О СОВЕТЕ БИЛАМА
О СОВЕТЕ БИЛАМА
Дочери Моава и Бааль-Пеор – последнее испытание перед приходом Машиаха
Сказал пророк Вс-вышнего: «И будет в тот день … и выйдет источник из Храма Г-сподня, и напоит реку Шитим» (Йоэль 4:18). В этом стихе нам сообщено о том, что будет происходить в дни Машиаха. А что именно имеется в виду?
О реке Шитим мидраш сообщает следующее: есть источники, которые растят богатырей, есть [те, которые растят] слабых, …а это был источник, который приводит к разврату. … И в будущем Святой, благословенно Его Имя, высушит его, как сказано: «…И источник из Храма Г-сподня выйдет и напоит реку Шитим» (Танхума «Балак» 26). Возникает противоречие: в стихе сказано, что в эту реку вольется источник, выходящий из Храма, а мудрецы говорят, что Вс-вышний высушит эту реку. Как понять стих и мидраш?
Совет Билама
Написано в Торе, что «пророк-злодей» Билам из Мидьяна, после того как ему не удалось проклясть еврейский народ, обратился к своему нанимателю - Балаку, царю Моава: «И ныне, вот я ухожу к моему народу. Пойдем, я дам тебе совет, что сделает этот народ твоему народу - в конце дней» (Бэмидбар 23:27). Тем не менее, на основании того, что открылось ему ранее, он хочет «дать совет» Балаку. Раши приводит слова мудрецов («Санэдрин» 106а), которые сообщают нам, в чем заключался его совет: «Б-г этих людей ненавидит разврат [поэтому посредством ваших женщин постарайтесь их совратить]. Знай, что Билам дал этот совет привести их к падению через разврат, ибо сказано [о женщинах Мидьяна]: "Ведь они были для сынов Израиля по слову Билама" (Бэмидбар 31:16). По словам Раши, в нашем стихе как бы пропущены слова, и понимать его следует так: «Я дам тебе совет, как привести их к падению, и скажу тебе также, какое зло причинят они Моаву в будущем», [ибо написано] "и сокрушит пределы Моава" (Бэмидбар 24:17). Однако простое понимание сказанного заключается в том, что Билам дал свой совет Балаку, увидев пророческим даром то, что будет происходить в далеком будущем. Иными словами он видел, что этот грех будет нашим обвинителем до конца дней. Такое понимание имеет еще одно подтверждение.
Испытание дочерьми Моава и Баал-Пэором стало последним испытанием еврейского народа перед приходом в Землю Израиля. Наши учителя говорят, что оно относится к категории «маасэ авот – симан лебаним», («произошедшее с отцами - знак для потомков»). Последнее поколение перед приходом Машиаха также будет стоять перед этим испытанием, что объясняет актуальность этой темы для нас – ожидающих прихода Машиаха. Попробуем в ней разобраться.
Совет Билама был принят и применен на практике: «И жил Исраэль в Шитим, и стал народ блудодействовать с дочерьми Моава. И звали они народ на трапезы жертвенные своим божествам, и ел народ, и поклонялись они их божествам. И пристал Исраэль к Баал-Пэору, и воспылал гнев Г-сподень на Исраэль» (Бэмидбар 25:1-3). Талмуд («Санэдрин 106а») говорит, что название «Шитим» происходит от корня «штут» (глупость). И объясняют наши мудрецы, что человек грешит только, если в него вошел дух глупости. Т.е. там царила атмосфера глупости, которая привела к разврату и идолопоклонству.
Глупость, разврат, идолопоклоство
Мы видим, что последнее испытание, как и тогда – в степях Моава у реки Шитим - будет иметь три аспекта: общая атмосфера глупости, разврат и «Баал-Пэор». Новых «моавитянок» можно увидеть почти на каждом углу, дух глупости окружает нас со всех сторон. Остается выяснить, что означает Баал-Пэор применительно к нашему времени, чтобы убедиться, что сказанное в Торе о последнем испытании евреев в пустыне имеет к нам самое непосредственное отношение.
Гемара в трактате «Санэдрин» (38б) «дублирует» известную мишну в трактате «Авот» (гл. 2 мишна 16): «Знай, что ответить эпикоросу». (Понятие «эпикорос» часто переводят на русский язык как «безбожник» или «еретик», но это не совсем точное определение. В широком смысле так определяют тех, кто отрицает заповеди, не признает раввинов в качестве авторитетов и насмехается над алахой. Рамбам, отличая эту форму отступничества от других, определяет эпикороса более узко, как человека, отрицающего пророчество вообще, либо откровение Моше Рабейну, либо тот факт, что Вс-вышний знает человеческие поступки.) Талмуд приводит мнение раби Йоханана, согласно которому повеление «знай, что ответить…» сказано в отношении нееврея, но еврею-эпикоросу отвечать не надо, так как он разойдется еще больше. И Виленский Гаон комментирует, что это из-за Баал-Пэора. Какая связь?
Известно, что идолам обычно жертвовали самое дорогое: золото, самых тучных животных и даже собственных детей. Баал-Пэор отличался от других языческих божеств, ведь ему служили иначе: перед ним… испражнялись. Что это за «приношение»? Поясняют наши учителя: Творец создал весь мир для Своей славы («Авот» 6:11), славу Он получит только от человека, ведь человек – единственное творение Вс-вышнего, обладающее свободой выбирать, а без свободы выбора невозможно восславить Творца по-настоящему. В еде есть две составляющие: то, что может усвоиться в организме, и отходы. Первая станет частью человеческого тела, т.е. имеет возможность присоединиться к «системе» прославления Творца. Вторая - отходы – это то, что Вс-вышний презрел и отверг (именно поэтому в месте, где они находятся, запрещено произносить святые слова Торы и молитвы, Имена Вс-вышнего). Поэтому то и избрали создатели культа Баал-Пэора то, что неугодно Вс-вышнему - именно это «хочет» Баал-Пэор. И ценность этого именно в том, что Творец это отверг, поскольку здесь как будто появляется нечто вне Творца, нечто самостоятельное и не связанное с ним. Теперь мы можем понять слова Виленского Гаона: когда ты споришь с эпикоросом, он узнает нечто, что неугодно Вс-вышнему, и это пробуждает его интерес действовать именно в Б-гопротивном направлении.
Из вышесказанного очевидно, что культура, которая будет господствовать в конце дней, «должна быть» построена на легитимизации и даже превознесении именно тех вещей, которые противны Б-гу. С той же целью была осуществлена «акция» моавитянок у реки Шитим: они не искали возможности «погулять», а были подосланы с четко поставленной задачей – сбить евреев с «правильного курса» и, в конечном счете, прилепить их к Баал-Пэору. Однако нужно понять, что такого умного сказал Билам?
«Б-г этих ненавидит разврат»
Читая рассказ мудрецов, приведенный в Раши возникают три вопроса? Во первых, что нового он сообщил, разве кто-то не понимает, что соблазн развратом – самый эффективный? Во-вторых, что добавляет в его совете «Б-г этих ненавидит разврат», вроде и без этого фактора все должно было сработать? И третье. Один из основополагающих принципов педагогики гласит, что есть различие между воспитанием и побуждением. Если я буду уговаривать ребенка делать нечто за награду, то без нее он ничего делать не будет. Так как же случилось, что с помощью разврата евреев приучили к Бааль-Пеору так, что они служили ему уже добровольно, без побуждения моавитянок?
Однако именно в этом суть совета Билама-злодея: «Б-г этих ненавидит разврат». Когда занимаются развратом, зная, что это противно Б-гу, быстро приобретают вкус к тому, что противно Б-гу, Г-сподь упаси. Именно таким образом человек придет к отрицанию Вс-вышнего, или, другими словами, пристрастится к очередному «Баал-Пэору».
Глупость неразрывно связана со всей этой ситуацией. Ведь именно интеллект является важнейшим инструментом прославления Вс-вышнего, о чем пишет Рамбам в своем комментарии на первую мишну 2-й главы трактата «Хагига», в которой написано, что «тому, кто не радеет о Славе Вс-вышнего, лучше вообще не появляться на свет». Рамбам объясняет, что такой человек не бережет свой разум, и потому может лишиться рассудка, в то время как именно с помощью разума человек прославляет Творца. Следовательно, когда человек выбирает глупость, он выбирает нечто, противоречащее славе Творца.
Святость супружеской близости и ее противоположность
Билам сказал: «Их Б-г ненавидит разврат». Т.е. разврат ненавистен Вс-вышнему в любом случае, даже сам по себе, вне зависимости от дальнейшего приучения к практическому идолопоклонству. Почему это так страшно? Дело в том, что заповедь супружеской близости имеет огромную святость. Раавад в «Баалей а-нефеш» (приводится в Бейт Йосеф «Орах Хаим», 240) и Рамбан в «Святом послании» пишут, что неправильное поведение во время супружеской связи портит душу супруга. А «Мишна Брура» (гл. 240 параграф 54) приводит мнение законоучителей, которые передали от имени Аризаля, что даже если в результате близости между мужчиной и женщиной не происходит зачатие - все равно появляются бестелесные души, и от того, как ведут себя супруги в момент близости, зависит уровень святости этих душ. Правильное выполнение заповеди начинается с правильных мыслей, которые в дальнейшем приводят к интеллектуальному и эмоциональному слиянию, которое имеет и свое физическое выражение. Супруги становятся одним целым во всех смыслах, и таким образом приводят в мир святые души, имеющие высокий духовный и интеллектуальный потенциал, и об этом сказано в «Святом послании» Рамбана (интеллект - тоже важная предпосылка святости, как мы объяснили выше).
Развратная связь – это полная противоположность святости. Это кратковременное, непрочное соединение, которое происходит только на эмоциональном и физическом уровне, правильные мысли там полностью отсутствуют, до единого целого тоже далеко. В результате такой связи человек портит себя. А кроме этого появляются души, в которых отсутствует святость - потенциальные «солдаты армии демонов».
От греха Первого Человека к последнему испытанию
Теперь мы видим, как связаны между собою глупость, разврат и идолопоклонство, и почему все они противны Вс-вышнему. В свете сказанного, мы можем дать ответ на вопрос, заданный в самом начале статьи, и снять кажущееся противоречие между формулировкой мидраша и словами мудрецов в Талмуде. Источник, который выйдет из Храма - это поток духовности и понимания, который будет излит на мир в дни Машиаха.
Это приведет к целому ряду изменений, и в том числе к тому, что интеллект и святость добавятся к силе влечения, и то зло, которое было в ней заключено, пока эта сила была оторвана от разума и святости, тем самым будет уничтожено. Сама «река Шитим» освятится, перестав существовать в качестве «реки Шитим», ибо название «Шитим», происходящее от корня «глупость», ей уже не подойдет - она станет чем-то принципиально иным.
Корень испытания - грех Адама а-ришона
Добавим еще одну важную деталь. В книге «Зоар» (гл. «Балак») приводится следующий рассказ. Раби Шимон бар Йохай утверждал, что у такого нечестивца как Билам не может быть не только пророчества, но даже духа святости, и спорил с другими мудрецами, которые говорили, что знание, полученное им от Вс-вышнего, было пророчеством. Объясняя свое утверждение, раби Шимон бар Йохай говорит, что после греха Первого Человека два ангела - Аза и Узиэль - предстали перед Вс-вышним и высказали претензию в адрес человека: «Видишь, сотворенный Тобою человек согрешил!» Тогда Творец спустил их на землю и они тоже согрешили. После этого Святой, благословенно Имя Его, поместил их в темных горах и сковал цепями, и именно эти падшие ангелы учили людей колдовству и гаданию, а последним их учеником был Билам. Сразу после очередного визита к этим созданиям он был призван Балаком, который рассчитывал, что Билам сможет проклясть (и тем самым существенно ослабить) еврейский народ. Таким образом, все предсказания Билама были основаны на знании, полученном от тех ангелов.
Мы не будем углубляться в подробное обсуждение темы ангелов, но с т.з. нашей статьи важно принимать во внимание, что ангелы лишены свободы выбора, а их состояние может меняться только в зависимости от поведения человека - об этом пишет рав Хаим из Воложина в книге «Нефеш а-Хаим» ( ч.1). Поэтому получается следующая цепочка: вследствие греха Адама а-ришона (Первого Человека) эти ангелы были спущены на землю и обучили Билама, а тот, в свою очередь, в силу полученных от них знаний, дал Балаку свой страшный совет. И в итоге происходящее сегодня имеет непосредственное отношение к греху Адама а-ришона.
Практические выводы
Из всего вышесказанного следует, что еврею стоит постоянно помнить слова злодея Билама: «Б-г этих людей ненавидит разврат». Это испытание, которое каждый из нас должен выдержать, выпало на нашу долю совершенно не случайно. Именно так мы должны исправить последнюю «поломку», связанную с грехом Адама а-ришона, и тем самым исправить мироздание, привести Машиаха. И именно об этом сказал пророк Йоэль: «…и выйдет источник из Храма Г-сподня, и напоит реку Шитим». Мы видим из слов наших мудрецов, что «река Шитим будет исправлена» только в тот день - таков замысел Творца, и есть на это намеки и в Письменной, и в Устной Торе. Наши учителя говорят, что завершающи нечто Б-гоугодное получает награду как-будто бы он это сделал от начала и до конца. Выходит, что тот, кто удостоится завершить исполнение этой заповеди (сумев удержаться от разврата и от «культуры Баал-Пэора») получит награду за всех, кто предшествовал ему в этом.
И это наша задача на службе у Творца.