Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я воистину испытываю чувство трепетной благодарности Всемогущему Б-гу за то, что Он помог мне опубликовать эту книгу. Кроме того, я выражаю признательность всем, кто посещал мои лекции, которые легли в основу этого труда. Во имя их заслуг Ашем даровал мне понимание сути вещей и оригинальные мысли, которые я излагал на лекциях. Именно эти мысли включены в книгу. Я действительно испытываю чувство искренней благодарности.

***

Человек придумал два замечательных инструмента, которые открыли ему доступ к мирам, обычно недоступным и спрятанным от его глаз: телескоп и микроскоп. Телескоп помогает человеку проникнуть в макромир Вселенной, в то время как микроскоп способствует исследованию Вселенной изнутри. Точно так же постичь скрытую сущность самого себя можно с помощью двух методов: осознав, как ты ничтожен и как ты велик. Самонадеянность, гордость, высокомерие — распространенные пороки, предаваясь которым человек становится снисходительным к себе, что приводит его к отречению от других людей. Чтобы исправить пороки подобного рода, требуется, образно говоря, телескоп, способный проникать в область духовного. Обрати свой взор к небесам, посмотри, что создал Б-г, — разве после этого ты сможешь оставаться таким же самодовольным? В конце концов, что такое человек в сравнении со Всевышним? Даже не то же самое, что муравей по сравнению с человеком.

С другой стороны, излишнее самоуничижение также подводит нас. Когда мы считаем, что все, совершаемое нами, не имеет никакого значения, тогда пришло время вытаскивать духовный микроскоп и изучать, чего стоят наши самые малые деяния, каждая минута нашей жизни.

По-моему, самая частая причина депрессий и печали в наши дни заключается в неспособности та правильной самооценке. Таким образом, эту книгу можно рассматривать как своего рода духовный микроскоп, который увеличивает значимость каждого из нас. Нам следовало бы верить в собственную значимость, — что вовсе не значит быть самонадеянным, — не в фальшивую значимость, а в подлинную собственную ценность. Это чувство, в основе которого лежит признание Б-га. Знание того, что мы действительно собой представляем, есть ключ к благополучию, счастью и добру.

Счастье — ускользающая цель, особенно в наши дни. Тем более странно читать, что Тора обязывает нас служить Б-гу радостно. Если нам не удается достичь этого, то все работает против нас. Как сказано в Торе: "И придут на тебя все эти проклятия... И будут они на тебе знамением и доказательством, и на твоем потомстве вовек, за то, что ты не служил Ашему, своему Б-гу, с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего" (Дварим 28:45-47).

А что, если ты живешь в трудных, не поддающихся контролю обстоятельствах? Как тогда быть веселым?

Однако Б-г обязывает нас радоваться. Он дал нам способность чувствовать себя счастливыми независимо от обстоятельств. Вопрос стоит так: какова волшебная формула достижения счастья?

Во-первых, надо понять, что магическое не имеет к этому никакого отношения.

Счастье — это функция знания. Рамбам (Маймонид) учит, что "любовь к Б-гу (и гарантированное удовлетворение жизнью) придет лишь через знание Его, любовь находится в прямой зависимости от знания... Поэтому необходимо углублять знание о Б-ге как можно больше (Законы раскаяния 10:6)".

Служение Б-гу без понимания превращает это служение в тяжкую работу. И наоборот, знание лежащего в основе всего Б-жественного замысла превращает мучительные земные коллизии в ситуации, наполненные смыслом, и это приносит удовлетворение. Это книга о том, как превратить повседневное в необычное, бессмысленное — в нечто значительное. Для этого необходимо ответить на главные вопросы жизни. Что такое жизнь? В чем заключается замысел Творения? Что такое счастье? Кто такой человек? Кто такой еврей?

Современный мир беден, так как слишком многие живущие в нем люди не знают ответов на эти вопросы. А большинство людей вообще не ставят их. Нет ничего более нелепого, чем ответы без вопросов.

Если данная книга сможет разбудить любопытство в людях, чтобы они задали перечисленные вопросы, это будет большим успехом, даже если мы, кроме этого, ничего не добьемся. Эти вопросы заставят человека разрешить фундаментальные проблемы жизни, положат начало любви, счастью и добру.

Я видел многих людей, судьба которых была поломана оттого, что человек вдруг обнаруживал прежде скрытые и не известные проблемы понимания жизни. Нам не удается распознать многое из того, что необходимо, чтобы распорядиться нашей жизнью наилучшим образом. "Не смущай меня истиной" — слишком частая реакция. Многие из нас обладают необходимой информацией и сознают это, но поиск истины нас пугает, а, коснувшись ее, мы боимся наполнить ею нашу жизнь.

Тем не менее истины — наши главные союзники. И они никуда от нас не денутся. Они всегда рядом, чтобы их использовали в любой подходящий момент. Все, что надо сделать, — это принять решение.

Я надеюсь, что книга представит вам эти истины в интересной, новой и простой форме, чтобы мы не боялись прибегать к ним и чтобы они помогали нам узнавать, как "служить Б-гу с радостью и с сердечным расположением".

***

Материал этой книги был многократно представлен широкой аудитории, в том числе и во время трехдневной встречи с великими учителями Торы в Эрец Исраэль. Тогда стало очевидно, насколько важна обратная связь. Итогом стали десятки аскомот (раввинских одобрений), которые могут быть предъявлены.

***

Я хочу выразить сердечную признательность всем, кто позволил мне продолжать публичное чтение лекций. Главным образом я хочу поблагодарить добровольцев, которые задействовали программу Шал'эввс в Монси, и в особенности м-ра и миссис Готлиб, организовавших программу в Бруклине. Выражаю свою благодарность Яакову Астору, написавшему эту книгу. Лишь благодаря его усилиям весьма сложный в иной ситуации предмет книги был облечен в доступную для понимания форму и при этом не потерял глубины и прелести.

Наконец, — и это самое ценное — ничто из задуманного не совершилось бы, если бы не преданная помощь моей дорогой семьи. Да будет на то воля Ашема, чтобы мы были достойны продолжать свое дело и увидели Избавление вскорости, в наши дни.

Эзриэль Таубер

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОБРАБОТКИ

Менее десяти лет тому назад раби Таубер читал лекции в Иерусалиме. Он часто делает это, посещая Эрец Исра-эль. Я тогда учился в ешиве, и сначала у меня было ощущение, что этот приехавший лектор и его слова несколько далеки от меня. Но уже к середине тридцатиминутной лекции я начал понимать, что его мысли затрагивают нечто глубоко запрятанное внутри меня.

Хочу признаться, что на момент написания этой книги, т.е. почти десять лет спустя, все, что я помнил из той самой первой лекции, это смутное воспоминание о чем-то, имеющем отношение к мысли, что Тора и бизнес взаимо-превращаются одно в другое (см. Часть первая, глава 2, подраздел "Мистицизм в повседневности" — о том, как некоторые мысли, изложенные в магнитофонной записи, были включены в эту книгу). Мысль, что жизнь — это нечто цельное, что ее нельзя разделить на отдельные области мирского и религиозного, воистину одна из уникальных, великолепных истин мировоззрения Торы. И, конечно же, она является как бы визитной карточкой раби Таубера, который придает особое значение этой идее, очень привлекательной и для меня. Однако даже больше, чем философским аспектом, лекция впечатлила меня тем, что идеи Торы предназначены для реальной жизни, для того, чтобы мы по ним жили. Разумеется, я знал об этом и раньше, но именно на этой первой лекции раби Таубер поразил меня как человек, живущий полностью в соответствии с истинами Торы, тем, что его жизнь была как бы воплощением этих истин. Поэтому впечатление от того, что я видел его живым, дышащим, говорящим, осталось со мной и было даже сильнее его слов.

Когда год тому назад я начал записывать за раби Таубером его мысли, это было первым опытом как для него, так и для меня. Такие попытки делались и прежде, но они не удались. Честно говоря, я тоже сомневался, смогу ли удовлетворить и раби Таубера, и запросы читателей.

Тогда, в самый первый день совместной работы, раби спросил меня, каков мой замысел. Я не знал, что ответить. И вдруг меня осенило.

Диалог!

С помощью диалога можно было превратить абстрактные идеи Торы в идеи реальной жизни. Когда я коротко излагал свой замысел, слова легко слетали с моих губ. Это неудивительно, ибо раби Таубер давно и со всей очевидностью убедил меня, что нам следует и что мы должны жить по Торе.

Отвечая на предложение излагать материал в форме диалога, он искренне сказал: "Если нам необходимо сделать это дело, пускай оно будет исполнено именно так".

И вот мы начали с книг, основанных на лекциях раби Таубера о работе и браке. Эта — третья по счету — книга, по существу, является фундаментом его мировоззрения, мировоззрения Торы. Она состоит из "корневых" идей, а идеи первых двух книг — их производные.

Если мы поймем эту книгу, то, несомненно, сможем применить ее практически самым наилучшим образом, она станет для нас вечным живым источником самообогащения. Мы надеемся, что "Скажи жизни "Да!" поможет читателю созидательно и ответственно использовать основные принципы Торы, чтобы сделать его жизнь живым заветом Торы Всемогущего Б-га.

***

Составление диалога подобно одиссее — это эпическое путешествие в неизведанное. Даже самый организованный писатель не может предположить, что лежит за линией горизонта.

Характер, обстоятельства или мысль возникают внезапно и неожиданно изменяют ход диалога. Однако в диалогах, подобных представленным здесь, все же есть определенный план: раби Таубер точно указал мне, что он хочет выразить. Я посетил ряд его лекций, слушал магнитофонные записи и с самого начала представлял вполне определенно, в каком направлении пойдет работа. Затем я заду мывал диалог и давал разворачиваться разговору своим путем. Я надеюсь, что в результате получился занимательный материал для чтения, который одновременно обучает многим глубоким мыслям в простой, усвояемой, практичной форме.

Кроме материала, изложенного в форме диалога, эта книга содержит дополнительные разделы, написанные традиционно. Часть вторая намеренно написана в разъяснительной манере (не выходя из рамок диалога). В конце книги есть дополнительный очерк "Рош Ашана", который резюмирует и расширяет многие мысли, высказанные ранее.

Эти разделы так же легко читаются, как и диалоги, в то же время они дополняют книгу и дают читателям, предпочитающим повествование диалогу, возможность прочитать раби Таубера в изложении, более соответствующем их вкусам.

Я.А.