Изменение (бес)порядка в Меарат га-Махпела
Изменение (бес)порядка в Меарат га-Махпела
Я решил начать с Меарат га-Махпела.
Обратился к раву Левингеру. Что он думает о Меарат га-Махпела? Каково его мнение о том, что евреи могут пройти туда только как туристы? Устраивает ли это поселенцев Кирьят-Арба? Он особенно подчеркнул, что Меарат га-Махпела - “объект весьма чувствительный”, догадываясь, видимо, что я собираюсь что-то предпринять.
- Не стоит тебе сейчас заниматься этим! - предупредил он меня.
Но я на этот счет придерживался другого мнения. Если бы я спросил рава: делать мне что-то или не делать, а он мне ответил - “нет”, я, конечно же, должен был его послушаться. Но я попросил его только описать положение - каким его видит он? Поэтому я ничем не был связан.
После этого разговора я уже знал, что надо предпринять. Поговорил со своим сыном Элиягу - он учился в ешиве и хоть как-то разбирался в вопросах религии. Это было время летних каникул, когда Элиягу каждое утро ездил с Армони на хлопковые поля. Мы все продумали и приготовили заранее: когда спустимся в Меарат Ра-Махпела, наденем на себя цепи и привяжем ими себя там... Собственно, это были не цепи, а алюминиевые полосы от сохнутовской кровати. На вид они, как железные, но на самом деле гибкие и мягкие. Я нарезал полосы, просверлил в них дыры, надел замки.
Несколько дней ожидания были тягостны, особенно для сына, которому было всего 15 лет. Для психики подростка это большое испытание: пойти тайно в Меарат га-Махпела, святое для евреев место, не зная заранее, чем все кончится. Но я был спокоен и уверен в нас. Мой прошлый опыт в Советском Союзе, когда приходилось бороться с КГБ, закалил меня. Мы с сыном решили идти вдвоем (а если удастся, прихватить с собой и других людей), зайти в Меарат га-Махпела в дозволенные для посещения часы, и когда наступит время уходить, не выйти, а приковать себя цепями. Этакая форма пассивного сопротивления...
Я был убежден, что никакого закона не нарушаю. В Израиле существует закон, по которому запрещаются любые виды религиозного притеснения. То, что евреев не пускают в Меарат га-Махпела, - явное нарушение данного закона. Вот что хотелось мне подчеркнуть.
Я понимал, что нас могут арестовать, предъявить обвинения, и не строил иллюзий. Если власти охраняют порядок, значит, они чем-то руководствуются. По слухам я знал, что существует соглашение между Моше Даяном и Джабри: эти два деятеля от имени двух народов решили, что Меарат га-Махпела останется мечетью, евреям же будет позволено приходить сюда, как туристам. На данном этапе я не собирался посягать на законность этого документа - позорного для еврейского народа, живущего в своем государстве. Я только хотел посмотреть на него! Потому что никто не видел этого документа. Пусть будет арест, пусть будет суд. Я хочу увидеть документ, услышать закон, на основании которого предъявят мне обвинение.
И вот настал тот день, когда мы смогли осуществить задуманное.
Случилась странная вещь: Элиягу вышел утром из дома, чтобы как обычно ехать с Армони, но опоздал. Он видел, как машина тронулась, кричал, бежал следом, но Армони его не услышал. Элиягу всегда был точен, а тут - Армони не подождал его. Потом он жалел об этом...
- Раз уж ты не уехал, - сказал я сыну, когда он вернулся, - чего нам ждать? Пойдем сегодня!
Оставалось решить еще две проблемы: сохранить секретность и найти спутников в Меарат га-Махпела, чтобы нас была целая группа.
Кого я мог пригласить? Мой выбор пал на рава Яира Уриэля, с которым я учил Тору. Это был тихий и мудрый человек. Не побоюсь сказать - “цадик”.
Итак, я обратился к раву Яиру. Но не сказал - с какой целью. Я предложил ему пойти в Меарат га-Махпела помолиться. Он был достаточно умен, чтобы понять необычность моего предложения.
- Я вижу, ты что-то задумал, - сказал он. - Если с утра ты зовешь меня в Меарат га-Махпела, значит, что-то у тебя важное. Конечно, я с тобой пойду. Но надо, чтобы был “миньян”, я приглашу еще евреев.
После полудня, приблизительно часа в три, мы с сыном пришли к его дому. Под рубашками у нас были спрятаны цепи с замками. Пришли еще три поселенца, и мы отправились в путь.
Всю дорогу до Меарат га-Махпела шли мы молча, никто нас ни о чем не расспрашивал. Я тоже ничего не говорил, никого не посвящал в нашу затею, чтобы, в случае чего, всю ответственность взять на себя.
В Меарат га-Махпела нас встретил рав Менахем Либман. Вместе с религиозными солдатами у нас составился “миньян”. Молились мы долго, не спеша. Когда кончили “Минху”, принялись читать “Тегилим”. В четыре часа - время, когда евреев и туристов принято выпроваживать, подошли к нам солдаты, указав на часы. Рав Менахем Либман давал в это время урок Торы, и нам сказали:
- Ну хорошо, минут через десять - пятнадцать заканчивайте...
Тогда мы с сыном накинули на себя цепи, прикрепили их к дверям, ведущим к надгробию праматери Сары, защелкнули замки, достали Тору в переводе на русский и стали ее читать.
Раву Яиру я сказал, что мы отсюда не выйдем. Он, собственно, этого и ждал. Никому из присутствующих я ничего не предложил - ни остаться с нами, ни поддержать... И все ушли. Остались двое - рав Яир и рав Либман.
Солдаты не стали применять силу, но принялись настойчиво убеждать двух раввинов выйти. И когда те отказались уйти, вызвали по рации подкрепление. Через полчаса прибыл военный губернатор. А мы с сыном продолжали читать Тору - главу “Хаей Сара”, где говорится о пребывании в Хевроне Авраама-авину и о покупке им у хетта Эфрона этой самой Меарат га-Махпела.
Губернатор однажды уже арестовывал меня. На сей раз с ним прибыла группа солдат, специально отобранных леваков. Правда, на лицах у них не написано, кто они, но по тому, как они были готовы наброситься на нас, как будто мы террористы или враги, - их мировоззрение сомнений не оставляло. И где таких только находят!
Губернатор, как мог, сдерживал их, а те продолжали орать: кто мы такие и почему создаем “проблемы”?
Подошла какая-то арабка, хотела поцеловать дверь, ведущую к могиле праматери Сары. Я вовсе не хотел ей мешать, но был “прикован” к двери и не мог отойти. Это дало повод новой вспышке гнева “правозащитников”: “Мало того, что вы тут торчите, вы не даете арабам молиться!”.
Господи, какой это был “праведный” гнев, как они защищали “бедных” арабов! Если бы с тысячной долей этой энергии они боролись, защищая права евреев! Какое, скажите, у этой арабки право на могилу праматери Сары? Кто больше имеет прав - я или она?
Губернатор оказался на высоте - из уважения к святому месту надел берет. Он был человеком нерелигиозным, не очень образованным, университетов не кончал - обыкновенный мошавник.
- Тише, ребята, тише! - успокаивал он солдат. - Сейчас во всем разберемся.
Подошел ко мне и стал что-то внушать. А я читал Тору и не хотел с ним разговаривать. Да и о чем мне было с ним говорить?
Солдаты бушевали, пытаясь до нас дотянуться, схватить, отодрать от двери. До них еще не дошло, что мы прикованы.
- Кто до меня дотронется, - предупредил я, - получит!
Силы наши были явно неравными. Зато решимости мне было не занимать. Что действительно было ужасно - люди напялили на себя форму солдат Армии Обороны Израиля, а ведут себя как погромщики и негодяи. Они что - получили такой приказ? Ведь на моих глазах губернатор их успокаивал. Значит, по собственной инициативе они так меня ненавидят?!
Губернатору на все его просьбы я ответил:
- Вам ничего не поможет, мы привязаны цепью - все равно не оторвете! А будете драться - отвечу силой на силу, это мое право.
Тогда они от нас отступили и принялись совещаться. Кто-то указал на нас пальцем: дескать, у него ключи в кармане. У меня действительно нагрудный карман оттопыривался. Они подбежали, достали ключи - я нисколько этому не сопротивлялся. Ключи там лежали фальшивые. Я это сделал умышленно, это была продуманная уловка.
Солдаты принялись ковыряться в замках. У них, понятно, ничего не получалось. Тогда ключи дали мне, чтобы я сам открыл. Я бросил их в соседнюю комнату, куда был разрешен доступ только арабам.
На некоторое время нас оставили в покое. Прошел уже час, и принесли целую связку других ключей... “Вот и хорошо, вот и хватит! - говорил я себе. - Для первого раза - достаточно. Я показал им, что не боюсь. Что останусь в Меарат га-Махпела вопреки их запрету. И пусть запомнят: отныне мы так и будем поступать! Мы придем еще раз! Приведем других людей, и будем оставаться, не признавая хамского требования изгонять нас из мест, где находятся еврейские святыни!”
Наконец подобрали ключи к обоим замкам, и меня с сыном вывели из Меарат га-Махпела. Внизу, у полицейской машины, стояли рав Яир и рав Менахем Либман. Нас, всех четверых, повезли в полицию.