ТВОРЕНИЕ

ТВОРЕНИЕ

Перед началом

До начала Творения не было ничего, кроме Славы Г-спода. "Ничего”— понятие, которое мы, живущие в материальном мире, не можем постичь даже приблизительно, ибо не можем постичь мир вне времени и пространства. Мы можем только рассуждать о таком мире, строить различные предположения, но представить себе явление, столь чуждое нашему знанию о мире, мы не можем. В этом отношении показательно, что даже самые фантастические, самые яркие образы обитателей других планет, созданные художественной литературой, не так уж оторваны от всего, что происходит на Земле. Существа, изображаемые писателями-фантастами, сочетают в себе различные качества обитателей нашей планеты, и в них нет ничего, что действительно выходило бы за рамки человеческого опыта в познании других форм жизни.

То, что существовало до Творения, непостижимо для человеческого разума. Не было солнца, луны, — они были созданы на четвертый день творения. Не было ангелов - они были созданы во второй день. Не было даже света и тьмы — они были созданы в первый день. Последнее представляется противоречием: если не было света, значит, само собой разумеется, была тьма, ибо разве тьма не есть отсутствие света?

Нет, ибо даже эта, на первый взгляд, незыблемая идея — порождение нашего представления, ограниченного земным опытом.

До Творения был Б-г — бестелесный, вездесущий, без начала и без конца. Но Б-г хотел сделать добро кому-то существующему вне Его, и, чтобы это сделать, Он сотворил вселенную и человечество. Он хотел, чтобы добро, даруемое Им другим существам, было совершенно, а это могло осуществиться только в том случае, если тем, кому Он предназначал добро, будет дана возможность обладать частицей того совершенства, которое составляет Его Славу.

Даровать добро

Он в Своей мудрости решил, что просто создать живое существо и щедро наделить его всеми благами будет недостаточно, ибо тот, кто сам не добился своей награды, не может оценить ее по достоинству.

Для того чтобы добро, предназначенное как награда, было достойно Источника всего Добра, его нужно добиться, и тогда оно принесет счастье и удовлетворение.

Чтобы достичь Своей цели, Г-споду нужны были такие условия: человек, которого Он нет награды создает, должен иметь свободу выбора. Другими словами, его надо поместить в такие обстоятельства, где ему придется выбирать между добром и злом, причем выбор будет не простым, ибо, будь он простым, неразумно награждать человека за правильный выбор. Если бы превосходство добра над злом было очевидным, выбор был бы результатом автоматического, инстинктивного решения. Цель достижима только в том случае, когда святость Г-спода настолько скрыта, что появляется возможность ошибки. Если человек живет в атмосфере борьбы между добром и злом, причем зло подчас кажется не только допустимым, но и соблазнительным, и более того — выгодным, лишь тогда успешная борьба с соблазнами постоянно возвышает его. На каждой ступени своего существования он стоит перед новыми испытаниями, неустанно борясь с соблазном, который подсказывает ему, что наслаждение — приятно, богатство — удобно, а обладание культурой ведет к свершению всех желаний. Если и тогда ему удается победить соблазн "очевидной” выгоды и не отступить от путей Г-спода, он вырастает духовно и в конце концов становится достойным той награды, ради получения которой человеком Б-г и создал вселенную.

Добро и зло

Почему существует Зло?

Но если Б-г — повсюду, если ничто не существует без Его воли, если в милости Своей Он постоянно и ежедневно возобновляет Творение, то как же тогда связать само существование Б-га с наличием Зла в мире?

Для того чтобы понять ответ на этот вопрос, нужно четко определить понятия добра и зла. Мы считаем "добром” все то, что приносит нам удовлетворение. Тора же определяет ”добро” как проявление Б-га, а зло — Его сокрытость, т.е. состояние, когда человек не ощущает Его присутствия.

Основным принципом еврейской веры является постулат о существовании и единстве Б-га. Его единство означает, что нет места, где бы Его не было. Чем более ощущается Его присутствие в том или ином месте или ситуации, тем больше в них ”добра”. Учебная аудитория, где постоянно изучают Тору, синагога, наполненная детьми, дом бедняка, освященный приношением других людей, — все это — добро, ибо во всех этих примерах очевидно проявление присутствия Б-га в умах и сердцах людей. Но и картины страданий и горя тоже могут быть добром, стоит нам только понять, что все происходящее — часть Его великого плана. Лишь когда мы не ощущаем Его присутствия, когда мы не видим ни смысла, ни цели в происходящих событиях земной жизни, лишь тогда мы живем во зле.

В жизни бывают ситуации, которые кажутся нам злом по самой своей природе. Безусловно, уродливые проявления низменных чувств в человеке нельзя охарактеризовать как проявление доброго начала или хотя бы чего-то нейтрального. Но даже такие ситуации могут стать орудиями совершенствования. Преодолевая испытания, человек становится лучше, сильнее. Тот, кто жил среди жестокости и, подобно Аврааму, сохранил доброту и способность к состраданию, стал выше, чем был раньше. Тот, кто пройдя через земли, полные лжи, остался, подобно Яакову, честным и правдивым, стал выше, чем был раньше. Так зло, окружавшее его, послужило благой цели: подняло его еще выше к величию.

Достаточно

Чтобы создать условия для возможного осуществления свободного выбора, Г-сподь сотворил мир, где Его присутствие скрыто настолько, что у человека есть возможность не видеть Его, если он того хочет. Со временем, по ходу человеческой истории, Он ограничивал Собственную святость, пронизывающую все, что существует, новыми и новыми преградами. Слой за слоем завесы скрывали Его Присутствие. Положив однажды начало этому процессу, Г-сподь позволил ему развиваться до тех пор, пока в высшей Своей мудрости не установил, что достигнут некий желаемый предел.

Имя Г-спода Ш-дай выводится из стиха Торы, означающего: ”Тот, кто сказал Своему миру достаточно”. В этой фразе содержится информация о сотворении Земли, начавшемся с единственной точки, с камня, на котором впоследствии в Святая Святых Храма был установлен Ковчег Завета.

Название камня выведено из другого стиха: ”Из Него родилась Земля”. То есть, Земля продолжала расти до тех пор, пока Г-сподь не сказал ей — достаточно. При этом масса Земли достигла нужной величины, и все силы пришли в необходимое равновесие, чтобы поддерживать жизнь в той форме и в том объеме, который Он определил для нее.

Итак, в имени Г-спода — Ш-дай — заключен материальный смысл. Но у каждого явления материального мира есть духовная сторона. Слово олам, мир, тоже имеет духовное значение, и веление Г-спода достаточно относится также и к нему.

Духовное — самое главное в мироздании. Оно скрыто за материальным, и задача человека, живущего в земном мире, состоит в том, чтобы материальное не заслоняло духовного. В Торе сказано: ”Вот Имя Мое навеки и память обо Мне из рода в род” (Шмот 3:15).

По-еврейски, слово навеки, замечает Талмуд, пишется так же, как выражение быть скрытым. То есть Имя Г-спода должно быть скрыто. Из этого мудрецы выводят: ”Имя Мое” (Имя Б-га) не должно произноситься так, как оно написано. Отсюда и следует закон, запрещающий произносить четырехбуквенное Имя Б-га так, как оно пишется. Из этого закона было лишь одно исключение: Имя Б-га разрешалось произносить в Святом Храме, где Его присутствие было явным, а потому и Имя не должно было быть скрыто.

Границы тьмы

Итак, Имя Г-спода и Его Присутствие скрыто от вселенной, которую Он создал. Одну преграду за другой возводил Он, делая Свою святость все менее явной, создавая мир-завесу, скрывавшую Его от Его Творения, скрывая все больше свое присутствие, пока не был, наконец, достигнут нужный предел, когда человек, поддавшись заблуждению, мог подумать, что нет Б-га, а есть лишь веления чувств, стремление к власти и вседозволенность. Но и тогда человек искренний, ищущий мог найти Б-га в земной жизни, во всем, что существует вокруг него. Когда такое состояние было достигнуто, Г-сподь сказал Своему миру, тем покровам, что постепенно скрывали Б-жественное Присутствие: достаточно.

Можно ли сказать, что создание первоначальной тьмы и было тем самым процессом постепенного сокрытия? Мы уже говорили, что тьма пришла не как отсутствие света, а явилась отдельным творением. Раши приводит слова мудрецов: поскольку в первый день свет и тьма сосуществовали вместе (Берешит 1:4), очевидно, что тьма была отдельным творением, независимым от света, ибо иначе как они могли существовать одновременно? Быть может, в духовном смысле тьма того первого дня и была той самой преградой, что скрывала присутствие Б-га. И лишь когда покровы материального мира полностью скрыли ясный образ духовного, Г-сподь остановил растущую тьму.

Предназначение человека

Увидеть истину

Задуманное свершилось, и вот мир готов принять человека. Увидеть свет сквозь туманную завесу человеку трудно. Г-сподь создал мир, удовлетворявший цели Творения: Он сможет даровать человеку добро, и добро это будет необыкновенным даром; но человек сможет достичь его, только если возвысит духовное в самом себе и соединит его с духовным в мироздании. Он постигнет суть Вселенной и маскирующую роль завесы, скрывающей то, что истинно и вечно. Он поймет, .что проникновение в мудрость Торы и есть источник счастья и удовлетворения в этой жизни, счастья бесконечно большего, чем то, что приносит богатство, роскошь и вседозволенность (см. Авот 6:1). Чем больше человек это понимает, тем в большей степени он становится обладателем совершенства, в какой-то мере близкого к совершенству Творца.

Израиль: народ и страна

Из всего существующего в мироздании только человек обладает безграничной свободой выбора. Силы природы не имеют такой свободы, они находятся во власти ангелов, посланников Г-спода, выполняющих Его волю. В высказываниях мудрецов мы находим упоминания об ангелах моря, ангелах отдельных народов, даже об ангелах травинок. Эти посланники везде во Вселенной исполняют волю Г-спода. Народ Израиля и земля Израиля — единственные исключения. Они наделены большей святостью, и потому только Сам Г-сподь управляет ими.

Авраам, Ицхак и Яаков положили начало приближению еврейского народа к этой святости. До наших Праотцов все люди были равны и в своем призвании, и по своей возможности достичь цели, предназначенной им Г-сподом. Но десять поколений, живших до Ноаха, не смогли выполнить свое предназначение, как и десять последующих поколений от Ноаха до Авраама. Лишь от Авраама пошел народ, которого избрал Б-г.

Земля Израиля — центр мироздания в материальном смысле, ибо Творение началось с камня на священной горе. Земля Израиля — центр святости на Земле (Рамбан).

Высшая сила 

Кроме сил природы и ангелов, управляющих ими, есть высшая сила — человек. Ему, наделенному свободой выбора, была дарована власть над природой. Мы встречаем в Торе упоминания о благах, предназначенных человеку, если он целью своей жизни сделает исполнение заповедей Торы. Это, объясняет Рамбан, поистине одно из чудес мироздания. Нет ничего удивительного в том, что, посвящая себя поискам духовности, человек освящает свое существование, становится достойным блага святости. Нет ничего удивительного и в том, что, покидая тело, душа устремляется к Б-гу, что праведники могут быть наделены сверхчеловеческим даром предвидения: духовные свершения достойны духовной награды.

Но откуда берутся дождь, питающий посевы, богатство, покой, торжество над врагами? Каким образом влияет изучение Торы и исполнение заповедей на урожаи, банковские счета и исход сражений? Это одна из тайн мироздания. Вот почему Тора обещает материальные награды, а не духовные. Источник последних очевиден, причину же первых мы никогда не смогли бы постичь, если бы Тора не объяснила их.

Отсюда ясно, что поступки человека — не просто записи в его "послужном списке”. Своими свершениями человек может заставить расступиться море, остановить солнце, оросить пустыню и заставить замолчать пушки, потому что в основе существования — дух Г-спода. Он скрыт, он невидим, но без его Присутствия нет вселенной, и человек может соединиться с этим Присутствием только через мысли свои и дела, осуществляя тем самым цель Творения.

Множество миров

Что есть мир?

Мир, в котором мы живем, имеет множество пластов, множество разных уровней существования. Разве можно сказать, что великий святой мудрец и алчный преступник, ученый и невежда живут в одном мире? Только если понимать слово мир единственно в материальном смысле. То есть, живут они на одной земле, но подход к жизни у них совершенно разный, духовные пути их не пересекаются. Мудрецы говорят, что в небесах есть Священный Храм, который ждет окончательного избавления народа Израиля. Когда это время придет, Он опустится на землю и обретет материальную форму; подобно тому как Тора, написанная черным огнем на белом огне, однажды превратилась в пергамент, в написанные чернилами строки, в десять заповедей. Существовал реальный Сад Эденский, существует и небесный рай: первый — материальное воплощение второго.

По дороге в землю Ханаана Яаков увидел ангелов и назвал то место Маханаим: два лагеря. Там действительно были два лагеря, объясняет Рамбан. Один — ангелы в небесных высотах, второй — Яаков и его спутники внизу, на земле. Тот, что стоял внизу, явился дополнением тому, что наверху, но только нижний был значительнее, потому что весь мир был создан для того, чтобы служить и подчиняться ему.

Два солнца

Даже хорошо знакомые предметы могут быть частью миров, для нас не доступных. Опираясь на эту мысль, рав Моше Хаим Луцатто объясняет многие непонятные места в Талмуде, где упоминается солнце.

"Солнце должно заходить посреди неба”, — сказано в трактате Санхедрин. Но разве такое возможно? В Сидуре сказано: ”Он раскрывает створы небесного свода и сдвигает солнце с места”. Но ведь Земля круглая и постоянно вращается вокруг Солнца. С какого же ”места” можно сдвинуть солнце?

Дело в том, что за материальными звездами, солнцем и луной скрываются метафизические силы, эманация Б-га, с помощью которых Он вносит духовное в мироздание. Описывая астрономические явления, противоречащие тем, которые наблюдаются на самом деле, Мудрецы всегда имеют ввиду эту духовную сторону небесных тел, высший мир. Безусловно, нет никаких оснований называть ту или иную точку земного шара востоком: ведь Земля круглая, и в каком бы месте вы ни находились, можно всегда найти точку еще более восточную. Точно так же нет в мире ни вершины, ни центра. Но в высшем смысле они существуют.

Вершина и центр — камень мироздания, потому что он — начало Творения и навсегда остался самой священной точкой на Земле. Есть на Земле и другие священные места: Земля Израиля, дома, хозяева которых живут согласно велениям Торы, синагоги, учебные заведения (хедеры и ешивы). Именно к таким местам Г-сподь благосклонен, и лучи Его Присутствия устремляются к Земле с лучами солнца. Когда солнце проходит над местом, достойным лучей духовного света, Г-сподь сдвигает высшее солнце с его места. Лучи его проникают сквозь ”небесные створы” и как бы сливаются с тем газовым шаром, который астрономы называют Солнцем. После того, как солнце пройдет над источником святости на Земле, поистине ”оно должно зайти посреди неба”. Перестает светить солнце духовное, а не то газовое тело, которое снабжает нас светом, теплом и энергией.

В этом тоже часть предназначения солнца, оно делает все то, что оно должно делать по мнению ученых, но от взора ученых самое главное предназначение солнца ускользает прежде, чем до них дойдет тепло лучей духовности. Таков мир, в котором мы живем: за преградой — преграда, за ступенью — ступень. Каждый человек живет в своем мире, И' на него возложена задача подняться в мир высший. Однако его постоянно подстерегает опасность споткнуться и упасть на более низкую ступень. Каждого может сразить рука ангела, скрытая за силами природы, но каждый может преодолеть эти силы, заставить их склониться перед своим величием. Человек может быть всего лишь еще одним созданием среди созданий земли, существом, едва отличающимся от животного. Но он может стать таким, каким хотел его видеть Г-сподь, когда, сотворив Землю и небо, Он сказал: "Сделаем человека”.