Декабрь 2024 / Кислев 5785

О монотеизме

О монотеизме

Итак, соблюдение чистоты монотеизма - основа еврейской веры. “Я - Господь Бог твой... Да не будет у тебя богов иных" - первая заповедь, прозвучавшая на горе Синай. Молитва “Шма“16, чтение которой установил сам Моше-рабейну, гласит: "Слушай, Израиль! Господь, Бог наш, Господь - один!" Здесь “слушай" имеет эзотерическое значение “понимай", “ощущай". После того, как Бог открыл нам факт Своего существования, Он дал нам главную заповедь: верить, что Он единственный. Этот отрывок Торы содержит десять заповедей: пять обязанностей сердца (знать, что Господь существует; знать, что Он наш Бог; знать, что Он единственный; любить Его всем сердцем; служить Ему всей душою) и пять обязанностей тела (обучать Торе детей, говорить о заповедях, повязывать их на руку, помещать между глазами17 и на косяках дверей18). Спрашивали мудрецы, почему заповеди приведены в "Шма“ позже перечисления наград за их соблюдение: “И будет: если послушаетесь Моих повелений, которые даю вам ныне...“ И отвечали: прежде всего человек должен принять власть Господа, а уж потом начинать исполнять заповеди.

Как люди понимают заповедь хранить чистоту монотеизма? Весьма индивидуально. Некоторые не имеют по этому поводу своего мнения и целиком полагаются на услышанное от других. Некоторые узнали об этой заповеди от отцов и хотя ощущают ее сердцем, но как нечто привычное, давно известное. Есть такие, которые глубоко изучали концепцию единственности Бога, но подходят к ней как к еще одной философской гипотезе. И наконец последние всю жизнь размышляют над этой идеей и приходят к выводу, что Господь - единственный властитель неба и земли, единственный Законодатель. Это и есть подлинное понимание.

Каждый, кто в состоянии размышлять о смысле заповедей, обязан это делать. Тот, кто исполняет повеления Господа бездумно, похож на пациента, слепо доверившегося врачу. Он никогда не узнает, правильно ли лечение. Сказано в Торе о заповедях: “И храните их, и берегите их, ибо они - мудрость ваша..." Если народы не получат интеллектуального объяснения этических заповедей, они не признают наши религиозные ценности. Всевышний уже пообещал, что снимет пелену невежества с людских глаз и всем докажет истинность нашей веры: “И скажут многие народы: идем, поднимемся на гору Господа, войдем в Храм Бога Яакова и обучит Он нас путям Своим..."

Некоторые утверждают, что мир “создался" сам по себе, а не был сотворен ех тМ1о Богом. Неужели нормальные люди, считающие к тому же себя интеллектуалами, могут в это верить? Ведь если бы им сказали, что брызгалка в саду крутится сама по себе, они назвали бы такого человека дураком. Но если такая простая вещь, как брызгалка, не может вращаться сама, то что говорить о сложном и многообразном мире? Неужели его никто не создал и никто не “запустил"?

Существует известная притча. Один атеист пришел к мудрецу и увидел у него прекрасный пергамент, покрытый тонкой арабской вязью. “Кто написал это?“ - воскликнул пораженный гость. “Ветер опрокинул бутылку чернил, они разлились по пергаменту и получилась эта рукопись", - пожал плечами мудрец. “Ты насмехаешься надо мной!" - вскричал тот человек. “Это ты смеешься, когда утверждаешь, что прекрасный, . невообразимо сложный мир вокруг нас создался “сам собой", - ответил мудрец.

Разве не достаточно всмотреться в творение, чтобы понять его Божественную природу?