Декабрь 2024 / Кислев 5785

Геры и гиюры

Геры и гиюры

Истоки геров

Рамбам пишет: “Все обращенные в еврейство могут рассматривать себя как потомки Аврагама и говорить в своих молитвах слова: “Б-г моих отцов”... Каждый гер, который верит в единство Творца (в соответствии с принципами Торы) считается его учеником. Аврагам возвысил свое поколение истинной верой и совершенствованием характера и оказал при этом влияние на очищение всех будущих геров. Он считается отцом всех своих потомков, которые берут с него пример, отцом своих учеников и отцом каждого, кто принял еврейскую веру” (Гилхот деот, 6).

Как уже упоминалось, праведные геры — люди высших духовных качеств. Одним из наиболее известных геров был польский граф из влиятельного и богатейшего рода Потоцких, который взял имя Аврагам бен Аврагам. Он принял иудаизм в восемнадцатом веке, и был за это осужден церковью на публичную казнь. Он отказался отречься от еврейской веры, пошел на смерть и сгорел на костре, чтобы освятить имя Всевышнего. Говорят, что еще до того, как он принял еврейство, неопределимые чувства, которые свидетельствовали о величии его духа, переполняли его каждую субботу. В своей книге “Еврей. Кто он? Что он?” А. Корман отмечает, что Аврагам бен Аврагам прослеживал корни тех, кто принял еврейство, до дарования Торы. Высказывание “Хотя народы мира отвергли Тору” он пояснял так: “Отдельные люди из народов хотели принять ее, но другие, те, кто отвергали ее, не давали им исполнить свою мечту. И души этих людей в каждом поколении воплощаются в геров”.

Другой взгляд на обращение в еврейство исходит из следующего высказывания мудрецов: “Хотя сам новообращенный не мог присутствовать на Синае, но там был его мазаль [звезда, судьба]” (Шабат, 146а).

Та же идея обнаруживается и в часто цитируемом в разных источниках выражении гер шенитгаер (то есть “гер, который проходит гиюр). Использование слова гер — обращенный в еврейство, а не гой или нохри (нееврей) на той стадии, когда человек еще не стал евреем, подразумевает, что подлинный новообращенный вдохновлен еврейской традицией еще до ее принятия. Еще до того, как он приблизился к Торе, у него уже есть некие качества гера.

А истоки тех, кто неискренне стремятся к гиюру, совсем иные. Они происходят, как правило, из душ эрев рае, тех неевреев, которые вышли из Египта вместе с еврейским народом во время исхода из Египта, из низменных побуждений (потому что стремились присоединиться к силе, к победителям, обладателям богатств, а не оставаться в пораженной разрухой стране). В течение истории эти души воплощались в людей, которые причиняли многие беды еврейскому народу, вызывая его разложение и разрушение. Согласно учению Тикуней зогар хадаш (37), в эпоху, предшествующую приходу Машиаха, эти души проявятся как главы народа, стремясь привести к его духовному уничтожению.

Сущность гиюра

Обращение в еврейство — уникальный процесс. Когда человек принимает еврейство, он становится совсем новым человеком и полноправным евреем, одним из еврейского народа. А вызывает его перерождение истина, которую он принимает. Истина и вера заставляют человека изменить весь образ его жизни, а если они не приводят к действиям и не влияют на все его существо, значит, они не настоящие.

Подобную метаморфозу претерпевают и пророки, когда получают пророческое вдохновение. Так пророк Шмуэль говорит первому еврейскому царю Шаулю: “И снизойдет на тебя могучий Б-жий дух, и будешь с ними пророчествовать, и станешь другим человеком” (Шмуэль 1, 10:6).

Подобный процесс проходит и бааль тшува — тот, кто вернулся к вере отцов, на пути Творца и Его Торы. “В одно мгновение он выходит из глубокой тьмы на великий свет... Он переживает раскаяние и становится другим человеком” (Рабейну Иона, Шаарей тшува — Врата раскаяния — Шаар 22:10).

Талмуд использует такое выражение: Гер шенитгаер кекатан шенолад дамей — "Тот, кто принял еврейство, подобен новорожденному младенцу” (Йевамот, 22а). И как новый человек он не имеет никакой связи с прошлым, и в результате его обращения достигается искупление всех его грехов (Йерушалми, Бикурим, 83а).

Но конечно его изменение не отменяет нашего обязательства относиться к нему с повышенной чувствительностью, как к чужеземцу. Поэтому несмотря на его новый статус как заново рожденного индивида, Талмуд говорит нам: гера ад асара дорей ло теваце гой бефанав — “Не обижай [нееврея] перед гером, до десятого поколения” (Сангедрин, 94а). И сказанное в мидраше Ялкут Шимони, Рут, 601: ...гер ад каф-далет дорот... тофес сеаро — “гер до двадцати четырех поколений возвращается к своим отрицательным качествам” не противоречит этим принципам. Ялкут Шимони имеет в виду тех неевреев, которые проходят гиюр по низменным мотивам, а не герей цедек — “праведных геров”. Рецидивы (шираим) прошлого остаются в генетической карте потомков неискренних обращенных, лжегеров, еще долгое время.