Окунаясь в микву

9. Окунаясь в микву

1. По окончании семи чистых дней и ночей женщина обязана окунуться в микву. Например: если эфсек таара был сделан во второй половине дня в понедельник, первым из семи чистых дней будет вторник. Значит, следующий понедельник вечером — время погружения в микву.

2. Женщина может окунуться в микву не раньше наступления ночи, после того как на небе вышли три первые звезды. Это правило относится и к тому случаю, когда по какой-либо существенной причине микву приходится отложить. Если погружение в микву ночью совершенно невозможно, следует посоветоваться с равом.

3. Если муж уехал из города, жене лучше отложить посещение миквы до его возвращения. Однако, с точки зрения закона, окунание в микву разрешено независимо от того, находится ли муж в городе или должен уехать.

4. Обязанность окунаться в микву распространяется и на вечер в пятницу, то есть фактически в шабат, если муж не в отъезде. Если же мужа в городе нет, то в пятницу вечером женщине не следует идти в микву.

5. Женщина, которая должна была окунуться в микву до пятницы, но не сделала этого без достаточно веских причин, не может пойти в микву с наступлением шабата. Впрочем, в этом случае лучше всего посоветоваться с равом.

6. В Йом-Кипур, в пост Девятого ава и в дни шива (траура по умершим близким родственникам) женщина не может пойти в микву, даже если для этого наступило время.

7. Муж, планируя отъезд, должен постараться отложить свою поездку, если она назначена на день, когда жена идет в микву.

Подготовка, предшествующая окунанию в микву

Необходимо тщательно подготовиться к окунанию в микву. Процесс подготовки называется хафифа.

Он включает два этапа:

1. тщательное мытье;

2. осмотр тела, чтобы убедиться, что на нем нет ничего, мешающего полному контакту с водами миквы.

Закон требует, чтобы тело женщины было полностью погружено в воды миквы. Собственно говоря, "скрытые части" некоторых органов не должны соприкасаться с водой, однако, они должны быть тщательно вымыты, чтобы в них случайно не осталось ничего постороннего (т.е. необходимо вымыть зубы, прополоскать рот, вычистить нос, глаза, уши> проверить соски, пупок, задний проход и влагалище. Вся грязь и любые посторонние предметы должны быть удалены оттуда до погружения).

Процесс подготовки

1. Женщина должна вынуть заколки и распустить волосы. Следует вымыть волосы теплой водой с шампунем (но не таким, из-за которого волосы могут спутаться), смыть шампунь. Затем надо тщательно расчесать волосы, пока они еще влажные, чтобы не осталось узелков и переплетений. При этом надо причесать или разделить руками волосы на других участках тела, включая брови, ресницы, подмышки и лобок.

2. После этого надо вымыться в ванной, промыв все части тела горячей водой с мылом (используйте только то мыло, которое полностью смывается). Лучше всего полежать полчаса в теплой ванне.

Весь процесс подготовки должен занять около часа. Если женщина очень торопится, достаточно получаса, но в таком случае нужно потом очень внимательно осмотреть все тело. (Если принять ванну невозможно, можно ограничиться душем, но мыться надо очень тщательно).

3. Рекомендуется начать хафифу (подготовку к микве) днем и продолжить вечером, до момента окунания. Если трудно начать подготовку днем, можно перенести ее на вечер, но тогда ей надо посвятить не меньше часа. Разумеется, лучше не спеша вымыться вечером, чем второпях — днем. Однако желательно, чтобы женщина хоть что-то сделала и днем (например, остригла ногти или помыла голову).

4. Мыться следует как можно ближе по времени к моменту погружения.

5. Принято мыться и расчесывать волосы в помещении миквы. Обычно любая миква оборудована так, что там есть все необходимое для мытья. Тем не менее женщина может приготовиться дома с тем, чтобы потом в микве еще раз принять душ и расчесать волосы.

6. Не следует есть мясную пищу в день окунания в микву, потому что волокна мяса могут застрять между зубами и их трудно вынуть оттуда. Если день погружения в микву выпадает на шаббат или на праздник (когда есть мясо — это мицва), или если женщина забыла об этом ограничении, она должна почистить зубы особенно тщательно.

7. Рекомендуется не замешивать тесто в день погружения в микву. Если день подготовки к микве выпадает на пятницу, и женщина привыкла печь халы дома, или она забыла об этом правиле, следует внимательно проверить руки и постараться смыть все частички теста с рук.

8. Не следует есть между хафифой и окунанием.

9. Ногти на руках и на ногах должны быть вычищены и острижены. (В некоторых случаях для женщины, которая настаивает на сохранении длинных ногтей, может быть сделано послабление, однако следует посоветоваться с равом.) Обязательно надо снять лак, накладные ногти и т.п.

10. Женщина должна прочистить нос и посетить туалет (если есть необходимость) до погружения в микву, а не после него.

11. Необходимо снять все драгоценности (серьги, кольца и т.д.), вынуть контактные линзы, удалить косметику, пластыри.

12. Уши, а также отверстия для серег, должны быть тщательно вычищены.

13. Надо почистить зубы и проверить промежутки между зубами, для чего обычно пользуются зубочистками и/или синтетической нитью. Перед окунанием в микву нужно обязательно снять съемные зубные протезы.

14. Женщина обязана осмотреть все тело, стоя перед зеркалом, чтобы убедиться, что на ней нет хацицы (т.е. ничего, препятствующего полному контакту тела с водой). Если она пренебрегла этим осмотром, погружение в микву не засчитывается и женщина не переходит в состояние ритуальной чистоты.

15. Погружение в микву вечером в пятницу требует особой осторожности в связи с законами шабата. Женщине не следует мыться и расчесывать волосы слишком поздно в пятницу, чтобы не нарушить шабат. Можно помыться в помещении миквы, но следует быть внимательной, чтобы всю подготовку закончить за несколько минут до захода солнца. Субботние свечи в такой ситуации может зажечь муж. Женщина может зажечь свечи и сама, но лишь с уеловием, что еще не принимает на себя этим действием законы шабата. В таком случае ближе к заходу солнца она должна сказать: "Сейчас я принимаю на себя святость шабата".

16. Если окунание в микву приходится на моцаэй шабат, т.е. на исход субботы, следует сделать хафифу в пятницу днем, а затем повторить ее на исходе субботы. Если это невозможно, то все приготовления надо проделать на исходе субботы, однако в этом случае женщина должна мыться в течение часа до погружения в микву.

17. Если женщина должна пойти в микву в эрев шабат, т.е. в пятницу вечером, после предшествующих двух дней праздника, надо выяснить у рава, как и когда делать хафифу.

18. Процесс хафифы должен быть проделан спокойно и без напряжения. Не торопитесь, расслабтесь!

Законы хацицы

Согласно закону, погружение в микву требует омовения водой всех частей тела. Все хацицот должны быть удалены. Ниже приводятся примеры обычных хацицот. Само собой разумеется, в одной книге нельзя перечислить все возможные ситуации. В случае сомнения всегда следует посоветоваться с равом.

Хацицот на волосах

Женщина, которая обычно удаляет волосы с определенных частей тела, например, бреет подмышки или лобок, выщипывает брови или удаляет волосы с ног, должна обязательно сделать это перед окунанием в микву. Однако лучше это делать не в день погружения. (Сефардские женщины придерживаются другого обычая: они удаляют волосы с подмышек и лобка перед окунанием в микву.)

Надо приложить максимум усилий для того, чтобы удалить перхоть и вшей (если они есть) перед погружением в микву.

Некоторые виды краски для волос считаются хацицот — все зависит от того какое вещество используется в качестве красителя. Следует проконсультироваться по этому поводу у рава.

Предпочтительно не пользоваться средствами для ухода за волосами перед погружением в микву.

Хацицот на теле

Решение относительно того, являются ли мозоли и загрубевшая кожа хацицот, зависит от отношения к ним самой женщины. Если она обычно удаляет их, они считаются хацицой, если нет — то это не хацица.

В некоторой степени то же самое можно сказать о пятнах на коже (сюда относятся чернила, кровь, грудное молоко, краска и т.п.). Если обычно женщина не обращает внимания на такие пятна, они будут считаться хацицой только тогда, когда совершенно высохнут и в этом случае пятно следует смыть. Если же обычно она обращает внимание на такие пятна и старается их удалить, они считаются хацицой, независимо от того — влажные они или сухие. Тогда она должна счистить их как можно тщательнее. След от такого пятна не считается хацицой.

Выделение из раны считается хацицой, если оно засохло, если же оно влажное, то это не хацица.

Сухие (засохшие) выделения на внешней части ушей или носа считаются хацицой, во внутренней части — нет.

Любое выделение из глаз, независимо от того — влажное оно или сухое, считается хацицой. Внутри глаз засохшее выделение считается хацицой, влажное — нет.

Заусеницы считаются хацицой, если женщина обычно стремится удалить их, в противном случае они не хацица, но правильнее будет все-таки их срезать. Шелушащуюся кожу следует смягчить и удалить все чешуйки, которые беспокоят женщину; то, что не мешает — можно оставить.

Гной, находящийся под кожей не считается хацицой, но если он находится на поверхности кожи, следует придерживаться других правил: в течение первых трех дней он не считается хацицой, если остается влажным; по прошествии трех дней или если он уже высох, он считается хацицой и его надо хорошо размягчить водой.

Корка, покрывающая еще не зажившую рану, должна быть размягчена, но она не считается хацицой и ее не обязательно удалять. Если же рана зажила, корка на ней считается хацицой.

Заноза, находящаяся глубоко под кожей, хацицой не считается, но на поверхности кожи она считается хацицой.

Теперь относительно зубов: постоянные коронки, мосты и пломбы не считаются хацицой. Однако относительно съемных коронок и временных пломб следует проконсультироваться у рава.

В целом определение хацицы можно сформулировать следующим образом: все, что обычно женщины стараются удалить, считается хацицой — независимо от индивидуального отношения к этой вещи данной конкретной женщины. С другой стороны, вещи, которые мешают данной конкретной женщине — при том, что большинство женщин не обращают на них внимания — для этой женщины являются хацицой.

Законы твилы

1. После того, как женщина вымылась и осмотрела себя, она должна окунуться в воду кашерной миквы. Уровень воды в микве должен быть, по крайней мере, на 24-30 см выше пупка женщины.

2. Чтобы проверить, насколько правильно была проведена процедура, в микве работает служительница — женщина или девушка (обязательно еврейка) старше двенадцати лет. Если такой служительницы в микве нет, следует проконсультироваться с равом как в таком случае поступить.

3. Во время окунания в микву должны быть омыты водой абсолютно все участки тела, поэтому нужно постараться максимально расслабиться. Запрещается:

а) держаться за стену или прислоняться к ней;

б) сжимать пальцы на руках и на ногах;

в) очень плотно закрывать рот;

г) очень плотно зажмуривать глаза.

(В случае практических затруднений, когда женщина физически не может окунуться в микву самостоятельно или она боится утонуть, следует выяснить у рава, как поступить. Заметим, кстати, что недавно в Иерусалиме была построена миква, специально приспособленная для женщин, физически несамостоятельных или не способных ходить.)

4. Нельзя окунаться в микву совершенно выпрямившись или сильно согнувшись. Следует слегка наклониться вперед, имитируя позу женщины, вымешивающей тесто. Ноги и руки должны быть в положении, обычном при ходьбе, то есть не должны быть прижаты к туловищу.

5. Окунувшись один раз, женщина должна выпрямиться и сказать соответствующую браху, текст которой приведен в сидуре. Перевод ее на русский язык звучит так: "Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам окунаться в микву".

После этого женщина должна вновь окунуться. Обычно погружаются три раза. (Существуют и другие обычаи — с большим числом окунаний.)

Во время произнесения брахи:

1) не смотрят на воду;

2) руки складывают под грудью, не прикасаясь ладонями к телу, как бы отделяя верхнюю часть тела от нижней;

3) некоторые покрывают волосы полотенцем.

(Сефардские женщины нередко придерживаются обычая произносить браху перед входом в комнату, где находится миква, т.е. тогда, когда они еще укрыты полотенцем или другим каким-то покрывалом.)

6. Служительница миквы, наблюдающая за погружением, подтверждает, что все требования погружения в микву соблюдены, и произносит слово кашер; поэтому женщине следует смотреть на служительницу.

О том, что женщина идет в микву, должен знать только ее муж, посторонним не следует знать об этом. Возвращаясь домой после миквы, следует сказать мужу, что вы были в микве и окунулись в ее воды. Как раньше женщина сообщила мужу о своем переходе в статус ниды, так теперь она сообщает ему о своем очищении.

Если нигде поблизости миквы нет, следует посоветоваться с равом относительно использования естественных водоемов (озера, моря и т.п.). Как правило, такая замена нежелательна и к ней прибегают лишь в исключительных обстоятельствах. Если нельзя поступить иначе, надо соблюдать следующие правила:

1. Не вставайте на узкий выступ или ступеньку, с которой можно упасть.

2. Следуйте указаниям рава относительно поверхности, на которой можно стоять во время погружения.

3. Выбирайте самое укромное место.

Служительница миквы

Несмотря на то, что каждая женщина ответственна за подготовку к погружению в микву, алаха (еврейский закон) в этом вопросе приходит на помощь женщине, возлагая на служительницу миквы обязанность помочь ей и проследить за всеми приготовлениями. Служительница подтверждает, что женщина готова к погружению в микву, наблюдает за погружением, свидетельствует о его правильности (например, она следит, чтобы ни один волосок не остался на поверхности воды).

Лея, дочь миссис Рабинович, собиралась выйти замуж. Строгая мать хотела, чтобы у дочери был самый лучший преподаватель по законам таарат амишпаха. Лея не могла понять, почему мать поднимает столько шума вокруг выбора учителя, — ведь законы есть законы, независимо от учителя, не правда ли?

— Да, законы есть законы, — согласилась мать, — но иногда возникают проблемы! И не с учителем, а с учеником.

И она рассказала, как сама когда-то учила эти законы, но будучи молодой, не осознала важности присутствия служительницы во время погружения. И в течение двух первых лет после замужества миссис Рабинович погружалась в микву без наблюдения служительницы. Но дело в том, что она погружалась в воду только до подбородка, так как терпеть не могла окунаться с головой. Какое же раскаяние они испытала она, когда узнала, что регулярно не выполняла свою обязанность в отношении миквы и все это время оставалась нидой.

Примерный список предметов, которые рекомендуется принести с собой в микву

(Примечание: при многих миквах можно получить все необходимое, поэтому заранее следует выяснить, какие из перечисленных ниже предметов приносить не надо.)

— мочалка (достаточно большая, чтобы самой помыть спину)

— салфетка для бдики

— чистое цветное белье

— расческа

— зубочистка

— щетка для волос

— носовой платок или бумажные салфетки

— средство для снятия грима

 — пилочка для ногтей

— средство для снятия лака

— пемза

— палочки с ватой для прочистки ушей

— резиновые тапочки

— ножницы

— щетка-скребок для загрубевшей кожи

— шампунь

— маленькое зеркало

— мыло

— зубная щетка

— зубная паста

— полотенце

Перечень подготовительных действий, предшествующих погружению в микву

— удалите волосы с тех участков тела, с которых вы их обычно удаляете (лучше всего — не в день погружения в микву)

— постригите и подпилите ногти

— снимите лак с ногтей

— снимите грим

— прочистите уши и ушные раковины

— промойте глаза, брови, ресницы

— прочистите нос

— помойте голову

— почистите зубы —- промойте соски

— промойте пупок

— вымойте все тело, обращая внимание на локти, колени, кожу между пальцами рук и ног и на спину

— удалите участки загрубевшей кожи

— промойте область половых органов, в том числе внутри

— расчешите все волосяные покровы

— проверьте все тело

— сходите в туалет

— снимите все украшения, очки линзы, вставные зубы.