ВОПРОС
ВОПРОС
Для непосвященных страдания ассоциируются с грехом. Некоторые предполагают, что таким образом люди расплачиваются за неправедные поступки, что если люди страдают, значит они плохие или отвергнуты Ашемом. Однако это не так.
Это верно, что Ашем создал мир, в котором вознаграждается добро и карается зло. Но было бы явным преувеличением предполагать, что в этом мире страдание является результатом каких-то неверных поступков. Зачастую "наказание не соответствует преступлению", оно много страшнее. А в иных случаях зло и вовсе остается безнаказанным. Так что страдание — это нечто большее, чем просто награда или наказание.
Истина заключается в том, что страдание является предпосылкой для достижения любой ценности в жизни.
Рождению младенца предшествуют девять месяцев беременности, а затем родовые муки (а потом вы еще должны вырастить ребенка). Если вы хотите заработать деньги, вам придется от многого отказаться и основательно потрудиться: "В поте своего лица ты будешь есть свой хлеб" . Царь Давид сказал: "Сеют со слезами, но жать будут в радости"9 .
Другими словами: чем больше слез пролито во время сева, тем больше радости и песен во время жатвы.
Все ценное в этом мире достигается через страдания10. Это особенно очевидно на примере еврейского народа. Ни одна нация не имела такой истории, полной страданий. Но беспримерные страдания евреев напрямую связаны с ожиданием обещанного величия. Впервые эта связь упоминается в Торе, в "Завете между разделенными частями"11 , когда Ашем сказал Аврааму, что тот будет иметь потомство, которое станет избранным народом Ашема, народом Израиля. Он сказал Аврааму:
"...Знай, что твои потомки будут пришельцами в чужой земле. Их поработят и будут угнетать 400 лет" (Берешит 15:13).
Это заявление приобретает особый смысл при рассмотрении египетского изгнания ("чужая земля", где дети Авраама 400 лет были в рабстве): оно стало предтечей всех четырех будущих изгнаний — вавилонского (Бавель), персидского (Мадай-Парас), греческого (Яван) и римского (Эдом)12.
Перед египетским изгнанием Ашем приказал Аврааму принести в жертву четыре вида животных, чтобы скрепить "Завет между ними". Мидраш трактует этот эпизод как намек на четыре изгнания .
Таким образом, обещание особых взаимоотношений евреев с Ашемом связано с Его повелением об изгнании и угнетении "в чужой земле", и, следовательно, страдания — это нечто большее, чем фрагмент из истории еврейского народа. Это основа его формирования, неотъемлемая часть его существования, непосредственно связанная с обещанными в будущем благами.
Поэтому ошибочно рассматривать страдания евреев как доказательство того, что они не являются навечно избранным народом или что Ашем вовсе не управляет миром. Напротив, страдания еврейского народа более, чем что-либо другое, убеждают нас в противоположном: евреи, без сомнения, являются избранной нацией, а Ашем по-прежнему правит миром. Чем еще, как неотменяемым Б-жественным декретом, можно объяснить такое явление, как антисемитизм, — иррациональную, неуничтожимую ненависть к евреям, которая сопутствует им во все времена и среди всех народов. Что помогает евреям переносить страдания? Невероятная сага о еврейском народе подтверждает, что его положение в этом мире уникально. Еврейские страдания — оборотная сторона избранности, и это так же верно, как и то, что (как ни странно это звучит) предки евреев сами избрали для своих потомков путь страдания.
Прежде чем двигаться дальше, давайте исследуем источники, повествующие о том, как три верных пастыря Израиля: Авраам, Яаков и Моше — сознательно избрали страдание для своих потомков.
ПРОСЬБА АВРААМА
В "Завете между рассеченными телами" Ашем обещал престарелому бездетному Аврааму, что его потомство будет так же многочисленно, как звезды на небе. Тора свидетельствует, что Авраам поверил Ашему, который счел его веру признаком праведности (цедака) . Однако сразу же после этого Авраам подверг сомнению обещание Всевышнего. Он спросил:
"Как я узнаю, что мои дети унаследуют обещанную Тобой землю?" (Берешит 15:8).
В ответ на этот вопрос Ашем сказал:
"...Знай, что твои потомки будут пришельцами в чужой земле. Их поработят и будут угнетать 400 лет, после чего они выйдут с большим имуществом" (Берешит 15:13-14).
Из ответа Ашема мы видим, что история изгнания евреев была предрешена. Если вопрос Авраама был ошибкой и указывал на недостаток веры в обещание Ашема, мы можем сделать вывод, что осуждение детей Авраама на изгнание было наказанием.
Однако вопрос Авраама не был ошибкой (см. вопрос 9 в приложении). Это подтверждается утверждением, предшествующим вопросу: "И он (Авраам) верил в Ашема..." Ашем Сам заявил о вере Авраама. Из этого мы можем заключить, что слова Авраама, несмотря ни на что, не отражают недостатка веры.
Почему же Ашем приговорил детей Авраама к изгнанию?
Впоследствии мы постараемся дать ответ на этот вопрос. А пока мы можем сделать вывод, что в страданиях Он видел пользу для них.
Можно даже утверждать, что Авраам желал страдания для своих детей: ведь он не умоляет Ашема отменить Свое решение, как он поступил позже, узнав о предстоящем разрушении Сдома. Это подтверждает и Мидраш, где говорится о том, как Ашем предложил Аврааму выбрать для своих детей между изгнанием и Геиномом. После долгих размышлений Авраам выбирает изгнание . Он знал, что для его потомков страдание не будет вечным. Напротив, оно, в конечном итоге, обернется благом. Поэтому он выбирает для них страдание.
ПРОСЬБА ЯАКОВА
Подобный случай произошел и с нашим предком Яаковом, который увидел во сне лестницу, соединяющую землю с небом: ангелы восходили и сходили по ней16. Анализируя этот эпизод, Мидраш17 дает один из основных уроков еврейской истории. Он говорит, о том, что ангелы, поднимавшиеся и спускавшиеся по лестнице, символизируют народы, которые будут притеснять израильтян в предстоящих изгнаниях. Яаков увидел ангела Вавилона, который поднялся на 70 ступенек и упал, затем ангела Персии, который поднялся на 52 ступеньки и упал, затем ангела Греции, преодолевшего 180 ступенек, но тоже упавшего. Последним был представитель Эдома — Рима. Он продолжал подниматься, пока не пропал из виду. (Ступени символизируют годы, проведенные в каждом изгнании. Годы бесконечного римского изгнания трудно передать соответствующим количеством ступеней: ведь оно длится около 2.000 лет).
Затем Мидраш приводит диалог между Ашемом и Яаковом.
Когда Яаков увидел свой сон (ангелов, символизирующих будущие изгнания для его потомков), то очень встревожился. "Возможно ли, что ангел Рима (Эдома) никогда не упадет?" — спросил он.
Ашем ответил ему: "Не бойся. Мой слуга Яаков. Даже если он поднимется и усядется рядом со Мной, Я сброшу его вниз". Об этом говорит Писание (Овадия 1:4): "Если ты (Эдом) поднимешься, как орел, и совьешь гнездо свое среди звезд, то и оттуда Ашем низвергнет тебя".
Затем Ашем велит Яакову, как и ангелам, взойти по лестнице. Тот испугался: "Они поднимались, но в конце концов падали; может, и со мной будет то же самое?"
Ашем сказал ему: "Не бойся. Если ты поднимешься, то никогда не упадешь".
Однако Яаков подверг сомнению обещание Ашема, повествует Мидраш, и не рискнул выполнить это повеление. Ашем сказал ему: "Если бы ты поверил мне и взошел по лестнице, то никогда бы не упал. Но поскольку ты подверг сомнению Мое обещание и не стал подниматься, то твои дети будут угнетаться четырьмя народами, среди которых они будут жить в изгнании". Когда Яаков услышал это, он пришел в ужас. "Значит дети будут страдать вечно?" — спросил он.
"Нет. Издали Я буду помогать тебе", — т.е. даже если вы будете рассеяны по самым дальним землям, то и оттуда Я соберу вас" (см. вопрос 10 в Приложении).
Из Мидраша мы узнаем: когда Яаков услышал, что страдание его детей не будет вечным, то у него не было жалоб или сожалений. Он примирился с приговором.
МОШЕ
Мудрецы повествуют нам о том, что если бы Моше было позволено войти в Землю Израиля, он построил бы там вечный Храм, и мир достиг бы конечного совершенства19 (и тогда не было бы необходимости в еврейском изгнании). Но когда Ашем приказал Моше обратиться к скале, чтобы та чудесным образом дала воду, он вместо этого ударил в скалу жезлом. Тогда Ашем сказал:
"...За то, что ты не поверил Мне, дабы явить Мою святость перед людьми, тебе не будет позволено войти в Землю Израиля" (Бемидбар 20:12).
Этот единственный проступок Моше, о котором говорится в Торе, кажется несущественным. Наверное, поэтому нам странно, что из-за этого Моше пришлось вознести 515 молитв, чтобы ему было позволено войти в Святую Землю, но Ашем приказывает Моше прекратить моления, иначе Ему придется исполнить эту просьбу ° .
И Моше прекратил молиться. Он отказался от возможности заслужить милость Ашема, так как понял: разрешение вступить в Землю Израиля повлечет за собой возведение Храма, а это не станет для людей благом, потому что они еще к этому не готовы.
Итак, мы можем сделать вывод, что Авраам, Яаков и Моше отвергли легкий путь для своих потомков. Они сочли, что страдание будет более благотворным для них, так как оно не отдаляет, а сближает евреев с Ашемом, повышает ценность их особых отношений. Оно превращает еврейский народ в ам сегула — избранный народ.
Почему Ашем явно запрограммировал свой народ на страдания, почему эта направленность особого Провидения Ашема способствует близости Его отношений с еврейским народом?
Это сложный вопрос. Для того, чтобы ответить на него, сделаем небольшое отступление.