Существует ли различие между антисемитизмом и антисионизмом?
Существует ли различие между антисемитизмом и антисионизмом?
Теоретически можно быть терпимым по отношению к католикам и, тем не менее, ежедневно бороться за свержение папства. Теоретически можно уважать методистов и баптистов... и в то же время запрещать распространение их религиозной литературы. В повседневной практической жизни такие противоречия невозможны. Нельзя быть одновременно врагом сионизма и другом евреев.
Франклин Х.Литтель Распятие евреев
Когда люди критикуют сионистов, они имеют в виду евреев.
Мартин Лютер Кинг
Нельзя назвать человека "антисионистом", если он поддерживает право Израиля существовать как еврейское государство, даже если человек этот строго критикует отдельные стороны израильской политики (или даже не приемлет ее целиком на определенном этапе). Антисионистами можно смело назвать тех людей, которые отрицают право Израиля на существование как государства евреев.
(Мы допускаем, что некоторые индивидуумы могут быть антисионистами теоретически, но все же поддерживать идею о праве Израиля на существование как государства, ибо разрушение Израиля, в их понимании, аморально. Такой взгляд на вещи является довольно редким и строго "академическим" по своему характеру. Поэтому мы не будем обсуждать эту категорию людей в данной главе. Нас прежде всего интересует антисионизм в его практическом варианте, как отрицание права евреев на свою государственность и территорию). Вопрос, таким образом, будет поставлен так: можно ли поддерживать политику и действия, направленные на уничтожение Израиля, и в то же время не считаться врагом евреев, антисемитом? (Мы употребляем слова "враг евреев" и "антисемит" как эквивалентные, ибо в нашем понимании слово "антисемит" — это лишь вежливый вариант понятия "антиеврей", "враг евреев". Сам термин "антисемитизм" был изобретен в 1879 году Вильгельмом Марром, выразителем антисемитизма в Германии, и использовался этот термин в применении к политическому движению против немецких евреев, обретавшему тогда силу в Германии. Термин, однако, является логическим абсурдом, ибо описываемое им явление не имеет ничего общего с "семитами". Поэтому, между прочим, слово "антисемитизм" обычно пишется в английском языке слитно, одним словом. Эта традиция пошла от Джеймса Паркса, выдающегося историка антисемитизма. Слитное написание этого термина помогает избежать недоразумения в отношении якобы существующей группы "семитов", против которых-де и направлен "антисемитизм".) Антисионисты утверждают, что антисемиты, мол, выступают против всех евреев вообще, в то время как они, антисионисты, якобы выступают только против еврейского государства и против того, чтобы считать евреев нацией.
(Но евреи всегда были и нацией, и религиозной общностью, как мы отмечали в предыдущих главах. Для того чтобы обосновать и "узаконить" отрицание права евреев на государство Израиль, антисионисты утверждают, что евреи не являются народом или нацией, а что они, мол, являются только религиозной группой. Типично в этом отношении заявление, содержащееся в уставе Организации освобождения Палестины (ООП): "Иудаизм, по своему религиозному характеру, не имеет ничего общего с нацией или национальностью, существующей независимо. Подобным же образом евреи — это не парод..." (Статья 20 Палестинской национальной хартии).
По мнению антисионистов, человека, сознательно стремящегося нанести вред еврейскому государству (антисиониста), нельзя приравнивать к человеку, который сознательно стремится нанести вред евреям (антисемиту).
Или, перефразируя это положение, откровенный враг родины и страны каждого еврея не является врагом каждого еврея. Абсурд!
Для многих антисионистов это мнимое "различие", очевидно, имеет какое-то политическое или идеологическое значение. Для евреев, однако, это "различие" является чисто академическим. Хотя некоторые антисионисты полагают, возможно даже искренне, что они не руководствуются ненавистью к евреям, результаты и последствия антисионизма, равно как и антисемитизма, для евреев одинаково пагубны. Антисионизм отличается от прочих проявлений антисемитизма лишь тем, какой именно аспект еврейства избран как объект ненависти. Те средневековые христиане, которые сжигали евреев на кострах — живьем — тоже полагали, и, вероятно, искренне, что они не питают ненависти ко всем евреям, а только к тем, кто продолжает исповедовать еврейскую веру и соблюдать еврейские традиции. Антисионисты делают подобные же заявления, отличаясь от предшественников лишь тем, какой аспект верований евреев, по их мнению, подлежит "наказанию". Поддерживая убийства евреев в Израиле и уничтожение еврейского государства, или даже участвуя в таких акциях, антисионисты, подобно средневековым антисемитам, отрицают тот факт, что они ненавидят и презирают всех евреев, нет, они якобы ненавидят лишь тех, кто настаивает на сохранении еврейской нации и государственности! И так же, как в средние века многие евреи отказывались от своих верований и традиций ради самосохранения и избавления от ненависти со стороны христиан, так и сегодня некоторые евреи отказываются от идеи еврейской государственности, дабы не навлечь на себя гнев антисионистов.
Фактически Адольф Гитлер и его нацисты были единственными антисемитами в истории, которые открыто заявляли о своей ненависти ко всем евреям, вне зависимости от религиозных убеждений и политической принадлежности этих евреев. Все прочие антисемиты, подобно антисионистам, утверждали и продолжают утверждать, что их ненависть распространяется лишь на "определенных" евреев. Ну, если не считать нацистов единственными антисемитами в истории, нынешние антисионисты в такой же степени антисемиты, как и все прочие антисемиты. Различны лишь их мотивировки. Как и все прочие антисемиты, антисионисты пребывают в состоянии постоянной войны против каждого еврея, ибо почти каждый еврей в той или иной степени поддерживает право Израиля на существование.
АНТИСИОНИЗМ КАК АНТИСЕМИТИЗМ В ТЕОРИИ
Предположим, кто-то считает, что итальянцы — не нация, что Италию следует уничтожить как независимую страну и в то же время этот "кто-то" заявляет, что не испытывает никакой ненависти к итальянцам, а следовательно, он не враг итальянского народа. Нелепо, не правда ли? Если человек стремится к уничтожению Италии и отрицает право итальянцев на национальную государственность, стало быть, само собой разумеется, он — враг Италии и итальянцев, и как бы этот человек ни "любил" отдельных итальянцев, все равно он их враг. Ни один человек в здравом уме не станет отрицать этого. Почему же так трудно понять многим ту же ситуацию в отношении Израиля? Люди. стремящиеся к уничтожению Израиля, являются врагами евреев, как бы сильна ни была их "любовь" к отдельным евреям. И название таким людям — антисемиты.
Антисионисты, возможно, возразят, что сравнение Израиля с Италией неудачно, ибо "итальянец" означает национальность, в то время как "еврей" означает религиозную принадлежность. И так как иудаизм — это "просто религия", а сионизм — национальное движение, то можно, дескать, быть противником сионизма, не будучи врагом евреев или иудаизма.
В дополнение ко всему приведенному выше, этот аргумент ложен еще по четырем причинам:
Во-первых, аргумент этот ведет к абсурдному выводу, что неевреи могут диктовать евреям, что именно означает "быть евреем". Как писал видный еврейский теолог раввин Эммануэль Ракман: "Я еврей и сионист... Я убедительно прошу (неевреев) уважать мои религиозные убеждения, как я их понимаю, а не как они их понимают..." (журнал Американский сионист, март 1971).
В течение всей своей долгой истории евреи всегда утверждали, что суть еврейской нации — это иудаизм, объединяющий идеалы Бога, Торы (закона) и Израиля (родины евреев). Самоопределение евреев как народа, имеющего конкретную географическую территорию, Израиль — это не просто модное современное политическое течение. Это сама суть иудаизма, осознанная еще в эпоху написания Библии.
(Первое указание Бога первому еврею, Аврааму, было таково: иди и владей землей, названной Израилем (Бытие 12:1). Мусульмане, стоящие сегодня во главе антисионизма, приняли еврейскую Библию, но утверждают, что евреи искажают Библию, так как Авраам в действительности был мусульманином (!)
Во-вторых, заявление о том, что антисионисты не являются врагами евреев, мягко выражаясь, неумно. Антисионисты, вероятно, отлично понимают, что если их политика, направленная на уничтожение Израиля, воплотится в жизнь, то все три миллиона израильтян и энное число евреев, проживающих вне Израиля, отдадут свои жизни за сохранение еврейского государства. Это знают и израильтяне, и их арабские "друзья". Арабы, несмотря на внушительную пропаганду, ориентированную на страны Запада, неоднократно призывали к уничтожению Израиля в будущих войнах. Израильтяне, со своей стороны, неоднократно давали понять, что предпочтут смерть в борьбе за сохранение Израиля жизни в арабском плену. Вот что сказал израильский писатель (весьма левый по убеждениям) Амос Кенан: "Шукейри (бывший глава ООП до Ясира Арафата) любил повторять, что евреев следует согнать в море и утопить. После поражения в войне 1967 года стало ясно, что такой лозунг не будет способствовать сохранению престижа арабского мира. Поэтому сегодня они (ООП) заявляют, что только сионисты будут согнаны в море. Вся загвоздка лишь в том, что когда арабы утопят всех сионистов, в Израиле не останется ни одного еврея, ибо ни один еврей в Израиле не согласится ни на что меньшее, нежели политический и национальный суверенитет" (в книге М.С.Чертова Новые левые и евреи, изд-во Патнам, Нью-Йорк, 1971, стр.311) Итак, если антисионисты добьются своей цели, это будет означать новый геноцид евреев. Поэтому разговоры о различии между антисионистами и антисемитами евреи воспринимают как пустую демагогию. В-третьих, до образования государства Израиль в 1948 году еще можно было отвергать сионизм и все же не считаться врагом евреев, подобно тому, как до 1776 года можно было не считать себя врагом американцев, отрицая идею государственности Америки. Но после создания США, однако, любой человек, призывающий к уничтожению США как государства, автоматически становится врагом американцев. Каждый, кто выступает сегодня за уничтожение уже существующего государства Израиль, является врагом евреев.
В-четверных, антисионисты вряд ли найдут сегодня еврея, считающего себя таковым, который не смотрел бы на антисионистов как на смертельных врагов. Опросы общественного мнения показали, что 99% американских евреев признают право евреев на свою государственность в Израиле (см., например, в статье Нормана Подгореца Моментальный сионизм — сейчас в журнальном приложении к Нью-Йорк тайме, 3 февраля 1974 года, стр. 39).
Для религиозных евреев, как мы уже указывали, Израиль и еврейское национальное самоопределение — составная часть религиозной веры. Антисионист, следовательно, является врагом религиозных евреев. (Существует, однако, небольшая группа ортодоксальных евреев в Израиле, известная как "Нетурей Карта", насчитывающая несколько сотен человек. Они считают себя врагами Израиля и сионизма. Внешне может показаться, что их позиция аналогична позиции антисионистов. Но это не так, эти ортодоксы признают, что евреи являются народом (ам Исраэль) и что еврейское государство должно существовать. Они полагают, однако, что такое государство должно быть установлено только лично Мессией после его прихода на землю. А так как Мессия еще не явился, говорят они, то нельзя признавать нынешнее государство Израиль. Тем более, указывают они, что нынешние руководители Израиля не следуют религиозным традициям самих ортодоксальных "Нетурей Карта"! К счастью, малочисленные ортодоксы "Нетурей Карта" в такой же степени представляют еврейский народ, в какой секты заклинателей змей представляют христианство). Что же касается нерелигиозных евреев, то и они, несмотря на отсутствие веры, твердо стоят за то, что антисионисты ненавидят — за страну Израиль. Те же евреи, которые вообще не усматривают в антисионизме ничего общего с антисемитизмом (и, следовательно, не видят в нем ничего опасного), как правило, не имеют ничего общего ни с еврейской религией, ни с еврейским национальным самосознанием. Они не в счет...
АНТИСИОНИЗМ КАК АНТИСЕМИТИЗМ НА ПРАКТИКЕ
Антисионисты редко делают различие между евреями и сионистами; несмотря на их устные заявления об отмежевании от антисемитизма, их речи и опубликованные труды говорят об обратном. Если принимать антисионистов на веру, получается так, что только кучка неонацистов является сегодня единственными представителями антисемитизма. Очевидно, перемены в лагере врагов еврейства коснулись лишь риторики и семантики, но не сущности их отношения к евреям. Естественно, после Катастрофы Второй мировой войны слово "антисемитизм" стало непопулярным, по крайней мере. временно. Те, кто до Гитлера называли себя антисемитами и кого так называли окружающие, сегодня предпочитают термин "антисионист". Но для евреев антисемит, как бы он ни называл себя, одинаково омерзителен. Чтобы скрыть свой антисемитизм, враги евреев почти всегда говорят теперь "сионист", имея в виду еврея. Эта словесная чехарда порою принимает смехотворный характер. Так, например, 21 октября 1973 года советский посол в ООН Яков Малик заявил следующее: "Сионисты выдвинули теорию об "избранном народе" — абсурдная идеология... " Это классический пример антисемитизма, маскирующегося под антисионизм. Нападки на идею об "избранности" евреев — это не нападки на сионизм. Избранность не играет никакой роли в сионизме, но она является основной доктриной иудаизма! Нападки товарища Малика вполне соответствуют общему курсу политики СССР, арабов, левых оппонентов еврейства, которые маскируют наступление на евреев и иудаизм под нападки против сионизма. В Музее религии и атеизма в Ленинграде, например, экспонаты об Израиле и сионизме включают, как наглядные пособия для "антисионизма", следующие предметы: еврейские молитвенные шали, тефиллин, агада для праздника Песах, то есть предметы религиозного культа, которыми евреи пользовались многие века (даже тысячелетия) до возникновения сионизма как национального движения евреев за создание своей государственности!
Подобная же маскировка антисемитизма под антисионизм видна в газете "Черные пантеры", издающейся радикальной организацией американских негров. Описывая суд над лидером "пантер" Хью Ньютоном, входящим в состав группы террористов "Восемь из Чикаго", газета писала: "Именно сионистский судья Фридман осудил Ньютона на 15 лет тюремного заключения. И сионистский судья Хоффман приговорил Боби Сила к тюремному заключению, а сионистов отпустил... Снова мы клеймим позором сионизм как расистскую доктрину!" (газета Черные пантеры за 25 августа 1970 года). Между прочим, газета Черные пантеры так же сурово "заклеймила позором" как сионистов таких левых радикалов, как Джерри Рубин, Абби Хоффман и Вильям Кунстлер, то есть евреев, которых можно назвать "нееврейскими евреями". Черные пантеры обрушились на этих евреев потому, что они были евреями по рождению, а не сионистами!
(Любопытно отметить, что если антисемитизм левых обычно маскируется под антисионизм, то фашистские выступления и публикации правых открыто признают свою враждебность именно к евреям, усматривая в сионизме (и правильно усматривая) отражение иудаизма. Так, самый видный распространитель антисемитской литературы в США Джеральд Смит писал в своем пресс-бюллетене от 19 апреля 1973 года: "Враги Христа намерены захватить весь мир — не через ООН и не путем создания, как многие считают, "мирового правительства", а путем финансовых манипуляций и военной мощи мирового сионизма".)
В арабском мире антисионисты унаследовали и активизировали клевету антисемитизма и распространяют ее сегодня под видом антисионизма. Покойный президент Египта, видный лидер арабского мира Гамаль Абдель Насер часто цитировал "Протоколы сионских мудрецов" — фальшивку, якобы свидетельствующую о "всемирном еврейском заговоре с целью установления своего господства над всем миром". Президент Насер использовал также материалы нацистской пропаганды, чтобы "документально доказать" существование трехсот сионистов, которые якобы правят миром сегодня. Король Саудовской Аравии Фейсал вплоть до своей кончины в 1975 году неоднократно публиковал свои заявления о том, что евреи убивают неевреев и пьют их кровь. Арабский писатель Салюк Дасуки опубликовал книгу "Америка — сионистская колония". Эта книга активно распространилась как в арабском мире, так и в СССР. С циничной откровенностью Дасуки утверждал, что "вне зависимости от того, исповедуют они свою религию или принимают иные вероисповедания, евреи в США характеризуются коллективно как сионисты". Основываясь на статистике, приводимой Дасуки, советская молодежная газета "Комсомольская правда" многозначительно отмечала, что в США якобы 70% юристов, 69% врачей, 43% промышленников и 80% владельцев издательских трестов — сионисты! (Приводится по тексту статьи Вильяма Кери Модернизация протоколов (сионских мудрецов) в журнале Мейнстрим за май 1976 года, стр. 6) Моральные авторитеты многих нынешних религиозных течений справедливо предупреждали, что антисионизм — это антисемитизм на практике. Покойный доктор Мартин Лютер Кинг, выслушивая антисионистскую демагогию одного из черных студентов во время приема в Гарвардском университете, заявил: "Когда люди критикуют сионистов, они имеют в виду евреев!" (См. Семора Мартин Липсет, Социализм дураков — левые, евреи и Израиль в книге Мордехая Чертова Новые левые и евреи, стр. 104.)
Аналогично высказался президент Объединенной церкви Христа доктор Роберт Мосс, комментируя антисионистскую резолюцию, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 году: "Нам не следует обманывать себя термином "сионизм". Авторы этой резолюции (в ООН) имели в виду евреев, их религию, иудаизм, и государство Израиль". Делегат Коста-Рики в ООН отметил также, что резолюция ООН является прямым приглашением (призывом) к геноциду против еврейского народа (см. статью Сиднея Лисковского Резолюция о сионизме в альманахе Ежегодник американского еврейства — 1977, изд-во Джуиш Пабликейшн Сосайети, Филадельфия, 1977,стр. 109).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отрицать тот факт, что антисионизм является антисемитизмом, только потому, что некоторые антисионисты не ненавидят всех евреев, так же нелепо, как утверждать, что Ку-Клукс Клан не является расистской организацией только потому, что некоторые члены ККК не испытывают ненависти ко всем неграм. Те, кто считает себя вправе отрицать право евреев на свою национальную государственность и проповедует уничтожение Израиля (не считая при этом себя антисемитами), вероятно, поступают так' в виду своего невежества и незнания истории евреев, их религии, положения на Ближнем Востоке и в арабском (исламском) мире. Когда антисионисты стараются уничтожить еврейское государство, знают ли они, что за прошедшие три тысячи лет единственными независимыми государствами на земле, известной как Палестина или Израиль, были еврейские государства и что ни одного независимого арабского государства в этом районе не было никогда? Стремясь к уничтожению Израиля, разве не знают антисионисты о страданиях еврейского народа после разрушения их государства две тысячи лет тому назад? Разве христианские антисионисты не помнят походов крестоносцев, погромов и прочих видов притеснений евреев со стороны христиан? Разве не помнят исламские антисионисты, как относились к евреям в мусульманском мире — как к бесправным гражданам "второго сорта", вплоть до нашего двадцатого века? Разве не слышали левые антисионисты о систематическом массовом уничтожении евреев во всех странах "социализма"? Может быть, антисионисты не знали об уничтожении шести миллионов евреев в эпоху фашизма? Будь в то время на земле государство евреев. Катастрофы могло бы и не быть... Призывая к уничтожению государства евреев, разве не отдают себе отчет нынешние антисионисты, что такое разрушение будет равносильно новому геноциду? Для евреев безразлично, под каким флагом — антисионизма или простого расистского антисемитизма — проводится политика, направленная на уничтожение Израиля и на последующее убийство трех миллионов евреев (или, в "лучшем" случае, оставление их на "милость" мировой общественности). То, что антисемиты называют себя антисионистами — это лишь курьезный факт истории. Возможно, между этими двумя категориями существуют какие-то различия в мотивировках ненависти. Но эти различия имеют смысл лишь для историков. Как антисионизм, так и антисемитизм угрожают еврейскому народу лишением родины, страданиями и физическим уничтожением — это все, что евреи обязаны знать и помнить об этих двух "анти".
Почему бы не вступать в смешанные браки? Разве иудаизм не провозглашает всемирное братство народов?
Многие еврейские родители, вступившие в брак с неевреями, заявляют, что их дети, когда вырастут, сами выберут для себя свое национальное (или религиозное) самосознание. Это, как правило, означает, что дети "выберут" самосознание окружающего большинства людей... Окружающим большинством для таких детей будет нееврейское окружающее большинство.
Мариал Скляр. Американские евреи
Эти люди (ассимилированные евреи}... потеряны для иудаизма, вот и все! Они затерялись где-то на пути, который увел от еврейства больше евреев, нежели гитлеровский геноцид (сделал это физически). Конечно, эти ассимилированные евреи прекрасно могут выжить физически и как личности. Но, если сравнить ситуацию с армией — какая разница, убиты ли солдаты, или попрятались по кустам и снимают с себя обмундирование?..
Герман Вук. Это мой Бог
Ответ на этот, седьмой вопрос — самый трудный для нас. Когда мы писали о роли евреев в мире, о вековых традициях, о еврейском идеале Бога и человека, о важном значении Шабата — мы обращались к разуму читателя. Но когда мы пишем о нежелательности смешанных браков — мы апеллируем не только к разуму, но и к эмоциям.
По сути дела, ответ на седьмой вопрос уже содержится в предыдущих шести главах этой книги. Если вы прочли их внимательно, вам должно быть ясно, как важно сохранять традиции иудаизма и само существование евреев. По крайней мере, вам, возможно, стало ясно, почему мы и миллионы других евреев так строго сохраняем свою верность иудаизму.
ПРОБЛЕМА — В СОХРАНЕНИИ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, А НЕ В НАЦИОНАЛЬНОСТИ
Наш ответ и ваше восприятие этого ответа будут зависеть от тех моральных ценностей, которые вы, возможно, будете разделять с вашим будущим партнером по браку. Важно ли для вас лично, чтобы эти ценности, созданные еврейским народом и имеющие самобытный характер, продолжали существовать? Если это важно для вас, то наш с вами диалог значительно упростится. Начнем с простого вопроса: разделяет ли ваш будущий супруг (или супруга) такие же убеждения? Если да — смело вступайте в брак. Иудаизм приветствует людей, который переходят в еврейскую веру.
Более того, согласно преданиям иудаизма. Мессия будет потомком человека, перешедшего в иудаизм в результате сознательного выбора. Повторяем, этот переход, это приятие иудаизма должно быть искренним и сознательным, а не формальным, для успокоения будущей родни и близких супруга. Переход в иудаизм без соблюдения традиций еврейской жизни противоречит этическим ценностям иудаизма. Такое "принятие" иудаизма делает его бессмысленным и превращает еврейский народ в простую этническую группу.
Как мы отмечали в начальных главах нашей книги, мы горячо приветствуем тех, кто принимает иудаизм, если это не является пустой бумажно-бюрократической формальностью. Печати и подписи на свидетельстве о браке, как известно, не являются гарантией счастливой и прочной семьи, тем более — семьи в лоне иудаизма. Если же ваш будущий супруг или супруга не разделяют ваших нравственных ценностей, то такой брак нежелателен, даже если ваш избранник или избранница является евреем — этнически. Авторы этой книги тоже прошли через опыт непрочных отношений с еврейскими девушками, для которых иудаизм, к сожалению, был лишь внешним проявлением еврейства. Если вы - серьезный еврей, вам должно быть понятно наше отношение к смешанным бракам. Можно, правда, возразить, что "любовь сильнее всяческих моральных и религиозных различий, любовь, мол, побеждает". Это романтическое отношение к проблеме брака обычно оправдывается весьма рациональными аргументами о том, что если вы полюбили человека, то, стало быть, уже разделяете его (или ее) ценности и убеждения. Возможно, бывает и так. Однако это далеко не обязательно... Но что, если для вас (или для объекта вашей любви) иудаизм не является той системой ценностей, ради которой вы могли бы пожертвовать серьезными отношениями? Если ситуация именно такова в вашем случае, нам, естественно, будет трудно убедить вас в нашей правоте. Но... попробуем.
СМЕШАННЫЙ БРАК И "НЕПРИЧАСТНЫЙ" ЕВРЕЙ
Если вы являетесь таковым евреем, мы начнем наш разговор с просьбы — не отвергайте тот образ жизни и ту систему ценностей, о которых вы. мало знаете. Давайте говорить честно, без самообмана — вы не знаете, что такое иудаизм. Несколько часов повторения для бар- или бат-мицвы, зубрежка иврита и игра в мяч в еврейской школе — еще не гарантия понимания иудаизма или способности оценить иудаизм. Вы можете судить об иудаизме вашей юности, но вряд ли вы постигли тот иудаизм, который существует уже в течение 3500 лет, иудаизм, давший миру Бога, универсальную мораль... иудаизм, переживший египетских фараонов, Римскую империю, крестоносцев, Богдана Хмельницкого (уничтожившего почти треть еврейской общины на территории Польши в 1648 году), Гитлера и Сталина... иудаизм, который ставит еврейский народ нашей эпохи в центр мировых событий... Это — подлинный и могучий иудаизм, о котором вы, к сожалению, знаете мало, не так ли? Печально, но факт. Вот поэтому мы и обращаемся к вам с призывом: начните изучать подлинный иудаизм и историю еврейского народа, начните относиться к иудаизму, как к прекрасному и своеобразному образу жизни, и как только вы познаете на опыте, эмоционально и интеллектуально, что означает быть евреем — тогда пожалуйста, отвергайте иудаизм, если сможете.
Но, как нам кажется, отвергать идеал только потому, что вы пребываете в состоянии полного (или частичного) неведения о нем, отвергать моральные ценности, оказавшие наибольшее влияние на историю человечества — это, мягко говоря, неумно. Отрицать или отвергать три с половиной тысячи лет бурной истории еврейского народа и его нынешнюю борьбу за существование — это равносильно самоунижению для еврея. В глазах еврейской общественности еврей, вступающий в смешанный брак, подобен матросу, покидающему корабль в то время, когда вся команда пытается спасти его. Помимо стремления верующих евреев сохранить идеал совершенствования мира, того мира, который сегодня все более погрязает в цинизме и теряет свой идеализм, верующий еврей также чувствует личную ответственность за сохранение еврейского народа. Создание семьи, где муж и жена разделяют эту ответственность и эти идеалы, и воспитание детей в таком же духе являются основой выживания и сохранения евреев как народа. Отстаивая свои идеалы и продолжая тысячелетнюю борьбу за них, евреи ответили на два важных вопроса Гиллеля: "Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только для себя — зачем я?" Вот теперь попытайтесь ответить для себя на эти вопросы...
ВЕРОЯТНОСТЬ ТОГО, ЧТО ВЫ ИЗМЕНИТЕСЬ
Давайте подумаем вот о чем: если вы считаете, что ваше еврейское происхождение ровным счетом ничего для вас не значит, вспомните, как вы чувствовали себя накануне Шестидневной войны, когда, казалось, Израилю грозило уничтожение? А как вы чувствовали себя во время и после войны Иом Кипур в 1973 году? Что вы переживали, когда мир узнал об освобождении еврейских заложников в аэропорту Энтеббе в Уганде? Неужели эта новость была для вас такой же волнующей (или безразличной), как сотни других сообщений того дня, в газетах и по радио? Можете ли вы сказать себе, что судьба Израиля так же вам безразлична, как некоторым вашим знакомым или коллегам по работе — неевреям? С какими чувствами вы смотрели телевизионный фильм Катастрофа'1. Если на все вышеперечисленные события вы реагировали безразлично (или не более эмоционально, чем на любые другие новости), тогда, действительно, быть евреем для вас — пустой звук.
Но если какое-либо из вышеуказанных событий затронуло ваши чувства, если возможность новой Катастрофы (или воспоминание о прошлой) заставляет вас переживать за судьбу и само существование еврейского народа — возможно, ваше еврейство значит для вас больше, чем вы сами это признаете. И, вероятно, в будущем это еврейское самосознание еще сыграет важную роль в вашей жизни. Если это изменение в вашей душе действительно произойдет — будьте уверены, вы не одиноки! Многие выдающиеся еврейские лидеры за последние сто лет также прошли через это: в молодости они совершенно не интересовались еврейскими проблемами и только в зрелом возрасте поняли, что иудаизм играет центральную роль в их судьбе, равно как и в судьбе мира... Теодор Герцль, основатель современного сионизма, был ассимилированным евреем и продолжал оставаться таковым до тех пор, пока не обнаружил в себе эмоции необыкновенной силы, слушая дело Дрейфуса в 1894 году и раздававшиеся в то время возгласы французов "Смерть евреям!"
Когда Мозес Гесс, человек, сделавший из Фридриха Энгельса социалиста, был двадцатилетним юношей, он также относился к иудаизму безразлично. Однако через двадцать лет этот "отец социализма" порвал с Марксом и Энгельсом, восстав против аморальности их идеологии, и посвятил всю свою остальную жизнь иудаизму и еврейскому народу. Книга Мозеса Гесса "Рим и Иерусалим", написанная в 1862 году, начинается следующими словами:
И вот я снова стою, после двадцати лет отчуждения, среди своего народа, я праздную святые дни его с радостью и отмечаю печалью воспоминания о тяжелом прошлом его, разделяю надежды моего народа и его духовное стремление к улучшению своего дома и судеб окружающих нас людей... Мысль, которую я подавлял в себе все эти годы. но которая ожила во мне сегодня — это мысль о моей принадлежности к моей нации, неотделимой от Святой Земли, от этого вечного города, колыбели веры в божественное единство жизни и будущее братство всех людей. Эта мысль, похороненная мною надолго, стучалась в моем сердце, требуя выхода на волю. Но у меня не хватало энергии и воли, чтобы оставить свой путь, ведущий от иудаизма, и встать на новый путь, явившийся мне в туманном далеке. (Рим и Иерусалим. Изд-во Блох, Нью-Йорк, 1918)
Другим таким евреем был русский поэт столь необыкновенного таланта, что "отец советской литературы" Максим Горький, познакомившись с ним, пророчил ему большое будущее, будущее великого писателя России. Однако Владимир Жаботинский внезапно решил, что его талант и его жизнь более важны для дела создания национальной родины евреев, нежели для российской поэзии...
Если бы мы спросили этих великих людей, когда им было по 20 лет, какую роль в их жизни играет иудаизм, они, вероятно, посмеялись бы над нашим вопросом. Вероятно, они так же легкомысленно отвергли бы вопрос о нежелательности смешанных браков. И, тем не менее, через какое-то время эти люди обнаружили для себя, что быть евреем и чувствовать себя таковым чрезвычайно важно для них.
Так как подобные перемены возможны и в вашем мироощущении, так как приход к еврейскому национально-религиозному самосознанию возможен и в вашей душе, представьте себе, какие эмоции охватят вас, когда вы почувствуете, что судьбы еврейства и существование Израиля чрезвычайно важны для вас, в то время как ваша супруга совершенно безразлична к этой теме? Или представьте себе, что вы решили пожертвовать определенную сумму денег в фонд еврейской общины, а ваша супруга категорически против этого? Или вообразите ситуацию, что вас заинтересовала религиозная литература и исторические книги о еврейском народе и об иудаизме, — как скованно вы будете чувствовать себя, принеся эти книги в дом, где половина вашей семьи совершенно не интересуется этими вопросами? Поверьте, мы отнюдь не фантазируем: нам приходилось наблюдать подобные печальные ситуации даже между двумя супругами-евреями, не одинаково преданными идеалам иудаизма, что, естественно, служило причиной многих семейных неприятностей.
Увлечение иудаизмом и перемены в мировоззрении могут стать причиной напряженности между супругами. Приняв соответствующий образ жизни, вы вряд ли сможете легко отказаться от него. Наш совет: перед окончательным решением будущие супруги должны серьезно обсудить вопрос о своем нынешнем или будущем еврейском самосознании. Неплохо также посвятить некоторое время совместному изучению иудаизма и еврейского образа жизни. Это даст супругам более четкое представление о том, какую роль будет играть иудаизм в их будущей семейной жизни. Возможно, это даст вам возможность определить, какая из следующих трех ситуаций сложится в вашей семье:
а) либо иудаизм и еврейство не будут играть большой роли для вас обоих,
б) либо в определенных условиях (во время празднования Рождества, например, или в случае возникновения антисемитских настроений в окружающем обществе) ваше еврейское происхождение будет причиной неприятностей и недоразумений, и в этом случае брак нежелателен,
в) либо ваш супруг (или супруга) сознательно примут идеалы иудаизма.
Каково бы ни было будущее вашей семьи, после изучения иудаизма и испытания на практике еврейского образа жизни вероятность напряженности в семье из-за приверженности одного из супругов иудаизму значительно снизится.
Семья и брак и без того весьма трудная вещь. Не следует усложнять ее проблемами различий в религиозном, моральном и национальном мировоззрении. Перед вступлением в смешанный брак необходимо искренне и беспристрастно рассмотреть возможные причины трений в будущей семье.
ВЛИЯНИНЕ СМЕШАННОГО БРАКА НА ВАШИХ ДЕТЕЙ
Этот фактор тоже чрезвычайно важен. Во-первых, вы должны отдавать себе отчет в том, что ваши дети вряд ли вырастут евреями. Это факт современного бытия, о котором виднейший социолог американского еврейства Мариал Скляр говорит следующее: "Многие родители, вступающие в смешанный брак, заявляют, что по достижении совершеннолетия их дети сами выберут себе соответствующее национальное самосознание. Это обычно означает, что дети примут мировоззрение большинства окружающей среды. Только лишь в том случае, когда ребенок в семье находится под сильным влиянием еврейских родителей, он сможет легко войти в среду "меньшинства". Однако большинство детей евреев от смешанных браков становятся неевреями". (Американские евреи. Изд-во Рэндом Хаус, Нью-Йорк, 1971, стр. 202.)
Можно допустить, что отход ваших детей от еврейского образа жизни не станет слишком беспокоить вас. Но существуют еще два отрицательных и тревожных фактора, которые несомненно будут огорчать вас вне зависимости от вашего отношения к иудаизму.
Отсутствие источника морального руководства
Так как ни вы, ни ваша супруга (супруг) в смешанном браке не будете сильно настаивать на соблюдении
определенных религиозных традиций и поскольку вы не станете прилагать усилий, чтобы обратить вашу супругу (супруга) в свою веру, по всей вероятности, ваши дети будут вообще лишены религиозного воспитания. Чтобы не обидеть религиозных чувств друг друга, супруги в смешанных браках вряд ли будут повсеместно следовать религиозным традициям — будь то иудаизм или христианство. Наивно предполагать, что в таком случае можно создать какой-либо "гибрид" из двух различных религий. Между христианством и иудаизмом, например, существуют серьезные различия (как мы уже отмечали в главе "Вопрос четвертый"). Простое "слияние" двух религий не приведет к новой религии, а скорее уведет от религии вообще. По словам Джорджа Сантаяна, "попытка быть религиозным без соблюдения традиций какой-либо специфической религии так же тщетна, как разговор без применения какого-либо определенного языка".
Однако этическое воспитание вне религии, как мы уже неоднократно отмечали, не эффективно. Простое упоминание о важности нравственности еще не гарантия, что ваши дети вырастут нравственными людьми. Необходима этическая система, основанная на религиозных ценностях и идеалах, и такую систему не в состоянии дать детям ни одна "светская", нерелигиозная образовательная программа.
Если же у детей нет дома религиозной этической системы, откуда почерпнут они этические стандарты, необходимые для противостояния всем безнравственным соблазнам современной жизни? "Какой нынешний социальный институт способен дать западному человеку сильное чувство морального руководства? Университет? Средства массовой информации, пресса? Частные корпорации?
Общественный клуб? Лаборатория? Спортивный тренер? Доктор-психотерапевт? Увы, сегодня только религиозная вера... способна создать базу для общественной этики, достойной называться таковой..." (Евгений Боровиц, в книге под редакцией Гиммельфарба Состояние еврейской веры., Изд-во Макмиллан, Нью-Йорк, 1969, стр.32). Общеизвестно, что если ребенок не получает дома, в семье надлежащего морально-этического руководства, он будет заимствовать "стандарты" поведения на улице или из телевизионных передач. Как мы отмечали в предыдущей главе, недостаточное нравственное воспитание можно наблюдать и в несмешанных еврейских семьях. Но в этих случаях, по крайней мере, еврейские родители могут осознать свою ошибку и преодолеть свое равнодушие к иудаизму (или незнание его). В смешанных семьях такая вероятность отсутствует.
Одиночество
Это — еще одни отрицательный аспект влияния смешанных браков на детей. Зачастую детям в таких семьях не дают возможности приобрести определенное национальное самосознание. Вместо этнического самосознания, которое родители должны привить своим детям, возможно появление всеобщей отчужденности, столь характерной для многих людей в нашем индустриальном обществе. Как правило, дети в таких случаях ограничивают свою "принадлежность" только кругом семьи и, вырастая, болезненно ищут свои "корни" и связи с себе подобными. Самый распространенный результат такой ситуации и самая крупная причина неудовлетворенности жизнью — "отчужденность". Родители в смешанных семьях порою обрекают своих детей на такое одинокое существование.
Задумаемся над следующим высказыванием одного из виднейших психоаналитиков двадцатого века С. Д. Юнга:
Я хочу привлечь ваше внимание к следующим фактам. За последние тридцать лет ко мне обращались за консультациями люди из различных цвилизованных стран. Я лечил многих родителей, большая часть их были протестантами, гораздо меньшая — евреями и всего шесть верующих католиков. Среди всех моих пациентов, достигших второй половины жизни (старше 35 лет) не было ни одного, кто не столкнулся бы с главной проблемой, в конечном итоге связанной с поисками религиозного смысла жизни. Не будет ошибкой отметить, что все они страдали различными заболеваниями именно потому, что утеряли "нечто", предоставляемое человеку лишь живой, действующей религией данной эпохи. Ни один из пациентов не смог излечиться от своих недугов, не вернувшись в лоно религиозного мироощущения". (С. Д.Юнг. Современный человек в поисках души. Изд-во Кеган, Пол, Лондон, 1933, стр. 244, подчеркнуто нами).
Когда мы рассматриваем еврейскую альтернативу этому самонавязанному "отчуждению", мы еще яснее видим трагедию, обусловленную отречением от своих еврейских корней. Еврейский образ жизни тесно связан с общественным бытием. Это крайне отчетливо проявляется в иудаизме, даже почти все молитвы евреев содержат местоимение "мы" и крайне редко — "я"! Каждая молитва составлена таким образом, чтобы "приобщать" верующего к осознанию исторической и общественной принадлежности к еврейству. Когда рождается еврейский ребенок -это событие для всей общины, а не только для круга родных и близких. Когда совершается обряд обрезания еврейского мальчика на восьмой день после рождения — это не просто гигиеническая операция, а празднование вступления еще одного еврея в священный союз с Богом. Когда еврейская девочка достигает двенадцатилетнего возраста или мальчик — тринадцатилетнего, они празднуют свой день рождения не в одиночестве и даже не в кругу знакомых, а вместе со всей общиной, отмечая свое вступление в круг сознательных, взрослых людей. Когда совершается еврейская свадьба, брак освящается "в соответствии с законами Моисея и Израиля" — и это тоже общественное событие. Если Израилю, или евреям в какой-либо другой стране, угрожает опасность, если евреи где-либо становятся объектом ненависти или преследований, все евреи объединяют свои усилия — будь то для сбора денег в фонд помощи, оказания политического давления или привлечения общественного мнения на защиту евреев, даже если страдающие евреи совершенно нам не знакомы, мы никогда их не видели и даже, возможно, не понимаем их языка — языка той далекой страны, где они проживают в данное время. Когда верующий еврей путешествует, где бы он ни был — в Марокко, Сибири или Луизиане (это те места, где авторам этой книги довелось побывать, помимо многих прочих местностей, и где им был оказан теплый прием местными евреями) еврей всегда найдет братьев и сестер, готовых прийти ему на помощь и выразить любовь. Наконец, когда еврей умирает, община проявляет участие и здесь, обеспечивает надлежащие похороны, утешает родных и близких покойного, выполняющих семидневный обряд поминовения и траура ("жива"), и впоследствии ежегодно зажигает свечи в память о покойном. Человек — общественное существо. С доисторических времен по наши дни люди объединяются в общины.
Находит ли человек счастье и смысл в своей жизни или нет — во многом это зависит от степени общения с окружающими и от его связей с ними. Община Израиля всегда готова разделить радости и печали всех своих членов. Эта забота была проявлена по отношению к вашим далеким предкам, бабушкам и дедушкам, независимо от того, где они жили — в Польше, России, Германии или в Сирии... Такую же заботу проявляют по отношению друг к другу и евреи Америки. Но ваши дети могут быть лишены этой любви и заботы, потому что вы сами отделили их от еврейской жизни и общины.
РАЗВЕ ИУДАИЗМ НЕ ВЕРИТ ВО ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО НАРОДОВ?
Верил ли Эйнштейн в теорию относительности?... Иудаизм — это источник идеала всемирного братства народов. Еврейские пророки всемирно признаны самыми ранними проповедниками всеобщего мира и братства. Но как достичь этого всемирного братства? Путем ассимиляции евреев с прочими культурами и цивилизациями мира? Является ли отказ от иудаизма путем к всемирному братству? Да и что это будет за братство, если меньшинству будет отказано в праве сохранять свое национальное и религиозное самосознание? Это уже будет не братство, а тоталитаризм. На наш взгляд, достижение всемирного братства возможно лишь при добровольном принятии всеобщих моральных принципов и норм при одновременном сохранении всех этнических и культурных различий между "братьями". Именно следуя идеалу всемирного братства, евреи строго и неустанно сохраняют традиции иудаизма. Мы призываем еврея хорошенько поразмыслить перед вступлением в смешанный брак, мы отнюдь не проповедуем отрицательное отношение к неевреям или непременно превозносим то, что связано с фактом еврейского происхождения. Наша озабоченность прежде всего вызвана желанием сохранить евреев как нацию и стремлением к совершенствованию мира.