Чистая неделя

4. Чистая неделя

Когда Первосвященник входил в Храм, о его появлении узнавали по звону колокольчиков, которые украшали его роскошные одежды. Звон колокольчиков как бы подчеркивал особую роль Первосвященника в служении Всевышнему и одновременно подготавливал народ к его появлению.

Наши мудрецы сравнивают поведение Первосвященника в Храме с тем, как ведет себя человек в собственном доме, в его "малом святилище". "Не входи в свой дом неожиданно, — советуют они. — Хозяин дома должен следовать примеру Первосвященника и заранее оповещать домочадцев о своем приходе".

В соответствии с этим принципом, женщина, начинающая семейную жизнь и решившая во всем придерживаться Бжественного плана таарат амишпаха, не должна ,'входить неожиданно" в новую для нее сферу жизни. Другими еловами, невозможно включиться в семейную жизнь без предварительной подготовки, без обретения очень серьезных и необходимых знаний, которые женщина получает, знакомясь с законами таарат амишпаха.

Женщины хорошо знают о существовании множества функций, особенностей и возможностей, которые присущи женской природе и только ей одной. Законы таарат амишпаха отражают всю многосторонность женской природы; изучая эти законы, женщина учится лучше понимать себя и тем самым глубже вникает в правила семейной жизни, которые даны нам Всевышним. Важно понимать, что здесь нет ничего неважного, второстепенного; это сложнейший механизм, в работе которого нет "частностей". Из приведенного ниже примера видно, как пренебрежение одной, на первый взгляд несущественной, деталью, может испортить почти завершенное дело.

Для проведения электропроводки в новом здании был вызван электрик, который невероятно быстро и, казалось, очень квалифицированно, проделал всю работу.

— Не может быть! — удивился заказчик. — Неужели вы уже все закончили! Я не очень разбираюсь в электричестве, но мне кажется, вы установили рекорд по скорости.

— Я профессионал и знаю свою работу! — с достоинством ответил электрик.

Однако его триумф был преждевременным. Едва он повернул выключатель, как выяснилось, что система не работает.

— Извините, что разочаровал вас, сэр, — сказал он удивленному заказчику. — Видите ли, я подключил основные провода. Что же касается мелких, то я просто не люблю в них копаться.

Мы должны относиться к законам таарат амишпаха, исходя из правила — "важен абсолютно каждый проводок". Недостаточно получить "общее представление" или делать только то, что "я понимаю". Если не подключен один маленький проводок, не будет работать вся система в целом. Проигнорировав один, казалось бы несущественный, аспект законов таарат амишпаха, женщина может свести на нет все их выполнение.

Соблюдение законов таарат амишпаха должно давать женщине ощущение внутреннего покоя. Однако, чувство удовлетворения, которое достигается соблюдением этих установлений, не должно создавать условий для небрежного и несерьезного к ним отношения. Поэтому не следует быть чрезмерно строгой в указанных вопросах, внося в них свое понимание, но нельзя и относиться к ним небрежно, игнорируя основные элементы соблюдения. В обоих случаях совершается одна серьезная ошибка: женщина не выполняет мицву так, как надо, ибо руководствуется в своем поведении собственным представлением о том, что такое таарат амишпаха.

Мы должны изучать и повторять эти законы для того, чтобы понять их в единстве и целостности и суметь выполнить так, как заповедал Ашем.

Незнание отдельных тонкостей может привести к ненужным трудностям. Вот один из примеров.

Прошло шесть недель со дня свадьбы Мирьям, а она все еще не могла вновь пойти в микву. Перед свадьбой она изучала законы таарат амишпаха, но ни в одной из изученных ею глав не было ни слова о ситуации, в которой оказалась она.

Какую она совершила ошибку? Оказалось, что она пыталась ',справиться сама". Изучая законы таарат амишпаха с опытной наставницей, она готова была выполнять эти законы. И лишь одно смущало ее — необходимость обращаться к раву для выяснения непонятных вопросов. То, что по этому поводу было сказано наставницей, Мирьям забыла, но твердо для себя решила, что никогда никакой рав не будет осматривать ее белье.

В отчаянии она обратилась за советом к подруге и та познакомила ее с другой наставницей, более опытной. Естественно, что, терпеливо обсудив с Мирьям вопрос, наставница уговорила ее обратиться к раву.

Посещение рава очень расстроило Мирьям, ибо он сообщил ей, что все это время она не находилась в состоянии нида и давно могла пойти в микву.

Конечно, никакие волнения не бывают напрасными. Их можно считать "тяжелым уроком", ведь в конечном счете Мирьям поняла, что не следует полагаться только на собственные суждения и что любая женщина в случае затруднения обязана обратиться к раву.

Мирьям не одинока. Многие женщины, готовые выполнять законы таарат амишпаха, не знакомы со всеми деталями и тонкостями и очень часто оказываются в довольно трудном положении. Поэтому очень важно, чтобы у каждой женщины был свой рав или наставница по вопросам таарат амишпаха, с которыми она сможет спокойно обсудить все возникающие вопросы.

После замужества женщине стоит время от времени повторять законы таарат амишпаха, ведь в них много нюансов, поэтому с течением времени что-то можно забыть или выпустить из виду. Кроме того, в период беременности или кормления грудью женщина, как правило, не бывает нида. И поскольку в течение длительного периода законы не применяются на практике, некоторые подробности забываются.

Кроме того, существуют причины, по которым рекомендуется время от времени повторять эти законы:

1. Законы таарат амишпаха связаны с вопросами интимного характера. Впервые знакомясь с этими законами и понятиями, иногда бывает трудно задавать некоторые вопросы. Однако, привыкнув к их соблюдению, женщины испытывают гораздо меньше трудностей в том, чтобы обратиться к сведущему раву.

2. Эти законы, как правило, изучают до замужества, когда практическое применение многих понятий еще недоступно. Но как только женщины начинают приобретать опыт в соблюдении законов таарат амишпаха, их повторение сразу делается полезным и даже необходимым.

3. Обычно невеста очень занята приготовлениями к свадьбе и размышлениями о том, как изменится ее жизнь. Поэтому накануне свадьбы во время занятий с наставником по вопросам таарат амишпаха она не может сосредоточиться эмоционально. Разумеется, это не самое лучшее время для полного и точного восприятия законов.

4. В предыдущих поколениях матери сами обучали дочерей соблюдению законов таарат амишпаха. Теперь же мы знакомимся с этой темой на уроках, лекциях, по книгам. Мало того, что ни один из этих способов не дает таких результатов, как личное общение, невозможно целиком восполнить то, что мы утратили вместе с естественной ситуацией, когда знания передавались от матери к дочери. Но понимая, что именно нами утрачено, мы начинаем искать другие средства, способные восполнить пробел. Изучение законов таарат амишпаха с индивидуальной наставницей — единственный метод, который может быть сравним с передачей этих знаний от матери к дочери, столь характерной для предыдущих поколений.

5. В разных общинах существуют разные обычаи, связанные с законами таарат амишпаха. Может возникнуть множество недоразумений, если нечаянно перепутать эти обычаи с установлениями Торы и законами рабаним. Обычаи следует четко отличать от законов. Своевременное повторение позволит женщине провести четкую границу между тем, что является безусловным требованием закона, и тем, что относится только к обычаю.

Со дня свадьбы прошло семь лет. Сара и ее муж очень хотели иметь детей, но годы проходили в напрасном ожидании. Как-то Сара сказала подруге, что все время нервничает и, возможно, именно поэтому, слишком скрупулезна в выполнении законов таарат амишпаха. Когда представилась возможность, подруга предложила ей присоединиться к группе повторного изучения законов.

— Мне? — переспросила Сара с ноткой горечи в голосе. — Я так тщательно и скрупулезно выполняю все! Кроме того, мне не приходилось прерывать ежемесячные посещения миквы из-за беременности и кормления. Я уже специалист!

Тем не менее, через некоторое время она согласилась прийти на занятия и обнаружила, что добровольно принятые ею на себя строгости шли вразрез с законом.

По совету преподавательницы Сара решила продолжать занятия. Затем она обратилась за помощью к раву и стала придерживаться его рекомендаций. Чем больше она узнавала, тем больше понимала, какую ошибку совершила вначале.

Не прошло и года, как счастливая женщина родила дочь. Она назвала ее Кайла в честь своей покойной бабушки. В первый шабат, который все вместе провели дома, муж Сары заметил: "Ее имя значит больше, чем нам кажется. Имя Кайла происходит от ивритского корня кал, что значит "легкий". Выполнение мицвот в полном соответствии с законом — легкая вещь".

Подчеркивая необходимость детального изучения, мы, безусловно, не имеем в виду, что женщина должна стремиться достичь знаний на уровне рава. Однако серьезные занятия могут помочь ей осознать, какую информацию нужно сообщать раву, т.е. какие сведения помогут ему вынести правильное решение. Иногда мнение самой женщины по поводу того, что важно, а что второстепенно, имеет решающее значение.

Госпожа Блау — по профессии брачный агент, а также опытный преподаватель по теме таарат амишпаха. Вот, что она рассказала об одной невесте, недостаток знаний которой послужил причиной ненужных волнений.

— Был чудный майский вечер. Мы с мужем поехали к друзьям на семейное торжество. По дороге муж вспомнил, что именно в этот день свадьба сына моего сотрудника. Он предложил мне остановиться и сказать молодым мазал тов. Входя в свадебный зал, я почувствовала некоторое смущение, ведь я никого здесь не знала. Но к моему большому удивлению, вдруг одна из женщин подошла ко мне. Я узнала молодую преподавательницу по таарат амишпаха, с которой познакомилась на последнем собрании преподавателей.

— Госпожа Блау! — воскликнула она. — Вы и представить себе не можете, как я рада Вас здесь видеть. Я не знала, что Вы приглашены, Вас как будто Сам Б-г послал. — Сначала я не могла понять в чем дело, но она быстро мне объяснила.

— Видите ли, невеста только что обнаружила пятно, которое делает ее нида. Представляете? Прямо перед хупой. Очевидно, что нужно принять определенные меры, но как я им это объясню? Пожалуйста, помогите мне. Со мной еще такого не случалось.

Я стала мысленно перечислять, что должно быть сделано в такой ситуации. Если невеста нида, жениху запрещено прикасаться к ней. Они не могут вместе провести ночь как муж и жена! Анализируя случившееся, я повинуясь скорее инстинкту, спросила, при каких обстоятельствах невеста стала нида. Но, едва задав вопрос, я уже пожалела об этом, ибо не хотела подвергать сомнению компетентность молодой преподавательницы. Однако мой опыт подсказывал, что любая мелочь в этом вопросе очень важна. Я также спросила о том, как был задан вопрос раву, вынесшему решение о ниде.

Когда мы подробно все обсудили, выяснилось, что вопрос раву был задан неправильно, то есть, были опущены существенные детали. Поэтому, когда вопрос был сформулирован более точно и невеста сама поговорила с равом, сообщив ему дополнительные подробности, тот изменил свое решение: невеста не была нида. Как после всего этого было не присоединиться к радости невесты!

Мы продолжили свою поездку и я сказала мужу: "Слава Б-гу, что существуют мелочи... Иногда незнание их может сильно усложнить жизнь".

Уже сам факт того, что эти законы столь детально разработаны, может иногда убедить человека в их огромной важности.

Госпоже Шарон около сорока лет. Уже шестнадцать лет она соблюдает законы таарат амишпаха. Ее история не была бы ничем примечательна, если бы не то обстоятельство, что на протяжении большей части их супружеской жизни ее муж не проявлял никакого интереса к этим законам.

— Я люблю тебя. И чувствую, что в нашем браке есть что-то особенное, поэтому я мирюсь с твоим стремлением соблюдать их, — часто говорил он жене. — Но пусть все этим и ограничивается. У меня нет ни малейшего желания изучать твои странные законы. Я все сделаю так, как ты захочешь, но знай, что после рабочего дня у меня всегда найдутся другие дела, которым стоит посвятить свое свободное время.

Однако госпожа Шарон упрямо настаивала на том, чтобы муж внимательно познакомился с основами законов таарат амишпаха, поскольку была убеждена, что тогда их брак обретет некий дополнительный смысл. Однако все ее уговоры были напрасны.

Однажды она решила организовать у себя дома группу по изучению законов таарат амишпаха, причем выбрала те вечерние часы, когда муж не был занят работой. Как бы между прочим, она сообщила мужу, что отныне у них в гостиной будут проводиться еженедельные занятия.и она просит его в это время не выходить из кабинета, так как речь пойдет, в основном, о том, что "касается только женщин".

Как ни странно, именно эта формулировка возбудила его любопытство. Занятия начались на следующей неделе, пришло довольно много народу. Никто не знал, что в соседней комнате сидит еще один "ученик" и внимательно слушает урок.

Шло время. На еженедельных занятиях преподавательница освещала отдельные проблемы и отвечала на многочисленные вопросы. Муж госпожи Шарон слушал с возрастающим интересом: большое впечатление на него производило именно то, что законы находятся в полном соответствии со всеми аспектами человеческого существования.

"Удивительно, как в этих законах тесно переплетается между собой общее с индивидуальным, — думал он. — С одной стороны, они построены на самом общем, на том, что объективно присутствует в каждом человеке, но они в то же время идеально и до мельчайших деталей ориентированы на конкретную индивидуальность".

Уже через месяц госпожа Шарон почувствовала перемены, происходящие в муже. Когда госпожа Шарон встречает подруг, оказавшихся в подобной ситуации, она делится с ними своим секретом, отмечая, какое преимущество имеет кабинет, смежный с гостиной.

Переход от статуса нида к статусу таара и законы, по которым осуществляется этот переход, составляют основную часть системы таарат амишпаха. Женщина, находящаяся в статусе нида, должна соблюдать все установления, которые касаются отдаления, подготовки и очищения. Пока женщина нида, она и ее муж должны избегать физического контакта. Как будет показано в главе шестой, у них остается много других средств выражения взаимной любви и преданности.

Основной момент в подготовке перехода от статуса нида к статусу таара — проведение проверок с помощью специальных салфеток. Эти проверки делаются в течение семи, так называемых "чистых", дней вплоть до момента погружения в микву. Законы, по которым осуществляются проверки, будут приведены в следующей главе.

Проверки или обследования, о которых идет речь, называются бдикот. Используемую для этих целей ткань мы будем называть эд или салфеткой бдика. Точный перевод слова эд — свидетель, так как он, эд, как бы свидетельствует о нашей готовности к возобновлению супружеских отношений. Цель бдикот — выявить любую вероятность того, что кровотечение или небольшие выделения из матки не закончились, и, следовательно, женщина продолжает оставаться в статусе нида.

Бдикот помогают нам "узнать" свой организм и понять его женские функции. Именно эти качества характеризовали еврейскую женщину на протяжении веков. Первая глава книги Шмот повествует о том, как фараон приказал еврейским акушеркам убивать младенцев мужского пола. Акушерки не смогли выполнить этот приказ. Они объяснили, что еврейские женщины хайот, "жили" в союзе с собой, со своим телом. Они рожали сами, еще до прихода акушерки. Через некоторое время после рождения ребенка акушерке было труднее забрать его без согласия матери, нежели в тот момент, когда мать его еще не видела.

Законы таарат амишпаха дают нам уникальную возможность служить Всевышнему. На женщинах так же, как и на мужчинах лежит обязанность соблюдать заповеди Торы, однако в отличие от мужчин они освобождены от выполнения тех заповедей, которые жестко связаны со временем.

Существует 248 заповедей, предписывающих определенные действия. Еврейское буквенное обозначение числа 248 — рамах (буквы рейш, мэм, хэт). Слово матка на иврите — рехем (оно тоже состоит из букв рейш, мэм, хэт). Отсюда видно, что наша женская природа охватывает и, в известном смысле, позволяет выполнять положительные заповеди, даже те, от которых мы освобождены.

Проведение бдикот выражает неповторимый элемент в нашем служении Ашему еще и потому, что именно бдикот показывают, что мицвот могут затрагивать самое телесное, что в нас есть.

Однако такой всеобъемлющий подход требует самого тщательного выполнения закона. Если эфсек таара не выполнен должным образом, женщина остается нидой: она не может идти в микву, даже если отсчитала семь чистых дней. Следует подумать о последствиях, к которым может привести самая незначительная небрежность или отсутствие знаний!

Госпожа Коэн на протяжении восьми лет была преподавательницей по таарат амишпаха. Однажды на занятии, посвященном эфсек таара, ее объяснение было прервано замечанием одной из слушательниц.

— Я уже пятнадцать лет делаю эфсек таара, но нас учили это делать совсем не так!

Присутствующие на уроке женщины смутились. Все знали госпожу Левкович как соблюдающую женщину. В чем дело?

Однако госпожа Коэн не дала аудитории времени на раздумья. Тактично, но твердо она ответила:

— Я с уважением отношусь к вашему опыту, но то, о чем я говорю, верно на 100 процентов. Поэтому позвольте мне продолжить, а после урока мы останемся и сверим наши записи.

Познакомившись после занятий с записями госпожи Левкович, преподавательница поняла, что оказалась в сложной ситуации: как сообщить этой женщине, матери пятерых детей, что она совершает грубейшую ошибку?

Знаете, — сказала она, — между тем, что записано у вас, и тем, что говорилось на лекции, есть действительно существенная разница. Завтра утром я должна встретиться с равом Вайнштайном. Может быть, вы пойдете со мной, и мы попросим его разъяснить возникшее недоразумение.

Госпожа Левкович согласилась. Относясь с большим уважением к раву Вайнштайну, она была уверена, что он подтвердит ее правоту.

Через десять минут после начала разговора рав Вайнштайн попросил госпожу Коэн перенести разговор на другое время. Она ушла, а он продолжил беседу с госпожой Левкович, которая в конце концов в слезах покинула его кабинет. Оказалось, что пятнадцать лет она делала эфсек таара неправильно.

К сожалению, подобные недоразумения случаются довольно часто. Одна преподавательница по таарат амишпаха рассказала о встрече с женщиной, которая в течение двенадцати лет соблюдала законы таарат амишпаха, и после беседы выяснилось, что она совершала грубую ошибку: день эфсек таара она считала первым из семи чистых дней. Таким образом, она всегда приходила в микву на день раньше, то есть, в течение двенадцати лет она оставалась нидой.

Проведение бдикот полезно и в медицинском отношении. Для восстановления внутреннего покрова матки требуется определенное время. Если в организме произошли какие-нибудь нарушения, бдикот могут помочь выявить их. Зачастую бдикот помогают обнаружить отклонения от нормы раньше, чем появляется недомогание, которое заставит женщину обратиться к врачу.

Молодая двадцатишестилетняя женщина, мать троих детей делала очередную проверку, и обратила внимание на то, что следы выделений после окончания менструации обнаруживаются гораздо дольше, чем обычно. Правда, сильного кровотечения не было, поэтому она решила, что это результат внутреннего повреждения. Но поскольку обнаружение пятен задерживало подготовку к микве, она обратилась к раву. Раву ситуация показалась более серьезной и он предложил женщине обратиться к врачу.

Со смешанным чувством готовилась молодая женщина к посещению врача. Хотя она понимала, что поступает правильно, но что-то внутри подсказывало ей, что врач здесь не при чем. Если бы дело не касалось законов таарат амишпаха, она вообще не обратила бы на это внимания. "По сути дела, — объясняла она позже, — если бы не бдикот, я вообще бы не обнаружила выделений".

Однако она ошиблась. Эти бдикот, вероятно, просто спасли ей жизнь. В результате врачебного обследования была найдена и, слава Б-гу, удалена опухоль.

— Вы, Вера, счастливица, — сказал врач своей пациентке. — Мы выявили опухоль на самой ранней стадии и сравнительно легко смогли удалить ее. Я почти уверен, что она не появится вновь. Любопытно, что же заставило Вас обратиться ко мне? Будто Вы знали, что в Вашем организме что-то не так. Но как можно знать о таких вещах на самой ранней стадии?..

Если мы посвящаем себя выполнению законов и тщательному их изучению, Ашем дает нам возможность выполнять их в соответствии с Его волей. "Освятите себя, и будете святы" (Ваикра 20:7). Наши мудрецы поясняют смысл стиха так: "Если человек делает хотя бы небольшую попытку достичь святости, Ашем освятит его и в этом мире, и будущем". Виленский Гаон объясняет, что святость не спускается с небес, сам человек своими поступками вносит ее в свою жизнь.