2. В КЛАССЕ

2. В КЛАССЕ


1. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Возьмите власть в свои руки

Без сомнения, критический день учителя в году – это первый день в школе. Следующие замечания помогут вам начать правильно. С самого начала вашей работы с классом создайте прецедент послушания. Пошлите ребенка в кабинет директора за мелом или тряпкой. Поручите нескольким ученикам открыть или закрыть окна или двери или поменять несколько стульев. Ученики безусловно выполнят эти поручения. И тогда вы получите несколько преимуществ:

  1. Их послушание успокоит вашу нервозность, которая иначе может стать явной (а у детей прекрасные антенны!), потому что указания располагают к более конфиденциальному тону, чем другие виды коммуникации.
  2. Дети почувствуют, что их новый учитель – ответственный человек, который точно знает, чего он хочет.
  3. Первая встреча с учителем привела к тому, что ученики его послушались, так был создан важный прецедент!

Это не просто теория. Это работает.

Начинайте сразу заниматься

Не поддавайтесь искушению начать ваш первый урок с “классной консультации” на тему, что можно и что нельзя, и как вы будете реагировать на плохое поведение, и так далее. Вместо этого начинайте немедленно занятия. Если еще нет учебников, дайте вводный урок, лучше, если при этом ученики получат фотокопии изучаемого текста. И сразу же переходите к работе.

Причина этого метода проста. Учитель должен дать понять классу, что не ожидает проблем. Так зачем предупреждать их о непослушании, если вы его не предвидите? Более того, если вы его ожидаете, вы, вероятно, его получите.

Кроме того, не раскрывая своей дисциплинарной политики, вы оставляете решения за собой. Не связывайте себе руки обещанными наказаниями, иначе вы покажетесь ученикам бессильными, если не исполните ваши слова [2].

Не начинайте со слишком большого числа запретов

В течение первого или первых двух дней, реагируйте на неправильное поведение, по мере его возникновения. Тогда ученики узнают, что нельзя, по ходу дела. И постепенно они поймут границы, которые вы устанавливаете. Чем меньше вы запрещаете, тем меньше ситуаций будут считаться неправильными и тем меньше времени от урока придется расходовать на утверждение правил.

Это значит, что иногда вы можете и не заметить происходящее. И наоборот, прерывать класс при малейшем происшествии, само по себе деструктивно, это вызывает непослушание. Лучше сделать вид, что вы не заметили [3] – как написано, что иногда “… немного глупости лучше мудрости и почета” (Коэлет. 10:1). А иногда продемонстрируйте выражением лица ваше удивление или (менее часто) неудовольствие тем, что произошло.

Трудно установить баланс между ограничительными правилами и возможностью прикрыть на что-то глаза, поэтому лучше запрещайте поменьше.

Выясните, к чему дети привыкли

Выясните, как прежние учителя дисциплинировали ваш класс и как определяли плохое поведение. Я встречал блестящих и опытных учителей, которые проваливались вначале просто потому, что не знали, к чему дети привыкли. Это незнакомство может сказаться двояко. Иногда дети ранее привыкли к теплой, мягкой атмосфере, где многое разрешалось, и тогда строгость вызовет их острую реакцию. А иногда прежний учитель был слишком строг или снисходителен. Спросите директора, что работало в прошлом, а что нет. И помните: то, что служило вашему предшественнику, может не годиться вам. Вам придется самим определить, на верном ли вы пути.

Познакомьтесь

У рава Гершеля Машинского замечательный способ начинать новый год. Когда он знакомится и узнает, что у кого-либо из класса есть брат, который прежде у него учился, рав Машинский всегда тепло о нем отзывается [4]. И если рав знает кого-нибудь еще из его родственников, это тоже прибавляет ему доверия в глазах ученика. А если таких связей между учеником и учителем нет, тогда рав Машинский позволяет себе одобрительное замечание об имени ученика. Например, в класс вошел Авраам. Тогда рав замечает, что его ребе из Клаузенберга нередко говорил: Это имя дает человеку хороший старт в Б-гобоязненности, потому что Вс-вышний сказал праотцу Аврааму: “Я знаю - ты Б-га боишься” (Брейшит, 22:12).

Начните с рассказа

Другой прекрасный способ культивировать позитивные отношения с классом – начать с рассказа о том, как начинали свое учение гиганты Торы. Хороший пример – история о раби Акиве [5]. Класс будет сидеть и слушать, и это хороший старт. Приводите, как можно больше деталей, рассказывайте с воодушевлением, и класс будет захвачен.

Начинайте строго

Начинайте немного более строго и постепенно смягчайтесь. Это улучшит поведение класса, а ваше смягчение будет отражением их хорошего поведения. По контрасту, если вы начали мягко, а затем начинаете прижимать, ученики могут подумать, что вы теряете над ними контроль.

Многие неопытные учителя слишком рано переходят с классом на дружескую ногу. Не делайте этой ошибки. Лучше потеплейте и расслабьтесь через неделю или две (а иногда через несколько дней). В конце концов, у вас впереди целый год, чтобы построить позитивные, близкие отношения, которых вы и ваши ученики справедливо заслуживаете.

Резюме

  1. Дайте детям несколько поручений, а потом переходите к занятиям.
  2. Будьте строже в начале года и постепенно смягчайтесь.

  1. См. рав Десслер, Михтав Меэлия’гу, т. 3, стр. 361.
  2. Этот совет относится и к другим дням года. Учителя, которые попадаются в ловушку высказывания “Следующий, кто…”, ищут себе проблем, потому что часто тот, кто меньше всего заслуживает наказания, окажется следующим, кто без разрешения заговорит, и т.д. Избегайте таких деклараций.
  3. См. часть 2, гл. 7.
  4. Даже если обучать брата этого ученика было совсем несладко, рав Машинский все равно всегда вспомнит о нем, что-то позитивное. И нередко, если старший брат встретится потом с бывшим ребе, то говорит ему, как высоко оценил те слова о нем, которые передал ему младший брат.
  5. См. Авот дераби Натан, 6:2.


2. ПОДВЕДИТЕ ИТОГ ПЕРВЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ

Зрение критически важно, чтобы обучать детей и устанавливать с ними хорошие отношения (см. часть 2, гл. 4.).

У зрения есть два выдающихся качества:

  1. Границы зрения шире, чем у любого другого чувства [1], поэтому первые впечатления обычно бывают зрительными.
  2. Образы оставляют эмоциональную печать.

Иными словами, первоначальное впечатление ваших учеников о вас и их первая эмоциональная оценка будут основаны на том, как вы выглядите.

Хорошо оденьтесь

Люди смотрят на одежду, и дети – не исключение. Мудрецы указывали на это явление [3]. Поэтому учитель всегда должен обращать внимание на то, как он одет, особенно первые дни в классе.

Покажите им, что вы рады быть здесь

Шамай говорит: “Встречай каждого человека приветливым выражением лица” (Авот, 1:15). И прежде всего он учит вести себя так, чтобы, глядя на вас, люди получали удовольствие. Люди должны чувствовать, что вам приятно их видеть. Тогда и они, в свою очередь, будут рады видеть вас. Как сказал мудрейший из людей: “Как вода отражает лицо, так и сердце человека отражает (сердце близкого) человека” (Мишлей, 27:19).

Всякому, кто приходил, чтобы увидеть рава Исера Залмана Мельцера [4], приходилось подождать несколько мгновений, прежде чем его приглашали в комнату. Однажды секретарь рава Мельцера, очень удивленный таким обычаем, приложил ухо к замочной скважине двери, ведущей в комнату рава. К своему удивлению, он услышал, как рав между визитами повторяет слова Шамая: “Встречай каждого человека приветливым выражением лица”. Рав Исер Залман всегда заново готовился к тому, чтобы каждый посетитель почувствовал, что глава ешивы радуется его приходу.

Выглядите ненапряженным

Учитель должен выглядеть ненапряженным, потому что напряженность создает напряженность [5]. Кроме того, ненапряженное выражение лица дает классу уверенность, что учитель контролирует события.

Как бы вы иногда в этом ни сомневались, никогда не забывайте одну из великих истин о природе детей. Это правило нельзя забывать ни новенькому учителю, ни ветерану.

Дети хотят быть под контролем.

Они счастливы, если учитель действительно у кормила власти.

Резюме

  1. Первое детское впечатление основано на зрительном восприятии, поэтому учитель должен выглядеть хорошо одетым, счастливым и ненапряженным.

  1. Ма’гараль (Гвурот ‘Гашем, гл. 64) пользуется этой идеей, чтобы пояснить последовательность стихов “…есть у них глаза, но не видят, есть уши, но не слышат…” (Те’гилим, 115:4-5). Здесь образы расположены в нисходящем порядке: идолы не только не могут видеть, но даже не слышат. Кроме того, Ма’гараль считает, что такова и градация духовности: духовный план менее ограничен, чем материальный, и чем выше уровень, тем выше духовность.

Первое впечатление часто имеет решающее значение. Как написано: “Кто первый в споре сказал, тот и выглядит правым” (Мишлей, 18:17). Трудно потом победить, если первое впечатление о вас негативно.

  1. Гаон из Вильно (Тикуней Зо’гар, 89б) указывает, что Моше не разбил Скрижали Завета, пока не увидел Золотого Тельца. Он не удивился, когда его увидел, потому что Б-г ему уже рассказал об этом. Тем не менее, эмоциональное воздействие виденного побудило его разбить Скрижали. См. Орот Агро, стр. 233.

О разных типах видения см. в Адерет Элия’гу, Гаона из Вильно к Йешая’гу, 6:9.

См. также рав Аарон Котлер, Мишнат рав Аарон, т.1. “И написано, что “весь народ увидел и запел” (Ваикра, 9:24), потому что песня рождается от духовного подъема и близости к Творцу, которые возникают от зрительного переживания”.

  1. См. Бава кама, 11б, где Талмуд позволяет старшему сыну умершего одеться, как следует, за счет семейного бюджета, потому что он представляет интересы семьи, и его лучше будут принимать, если он хорошо одет. Подобным образом, раби Йоханан отзывается о своих одеждах – “то, что дает мне почет” (Шабат, 113а).
  2. Рав Исер Залман Мельцер (1870-1953) был почетным главой ешив Слуцка и Клецка, а позднее иерусалимской ешивы Эц Хаим.

См. Мишлей, 27:19.


3. МОЛИТВА: ПРИВИЛЕГИЯ ИЛИ ПРОБЛЕМА?

Ключи к дисциплине во время молитвы – это структура, темп, расчет времени и понимание.

Структура и темп

Класс нуждается в “рутине” молитвы, чтобы талмидим могли продолжать, даже если учитель отсутствует (хотя он может отлучаться в это время только по настоятельной необходимости). Их следует научить, какие части молитвы читаются или поются в унисон, что говорится в ответ и что произносится только шепотом. Одна из частей рутины – решение таких вопросов, как: Есть ли хазан (ведущий молитву)? До каких пор класс ждет молящихся медленно? Иными словами, молитва должна течь, а не останавливаться и снова начинаться.

Рав Моше Журавель, замечательный ребе из балтиморского хедера, оживляет молитву пением “Ашрей” (оба раза) и “Олейну” вместе с учениками. Он также учит детей знакам кантилляции и поет с ними Шма. Это очень меняет молитву в классе. Его темп становится их темпом.

Расчет времени

Если рав молится дольше, чем класс, ученики начинают отвлекаться, и возникают дисциплинарные проблемы. А если он молится быстрее, чем требуется ученикам, чтобы четко и сознательно произносить все слова, это вызывает у них разочарование, чувство неудачи, потерю интереса к молитве – что также неизбежно ведет к дисциплинарным проблемам.

У каждого класса свои нужды, поэтому учитель и директор должны продумать, как им лучше молиться.

Понимание

Ученики должны понимать, что они говорят и делают, каждый класс на своем уровне. Что такое Биркот ашахар, утренние благословения, в которых мы благодарим Вс-вышнего за то, что Он дает нам все необходимое на каждый день? Что такое Псукей дезимра, если не приближение и связь с Б-гом, к Которому вы обращаетесь? Объясните детально ключевые молитвы (и проверьте, как их понимают ученики), и возвращайтесь к этому в течение года. Регулярно разъясняйте ученикам концепции молитвы и близости к Творцу и особенности структуры и смысла. Дать ребенку, о чем подумать, - это замечательный способ предотвратить автоматическое подражание действиям, что, по меньшей мере, плохой хинух. Тфила (молитва) без мысли - как тело без души1. Кроме того, она ведет к плохому поведению.

Однажды один из моих классов читал “Олейну” и вместо того, чтобы сказать “ушмо эхад” (“и имя Его одно”), ученики вдруг повернулись и показали друг на друга “You (ты) - шмо эхад”. В ответ я запретил классу молиться, и отвел это время на объяснение молитвы и истории различных молитв, начиная с “Олейну” (“На нас возложено восхвалять…”).

Такая реакция дает ученикам жизненный урок о молитве: Это привилегия говорить с Рибоно шель олам (Владыкой мира), и если вы ее не цените, она может быть аннулирована.

Обучая смыслу молитвы, вы даете ученикам возможность что-то делать во время молитвы. Возможно, сама красота молитв поможет ученику почувствовать, почему молитва – это привилегия.

Рав Журавель использует еще один интересный способ концентрировать внимание учеников на том, что они говорят. Для каждой из молитв он пишет мысль на доске – часто связанную с недельным разделом Торы - которую ученик может найти в своей ежедневной молитве. Например, во время недельного раздела Брейшит, он просит учеников найти в молитве, где говорится, что Вс-вышний сотворил вселенную речью. Ответ, разумеется, в словах Барух шеамар (“Благословен Тот, Кто сказал”). А когда изучают недельный раздел “Ноах” они могут найти, где в молитвах упоминается ворон. Естественно, внимательный ученик своим острым глазом найдет соответствующее место.

Законы молитвы

Еще одно средство, благодаря которому ученики начинают ценить молитву, это учить их законам молитвы. Это помогает им понять, как лучше молиться Вс-вышнему, подобно тому, как изучение законов о лулавах, помогает человеку лучше выбрать в Суккот лулав. Особое значение имеют законы, связанные со святостью молитвы и местом для молитвы.

Будьте там

Стойте позади во время молитвы и хвалите тех, кто хорошо молится, - а не только замечайте, что кто-то плохо молится. Рав Журавель раздает отличившимся билетики, по которым потом можно получить какие-то призы, например, бутылку колы.

Сделайте молитву проектом всего класса

Классу следует давать призовые очки за хорошую молитву, а отдельные нарушители могут их этого лишить. Обычно ученики протестуют против коллективных наказаний, но здесь весь класс молится вместе, поэтому его можно рассматривать как единое целое.

Если весь класс молится хорошо, а мешают только один или два человека, тогда вы можете послать этих нарушителей для молитвы в класс моложе их возраста. Это наказание соответствует преступлению: если они не могут молиться, как взрослые, то заслуживают понижения в статусе. Обычно это наказание так унизительно, что нарушители обещают исправиться. Но не высылайте слишком много учеников, иначе это все превратится в шутку или, того хуже, в выражение высокомерия нарушителя, который показывает, насколько ему все это безразлично.

Если эти немногие ученики не слишком мешают, разумнее оставить их во время молитвы в классе, потому что есть шанс, что хорошая молитва класса повлияет на них.

Резюме

  1. Молитва должна происходить упорядоченно, живо и в подходящем темпе.
  2. Ученики должны понимать, что они говорят.

Эта фраза появляется в комментарии Абарбанеля к Авот, 2:13 и во введении Яавеца к его комментарию к сидуру, а также в Сефер аяшар, шаар 13.


4. ВОЗДЕЙСТВУЙТЕ НА УЧЕНИКОВ БЕЗ СЛОВ

Вся информация – сенсорная (чувственная) или вербальная (словесная) – оценивается интеллектуально или интуитивно. Обычно используются обе формы восприятия, но часто одна из них преобладает.

Когда доминирует интеллект, информация принимается или отвергается на основе рационального анализа. Человек думает: “Имеет ли смысл данная информация в этом контексте? Соответствует ли она тому, что я прежде считал истиной? Могу ли я это логически вывести от начала до конца?” [1] Центр этого процесса – ум, сознание.

А если берет верх инстинкт, тогда данные оцениваются интуитивно. Иногда человек может понять и оценить ситуацию с чрезвычайной точностью на основе интуитивного чувства. Он не может объяснить, откуда он это знает, но его знание может быть таким же точным, как выведенное логическим, интеллектуальным путем”. Центр этого процесса – сердце [3].

Инстинктивное обучение часто эмоционально. В особенности дети часто полагаются именно на интуицию, потому что способность к рассуждению у них еще недостаточно развита. Если сознание взрослого человека может пересиливать инстинкт (хотя нередко и с печальными результатами) [4], то ребенок еще не научился таким “трюкам”.

“Зрелость” - это отчасти способность уравновесить эмоции и интеллект. Как отмечает Шем мишмуэль5, числовое значение слова эхад (один) – тринадцать, это возраст бар мицвы, когда мальчик достигает способности леахед – гармонически “соединять” различные части души [6]. Но дети, в большей степени, полагаются на свои эмоции и инстинкты, и учитель должен это хорошо понимать и знать, как контактировать с детьми на эмоциональной волне.

В преподавании – особенно в классной дисциплине – невозможно переоценить силу инстинктивного обучения. Правильное отношение между учителем и учеником построено на эмоциях. Где есть любовь и забота, там немного места остается злонамеренно плохому поведению. Дети всегда будут детьми, но любящему учителю редко придется вступать с враждебными учениками в конфронтации, которые не приносят победы.

Ниже перечисляются несколько правил, которые помогут построить такие отношения, хотя возможностей здесь очень много, и они столь же разные, как и люди.

Тон голоса

“Слова мудрых в тихой речи слышны” (Коэлет, 9:17) [7]. Можно подумать, что люди лучше вас услышат и скорее вам подчинятся, если вы закричите, но практически я могу вспомнить немного учителей, которые использовали крик. Крик обладает кратковременным эффектом. Лишь тот, кто владеет самодисциплиной, в состоянии дисциплинировать других [8]. Продуманный тон голоса и его умеренная громкость показывают ученикам, что вы контролируете и себя, и ситуацию. Помните: Вести за собой способен тот, кто умеет правильно себя вести, а не дает волю эмоциям, а потом идет у них на поводу.

Называйте по имени

Согласно Сфорно, евреи в пустыне были так близки к Творцу, что Он называл каждого из них по имени [9].

Имя подчеркивает уникальность каждого человека, места и объекта [10]. Так, Б-г дает имя даже каждой из звезд [11], потому что все, созданное Им, обладает собственной функцией.

Называя кого-то по имени, мы обращаемся к нему, как к индивидууму, уникальной личности. А когда называем по фамилии, мы частично отрицаем его индивидуальность.

Поэтому учитель должен обращаться к ученику по имени хотя бы один раз в день. Это ваш неявный способ выражения: “Я знаю, что ты здесь”. Если имя произносят с заботой о понимании ребенка, о его здоровье, и так далее, тогда ваше обращение будет восприниматься так: “Я знаю, и я рад, что ты здесь”. Поэтому ученик будет стараться порадовать вас, и его поведение будет отражать ваше уважение и заботу о нем. Проверяя присутствие учеников, смотрите на каждого из них, и, называя его имя, показывайте выражением лица, как вы рады, что сегодня он пришел.

Заботьтесь о благополучии учеников

Рав Пинхас Вайнер, ученик гаона рава Моше Файнштейна, однажды сказал мне великую истину от имени своего учителя:

Ученик может и не понимать, что для него хорошо в духовном смысле, но он считает, что понимает свои материальные нужды и желания. Поэтому, если ты выразишь заботу о его материальном благе, ему будет легче доверить тебе заботу о его духовном благополучии, и он скорее будет готов принять твое учение и руководство.

Например, ученик говорит, что он себя нехорошо чувствует: даже если вы относитесь к этому скептически, не просто проявите свой интерес к нему,– сделайте что-то. Когда можно, проводите ребенка к медсестре в школе и позвоните его родителям. Не поручайте никому этой ответственности, сделайте это сами. Конечно, вы не можете оставить класс посреди работы, но если перемена или конец занятий близки, и если вы, конечно, не спешите, подождите несколько минут и возьмите это в свои руки. Во многих случаях, я брал учеников домой на такси. Не будет преувеличением сказать, что у меня больше никогда не было неприятностей с этим учеником. Эффект от этого продолжался годами и потом распространялся даже на братьев этого ученика, если они приходили ко мне в класс. Я уже не говорю о том, что родители ученика смотрели на меня как на друга, а это огромное преимущество в аспекте кооперации учителя с родителями.

Если ученик пропустил три урока, по крайней мере, позвоните ему домой. А еще лучше поговорите с ним пять минут из дома [12]. Кроме того, что это мицва, ваши отношения с учеником благодаря этому становятся более близкими.

А есть и “профилактическая медицина”. К примеру, я могу потратить десять минут на уроке, чтобы показать ученикам, как правильно чистить зубы. Это хорошо потраченное время, потому что оно без особых слов показывает ученикам, что я о них забочусь.

Тридцать лет назад рав Авигдор Миллер – тогда машгиах ешивы рава Хаима Берлина - увидел, как мой брат ест шоколад. Рав Миллер тут же сообщил ему, что каждый раз после этого нужно прополаскивать рот. Он объяснил, что только три минуты требуется, чтобы слюна в контакте с шоколадом образовала кислоту, которая начинает разъедать эмаль на зубах. Я сам помню, как рав Миллер убедил меня улучшить мою осанку: “Возьми себе в привычку ходить вот так”,- говорил он мне.

Когда я преподавал в США, ученики знали, что могут ко мне подойти за помощью в нерелигиозных предметах.

У Чарли, чувствительного и интеллигентного ученика еврейской школы, были определенные трудности с испанским языком. Я мог ему помочь, благодаря тому, что два года изучал испанский. Эти моменты положили начало нашим хорошим отношениям, которые потом продолжались много лет.

Когда вы предлагаете свою помощь в лимудей кодеш (религиозных предметах), ваши ученики могут подумать, что вы просто этим “помогаете себе”, но когда вы помогаете им в светских занятиях, вы без слов показываете им, что вы о них заботитесь.

Чтобы проиллюстрировать это, дайте мне процитировать ученика рава Меира Шапиро, одного из великих педагогов нашего времени:

Я помню, что в первое лето, когда меня приняли в ешиву (Хохмей Люблин), я был вдохновлен учиться с необыкновенным рвением. Я

был еще маленький и слабый после многих лет учения в ешивах Варшавы, странствий и недоедания. Это был пост семнадцатого таммуза, я занимался в бейт мидраше. На скамейке рядом сидел другой юный ученик, Яков из Кракова, очень старательный, но физически слабый. Один из старших учеников подошел к нам и авторитетно сказал: “Мы только что получили телефонный звонок от рава (раби Меира Шапиро), который сейчас из-за проблем со здоровьем находится на курорте, он велел вам есть и не поститься”[13].

Этот звонок издалека очень подействовал на этих учеников, они почувствовали, что рав Меир не только их учитель, но как бы отец. Он сам так и сказал, как вспоминает другой ученик:

Там был…один парень, который пришел в ешиву Хохмей Люблин после того, как учился в нескольких других ешивах. Этот ученик заболел и остался в постели. Когда рав увидел, что его нет на молитве, он не стал откладывать, а немедленно поднялся вместе с другими учениками к больному в общежитие. К удивлению рава, как только он вошел в его комнату, ученик стал дрожать. Рав стал успокаивать его, пока ученик не начал улыбаться. А вскоре рав спросил: “Михаэль, а почему ты задрожал, когда я вошел в комнату?” Михаэль ответил: “В ешиве, где я прежде учился, рав заходил с визитом, только если ученик был очень тяжело болен. Когда я увидел рава, я подумал, что я тоже в очень серьезном положении, а мне не сказали". Ответ рава был коротким, но сказал много: “В прежней ешиве ученик был учеником, а в Люблине ученик – это сын. А отец не ждет, когда сын заболеет очень серьезно, чтобы его навестить, а делает это сразу, чтобы ободрить его и придать силу его телу и духу” [14].

Прикосновение

Из всех чувств осязание требует самого близкого контакта и несет в себе огромный потенциал для чувства общения. Даже младенец инстинктивно понимает импульс, переданный прикосновением. Когда его крепко и любовно держат, ребенок чувствует себя в безопасности. И для молодых людей нежное прикосновение выражает любовь лучше слов.

И также учитель может пробудить мечтающего ученика прикосновением к плечу. Прикосновение к тыльной стороне ладони может выразить ободрение, а прикосновение к щеке - умеренное неудовольствие или раздражение.

Прикосновение может служить и дисциплине. Например, вы можете секретно условиться с учеником, который любит поговорить, что, если он зайдет слишком далеко, вы положите руку ему на левое плечо. Так вы покажете ему, что вам придется прибегнуть к публичной дисциплинарной акции, если он не прекратит.

Слово предупреждения: в современном декадентском обществе прикосновение может быть неприемлемо. Из-за падения морали в обществе и родители, и директора могут различаться в своей оценке прикосновения учителя. Рав Йоэль Крамер замечает, что еще не видел, чтобы кто-нибудь рассердился из-за прикосновения религиозного человека. В каждом обществе придаются разные смыслы прикосновению. Конечно, учитель должен осторожно пользоваться этим мощным оружием. Поэтому, хотя прикосновение - мощное средство передачи чувств учителя, оно не должно быть его промахом. Так что, пожалуйста, будьте осторожны.

Слушайте

Слушая другого человека, мы без слов выражаем к нему уважение, потому что показываем ему наше стремление его понять. Если мы его ценим, мы посвящаем ему свое время [15]. Терпеливо выслушивая человека, вы демонстрируете свою заботу. Этот принцип учит нас реагировать на вопросы.

Дайте каждому ребенку возможность задать вопрос, но без выкриков с места и прерывания класса. (См. ч. 2, гл. 8, где реакция на вопросы обсуждается в деталях.) Слушая вопросы учеников, вы не только узнаете о собственной эффективности как учителя, но и даете почувствовать ученику, что вы о нем заботитесь [16].

Несколько лет назад я ехал в автобусе, чтобы прочитать лекцию о дисциплине в классе. Один из моих бывших учеников, Моше, вошел в автобус вскоре после меня. Мы почти не виделись те два года, что он ушел из моего класса, но, как только он увидел меня, мы обменялись приветствиями, и он сел рядом со мной. Я рассказал ему, куда еду, и спросил, есть ли у него какой-то совет для моей лекции. Его ответ удивил меня. Он сказал, что учитель, который хочет, чтобы в его классе была дисциплина, должен терпеливо выслушивать вопросы учеников и давать ответы даже самым слабым из них.

Моше дал мастерский ответ. Если вы показываете ученикам, что у вас есть для них время и терпение, и если вы особенно заботитесь о слабых, у вас не будет проблем с дисциплиной [17]. Когда человек чувствует, что о нем заботятся, у него нет желания создавать проблемы. Кроме того, если вы повторяете классу хороший вопрос, заданный учеником, и сопровождаете его подобающей похвалой, это поднимает и самооценку спрашивающего, и его положение в классе.

Дисциплинарные проблемы, которые могут возникнуть во время вопросов и ответов, рассматриваются в части 2, гл. 8.

Запоминайте, что вам говорит ученик

Можно и еще усилить эффект внимания. Если, слушая, вы проявляете интерес и любовь к человеку, то еще важнее запоминать то, что он сказал.

Если ученик для вас важен, расскажет ли он о незначительной болезни младшего брата или предстоящем семейном визите, запомните это. А через несколько дней или даже недель, спросите об этом ребенка. Я не говорю о манипуляциях, ваш интерес должен быть искренним. Постепенно, когда вы откроете, как ценна эта техника, вам даже не понадобятся для этого ручка и блокнот.

Неожиданная награда

Широкий спектр наград может быть использован, чтобы поощрить хорошее поведение. Призы, прогулки, свободное время, классные праздники, все это может способствовать улучшению дисциплины в классе. Но у всех этих приемов есть одна оборотная сторона. Ученики часто это воспринимают, как знак, что учитель любит самого себя. В конце концов, он хочет, чтобы класс вел себя лучше, то есть ему было легче.

Чтобы рассеять такие подозрения, раз или два в году, класс должен получать неожиданную награду.

Один ученик, который учился у меня много лет назад, живо напомнил мне, как однажды я вошел в класс с сердитым выражением лица и сказал всем выйти из класса. А снаружи мой тон вдруг изменился, и я объявил всем о классной экскурсии на могилу царя Цидкия’гу около Дамасских ворот Иерусалима.

Чаще в ходу небольшие награды. В браке, например, неожиданный подарок – не на день рождения или годовщину, а просто так – это замечательный способ без слов показать супругу, что вы с ним счастливы. Денежная стоимость такого подарка имеет второстепенное значение. И также с классом, где даже такие мелочи, как капелька свободного времени, интересная история или мороженое могут быть хорошим ответом на хорошее поведение.

Резюме

  • Рав Шломо Вольбе [18] однажды сказал, от имени рава Ицхака Гутнера [19], что выбор рава в большей степени зависит от эмоциональной связи. А эмоции, в свою очередь, зависят, в основном, от невербальной коммуникации.
  • Теплое, несловесное выражение заботы об ученике усиливает не только вашу связь с ним, но и вашу эффективность как учителя.
  • Если ученик чувствует, что вы важный человек, он с большей вероятностью будет придавать важность и тому, что вы учите.

  1. Мой рав и учитель описывает такого рода учение, как даат (знание), которое подразумевает контакт. Хотя это не касается нашей темы, но интересующийся читатель может ознакомиться с этим вопросом в книгах Алей шор, 178; Торат Авраам, 350 и рав Йосеф Лейб Блох, Шаарей даат, маамар “Хохма бина ведаат”.
  2. Мой рав и учитель относит такой тип учения к бине. Он приводил в пример вычислителя, который может дать ответ на математический вопрос, но (в отличие от обладающего даат) не может объяснить, почему пришел к такому решению. Поэтому, когда мудрецы говорят: “Женщинам была дана добавочная мера бины” (Нида, 45б) или “Женщина понимает своих гостей” (Брахот, 10б), они имеют в виду, что женщины, в основном, полагаются на инстинкт, интуицию.
  3. См. Гаон из Вильно, Адерет Элия’гу к Дварим, 32:7 и рав Десслер, Михтав меэлия’гу, т. 1, стр. 220-1.
  4. Когда интеллект и интуиция вступают в противоречие, полезно использовать интеллект, чтобы попытаться проследить, насколько возможно, источник интуитивного ощущения.
  5. Написано равом Шмуэлем Беренштейном, (2 тевета 5686 (1926)). Эта работа кроме идей Гаона из Вильно содержит также мысли многих хасидских учителей, включая и его блистательного отца, автора Авней незер.
  6. См. Шем мишмуэль, Ваикра, стр. 361.
  7. Обратите внимание на гнев. Направленный на вас, он может пугать, представлять угрозу. А на расстоянии выглядит смешным и глупым. Но увеличивает ли он уважение к вам? Никогда.
  8. См. рав Шломо Вольбе, Бейн шеш леэсер, стр. 91-92 и Ма’гараль, Гвурот ‘Гашем, гл. 29. Авраам и Моше проявляли уважение даже к извращенным и часто враждебным элементам человечества и в результате побуждали их к послушанию. И так же Машиах. Обо всех трех говорится, что они “едут на осле”, а осел - это символ материальной природы. Все три контролируют свой мир, себя, и поэтому могут контролировать других.
  9. Рав Овадья Сфорно (1475-1550), автор часто цитируемого комментария к Торе. См. Бемидбар, 1:2. См. также Гаон из Вильно, Адерет Элия’гу к Дварим, 1:12 и его комментарий к Мишлей, 16:4.

10. См. Сфат эмет к Брейшит, стр. 157: “Имя человека было создано, чтобы усовершенствовать то, к чему он призван”. И см. Шем мишмуэль к началу Бемидбар, где Рашба указывает, что имена означают постоянство. Более того, Ма’гараль пишет, что ничто бесполезное недолговечно (Друш аль аТора, стр. 31). Таким образом, имя человека связано с категориями цель и постоянство.

11. См. Те’гилим, 147:4 и комментарий Гаона из Вильно (там же, к Брейшит, 1:1): Каждая звезда названа в соответствии с тем, как она взаимодействует с нижним миром и влияет на него. Так и Адам называл каждое животное согласно его способностям и натуре.

12. Я не рекомендую делать большой окольный путь, чтобы навестить ученика, потому что:

А. Это создает прецедент, которому потом тяжело следовать. Вы не сумеете навещать всех больных учеников, и те, кого вы не посетили, могут почувствовать, что вы о них не заботитесь.

Б. Это неестественно. То есть ребенок может заподозрить, что у вас есть для этого другие мотивы. Когда я навещаю учеников, я всегда говорю им, что был недалеко и решил заглянуть. Такой подход дает (я надеюсь) впечатление, что вы думаете о ребенке и вне классной комнаты. Но в больших общинах, где трудно поверить, что вы случайно оказались рядом, для этого требуется больше воображения (хотя в таких местах даже десятиминутная поездка считается “недалеко”).

13. См. рав Меир Шапиро: Бемахшава, Дибур вемаасе, т.2, стр. 287-88, цитируя рава Ицхака Плаксера из иерусалимской ешивы Сфат Эмет.

14. См. там же, стр. 290, цитируя рава Йе’гуду Мельбера из Нью-Йорка, также бывшего ученика ешивы Хохмей Люблин.

15. См. комментарии Раши к Брейшит, 18:19: “Тот, кто ценит другого, приближает его и дает ему об этом знать”. См. также Сфат эмет к Дварим, стр. 92, где милосердие трактуется как результат понимания. Поэтому Сфат эмет утверждает: “Вс-вышний жалеет все Свои создания” (Те’гилим, 145:9), потому что только Он поистине их понимает.

16. Иногда, правда, ученики спрашивают просто, чтобы спросить. Такому ученику ответьте: “Подойди ко мне во время перемены, и мы обсудим твой вопрос”. Но этот ученик не захочет расходовать свое “свободное время” для вопроса. И это покажет, как мало его интересует этот вопрос.

17. Иногда такую заботу следует оставить на период повторения, но если слишком много времени расходуется на вопрос, который большинство в классе уже поняли, тогда ученикам становится скучно. Помните, что контакты между отдельным учеником и учителем в классе должны быть кратковременными (см. ч. 2, гл. 8).

18. Один из великих педагогов нашего времени, рав Шломо Вольбе, живет в Израиле, он автор широко известного двухтомного труда Алей шур.

19. Рав Гутнер (1906-1981) был главой ешивы рава Хаима Берлина и одним из ведущих распространителей Торы в Америке. Выдающийся воспитатель, он оказал очень сильное влияние на души своих учеников, развивая каждого из них в соответствии с его природой.