Предисловие
Предисловие
Книга “Ховот а-левавот“ (“Обязанности сердца") была очень известна в средние века и любима народом. Со временем она заняла одно из самых почетных мест в еврейской философско-теологической библиотеке. К ней так привыкли, что забыли, кто является ее автором. И сегодня мы мало о нем знаем. Известно только, что звали его рабейну1 Бахья бен Йосёф (так произносят его имя сефардские евреи). Ашкеназские евреи говорят Бехайе или Бехаей, что, возможно, точнее, ибо у португальских евреев есть имя Бехайэль, и Бехаей - его сокращение.
Предполагают, что жил раби Бахья в Сарагосе где-то между 1050-м и 1156 годом. Мы делаем такой вывод потому, что самое раннее упоминание о нем имеется в комментариях к Торе р. Авраама ибн Эзры2, написанных в 1156 году. С другой стороны, сам р. Бахья называет в своей книге имя мудреца Ионы ибн Джанаха3, который умер примерно в 1050 году.
В 1161 году Иегуда ибн Тибон4 впервые перевел "Обязанности сердца" с арабского на иврит, как он пишет в предисловии, “по просьбе раби Мешулама бен Яакова"5. Этот перевод был очень популярен и несколько раз переиздавался в Неаполе, Мантуе, Венеции, Кракове, Константинополе.
В своей книге р. Бахья не выступает как создатель законченной философской системы. Но сталкиваясь с “проклятыми вопросами“, он разбирает идеи других ученых. Из еврейских философов наибольшее влияние на него оказал р. Саадия-гаон6. Очень часто р. Бахья цитирует известный труд Саадии “Эму-нот ве-деот“ ("Верования и идеи"), его комментарии к Танаху и “Сефер йецира" (“Книга творения")7. Раби Бахья был, по-видимому, хорошо знаком с творчеством своего знаменитого современника Шломо ибн Гвироля8. Из греческих философов раби Бахья, вероятно, знал Аристотеля и Эвклида, чьи мнения он иногда приводит. Мы находим в его книге также идеи, свойственные средневековой арабской философии. Великого арабского философа Ибн-Сину (Авиценну)9 автор “Обязанностей сердца", скорее всего, не знал. Нет точных данных, был ли он знаком с учением Аль-Газали10, но высказывания, сходные с идеями этого мистика, в книге встречаются. Раби Бахья не выступает с развернутой критикой философов, но иногда не соглашается с некоторыми авторитетами, например с Аристотелем.
Книга р. Бахьи - первое систематическое изложение основ еврейской этики. Ее цель - научить “обязанностям сердца", то есть раскрыть внутренний, духовный смысл заповедей, без которого они становятся мертвым ритуалом. Задача р. Бахьи не преподнести миру новую философскую систему, а напомнить людям об их моральных обязанностях.
Свои идеи раби Бахья черпает из еврейских источников, но доказательства строит на понятных всем жизненных примерах. Стиль книги, живой и эмоциональный, далек от всякой схоластики.
Раби Бахья почти не касается вопросов религиозной философии. Его интересуют не идеи, а образ жизни верующего человека и его духовный мир. Только вскользь он упоминает о проблеме выбора. Часть арабских философов провозглашала, что все предписано свыше и человек не управляет своими действиями. Другие вообще отрицали какую-либо власть Бога над людьми. Раби Бахья считает, что человек не в состоянии в полной мере понять Божий замысел. Всеведение Господа недоступно людям. Всевышний, конечно, знает все о каждом человеке, но Он не ограничивает свободу выбора. Человек волен поступать как хочет, однако он должен понимать, что за все будет отвечать перед Небесным судом.
Занимает автора “Обязанностей сердца" и проблема теодицеи11. Он считает, что загробный мир не упомянут в Писании из-за широкой известности идеи жизни после смерти. С другой стороны, он допускает, что абстракция небесного воздаяния была слишком сложна для массового восприятия и именно поэтому не попала в Танах.
По мнению р. Бахьи, высшая цель человека - любовь к Богу. Это значит, прежде всего, неукоснительно выполнять волю Всевышнего. Для этого вовсе не надо отказываться от всего мирского. Тора этого не требует. Нет смысла предаваться крайностям. Лучший путь - золотая середина.
В соответствии с философией тех времен р. Бахья пытается найти логическое обоснование заповедям. Он считает, что, поскольку человек не вполне властен над своим телом, Бог создал такую систему предписаний, которые охраняют душу. Смысл субботы р. Бахья видит в отрицании еретической идеи о вечности материи. Суббота символизирует примат духа над материей и постоянное обновление мира.
Твердо веря в безграничность Божьего милосердия, р. Бахья так обосновывает свой оптимизм: "Все, что сотворил Господь, служит добру". В мире нет ничего ненужного. Даже человеческие слабости играют свою роль. Чувство стыда, например, кажется лишним. Но если разобраться, видно, что стыд стимулирует хорошие поступки. Забывчивость тоже представляется, на первый взгляд, недостатком. Но если бы человек не мог забыть свои горести и печали, он не просуществовал бы и дня. Даже пребывание евреев в изгнании имеет положительные стороны, считает р. Бахья. Скажем, когда государство, в котором живут евреи, воюет, их не призывают на военную службу. Раби Бахья не пытается быть оригинальным. Все эти идеи высказывались уже мудрецами Талмуда. Его цель - донести сокровища еврейской этики до широких народных масс.
Как мы уже говорили, "Обязанности сердца" были очень популярны в народе. На философскую же мысль книга повлияла мало. Изредка мы находим цитаты из нее в трудах Рамбама12. Простые евреи любили книгу р. Бахьи за душевность, ясный язык, отсутствие сухих нравоучений. Раби Бахья не корит, не указывает, но поддерживает и подбадривает человека, постоянно напоминая, что цель Бога - процветание и счастье человеческого рода. Нужно только крепко верить во Всевышнего и исполнять Его заповеди.
В книге отчетливо проступает чистая и наивная душа ее автора. Каждое слово наполнено любовью к Творцу. Чувствуется, что р. Бахья достиг высшего уровня праведности и глубоко проник в тайны мироздания. Он стал настоящим цадиком13: все понял и все простил. Он научился с радостью принимать все, что идет от Бога. Счастливым прошел он по жизни и в полном душевном спокойствии удалился в иной, лучший мир.
Доктор А. Цифрони