СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ

Мицвот, определяющие социальную справедливость во всех ее аспектах

Как видно из заглавия, речь пойдет здесь о мицвот, цель которых — гарантировать справедливость в отношениях между людьми. Они определяют нашу обязанность уважать права человека, поступать честно и справедливо во всех наших делах, устраняют возможные опасности со стороны окружающей среды и удерживают от нанесения людям обид на многочисленных трудных и путаных жизненных путях.

1. Справедливое общество
Основы справедливости

2. Уважение к человеческой жизни
Запрет убийства

3. Уважение к личности
Запрещение применять насилие и причинять ущерб

4. Защита прав человека
Свобода / Частная жизнь / Самооговор

5. Справедливость в отношениях работника и работодателя
Справедливая оплата / Удержание из заработной платы / Обязанности работника / Трудовая мораль

6. Уважительное отношение к чужой собственности
Запрет воровства / О принуждении к продаже

7. Справедливость при передаче собственности
Честность при покупке и продаже / Одалживание и возвращение долга / Трудоустройство / Хранение чужой собственности

8. Безопасность и сохранность среды
Мицва делать ограждение на крыше / Предотвращение несчастных случаев / Запрет загрязнения окружающей среды /

9. Правдивость речи
Ложь / Лесть / Лицемерие

10. Справедливость к слабому и ранимому
Притеснение / Раздражительность / Унижение / Оскорбление чувств / Использование чьих-то слабостей

11. Уважение к репутации человека
Злословие / Клевета / Передача слухов и сплетен / Раскрытие чужих секретов


1. Справедливое общество

ОСНОВЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ

К правде, к правде стремись... — ДВАРИМ 16:20

Шофтим* и шотрим** поставь себе во всех воротах твоих... чтобы судили они народ справедливым судом. — ДВАРИМ 16:18 Община, канон один для вас и для пришельца живущего, канон вечный для всех поколений ваших: что вы, то и пришелец да будет перед Г-сподом. Тора одна и правосудие одинаковое да будут для вас и для пришельца, проживающего у вас. — БЕ-МИДБАР 15:15, 16

*Шофет (от глагола лишпот — наказывать, судить, защищать право) — судья, осуществляющий правосудие и карающий.
**Шотер (от глагола лиштор — упорядочить) — исполнитель постановлений и повелений глав народа и судей.

Пусть изливается, как воды, правосудие, и правда — как могучий поток. — АМОС 5:24

Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддерживайте угнетенного, будьте справедливы к сироте; вступайтесь за вдову... (и) если будут грехи ваши красны, как пурпур, то станут белыми, как снег. — ЙЕШАЙАГУ 1:17, 18

Не отзывайся о ближнем своем свидетельством ложным. — ШМОТ 19:16, ДВАРИМ 5:17

Источник социальной справедливости

Тора, дарованная нам Всевышним, указывает, что ни одно общество не сможет просуществовать долго, если оно не базируется на справедливой социальной системе. Это относится не только к евреям — это одна из так называемых "семи мицвот", данных потомкам Ноаха, то есть всем людям без исключения. Тора была дана не отдельным людям, а обществу, всему еврейскому народу. И ее главной целью было "не спасение души"

Свидетель и суд

"Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным" — это одна из десяти заповедей. В суде от наших слов зависит судьба человека, и, следовательно, нигде честность и правдивость не значат так много.

По закону Торы, два свидетеля, на показаниях которых основывается решение суда, должны быть абсолютно непричастны к происшедшему. Они не должны быть связаны ни друг с другом, ни с обвиняемым и его обвинителем, ни с судьями; они также не должны быть заинтересованы в том или ином исходе процесса. Они исполняют в суде общественный долг — представляют народ Израиля.

Если свидетели сами виновны в каких-либо серьезных нарушениях закона, они не могут свидетельствовать на суде. Но если свидетельства соблюдающие мицвот евреев не противоречат друг другу, их принимают. Судья не имеет права оказывать предпочтение словам одного из свидетелей только потому, что тот занимает более высокое социальное положение. Если перед ним честные люди, он обязан отнестись к ид словам с полным доверием. Перед судом все евреи равны — будь то дворник или профессор.

Судья обязан быть абсолютно беспристрастным по отношению к сторонам в процессе. Единственная его цель — выяснение истины. Он не должен принимать во внимание социальное положение сторон и обязан быть одинаково вежлив со всеми. Он не имеет права быть более резким по отношению к кому-либо из участников процесса с тем, чтобы таким образом запугать его. Он не имеет права выслушивать одну из сторон без того, чтобы выслушать другую, и должен бесстрашно высказать истину, какой он ее видит, независимо от возможных последствий. На правосудии зиждется само существование мира. Наши мудрецы говорят: "Тот, кто судит по правде, принимает участие в Б-жественном творении".

Милосердие к жестокому — это жестокость к милосердному

Тора любви — это и Тора правосудия. Милосердие и справедливость должны действовать сообща. Не может быть любви без правосудия. В обществе, где преступники остаются безнаказанными, нет места любви. Воспринимая мягкосердечие ко всем без разбора как абсолютное добро, либералы противятся строгим мерам, призванным ограничить насилие. В итоге они нередко проявляют больше сочувствия и понимания к преступнику, чем к его жертве. Тора учит нас, что милосердие, которое потакает, потворствует преступности, — это зло, а насилие, направленное против зла, — добро. Мудрецы говорят: "Милосердный к "жестокому закончит жестокостью к милосердному".

Лишь силой можно пресечь насилие. Но кому решать: применяет ли силу справедливость или жестокость прикидывается справедливостью, чтобы этим оправдать себя? Правые ли цели преследуются при этом или в какой-то мере корыстные? Для этого и существует Сангедрин — чтобы раскрыть, выявить мудрость Торы. Решения Сангедрина основаны не на личном мнении и пристрастиях, не на политических соображениях — они отражают лишь истину Торы.

Галаха

Кто живет в обществе, основанном на несправедливости и коррупции, и у кого нет надежды, что он сможет благотворно повлиять на это общество, должен как можно быстрее покинуть его и примкнуть к тому обществу, которое ближе всего к идеалам Торы.

Получение взятки — не только деньгами, но и в виде услуг, почестей, особой учтивости — дисквалифицирует судью, даже если он, по его словам, и не помышляет при этом отклониться от вынесения справедливого решения.

Свидетельство, данное за взятку, незаконно.

Нельзя уклоняться от свидетельства, которое может помочь другому человеку /см. главу 35/.

КОРЗИНА С ФРУКТАМИ

У рава Ишмаэля был арендатор, который отдавал ему, согласно договору, определенную долю урожая. Из этой доли он каждую пятницу утром приносил раби Ишмаэлю корзину фруктов. Однажды он принес корзину утром в четверг. Арендатор объяснил, что в этот день ему все равно нужно было ехать в бет дин, потому что сегодня разбирается его дело.

- А кто должен вести дело? — спросил рав Ишмаэль.

- Ты, — ответил арендатор.

- О нет, — сказал рав. — Я не буду вести твое дело. Ты принес мне фрукты на день раньше, а это уже особое одолжение; так что судить должен кто-нибудь другой.

Во время судебного разбирательства, слушая его в коридоре, рав поймал себя на том, что все время обдумывает, как должен был бы ответить арендатор, чтобы выиграть дело.

- Ага, — сказал он себе. — Вот как бывает, когда тебе сделали одолжение. А что было бы, возьмись я сам разбирать это дело? Не верь, когда говорят, что можно оставаться беспристрастным, после того как тебе сделали одолжение. /По агаде* из ВТ**, трактат Ктубот 1056/.

*Агада — предание, притча, нравоучение, короткий рассказ, а также общее название сборников агадот (Мидраш агада).
**ВТ — Вавилонский Талмуд.

2. Уважительное отношение к человеческой жизни

ЗАПРЕТ УБИЙСТВА

Не убей. — ШМОТ 20:13

... И со всякого человека, с одного за другого взыщу душу человека. Кто прольет кровь человека, того кровь прольется человеком, ибо по подобию Б-га создал Он человека. — БРЕШИТ 9:5

По подобию Б-га

"... По подобию Б-га создал Он человека" — это центральная идея Торы. Б-г раскрыл нам Себя как дух и источник жизни, добра и любви; так и человек, по сути своей существо духовное, способен давать жизнь, нести людям добро и любовь. Поэтому лишить человека жизни — тягчайшее преступление. Ценность жизни неизмерима, и сократить ее хотя бы на мгновение — значит совершить убийство. Рука убийцы лишает мир присутствия Б-га. "Убивающий человека разрушает целый мир" / Мишна, Сангедрин 4:5).

Парадокс гуманизма

Мы живем в эпоху гуманизма. О ценности человеческой жизни сказано много высоких слов, но на самом деле мы нередко видим, что жизнь человека ни во что не ставят. Есть немало "идеалистов", готовых погубить сотни ни в чем не повинных людей только для того, чтобы кому-то что-то доказать или привлечь внимание к своей особе или к какой-либо ситуации. А другие, хотя прямо их не поддерживают, но "вполне понимают". "Понимать" зло значит внутренне соглашаться с ним. Человек как один из сотен тысяч видов живых существ, населяющих вселенную, не имеет особой цены. Но ценность человека, созданного Б-гом ради высшей цели, неизмерима.

Галаха

Человеческую жизнь нельзя подвергать опасности даже косвенным образом. Неосторожный водитель, с точки зрения Торы, — потенциальный убийца.

Особенно же кровь вашу, за души ваши взыщу: со всякого животного взыщу ее и со всякого человека, с одного за другого взыщу душу человека /Брешит 9:51. Даже когда человек думает, что обрывая чью-то жизнь, он совершает акт милосердия ("чтобы не мучился"), — все равно это убийство. Никто не имеет права считать чью-либо жизнь бессмысленной, в том числе и свою собственную.

Человек, который находится в коматозном состоянии, считается живым до тех пор, пока самостоятельно дышит, и прервать его жизнь значит совершить убийство.

Нельзя удалить для трансплантации ни один из органов умирающего, даже если это может спасти от смерти другого человека. Нет пока общего мнения, в какой момент можно считать человека неживым в ситуации, когда сердце продолжает работать, а мозг уже умер. В каждом таком случае необходимо обратиться к знатоку Галахи.

Спасая свою жизнь, можно убить нападающего, но оберегая свою жизнь, убить того, кто не нападает, значит совершить преднамеренное преступное убийство.

Если нет другого способа воспрепятствовать убийству или изнасилованию, человек имеет право и даже обязан убить преступника.

Разрешается вести оборонительные войны. Если стране объявлена война и ожидается нападение, допускается превентивный удар.

О трансплантации

В нерелигиозном обществе ценность жизни определяется исходя из экономических и социальных соображений. С этой точки зрения жизнь человека, который впал в коматозное состояние, когда уже не регистрируется электрическая активность сердца, безусловно менее ценна, чем жизнь человека, который может прожить после пересадки органа еще по крайней мере несколько лет.

Но с точки зрения Торы человеческая жизнь — это дар Б-га, и ее ценность безгранична. И не нам, людям, решать, чья жизнь дороже: бедняка, например, или богатого человека.

Приняв далекую от Торы систему ценностей, мы обесцениваем человеческую жизнь, да и вообще лишаем ее всякого смысла, потому что жизнь человека, которую мы "спасаем" за счет жизни другого, уже не имеет истинной ценности.

Тора не только не "отсталое" учение, она смотрит далеко вперед и несет в себе ничем не ограниченное благо.

Один из запретов Торы, который распространяется также и на неевреев (как одна из "мицвот бней Ноах"), это — "эвер мин га-хай", то есть запрет есть "часть от живого". Мы не имеем права взять себе (для еды, пересадки и др.) часть даже от животного, пока оно еще живо, тем более — от человека. И еще сказано: "не стой на крови брата твоего" /Ва-йикра 19:16/.

3. Уважение к человеческой личности

ЗАПРЕЩЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ НАСИЛИЕ И ПРИЧИНЯТЬ УЩЕРБ

... И вот, два еврея ссорятся; и сказал он (Моше) неправому: зачем ты бьешь ближнего твоего? — ШМОТ 2:13

Если ссорятся люди, и один человек ударит другого камнем или кулаком, и тот не умрет, а сляжет в постель... то ударивший... пусть заплатит за остановку в его работе и совершенно вылечит его. — ШМОТ 21:18, 19

Не прибегать к насилию

Тора называет всякого, кто хочет ударить другого человека, "раша" — злодей. Стоит ли снискать это имя ради удовлетворения мгновенной вспышки гнева?

Когда люди, забывая, что они созданы по подобию Б-га, наносят друг другу физический или моральный ущерб, они тем самым нарушают принцип Торы — принцип справедливости. Оскорбить человека, лишить его уважения к самому себе — это, согласно Торе, тяжкое преступление.

Галаха

Защищаясь или защищая другого, можно ударить человека.

Родители имеют право наказывать детей, а учитель — ученика. Но если применяется телесное наказание, оно должно быть минимальным, символическим. (Впрочем, если родитель или учитель вынужден ударить ребенка, тем самым он признает, что допустил ошибку в воспитании).

4. Защита прав человека

СВОБОДА / ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ / САМООГОВОР

и кто украдет человека и продаст его, и он найден будет в руках его, подлежит смертной казни. — ШМОТ 21:16

Потому что они — Мои рабы, которых Я вывел из земли египетской: не должны быть они продаваемы, как продают рабов. — ВА-ЙИКРА 25:42

Не выдавай раба господину его, когда он спасается у тебя от господина своего; у тебя пусть живет он, в среде твоей... где ему угодно, не притесняй его. — ДВАРИМ 23:16

Если ты ссужаешь чем-нибудь ближнего твоего, то не входи в дом его, чтобы взять у него залог /Дварим 24:10/. Это касается даже судебного исполнителя. — ВТ, БАВА МЕЦИА 13а

Вмешательство в частную жизнь — оскорбление, преследуемое по закону. — ВТ, БАВА БАТРА За

Нельзя читать чужие письма личного характера. Постановление рабену Гершома, Х век

Самооговор и признание в преступлении суд не учитывает. — ВТ, САНГЕДРИН 96

Свобода

Тысячи лет назад, когда рабовладение было общепринято и являлось одной из основ экономической жизни, Тора указала путь к иному обществу.

Лишить еврея свободы без суда считалось тяжким преступлением. В еврейской среде рабство было фактически объявлено незаконным. Более того, свыше трех тысяч лет тому назад именно Тора подняла знамя свободы против рабства во всем мире. В противовес распространенным в те времена представлениям о том, что беглого раба нужно возвратить хозяину. Тора признала свободным и равноправным поселенцем любого беглого раба, который достиг границ Святой Земли. Если он был готов отказаться от идолопоклонства и соблюдать основные законы человеческого общежития (семь "мицвот бней Ноах"), ему гарантировались гражданские права.

Обыск и конфискация имущества

Тора предписывает соблюдать неприкосновенность жилища; она запрещает судебному исполнителю входить в дом должника с целью обыска и конфискации имущества в счет покрытия долга. Долг необходимо погасить, но выбрать вещи для возмещения долга — право должника. Характерно, что это положение, лежащее в основе права человека на частную жизнь, записано сейчас в конституциях большинства современных государств.

Защита прав на частную жизнь

Если хозяин дома может наблюдать через окна, что делается в жилище соседа, он обязан, при определенных условиях, принять участие в расходах по возведению защитного ограждения.

Охрана тайны частной переписки была гарантирована постановлением Х века. Естественным развитием этих постановлений является запрет подслушивать телефонные разговоры, считывать информацию с чужого компьютера и т. п. Такого не должно позволять себе даже правительство и государственные органы, кроме случаев, когда есть серьезные основания подозревать криминальную деятельность.

Самооговоры

Большинство демократических законодательных систем подтверждает, что подсудимый не может быть принужден судом или трибуналом к даче обвинительного материала против себя. Проблема, однако, заключается в том, что при отказе давать показания неизбежно возникают подозрения, что человеку есть что скрывать. И все же, по закону Торы, такое право подсудимого разумеется само собой. Любое обвинение, которое возводит на себя обвиняемый, не фиксируется судом, и суд не придает ему никакого значения. Это защищает обвиняемого и от попыток полиции вырвать у него признание, поскольку никакое признание не будет принято судом в качестве доказательства. Так действует один из принципов Торы, который мы называем "выключателем", или принципом "да — нет". Его применение не зависит от конкретного индивидуума и его благоразумия, а также от того, требует ли обвиняемый применить его по отношению к себе или нет / см. также главу 22/.

5. Справедливость в отношениях между работником и работодателем

СПРАВЕДЛИВАЯ ОПЛАТА / УДЕРЖАНИЕ ИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ / ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА / ТРУДОВАЯ МОРАЛЬ

Так сказал Г-сподь: за три преступления (Исраэля) и за четыре не отвращу Я (гнева) от него: за то, что продают праведника за деньги и бедняка за (пару) башмаков. И жаждут они праха земного на головы бедняков, и кротких сбивают с пути... /Амос 2:6,11.... За то, что вы попираете бедняка и отнимаете у него хлеб поборами. — АМОС 5:11

Не обижай наемника, нищего и неимущего из братьев твоих или пришельцев твоих, которые в стране твоей, в воротах твоих. В тот же день отдавай плату его, чтобы не зашло солнце прежде того; ибо нищ он, и к ней стремится душа его; а то он возопит на тебя к Г-споду, и будет на тебе грех. — Д ВАРИМ 24:14, 15

(Яаков говорит Лавану):... вот, двадцать лет я у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; баранов из мелкого скота твоего я не ел. Растерзанного я не приносил тебе: я восполнял это, с меня ты взыскивал украденное днем и украденное ночью. Бывало со мною, днем съедал меня зной, а холод ночью, и убегал сон мой от глаз моих. — БРЕШИТ 31:38-40

Справедливая оплата труда

Договариваясь об оплате и часах работы, работодатель обязан помнить, что работник — это, прежде всего, человек, потомок Авраама, Ицхака и Яакова, а не "рабочие руки" или "говорящее орудие труда". Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский "гуманизм" лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах. В основе Торы — не "концепция человека", а "человек как подобие Бга". Однако человек обретает свой возвышенный статус лишь в том случае, если в нем видят создание Б-га. Правильно сказано, что любовь к Б-гу находит свое отражение и в том, как оплачивает работодатель труд своих работников и сколько часов он заставляет их работать.

УВАЖЕНИЕ К ДОСТОИНСТВУ РАБОТНИКА

Договариваясь с рабочими, сын раби Йоханана бен Матья сказал им, что, кроме платы, отец будет давать им и еду. Узнав об этом, раби Йоханан возмутился:

- Как?! Ты сказал "еду" и не сказал — какую? Но ведь они могут понять это как им угодно! В конце концов, они дети Аврагама, Ицхака и Яакова!

Он велел сыну догнать работников и сказать им, пока они не приступили к работе, что отец имел в виду хлеб и овощи (обычную еду), и спросить, согласны ли они работать на этих условиях. / По агаде из Мишны, Бава мециа 7:1/.

Нетрудно себе представить, как были удивлены работники, когда услышали то, что передал им запыхавшийся юноша. Не менее ценен и педагогический эффект, произведенный этим маленьким эпизодом на сына раби Йоханана, да и на нас, читающих об этом спустя много веков.

Галаха

Согласно Торе, рабочие имеют право организовать союз, чтобы коллективно защищать свои права, и могут прервать работу, если обстоятельства вынуждают их сделать это.

Не задерживать оплату работы

Согласно Торе, задержка оплаты труда является преступлением. Если возникает сомнение, уплачено ли работнику за его труд, хозяин обязан заплатить даже в том случае, если он считает, что платит дважды.

Мишна устанавливает, что если в конце дня работники получили расчет, а один из них говорит, что ему не заплатили, и клянется, что сказал правду, то хозяин обязан ему заплатить, даже если считает, что уплатил ему вместе со всеми. Почему? Наши мудрецы считают гораздо более вероятным то, что ошибся работодатель, занятый сразу многими делами, а не то, что работник пытается его обмануть и заставить уплатить дважды.

Защищая интересы работника. Тора рекомендует работодателю в некоторых случаях принимать решение пусть не строго по закону, но в пользу работника.

ПУТИ ДОБРОДЕТЕЛЬНЫХ

Раба, сын рава Гуны, нанял рабочих, чтобы они перевезли его бочки с вином из порта на склад. Дорогой рабочие, по небрежности, разбили бочки, чем нанесли Рабе серьезный ущерб. Чтоб хотя бы частично возместить этот ущерб. Раба оставил у себя одежду, которую они дали ему в залог.

Тогда они повели Рабу в бет дин, требуя возвращения одежды. Судьей был Рав. Он сказал Рабе:

- Верни им их одежду.

- Таков закон?

-Да! — сказал Рав. — Стих гласит: "Следуй путями добродетельных". Тогда работники сказали Раву:

- Мы целый день работали, мы голодны, и нам ничего не заплатили.. — Иди и заплати им, что положено, — сказал Рав.

- Таков закон? — возмутился Раба.

- Да! Разве ты не знаешь, как заканчивается этот стих? — "И будь справедлив". /По агаде из ВТ, Бава мециа 83а/.

Вычеты из установленной платы

Подрядчик, которому платят за работу, находится в том же положении, что и наемный работник. И тому и другому полагается платить сполна, без вычетов, если это не оговорено в договоре. Споры по окончании работы нередко возникают из-за нечеткости договора, в частности если в нем ничего не сказано о соответствии оплаты качеству труда. Святой мудрец рав Меир Ис-раэль га-Когэн (Хафец Хаим) советовал во избежание споров и удержаний из установленной оплаты подробно договариваться о цене до начала работы.

ВО ИЗБЕЖАНИЕ НЕДОРАЗУМЕНИЙ

Мистеру Шерману нужно было сделать кое-что по дому. Он позвал к себе Янкеля, с которым был едва знаком, и предложил ему эту работу. Янкель взялся выполнить ее за неделю.

- Окэй, — сказал мистер Шерман, — приступай. Я знаю, на тебя можно положиться, ты сделаешь все как следует, и за разумную плату.

Когда Янкель закончил работу и попросил расчет, то оказалось, что мистер Шерман очень недоволен работой.

- Это совсем не та работа, которую я ждал от тебя, — сказал он. — Ты просишь за нее слишком много. Могу заплатить тебе только две трети.

Когда Янкель попытался возразить, мистер Шерман сказал:

- Пожалуйста, не хочешь две трети — я тебе вовсе не заплачу, можешь подавать на меня в суд.

Понимая, что судебный процесс обернется для него гораздо большими расходами, Янкель взял, что дают, хотя это и означало, что работа была для него невыгодной. При объективной оценке работы следовало, быть может, вычесть лишь десять процентов. Но мистер Шерман удержал двадцать три процента заработка Янкеля и вдобавок вынудил его взять меньше, чем полагалось. И то и другое противоречит законам Торы.

Всего этого можно было бы избежать, если бы они сразу договорились о качестве работы и ее оплате, а не ограничились выражением взаимного доверия. / По книге "Агаватхесед"42/.

Обязанности работника

Тора Б-га справедлива. Она предъявляет строгие требования как к работодателю, так и к работнику: первый обязан обеспечить соответствующие условия труда и справедливую его оплату, второй должен работать честно и добросовестно. Тот, кто в рабочее время ведет частные разговоры по телефону без согласия на то хозяина, — тот крадет его время. Ничем, кроме работы, в рабочее время заниматься нельзя. Если человек занят интеллектуальным трудом, он обязан приходить на работу бодрым и выспавшимся. Если это труд физический, надо беречь силы: не работать сверх положенного и есть как следует.

Наш праотец Яаков, единственный из трех, долгие годы был наемным работником. (У Аврагама и Ицхака были собственные стада овец, и они не работали по найму.) В течение двадцати лет он честно работал на Лавана. Напомним, что вторые семь лет из этих двадцати ему пришлось отработать из-за того, что Лаван обманул его. Тем не менее и в эти семь лет он считал себя обязанным работать так же добросовестно, как и тогда, когда работал по своей воле. Это объясняет нам, почему именно Яакова называют "человеком правды".

С другой стороны, любовь к Б-гу проявляется и в том, как хозяин относится к работнику.

КОГДА НЕТ ВРЕМЕНИ НА РАЗГОВОРЫ

Аба Хилкия, мудрец, живший в Эрец Исраэль в первом веке нашей эры, был известен своей особой близостью к Б-гу. Однажды к нему пришли два рава, посланные из Иерусалима, чтобы попросить его помолиться о дожде — страна очень страдала от засухи. Дома они его не застали. Жена сказала, что он на работе. Посланцы нашли его работающим в поле. Они приветствовали его, но он не ответил. Те прождали до конца дня, пока он не кончил работу, и спросили:

- Почему учитель не ответил нам, когда мы его приветствовали?

-Я нанимаюсь на весь день, — ответил он. — Мое время принадлежит не мне. Если б я занялся разговорами, это было бы кражей хозяйского времени. / По агаде из ВТ, Таанит 236/.

6. Уважение к чужой собственности

ЗАПРЕТ ВОРОВСТВА / О ПРИНУЖДЕНИИ К ПРОДАЖЕ

... Не кради. — ШМОТ 20:13

Не обирай ближнего твоего и не похищай, и не задерживай у себя на ночь заработка наемника до утра. — ВА-ЙИКРА 19:13

Не домогайся дома ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего. — ШМОТ 20:14

Уважать собственность

Важнейший дар Б-га человеку — это ум, которым он познает Б-га, окружающий мир и цель своей жизни, осознает стоящие перед ним задачи.

Второй дар — это тело, инструмент, с помощью которого он приближает мир к Б-гу.

И третий дар — это приобретенная человеком собственность, которая обеспечивает ему средства к существованию в этом мире и возможность исполнить его святое предназначение.

Поэтому Тора предписывает уважать собственность как нечто священное. В первую очередь речь идет о нашей собственности, которую мы не должны безответственно разрушать /см. главу 14/, но главное — это собственность ближнего, которую Б-г дал ему и для него, а мы ни при каких условиях не имеем права забрать ее себе. Точно так же, как данная нам Б-гом заповедь запрещает убивать кого бы то ни было или наносить телесные повреждения, так же Он повелел

ловека, но и против Б-га, Который наделил человека собственностью и дал ему возможность ею распоряжаться. Человеческое общество должно держаться не на страхе и насилии, а на идеалах и праве. Воровство и разбой низводят человека до уровня хищника.

Не задерживать оплату

Даже при отсутствии каких-либо нечестных намерений запрещено задерживать оплату за купленные товары, за сделанную работу или за аренду, ибо это то же воровство /см. главу 5/.

Не принуждать

Человек, который домогается чужого и, используя разнообразные виды давления, вынуждает ближнего продать свою собственность (даже если при этом уплачена полная стоимость), — такой человек нарушает заповедь "Не домогайся...".

Собственность другого человека священна

Отнять у ближнего его собственность — все равно что присвоить посвященное Б-гу. Кто не считает чужую собственность священной, тот вор в душе, вполне вероятно, что, если представится случай, он и на деле станет вором.

СЕРЕБРЯНАЯ ЧАША

Ешива* была встревожена: из дома главы ешивы украли серебряную чашу. Учащиеся ешивы постоянно бывали в его доме, и было подозрение, что чашу взял один из них. Но кто именно из сотен ревностных учеников мог на это пойти?

*Ешива — среднее и высшее еврейское учебное заведение, где глубоко изучают Письменную и Устную Тору вместе с огромной посвященной этому литературой.

В ту пору в ешиву заехал известный рав. Он подошел к умывальнику, чтобы омыть руки перед едой, и заметил, что один из учеников вытер руки о полотенце товарища. Рав сразу же указал на него главе ешивы и сказал:

"Порасспроси-ка этого мальчика; я заметил, что тот, кто не уважает чужую собственность, легко может стать вором". В беседе с глазу на глаз ученик сознался в краже, и чаша была возвращена. /По агаде из ВТ, Бава мециа 24а/.

Галаха

Заимствовать что-либо без разрешения хозяина считается воровством.

Неважно по отношению к кому совершены кража или обман — еврей это или нет, взрослый или ребенок, один человек или группа людей; до тех пор, пока вещь не возвращена или за нее не выплачена компенсация, грех остается грехом.

Уклонение от уплаты налогов, контрабанда и другие способы обхода закона ничем не лучше воровства.

Покупать вещи, в отношении которых существует подозрение, что они украдены, — тяжкое преступление. Покупать краденое — еще хуже, чем красть самому, потому что таким образом поощряется воровство. (Относительно утерянного имущества см. гл. 37).

Если кто-то по ошибке после приема гостей надел ваше пальто и ушел в нем, это не дает вам права без разрешения носить его вещи.

7. Справедливость при передаче собственности

ЧЕСТНОСТЬ ПРИ ПОКУПКЕ И ПРОДАЖЕ / ОДАЛЖИВАНИЕ И ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОЛГА / ТРУДОУСТРОЙСТВО

И если будете продавать что ближнему своему или покупать что у ближнего своего, не обижайте друг друга... И не обижайте один другого; бойся же Б-га твоего; ведь Я — Г-сподь, Б-г ваш. — ВА-ЙИКРА 25:14, 17

Не делайте неправды в суде, в измерении, в весе и в мере. Весы верные, гири верные... да будут у вас... — ВА-ЙИКРА 19:35, 36

Ибо мерзостен Г-споду, Б-гу твоему, всякий, делающий это, всякий, совершающий несправедливость /Дварим 25:16/. Первый вопрос, который задают человеку, когда он предстает перед Б-жьим престолом: "Был ли ты честен в деловых отношениях?" — ВТ, ШАБАТ 30

Честно выполнять взятые на себя обязательства

Принцип справедливости, на котором основываются все прочие принципы, таков: честно выполняй свои обязательства — как человек и как еврей. Если вы обязались выполнить какую-либо работу, поставить определенные товары или предоставить услуги — выполните свои обязательства в точности. Ваш ближний должен быть уверен, что может положиться на вас и на ваше слово и что вы его не подведете.

Духовный аспект деловых отношений

Следует обратить внимание на то, что во всех приведенных выше фрагментах из Торы есть ссылки на Б-га. Только тот, для кого существует духовная сторона жизни, кто всегда ощущает присутствие Б-га, — только такой человек сумеет противостоять постоянным искушениям, подстерегающим того, кто занимается бизнесом.

Купля и продажа

"Не поступай неправедно при покупке и продаже".

У "неправедности" много форм. Одна сторона не должна извлекать выгод из поведения другой стороны. Если все же такое случилось, потерпевшая убыток сторона может, при определенных обстоятельствах, отменить сделку. Поэтому с самого начала нужно четко определить все ее детали.

Любую "неправедность" Тора расценивает как воровство. Нечестность по отношению к органам власти или к какой-либо организации — то же, что обман отдельного человека. Корпорации и органы власти — лишь механизмы, за которыми стоят реальные люди. Если я обманываю налоговое управление, я тем самым наношу ущерб другим людям, которым придется платить больше.

Особое внимание следует уделять точности мер и весов. В соответствии с законом Талмуда на каждом рынке или месте торга должен находиться инспектор, наблюдающий за точностью мер и весов.

Нередко один из участников сделки хочет ее аннулировать. Однако если сделка уже состоялась и она была законной, бет дин обязывает выполнить все условия контракта. Но нравственные принципы Торы требуют большего, чем закон. Если сделка не была оформлена по закону, суд не может заставить стороны выполнить условия договора; он может лишь постараться оказать на них моральное воздействие. В этом случае судьи призывают обе стороны и говорят им:

"Он, Который покарал поколение потопа и поколение

рассеяния, жителей Сдома (Содома) и египтян на Красном море, — Он покарает и того, кто не держит свое слово" /по трактату Бава мециа 44а/.

Быть верным своему слову

Если было дано слово, то есть был только устный договор о сделке, то бет дин ничего сделать не может: у него нет права вмешаться и рассматривать такое дело. Но Талмуд разъясняет, что тот, кто не держит свое слово, не может называться иш эмуна (человек веры). Слово эмуна имеет два значения: вера и верность. Аврагам, человек, веривший! в Б-га и верный Бчгу, сумел отказаться от всех богатств Сдома, — читаем мы в Торе /Брешит 14:22, 23/.

Однако есть и более высокий уровень требовательности к себе. Люди, которые верны своему слову, пусть и не сказанному вслух, но произнесенному мысленно, принадлежат к нравственной элите Израиля.

ЧЕСТНОЕ СЕРДЦЕ

В Тегилим (15) сказано о человеке, который говорит истину в сердце своем.

Рав Сафра, один из мудрецов, принимавших участие в создании Талмуда (жил он в IV веке н. э. в Вавилонии), собирался продать участок земли. Покупатель предложил ему 12 тысяч динаров; ему этого показалось мало, и сделка не состоялась. Спустя несколько дней покупатель (нееврей) подошел к раву Сафре в синагоге и предложил 14 тысяч динаров. Рав Сафра, который в это время сосредоточенно молился, не мог ему ответить. Приняв молчание за отказ, покупатель стал набавлять цену и предложил сначала 15, затем 16 и, наконец, 18 тысяч динаров. К тому моменту рав Сафра завершил молитву и сказал покупателю: "Про-сти, что я не ответил тебе сразу. Я молился. Я согласен на пятнадцать тысяч".

"Но, — сказал покупатель, — я же предложил тебе 18 тысяч". "Я слышал, — ответил рав Сафра, — но когда ты сказал "15 тысяч", я подумал, что согласен, и теперь не могу отказаться от этой цены лишь потому, что ты потом предложил мне больше". /По агаде из ВТ, Макот 24а/.

Кто такой "человек веры"?

Не верьте тем, кто утверждает, что им известны люди "очень религиозные", которые, однако, ведут себя непорядочно в деловых отношениях. Человек, который соблюдает мицвот (заповеди), потому что искренне хочет исполнить волю Б-га, будет соблюдать и мицву — быть честным. Если он так не поступает, значит, он выполняет лишь те мицвот, которые ему даются легко. Было бы ошибкой считать его истинным "человеком веры". Например, тот, кто сочтет для себя затруднительным соблюдать законы шабат, найдет способ обойти эту мицву, если будет уверен, что никто об этом не узнает, и о таком человеке уже нельзя сказать, что он соблюдает мицвот как должно.

КОМУ НЕЛЬЗЯ ДОВЕРЯТЬ

Реб Берл был известен как человек истинно верующий. В синагоге его уважали — считалось, что он скрупулезно исполняет все мицвот. Ходили, правда, слухи, что его работники им недовольны, но точно никто ничего не знал. Однажды в пятницу вечером реб Берл ожидал прихода известного рава. Вместе с равом в этот вечер собирались навестить Берла и другие руководители общины. Проверяя, все ли готово к приходу гостей, Берл вдруг с ужасом обнаружил, что забыл включить свет. Рав и все его друзья придут к нему в дом, а в доме совершенно темно?! Темно и на улице. Шабат наступил, но он один в доме, никто не узнает... И зная, что оскверняет шабат, он включил свет.

Был ли он истинно верующим? Видимо, лишь до тех пор, пока не встретился с испытанием. Ежедневно ходить в синагогу, быть любезным с друзьями для него не составляло труда и в то же время придавало ему авторитет. На своей же фабрике, да и дома, без свидетелей, он делал то, что ему было выгодно и удобно. Но истинное соблюдение мицвот и нечестное поведение в чем бы то ни было, включая деловые отношения, — несовместимы. / По книге рава А. Карлица (Хазон иш) "Эмуна ве-битахон", 4:5-6/.

Займы и их возвращение

Обязанность возвращать одолженное — одна из мицвот. Она вытекает из слов: "И не задерживай у себя на ночь заработка наемника до утра" /см. выше, гл. б/.

Если требуют возвращения долга у человека, который не помнит, брал ли он в долг, и этому нет четких свидетельств, доказательств, то бет дин освобождает от уплаты долга. Однако закон Торы ставит перед человеком нравственное требование и обязывает в подобном случае уплатить: чтобы быть честным перед Б-гом, нужно быть уверенным, что никому ничего не должен.

Как хранить чужую собственность

Если вам доверили хранить чье-либо имущество, вы должны постараться сделать это как можно лучше. "Собственность ближнего следует беречь так же, как свою" — такова справедливость Торы. Что же касается юридической ответственности в том случае, если вы не можете вернуть вещь хозяину, то она определяется следующими обстоятельствами: 1) как вы храните — добровольно или за плату; разрешено вам пользоваться этой вещью или нет; если да, то должны ли вы за это

платить; 2) каким образом утрачена вещь — по вашей небрежности, или у вас ее украли, или вы лишились ее по независящим от вас обстоятельствам.

Если вещь утрачена из-за небрежности или халатности хранителя, он, разумеется, должен за нее уплатить. В других случаях вопрос решается в зависимости от того, бесплатным (1) или платным (2) было хранение или вещь взята в долг (3).

1)Если человек взялся хранить что-либо бесплатно и при этом не имеет права пользоваться этой вещью, то он не обязан платить ни в случае, если вещь у него украдена, ни тогда, когда она утрачена по независящим от хранителя обстоятельствам.

2) Если вещь хранят или берут напрокат за плату, то держатель ее обязан уплатить, если вещь у него украдена, но освобождается от платы в случае, когда она утрачена по независящим от него обстоятельствам.

3) Тот, кто одолжил вещь на время, обязан платить во всех случаях ее утраты. Если вещь сломалась или испортилась при правильном ее использовании, без вины должника, он платить не обязан. В тех случаях, когда хранитель вещи освобожден от уплаты, от него могут потребовать принести клятву, что он не проявил небрежность, и вторую клятву, что он не взял эту вещь себе.

Тот, кто готов взять что-либо на хранение у своего друга, чтобы оказать ему услугу, при этом желает избежать возможных претензий к нему в случае, если он не сможет возвратить взятое на хранение, — должен заранее оговорить, что берется за это лишь при условии, что к нему не будут предъявлены претензии ни при каких обстоятельствах.

8. Безопасность и сохранность среды

МИЦВА ДЕЛАТЬ ОГРАЖДЕНИЕ НА КРЫШЕ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ / ЗАПРЕТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Когда будешь строить новый дом, то сделай перила на кровле твоей, чтобы не навести тебе (вины) крови на дом твой, если упадет кто-нибудь с него. — ДВАРИМ 22:8

И если раскроет кто яму или выкопает кто яму и не покроет ее, и упадет в нее бык или осел, то хозяин ямы должен заплатить... /Шмот 21:33-34/. Это требование касается и случаев, когда ущерб нанесен каким-либо предметом, оставленным в общественном месте. — МИШНА, БАВА КАМА, глава 3

Моральный уровень человека определяется, среди прочего, тем, как он поступает с разбитым стаканом или другим опасным предметом. Высокая мораль побуждает человека закопать опасные предметы так глубоко, чтобы они никогда и никому не причинили вреда. /На основании сказанного в ВТ, Бава кама ЗОа./

Отвечать за нанесенный ущерб

Человек отвечает за все принадлежащие ему вещи и за использование их. Несет ответственность за то, как используется его собственность. Не дожидаясь, когда к нему будут предъявлены законные требования, он должен компенсировать ущерб, нанесенный другому человеку или его имуществу в результате его небрежности.

Обеспечить безопасное использование собственности

Смысл мицвы Торы — сделать перила на крыше, — обобщенной в Устном Законе, и состоит в том, что мы обязаны быть крайне внимательны в пользовании нашей собственностью с тем, чтобы, не дай Б-г, никому не причинить вреда. К потенциально опасному имуществу относятся, например, колодцы и ямы без необходимого покрытия или ограждения; сломанные антресоли и лестницы, ядовитые вещества и оружие, а также предметы, оставленные на краю крыши, которые могут упасть, если подует ветер.

Каждый обязан думать о возможных последствиях того, что он делает, ибо он в ответе за безопасность окружающих. Например вода или другие жидкости, неосторожно пролитые на дорогу, делают ее скользкой, что может стать причиной несчастного случая. Предприятия, сбрасывающие ядовитые отходы в реку или дающие им просачиваться в почву, безусловно, нарушают эту мицву, поскольку Тора не делает исключения для тех, кто владеет собственностью совместно с другими.

Будь то отдельный человек или фирма, бет дин имеет право призвать их к ответу и заставить подчиниться. И как последнее средство принуждения бет дин может использовать конфискацию имущества злостного нарушителя, если он причиняет ущерб общественному имуществу, общественным интересам /Вавилонский Талмуд, трактат Йевамот 8Эб/. Право суда применять в таких случаях принуждение основывается на том, что Тора не считает право собственности абсолютным. Наше право на собственность обусловлено тем, как мы ею пользуемся. Пока мы используем ее на благо общества, она наша, если же во вред ему — мы лишаемся этого права.

Этот принцип особенно важен в связи с тем, что правительства и суды часто бессильны заставить могущественные фирмы и корпорации прекратить отравление окружающей среды.

Ради общего блага

Все, что у нас есть, все богатства этого мира — дар Всевышнего. Он хочет, чтобы мы, со всем нашим имуществом, были благословением для всего мира. И мы отвечаем за то, чтобы наше богатство не стало вместо этого — проклятием для всех. Помните: Талмуд учит судить о нравственном уровне человека по тому, как он поступает с разбитым стеклом или другим потенциально опасным предметом.

Галаха

Все, что приводит к образованию дыма, пыли, шума, неприятного запаха или вибрации, следует делать там, где это не будет мешать людям наслаждаться окружающим их миром.

9. Правдивость речи

ЛОЖЬ / ЛЕСТЬ / ЛИЦЕМЕРИЕ

Сторонись неправды... — ШМОТ 23:7 Печать Святого, благословен Он, — правда. — ВТ, ШАБАТ 55а

Остаток Израиля не сделает несправедливости и не станет лгать и не найти у него языка обмана... — ЦФАНЬЯ 3:13

Дар правды

Творец наделил интеллект человека способностью отражать окружающий мир во всех его аспектах и передавать свое знание другим. На основании этого знания мы вступаем во взаимодействие с людьми и вещами, пытаясь строить эти отношения на началах справедливости. Правда — это адекватное отражение реальности в сознании, поэтому правда — необходимое условие, предпосылка справедливости. Б-жественный дар речи, способность отражать истину дают возможность всему человечеству сообща сотрудничать для своего интеллектуального совершенства, и каждый человек может наследовать это духовное сокровище. Обретая богатства истинного знания, мы можем стать справедливее, и тогда жизнь наша будет жизнью людей дарующих, совершающих добрые дела, а не просто существующих. Так Б-г связывает человечество воедино животворной нитью любви. И мы можем полагаться на своих ближних в том, что касается великого духовного блага — правды.

Тот, кто искажает образ реальности, превращает высшее благословение Б-га в проклятие. А ложь порождает несправедливость и страдание. Похищая у другого такую ценность, как истина, лжец, в результате, лишает его еще большей ценности — справедливости; в то же время он этим духовно убивает себя. Он гасит в себе Б-жественную искру, которая только и делает его человеком, созданным во благо ближнему.

Боязнь лжи

Всякая ложь, даже если она кажется совершенно незначительной и безобидной, есть обман и предательство ближнего; она разрушает личность человека. Следует остерегаться даже малейшего отклонения от истины. Мы должны чувствовать, как восстает наша душа против каждого слова неправды, готового сорваться с наших уст. Наверняка, каждый почувствовал это, когда солгал впервые. Этот внутренний протест — предостережение не разрушать свою человеческую сущность. Это напоминание, что Б-г сотворил нас, чтобы мы были правдивыми; этого же требует от нас и Его Тора. Неизмеримо зло, наносимое ложью, — и нам, и окружающим. Даже в шутку лучше не лгать. И даже если сказанная нами правда может навлечь на нас гнев и наказание, лжи следует бояться больше, чем самой суровой кары за правду.

Чувствовать себя честным

Привычка лгать способна разложить, разрушить всю чистоту жизни. Большинство грехов сопровождается ложью, к которой люди прибегают из боязни, что откроется неприглядная правда. Если мы приучимся никогда не уклоняться от правды, мы убережем себя от большинства грехов. Чем проще человеку солгать, тем легче ему согрешить и сделать зло. Никакие воображаемые выгоды от лжи абсолютно ничего не стоят по сравнению с нравственным ущербом, связанным с утратой ценнейшего нашего достояния — ощущения честности и правоты.

СИЛА ПРАВДЫ

Один еврей, закоренелый вор, пришел после Йом Кипу-ра к ребе.

-Ребе, — сказал он, — я бы хотел стать немного поближе к иудаизму. Ну, знаете, что-нибудь не слишком трудное, только не говорите мне, что я должен перестать грабить, — это моя жизнь. Но что-нибудь такое небольшое, чтобы выглядеть получше там, наверху.

- Сын мой, — сказал ребе, — я хочу, чтобы ты сделал всего одну вещь: говори правду, всегда и везде одну только правду.

- Обещаю, — сказал вор.

Однажды ночью, идя "на дело", он встретил своего знакомого, Берла.

- Ты куда так поздно? — спросил Берл. Только было вор собрался ответить: "Да так, старого друга навестить", — как вспомнил о слове, данном ребе.

- Сказать правду, Берл, — ответил он, — иду грабить в "Метрополь".

Берл поднял брови и пошел дальше.

В другой раз то же самое повторилось у вора со Шмер-лом. Вор подумал: "Нельзя мне больше воровать: ведь против меня есть уже два свидетеля". Вернулся домой и вскоре совсем отошел от преступной жизни. И это благодаря тому, что стал говорить правду. /Из хасидских рассказов/.

Лесть и лицемерие

Лесть — это когда лгут кому-либо, что он лучше, чем он есть на самом деле. Лицемерие — это лгать самому себе. Нигде истина не важна так, как в познании самого себя. Лесть ради извлечения какой-то выгоды для себя или завоевания чьего-либо расположения — презренна. Лучше отказаться от всех предполагаемых выгод, но сохранить собственное достоинство.

Мы готовы отдать наше сердце любому, кто восхищается нами.

Человек, вводящий нас в обман своими неискренними изъявлениями чувств или действиями, "крадет наше сердце". Это тот тип лицемерия, который наши мудрецы называют гневат даат (буквально: кража знания, то есть — обман). К примеру, не следует посылать приглашения или делать какие-либо предложения вашему другу, если вы знаете, что он все равно их не примет. Если вы открываете бутылку вина и в это время приходит ваш друг, не нужно делать вид, будто вы открыли ее специально для него.

Нормы вежливости

Наши мудрецы понимали, что нормальные взаимоотношения между людьми были бы невозможны, если бы каждый всегда говорил другому "горькую правду". Иной раз порадовать человека важнее, чем открыть ему истину. Можно — и даже нужно — говорить, например, хозяйке дома, что она вкусно готовит, даже если ее кулинарное искусство оставляет желать лучшего. Такой комплимент свидетельствует о том, что вы цените ее труд и ее желание сделать вам приятное. Тора предписывает быть вежливым, признает правила этикета.

Когда не следует говорить правду

Не следует говорить правду тому, кто может противозаконно ее использовать, а также если это может повредить другому (например, если убийца спросит вас о предполагаемой жертве или вор — о том, что он собирается украсть, или если это горестная весть о смерти близкого человека). Можно также не сказать правду в строгом смысле слова, если это может поссорить двух людей, или если таким образом можно восстановить мир, это благо из благ, утерянное нами.

10. Справедливость к слабому и ранимому

ПРИТЕСНЕНИЕ / РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ / УНИЖЕНИЕ / ОСКОРБЛЕНИЕ ЧУВСТВ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЬИХ-ТО СЛАБОСТЕЙ

И пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо пришельцами были вы в земле Египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте. Если кого-либо из них ты притеснишь, то, когда возопиет ко Мне, услышу Я вопль его. И возгорится гнев Мой... — ШМОТ 22:20-23

Когда поселится пришелец на земле вашей, не притесняйте его. Как туземец среди вас да будет у вас пришелец, проживающий среди вас; люби его как самого себя, ибо пришельцами были вы в земле Египетской. — ВА-ЙИКРА 19:33. 34

И не обижайте один другого; бойся Б-га твоего; ибо Я — Г-сподь, Б-г ваш /Ва-йикра 25:17/. Это касается вреда, причиненного словами. — ВТ, БАВА МЕЦИА 586

Не злословь глухого и перед слепым не ставь препоны — и бойся Б-га твоего, Я — Г-сподь. — ВА-ЙИКРА 19:14

И предаст (каре) Исраэль за грехи Йеровама, которыми он грешил-и которыми ввел во грех Исраэль. — ПЕРВАЯ КНИГА ЦАРЕЙ 14:16

Свобода от притеснения

Запрет притеснять и причинять неприятности направлен против создания препятствий и препон человеку в его законных стремлениях. Эта мицва направлена против всех форм дискриминации и преследования. Либеральные идеи, которые сегодня доминируют в западном мире и начинают распространяться на восток, уходят своими корнями в эти веления Торы. Унижение и обида вопиют к небесам, если от них

страдают самые обездоленные и беззащитные — чужеземец, вдова, сирота. В Торе сказано лишь о них, но ясно, что имеются в виду все, кому хуже, чем другим, все бедные, зависимые, несчастные и страдающие, которые находятся под особой защитой Всемогущего, доверившего их нашей заботе.

Следить за своими словами

Не прав тот, кто полагает, что согрешить можно только действием. Если вы никого не преследуете и не угнетаете, это еще не значит, что вы полностью соблюдаете Закон. Неосторожное слово может иногда лишить человека счастья и покоя или причинить такую боль, что с этим не сравнятся порой никакие насильственные действия.

Б-г наделил человека чуткой душой, способной отзываться на самые возвышенные чувства: благодарность и безмятежность, восторг и любовь. И она так же легко ранима злым, оскорбительным, необдуманным словом.

Читатели этой книги! Услышьте слова Торы, следите за своими высказываниями, чтобы никого ими не ранить. Будьте особенно осторожны, если имеете дело с несчастными, обездоленными, которые ощутят малейший намек на презрение и насмешку даже там, где их на самом деле нет. Мы — наследники Торы, пророков и мудрецов Израиля; постараемся же вернуть в еврейскую жизнь ту чуткость, которую они растили и лелеяли.

Кто велеречиво распространяется о "строительстве нашего общества на идеалах пророков" — понимают ли они, что на самом деле означают эти идеалы? Может быть, им кажется, что эти идеалы воплощаются в государственной системе помощи бедным в рамках системы социального обеспечения? Почему же тогда в

нашем (по их мнению) "государстве благосостояния" мы стали свидетелями столь тревожного роста числа избиваемых младенцев, детей, над которыми всячески издеваются, жен, избиваемых мужьями, почему растет число изнасилований и всего подобного? Когда отвергают духовный аспект жизни, рушится облик Б-га в человеке, гибнет человеческая чуткость — и нет более справедливости. План Торы по созданию истинно справедливого общества может быть осуществлен, только если все аспекты Торы развивать одновременно.

Не пользоваться чужой слабостью

Наши мудрецы разъясняют, что в словах: "... и перед слепым не ставь препоны..." — под "слепым" подразумевается и несведущий в определенных вопросах, который пришел к нам за советом. Нам велено давать добрый совет, полностью отрешившись от собственных интересов.

Речь здесь идет также и о нравственной слепоте. Нельзя никому содействовать в грехе, независимо от того, совершает его человек намеренно или по неведению, из-за нравственной слабости или по злому умыслу. Если вам не удается отвратить человека от греха, ни в коем случае нельзя содействовать ему даже в малом. Не давайте ему возможности согрешить, а если он все же найдет для этого способ, ни в коем случае не помогайте ему в этом и не говорите: "Это не моя вина", "он не сделал бы этого, если б не хотел". Это и ваш грех, потому что вы дали ему возможность совершиться.

Галаха

Нельзя поддерживать либо поощрять никакой грех.

Нельзя публиковать или продавать то, что может подтолкнуть людей на путь сладострастия и порока.

Нельзя продавать ничего запрещенного или вредного.

Нельзя продавать оружие и тому подобные предметы тем, кто не имеет официального разрешения на пользование ими. Нельзя также продавать ничего, что, как вы предполагаете, может быть использовано в дурных целях.

Не следует предоставлять заем без расписки или свидетеля, даже лучшему другу или самому честному человеку, потому что со временем что-то может забыться и это приведет к размолвке и ссоре.

Нельзя бить взрослого сына. Это все равно, что "ставить препону перед слепым": ведь у сына может возникнуть желание дать сдачи.

11. Уважение к репутации человека

ЗЛОСЛОВИЕ / КЛЕВЕТА / ПЕРЕДАЧА СЛУХОВ И СПЛЕТЕН / РАСКРЫТИЕ ЧУЖИХ СЕКРЕТОВ

Не ходи сплетником в народе твоем. — ВА-ЙИКРА 19:16

Не разноси пустого слуха. — ШМОТ 23:1

Проклят бьющий тайно ближнего своего. — ДВАРИМ 27:24. Это сказано о клеветнике /перевод Йонатана/.

А отринувшему (Тору) сказал Б-г: что тебе проповедовать законы Мои и носить завет Мой на устах своих? Ты же ненавидишь нравоучение (Мое)... Уста свои разнуздал ты для злословия, и язык твой плетет коварство. Сидишь, на брата своего наговариваешь, сына матери твоей предаешь осмеянию. — ТЕГИЛИМ* 50:16-20

Злоречие равносильно трем главным грехам: идолопоклонству, разврату и кровопролитию. — ВТ, АРАХИН 156

Злой язык убивает трех: того, кто говорит, того, кто слушает, и того, о ком говорят. — МИДРАШ РАБА, ДВАРИМ 5:10

Кто человек, (который) желает жизни... Удержи язык свой от зла. — ТЕГИЛИМ 34:13, 14

*Тегилим (от глагола легалель, прославлять) — книга в третьей части Танаха, Ктувим, содержащая гимны (псалмы), прославляющие Всевышнего, и молитвы, созданные, в основном, царем Давидом, а также Адамом, Авраамом, Моше-рабейну и другими.

Казалось бы, что плохого в том, что немножко посплетничаем, что коснемся чужих изъянов, недостатков и слабостей? Разве это такое уж преступление?

Следует уяснить себе одну вещь: опорочить чье-то доброе имя — это не обыденное дело, не пустяк. Драгоценный дар речи дан нам, чтобы нести миру благо, а мы используем его во зло. Наша душа, наша личность обладают способностью к безграничному совершенствованию, а мы портим их, ковыряясь в недостатках ближнего.

Еще хуже передавать мистеру Б. те гадости, которые сказал о нем мистер А. Если вы делаете это своим обычным занятием, вы становитесь врагом человеческого счастья, врагом Б-жьего мира, проклятием для общества, ибо вы разрушаете единство и мир, доверие и любовь и пробуждаете ненависть и подозрительность, сеете раздоры и горе, мстительность и преступные намерения. Послужит ли оправданием то, что вы делали это просто так, по недомыслию, для смеха, ничего плохого не имея в виду?

В наше время, в двадцатом веке, в основном благодаря усилиям мудреца и рава Исраэля Меира га-Когэна (Хафец Хаима) многие верующие евреи во всем мире начали относиться к этой мицве с той серьезностью, которой она заслуживает.

Если ты на самом деле уважаешь своего ближнего и не хочешь повредить его репутации, постарайся:

а) со всей серьезностью отнестись к тому, что говорят нам Тора и наши мудрецы; б) быть настолько занятым учением и делами, чтобы не оставалось времени на пустую болтовню; в) настолько глубоко сознавать свое несовершенство, чтобы исчезло желание высказывать суждение о других.

Галаха

Злословие (лашон га-ра) может касаться не только моральных недостатков другого человека. Это касается также огульного осуждения качества товаров и услуг, предоставляемых им, его способностей и даже состояния здоровья.

Даже если передаваемая информация правдива — это тоже лашон га-ра. Человек, слушающий его не

возражая, виновен в той же мере, что и говорящий.

Без согласия вашего ближнего вы не имеете права никому ничего говорить о его личных делах, пусть и по секрету.

Тора, которая воссоздает истинную картину мира, учитывает, что иногда бывает необходимо сообщить о ком-то негативную информацию (к примеру, если спрашивают о предполагаемом женихе или невесте, или о человеке, с которым хотят вступить в деловые отношения). В этом случае вы должны предостеречь вашего друга от неправильного решения, но сообщаемая вами информация должна быть известна вам из первых рук, а не по слухам, и не стоит сопровождать ее преувеличениями или излишними комментариями.