Ноябрь 2024 / Хешван 5785

10. Даш - молотьба

10. Даш - молотьба

Эта мелаха включает в себя операции по отделению съедобной части пищевых продуктов натурального происхождения от той несъедобной части, внутри которой продукт растет, - колосьев, кожуры, шелухи и т.д. Злаковые молотят перед тем, как отправить зерно на помол. Отделяют от сухих стручков бобы фасоли или гороха перед зимним хранением. Эти два вида работ - молотьба злаковых и бобовых - похожи одна на другую, поэтому можно сказать, что отделение зерна - это основная работа, ав мелаха, а отделение бобов - ее производная, толада.

Следует заметить, что запрет относится к бобам, когда они находятся именно в высохших стручках, ибо в этом случае бобы, негодные раньше в пищу (поскольку находились в несъедобном стручке), становятся годными к употреблению. Но вот отделять зеленый горошек и подобные ему растения из стручков можно, если сами стручки пригодны в пищу, т.к. нет запрещения отделять один съедобный продукт от другого.

Грызть в Субботу семечки, несомненно, можно, потому что по-другому их не едят, поэтому нельзя сказать, что это действие похоже на молотьбу. Но вот можно ли очищать от скорлупы арахис - здесь у некоторых авторитетов возникает сомнение, так что по этому поводу проконсультируйтесь со своим раввином. Впрочем, тонкую коричневую кожицу арахиса можно очистить согласно всем мнениям, но сделать это надо непосредственно перед едой, чтобы не нарушить запрет на отбор, борер.

Еще одна толада молотьбы - выжимание сока из плодов; по-еврейски ее называют схита. При настоящей молотьбе, извлекая зерно из колосьев, мы делаем его пригодным в пищу, при этом нарушается естественное единство исходного продукта (было зерно в колосьях, стало просто зерно). Выжимая сок из плодов, мы тоже нарушаем естественное единство исходного продукта (был сок с мякотью, стал просто сок), в результате получаем совершенно новый продукт - напиток.

Ключевое слово здесь - напиток. Выжимая сок из картофеля, зеленого лука или еловых шишек мы не нарушаем закон Торы, ибо конечный продукт - не напиток. Поэтому простое разделение растительного продукта на разные фракции не является молотьбой. И только получая в конце качественно новый продукт (в данном случае напиток), мы можем говорить о молотьбе и ее производных.

Строго говоря, напиток - это жидкость, которую мы пьем для утоления жажды или для удовольствия. Таких напитков в природе много. Но Тора запретила выжимать сок только из тех видов плодов, большая часть урожая которых идет под пресс. Таковы виноград, большая часть которого идет на производство вина, и маслины, из которых делают оливковое масло (вообще-то его не пьют, но напитком оно названо в самой Торе). Сок из остальных фруктов и овощей запрещено выжимать только мидерабанан, по установлению мудрецов. В эту группу входят, безусловно, яблоки, груши, лимоны, апельсины, грейпфруты. (Не исключено, что в наше время фрукты, львиная доля урожая которых идет на производство сока, имеют тот же статус, что виноград и маслины.) Получается, что сок, который обычно люди не пьют (тот же сок лука), выжимать можно, даже если мы действительно намерены употребить его в пищу.

Среди прочего, мудрецы запретили выжимать и лимон -даже в стакан с чаем. Что разрешено - так это положить, не выжимая, отрезанный ломтик лимона прямо в чашку; правда, в этом случае размешивать напиток ложечкой придется осторожно, чтобы нечаянно не выжать из ломтика находящийся в нем сок. Понятно, что практически невозможно разрезать лимон так, чтобы из него не выделилась хотя бы одна капля сока, - а это тоже своего рода выжимание! Не удивительно, что многие авторитеты, запрещая резать лимон (или, скажем, апельсины для фруктового салата) на тарелке или над стаканом, дают разрешение только в одном случае - когда сок нельзя использовать[1]. Согласно мнению этих авторитетов, в Субботу также нельзя есть грейпфруты, погружая ложку в мякоть плода.

Впрочем, другие авторитеты разрешают резать лимон на тарелке. Логика их рассуждений примерно такова. Выжимание сока в данном случае - побочный результат разрешенного действия, поскольку нет запрета резать фрукты ножом. Правда, невозможно разрезать плод, не выжав ни капельки сока (псик-рейша, см. Четвертую главу). А поэтому, вроде бы, надо разрезание фруктов запретить, даже если у нас не было намерения выжимать сок. Но мы уже указали, что выжимать сок из лимонов и грейпфрутов запрещено мудрецами, а не Торой. Впрочем, одного этого факта для послабления недостаточно. И тут на помощь приходит еще одно облегчающее обстоятельство, а именно: подобным способом выжимать сок не принято (это то, что называется шинуй, измененный, необычный способ действия). Итак, с одной стороны Торой запрещено выжимать виноград и маслины, но не лимон. Мудрецы запретили выжимать и лимон, но, запрещая, они говорили именно о выжимании, а не о побочном результате разрезания лимона ножом. Следовательно, ножом резать можно - это не извлечение лимонного сока из плода.

Говоря про выжимание сока, заметим, что нам не важно, делается ли это вручную или специальным инструментом (ведь виноград всегда давили ногами) - и то, и другое называется выжиманием. Вот если сок из фруктов высасывают непосредственно ртом, то возникает алахическая проблема. Чтобы ее решить, надо отметить, что перед нами два случая. Если ягода - уже во рту, то из нее можно высосать сок, потому что это нормальный способ еды. Но если ягоду мы держим в руках, то высасывание из нее сока уже напоминает обычное выжимание, и, когда речь идет о винограде, такое действие запрещено в Субботу. И только если речь идет о других ягодах, оно разрешено.

Заметим, что Тора запрещает выжимать сок исключительно в том случае, когда он является естественной частью исходного продукта и, выжимая его, мы нарушаем целостность этого продукта - подобно разрушению колосьев при обмолоте. Но мудрецы Талмуда запретили выжимать даже ту жидкость, что впиталась в овощи или фрукты при их закваске или засоле. Хотя при этом они сделали одно послабление - запретив выжимать рассол только в том случае, когда мы хотим получить сам рассол. Но если мы отжимаем, скажем, соленый огурец для того, чтобы было удобнее его есть, а сам рассол нам не нужен, то так поступать в Субботу мудрецами разрешено.

Выше мы уже сказали, что выжимание сока является производной работой от молотьбы, если выделенная жидкость - это напиток. Так что, если в результате выжимания никакого напитка не получилось, то такое действие не запрещено. Но тогда возникает вопрос: можно ли выжать лимон непосредственно над кастрюлей с едой? В момент выжимания образуется лимонный сок - напиток со всех точек зрения. Однако этот напиток буквально парит в воздухе, и уже через долю секунды он попадает в кастрюлю, где смешивается с другой пищей, - так что никакого напитка у нас как бы и не было! Что здесь является определяющим: начало действия или его конец?

Талмуд утверждает, что определяющим является конец действия. И так как в результате получаем еду, смешанную с лимонным соком, но не отдельный напиток, то сам по себе факт того, что вначале из лимона был выжат сок, не имеет никакого значения. Можно считать, что сок уже в то время, когда мы его выжимали, был частью составного блюда[2], а отделение одного съедобного продукта от другого не запрещено. Но все же, поскольку в Талмуде есть и противоположное мнение, принято не выжимать над едой плоды винограда и маслины, хотя это не более чем "устрожение" закона7. На другие плоды это "устрожение" не распространяется.

Сказанное означает, что на практике можно выжимать лимон не только над кастрюлей с пищей, но и на порцию шницеля или рыбы, которые лежат на тарелке. Однако нельзя выжимать лимон в стакан или другую пустую емкость, даже если мы собираемся полить полученным соком блюдо на тарелке. Вроде бы никаких особых различий нет: там выжимали прямо в блюдо, тут - сначала в стакан, а из него - в блюдо; разве что лишний стакан придется хозяйке вымыть. Но нет, различие все-таки имеется, и оно принципиальное. В тот момент, когда мы кончили выжимать лимон в стакан, нами получен полноценный напиток, - а это запрещено, ибо попадает под определение мелахи.

Теперь рассмотрим противоположную ситуацию. Можно ли выжать лимон над кусочком сахара для того, чтобы потом положить его в стакан с чаем? В тот момент, когда сок коснется сахара, он превратится в составную часть не напитка, а вполне твердой пищи. Но после второй операции, попадая вместе с сахаром в чай, становится составной частью напитка, который называется "чай с лимоном". Поскольку для оценки этой ситуации нет единого мнения, то следует посоветоваться с компетентным раввином.

Мудрецы запретили ряд действий, напоминающих обычное выжимание сока. В частности, нельзя дробить лед или снег для того, чтобы его растопить. Однако нет запрещения положить кубик льда в стакан с жидкостью, чтобы он растаял. Поэтому смело кладем лед в бокалы с водой, лимонадом или другими напитками. Но вот класть лед в пустой стакан для того, чтобы он растаял, все же не следует. Еще несколько производных от молотьбы: доение коровы, сцеживание молока и т.п. С запретом на подобные работы сталкиваются не только те, кто держат коров в хозяйстве. Кормящая мать должна проконсультироваться у раввина, как ей поступать в Субботу в случае, если ей приходиться сцеживать излишки молока. 

ВЫЖИМАНИЕ ОДЕЖДЫ

Здесь мы сталкиваемся не только с молотьбой (когда для каких-то целей нам нужна выжимаемая жидкость), но и с запретом стирать одежду: ведь выжимание - одна из стадий стирки, т.е. часть работы, запрещенной Торой. Понятно, что отжим белья отличается от выжимания плодового сока. Завершая стирку, из уже постиранной ткани отжимают воду для того, чтобы одежда быстрее высохла, при этом судьба отжатой жидкости никого не интересует. Что касается выжимания сока из плодов, то в этом действии нас интересует именно жидкость. Хотя, если мы намерены не выпить, а вылить полученный сок, запрет Торы нами не нарушается. Но нарушается запрет мидерабанан, а поэтому так делать все-таки не будем.

Выходит, что при выжимании одежды иногда нарушается запрет молотьбы, иногда - стирки, а иногда - оба запрета вместе. Так, например, нельзя выжимать тканную салфетку, пропитанную красным вином, чтобы затем это вино выпить, потому что в Субботу запрещена любая операция по выжиманию, если в результате получается напиток. Но если мы хотим просто высушить тряпку, а выжатое вино - вылить, то эту операцию, по Торе, нельзя считать входящей в разряд молотьбы, так как вино в конце концов пропадет. Запрет стирки здесь тоже не нарушается, потому что никто, как правило, не стирает пачкающими жидкостями. Тем не менее, так поступать нельзя по постановлению мудрецов.

А теперь практическая задача: за столом опрокинулся стакан, и жидкость, находящаяся в нем, пролилась на полотняную скатерть. В будни мы обычно пытаемся убрать жидкость, чтобы пятно не расплылось по всей скатерти. Для этого берем, например, нож и начинаем сгонять жидкость со стола. Но можно ли поступать так в Субботу? В принципе можно, однако с максимальной осторожностью, не нажимая на скатерть. Если мы нажмем на скатерть, то неизбежно выжмем хотя бы несколько капель жидкости, уже впитавшейся в нее, и тем самым нарушим запрет...

Прежде чем читать дальше, подумайте сами - какой запрет? Теоретических знаний у нас для этого уже достаточно.

Ответ: будет нарушен запрет на "стирку", если пролилась вода. Или запрет на "молотьбу", если пролился другой напиток. В случае с красящей жидкостью, например, с вином, лучше вообще оставить пятно в покое, пусть себе расходится. Ибо, кроме упомянутых алахических проблем, существует еще один запрет - красить.

Еще несколько советов. Моясь в Субботу, не пользуются обычными мочалками, губками или тряпками - их трудно не выжать. Для мытья посуды используют специальную синтетическую мочалку, волокна которой удалены друг от друга на достаточно большое расстояние, так что вода из такой мочалки легко вытекает сама, без отжима". Но мочалками, объем которых расширяется от впитавшейся в них воды, пользоваться нельзя[3].

В принципе, можно вытирать любое количество посуды одним полотенцем, поскольку обычно хозяйка "не доводит" полотенце до состояния, когда при нажатии на него выступает вода. Но вот узкие рюмки и бокалы все же вытирать полотенцем в Субботу не следует, ибо сама "технология" их вытирания такова, что при вытирании внутренней стенки бокала трудно не нажать на мокрое полотенце, в результате чего обязательно выступит влага.

На пролитую на стол или пол воду можно положить тряпку (ничего ею не вытирая) - но только такую, которую не жалко оставить мокрой. В противном случае есть опасность, что ее машинально выжмут. Или вот еще "патент": некоторые авторитеты разрешают собрать воду при помощи резинового скребка (на иврите магав-гуми): он ничего не впитывает. Грязный стол можно вытереть тряпкой, но ни в коем случае не мокрой, так как выжимание здесь неизбежно.

Теперь переходим к уходу за телом. Первый пункт: использование влажных гигиенических салфеток. Вопрос спорный, поскольку, хотим мы или не хотим, влага из такой салфетки всегда выступит. И хотя такой эффект непреднамерен, все же он - неизбежное следствие вытирания, поэтому многие запрещают ими пользоваться. Существует и прямо противоположное мнение. Согласно ему, количество жидкости, выступающей из салфетки, настолько незначительно, что говорить о "выжимании" не приходится. Ведь даже если попытаться намеренно отжать такую салфетку, давя на нее изо всех сил, вряд ли удастся выжать из нее хотя бы одну полноценную кашпо. А значит, речь идет об увлажнении тела, но никак не о выжимании жидкости из салфеток. Посему пользоваться ими можно.

Второй пункт: отжимание мокрых волос. Выжимать волосы Торой не запрещено, потому что они, в отличие от ткани, не впитывают воду, а только задерживают ее[4]. Однако мудрецы запретили отжимать волосы - из-за опасения, как бы люди по аналогии не разрешили себе выжимать и ткани. Поэтому даже в тех случаях, когда можно мыться в Субботу, следует соблюдать осторожность, чтобы не выжать мокрые волосы. О том, что делать с мокрыми волосами, мнения разошлись. Некоторые авторитеты разрешают всего лишь окутать мокрую голову полотенцем - без вытирания. Другие, и их большинство, разрешают вытереть волосы большим полотенцем - но предельно осторожно, не выжимая их.

Все сказанное верно и по отношению к щеткам с синтетическими волосками (зубным и посудным). Поэтому, если вы полагаетесь на разрешение чистить зубы в Субботу[5], не мочите щетку водой! Прополощите рот, а потом используйте сухую щетку. Но иногда можно пользоваться и мокрой щеткой: многие авторитеты разрешают мыть детские бутылочки щеткой с синтетическими волосками при условии, что щетка целиком находится в воде. Хотя и в этом случае лучше пользоваться щеткой с редкими, далеко отстоящими друг от друга волосками - чтобы не бьшо выжимания. 

МЕЛАБЕН- СТИРАТЬ

Мы уже говорили, что при строительстве Мишкана одной из работ было отбеливание шерсти. Тем самым мелабен (отбеливание) - это ав мелаха. Производная от мелабен - стирка.

Если задуматься над точным определением, то "стирать" означает "тереть одну часть одежды или ткани о другую в воде или любом другом моющем средстве для того, чтобы ткань стала чище". Так вот, Тора запрещает не только стирку, только что нами определенную, но и все сопровождающие ее действия. Запрещено замачивать одежду в воде или моющих растворах, а также выжимать белье. Цель последнего действия - устранение не только грязи, выходящей вместе с водой, но и самой воды, - ведь одежду необходимо высушить перед тем, как надеть.

Запрет касается как влажной стирки, так и сухой чистки, если последняя приводит к тому, что вычищенная одежда становится опрятнее на вид. (Под чисткой имеется в виду вытряхивание одежды или физическое удаление грязи с поверхности ткани, т.е. соскребывание.) Итак, нельзя выводить пятна, используя воду или химические средства, либо соскребать грязь ногтем или краем одежды. Поскольку в результате такой операции пятно пропадает, то общий вид одежды значительно улучшается, - а это, с точки зрения законов Субботы, криминал!

Сказанное относится к любым видам одежды и белья, занавескам и скатертям; одним словом, к любой ткани. Различия нет ни по цвету, ни по степени: старый белый пододеяльник нельзя стирать в той же степени, что и новый черный свитер.

Впрочем, запрет на выведение пятен не абсолютен. Если на костюм упал кусочек крема от субботнего торта, то его можно снять ножом, ногтем или сухой тряпкой. След от пятна останется, значит сухой чисткой это считать нельзя, так как одежда не станет намного чище[6]. Но вот удалять с одежды кусок засохшей грязи все же не стоит, ибо тем самым нарушается запрет на тохен, помол.

Можно ли вытряхнуть запылившуюся одежду? Мы уже отметили, что определяющей характеристикой для всех этапов запрещенной стирки-чистки является существенное улучшение вида одежды. При вытряхивании качественного улучшения обычно не происходит. Исключением является наряд, который мы с вами не наденем, если он будет выглядеть пыльным. В первую очередь это относится к незаношенным темным одеждам - на них следы пыли заметны, что называется, невооруженным взглядом. Но уже на поношенной одежде, а также на ткани светлых тонов пыль не столь видна, поэтому можно несильно потрясти платьем в воздухе или осторожно стряхнуть пыль рукой. И тем не менее, одежды, которые не принято носить, не очистив их от пыли, вытряхивать нельзя, даже если они сшиты из светлой ткани и совсем не новы. 

ЗАМАЧИВАНИЕ ОДЕЖДЫ

Замачивание грязной одежды несомненно является существенным этапом стирки, поэтому оно запрещено по всем мнениям. Но можно ли замачивать чистую одежду? Большинство авторитетов считают, что можно. Но поскольку на эту тему ведется полемика, то на практике мы "устрожаем" закон (лехумра). В результате чего не замачиваем даже чистую одежду. Т.е. не кладем ее в воду и не льем воду на нее.

И все же не всякое соприкосновение одежды с водой запрещено в Субботу. Иногда от попадания воды на ткань последняя скорее пачкается, чем замачивается для стирки. А значит, ничего страшного нет! Именно это соображение позволяет нам вытираться полотенцем, даже если оно при этом становится мокрым. Также можно выходить на улицу под дождь, несмотря на то что мы рискуем промокнуть насквозь. И, если полный стакан опрокинулся на столе, воду можно промокнуть тканой салфеткой[7].

Правило, приравнивающее замачивание к стирке, не применимо к кожаным изделиям, которые, по определению, нельзя стирать. Их, в лучшем случае, моют! А стирают, например, шерстяные и хлопковые изделия, используя свойство ткани впитывать влагу внутрь себя. Вот это проникновение воды внутрь ткани и является стиркой, все остальное - просто разрешенное мытье.

Обычно кожа не впитывает ни грязь, ни воду (если не говорить о процессах, требующих массу времени). Замачивая кожаное изделие в воде, мы тем самым смываем с него прилипшую грязь, а это действие можно уподобить скорее разрешенному мытью тарелок, чем запрещенной стирке. И все же потирать кожу рукой или тереть ее одним концом о другой в воде или других моющих средствах нельзя, потому что по форме (если не по содержанию) это очень похоже на стирку[8]. Практическое применение правила: можно лить воду на грязные ботинки, но нельзя их протирать.

Согласно мнению большинства авторитетов, клеенки и пластиковые скатерти имеют тот же статус, что и кожаные изделия: можно лить на них воду, но нельзя с силой оттирать грязное место другим концом клеенки или рукой[9]. Можно в Субботу замочить клеенку в воде, но только при условии, что ею собираются пользоваться в тот же день. Однако вымыть ее для того, чтобы расстелить на столе после Субботы, уже нельзя.

Но не все запрещают тереть мокрую клеенку и пластиковую скатерть, чтобы отмыть их от грязи. Существует и другое мнение, согласно которому мытье этих предметов -включая замачивание и оттирание грязных мест - ничем не отличается от мытья посуды. Так что на них запрет стирки вовсе не распространяется.

Некоторые ученые приравнивают к кожаным изделиям также и предметы, сотканные из синтетических нитей (нейлона и т.п.). Однако большинство авторитетов запрещает замачивать синтетические ткани, утверждая, что вода в них хотя бы немного, но впитывается. Так мы и поступаем на практике.

Чуть выше мы сказали, что для вытирания грязи со стола нельзя пользоваться влажной тряпкой. Но можно ли намочить для той же цели обычную бумажную салфетку? На этот случай запрет стирки не распространяется, потому что салфетку выбрасывают сразу после использования. И даже если ее не выбросят, никому в голову не придет сказать, будто бумага стала чище и лучше в результате контакта с водой; наоборот, такой контакт для нее губителен. Тем не менее, остается запрет выжимания воды из бумаги! Поэтому пользоваться мокрыми бумажными салфетками непринято. 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА УХОДА ЗА ОДЕЖДОЙ

1) Мокрую одежду нельзя класть на обогревательные приборы, а также в другие места, где она может нагреться до 43°. Здесь "работает" запрет мевашелъ, варить (см. главу 11).

2) Мудрецы Талмуда запретили развешивать мокрую одежду в тех местах, где в будни обычно вывешивают выстиранное белье. Причина тому - марит-айн.

Марит-айн (дословный перевод "видение глазом") - название общего принципа, согласно которому нам запрещено любое действие, способное навести других людей на мысль, что мы нарушаем закон. Заметьте, на самом деле мы не преступаем запрет, но постороннему наблюдателю кажется, будто мы его преступаем. Так вот, подобные действия запрещены нашими мудрецами. Более того, их нельзя совершать не только на людях, но и тогда, когда мы уверены, что нас никто не видит.

В нашем случае это правило выражается в следующем. Допустим, мы хотим развесить мокрую одежду на бельевых веревках. Но кто-то, увидев наши действия, может решить, будто мы занимались стиркой в Субботу. Поэтому -нельзя! И даже развесить одежду тайком тоже запрещено. Ее можно разложить в любом месте, где не принято вывешивать белье после стирки, например, повесить на спинке стула. Однако некоторые авторитеты разрешают вывешивать плащи на бельевых веревках, а вместе с плащами всё, что обычно никто не стирает. Но куртки, как правило, кладут в стиральную машину, поэтому это разрешение на них не распространено.

Развешивать белье запрещено только в Субботу. В пятницу, даже незадолго до захода солнца, делать это можно. И пусть оно висит хоть всю Субботу - закон не против.

Раздеваясь в Субботу перед сном, не складывают снятую одежду по складкам, потому что такое действие напоминает глажение, т.е. исправление одежды. Складывают ее по-новому, не так как всегда. Аналогично поступают с талитом. (Но есть и такие, которые не складывают его, а так и несут на плечах домой.) Правило не распространяется на одежду из синтетики или трикотажа. Почему? Да потому что такие изделия складывают не для сохранения постоянных складок, а только для того, чтобы положить их в шкаф. А значит, на глажение это совсем не похоже.

[1] Например, разрезая плод на доске.

[2] Находящегося в кастрюле.

[3] Запрет здесь мидерабанан, как и в случае с выжиманием волос, рассмотренным чуть ниже. Скоблить посуду металлическими мочалками нельзя из-за запрета мемахек, см. Шестнадцатую главу.

[4] Капельки воды задерживаются не в самих волосах, а в пространстве между ними. (Физическая модель, напоминающая синтетическую посудную мочалку, о которой мы только что рассказывали.)

[5] Подробнее об этом см. в Шестнадцатой главе. 

[6] Не разрешено пользоваться мокрой тряпкой - из опасения, что ее выжмут. Тем более запрещено смачивать пятно водой: это уже замачивание, о чем разговор ниже.

[7] Понятно, что только такой, которую не жалко оставить мокрой, в противном случае есть опасность, что мы ее машинально выжмем.

[8] Строго говоря, в стирку всегда входят три стадии: замачивание, "перетирание", отжим. Остальные элементы (кипячение, накрахмаливание и пр.) присутствуют не всегда.

[9] Протирать тряпкой нельзя также из-за запрета выжимания.