14. Работы, связанные с изготовлением тканей

14. Работы, связанные с изготовлением тканей

ГОЗЕЗ-СТРИЧЬ

Работая над сооружением Мишкана, стригли овец - как для получения шерсти, так и для того, чтобы очистить кожи забитых животных для дальнейшей обработки.

Здесь ав-мелаха -состричь (гозез) шерсть или волосы с животного или человека с помощью соответствующих инструментов (ножницы, бритва и т.п.).

Толада ("производная" работа, т.е. запрещенное Торой действие, похожее на те, что совершались при строительстве Мишкана): толеш - вырывать волосы рукой.

Между гозез и толеш есть одно существенное различие: по закону Торы в Субботу стричь нельзя как мертвое, так и живое животное, но выдирать волосы в Субботу Тора запрещает только из шкуры убитого животного. Дело в том, что живому животному больно, когда из его шкуры выдергивают шерсть, именно поэтому его стригут, а не ощипывают. Тора же запрещает в Субботу действия только в том виде, как их принято совершать в будни. Мелахот в измененном, не свойственном им виде, запрещены нам только постановлениями мудрецов (мидерабанан).

На практике все это означает следующее. Тому, у кого есть стадо овец, нельзя их стричь в Субботу. А тому, кто одевается в меха, надо быть осторожным, чтобы, поглаживая ворс, не вырвать волоски.

Зарезанную курицу не ощипывают в Субботу, это надо сделать в пятницу, - здесь споров нет. Но вот где есть спор: представим себе, как хозяйка подает к субботней трапезе куриное жаркое, и вдруг замечает, что из куриной лапки торчит остов пера! Что ей делать, можно ли выдернуть?

Вопрос можно сформулировать так: из забитого животного шерсть и перья выдергивать запрещено, это мы знаем; но кто сказал, что запрет распространяется на сваренное мясо? У раввинов по данному вопросу нет единого мнения.

Поскольку стричь принято не только животных, но и людей, то стричься и бриться в Субботу запрещено. Точно также запрещено стричь ногти, подпиливать их, срезать или обрывать рукой заусенцы и кусочки кожи. Можно чистить грязь под ногтями, не скребя сам ноготь. Грызть ногти (отвратительная привычка даже в будни) в Субботу строго запрещено. Нельзя обкусывать кусочки кожи на пересохших и потрескавшихся губах. Сломавшийся ноготь, причиняющий боль, можно удалить рукой или зубами, если большая часть его обломилась и он прикреплен к пальцу меньшей своей частью. Но нельзя отрезать его ножницами.

Причесываясь жестким гребнем, мы неизбежно выдерем хотя бы пару волосков, поэтому расческой пользоваться в Субботу категорически запрещено. Мягкая щетка тоже иногда вырывает волосы, но это случается редко, и, если мы не намерены специально вырвать слабо держащиеся волоски, то ею можно пригладить волосы. Кстати, принято иметь отдельную субботнюю головную щетку, чтобы субботнее приглаживание волос хоть чем-то отличалось от будничного (увдин дехолъ[1]). Приглаживая волосы, не надо забывать, что пробор в Субботу можно делать только пальцами, но не расческой и даже не щеткой. Можно чесать голову и расправлять волосы руками, не опасаясь случайно вырвать волос.

Расчесывание парика не имеет никакого отношения к категории гозез: даже намеренно вьщернув из него волосы, мы не нарушаем запрет стрижки, потому что волосы не "выросли" на парике, они вплетены в синтетическую основу. Все же, некоторые авторитеты видят здесь некое подобие развязыванию узла (см. Пятнадцатую главу). Поскольку единого мнения по этому вопросу нет, желательно расчесывать парик в пятницу, а в Субботу ограничиться приглаживанием мягкой щеткой.

Затронув вопросы, связанные с прической, приведем еще несколько правил, не имеющих прямого отношения к операции гозез. Мудрецы Талмуда запретили завивку и укладку волос, т.к. это действие напоминает "строительство", боне. Так же нельзя заплетать и расплетать косы. Тем, кто отрастил длинные пейсы, не следует их завивать по субботам (накручивая на палец). Парик тоже нельзя завивать (любым способом). Можно поправлять прическу рукой, можно той же рукой собрать волосы, чтобы завязать их в "хвост", и т.п. Для поддержания прически можно воткнуть в волосы заколку и даже гребень. Нельзя скреплять прическу лаком: это напоминает боне, ведь что такое стройка, как не скрепление разрозненных частей в единое целое?

Мудрецы запретили молид рвах, порождение нового источника аромата. Но, по мнению большинства авторитетов, этот запрет не относится к телу человека, поэтому можно опрыскать волосы духами. Волосы, но не парик!

Желательно не снимать в Субботу пластырь, прилипший к волосам на коже, так как при этом неизбежно вырываются волосы. Если же пластырь мешает, надо спросить компетентного человека, как поступить в конкретной ситуации. 

ЦОВЕА - ОКРАШИВАТЬ

При сооружении Мишкана красили шерсть для пряжи. Однако aв-мелаха включает в себя крашение не только волокон, но и любых других предметов, строений и материалов, в том числе жидких. Причем покраска предмета в тот цвет, которыми они уже покрашены, тоже попадает под определение запрещенной в Субботу операции. 

МОЖНО ЛИ КРАСИТЬ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ?

Уже упоминалось, что операции, относящиеся к процессу потребления пищи, не являются мелахой. В случае с покраской это означает, что можно добавить свеклу в салат, даже если он при этом приобретет красный цвет: ведь свеклу в салат добавляют не для того, чтобы его покрасить, а для того, чтобы он стал вкуснее (это дерех-ахила, обычный способ потребления пищи). Поэтому, если нас заботят именно вкусовые качества пищи, то можно не опасаться нарушить запрет на покраску. А значит, можем смело заливать коричневую заварку чая или цветной сироп в стакан воды, обмакивать хлеб в ярко красный соус и т.д.

Однако добавление красителей в пищевые продукты для того, чтобы сделать их более привлекательными для продажи или с другой целью, не имеет связи с процессом еды и, в силу этого, мало чем отличается от окраски шерсти, а следовательно, безусловно запрещено в Субботу. Итак, для еды - разрешено, не для еды - запрещено. Но есть промежуточный случай - например, когда хозяйка хочет придать более красивый вид подаваемому на стол блюду и добавляет в селедочный паштет тертую свеклу, или когда хозяин хочет подкрасить для кидуша белое вино красным. Налицо двойственность ситуации: с одной стороны, действия людей направлены непосредственно на приготовление еды, а значит, их надо разрешить; с другой стороны, людьми руководит явное желание изменить цвет продукта, покрасить его. Поэтому все-таки советуем от таких действий воздержаться.

Еще один момент, связанный с покраской. Большинство законоучителей разрешают пользоваться сливным бачком в туалете, когда в бачке помещено мыло, окрашивающее воду в приятный голубой цвет. Поскольку мыло поместили туда не для того, чтобы подкрасить воду, а с целью гигиены, можно сказать, что между добавлением свеклы в салат и использованием красящего мыла нет существенной разницы. Ибо в этом голубом мыле главное - мыло, а не его цвет. И даже если предположить, что производители намеренно делают мыло красящим, все же те, кто им пользуются, заинтересованы главным образом в мытье унитаза. Кроме того, само окрашивание воды в бачке является только косвенным результатом действий человека (грама[2]), слившего воду, а поэтому разрешено.

Можно выходить в Субботу на улицу в очках-"хамелеонах", цвет стекол которых меняется в зависимости от освещения, ибо химический процесс, происходящий в линзах, не рассматривается как крашение. Это скорее напоминает человека, стоящего перед зеркалом: никто не скажет, что он раскрашивает зеркало в цвета своей одежды.

Чем покраска отличается от пачкания? Вопрос не случаен; например, можно ли руки, испачканные клубникой, вытереть полотняной салфеткой, ведь салфетка выкрасится в красный цвет? (Речь не идет о бумажных салфетках: после использования они отправляются в мусор, а значит, их "окраска" не имеет смысла.) В силу того, что не во всех случаях ясно, где кончается пачканье и начинается краше-нье, поставленный вопрос вызывает споры, и поэтому лучше вымыть руки водой, не пользуясь ткаными салфетками. Аналогично, если на стол пролилось красное вино, желательно не вытирать его тряпкой. И лишь в тех случаях, когда нет возможности поступить иначе, можно положиться на мнение авторитетов, которые разрешают пользоваться в Субботу салфетками и тряпками.

Разрешается перевязать кровоточащую рану бинтом или другими предназначенными для перевязки материалами, не опасаясь, что они, пропитавшись кровью, покраснеют. Однако, если рану хотят перевязать, например, платком, желательно предварительно ее промыть. Впрочем, в стесненных обстоятельствах или когда кровотечение не останавливается, этим требованием можно пренебречь.

Причем, в перечисленных особых случаях лучше пользоваться салфетками и платками не из белой, а из цветной ткани, т.е. иного цвета, нежели красящее вещество (соус, вино, кровь), все это для того, чтобы ткань выглядела скорее испачканной, чем подкрашенной.

Раскрашивание человеческого тела не входит, согласно закону Торы, в класс работ цовеа, покраска. Тем не менее, мудрецы запретили женщинам в Субботу накладывать краски на лицо, ногти и другие части тела. Этот запрет касается именно женщин, поскольку, как правило, только они раскрашивают себя. Ведь если разрешить красить лицо, то люди могут прийти к ошибочному мнению, будто точно так же можно покрасить и что-нибудь другое. Знаменательно, что запрет не касается мужчин, поскольку они не имеют обычая накладывать на лицо краску[3].

Есть мнение, что даже прозрачный лак нельзя наносить на ногти, поскольку наведение блеска - даже без изменения цвета - тоже крашение.

Пудриться "крем-пудрой" категорически запрещено, но мнения авторитетов разошлись по поводу обычной пудры, в порошке. Те раввины, что разрешают использование пудры в Субботу, утверждают, что порошок не прилипает к лицу подобно краске, стало быть это не крашение. Но те, что с ними не согласны, настаивают, что в нанесении порошка на лицо все же присутствует эффект крашения. На практике принято пользоваться простой белой пудрой в рассыпчатом порошке.

Губы нельзя красить даже бесцветной помадой; независимо от того, есть ли тут проблема с окраской, остается запрет мемареах - размазывать, разглаживать (см. Шестнадцатую главу).

И последняя тема, связанная с изменением цвета человеческого тела: некоторые раввины запрещают загорать в Субботу.

* * *

Завершая главу о мелахот, связанных с изготовлением тканей, упомянем еще ряд операций того же свойства, входящих в список 39 основных запрещенных в Субботу работ:

МЕГАhЕЦ прочесывать шерсть, отделяя нити друг от друга. В эту категорию входит и трепка льна.

ТОВЕ - прясть, т.е. изготовлять нити путем их вытягивания из прочесанной шерсти или путем скручивания, сплетения. Следует помнить, что в Субботу нельзя скручивать распустившиеся нити цицит.

МЕЛАХОТ, связанные с ткацким производством:

* расправлять нити, готовя их к ткацкому станку

* устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани

* ткать

В качестве толадот сюда входят вязание из шерсти, плетение из соломы и т.п.

ПОЦЕА - распускать ткань. Нужно быть очень осторожным, чтобы не вытянуть в Субботу нитку из ткани одежды, - это как раз то, что мы часто делаем по привычке, машинально.

Вспомним рассказ о генерале, которому царь отдал приказ: раз в неделю прекращать битвы с врагами отечества и являться во дворец, чтобы доложить о ходе кампании. В этом рассказе в аллегорической форме раскрыта суть Субботы: она не что иное, как аудиенция у Царя царей.

В Субботу воочию раскрывается величие Творца, царственная сущность Его власти над миром, которая не ощущается людьми в остальные дни недели. Каждый из нас занят своими делами, заботится о заработке, удовлетворении нужд своей семьи. Всю неделю кипит творческая активность человека, завоевывающего и подчиняющего себе мир. Но в Субботу активность замирает, прекращается творческая деятельность. Почему? Потому что так приказал Всевышний! А значит, сама Суббота как бы провозглашает: знайте, люди, у мира есть Властелин, есть Хозяин, Который управляет всем!

Понятно, что и в будни Его царственная роль проявляется через выполнение людьми Его заповедей: еврей надевает тфилин только потому, что так повелел Создатель; люди смиряют свои желания перед волей Творца и т.д. И все же Его царство становится явным именно в Субботу, когда замирает созидательная деятельность, когда останавливаются все процессы - и только Он Один руководит всем сущим.

На что направлены будничные усилия и заботы человека? На организацию своего производительного труда. Вся жизнь людей - а с нею их заработки и пропитание - зависит только от труда. А тут вдруг целый день человек не прикладывает никаких усилий для того, чтобы заработать! По сути дела, он сознательно сам себя выводит за рамки естественной жизни - ради повеления Царя царей.

Причем не только остановка в производстве, но и весь субботний образ жизни еврея говорит о том, что в мире есть Повелитель и Царь: ведь он на целые сутки повязан сотнями ограничений и запретов, когда нужно внимательно следить за собой, за каждым своим движением - чтобы не нарушить и не преступить недозволенное. Еврей, соблюдающий законы Субботы, ревниво наблюдает за своими поступками, предварительно взвешивая каждое субботнее действие — что можно сделать, а от чего надо отказаться: не отбор ли это, не запрещенная ли мелаха? Мельчайшее проявление усилий надо согласовать с волей Царя, выраженной в Торе. Такого внимательнейшего надзора за собой не найдешь ни в одной другой заповеди. Ни одна не охватывает подобным образом всю нашу жизнь, заставляя быть в напряжении каждую минуту: не нарушаю ли я волю Царя, делаю ли все так, как надо? Именно поэтому Суббота и называется царицей. Суббота - царица!

[1] Занятия буден.

[2] См. Четвертую главу.

[3] Мы не говорим о боевой раскраске индейцев.