десять ступеней святости. Для того, чтобы войти в эту землю, не нужно ни предварительной подготовки, ни очищения; во всяком случае религиозный закон не вводит никаких ограничений.

С другой стороны, на Храмовую гору запрещен доступ мужчинам после семяизвержения и женщинам в период менструации. Неевреи и те, кто прикасался к мертвым телам, не могут входить во внутреннюю часть Храма. И, наконец, даже тот, кто чист по всем параметрам, должен перед входом в мужскую часть Храма погрузиться в микву (ритуальный бассейн, дающий человеку духовную чистоту).

Западное направление

Еще одно качество святости — направленность. Святость ориентирована на запад. Подтверждение этому мы находим в Гемаре. В ней рассказывается, что однажды римский император Антоний вступил в философский спор с одним из величайших еврейских мудрецов Иеудой Анаси. «Почему солнце встает на востоке и садится на западе?» — спросил император.

«А если бы было наоборот, ты бы задал тот же самый вопрос?» — в свою очередь спросил его мудрец.

«Как раз об этом я и хотел поговорить. Почему солнце предпочитает заходить именно в западном направлении? Что особенного в западе?»

Ответил ему Рабби: «Для того, чтобы передать шалом Творцу, ибо мы знаем, что Шехина пребывает именно на западе, как сказал Нехемия: Небесное воинство кланяется Тебе» (он имел ввиду, что под словом «кланяется» подразумевается «садится», и по этой причине и солнце, и луна, и звезды заходят на западе).

«Но в таком случае, — заметил Антоний, — солнцу достаточно только достигнуть зенита, передать «шалом» и сразу сесть за горизонт».

«Солнце продолжает свой путь по небосводу, очень медленно опускаясь к горизонту на западе, — сказал Иеуда Анаси, — для того, чтобы предупредить людей о наступлении ночи. Такая «медлительность» дает им возможность вернуться домой до наступления темноты».

Б-г вездесущ

На первый взгляд утверждение, что святость имеет направление и что Шехина находится на западе, ставит под сомнение важнейший принцип еврейского монотеизма. Ведь единство Б-га подразумевает, что Его Присутствие распространено в равной степени во всем творении. В Писании мы находим множество подтверждений этому тезису, например: «Вся земля наполнена Его славой» (Иешаяу 6:3).

Это кажущееся противоречие разрешается весьма просто. Верно, что Б-г присутствует в равной мере на всем протяжении времени и пространства, но та степень, с которой Он раскрывает Себя и Свое совершенство перед живым существом или неодушевленным предметом в какой-то момент времени, неодинакова и зависит от многих факторов. Понять эту идею нам поможет классическая метафора. Душа — это живая сила человеческого тела, ею наполнена каждая клетка, каждый орган. Но хотя эта живая сила распределяется равномерно по всему организму, ее ядро — сознание — проявляет себя, главным образом, через мозг, а другая важнейшая часть — чувство — через сердце. То же самое можно сказать о Всевышнем. Его Присутствие, в котором заложены потенциалы абсолютной святости и абсолютного сознания, распределено в равной степени по всему творению. Но эти потенциалы могут проявлять себя с особой силой и интенсивностью в определенные моменты времени, через людей и предметы и в каких-то конкретных направлениях. Многие из нас испытывали на себе эманацию «Б-жественности», присущей праведникам. Такой «Б-жественный» потенциал заложен во всех людях, но реализуется он только у тех, кто наделен святостью.

Живший в XIX веке комментатор Торы посвятил много страниц объяснению, почему святость сильнее проявляет себя в одном из множества направлений. Но в конце анализа он заключил, что талмудическое высказывание «Шехина пребывает на западе» имеет отношение к такому уровню истины, которую ни один смертный не в состоянии постичь.

Земля подобна дому

Эрец Исраэль обладает большей святостью, нежели все другие земли. Но еще более возвышен Б-гом еврейский народ. При всей своей святости земля — всего лишь безжизненная материя, в то время как еврейский народ состоит из людей, получивших свои души прямо с Престола Славы, что позволяет им достигать высших уровней Б-жественной святости. Евреи связаны со своей землей, как человек связан со своим домом. Дом необходим хозяину. Более того, дом отражает его характер. Человек должен относиться к своему дому с уважением, содержать его в чистоте, создавать в нем здоровую атмосферу, которая свидетельствовала бы о святости тех, кто в нем обитает.

Аналогичная связь существует между душой и телом. Еврейский народ, исполняя заповеди Всевышнего, дает Эрец Исраэль духовность и жизненную силу. А земля, в свою очередь, обеспечивает все его физические потребности.

Гармония сил

Свидетельство очевидца

Святость Земли Израиля, выражающаяся в изобили и благ, которым она одаривает своих обитателей, если они преданно служат Всевышнему, в точности соответствует ее бесплодию, если это условие не соблюдается. Когда Рамбан путешествовал по Святой Земле в XIII веке, он писал в одном из своих писем: «Что я могу сказать о Земле? — Как заброшена она, и как велико ее запустение. Воистину — чем святее место, тем сильнее оно разрушено. Иерусалим (место, где стоял Храм) разрушен больше других городов, а территория Иудеи (где находится пещера Махпела) опустошена больше, чем Галилея...».

Многие монархи стремились покорить эту землю и ее главный город — Иерусалим. Какую бы цель ни преследовали завоеватели — укрепить свое стратегическое положение, установить деспотическую власть или навязать свои религиозные догматы с помощью крестовых походов — все они разоряли, опустошали и оскверняли Святую Землю, порабощали и истребляли ее жителей.

Предупреждение Торы

Тора говорит, что хананейские народы, первоначально населявшие Эрец Исраэль, были самыми развращенными за всю историю человечества. Поэтому Ашем особенно строго предостерегает евреев от подражания им: «...не научись делать мерзости, какие делали те народы. Да не найдется у тебя никого, проводящего сына своего или дочь свою через огонь. Ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея. Ни заклинателя, ни вызывающего духов, ни знахаря, ни вопрошающего мертвых. Ибо мерзок перед Ашемом всякий, делающий это; и за мерзости сии Ашем, Б-г твой, изгоняет их от лица твоего» (Дварим 18:9-13). «Ибо люди, жившие на земле, совершали мерзости... и осквернилась земля. Чтобы не изрыгнула вас земля, если вы оскверните ее, как изрыгнула она народ, бывший до вас» (Ваикра 18:27-28).

Раши говорит, что Эрец Исраэль похожа на изнеженного царского сына, которого тошнит от несвежей пищи. Точно так же реагирует Эрец Исраэль на грехи населяющих ее людей. Мальбим развивает эту мысль. Израиль, обладая особой святостью, очень чувствителен ко всяческим грехам и мерзостям. Другие земли лишены этого свойства, поскольку сами нечисты. Поэтому выражение «изрыгнуть грешников» к ним не относится. Желудок человека не принимает лишь то, что противно и чуждо ему. Так же и Страна Израиля терпит только тех, чье поведение не оскверняет ее; всех остальных она решительно изгоняет из своих пределов.

Создание утопии

Важный вопрос

Почему Создатель дал еврейскому народу территорию, которую занимали семь народов, а не создал для него новую, не запятнанную грехом землю? Ведь из истории мы знаем, что грехи хананейцев не исчезли с лица Земли вместе с их носителями, но продолжали оказывать отрицательное влияние на евреев, побуждая их к непристойностям и идолопоклонству. Почему Ашем дал им «бывшую в употреблении» территорию, а не даровал новую, девственно чистую землю, свободную от грехов ее обитателей? Как было бы хорошо, если бы Творец совершил очередное чудо и вопреки законам природы создал новую земную твердь, не населенную прежде никем. Этот нетронутый край стал бы тогда Святой Землей, родиной Его избранного народа.

Ему, совершившему чудеса в Египте, рассекшему Ям Суф, поддержавшему евреев манной во время их странствий по пустыне, ничего бы не стоило сотворить для них новую сушу и дать возможность начать с нуля жизнь на совершенно новой, чистой от греха, никем не заселенной прежде земле. Разве трудно было Ашему сделать такой подарок «царству священников, Его святому народу»?

Ответ 1: бремя Торы

Если бы Б-г создал для еврейского народа совершенно новую землю, Он не смог бы требовать от него выполнения заповедей в качестве условия обладания этой землей. Евреи могли устать от «бремени Торы» и пожаловаться Ашему, что другие народы имеют собственную землю и для этого им не надо исполнять 613 заповедей..., так чем же они хуже? Именно эта мысль выражена в одном из псалмов (Теилим 105:44): «Он дал им землю народов (Эрец Исраэль, а не вновь созданную землю)... чтобы они соблюдали законы Его и сохраняли учение Его». Поскольку Всевышний забрал Землю у других народов из-за их грехов и передал ее евреям с условием, чтобы они ревностно соблюдали законы Торы и исполняли мицвот, обладание Эрец Исраэль и возможность пользоваться ее благами целиком и полностью зависят от выполнения этого условия. Стоит евреям нарушить договор, и они лишатся права на владение своей землею. Итак, еврейский народ получил в вечную собственность Эрец Исраэль, когда стоял у горы Синай и выразил готовность принять на себя «бремя Торы», провозгласив (Шмот 24:7): «Сделаем (все, что заповедано нам) и поймем (посвятив себя изучению Торы)».

Ответ 2: проявление силы Б-га

В Мидраше дается другой ответ на поставленный нами вопрос. Сказал Б-г Израилю: «Я мог бы создать для вас новую землю, но лучше Я дам вам землю эту, чтобы вы видели, как я мощью Своей сокрушаю врагов ваших перед вами и передаю вам в руки эту Землю, как сказано: «Могущество дел Своих показал он народу Своему, дав ему наследие народов» (Теилим 111:6).

Когда солдат в рукопашном бою уничтожает сразу нескольких врагов, он отчетливо ощущает присутствие Творца. Такое проявление Б-жественной силы впечатляет гораздо сильнее, чем самое большое, но ни к кому лично не относящееся чудо. Этот солдат чувствует близость Ашема. Всевышний бережет его и наделяет сверхъестественной силой, помогая одолеть любкх врагов. Такое личное ощущение Б-жественной силы и возможность быть участником Его чудес оказывают на человека ни с чем не сравнимое влияние, намного более сильное, чем если бы он был посторонним наблюдателем. В глубине его души растет признательность и благодарность к Творцу. Если бы Б-г каким-то сверхъестественным образом создал новую землю, евреи воеприняли бы это как сон наяву, невероятное чудо, но чудо «постороннее», и оно не произвело бы на них такого глубокого впечатления, как то, что случилось с каждым из них.

Кроме того, как мог Всевышний обещать страну Израиля еврейским патриархам, жившим за сотни лет до Исхода, если бы этой земли еще не существовало в то время? Ведь когда Авраам обходил Эрец Исраэль, что называется, вдоль и поперек, он фактически вступал во владение этой Землей. Стремление Авраама жить в Эрец Исраэль и быть похороненным в ней стало важным фактором, позволившим его потомкам унаследовать ее.

Небесные силы

Особая святость Эрец Исраэль вызвана также тем, что это «...земля, о которой Ашем,Б-г твой, печется. Глаза Ашема, Б-га твоего, всегда на ней: от начала года и до конца года» (Дварим 11:12). Рамбан пишет, что Б-г создал мир в виде особой иерархической системы и наделил определенной властью высшие сферы, чтобы они управляли нижними сферами. Так, ангелы и небесное воинство управляют созвездиями, планетами и астрологическими силами, которые, в свою очередь, влияют на разные страны и народы. В Торе так говорится об этом: «... звезды и даже все воинство небесное... которыми наделил Ашем, Б-г твой, все народы...» (Дварим 4:19). Традиция утверждает, что Ашем дал каждому народу свое созвездие на небе и своего ангела-покровителя, которые управляют этим народом и выполняют роль посредников между ним и Б-гом. Даниэль (10:13) пишет: «Ангел-покровитель Персидского царства противостоял мне».

Покровитель Израиля

Только одному народу и одной стране, — продолжает Рамбан, — Властелин вселенной не дал созвездия и ангела-покровителя — народу Израиля и Стране Израиля. Они получают указания непосредственно от Всевышнего без всяких посредников. Страна Израиля, которую Б-г выбрал для Своего пребывания, предназначена для евреев, поставивших Его Имя во главу угла своей веры (в Шма говорится: «Слушай, Израиль, Ашем наш Б-г, Ашем Един»), Таким образом Писание провозглашает: «... будете моим драгоценным уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Шмот 19:5). И в другом месте: «... вы завладеете землею их, и я отдам ее вам в наследие... Я Ашем, Б-г ваш, который выделил вас из всех народов» (Ваикра 20:24). Когда Тора говорит, что Б-г выделил нас из всех народов, имеется в виду, что Он установил с нами прямую связь; и это качественно отличает нас от других народов, управляемых Бжественным Провидением через посредников. Поэтому вполне естественно, что земля, находящаяся под покровительством Ашема, призвана стать родиной Израиля, народа-избранника, главная задача которого — служить Всевышнему.

Семьдесят и один

Традиция утверждает, что в мире существует семьдесят небесных сил, покровительствующих семидесяти народам; Израиль — это семьдесят первый народ. Число это не случайно. Когда Яаков переселился в Египет, его семья насчитывала семьдесят душ, не считая его самого. Позже Б-г сказал Моше: «Собери мне семьдесят мужей из старейшин Израиля» (Бемидбар 11:16). Число старейшин вместе с Моше — тоже семьдесят один. Санхедрин, высший судебный и административный орган в Израиле, состоял из семидесяти членов и главного судьи; другими словами, и здесь мы имеем дело с числом семьдесят один. Престол Славы Единого постоянно окружен семьюдесятью ангелами.

Можем ли мы сказать, что Ашем случайно или из чистого каприза установил с Израилем прямую связь, в то время как другие народы вынуждены обращаться к Нему через ангелов. В мидраше объясняется, что Б-г назначил семьдесят ангелов-покровителей посредниками между Собою и народами земли, чтобы наказать последних за дерзость, выразившуюся в строительстве

Вавилонской башни. Авраам, которому было тогда сорок восемь лет, оказался единственным человеком во всем поколении, выступившим против ее сооружения, и за это он удостоился чести быть непосредственно связанным с Б-гом. Той же привилегии удостоились его потомки.

Посредники между Б-гом и народами наделены неодинаковой властью; одни из них обладают большим влиянием, другие — меньшим. Семь из семидесяти посредников управляли народами Ханаана; именно они внушали самый большой страх и благоговение. Поскольку физические свойства народа отражают внутренний характер его небесного покровителя, и поскольку среди ханаанцев было много гигантов и богатырей, напрашивается вывод, что их ангелы-покровители также были «гигантами духовных миров».

Дождь с небес

Прямая и безраздельная власть Всевышнего над Эрец Исраэль является ее главной особенностью, и этим она отличается от всех других земель. Во втором разделе Шма мы говорим: «И дам Я дождь Земле вашей своевременно» (Дварим 11:14). Мидраш объясняет, что когда Б-г говорит: «И дам Я...». Он имеет в виду Себя лично, а не ангела. И когда Он продолжает: «... Дождь Земле вашей», тем самым он выделяет Израиль из всех других земель. Другой мидраш учит нас, что Б-г посылает дождь, в первую очередь, Земле Израиля и лишь потом всему остальному миру. На первый взгляд, каждый метеоролог может оспорить это наивное утверждение, ткнув пальцем в карту погоды. Однако, говоря о приоритете Израиля при распределении дождей, мы вовсе не имеем в виду схему облачности и осадков. Мидраш сообщает нам, что в Рош Ашана Ашем распределяет дожди всего мира на предстоящий год. При этом Он учитывает заслуги поколения. И здесь приоритет отдается Израилю: Господин Мира в первую очередь судит его и выносит решение. И от этого решения зависит благополучие всего остального мира. В каждой стране, включая Эрец Исраэль, дожди выпадают по воле Всевышнего, но ни одна карта погоды не в состоянии отразить эту волю.

Признаки особого внимания

Историки древности отмечали, что на Святой Земле росли необыкновенно большие и вкусные плоды. За сто лет до разрушения Второго Храма там выпадали исключительно благоприятные дожди. Дожди шли два раза в неделю — в ночь среды и шабата. В результате вырастала пшеница, зерна которой были размером с фасоль, а ячменные зерна были не меньше косточки маслины. Образцы этих культур аккуратно собирались и сохранялись для будущих поколений, чтобы показать им, каких результатов может добиться тот, кто преданно служит Б-гу. Лишь грехи уменьшают Его щедрость. Таким образом,плодородие Эрец Исраэль целиком и полностью зависит от воли Б-га. Если Он прикажет ей быть щедрой и плодородной, то даже минимальных усилий будет достаточно, чтобы получить обильные урожаи. Если же Он обречет ее на бедность и голод, то не помогут ни интенсивный труд, ни самая современная техника.

Когда Ирод перестраивал Второй Храм, дожди выпадали только ночью, а утром ветер разгонял облака, и всегда ярко светило солнце. Это означало, что перестройка Храма не была лишь причудой Ирода, любившего жить в роскоши, но полностью соответствовала желанию Всевышнего.

Плоды, выращенные в Израиле, особенно в районе Геносара, возле Тверии, отличаются особой сладостью. Маарша объясняет, что сладкие плоды не всегда приносят радость. Например, когда разведчики (Бемидбар гл. 13-14) вернулись из Земли Израиля с огромными сочными плодами, они утверждали, что эти фрукты вредны как раз из-за избыточного содержания сахара. По их мнению, плоды этой земли ослабляют организм, а их сладость не уравновешивается достаточным количеством солей. Недостаток отчета, представленного разведчиками, заключался в том, что они судили об Эрец Исраэль и ее плодах только с физической точки зрения, игнорируя духовную сущность явления. На самом деле, сладость принесенных ими плодов была совершенно безвредна. Эти фрукты были земным аналогом небесной манны, которая поддерживала евреев в пустыне. Даже если бы пустыня изобиловала фруктовыми деревьями, овощами и зерновыми, все равно евреям потребовалась бы манна, поскольку продуктам, выращенным вне Эрец Исраэль, недостает определенных духовных витаминов.

Страна, текущая молоком и медом

Образ «земли, текущей молоком и медом» часто иллюстрируется козой, кормящей своих детенышей под финиковой пальмой или смоковницей: мед капает прямо с фиников и, стекая по стволу дерева, смешивается с козьим молоком. В Талмуде рассказывается о крестьянине, который однажды увидел, что вокруг его города образовался пруд из инжирного сока. А Реш Лакиш сообщал, что возле селения Ципори в Галилее скопилось огромное количество молока и меда, создавшее небольшое озеро, площадью в шестнадцать квадратных миль. Бааль Атурим отмечает, что «шеетнадцать квадратных миль» напоминают нам о том, что в Писании шестнадцать раз говорится о «земле, текущей молоком и медом».

Из Талмуда мы узнаем, что в будущем деревья Эрец Исраэль будут плодоносить каждый день. Услышав это, один из учеников Раббана Гамлиэля заметил с усмешкой: «Если “Ничего нет нового под солнцем” (Коэлет 1:9), как мы можем верить этому предсказанию?» Тогда учитель вывел его на улицу и указал на куст каперсника, который дает три вида плодов одновременно. Точно так же для осуществления упомянутого пророчества не требуется ничего «нового»; ведь прообраз будущих деревьев уже существует «под солнцем».

Приоткрыть завесу

Рабби Нахман из Брацлава говорил, что одним физическим зрением не увидишь разницу между Эрец Исраэль и остальным миром. Только развив в себе духовные качества и научившись смотреть за пределы внешней оболочки предметов и явлений, можно по достоинству оценить уникальную красоту Эрец Исраэль и признать ее святость.

Поездка в Святую Землю

Рассказывают об одном молодом знатоке Торы, жившем в XIX веке, который решил перебраться в Израиль. Ступив на Святую Землю, он поцеловал ее и вознес хвалу Творцу за то, что Он помог ему осуществить сокровенную мечту: посетить родину святых предков. На следующий день он сел в экипаж и отправился в Иерусалим. И тут его настроение стало менять\ся. Да, это была Святая Земля, но как же убого она выглядела! Его окружал безрадостный и мрачный ландшафт; города, мимо которых он проезжал, имели типичный средиземноморский вид. Куда делась святость, изливавшая на Эрец Исраэль особый свет? Кто мог доказать, что это не простая земля, а обитель Ашема? Нет, встречавшиеся на его пути камни были обычными камнями, а земля внешне ничем не отличалась от земли в любом другом месте, да и люди были самыми обычными людьми. Его отчаяние еще больше усилилось, когда он въехал в Иерусалим: этот духовный центр человечества оказался захолустным городишком, сплошь застроенным домами из камня и извести, с лавчонками, ешивами и синагогами, какие можно было встретить в любом другом еврейском гетто. Куда делся святой заоблачный город, который он рисовал в своем воображении? Город, пронизанный светом правды, обитель праведников, посвятивших свою жизнь служению Б-гу? О, сколь горьким было его разочарование!

Субъективная реальность

С каждым днем он выглядел все более угнетенным и подавленным. Наконец, не в силах смириться с горькой реальностью, противоречившей мудрости величайших знатоков Торы, он решил вернуться в Европу. Неужели они так заблуждались, — размышлял он. — Может быть, это я виноват. Может быть, я просто недостоин видеть эту землю в ее истинном виде и^-за моих собственных грехов. Могу ли я удостоиться воочию увидеть Его Святое Присутствие, стать одним из тех, чей жизненный опыт не разрушает, а укрепляет веру в святость Эрец Исраэль? Он долго раздумывал, затем решил обратиться с чистосердечной молитвой к Б-гу, прося об исполнении его желания. Сорок дней он постился (подкрепляя себя ночью) и смиренно разговаривал со Всевышним. И, наконец, с изумлением и благодарностью почувствовал, как раскрываются его глаза, и перед его внутренним взором предстает Святая Земля, и каждый ее камень, каждая травинка и даже товары на рынке излучают Б-жественный Свет. Да, мудрецы оказались правы. Эрец Исраэль — Святая Земля. Но красоту ее может оценить лишь тот, кто видит эту святость.

Скрытые сокровища

Так почему же люди, приезжающие в Эрец Исраэль и видящие ее достопримечательности, не в состоянии постигнуть уникальные свойства этой земли? Почему их взор не проникает за внешнюю форму вещей и не может разглядеть скрытую в них святость? Гурский ребе отвечает: Б-г показывает скрытые сокровища Эрец Исраэль только тем, кто трепещет перед Ним.

В других странах сокровищами считаются спрятайные в недрах земли золото, серебро и драгоценные камни. Естественное богатство Эрец Исраэль — ее святость. Эта земля — обитель Б-жественного Присутствия, где влияние Творца проявляется наиболее открыто и ощутимо.

В Израиле нет никаких материальных богатств, порождающих ненависть, предательство, бесконечные конфликты и войны. Если бы Израиль был богат материальными ресурсами, он бы еще больше привлекал к себе многочисленных завоевателей, и между двенадцатью коленами Израилевыми тоже мог бы разгореться (упаси Б-г) территориальный спор.

Сокровищница имен

Писание называет Святую Землю многими именами: Земля газелей, Земля жизни, Земля желанная и Земля ханаанская. Каждое название отражает определенную грань ее святости.

Земля газелей

Эрец Исраэль называют Землей газелей, и Талмуд объясняет это так. Если газель лишается части шкуры, то новая кожа никогда не нарастет полностью; часть плоти газели остается открытой. То же самое происходит и с Эрец Исраэль, которая обеспечивает еврейский народ достаточной площадью и пропитанием, пока он живет в ее пределах, но стоит ему покинуть эту землю, как она вянет и даже как будто уменьшается в размерах.

Способность Святой Земли наливаться соками и засыхать, давать обильные урожаи и становиться бесплодной, в зависимости от присутствия на ней еврейского народа или, наоборот, его отсутствия, представляет собой убедительное доказательство того, что Эрец Исраэль предназначена только для этого народа. Только евреи могут сделать эту землю плодородной, превратить пустыни в густые леса и возродить к жизни заброшенные поля. Очевидно, что земля и народ неразрывно связаны; их «брак» заключен на небесах и провозглашен еще во времена Творения.

Земля жизни

Эрец Исраэль называют также Эрец Хаим (Землей жизни), поскольку через нее, как через распахнутые ворота, человеческие души спускаются на землю и рождаются для временной жизни в этом мире. Тем же путем они возвращаются в мир вечной жизни. Земля Израиля — самое подходящее место для таких перемещений, потому что именно из ее праха Ашем сотворил Адама — основателя человеческого рода и здесь же вдохнул в него жизнь.

Земля живых

Эрец Хаим можно перевести и как «Земля живых». Такой перевод, подчеркивающий множественное число слова хаим, указывает на два качества Эрец Исраэль — места, где сливаются воедино физический и духовный миры. С одной стороны, она живет по законам природы и кормит человека своими плодами, снабжает его свежим воздухом. Даже если не брать в расчет духовные «витамины», которыми богаты продукты, выращенные только на этой земле, Эрец Исраэль все равно остается подлинной Землей жизней, ибо по-настоящему заботится о физическом здоровье своих жителей.

Но есть и духовный смысл в том, что Страну Израиля называют также «Землей живых». Традиция утверждает, что Израиль — это врата в мир грядущий, где душа будет продолжать свое существование после смерти тела. Именно это качество особенно ценили наши патриархи. Какой же смысл в том, что через Израиль проходит путь, ведущий в духовные сферы?

Это означает, что Эрец Исраэль придает земной жизни ее высшую форму; именно в ней достигается истинная гармония тела и души. Изречения наших мудрецов («тому, кто похоронен в Израиле, прощаются все грехи», «в Израиле есть свой собственный ангел смерти», «когда будет воскрешение из мертвых, то первыми поднимутся похороненные в Эрец Исраэль» и др.) указывают на одно важное свойство Святой Земли — ее прямую связь с духовными мирами.

Наряду с земной Эрец Исраэль существует ее небесный двойник, куда после смерти человека попадает его душа и где она купается в лучах Б-жественного Света и наслаждается присутствием Творца. Не следует, однако, думать, что пребывание души в высших сферах после смерти человека представляет собой физическую реальность. Душа существует вне времени и пространства. Мир грядущий не подобен «миру» в общепринятом смысле этого слова, не похож он и на «рай». Скорее, это форма существования души, не ограниченная рамками физического тела. Когда мы говорим, что после своей смерти праведники вступают в духовный мир, являющийся отражением земного Райского сада, это означает, что их души осуществляют свою давнюю мечту, сливаясь воедино с Б-гом. В нашем физическом мире духовные сферы представлены Храмом и горой Мориа, где присутствие Ашема наиболее ощутимо. Пока существовал Храм, каждый житель Святой Земли мог видеть Шехину, которая пребывала в Ционе, и наслаждаться ее светом.

Земля вечной жизни

Говоря «Земля жизни», мы имеем в виду также то время, когда в Эрец Исраэль произойдет воскрешение мертвых. В первую очередь поднимутся те, кто похороней в этой земле. А кости погребенных за ее пределами будут двигаться по подземным ходам, пока не достигнут Святой Земли, где и произойдет их воскрешение. Так само название — Земля жизни — выражает веру в будущее воскрешение мертвых и во вторую жизнь, которая начнется именно в Эрец Исраэль.

В нашем физическом мире, где все происходящее, в том числе и смерть, кажется окончательным и необратимым, нелегко сохранять эту веру. Даже царь Давид был подвергнут испытанию, пережив тяжелую внутреннюю борьбу. «Не отдавай меня на волю врагов моих, — воскликнул он в отчаянии, — ибо встали против меня свидетели лживые... (перед которыми я не устою); если бы я не верил, что увижу благо Ашема в земле живых...» (Теилим 27:12-13). «Свидетели лживые» — это скептицизм и разочарование, порожденные страданиями праведников, процветанием нечестивых и очевидным отсутствием справедливости.

Лишь благодаря своей глубокой вере в грядущий мир царь Давид сумел преодолеть в себе еретические мысли. «Если бы я не верил, что увижу благо Ашема в Земле живых (в грядущем мире Истины и Справедливого Суда), то свидетели лживые, смущающие сердце мое, убедили бы меня, упаси Б-же, отвергнуть Б-жественное Провидение».

Земля желанная

Святую Землю называют также Эрец Хэмда — Земля желанная. Мидраш объясняет это тремя причинами. Во-первых, патриархи стремились (хамад) поселиться в ней, чему мы находим много подтверждений в книге Берешит. Во-вторых, Эрец Исраэль, будучи центром святости на нашей планете, была выбрана Б-гом для строительства Храма — Его обители, как сказано: «Гору ту возжелал (хамад) Б-г, чтобы обитать на ней» (Теилим 68:17). И, наконец, даже нееврейские цари стремились (хамад) хоть как-то закрепиться на Святой Земле. Например, расстояние между ханаанскими городами Иерихо и Ай составляло всего около четырех километров, но в каждом из них был свой собственный царь. Не случайно Ирмеяу в своем пророчестве отмечает, что «Он (Ашем) даст вам землю приятную, лучшее наследие из всего множества народов».

Страна Израиля никогда не обладала богатыми природными ресурсами и не занимала важного стратегического положения. Тем не менее на протяжении всей истории правители различных государств жаждали обладать ею. Почему? Какую ценность она для них представляла? Можно предположить, что они бессознательно тянулись к ее духовным богатствам. Все завоеватели Эрец Исраэль очень гордились своим приобретением, как сказано в Талмуде: «Почему Тора называет гору Хермон четырьмя разными именами? Сидонцы звали ее Сирионом, амориты дали ей имя Сенир, было у нее и еще одно название — гора Сион. Зачем потребовалось Торе упоминать каждое из этих имен? Для того, чтобы воздать должное Эрец Исраэль. Каждое царство гордилось этой горой и заявляло: «Пусть называют ее придуманным нами именем».

Земля ханаанская: неожиданное название

Эрец Исраэль называют также Землей ханаанской. На первый взгляд, это имя, призванное, как будто, увековечить память о жестоких язычниках, явно противоречит по смыслу всем другим названиям, прославляющим нашу землю. К тому же хананеи были лишь одним из десяти народов, населявших Эрец Исраэль до прихода евреев. Почему же именно его именем она была названа?

Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним, что Б-г часто пользуется особым принципом соответствия, противопоставляя десять принципов святости десяти уровням порока и нечистоты (называемым клипот — оболочки). Каждый из языческих народов, населявших Эрец Исраэль, воплощал в себе одно из этих порочных качеств, противоположных святости. Впоследствии семь народов были покорены армией Иеошуа, остальные три будут разбиты во времена Машиаха. Ханаан был самым сильным из этих народов, поэтому земля была названа его именем.

Призыв к смирению

Однако слово «ханаан» означает покорность или смирение. Это название призвано напомнить нам, что мы можем претендовать на Эрец Исраэль лишь будучи смиренными и послушными воле Ашема. Иначе эта земля просто-напросто изрыгнет нас. Эрец Ханаан представляет собой личное владение Всевышнего, окружающее Его обитель — Святой Храм. Жителям этой земли оказана особая честь — жить «рядом» с Царем Царей, и поэтому они должны особенно преданно служить Ему. Низменные страсти и необузданные нравы побуждают людей нарушать Его Закон (Тору), что приводит к их изгнанию из Святой Земли. Только полное подчинение воле Б-га позволит еврейскому народу вернуться в Эрец Исраэль, жить там в спокойствии и безопасности и быть уверенным, что земля вознаградит его изобилием.

Страна Израиля

В самом названии Эрец Исраэль заключена загадка. Исраэль (получивший при рождении имя Яаков) был третьим патриархом и отцом двенадцати колен. Почему же Земля была названа именно его именем, а не в честь его отца Ицхака или деда Авраама — основателя еврейского народа. Ведь, например, Ицхак за всю свою жизнь ни разу не покидал эту землю и, значит, в каком-то смысле имеет больше прав на нее. Да и у Авраама было столько заслуг, что если б не они, мы не могли бы вообще претендовать на Эрец Исраэль. Он первый принес в мир идею высшего единства Б-га, и за это его потомству была обещана Святая Земля.

Ответить на поставленный вопрос совсем не просто. Тот факт, что Яаков был отцом двенадцати колен, доказывает, в первую очередь, его совершенство. Все его дети были праведными евреями. Каждый из них был абсолютно беспорочен и лишен хоть одной черты, которая нуждалась бы в исправлении. При Яакове род патриархов достиг полного расцвета, чего нельзя сказать об Ицхаке, у которого родился Эсав, и об Аврааме — отце Ишмаэля.

Писание говорит о Яакове как о человеке, «живущем в шатрах» (Берешит 25:27), подразумевая его преданность учению Торы, которым он занимался с редкостным упорством и полным самоотречением. Благодаря своей внутренней силе, почерпнутой из Торы, ему удавалось с честью выйти из целого ряда духовных испытаний, и за это Всевышний наградил его вторым именем — Исраэль (Израиль). В момент, когда посланный Ашемом ангел впервые назвал Яакова этим вторым именем, тот поднялся на более высокий уровень духовного совершенства, став, фактически, новым человеком.

В буквальном переводе Израиль означает «тот, кто прямодушен и честен с Б-гом». Именно такими качествами должны были обладать его потомки, чтобы получить право на Эрец Исраэль. Если же они не будут «прямодушны с Б-гом», Земля изрыгнет их.

На волнах святости

На все четыре стороны света расходятся из Эрец Исраэль волны святости. Постороннему наблюдателю т рудно разглядеть эти волны, они просто недоступны его чувствам и сознанию. Тем не менее, они способны пробудить в человеке безотчетное стремление к возвышенным целям. Если человек активно ищет эту святость, она становится для него гораздо более реальной, и он начинает испытывать прямое и ее конкретное воздействие на свою жизнь. И тогда человек начинает вести себя иначе, ибо помнит, что он находится во дворце Царя Царей. Он следит за своими речами и стремится избежать таких поступков, которые могут дискредитировать его перед Повелителем.Такой человек испытывает любовь к своей Земле и глубокую благодарность к Творцу за предоставленную ему возможность быть рядом с Ним на этой Земле.