Ноябрь 2024 / Хешван 5785

Введение

Введение

Израиль пленяет всех — и жителей, и гостей страны. Влечение к стране частично объясняется ностальгией по прошлому, но его корень гораздо глубже. Исторические места и памятники, повествующие о пути, пройденном нашим народом, никого не оставляют равнодушным. Западная стена Иерусалимского Храма — это не только чудо технической мысли, благодаря которому представители одной из древнейших цивилизаций сумели возвести из двухтонных камней стену высотой в тридцать метров. Это то место на земном шаре, где особенно сильно ощущается Б-жественное Присутствие. Мецада — не просто последний укрепленный пункт, павший во время восстания против Римской империи. Это символ преданности евреев своим идеалам, во имя которых они приняли мученическую смерть. Цфат — не только живописный город, наибольшей достопримечательностью которого являются синагоги, построенные в XVI веке. Это место где евреи молятся на могилах величайших знатоков Торы, чтобы получить новый заряд духовных сил. Иерусалим знаменит не только обилием синагог, церквей, мечетей, магазинов и шумных базаров. Иерусалим — центр Вселенной!

Цель настоящей книги — раскрыть перед читателем величие Эрец Исраэль, рассказать о святости этой Земли, вспомнить историю, вдохнуть новую жизнь в события старины. Слова и дела праведников всех поколений укрепляют цепь времен, которая сближает нас с ними. Образ жизни еврейских мудрецов, их молитвы, их самопожертвование оставили неизгладимый след в коллективной памяти народа Израиля. И сегодня это наследие принадлежит нам.

Еврейская традиция учит, что Эрец Исраэль является микрокосмом всего Творения и поэтому в совершенстве выражает волю Всевышнего. В этом главная, отличительная особенность нашей Земли. Любовь к Б-гу означает и любовь к Эрец Исраэль, которая представляет собой Его отражение в нижних мирах. Сегодня нашей духовной восприимчивости недостаточно, чтобы понять значение этого явления и ощутить его воздействие на нашу жизнь. Два столетия назад один комментатор Торы писал: «Когда Тора характеризует Святую Землю как «хорошую и просторную», она говорит вовсе не об огромных пространствах в пределах ее границ. Тот, кто ставит под сомнение истинность слов Торы, поскольку видит своим физическим зрением, что Израиль мал и вовсе не «просторен», совершает серьезную ошибку. Слова Торы верны на том уровне, который не всегда достижим для нас. Человек должен принять на веру, что жить в Израиле так же хорошо и полезно для него, как накладывать тфилин или сидеть в сукке, хотя далеко не всем дано понять, почему и как это хорошо, и к каким последствиям это может привести».

«Талмуд спрашивает: как можно выработать в себе любовь и благодарность к Эрец Исраэль? Сказал рабби Иеошуа бен Леви: «Б-г обратился к сынам Израиля со следующими словами: «Вы вынудили меня разрушить Мой дом и отправить Моих детей в изгнание. Но если вы выразите свою тоску по Земле и будете спрашивать, что там происходит, и молиться за то, чтобы на ней был мир, тогда Я прощу вас». Пока еврейский народ находится в изгнании, это указание остается в силе. Это значит, что мы должны быть в курсе всех событий, происходящих в Эрец Исраэль, интересоваться положением живущих там людей, молиться за мир и возвращение на родину всех евреев...».

Рабби Иоэль Шварц так объясняет равнодушие к Израилю. Во-первых, вездесущий и всепроникающий материализм современного мира притупил духовные чувства людей, исказив их жизненные ценности. Материальные блага и внешний блеск стран рассеяния стали для многих более привлекательными, чем духовные, не поддающиеся логическому анализу преимущества жизни на Святой Земле. Такое извращение ценностей уменьшает любовь к Эрец Исраэль: люди не хотят идти на материальные жертвы, чтобы поселиться там.

Во-вторых, следует отметить резкую отрицательную реакцию некоторых евреев на стремление сионизма создать в Израиле светское государство. Привязанность религиозного еврея к Эрец Исраэль поддерживается изучением Торы, а вовсе не «патриотическими» чувствами. Вот почему некоторые ортодоксальные евреи выступают против сионизма. Увлекшись борьбой со светским национализмом, они, в результате, невольно как бы отрицают уникальность Земли Израиля, отказываясь селиться на ней и даже не признавая ее святости.

Третья причина объясняет равнодушие к Эрец Исраэль тех, кто уже живет в стране. Многие израильтяне не считают привилегией жить на этой земле, полагая этот факт само собой разумеющимся; ее святые места и памятники нисколько не волнуют их. Что ж, такова человеческая природа. Мудрецы предвидели эту проблему и учили евреев всегда сохранять и ценить живое восприятие святости и красоты Эрец Исраэль. В подтверждение они приводили следующую фразу из Писания: «Когда введет тебя Ашем в землю Ханаанекую, как поклялся Он тебе и отцам твоим, и даст ее тебе...» (Шмот 13:11). Мудрецы объясняют, что словами «...и даст ее тебе..» Тора говорит, чтобы мы не относились к Земле как к наследию, полученному от предков, — каждый из нас должен считать, что Всевышний дал ее лично ему. Чтобы хоть в какой-то степени выполнить этот совет мудрецов, надо попытаться почувствовать восторг и радостное возбуждение, охватившие Иеошуа и других евреев, когда они перешли реку Иордан и впервые вступили в Святую Землю! Тот, кто постоянно сохраняет в душе этот образ, не способен быть равнодушным к Эрец Исраэль.

Любовь и привязанность к Израилю возникают у тех, кто на первое место ставит духовные, а не материальные ценности. Очень важно прочесть то, что говорили мудрецы об Эрец Исраэль, и постараться изучить заповеди, относящиеся к жизни на этой земле. И, конечно, необходимо вникнуть в слова молитв, благоеловлений и псалмов, выражающих стремление еврейского народа к возвращению в Цион. Если эти слова произносить искренно и с глубоким чувством, сердце проникается любовью к Эрец Исраэль. Рабби Шварц советует отправиться в путешествие по стране. Ведь когда видишь — убеждаешься! Прекрасные пейзажи не могут не тронуть душу еврея и не пробудить в нем глубокую любовь к своей Земле. Надо помнить, что даже различные будничные действия тесно связаны с заповедью заселения Эрец Исраэль, освящающей возделывание земли, торговлю, работу в конторе.

Еврею запрещено неуважительно отзываться о Земле Израиля, ее климате и людях, ведь это святая Земля, микрокосм вселенной, созданный Всевышним, и Он дал эту землю в наследство еврейскому народу. Поэтому отрицательные высказывания и жалобы считаются проявлением неблагодарности. Тем не менее, конструктивная критика возможна, если ее цель — добиться положительных изменений.

Важно также не забывать слова Хофец Хаима, утверждавшего, что любовь к Эрец Исраэль не должна заслонять главную обязанность религиозного еврея изучение Торы и исполнение заповедей. Если же возникает противоречие (подробнее это вопрос будет рассмотрен в разделе IV) между заповедями изучения Торы и заселения Святой Земли, то предпочтение отдается первой. Бывает, однако, что чрезмерная любовь к Земле ослабляет связь человека с Торой, и смысл самых важных религиозных понятий искажается. Во всех вопросах религиозной жизни необходимо обращаться за советом к знатокам алахи и духовным наставникам.

За последние полвека приток евреев в Израиль достиг огромных размеров. Численность религиозного еврейства, ешив значительно возросла. Сегодня большая община, равная населению целого города, соблюдает Шабат там, где всего пятьдесят лет назад лишь ветер гулял по песчаным дюнам. Все больше земледельцев выполняют законы, связанные с проживанием в Эрец Исраэль, включая законы шмиты, которые запрещают обрабатывать землю в течение седьмого года (субботний год). Это очень важные события в истории нашего народа. Рабби Деслер считает, что стремление к религиозному образу жизни является проявлением милости Всевышнего к Своему народу в связи с трагической гибелью шести миллионов евреев в огне Катастрофы. Возрождение в Эрец Исраэль Торы — неопровержимое доказательство любви и милости Создателя к Его народу. Впервые за последние пятьсот лет, со времени рабби Йосефа Каро и Аризаля, Израиль стал центром изучения Торы.

События, в результате которых увеличилась территория Государства Израиль, были признаны во всем мире как далеко выходящие за рамки обычных военных успехов. Воссоединение Иерусалима в 1967 году, установление власти евреев над Иудеей, Самарией, и Голанами, а также чудесное и неожиданное влияние Творца на исход Войны Йом Кипур подтвердили, что Святая Земля и избранный народ находятся под Б-жественной защитой. Хазон Иш сказал, что события, свидетелями которых является наше поколение, нельзя назвать началом Избавления. Это скорее конец галута.

Жить в Эрец Исраэль — великая привилегия, но не менее велика и ответственность, которую она порождает.

Мы надеемся, что настоящая книга поможет лучше узнать богатство естественных и духовных ресурсов, которыми полна Святая Земля. И пусть мы вместе удостоимся встретить приход Машиаха, который принесет нам свободу, чтобы с триумфом пройти вместе с ним по улицам Иерусалима. Амен.

Иерусалим, Шват, 5747 г.