Еврейские источники

Еврейские источники

Пятикнижие (Тора), глава «Дварим», 7:3.

«Не сочетайся с ними браком! Свою дочь не отдавай за его сына. И его дочь не бери за своего сына».

Писания. «Книга Эзры»: 9, 10.

9.

(1) А по окончании этого подошли ко мне знатные (люди) и сказали так: "Народ Израиля и священники и левиты не отделились от народов (других) стран: (следуют) мерзостям Кенаанеев, Хитийцев, Перизеев, Йевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Амореев, (2) Так как брали они дочерей их в жены для себя и для сынов своих, и смешали семя священное с народами других земель; и рука главных и старших была первой в этом беззаконии". (3) И когда услыхал я об этом, то разорвал я одежду свою и верхнее платье, и рвал волосы с головы и из бороды своей, и сидел я ошеломленный. (4) И собрались ко мне все трепещущие пред словом Бога Израилева по поводу этого беззакония изгнанников, а я ошеломленный сидел до (часа) предвечерней жертвы. (5) А с наступлением (часа) вечерней жертвы встал я постящийся, в разорванной одежде и (рваном) верхнем платье, и пал на колени, и простер руки свои к Господу Богу моему. (6) И сказал я: "Боже мой! Стыдно и срамно мне, Боже мой, поднять лицо свое к Тебе, ибо грехов наших множество – выше головы, а вина наша возросла до небес. (7) Со времен отцов наших по сей день мы в большой вине; и за прегрешения наши отданы были мы, цари наши, священники наши во власть царей (других) стран, – меча, плена, грабежа и позора, как это ныне. (8) А теперь ненадолго настало помилование от Господа Бога нашего, чтобы дать нам спасение и дать нам обосноваться на святом месте Его; дал просвет глазам нашим Бог наш, и дал нам ожить немного в рабстве нашем, (9) Ибо рабы мы. Но и в рабстве нашем не оставил нас Бог наш, и даровал нам милость царей Персии, чтобы ожили мы, чтобы поднять дом Бога нашего и отстроить руины его, и дать нам ограду в Иудее и Иерусалиме. (10) А теперь, что скажем мы, Боже наш, после того, что оставили мы заповеди Твои, (11) Которые заповедал Ты через рабов Твоих, пророков, сказав: "Земля, которую вы идете наследовать, земля нечистая из-за скверны народов иных стран, из-за мерзостей их, что переполнили ее от края до края нечистотой своей. (12) А ныне, дочерей своих не отдавайте за их сыновей, и их дочерей не берите за сыновей своих, и вовеки не ищите мира и блага их, для того, чтобы укрепиться вам; и есть будете лучшее, что есть в этой стране, и передавать (ее) по наследству сынам вашим вовеки". (13) А после того, что постигло нас за дурные дела наши и за вину нашу великую, взыскал Ты, Боже наш, с нас меньше прегрешений наших и дал нам такое спасение; (14) Неужто станем мы опять нарушать заповеди Твои и родниться с народами этих мерзостей? Ведь тогда Ты прогневался бы на нас окончательно, так что (не было бы) ни уцелевших, ни спасшихся. (15) Господи Боже Израилев, Ты справедлив, ибо остались мы уцелевшим остатком, как это ныне. Вот мы пред Тобою в вине своей, хотя нельзя устоять пред Тобою за это!

10

(1) И пока молился и исповедовался Эзра, плача и простираясь перед храмом Божьим, собралась к нему из (народа) Израилева очень большая толпа – мужчины, и женщины, и дети, ибо плакал и народ великим плачем. (2) И воскликнул Шеханьйа бэн-Йэхиэйл из потомков Эйлама, и сказал Эзра: "Совершили мы преступление перед Богом нашим и поселили чужеземных жен из народов страны; но ныне есть в этом деле надежда для Израиля. (3) А теперь заключим союз с Богом нашим о том, чтобы выдворить всех (этих) жен и рожденных ими, по совету Господню и трепещущих перед заповедями Бога нашего; и да будет это исполнено по Торе. (4) Встань, ибо тебе делать это, а мы с тобою; крепись и действуй!" (5) И поднялся Эзра, и заклял он старших священников, Левитов и весь Израиль, дабы сделать так. И поклялись они. (6) И встал Эзра перед домом Божьим, и пошел в комнату Йоханана, сына Эльйашива; и вошел он туда – хлеба не ел и воды не пил, ибо горевал о преступлениях изгнанников. (7) И огласили в Иудее и в Иерусалиме, что всем сынам изгнания (надлежит) собраться в Иерусалиме. (8) А у того, кто не придет через три дня, согласно совету сановников и старейшин, отобрано будет все его имущество и будет он отлучен от общины изгнанников. (9) И собрались через три дня все жители Иудеи и Биньямина в Иерусалим; и было это в девятом месяце, в двадцатый день месяца. И сидели все люди на площади у дома Божьего, дрожа и из-за этого дела и от дождей. (10) И встал Эзра, священник, и сказал им: "Вы совершили беззаконие – взяли вы жен иных народов, увеличив вину Израиля. (11) А теперь признайте (вину свою) перед Господом Богом отцов ваших и исполните волю Его: отделитесь от народов страны и от жен чужеземных". (12) И отвечало все собрание, и сказали они громким голосом: "Да, должны мы поступить по слову твоему! (13) Но людей таких много, а нынче время дождей, и нет сил стоять на улице; а дело это не на день и не на два, ибо мы много грешили этим. (14) Пусть останутся сановники наши из всей общины, а из городов наших все те, кто взял жен чужеземных, пусть придут в назначенное время, а с ними старейшины и судьи из каждого города, доколе не отвратится от нас ярость гнева Бога нашего из-за этого дела". (15) Только Йонатан бэн-Асаэл и Йахзейа бэн-Тиква поставлены были (для исполнения) этого, а Мешуллам и Шабтай, Левит, помогали им. (16) И исполнили это сыны изгнания. И отделились они: Эзра, священник, мужи, главы семейств от каждой семьи, – все поименно; сели они в первый день десятого месяца расследовать это дело. (17) И закончили со всем (делом) о мужьях, которые взяли чужеземных жен, до первого дня первого месяца. (18) И среди сынов священников, что взяли чужеземных жен, были из сынов Йейшуи бэн-Йоцадака и братьев его: Маасэйа и Элиэзэр, и Йарив, и Гедальйа. (19) И обязались они выдворить жен своих; а виновные (принесли повинную жертву) барана – за вину свою. (20) И из сынов Имэра – Ханани и Зевадьйа, (21) И из сынов Харима – Маасэйа, и Эйлийа, и Шемайа, и Йехиэл, и Уззийа. (22) И из сынов Пашхура – Эльйоэйнай, Маасэйа, Йишмаэйл, Нетанэйл, Йозавад и Эласа. (23) А из Левитов – Йозавад, и Шими, и Кэйлайа, он же Келита, Петахьйа, Иэуда и Элиэзэр. (24) А из певцов – Эльйашив, и из стражей ворот – Шаллум, и Тэлэм, и Ури. (25) И из Израиля: из сынов Фароша – Рамьйа, и Йизийа, и Малкийа, и Мийамин, и Элазар, и Малкийа, и Бенайа. (26) И из сынов Эйлама – Матаньйа, Зехарьйа, Йехиэйл, и Авди, и Йерэймот, и Эйлийа. (27) И из сынов Затту – Эльйоэйнай, Эльйашив, Маттаньйа, и Йерэмот, и Завад, и Азиза. (28) И из сынов Бэвайа – Йеоханан, Хананьйа, Заббай, Атлай. (29) И из сынов Бани – Мешуллам, Маллух, и Адайа, Йашув, и Шеал, и Рамот. (30) И из сынов властителя Моава – Адна и Келал, Бенайа, Маасэйа, Маттаньйа, Бецалэл и Бинуй, и Менашше. (31) И сыны Харима: Элиэзэр, Йишшийа, Малкийа, Шемайа, Шимон, (32) Биньямин, Маллух, Шемарьйа. (33) Из сынов Хашума – Матнай, Маттатта, Завад, Элифэлэт, Йерэймай, Менашше, Шими. (34) Из сынов Вани – Маадай, Амрам и Уэйл, (35) Бенайа, Вэйдейа, Келуу, (36) Ваньйа, Мерэймот, Эльйашив, (37) Маттаньйа, Матнай и Йасай, (38) И Вани, и Виннуй, Шими (39) И Шэлэмьйа, и Натан, и Адайа, (40) Махнадвай, Ташай, Шарай, (41) Азарэйл и Шэлэмьйау, (42) Шемарьйа, Шаллум, Амарьйа, Йосэйф. (43) Из сынов Нево – Йэиэйл, Маттитьйа Завад, Зевина, Йаддай и Йоэйл, Бенайа. (44) Все они взяли жен чужеземных, и среди них были жены, что родили детей.

Маймонид (Рабби Моше бен Маймон)

«Второзаконие. Законы запрещённых половых связей». Гл. 12.

Грех этот (сожительства с нееврейкой), хотя и не положен за него смертный приговор в еврейском суде, пусть не кажется тебе лёгким: есть в нём потеря, какой нет ни в одной другой запрещенной связи. Ребёнок от любой другой запрещенной связи (с еврейкой) считается ребёнком мужчины, вступившего в эту связь; этот ребёнок – еврей, даже если он незаконнорожденный. А ребенок от нееврейки не считается его ребёнком, как сказано: «Потому что это уведёт сына твоего от Меня» - то есть (вступивший в связь с нееврейкой) уводит своего сына от еврейского народа, поклоняющегося Господу. Это преступление также приводит к ассимиляции среди народов, от которых отделил нас Господь, благословен Он, отказу от служения Всевышнему, и предательству Его».

«Законы запрещённых половых связей». Гл. 13.

Верное исполнение этой заповеди таково – при обращении нееврея с просьбой пройти гиюр надлежит проверить, не во имя денежной  ли выгоды, либо во имя престижного положения, либо из-за страха обращается данный кандидат к принятию еврейской веры. Если идёт речь о мужчине, следует выяснить, не претендуя ли на руку еврейской женщины, делает он этот шаг. А если это – женщина, не вследствие ли влюблённости в еврейского юношу предстаёт она перед судом. Если не был найден подобный повод, движущий претендентом, следует отговорить его от затеи гиюра, сообщив ему трудности и неудобства, сопряжённые с исполнением заповедей Торы для простолюдина. В случае упрямого намерения пройти гиюр, не поддающегося изменению с помощью уговоров, и при условии что суд удостоверился, что любовь ко Всевышнему является единственным фактором инициативы гиюра – надлежит принять гера, как сказано: «и увидев, что усердствует (Рут) в желании следовать за ней (Наоми), перестала увещевать её…».

И по этой причине не рассматривал еврейский суд просьбы о гиюре в дни правления Давида и Соломона. В дни Давида – из-за опасения, что страх движет претендентами. В дни Соломона – из-за опасения, что расцвет государственности, благополучие и величие, присущие евреям в ту эпоху, привели к мыслям о гиюре. Ведь представитель других наций, приближающийся к еврейству из-за суетных обстоятельств этого мира – никоим образом не является истинным гером.

Тем не менее, и в течение этой эпохи многочисленные неевреи принимались в качестве геров импровизированными судами, состоящими из профанов. А Великий Суд относился к этим герам с настороженностью. С одной стороны, их не объявляли неевреями, поскольку внешняя часть процедуры, как окунание в микву, была соблюдена. С другой стороны, их и не приближали, объявив евреями, пока с течением времени не откроются их истинные намерения…

И поэтому говорили Мудрецы, что великой тяжестью являются геры для еврейского народа, как заболевание проказой. Ведь большая часть их приходит принимать гиюр по меркантильным соображениям и вводит евреев в заблуждение. И доказательство этому – события странствования евреев по пустыне: грех золотого тельца, роптание «могил вожделения» и прочие испытания Всевышнего. Во всех этих эпизодах – представители этой примеси  геров являлись инициаторами.

Письма Любавического Ребе М. М. Шнеерсона

Перевод с идиша.

С Божьей помощью, 1 тевета 5712 г. (1952).

Бруклин.

Мир и благословение!

...С ужасом получил уведомление, что Ваш внук ...состоит в связи с нееврейкой. Было бы очень правильно поступить следующим образом: сразу по получении этого письма встретиться с ним, чем пораньше, и сказать ему, что таким образом жизни он приносит несчастье себе и этой нееврейке. Несчастье – в буквальном смысле этого слова. И пусть не пытается себя одурачить аргументом, что мол, многие так живут, и ничего страшного не происходит. Вместо этого, во имя своего и её спасения, пусть как можно скорее с ней разойдётся. Ведь идёт речь о настоящем спасении их обоих, о спасении тела и души.

Ожидаю добрых известий на данную тему в ближайшем будущем.

Перевод с идиша.

С Божьей помощью, 12 менахем-ава 5712 г. (1952).

Бруклин.

Мир и благословение!

Получил Ваше письмо, написанное в канун субботы, и меня крайне огорчило то, что Вы пишете о своей дочери.

По моему мнению, Вы должны немедленно найти общих знакомых с Вашей дочерью, которые уже начнут влиять на неё, чтобы она перестала встречаться с неевреем. И это только первый этап. Во-вторых, Вам следует обратиться в бюро знакомств и рассказать им все достоинства Вашей дочери, и попросить их найти подходящего кандидата для Вашей дочери. Само собой разумеется, что этот кандидат должен понравиться Вашей дочери без всякого принуждения. Также само собой разумеется, что Ваша дочь не должна знать о том, что Вы обратились в бюро знакомств, так чтобы и в этом бюро ей об этом не сообщили. И Вас не должна пугать мысль о сватовстве посредством такого бюро, ведь большая часть современной молодёжи обращается к услугам бюро знакомств, но потом не афиширует этот нюанс, а говорит окружающим, а также и родителям, что встретились случайно.

Судя по Вашему письму, наверное, не стоит, чтобы Вы входили в споры с дочерью на эту тему, так как ваши отношения уже испорчены, и подобные конфликты могут привести к разрыву. С другой стороны, она не должна подумать, что Вы дадите этому так легко пройти. Дочь должна ясно знать Вашу позицию. Но добиваться этого не стоит с помощью вхождения в дискуссии.

Вам нужно проверить мезузы на всех дверях дома, и в особенности на входе в комнату дочери. Вашей жене рекомендуется каждый раз перед зажиганием субботних свечей давать деньги на благотворительные нужды во имя Рабби Меира Баал Анеса. А Вам стоит, помимо ежедневного чтения «Теилим», добавить две главы, которые Вы будете читать, пока, с Божьей помощью, дочь не найдет подходящего жениха, в добрый и счастливый час. Само собой разумеется, что все эти добрые дела нужно делать без принятия обета.

Я надеюсь, что получу от Вас добрые известия по данному поводу. Напишите мне также еврейское имя Вашей дочери, а также Вашей супруги – её мамы, чтобы я смог её упомянуть на могиле моего тестя, Любавического Ребе И. И. Шнеерсона, благословенна его память, а также и данные Вашего сына.

С благословением и ожиданием добрых вестей.

Перевод с иврита.

С Божьей помощью, 19 нисана 5721 г. (1961).

Бруклин.

Мир и благословение!

После длительного перерыва было получено письмо, в котором Вы пишете про молодого человека ...и дилемму его отца в отношении того, как себя вести с сыном.

(Молодой человек угрожал самоубийством в случае препятствий со стороны родителей его браку с нееврейкой. Прим. переводчика).

Разумеется, не нужно придавать никакого значения его словам, что если ему не дадут сделать это зло, не дай Бог, то он совершит и т.д. Но необходимо ему объяснить, что наоборот: если ему удастся, не дай Бог, осуществить своё злое намерение – вот тогда он убьёт себя, лишив себя жизни в Будущем мире, а также в нашем, материальном мире. Причем убьёт он не только себя, но и ту женщину, с помощью которой это злодеяние было бы совершено, как указали наши Мудрецы, благословенной памяти, в Талмуде. Нужно говорить с этим молодым человеком раз за разом на эту тему, выражая искреннюю и сердечную заботу о его судьбе. И также стоит попросить его друзей, чтобы они попытались повлиять на него, каждый по-своему, в данном вопросе.

Очень часто бывает так, что подобные несчастья случаются с детьми, поскольку и их родители не совершенны в богобоязненности и в исполнении еврейских заповедей. Поэтому стоит объяснить это родителям, с тем, чтобы они постарались в будущем вести себя в повседневной жизни по указаниям нашей Торы, названной «Торой жизни», и начали исполнять заповеди, про которые сказано: «и будет жить благодаря им».

Дай Бог, чтобы так же, как Вы передали мне эту просьбу, Вам удалось сообщить мне добрые известия на данную тему.

С благословением.

Подпись.

Перевод с английского. Фрагмент письма.

С Божьей помощью,

12 хешвана 5722 г. (1961)

Бруклин.

Мир и благословение!

... Как уже упоминалось при нашей встрече, Тора всегда называлась «Торой жизни», то есть Законом жизни, и всегда являлась для нас и источником жизни, и путеводителем в повседневности. Точно так же обстоят дела и в наше время.

      Существует опасность, угрожающая жизни евреев в свободных странах, и в особенности в США. Не идёт речь об угрозе физического истребления, не дай Бог, руками очередного Гитлера или Эйхмана. Но, тем не менее, угроза несёт в себе не меньшую разрушительную силу – это опасность ассимиляции. Именно поскольку здесь нет внешнего антагонизма и дискриминации по отношении к евреям, в особенности среди низших и средних слоёв общества (ведь в высших слоях тенденция ассимиляции всё еще приостановлена благодаря некоторому шовинизму), опасность массовой ассимиляции становится очень реальной.

Кроме того, такие факторы, как обязательное образование, социальное и экономическое давление в сторону интеграции и т.п. вместе с повсеместным игнорированием еврейских ценностей, значительно повышают риск ассимиляции из поколения в поколение. Если данная тенденция не изменится, кто знает, к чему это приведёт. И поэтому святая обязанность каждого сознательного и добросовестного еврея сделать всё возможное, чтобы остановить волну ассимиляции, ведь на повестке дня стоит вопрос спасения жизни.

Само собой разумеется, что эти усилия не должны быть направлены лишь на старшие поколения, но в особенности должны быть применены к младшему поколению, начиная с детского возраста. Излишне подчеркивать, что каждый еврей, которого Божественное провидение одарило способностями влиять на окружающих, обязан использовать все свои таланты в вышеупомянутом направлении.

Сейчас не время заниматься теоретическими исследованиями всех сторон этого явления и откладывать практические действия до окончания этих исследований. Ведь, когда дом объят огнём, нет времени подробно изучать законы распространения огня и методы тушения пожаров, но необходимо сделать всё, чтобы потушить огонь прежде уничтожения дома и возможной потери жизней.

...Похоже, у Вас есть возможность расширить свое влияние на ближайшее окружение дома и в общине. Это Вы можете сделать как прямым, так и косвенным образом, с помощью повышения уровня своей религиозной и духовной жизни...

Перевод с английского.

С Божьей помощью. Канун праздника Суккот 5727 г. (1966)

Бруклин.

Мир и благословение!

Получил Ваше срочное письмо. Хотя канун праздника не является удобным временем для переписки, я отвечаю немедленно, оценивая важность вопроса и Ваше понятное беспокойство. Оставляю на Ваше усмотрение, показать это письмо сестре или только передать ей его содержание.

Для еврея брак с человеком другой национальности является величайшим несчастьем, причем не только с религиозной точки зрения. Тут идёт речь не о личной проблеме, затрагивающей конкретного человека, но о событии, имеющем влияние на весь еврейский народ. На самом деле, есть очень мало таких преступлений, которые затрагивают весь еврейский народ, наподобие смешанного брака, не дай Бог. Такой брак является еще и преступлением против элементарной человеческой порядочности, ведь он чрезвычайно бесчестен с точки зрения каждой из сторон по отношению к другой. Подобный  поступок бесчестен и в отношениях добрых и хороших друзей, которые желают друг другу длительного и прочного счастья, а ни в коем случае не обратного.

Хорошо известно, что семейная жизнь вообще, даже когда идёт речь о людях со сходным  происхождением, содержит определенный риск, связанный со сложностями поисков взаимопонимания и соотношением характеров. Даже когда пара знакома уже в течение определённого времени, нет никакой гарантии, какими могут стать отношения, когда знакомство превратится в брак, и эти люди будут жить друг с другом под одной крышей двадцать четыре часа в сутки, день за днём и месяц за месяцем... Но когда идет речь о людях с различным происхождением, причём эта разница измеряется целыми поколениями, и таким образом носит глубокий и длительный характер – шансы на нахождение взаимопонимания и на соответствие характеров становятся мизерными, можно сказать, вообще несуществующими. В особенности в нашем случае, когда это не просто разница, а абсолютное неприятие и вражда, доказанные многочисленными погромами и преследованиями, которые испытали евреи во всех странах проживания за последние две тысячи лет. Более того, современная наука признает генетическую природу черт характера человека, в особенности тех черт характера, которые укоренились в течение многих поколений.

Таким образом, если человек считает себя честным и порядочным, в самом простом смысле этого слова, – он никогда не захочет втягивать другую сторону в такой брачный союз, который изначально обречён на провал. И если этот человек действительно любит другого, причём настоящей, а не эгоистической любовью, то, безусловно, не захочет причинять другому подобное несчастье, но вместо этого с лёгкостью откажется от немедленного и краткосрочного удовольствия, лишь бы избавить другого от неизбежного результата этой связи. Если он не придёт к такому выводу, значит, та любовь, о которой он говорит, не что иное, как самовлюбленность и законченный эгоизм.

Если в этой семье будут дети, трагедия станет ещё большей, ведь ко всему вышеупомянутому добавятся ещё и страдания детей, которые окажутся невольными свидетелями постоянных трений, а то и ещё худших проявлений ухудшения отношений между родителями, что неизбежно сопутствует таким бракам.

Необходимо разъяснить и до конца разобрать этот неприятный и больной вопрос.

Естественно, я знаком с «аргументом», что процент смешанных браков очень высок, и многие из них, вроде бы, остаются стабильными. Но я уверен, что излишне подчеркивать то обстоятельство, что состоящие в подобных браках зачастую просто играют роль «счастливой семьи» перед лицом окружающих, поскольку стесняются признать свой провал и рассказать обо всех страданиях и унижениях, испытываемых дома. Ведь в случае смешанного брака чувство стыда еще больше, чем обычно; особенно принимая во внимание все предостережения друзей и знакомых против такого брака, и ошибочное предположение, будто «у нас всё будет иначе»...

В любом случае, реальные факты и статистические данные ясны: процент разводов в смешанных семьях несравненно выше, чем в не смешанных.

Ещё один момент. В большинстве случаев, вступающие в смешанный брак действуют совершенно эмоционально. Если бы у них самих попросили совет другие люди, планирующие подобный шаг, они бы выступили против таких действий, которые ввергают другую сторону в длительное несчастье. Тем более подобный шаг показался бы им при взгляде со стороны безответственным, совершённым в состоянии эмоционального напряжения.

В заключение хочу добавить, что, по еврейскому Закону, национальность ребенка определяется по матери. Таким образом, когда мать - еврейка, а отец - нееврей, ребенок является евреем и обязан исполнять все заповеди и т.д. Более подробную консультацию на эту тему Вы сможете получить у раввина.

Желаю счастливого праздника!

С благословением.

Перевод с английского.

С Божьей помощью. 14 сивана 5745 г. (1985)

Бруклин, Нью-Йорк.

Г-же Фруме ...

Австралия.

Мир и благословение!

Подтверждаю получение письма от 17-го мая, в котором Вы поднимаете вопрос смешанных браков, упаси Бог.

Несмотря на то, что уже многое высказано, написано и опубликовано на тему страшной трагедии смешанных браков между евреями и неевреями, и большая часть аргументов ясна и понятна, тем не менее, я повторяю несколько самых основополагающих моментов, принимая во внимание важность проблемы.

Излишне упоминать, что поскольку идет речь о евреях, первой идеей должен быть взгляд с точки зрения Торы. Ведь Тора, именуемая «Торой жизни», является путеводителем в жизни еврея, а также источником жизни еврея не только в Грядущем мире, но и в нашем мире. Тем не менее, я не знаю, насколько подобные аргументы возымеют силу в глазах тех, для кого они высказываются. По моему впечатлению, будет более уместно говорить на основе общечеловеческих понятий вместо религиозных. Итак, я пойду по этому пути.

Статистика доказала в достаточной мере, что смешанный брак является одной из величайших трагедий не только для еврейского супруга, но также и для второй стороны. Ведь люди, пришедшие из столь различных миров, в браке причиняют друг другу постоянные неудобства и страдания. Трагедия становится ещё большей, когда появляются дети, которые обречены расти в раздираемой на куски семье. Более того, статистика демонстрирует лишь часть проблемы. Многочисленные случаи просто не попадают в поле зрения учёных и не привлекают общественный интерес. Ведь сами супруги зачастую стесняются признать собственные ошибки, в особенности когда их предупреждали о последствиях таких браков, а они не пожелали слушать.

Эта статистика не вызывает никакого удивления. Было бы удивительно, если бы ситуация была не таковой. Стоит лишь вдуматься, что эти люди приходят не просто из разных миров, как выше упомянуто, но из враждебных миров. Ведь здесь идёт речь о многочисленных поколениях преследователей - с одной стороны, и жертв - с другой.

Когда понимаешь всё то, что известно о трагедии смешанных браков, на первый взгляд может показаться странным, что такие браки вообще существуют. С другой стороны, и на этот вопрос можно ответить: ведь супруги в таком браке настолько подкуплены и связанны эмоционально, что пустые желания и самообман, подпитываемые чувственной, материальной привязкой, занимают место разума и вытесняют здравый смысл.

Между противоположностями зачастую возникает сильная эмоциональная связь. Вместе с тем, под влиянием разделяющих факторов, нетерпимость и враждебность обязательно выйдут на поверхность. И когда каждая из сторон вдобавок будет обвинять другую в создании такого нестерпимого положения, враждебность станет ещё больше и явственней.

Один из распространённых аргументов, защищающих смешанные браки якобы во имя «справедливости и свободы», гласит: поскольку идёт речь о взрослых и самостоятельных людях, готовых принять на себя ответственность за свои поступки – ни у кого нет права вмешиваться и препятствовать такому браку. Достаточно привести простой пример, чтобы доказать несостоятельность такого аргумента. Представим себе человека, который стоя на мосту, собирается броситься вниз и покончить жизнь самоубийством. Он также утверждает, что знает, что делает, и ни у кого нет права вмешиваться. Ясно, что в любом культурном обществе, каждый человек, оказавшийся свидетелем этого происшествия, должен постараться всячески воспрепятствовать такому человеку достичь своей цели; и если есть возможность, то и полиция, и пожарная служба подключатся для того, чтобы всеми способами не позволить случиться самоубийству или нанесению этим человеком себе вреда.

Если между двумя людьми существует настоящее чувство, не говоря уже об их элементарной честности и порядочности, они ни за что не согласятся втягивать друг друга в такую затруднительную ситуацию, даже когда идет речь о невеликом риске. Но в обсуждаемой проблеме, как уже было сказано, есть очень серьезный риск, можно даже сказать, неизбежная опасность того, что смешанный брак закончится катастрофой в материальном и духовном плане. И даже если найдётся какое-то количество пар, которые внешне выглядят счастливыми и удовлетворёнными, велика вероятность, что это не более чем внешний эффект, вызванный желанием не афишировать свой позор.

Можно было бы пространней изложить вышеупомянутые моменты, но я уверен, что сказанного достаточно.

Хотелось бы добавить, что с точки зрения еврейской веры, а также еврейского национального самосознания и взаимной ответственности, смешанный брак является одним из самых страшных грехов, последствия которого влияют на всю жизнь.

Более того, если все вышесказанное было справедливым во все времена, тем более это правильно в нашем поколении, когда Катастрофа оставила неизгладимое впечатление на всех уцелевших евреев – никогда не позволить подобному повториться! Ведь у наших врагов есть два пути для попыток нашего уничтожения: первый с помощью физического истребления, как планировали нацисты, да будет стёрто их имя, а второй путь, более изощрённый, но не менее катастрофичный, с помощью ассимиляции вообще и смешанных браков в частности, упаси Бог.

Итак, еврей, сочетающийся браком с нееврейкой, вдобавок к трагедии, в которую он ввергает себя и свою пассию, причиняет зло ещё и своим детям, так как дети от нееврейской матери считаются неевреями.

Завершаю письмо замечанием, что сейчас самое подходящее время для каждого еврея заново подтвердить и укрепить свою связь с Торой и заповедями. И Ваше еврейское имя Фрума также подчеркивает жизненную важность «фрумкайта» («набожности» - идиш; примечание переводчика), то есть верности заповедям Всевышнего и Его Торе.

Излишне упоминать, что я не буду против, если Вы захотите показать мое письмо обеим сторонам, участникам затронутой проблемы.

Дай Бог, чтобы в будущем Вам удавалось приносить лишь радостные вести!

 С благословением!

 

Статьи раввина Меира Кахане

Любовь в стиле Тель-Авивского университета

(Перевёл с английского Ефим Майданик, 2014 г.)

  Они сидят в своем комфортабельном доме на Среднем  Западе, и можно слышать, как бьются их сердца. «Есть ли что-то, чего мы не сделали, желая быть уверенными в том, что она станет хорошей еврейкой?»

  …И действительно, жители этого большого города с многочисленным еврейским населением на Среднем Западе,  которые знакомы с этими людьми, могут подтвердить, что родители девушки не жалели усилий. Прежде всего, они дали ей – по их мнению – личный пример.

 Хотя они не являются ортодоксальными евреями, они активно участвуют в жизни своего «темпля» (реформисты называют свои синагоги храмами (по-английски «темпл)» - примечание переводчика), а их дочь, занимавшаяся в воскресной школе на уровне детсада, позднее провела десять лет в религиозной школе при «темпле».

   Родители листают потертый альбом. Отец открывает лист с надписью «Это дочь в 13 лет, когда у нее была бат-мицва. Мы устроили два мероприятия. Одно – когда ей исполнилось 12 лет; тогда мы привезли её в Израиль и посетили Стену. На следующий год у неё была бат-мицва в «темпле». Она так прекрасно произнесла свою афтару! Ее голос был таким приятным – все в «темпле» были просто счастливы».

  Родители – искренние сионисты в американском смысле этого слова. Не ограничиваясь материальной поддержкой Израиля, они посетили Израиль дважды. Но это еще не всё; их дом – «еврейский» в наибольшей степени, которую может обеспечить эта печальная супружеская чета.

  «Конечно, вырастить ребенка евреем среди большинства носителей нееврейской культуры – дело нелёгкое, - говорит мать. – Но мы старались быть еврейскими родителями. Мы давали ей большую свободу в общении с мальчиками, но при этом ясно говорили, что это должны быть евреи».

  Мать вздыхает и, немного покраснев от смущения, добавляет: «Мы даже пытались помочь  ей в вопросе замужества. В «темпле» был чудный еврейский мальчик, в лучшем смысле этого слова. Мы так старались пригласить его к нам на трапезу в шабат. К сожалению, у них не было «химии», но пока в её окружении не было нееврейских парней, мы не беспокоились. Я была уверена, что сочетание образования дома и в «темпле» с её здравым смыслом изгонит из её головы даже мысль о нееврее».

   Шло время – и перед выпуском, к радости родителей, они услышали из уст дочери, что она решила провести первый год  в колледже Тель-Авивского университета в Израиле. Конечно, годичная разлука с единственной дочерью казалась нелегкой, но родители испытывали чувство гордости при мысли о том, что сионизм «проник»  в её сердце.  И, конечно же, они втайне надеялись, что она найдет истинную любовь среди сабр в еврейском государстве.

  И вот в возрасте 19 лет девушка вылетела в Израиль, чтобы поступить в Тель-Авивский университет. Первые несколько недель были трудными для единственного ребенка, и она обрывала международный телефон, звоня домой «по коллекту». Однако потом она акклиматизировалась, и родители вздохнули с облегчением. Они даже начали собирать деньги на поездку в Израиль на следующий год, чтобы повидаться с дочерью.

  И вот однажды, в холодный снежный зимний вечер, зазвонил телефон. Оператор международной связи спросил, примут ли они звонок «по коллекту» из Цюриха.

  «Из Цюриха? Кого мы знаем в Цюрихе?» – спрашивали родители друг друга. Но когда оператор назвал имя вызывавшей, они согласились принять вызов. Они даже не успели спросить дочь, что она делает в Цюрихе; девушка выпалила: «Его зовут Тага. Мы встретились в студенческом лобби в университете. Сегодня утром мы сочетались гражданским браком...».

   Это случилось два месяца назад. Во время медового месяца пара посетила дом родителей девушки. Сердца отца и матери были разбиты, но они сделали последнюю робкую попытку – склонить своего нееврейского зятя перейти в иудаизм.  Он  был непреклонен: «Моя религия так же дорога для меня, как ваша – для вас».

  А что же дочь? Хорошая еврейская девушка, которая отправилась в Тель-Авивский университет – учиться и становиться сионисткой? Она гневно заявила своим родителям: "Ах, оставьте это еврейство! Тага такая куколка (doll), разве нет?"

  И они оба искренне поблагодарили потрясённых родителей за то, что те отправили свою дочь в Тель-Авивский университет. Без них эти двое никогда бы не встретились…

  И вот в сотый раз двое хороших еврейских родителей сидят и задают себе вопрос: «Как это случилось? Чего мы не сделали, чтобы  она стала хорошей еврейкой?»

  Ответ им будет нелегко принять. Они сделали всё,  и даже послали её в Тель-Авивский университет.

   11 марта 1983 г.

Почему Берни бежит?

(Манхэттен. Лаг ба-омэр, 1975. Перевод Овадьи Шохера).

Была как-то телевизионная программа, посвящённая смешанным бракам. Персонажей той программы звали Берни (типичное мужское еврейское имя) и Бриджет (типичное христианское женское имя). Американские еврейские организации изо всех сил надавили на телекомпанию и, в конце концов, она отказалась от этого сериала. Берни и Бриджет больше не было. Их отменили…

Как сравнительно просто было отменить Берни и Бриджет в телевизоре, и насколько труднее сражаться с проклятием и раковой опухолью смешанных браков и ассимиляции, которая существует в реальной жизни американских евреев. Как легко пикетировать сериал, и как трудно выкорчевать болезнь, которая ежедневно поражает американских евреев в реальной жизни. Если мы больше не видим Берни и Бриджет, прогуливающихся, держась за руки, на экранах наших телевизоров, то достаточно лишь взглянуть на университетские общежития, на улицы наших городов. Берни там живёт и здравствует.

Что заставляет Берни бежать? Что заставляет Берни бежать за Бриджет? Что заставляет Берни бежать от иудаизма, перерезая нить поколений? Что заставляет Берни бежать от иудаизма, за который держался его прадед, рискуя счастьем, благополучием, и часто – самою жизнью? Что заставляет Берни бежать? Этот вопрос побуждает еврейские организации неистово создавать комитеты, исследовательские группы, опросы и комиссии. Этот вопрос заставляет их изучать проблему вновь и вновь, снова и снова. Этому вопросу они посвящают необычайно много времени и тратят на него уйму общественных денег. Этот вопрос стоит во главе угла их рушащегося мира. По этому вопросу они напрягают свой коллективный разум: что заставляет Берни бежать?

Ну что ж, ответ очевиден: это те самые еврейские организации, которые создают массу комитетов, комиссий, исследовательских групп и опросов, чтобы ответить на этот вопрос. Кто заставил Берни бежать от иудаизма? Американский Еврейский Комитет, Американский Еврейский Конгресс, «Бнай-Брит», еврейские федерации разных уровней и городов, реформистские раввины и, наконец, ближайшие еврейские друзья Берни – его родители.

Все они – преступники. Все они приложили руку к убийству Берни как еврея. Все они ограбили его, лишив наследства – восхитительного наследства. Все они заставили Берни бежать. Еврейские организации – Еврейский Комитет, Конгресс, «Бнай-Брит», федерации, ВСЕ представители американского еврейского сообщества – правящая клика в едином порыве марширует по американской дороге с плавильным котлом в руках. Они стучат по котлу и декламируют евреям «Одиннадцатую Заповедь»: расплавься, ассимилируйся!

«И да растворишься, и да интегрируешься, и да расплавишься, и да станешь подобен всем прочим». Они бьют в барабаны межконфессионального диалога, приглашают христиан в синагоги, неистово доказывая христианам и евреям, что между ними нет, по существу, никакой разницы. И им это частично удаётся – христиане им не верят, но верят евреи.

«И да растворишься, и да интегрируешься, и да американизируешься», – и они поднимают флаг общего образования и сражаются со рвением, которого от них никто не ожидал, против единственной защиты Берни,  единственного места, где он мог бы получить знания о своём народе, чувство гордости и узнать о своих корнях. Обуреваемые страхом и ненавистью, они объявили джихад против еврейских школ, центров при синагогах и религиозных школ. Они благочестиво объяснили свою борьбу священной доктриной отделения религии от государства, но истинная причина их войны (а они далеко опережают христиан в борьбе против любой помощи религиозным школам) заключается в страхе перед религиозностью йешив и их отделением от неевреев. Страх породил ненависть. Религиозные школы угрожают истеблишменту своим еврейством. Что скажут язычники, если евреи станут чересчур еврейскими, если они будут выглядеть и действовать слишком необычно, если они перестанут быть тише воды? Как же еврейские лидеры смогут легко общаться с неевреями в их вожделенных некошерных клубах? Как же ассимилироваться, если евреи не отказываются от своих неприличных обычаев, привычек и устаревших ритуалов?

Общее образование! Оно стало путем к равенству, единообразию, смешиванию и ассимиляции. Оно убьет антисемитизм. И вот еврейские лидеры увещевают паству отправить Берни в общую школу (а паства, не менее пастырей стремящаяся ассимилироваться, не заставляет долго себя увещевать). Берни отправился в общую школу.

И пока пастыри мечутся, спрашивая и опрашивая Берни, спросим его: где ты встретил Бриджет? Он спокойно ответит: «Как же, в общей школе, в общей школе. В общей школе, куда вы меня отправили!»

Кто сделал из Берни того, кем он стал? Кто заставил Берни бежать? Еврейские организации и их лидеры, которые получили иудаизм избранности, отделения, исключительности – ОТЛИЧАЮЩИЙСЯ иудаизм – и кто в страхе, ненадежности и невежестве создал американский иудаизм, который стёр уникальность, «доказал», что евреи и христиане не отличаются друг от друга, и уничтожил все логические и моральные причины быть не как все. Они создали Берни; они заставили Берни бежать.

А кто ещё заставил Берни бежать от иудаизма? Кто ещё сделал Берни тем, кем он стал – и тем, кем он не смог стать? Массивные, безвкусные мавзолеи, которыми набиты еврейские общины. Храмы. Реформистские храмы, где главный раввин потакает прихожанам, как официант – клиенту. Храмы, которые приносят человеческие жертвы каждое субботнее утро, называя их бар-мицва.

Бар-мицва – не начало, а конец еврейства индивидуума, его духовная смерть. Бар-мицва выступает кульминацией пустого, бессодержательного, ребяческого, поверхностного еврейского «образования», проповедуемого мужчинами и женщинами, чье невежество и отсутствие еврейского содержания делает их идеальными инструментами «образования», которое они передают дальше. Бар-мицва, этот омерзительный культ показного еврейства, венец еврейского стремления обрести статус, завершает коллективные усилия по банкротству жалостного и неудачного «отца бар-мицвы». Бар-мицва, где агнец бубнит слова, смысла которых он не понимает и не хочет понимать, где присутствующие мужчины и женщины гордятся им, хотя не отличат правильного слова от ошибки, чье невежество утонченно, и чья отвратительная демонстрация броской вульгарности заставляет Бога в гневе бежать из этого мавзолея…

Бар-мицва, чье неизбежное «религиозное» вступление давно подчинено центральному действу всей аморальной пьесы – приему гостей. Тошнотворная трата денег и унижение иудаизма, где материализм вихрем носится под маской религии, где пьяницы и полуодетые женщины соединяются в танце и возносят хвалу Господу с африканскими танцами, американскими аккордами и общечеловеческой мерзостью. Бар-мицва, где ассимиляторы, невежды и осквернители иудаизма лучатся покровительствующим довольством, когда обветшалая бабушка, доставленная из дома престарелых или забытой квартиры, зажигает свечу под аплодисменты танцовщиц и комедиантов, ждущих своей очереди выступать.

Храм, построенный, чтобы дать Богу место на земле – при условии, что Он будет знать свое место. Храм, где человек покровительствует Богу, не допуская, что тот его создал. Храмы, где еврей может создать любую религию на свое усмотрение и назвать её иудаизмом. Храм, где избавляются от слишком сложных правил, и где члены правления формулируют Тору, а от женского хора исходит глас Б-жий. Храм, управляемый людьми, чьё невежество в иудаизме уступает лишь их надменной готовности возносить ему почести. Храм, в котором Берни «посещает Бога» и встречается с «иудаизмом» – и бежит от них в ужасе. Храмы: они создали Берни, и они заставили Берни бежать.

И кто ещё заставил Берни бежать от иудаизма? Раввины из храмов. Продажные теологи, которые сознательно предводительствуют обманом и гротеском. Высокооплачиваемые функционеры, которым платят, чтобы они молчали и называли свет тьмою, а тьму – светом, чтобы ставили печать кашрута на нечистое мясо «иудаизма», входящее в ритуальное меню их храмов. Взяточники, чьи глаза закрыты и совесть затуманена уважением, почётом стояния на кафедре перед конгрегациями, и приличными зарплатами, к которым прилагаются подношения благодарных участников свадеб, похорон и кладбищенских ритуалов. Лживые пророки, хранящие молчание, в то время как иудаизм извращается, искажается, превращается в безвкусную шутку. Они, осознавая собственную коррумпированность и духовную лживость, ухищряются обосновывать религиозный обман «раввинистическими» словесами, называя такие извращения «добром». Раввины из храмов, получившие божественный и истинный иудаизм, которые стали Реконструировать его, и Реформировать его, и симулировать Консервацию его.

Раввины из храмов, которые приняли древнюю аксиому божественного Откровения, настоящего Откровения, на котором основана божественность Торы – и отказались от этой аксиомы. Раввины из храмов, превратившие иудаизм в творение «мудрецов» (а если так, то мало ли мудрых христиан, и буддистов, и атеистов?), и тем самым изъяли всю святость и необходимость соблюдения. Раввины из храмов, столь многие из них не верящие в Бога, которые взяли истинного и устрашающего еврейского Бога нашей истории, создавшего человека и мир, Бога, который вознаграждает и наказывает, и обменяли Его на «бога», что есть «дух в человеке», неотличимого от плохого пищеварения… Они стали моделью еврейского «религиозного» руководства, чьи идеи впитал Берни. Эти пустые сосуды, чье величайшее счастье в том, что паства знает об иудаизме ещё меньше, чем они.

Вот твои раввины, о Берни! А потом мы удивляемся, почему он отказывается войти в храм, где они предводительствуют. Лишь они сами знают лживость своих душ; только они сами глубоко в своих сердцах осознают, что их жизни полны лжи; только они сами в дальних уголках своего «я» ненавидят и презирают себя каждый день за то, что творят деяния веры, в которую давно не верят, и учат религии, которую давно втайне подвергли сомнению. Раввины из храмов; они создали Берни, и они заставляют его бежать.

И кто ещё заставляет Берни бежать из объятий иудаизма в распахнутые объятия Бриджет? Родители, те самые хорошие еврейские родители. Любвеобильная еврейская мать, которая вынула золотые кольца из носа и сделала золотого тельца, которому истово поклоняется. Золотой телец, имя которому – «успех» и «деньги», и «добейся этого», и «мой-сын-врач». Золотой телец материального успеха, перед которым она курит благовония, и для которого она вышвырнула Бога еврейских ценностей в мусорные баки средневекового мракобесия. Еврейский отец, чьи ценности ограничиваются магазином одежды, скачками и бубликом с лососем воскресным утром, прежде чем повести семью в китайский ресторан после полудня. Еврейский отец, который пытается думать как неевреи, действовать как неевреи, пьянствовать как неевреи и ругаться как неевреи, а потом требует, чтобы Берни женился на «хорошей еврейской девушке».

Еврейские родители, чье кредо – вперёд и вперёд, всё больше имущества, всё выше статус. Которые создали комфортный иудаизм, отвечающий их потребностям. Которые переехали в предместья и создали пригородный иудаизм, и дачного Бога, этичного, и культурного, и приятного – примерно, еврейского Деда Мороза. Которые отвергли ортодоксальные синагоги своих родителей, дедов и предыдущих поколений, поскольку те синагоги были слишком еврейскими, слишком не в ногу идущими с новым временем, и слишком трудными, и слишком устаревшими, и не соответствовали новому еврейско-языческому стилю, который эти родители создали. Которые обратились либо к реформизму, давшему общественное положение (христианские друзья найдут их религию очень знакомой) и вседозволенность (можно быть кем угодно, и делать что угодно в этой невероятной анархии, называемой реформистским иудаизмом), либо – ещё лучше – к новому и многообещающему движению, известному как «консерватизм».

Сколько еврейских беженцев из Бруклина и Бронкса, оказавшись в зажиточных городах, столкнулись со странными аборигенами, известными им как гои, объединёнными в племена, именующие себя протестантами? Сколько евреев, в панике от того, что Берни приведёт домой христианку Мэри, а не еврейку Ширли, собрались и быстренько построили храм «еврейского центра» для спасения дражайших детей? Сколь многие из них, не отличающие еврейской доктрины от католического катехизиса, решили назвать этот храм «консервативным», поскольку ортодоксия выглядит устаревшей, а реформизм слишком напоминает церковь? И как же удивилось ничтожное, незначительное консервативное движение, когда ему посыпались заявки на несуществующих «консервативных раввинов»? И сколько консервативных храмов стали внезапно нанимать ортодоксальных раввинов, продавших себя нью-йоркскому богу золота? И правда ведь, что не консервативное движение построило все эти новые храмы, внезапно сделавшие это движение популярным, но обычные, невежественные евреи, покупавшие храмы, как они покупают любой другой нужный товар. Эти евреи диктовали условия сделки. Родители Берни купили себе храм и раввина, и перешли к созданию иудаизма и Бога по подобию своему. В магазине одежды им помогли выбрать подходящий костюм…

Иудаизм, но не слишком. Если Берни и отправили на эту бескрайнюю помойку, известную как «религиозная» или «еврейская» школа, которую он так презирал, то не для того, чтобы он стал религиозен, но для обретения «культуры». (Хотя бы в том объеме, чтобы пробубнить подходящие слова в великий день обряда бар-мицвы.) Если он приходил домой и пытался заговорить о соблюдении субботы или запрете ветчины и сала, его родители говорили, улыбаясь: «Мы тебя туда не затем отправили» и «Ты не должен делать всё, что говорит учитель». Они играли с Берни и тупо думали, что могут обмануть его, не понимая, что, в конце концов, никто не может обмануть ребёнка. Они создали обман и думали, что могут навязать его Берни. Они создали иудаизм по образу своему – коганизм, гольдбергизм или шварцизм – и пытались выдать его за иудаизм. Они обманывали себя, ибо их устраивала такая религия, и надеялись, что Берни вырастет таким же лживым, лицемерным, материалистичным и омерзительным, как они. Но он не стал таким. То, что подстёгивало бежать его родителя Сэмми, совсем не трогало Берни.

Они считали иудаизм краном, который можно включить и выключить. Они хотели отказаться от некомфортных и неудобных законов, но оставить «важные» вещи, как женитьба на еврейке Ширли. Берни был честен. Он взял и выкинул всё. Он полностью открыл кран и слил весь иудаизм. Он женился на христианке Бриджет, несмотря на слёзы родителей, которые спрашивали всех и вся: «Где мы ошиблись?»
Где они ошиблись??
Где они поступили правильно??

Если вдуматься, то желчь и самонадеянность убийц Берни приводят в оцепенение. Всех их – разрекламированных еврейских организаций и их жирных руководителей, расфуфыренных храмов-мавзолеев, раввинов-функционеров, скорбных и беспомощных родителей. Всех, кто ориентируется на то, что скажут неевреи, и кто подгоняет свой «иудаизм» под гоев, а не евреев, всех духовных шизофреников, которые уже не знают, евреи они или нет, рыба или дичь, молоко или мясо, всех, кто показывает грязными пальцами на Берни и возмущенно кричит: «Почему ты такой плохой еврей? Почему ты предаёшь свой народ? Почему ты не можешь жениться на хорошей еврейской девушке, как твоя мать? Почему ты хочешь жениться на этой шиксе Бриджет?»

Их лицемерие одновременно тошнотворно и забавно, но Берни слушает и не находит в нём ничего смешного. «Почему я хочу жениться на Бриджет? Почему нет? Она хорошо выглядит, вежлива и не ворчит. Что это за хорошая еврейская девушка, как моя мать? Та, что оскверняет субботу, как моя мать? Бриджет так и делает. Та, что ест некошерную пищу, как дорогая мамочка? Бриджет так и делает. Та, что трижды в год ходит в синагогу, дефилируя в нашей версии христианской пасхи? У Бриджет праздник – настоящий».

Конечно, Берни на самом деле говорит – НЕТ, КРИЧИТ: «Скажите мне, кто-нибудь: почему мне нужно быть евреем? Почему это так важно – быть евреем? Какая разница? Почему раз и навсегда не разрушить барьеры между религиями, народами и группами? Что в иудаизме такого уникального и особенного, что я должен твердо его придерживаться и жениться на девушке моей веры? Зачем быть евреем?!!»

Десятки тысяч молодых евреев в агонии издают этот крик, прежде чем ассимилироваться, интегрироваться и раствориться в открытом космосе вне планеты иудаизма. ЭТО крик, ЭТО вопрос. Его задают юноши и девушки, разглядевшие пустоту и бессодержательность иудаизма, в котором они выросли. Его задают молодые евреи, увидевшие уродство и вульгарность своих храмов, ложь и моральное банкротство раввинов. Его задают молодые люди, чей «иудаизм» не дает ничего, абсолютно ничего в смысле идеалов, самопожертвования и смысла. Его задают те, кто видит в иудаизме показное богатство, жирных и самодовольных руководителей, мямлящих о Боге и «религии», и реальность этой религии в форме раввинов, не верящих в божественность Торы или (всё более) в Бога, и паству, компенсирующую невежество в вопросах еврейства подачками в еврейские организации.

Убийцы Берни унаследовали иудаизм своих предков, чья сила выдержала инквизицию и крестовые походы, погромы, кишинёвы и освенцимы, большие и малые. Этот иудаизм жил, потому что евреи готовы были отдать за него жизнь. Это был иудаизм простых людей, которые верили в Бога и доказывали свою веру соблюдением Его заповедей. Этот иудаизм был от Бога, а не от человека. Это был иудаизм, чьи раввины и лидеры знали Тору, а не свежие бестселлеры, и поступали по словам своим, показывая пример прежним Берни, которые знали, почему иудаизм – особенная религия,  и ни на секунду не задумывались о Бриджет.

Убийцы взяли и выбросили этот мир, обменяв его на «американский иудаизм», гротескную смесь анекдотов еврейских комедиантов, дорогих посёлков, дешёвой благотворительности, членских взносов, еврейских блюд и пиратской повязки Моше Даяна. Это был «иудаизм», ободранный от всего лишнего, чтобы уменьшить нагрузку на еврейских пловцов, рассекающих воды американской ассимиляции, равенства и братства. Это был иудаизм, чьи последователи радовались, когда лидеры выхолащивали его до «этики». Этика! Как если бы она была альфой и омегой иудаизма. Как если бы христиане или синтоисты не могли быть этичными. Как если бы христианка Бриджет была обязательно менее этична, нежели еврейка Ширли. «Этика», - провозглашали высокооплачиваемые раввины с разукрашенных кафедр. Этика – вот иудаизм. Если это всё, то иудаизм утратил исключительное влияние на Берни. Сегодня все этичны. Профсоюзные боссы этичны, и политики этичны, и сектанты этичны, и красные кхмеры были этичны, и арабские царьки этичны, и их бесчисленные отпрыски. Иудаизм оканчивается на этике? Если да, то перестаньте учить Берни, который шагает в открытый мир со своей этичной шиксой. Берни хочет знать, что же особенного в иудаизме, что уникально, что исключительно, что же есть в иудаизме, чего не могут дать другие? Берни хочет знать это, но его убийцы не дают ему ответа. Президент «Бнай-Брит» не знает ответа. Поставщик местного храма не знает ответа. Не знает и председатель еврейского центра, и руководитель женской организации. Раввин из храма не знает ответа. Мать и отец точно не знают ответа. Все они не могут ответить Берни, потому что не могут ответить себе.

Иудаизм живет или умирает вокруг уникального факта, что Бог проявил себя на горе Синай и открыл еврею истину – никому другому. Иудаизм живет или умирает в зависимости от того, были ли Библия и Талмуд с их законами, заповедями, указаниями и правилами продуктом божественного откровения, а единственный путь к святости и истине пролегает через соблюдение законов Торы. Вот что удерживало простых евреев в иудаизме; ничего больше. Вот причина быть евреем. Вот причина не жениться на Бриджет. Всё остальное – ложь и блеф. Бедный Берни, жертва худшего грабежа: кражи наследия и смысла жизни. Если бы только он понял, что иудаизм, с которым он жил – что угодно, но не иудаизм. Если бы только он понял, что стал жертвой худшей разновидности духовного мошенничества. Как бы ему повезло. Как весела и счастлива, и полна смысла стала бы его жизнь, если бы он открыл для себя иудаизм своих предков, проданный на американском континенте за тридцать дерьмовых сребреников. Еврейство прекрасно, если ты не пытаешься его обмануть – или обмануть себя. Если бы Берни это понял. Какая это была бы удача. Он бы обменял тогда свою Бриджет на смысл жизни.

На смысл еврейской жизни.