3. ПРИХОД И УХОД

3. ПРИХОД И УХОД


1. ОТНОШЕНИЕ К ОПОЗДАНИЯМ

Начинайте вовремя

Когда хатан (жених) начинает свой путь к хупе (свадебному балдахину), принято, по традиции, что первый шаг он делает правой ногой. А если говорить о дисциплине в классе, то здесь первый ход “правой ногой” означает начинать вовремя. Всякий, кто входит во время урока, отвлекает других учеников. Если вы начинаете занятия молитвой, значит, в это время уже происходит одна из основных форм воспитания. Потому что ученик, который опаздывает на молитву в школе, склонен опаздывать потом в синагогу всю свою жизнь.

Приходите вовремя сами

Если учитель опаздывает сам, он не может требовать пунктуальности от учеников. Более того, он расходует драгоценное время класса не только потому, что сам опоздал, но и потому, что ему придется потратить первые несколько минут на то, чтобы успокаивать учеников, которые за время его отсутствия, конечно, дико себя вели. Итак, приходите вовремя. А еще лучше - заранее. Хотя, если вы в классе раньше всех, ученики не смогут вставать при вашем приходе, вы все-таки можете научить их важности этого действия, когда будут приходить другие работники школы или посетители.

Будьте объективными

Вообще говоря, будьте как можно объективнее в отношении опозданий. Потому что опоздание не бросает вызов вашему авторитету и вовсе не всегда указывает на немотивированного ученика. Это чисто административный вопрос, который вы не можете не замечать. Дайте понять это вашим ученикам. Будьте дружественными, но твердыми. Никаких опозданий в класс.

Реакция на опоздания

Того, кто часто опаздывает, нужно немедленно послать к директору или в заднюю часть комнаты, где он не может сесть на свое место, пока ему не разрешат. В последнем случае, ваш класс должен понять, что вы делаете благо нарушителю, которого он может лишиться, если начнет мешать, потому что тогда ему уже придется иметь дело с директором.

Не стоит отсылать ученика из класса. Он был вам поручен, чтобы вы его воспитывали. Поэтому, либо оставьте его в классе, либо ответственность за него возложите на того, кто вас нанял, (то есть на директора), либо отошлите его назад к людям, которым вы, в конечном счете, даете отчет (к его родителям). Кроме того, стоять за дверью – стыдно, а позор - не способ воспитывать ученика.

Не оставляйте ученика в холле или коридоре. Его место - в классе, у директора или дома. Кроме того, если одному ученику скучно стоять в холле, то два уже могут начать играть в мяч, а ведь вполне могут быть и еще опоздавшие.

Особые обстоятельства

Прежде, чем делать выговор, хронически опаздывающему ученику, выясните, какие домашние проблемы вызывают его опоздания. Если такая проблема существует, просто позвольте ему входить тихо и быстро. В противном случае, наказание поставит вас в бесплодную конфронтацию с его родителями или создаст плохую атмосферу у него в доме, которая может затормозить его развитие.

Но если это попустительство плохо отразится на других детях, которые тоже станут менее пунктуальными, тогда вам придется быть строгими со всеми опаздывающими. Вы можете также начать требовать от них записки из дома, чтобы разобраться с их объяснениями по поводу опозданий, или послать просьбу родителям, чтобы они пораньше укладывали их спать.

Если у ученика есть веская причина для опоздания, рав Йоэль Крамер предлагает прежде, чем ученик займет свое место, сказать что-нибудь вроде: “А, ты пришел из… (не раскрывая конечно то, что нельзя говорить). Ну, можешь садиться”. Тогда весь класс поймет, что у него действительно была причина для опоздания, потому что он приехал издалека или вернулся с какого-то события, например, со свадьбы. Поэтому ваша мягкость по отношению к нему не будет сигналом общего послабления опаздывающим. Тем не менее (кроме особых случаев), не позволяйте детям часто опаздывать. Это повредит и ученику, и всему классу. Лучше поработайте с его родителями, чтобы предотвратить его хронические опоздания. А если это не подействует, посоветуйтесь с вашим директором.

Будьте твердыми с опозданиями в начале учебного года. Если вы будете проявлять постоянство, опоздания будут редкими.

Резюме

  1. Дети, которые опаздывают, могут мешать классу. Будьте строгими, но проявляйте понимание особых ситуаций.


2. КАК СИДЕТЬ – ВАЖНАЯ ДЕТАЛЬ

Другой важный аспект дисциплины в классе,– какие места занимают ученики. Много факторов влияют на то, где лучше посадить ребенка (в частности, проблемы со зрением и слухом), но мы остановимся на том, какое это оказывает влияние на обстановку в классе.

Если вы двигаетесь по классу, это дает вам возможность больше контактировать с учениками, поощрять их или решать возникающие проблемы на месте. Дети также лучше слушают, если вы стоите – или можете оказаться - рядом. Кроме того, если вы смотрите в тетрадь ученика, вы можете сразу указать ему ошибку, это лучше, чем “поймать его” потом [1]. Ваша близость к ученику также предотвратит мечтания. Если учитель прямо на него смотрит, менее вероятно, что талмид забудет, где он находится.

Избегайте “ряда почета”

Некоторые учителя награждают учеников тем, что сажают их на “почетный ряд”. Но, по моему опыту, это только вызывает зависть и портит отношения учителя с другими учениками, которые чувствуют себя обделенными вниманием и жертвами дискриминации. Такие ученики не только представляют потенциальную дисциплинарную проблему, но, более того, могут сопротивляться усилиям ребе учить их Торе и строить их характер.

Не сажайте вместе проблемных детей

Потенциальных “нарушителей” не следует сажать рядом, но в то же время не нужно их рассеивать по классу, потому что у вас нет глаз на затылке. Лучший выход посадить их в одном секторе, но не вместе.

Будьте гибкими

Когда вы рассаживаете детей, не будьте твердокаменными. Если нужно, меняйте порядок раз в несколько недель, чтобы свести к минимуму недовольство в классе. И снова, тот факт, что вы не всегда в передней части класса, должен уменьшить жалобы, потому что вы находитесь рядом с каждым ребенком в разные моменты урока.

Рассадите детей буквой “П”

Если можно, посадите учеников в форме буквы “П”, а не рядами, тогда у вас будет прямой доступ к каждому из них. Но обычно форма и размер класса не допускают таких оригинальных решений.

Посадите рядом партнеров по учению

Если учеников разбивают на пары, эти пары, хаврусы, следует сажать рядом, чтобы во время каждого повторения не начинались массовые миграции. Поскольку такие периоды повторения происходят несколько раз в день [2], такие пересадки могут стать серьезной причиной беспорядков в классе.

Позволяйте детям иногда постоять

Рав Арнольд Вольф, один из моих руководителей в начальной школе Ешиват Торат Эмет в Бруклине, поделился со мной необычной, но, проверенной временем, идеей. Если дети хотят постоять, он оставляет для них место в задней части класса. В конце концов, иногда и взрослым трудно сидеть несколько часов подряд. Конечно, дети, которым дали возможность постоять, должны прилично себя вести, чтобы радоваться своей свободе. В основном, дети девяти лет и старше (а иногда и немного моложе) могут получать такую привилегию, если весь класс при этом остается под контролем.

Резюме

  • Детей следует рассадить так, чтобы это способствовало хорошей дисциплине в классе.
  • Учитель должен циркулировать среди детей.

1. Не всегда разумно показывать ученикам, что вы знаете об их плохом поведении. Ученик должен чувствовать, что вы о нем хорошего мнения, и тогда будет стараться ему соответствовать.

2.См. выше главки о повторении.


3. “РЕГУЛИРОВКА ДВИЖЕНИЯ” В КЛАССЕ

Одна из самых тернистых дисциплинарных проблем – никогда не кончающиеся просьбы детей выйти из класса в туалет. Невероятно, как только об этом попросит один из учеников, тут же эта биологическая потребность возникает у всех других.

Далее следуют три подхода к этой проблеме, и все они несовершенны. Возраст учеников и ваш уровень контроля над классом помогут вам выбрать, какой из вариантов вам больше подходит.

Свобода покинуть класс по желанию

Если талмидим старше и ведут себя хорошо, если класс заинтересован, и отношение учителя с учениками хорошее, то учитель может разрешить каждому выходить из класса раз в день по своему желанию, но только отпускайте их по одному (два ученика никогда не должны быть одновременно вне класса). Когда разрешение дано, ученики сами теряют желание выходить [1].

Ограниченная свобода выходить из класса по желанию

Не позволяйте никому выходить из класса в первый час после перемены, и определите время, когда они могут выходить. Поскольку первую часть этого правила трудно выполнять без исключений, оставьте за собой право позволять ученикам с действительно острой нуждой выходить в туалет в течение первого часа. Более того, ожидайте, что большинство детей выйдут по разу, когда этот час прошел (и тоже выпускайте их только по одному).

Не покидать класс без разрешения врача

Если вы увидели, что это “курсирование” слишком мешает, вы можете запретить выходить из класса без записки от врача, свидетельствующей о том, что данному ученику, действительно, нужно часто пользоваться туалетом. Ни один из моих учеников никогда еще не приносил такой записки.

Слово предупреждения: Не пользуйтесь этим методом, если он может оскорбить и унизить учеников, или если местному врачу не будет противно писать такую записку. В некоторых общинах многие родители учеников или их близкие родственники – врачи. В таких случаях, этот подход не годится.

А что касается ваших выходов из класса, то, если нет особой необходимости, старайтесь этого не делать.

Резюме

  • Поскольку нет совершенного метода, чтобы разрешить детям выходить из класса, механех должен сам выбрать или найти способ, который в его классе работает лучше.

  • См. рав Хаим Шмулевич, Сихот мусар, 1971, Эвед ‘Гашем, часть 2, где он показывает: когда человек не может покинуть место, он чувствует, что должен это сделать. Так Шломо аМелех (царь Соломон) сослал Шими бен Гера в Иерусалим, зная, что у него тогда возникнет неодолимое желание покинуть этот город.


4. ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Дисциплинарные проблемы вне и внутри класса не одинаковы. Это объясняется несколькими причинами:

  1. Вне класса намного больше обстоятельств отвлекают учеников.
  2. Атмосфера вне класса необычна, и возникает чувство, что “это совсем другое дело”.
  3. Вне класса учитель вынужден следовать школьным правилам более строго, чем обычно. Если у себя на уроке послабления и отсутствие структуры могут его устраивать, это может не подходить при внеклассной работе, при работе с другими учителями или со всей школой вместе. Когда делают общий школьный выход или костер, школьные правила важнее правил учителя в его классе, поэтому они могут нарушать его стиль. А ученики при этом могут еще выражать возмущение новыми порядками.

Имея в виду эти проблемы, рав Кальман Бауман, директор Торат Эмет Экэдеми в Майами, Флорида, предлагает следующие важные дисциплинарные указания:

Линейка

Место, где маленький ребенок стоит в ряду, может быть для него критически важно, особенно, когда детей выстраивают для отдыха между уроками у воды. Первое место в ряду можно выделить как награду или в соответствии с местами, где сидят дети. Так же, как немудро и жестоко игнорировать или принижать что-то важное для другого человека, большая ошибка для учителя не обращать внимания на желание ученика стоять в линейке рядом с другом.

Чтобы избежать необходимости уступать особым просьбам, постарайтесь сделать построение на линейку, насколько возможно, беспристрастным и автоматичным. Ваши ученики должны понять этот порядок и признать его справедливым, иначе будут возникать постоянные войны. Один из простых и эффективных методов – выстраивать детей в линейку по рядам, так, как они сидят в школе, а потом менять по очереди ряды местами. Таким образом, даже дети, которые сидят в классе на последних рядах, иногда будут оказываться во главе.

Какова бы ни была ваша система, предварительно добейтесь ее одобрения учениками.

Метод движения

Построение ваших учеников вне класса – будь то одна колонна, пары или “свободное распределение” - также должно быть ясным еще до выхода. Младших учеников лучше вести одной шеренгой или, если их много, парами.

В коридоре не позволяйте детям бегать, разговаривать и есть. Старайтесь, чтобы все шли по одной стороне. В некоторых случаях, таких как тренировка на случай пожара, каждый заранее должен знать свое место.

Правила в коридоре следует хорошо объяснить и подчеркнуть. Дайте почувствовать ученикам, что шум может помешать другим классам, а бег привести к травмам, особенно маленьких детей, которые к этому не готовы.

Проходя по коридору, пусть класс передвигается мало-помалу. Например, десять метров от класса по направлению к огнетушителю и потом остановка. А когда конец шеренги уже вышел в коридор, встаньте в ее начало и проведите ее в следующий пункт. Эти передвижения с остановками позволяют учителю контролировать большую группу. Это принципиально важно, когда дети проходят повороты.

Противопожарные учения

Тренировки на случай пожара требуют особого внимания. Каждый учитель должен точно знать, что делать в экстренном случае, и послушание учеников должно быть абсолютным, без всяких вопросов, потому что каждая секунда при пожаре является критической. Кроме того, все должно проходить в абсолютном молчании. Противопожарные учения – священнодействие, к которому нельзя легко относиться.

Прогулки

Дети на прогулке обычно ведут себя достаточно бурно, и иногда их трудно дисциплинировать. Конечно, имея в виду безопасность и внешние приличия, дайте детям во время прогулки немного свободы.

Дети должны доказать, что они достойны прогулки, следуя вашим инструкциям в классе. Если их поведение не заслуживает выхода, тогда объясните, что это не месть, а естественное следствие их поведения. Ведь, если они вас не слушаются в относительно строгой обстановке школы, как вы можете вывести их наружу, где ваша ответственность за них еще больше и где обеспечить их безопасность еще труднее.

Помните, ученики точно должны знать, что от них ожидают, до того, как они вышли из школы. Начните с относительно короткой прогулки, и, если класс вел себя вполне прилично, переходите к более длительным экскурсиям.

Резюме

  • Ситуация вне класса не такая, как внутри.
  • Будьте достаточно гибкими, чтобы справиться с различными ситуациями.