ПРЕЛЮДИЯ

ПРЕЛЮДИЯ

Каждое поколение поражено своим видом близорукости. Однако еврейский народ в течение трех тысячелетий имел пророков и мудрецов, которые прозревали дали и ощущали подводные течения в различных смутных событиях своего времени.

Поколение, живущее после Катастрофы, по праву называют осиротевшим. Катастрофа уничтожила не только шесть миллионов еврейских жизней, но и несчетное количество мудрецов Торы, которые были глазами народа. Это заставляет нас, слепых, наощупь искать ответы на множество вопросов.

И все-таки надежда есть всегда. Лидеры Торы прошлых лет оставили нам свои записи. Они фиксируют события; в них содержатся универсальные принципы, пригодные для всех времен и стран. В большинстве случаев замечания мудрецов адресованы будущему, их советы как будто специально предназначены нашему осиротевшему поколению, которому необходимо найти смысл в безумии своего времени.

Пророки и мудрецы не только предвидели и предсказали наши страдания, но и понимали их лучше нас. Поэтому у нас есть благоприятная возможность вникнуть в их слова, понять заложенные в них принципы и объединить их в цельную конструкцию, которая станет основой для понимания настоящего.

В качестве подтверждения вспомним слова наших мудрецов, записанные в Гемаре6:

"Мир рассчитан на 6.000 лет: 2.000 лет пустоты и бесформенности (тоу вавоу); 2.000 лет Торы и 2.000 лет (известных как) Ямот Амашиах, эра (дословно "дни") Машиаха".

В этой фразе наши мудрецы предлагают нам четкую концепцию для понимания мировой истории . Третий период — 2.000 Ямот Амашиах — относится к нашему времени, которое мы сейчас пытаемся осмыслить.

Мы живем в 5756 году. Итак, 1756 лет из этого 2.000-летнего периода уже прошли, а Машиах так и не пришел. Почему же он все-таки может быть назван "эрой Ма-шиаха"?

Простейшим ответом, как объясняет Гемара, является тот, что 2.000-летняя эра Ямот Амашиах — это период, подготовляющий появление Машиаха, который возвестит приход нового мира. Но его появление зависит от критерия, которого мы еще не достигли.

Парадоксально, что эти 1.756 года были временем беспримерного страдания и наиболее жестокого преследования евреев. Наступление эры Машиаха, когда всеобщий мир станет катализатором для более углубленного постижения Ашема, сходно с процессом деторождения. Время, предшествующее рождению этой эры, называется хевлей Машиах (дословно: "родовые муки Машиаха"). Как неразрывна связь между родовыми муками и рождением ребенка, так же неразрывна связь между страданием и искуплением, между почти 2000-летним периодом изгнания и появлением Машиаха. Изучение этой связи существенно для понимания нашего времени.

ЧЕТЫРЕ СЫНА

Каждый Песах мы читаем в Агаде о четырех сыновьях: умном (хахам), дурном (раша), простодушном (там) и сыне, который даже не знает как задать вопрос (эйно йодэа лишоль). Этих четырех сыновей можно разделить на две пары: умный и простодушный сыновья; дурной сын и тот, кто не знает, как спросить. Агада сообщает нам подробно, что первая пара задает вопрос "как быть евреем", вторая же спрашивает, "почему" они евреи.

Наше поколение ведет себя подобно второй паре: большинство евреев либо враждебны по отношению к своему наследию, либо невежественны. Те, кто настроен враждебно, задает вопросы для того, чтобы дать рациональное объяснение своему антагонизму и оправдать его, в то время как невежественные даже не утруждают себя вопросами. Агада говорит нам, что отец должен взять на себя инициативу разговора с этими двумя сыновьями.

Последние 80 лет приносят нам почти непрекращающиеся страдания — Первая и Вторая мировые войны, война 1948 года, Синайская война. Шестидневная война, война Йом Кипур и совсем недавняя война в Персидском заливе. Эти события дополняются внутренними распрями и духовным отчуждением. Все происшедшее является ясным ответом на незаданный вопрос. Начнем же беседу. Когда вопрос задан правильно, всегда можно найти правильный ответ.