Ноябрь 2024 / Хешван 5785

Биография Бен-Циона Тавгера זצ"ל

Биография Бен-Циона Тавгераזצ"ל

Профессор Бен-Цион Тавгер родился в г. Борисове 5 августа 1930 г. Семья жила в городе Горьком.

С детских лет он отличался острым умом, необыкновенной любознательностью. Побеждал всех в шахматы. За ним закрепилось прозвище “всезнайка”, и даже его старший брат Семен, погибший во Второй Мировой Войне, всегда обращался к Боме с любым мало-мальски трудным вопросом. Обладая обширными знаниями в самых разных областях, на олимпиаде школьников Горьковской области, проводившейся по трем программам: физике, математике, химии - участвовал во всех трех и занял первое место.

В 1947 году поступил на физико-технический факультет Московского университета. Его преподавателями были лауреаты Нобелевской премии академики Ландау и Капица.

В 1949 году перевелся в Горьковский университет и в 1952 году закончил его с отличием. В памяти своих сокурсников он остался как самый блестящий и выдающийся студент.

Последние годы жизни Сталина были отмечены разнузданным антисемитизмом. Это отразилось и на судьбе Тавгера. Ему было отказано в аспирантуре, где он мог бы заниматься научной работой. Будучи направлен по распределению в Сибирь на один из военных заводов города Омска, он продолжал научные исследования самостоятельно.

Выбраться из Сибири ему удалось чудом. Тавгер написал письмо знаменитому писателю Илье Эренбургу, к которому благоволил сам Сталин. Эренбург ответил на письмо неизвестного талантливого молодого еврея и помог ему. В результате Тавгер стал преподавать в Калининградском пединституте теоретическую механику и термодинамику.

В 1954 году Тавгер открыл явление “магнитной симметрии”. Работы в этой области легли в основу его кандидатской диссертации, которую он защитил в 1959 году в Московском пединституте. Много лет спустя, уже в Израиле, никто не мог поверить, что этот молодой ученый и есть “тот самый” Тавгер, работы которого давно известны во всем мире.

С 1960 года Бен-Цион Тавгер преподает в Горьковском университете. Здесь он организует еврейскую студенческую молодежь в подпольный сионистский кружок, где читали и распространяли произведения Жаботинского, проводили пасхальный Седер, отмечали еврейские праздники, знакомились с историей и религией еврейского народа, короче - готовились к будущей алие в Эрец-Исраэль. Впоследствии, едва появилась возможность, все участники этого кружка репатриировались в Израиль.

На след подпольной группы Тавгера напало КГБ. Начались допросы, обыски, следствия, аресты. И снова, благодаря своему “нестандартному” мышлению, он выходит победителем в схватке с КГБ: симулирует психическое заболевание и скрывается в психиатрической клинике. Выйдя оттуда, он даже не появился дома - скрылся в неизвестном направлении.

“Намотать” Тавгеру срок КГБ не удалось, но из Горьковского университета его уволили и вообще лишили права преподавания в Горьковской области.

Тогда Тавгер связывается с Академгородком в Новосибирске и проходит по конкурсу на должность старшего научного сотрудника Института физики полупроводников Сибирского отделения Академии наук СССР. Регулярно публикует научные труды и в 1969 году защищает докторскую диссертацию.

Вокруг Тавгера и в Новосибирске организуется сионистская подпольная группа. Основным направлением деятельности этой группы была борьба за право свободного выезда в Израиль.

КГБ снова “выходит” на Тавгера. На этот раз было решено, что лучший способ избавиться от него - как можно скорее выпроводить в Израиль. Таким образом Тавгер, первый в Академгородке (и вообще первый ученый такого ранга) получает разрешение на выезд в Израиль.

С мая 1972 года Тавгер в Израиле; он живет в мерказ-клита города Нацрат-Илит. Узнав о приезде известного ученого, президент Тель-Авивского университета профессор Юваль Неэман приглашает его на работу.

До 1974 года Тавгер работает в Тель-Авивском университете. Все это время он предпринимает энергичные усилия для создания научно-исследовательского института физики твердого тела в тиши и спокойствии Иудейских гор, в Кирьят-Арба. Он убежден, что это - самое подходящее место для создания нового НИИ в Израиле по типу Академгородка.

Тавгер много раз обращался в самые высокие инстанции со своим проектом, создал картотеку потенциальных работников, ученых-олим из СССР. Все соглашались с его идеей, на словах поддерживали ее, понимая всю важность абсорбции ученых-олим для науки Израиля, но отказывались выделить средства для этого начинания. Все их возражения сводились к тому, что НИИ Тавгера будет находиться “за зеленой чертой”.

Тавгер оставляет работу в Тель-Авивском университете и окончательно поселяется в Кирьят-Арба. Он активно включается в борьбу за право возвращения евреев в Хеврон - город предков, за наказание арабов, виновных в погроме 1929 года и осквернении святых еврейских мест.

Тавгер пишет письма протеста в редакции различных газет, членам Кнессета, принимает делегации правительственных учреждений, участвует в различных заседаниях на тему “Еврейское поселение в Хевроне”.

Военные и правительственные власти запрещали хоронить евреев в Хевроне, где покоятся знаменитые раввины и цадики, где в братской могиле лежат жертвы зверского погрома 1929 года.

... В семье художника Б. Нахшона, одного из первых поселенцев Кирьят-Арба, внезапно умирает шестимесячный ребенок. Мать ребенка, Сара Нахшон, решила: если при жизни евреям не дают вернуться в Хеврон, то ее мальчик своей смертью откроет евреям эту дорогу. С трупом младенца на руках Сара пошла прямо на солдат, выполнявших приказ министра обороны Ш. Переса запретить похороны. В конце концов мальчика похоронили на хевронском кладбище... Жители Кирьят-Арба выставили на кладбище двух сторожей, чтобы не дать арабам осквернить свежую могилу.

Должность сторожа на кладбище предложили безработному профессору Тавгеру, чтобы поддержать его материально. И Тавгер согласился, считая, что сможет в кладбищенской тиши спокойно обдумывать проблемы теоретической физики. Однако то, что он там увидел, изменило его планы: он принимается за расчистку кладбища, поиски обломков могильных плит, реставрирует разбитые надгробия. Древнее хевронское кладбище мало-помалу приобретает пристойный вид.

Затем он начинает раскопки знаменитой синагоги “Авраам-авину”. Власти чинят ему мыслимые и немыслимые препятствия, однако Тавгер неутомимо продолжает свой праведный труд.

Одновременно с этим он ведет отчаянную борьбу со своими высокопоставленными противниками за право евреев молиться в Меарат га-Махпела в любое время дня и в любой день недели.

Бен-Цион Тавгер и его сподвижники неоднократно подвергались арестам, власти возбуждали против них уголовные дела. Один из таких процессов, так называемый беэр-шевский суд, тянулся почти два года и закончился полным оправданием обвиняемых. Приговор судьи - это подлинная ода Тавгеру, его сионистскому подвижничеству.

Тавгер оставил более сорока пяти научных статей и работ, в основном в области физики твердого тела. Последняя, не завершенная им работа была опубликована уже после его смерти, в июне 1986 года, в одном из самых престижных физических журналов Physics Letters.

По оценке профессора Юваля Неэмана, если открытие Тавгера подтвердится в ходе экспериментов, его важность будет равна появлению лазеров.

Тавгер всем сердцем любил Израиль, чуть ли не всю страну он исходил пешком. Он много общался с людьми, помогал новым олим: читал им лекции, проводил беседы, ходил с экскурсиями в окрестности Хеврона.

Он был преданным сыном своих родителей, любящим мужем и отцом.

С конца 1975 года и до последнего дня жизни Тавгер преподавал в Иерусалимском Технологическом колледже. Здесь находилась его научная лаборатория, здесь хранят память о нем как о выдающемся педагоге.

Профессор Тавгер изучал Тору, начал соблюдать заповеди. Он утверждал, что между Торой и наукой есть полное соответствие.

Тавгер никогда не болел, никогда не обращался к врачам. Болезнь, сразившая его, продолжалась четыре с половиной месяца. Он умер в возрасте 53 лет, когда его младшему сыну было тринадцать месяцев.

Центр Хеврона, где расположена синагога “Авраам-авину”, назван в его честь - “Кирьят Бен-Цион”. Об этом говорит памятная доска, установленная у главного входа в синагогу.