Сионизм и Танах

Сионизм и Танах

Не так давно ООН приняла резолюцию, объявляющую сионизм разновидностью расизма. Все евреи и также многие страны запада выступили против этой резолюции и оценили ее как антисемитскую. Многие евреи в СССР были брошены в лагеря по обвинению в сионизме, и одним из источников, позволивших определить их взгляды как преступные была резолюция ООН.

Так что же такое сионизм?

Может быть, он - всего лишь одно из национальных движений, так расцветших в мире в наши дни? Может быть, он тождествен тому национальному пробуждению, которое охватило Эстонию, Литву, Латвию, Польшу? Или может быть, сионизм отличен по своей сущности от всех этих движений?

Ответ на этот вопрос сконцентрирован в краткой фразе - "Сионизм это книги Танаха”. Чтобы пояснить это, воспользуемся аналогией.

Представим себе, что в Эстонии вот уже 2000 лет вся жизнь устроена в соответствии с принятой всем ее народом книгой законов. Представим, что эта книга установила и устанавливает для граждан Эстонии образ жизни, нравственные нормы, законы торговли, законы о компенсациях за убытки, статус женщины и т.д. Представим, что научно доказано, что эта книга составлена 2500 лет назад, она являлась основной всего исторического бытия эстонского народа, его ориентации в основных сферах жизни во все прошедшие с тех пор столетия. Добавим к этому, что ни одно из восьми важнейших событий в эстонской истории не было событием, имевшим бы рациональное объяснение. Давайте продолжим, приняв еще одно предположение, что все народы мира издеваются над эстонцами, но они продолжают верить в то, что все написанное в его Книге - сбудется. Дорогой читатель, представь себе, что перед твоими глазами происходит это странное явление. В этой ситуации ты, разумеется, согласишься, что эстонское национальное движение не похоже на иные случаи пробуждения народов мира, ведь ни один из них не сумел выжить многие годы, находясь в окружении многочисленных врагов, приходящих с утра до вечера, чтобы уничтожить его.

Только что перед нами в ином одеянии предстала история евреев, история народов Танаха, история сионизма. Танах - это серия из 24 священных книг, которыми, согласно сформулированным в них законам и системе ценностей, руководствуется еврейский народ в своей материальной и духовной жизни. В этих книгах, в особенности в книгах Торы и Пророков, мы найдем подробную картину всей истории евреев. Эти книги были объединены вместе, по мнению, с которым согласно большинство в мире, самое малое 2500 лет назад, но мы верим в то, что они были записаны 3300 лет назад, т.е. Танах был составлен еще до того, как произошли те исторические события, о которых он рассказывает.

В Танахе имеются восемь центральных пророчеств, касающихся нашей истории. На эти центральные темы пророчествовали многие пророки. Каждое из пророчеств не поддается разумному объяснению и они часто противоречат друг другу. Как станет ясно в дальнейшем, невозможно представить, что эти книги - плод человеческой мудрости, человеческого предвидения, так как смысл этих пророчеств противоречит всякому разумному жизненному опыту, всем принятым во времена пророков жизненным концепциям. К большому удивлению, каждое из этих восьми центральных пророчеств либо уже осуществилось в нашей истории, либо находится в наши дни в процессе осуществления. Танах - это главный источник иудаизма и сионизма, неотъемлемая часть иудаизма.

Давайте углубимся в каждое из этих восьми пророчеств, относящихся к нашей истории. В каждом из них разложим его анализ на несколько частей: отрывки из Торы и Пророков; историческая проверка, осуществилось ли пророчество; проверка, выходит ли данное историческое явление за рамки привычного хода истории, или оно было ожидаемо? В путь!

Маршрут 1

Пророчество: Вечность Израиля

Тора говорит, что еврейский народ не подобен иным народам, у которых есть эпохи расцвета, за которыми следует закат и даже полное исчезновение с лица земли. Наш народ - вечен.

Источники

а).    Берешит, 17:7: ”И поставлю союз Мой между Мною и тобою и между потомством твоим после тебя в роды их, в союз вечный, чтобы быть Б-гом тебе и потомству твоему после тебя. И дам тебе и потомству твоему после тебя землю твоего пребывания, всю землю Ханаанскую, во владение вечное”.

б).    Ваикра, 26:44: ”Но и при всем этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того,

чтоб истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними...'

в).    Иермиягу, 31:34-35: ”Так сказал Г-сподь, который дает солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, который (так) волнует море, что бушуют волны его

- Г-сподь Цеваот имя Его. Так же, как не исчезнут предо Мною законы эти, - сказал Г-сподь, - так и семя Израилево никогда не перестанет быть народом предо Мною”.

г).    Иешаягу, 54:17: "Всякое орудие, сделанное против тебя, не будет успешно, и всякий язык, который предстанет с тобою на суде, ты обвинишь. Это наследие рабов Г-спода и (на! рада за) справедливость их от Меня - слово Г-спода". (Смысл отрывка: обещание, что все попытки уничтожить народ Израиля не увенчаются успехом, так как он - народ вечный).

Историческая проверка

Осуществилось ли это обещание? Сам факт нашего существования здесь, несмотря на попытки многих народов уничтожить нас, как в прошедшие столетия, так и в недавней Катастрофе европейского еврейства уже в нашем веке, - это положительный ответ на заданный вопрос. Стоит, может быть, взглянуть еще на два отрывка, написанных неевреями.

Л.Н.Толстой написал статью "Кто такой еврей?” Этот вопрос не так уж странен, как кажется на первый взгляд. "Посмотрите, что за странное существо еврей, которого угнетали и преследовали, который был жертвой мучений и насилий, резни и погромов, которого жгли и вешали все народы и их руководители, вместе и по отдельности. И тем не менее он жив до сих пор. Кто он такой, еврей, который так и не научился до сих пор брать взятку имуществом и материальными поблажками в жизни, предлагавшуюся ему в качестве платы за перемену веры и уход от своего еврейства?”

”Еврей - это носитель священной функции, спустивший с небес вечный огонь и осветивший им весь мир”.

Марк Твен "Еврейскими глазами”:

”Если статистика точна, в человеческой расе насчитывается только один процент евреев. Количество евреев можно сравнить с частичкой звездной пыли на песчаной тропинке. Соответственно этому, нормальным было бы, если бы мы вообще не слышали о еврее, но мы слышим о нем и всегда слышали”.

”Он выделяется на Земле более, чем кто-либо, и его экономическая и культурная роль непропорционально высока по сравнению с его численностью. Также непропорционально велик его вклад в список людей, выдающихся своими достижениями в спорте, науке, искусстве, музыке, экономике, медицине и просвещении”.

"Еврейский народ вел в этом мире граничащую с чудом борьбу, вел ее со связанными за спиной руками. Он мог бы возгордиться собой, но не сделал этого, напротив - стал еще более скромным. Египтяне, вавилоняне и персы возвысились, наполнили весь мир шумом и звоном - и выдохлись, испарились, исчезли из мира, как сон, которого не было. После этого пришли греки и римляне - снова наделали шуму и исчезли. Поднялись и другие народы и несли свои факелы высоко еще какое-то время, но и эти факелы погасли, а они сами погрузились в дрему или совершенно стерты. Еврей - сильнее всех, побил их и вот он ныне - таков же как был всегда. Не атрофировались, не ослабели члены его тела; не замедлилась реакция, ни следа ослабления его бодрости, и ум его по-прежнему ясен и остер. Все в мире смертно, кроме еврея.

Экзамен исторической целесообразности

Явление, которое мы видели, - было ли оно естественным с точки зрения истории, или же в нем есть нечто необычное, что нельзя было предвидеть? Уже из цитаты из Марка Твена ясно, что такое явление как еврейский народ - это нечто необычное в истории человечества. Попытаемся более глубоко проанализировать материал.

"Вечный народ”. Толкование этого состоит в том, что мы ныне тот же народ, каким мы были 3300 лет тому назад во время дарования Торы на Синае. Мы живем согласно той же Книге Торы, с теми же заповедями, с той же системой ценностей и образом жизни и религиозно-нравственными законами, которые соблюдали наши праотцы в Синайской пустыне. Это явление не вписывается в обычное объяснение истории. Рим, Греция, Египет, Вавилон, Персия - все они не населены ныне теми же народами, что проживали там в древности. Ассимиляция и политические процессы сделали свое дело. Более того, даже если бы могло прийти в голову, что у какого-то народа есть возможность выжить в течение тысяч лет, можно было бы ожидать, что у него были три важных предпосылки для этого, позволившие ему просуществовать на фоне такой долгой эпохи: страна, общая для всего этого народа, общий язык и общая история. Без этих основных условий народу трудно просуществовать и сто лет.

Напротив в течение 2000 лет, до 1948 г. у нашего народа не было государства, земли, где он обладал бы верховной властью. Евреи были рассеяны по всему миру. Не было у него ни единого языка, ни, разумеется, единой истории. Различные группы евреев жили в разных странах мира и впитывали местную культуру этих ст ран. С культурной точки зрения, например, есть гораздо больше общих черт у еврея, живущего во Франции, и его французского соседа, чем у этого еврея и еврея из Йемена. Чудо, требующее объяснения, состоит в том, что в отсутствии всех трех вышеперечисленных признаков еврейский народ не только сумел выжить в течение тысяч лет, но даже осуществил это в очень удачной фо рме, пробуждающей удивление с духовной, нравственной, правовой и социальной точек зрения. Это исключительное явление, которому нет подобного в истории человечества. Это явление противоречит всякому здравому смыслу в оценке истории, и все-таки Тора обещала нам с полной уверенностью, что именно так сложится ход событий.

Маршрут 2

Пророчество: евреи всегда будут в изгнании.

Как в Торе, так и у Пророков, отмечено много раз, что еврейский народ будет во всемирном изгнании.

Источники

а).     ”Ваикра”,    26:33. ”А вас рассею между народами и обмажу вслед вам меч, и будет земля ваша пуста, и города ваши будут руинами”.

б).    "Дварим”, 28:64. ”И рассеет тебя Г-сподь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить божествам иным...”

в).    "Иехезкель”, 12:15. ”И узнают они, что Я - Г-дь, когда Я рассею их средь народов и развею их по странам”.

Исторический экзамен

Нет нужны опровергать исторические факты, показывающие, что наш народ многие столетия жил в изгнании во многих странах мира.

Проверка исторической целесообразности

а). Совершенно ясно, что существование народа в изгнании находится в противоречии с идеей его вечности. В истории нет народа, разбросанного между другими народами, который смог

бы сохранить свою вечность, тем более, когда он не находился в своей стране.

Ясно также, что до "информационной революции” середины 20 в. почти не было устойчивой связи между разными странами мира. Из этого следует, что почти весь еврейский народ не жил в своей стране и, кроме того, почти не было связей между его рассеянными частями. И все-таки, народ продолжает существовать доныне. Это без сомнения - сверхъестественное явление. Удивительно и то, что Тора за сотни лет до начала изгнания уже писала о том, что народ будет изгнан из своей страны и даже "рискнула” сказать, что при всех испытаниях изгнания народ сохранит свое единство и характерные черты. Это тоже не имеет естественного объяснения.

б).    Может быть, галут (изгнания) - это естественная вещь в истории? Разумеется, нет. Изгнание - это редкое историческое явление. Когда один народ захватывает другой, он предпочитает править над ним, поработить его, взымать с него тяжелые налоги и т.д. Изгнание народа было очень редким случаем в человеческой истории, и когда это случалось, изгнанный народ переставал быть самим собой за несколько десятков лет.

в).    Даже христианство признает, что существование евреев в изгнании - это сверхъестественное явление. Церковь около тысячи лет назад изобрела особый термин - "заблудшие евреи”, объяснение которого, согласно христианской концепции, состоит в том, что само существование евреев как народа в изгнании, хотя все атакуют его, является доказательством истинной Б-жественной природы Ешу (да сотрется его имя и память) и доказывает как будто бы истинность его слов. Отцы церкви писали, что евреи никогда не вернутся к себе на Родину и будут кочевать по свету (как живые свидетельства своего греха - Прим. ред.). Понятно, что основы этой теории развалились в тот час, когда евреи из всех стран рассеяния собрались в Эрец-Исраэль. Это возвращение разрушило многочисленные книжные умствования христиан.

Однако, как это все относится к нашему вопросу? Мы привели тезисы христиан, чтобы показать, что и иная религия признает метафизичность основ существования нашего народа, хотя и дает неверное объяснение. В споре по этому вопросу, существование вечного народа в условиях изгнания, рассеяния по миру, противоречит историческому рационализму, лишь Тора пророчествовала об этом тысячи лет назад.

Маршрут 3

Пророчество:

Согласно Танаху, в каждом месте, где ни ступит нога еврея, будут такие люди, которые попытаются напасть и уничтожить его.

Источник

а).    "Дварим”, 28:65. ”Но и между теми народами не успокоишься ты, и не будет покоя ступне твоей, а даст Г-дь тебе там сердце встревоженное, тоску и скорбь души. И будет жизнь твоя висеть (на волоске) пред тобою, и будешь в страхе день и ночь, и не будешь уверен в жизни своей”.

б).    "Дварим”, 28:35-36. "Отведет Г-сподь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и будешь ты там служить божествам иным - дереву и камню”.

Толкование.

Само понятие "еврей в изгнании” - символ позора.

Исторический экзамен.

Факт, не требующий споров, что на протяжении всей истории, с начала еврейского изгнания существовала ненависть к ним. Она прорывалась наружу и находила свое выражение в самых ужасных и жестоких вещах. Во многих случаях это отношение становилось частью официальной политики режима. Поэтому, вовсе не необычно, что еврейский народ, такой малочисленный, всегда находится в центре внимания.

Проверка исторической целесообразности

Многие исследователи утверждают, что есть естественные причины антисемитизма. Наиболее распространены следующие объяснения.

а).    Евреи отличны от других народов, и люди ненавидят непохожее.

б).    Христиане во всех поколениях обвиняют евреев в казни Ешу.

в).    Евреев ненавидят, так как они упорно не желают отказаться от своего внешнего вида и стать "такими как все”.

г).    Принято обвинять евреев в экономических трудностях.

д).    Евреи, обычно, удачливы в своих начинаниях.

е).    Иные причины.

Хотя вышеприведенные причины истинны, однако есть более глубинные причины антисемитизма и все объяснения - это только отговорки, уход от ответа. Чтобы ответить на этот важных вопрос, мы должны понять глубину различия между причиной и предлогом. Причина - это фактор, вызывающий определенный результат. Предлог - это не "причина”, но пытается таковой казаться. Как их различить? Удали "причину” и посмотри, сохранятся ли ее последствия. Если да, ясно, что то, что ты принял за причину, - таковой не является. Но если следствие исчезло, мы видим, что причина была истинной причиной для данного следствия. В свете этой посылки стоит проверить историю антисемитизма.

Языческая эпоха

В эту эпоху, еще до христианства, начался антисемитизм. Его базой стало утверждение, что евреи отличаются своей верой, укладом жизни и законами от верующих язычников. Если так, то следовало ожидать, что если евреи станут более похожи на иноверцев, исчезнет и ненависть к ним? Началась христианская эпоха и доказала, что дело обстоит иначе.

Христианство

Эта религия появилась после эпохи язычества. Она гораздо более похожа на иудаизм, чем язычество похоже на нее. И если отличие в образе жизни - главная причина антисемитизма, следовало бы ожидать улучшения положения евреев. Однако, случилось совсем наоборот. Христианство нашло иную причину для ненависти к нашему народу. Оно утверждает, что евреи убили основателя христианства и все евреи во всех поколениях ответственны за это убийство. Не важен факт, что историческая истина не совпадает с христианской версией, что в действительности это убийство совершили "римляне”. В течение 1500 лет христианского "объяснения” было достаточно для антисемитизма. Если церковные намеки - причина антисемитизма, следует ожидать, что с эмансипацией, в процессе которой Европа сбросила с себя иго церкви, уменьшится ненависть к евреям? Но и здесь дела пошли иначе. В эпоху эмансипации нашли новую причину. В обмен на получение гражданских прав (это началось в Германии) от евреев потребовали прервать всякую связь с еврейским народом. Разумеется, аналогичное требование не бы.ю выдвинуто для французов, англичан, немцев, католиков или протестантов. Большая часть евреев отказалась отвергнуть свою веру, и антисемитизм продолжался, как прежде.

Была, правда, одна страна, в которой еврейские жители согласились отказаться от религии в обмен на гражданские нрава Это произошло в Германии. Евреи там стремились ”быть больше немцами, чем сами немцы”. Это помогло им превратиться в немецкий народ? Нет, нет и нет! Именно там в конце 18-го в. родилась совершенно новая в отношении взглядов на "еврейскую проблему” расовая теория. Ее "точка опоры” такова: если даже еврейский народ выглядит и ведет себя, как мы - немцы, все-таки мы, немцы, выше их и должны их ненавидеть. За что? За то, что евреи остаются евреями в своей сущности - продажным народом, изменить который невозможно.

В ту же эпоху родилось сионистское движение во главе с Т. Герцлем. Герцль считал, что единственное решение проблемы -это создание независимого еврейского государства. Отсутствие такового государства, по Герцлю, главная причина антисемитизма. Но если так, то можно бы предположить, что с 1948 года, года создания Государства Израиль, антисемитизм уменьшился? В действительности ничего не изменилось и антисемитизм продолжался с полной силой. Правда, есть люди, желающие спрятаться за "объяснение”, что они не антисемиты, а всего лишь антисионисты, однако на деле это несерьезно и напоминает фразу: ”Я не против США, я против Америки...” Тот, кто выступает против Еврейского Государства - выступает и против еврейского народа.

Из вышесказанного видно, что антисемитизм - это не просто "природное явление”, а все те "причины”, которые приводились для его объяснения, сменяя одна другую, в действительности не более, чем уловки, предлоги для ненависти к нашему народу, и сколько бы мы их не убирали - явление остается.

Нет сомнения в том, что эти "причины” - не основной фактор антисемитизма, хотя нельзя уйти и от того факта, что они "добавили огня в костер”. В этих "разъяснениях” нет ничего, что могло бы объяснить преемственность и постоянство антисемитизма во всей истории почти без перерыва. Нет в них и материала для объяснения универсальности антисемитизма, даже в местах, где количество евреев настолько мало, что они почти неизвестны населению. Например, пять лет назад в 1985 г. в Японии появились плакаты, обвиняющие евреев во всех социальных и экономических проблемах Японии, хотя в этой стране почти нет евреев.

Где же главная причина, базис антисемитизма? Гемара (Талмуд) уже дала нам ответ на это. Источник ненависти в том факте, что Г-дь дал нам Тору на горе Синай. "Синай”, согласно объяснению Гемары, происходит от слова ”син’а” ("ненависть”). Гемара рассказывает, что на Синае евреи приняли веру в то, что существует только один Единый для всего мира Б-г и поэтому есть также единый нравственный закон, который обязывает всех, как частных лиц, так и общество и режим. В подспудном понимании иных народов еврей символизирует этот нравственный закон, совесть. А кто же любит постоянно думать о своей совести, мешающей ему совершать поступки, на которые его толкает его животное начало?

Некоторые религиозные нееврейские круги также признали, что в этом - истинная причина антисемитизма. Католический священник Эдуард Пленери писал: "Евреи принесли в мир само понятие Закона и вечной морали. По своей воле или против ее, но еврей - символ Б-жественности в истории... И поэтому, не чудо, что ненависть к евреям - это самая большая ненависть в истории человечества”. Как было сказано, это цитата из статьи католического священника. Еврей - посланник основной моральной идеи, поэтому неудивительно, что в России многие из них выступили против жестокого коммунистического режима. Разумеется, мы не всегда помним о нашей миссии, но это уже тема для другой книги.

Что ясно из всего этого - это то, что антисемитизм - это не природное явление. Тора пророчествовала, что еврейский народ будет вечен, хотя бы даже он будет в изгнании и все возненавидят его.

Маршрут 4

Пророчество: ’МАЛЫЙ ЧИСЛОМ”.

Тора готовит нас к тому, что мы всегда будет относительно небольшим народом.

Исторический экзамен

С начала изгнания в 165 г. н.э. численность евреев никогда не была высокой. Всегда мы составляли менее 1 процента человечества, в то время, как ислам и христианство увеличили самым существенным образом их долю в народонаселении.

Проверка исторической целесообразности

Чтобы народ остался на страницах истории, нужно, чтобы у него была своя страна или, по крайней мере, чтобы народ был настолько большим, чтобы, несмотря на процесс естественной убыли, смог сохранить свое существование. Правда, увеличить народ может также обращение в свою религию иноверцев. И вот, еврейский народ, против всех разумных правил, остается маленьким и даже не пытается заняться миссионерской деятельностью, чтобы привлечь к себе людей из иных народов. Пророчество о "малом количестве” противоречит частично другому пророчеству - о нашем существовании в качестве вечного народа, ибо, чтобы выжить, нам нужно быть многочисленными. В заключение этого пророчества: если кто-то захочет предположить, опираясь на исторические оценки, что этот народ продолжит свое существование, этот человек, разумеется, не сможет представить себе, что у такого маленького народа будет такое могучее влияние на историю человечества. Реальность показывает нам, что такой небольшой народ, как наш, находящийся почти всю свою историю в изгнании, именно в то время, когда он унижен и угнетен большим народом, сумел оказать наибольшее влияние на мир. И это приводит нас к пятому маршруту

Маршрут 5.

Пророчество: ”Свет народам”.

Это пророчество говорит, что еврейский народ - образец для других народов. Через иудаизм они придут к миру основных идей, на которых покоится современная цивилизация.

Источники

а).    Шмот, 19:6. ”А вы будете у Меня царством священников и народом святым”.

б).    Иешаягу, 60:1:3. "Восстань, свети, ибо пришел свет твой и слава Г-сподня над тобой воссияла. Ибо вот, тьма покроет землю и мрак - народы; а над тобой воссияет Г-сподь, и слава Его над тобой явится. И будут ходить народы при свете твоем, и цари - при блеске сияния твоего”.

Исторический экзамен

Иудаизм "пожертвовал” миру серию очень существенных понятий. Среди них - вера в Единого Б-га; существование абсолютной морали, обязывающей всех; равенство прав людей; человек ответственен за свои поступки и в его силах улучшить свой путь; обязанность любви к ближнему;возможность понять чудеса природы; мораль труда и т.д.

Джон Адамс, второй президент США, высказался так: "Еврейский народ более, чем кто-либо иной, трудился, чтобы обучить человечество основам нравственности. Даже если бы я был атеист и верил в слепую судьбу, я верил бы все-таки, что она поставила евреев быть самым важным инструментом в человеческой культуре. И если бы я был атеист другого рода, который верит или пытается верить, что вся мораль в мире -только случайность, я верил бы, что рукою случая евреи поставлены хранить и распространять в мире учение Властелина Космоса, обладатели высшей образованности и мудрости. Это учение - я верю - основа мировой морали и, по сути дела, всей цивилизации”.

"Евреи - это самый чудесный народ, который когда-либо заселял Земной шар. По сравнению с евреями римляне и их Империя со всей своей мощью были совершенно лишенными ценности... они (евреи) подарили трем четвертям глобуса религию и повлияли на дела человечества более успешно, чем какой-либо другой народ в мире, древний или новый” (письмо к П.А.Камсу. 1808. Пенсильвания. Историческое общество).

Немного статистики

Согласно статистике, сейчас в мире - 17 млн. евреев при численности населения мира 4,8 млрд. человек. Евреи составляют примерно 0,005 процента населения Земли. В период 1901-1987 гг. евреи удостоились 105 Нобелевских премий, то есть 18 процентов от 579 Нобелевских премий, врученных за эти годы. Среди этих лауреатов-евреев интервал от 6-9 процентов, получивших Нобелевскую премию мира, и до 36 процентов в области экономики, 15 процентов в области химии, 11 процентов в области литературы, 22 процента - физики, 26 процентов - в области медицины.

Историческия целесообразность

Странное явление... Маленький народ, распыленный среди других народов, которые, почти все, ненавидят его, - и все-таки он обладает таким большим влиянием на исторические процессы. Такое явление, безусловно, требует особого объяснения.

Маршрут 6.

Пророчество: ”3емля пустынная”.

Это пророчество присутствует в ряде книг Танаха и гласит, что после того, как народ будет изгнан из его земли, она останется в запустении и "будет ждать” его возвращения, чтобы народ Израиля восстановил на ней еврейское государство.

Источник

а).    Ваикра, 26:33. ”А вас рассею между народами и обнажу вслед вам меч, и будет земля ваша пуста, и города ваши будут руинами”.

б).    Иехезкель, 33:28. ”И предам землю эту опустошению и запустению, и иссякнет гордость могущества их, и опустеют горы Израиля, ибо не будет проходящего”.

Исторический экзамен

Простой исторический факт: во время, когда еврейский народ не жил на своей земле, ни один другой народ не смог заставить плодоносить ее почвы и не избрал ее в качестве места постоянного жительства новой Родины.

И снова Марк Твен во время его посещения Израиля в 1867г. "Проскочили многие километры запустевшей страны, обладающей хорошей, но полной бурьяна почвой. Пространства молчания и траура... здесь царит такое запустение, что трудно даже вообразить его воскрешение. Целыми и невредимыми прибыли на г.Табор. За всю дорогу мы не видели ни единой живой души. Продолжили путь по направлению к цели нашей поездки - Иерусалиму. С продвижением вперед становилось все жарче и жарче, и пейзаж превратился в еще большую пустошь и оголенное пространство, отталкивающее и угрюмое все больше и больше. Лишь изредка удавалось увидеть дерево или куст. Даже добрые друзья бесплодной земли - оливки и кактусы-сабры - почти полностью оставили эти места. Нет пейзажа, более утомляющего глаза, чем дорога, ведущая в Иерусалим. Иерусалим уныл, траурен и безжизнен. Не хотел бы я жить ам. Эта земля, лишенная надежды, земля с разбитым сердцем . Ее изящество сидит в рубище и прахе. Над нею висит проклятье, что в посрамление ей осквернятся ее поля и будут разграблены ее силы... И почему ей быть иной? Разве Б-жье проклятие может украсить землю? Палестина - это не часть ежедневной жизни нашего мира. Она посвящена поэзии и традиции. Она - грезящая земля”. (Марк Твен. "Простаки за морем или продвижение пионеров”, т.З, Нью-Йорк, 1922, стр. 216-359).

Историческая целесообразность

Чтобы проверить, было ли запустение Страны 2000 лет с начала изгнания в 163 г. н.э. естественным, природным явлением (например, из-за плохого качества земли в Израиле) или же это запустение было чем-то необычным, нам стоит проверить, каково было состояние Израиля в годы, предшествующие изгнанию. По этому вопросу можно положиться на ряд источников:

а).    В книге Бамидбар, 16-Тора рассказывает, что Моше Рабейну послал разведчиков посмотреть на Страну, прежде, чем евреи войдут в нее. Вернувшись, они рассказали о цветущей и исключительно плодовитой земле.

б).    Иосиф Флавий, римский историк, писавший в годы, предшествовавшие началу изгнания, показывает в своей книге страну, изобилующую всеми дарами земли. Нет в ней уголка, непокрытого растительностью... Итак, ясно, что земля была изобильной и цветущей.

в).    Кроме того, с точки зрения географии, Израиль находится в положении моста между Азией и Африкой и Европой. Из-за важности этой земли, как "центрального перекрестка”, ее многократно завоевывали разные народы. Неразумно считать, чтс все они не пытались добыть из нее урожай для себя (но это им не удалось. - Прим. пер.).

Ис чодя из того, что Эрец Исраэль была в запустении в то время, когда еврейский народ был в изгнании, можно сказать, что мы наблюдаем явление необъяснимое обычным путем. Еще более поразительно, что Тора писала об этом за многие годы до того, как случились печальные события изгнания.

Маршрут 7

Пророчество: Сионизм и возвращение в Сион.

Еврейский народ соберется изо всех изгнаний, вернется в Эрец Исраэль, построит там свой дом.

Источники

а). Дварим, 30:3-5. "Тогда возвратит Г-сподь Б-г твой изгнанных твоих и смилосердится над тобой, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Г-дь Б-г твой. Хотя бы были заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Г-дь Б-г твой в землю, которою владели отцы твои, и будешь ты владеть ею”.

Исторический экзамен

Сегодня в условиях большой алии в Израиль из многих стран и, особенно из СССР, только недавно открывшего двери выезда для евреев, "собирание изганников” осуществляется на наших глазах. Однако, процесс "собирания изгнанников” начался еще до возникновения государства и накапливал силы до этого дня.

Историческая целесообразность

В мировой истории нет примера для явления, подобного возвращению в Сион. Только евреи, единственный изо всех народов, молились три раза в день, молились после каждой еды, молились во время свадьбы и каждую субботу и праздник о возвращении в Сион, и Страна Израиля как будто бы ждала 2000 лет возвращения ее сыновей.

Заключение

Пророк Иешаягу писал 2500 лет назад: "Предвещаю от начала конец и от древних времен то, что не сделалось” (Иешаягу, 46:10). В другом месте пророк пишет: ”Кто делал и свершил, призывающий поколения от начала, Я - Г-сподь первых и последним Я - Г-сподь”. На что намекает пророк?

Как вы узнаете, что "Я - Г-дь”? Когда перед нашими глазами осуществляются пророчества, записанные в Торе, даже если они противоречат обычным законам природы и даже если с точки зрения рассудка все эти пророчества противоречат друг другу, тогда ты узнаешь, что только рука Г-да способна сделать так в истории.

Все записано. Рассказ о древней и новой истории еврейского народа, включающий в себя процесс прихода десятков и сотен тысяч наших братьев из России в их страну - Израиль - обозначен в подробностях в нашей Святой Торе. Видимо, нет ничего более подходящего, чем завершить эту статью словами историка Сесиля Рота:

"Закончилось исследование 3500 лет еврейской истории. Но для рассказа, который мы услышали, нет конца. И сегодня в еврейском народе существуют те же составляющие, дававшие ему силу и упорство, позволявшие справиться с кризисами в прошлом и выжить даже под гнетом самой сильной империи древности”.