Процесс принятия еврейства

Процесс принятия еврейства

Прежде чем дать Израилю Десять Заповедей, Творец заключил союз с народом Израиля, как написано:

“Вы стоите сегодня все пред Б-гом, Г-сподом вашим...чтобы вступить в союз с Б-гом, Г-сподом вашим...и Его клятву, которую Б-г, Г-сподь ваш, заключает с вами сегодня, чтобы утвердить тебя сегодня Себе народом, а Он будет тебе Г-сподом, как Он говорил тебе и клялся твоим отцам, Аврагаму, Ицхаку и Яакову. И не только с вами одними Я заключаю этот союз и этот обет... но и с теми, кого нет здесь сегодня” (Дварим, 29:9:14).

Чтобы заключить этот союз, евреи совершили три ритуала: обрезание, погружение в миквэ и принесение жертв. После утверждения судом кандидатуры потенциального гера, тот начинает готовиться к обращению в еврейство, изучая законы, которые ему потребуется исполнять, когда он станет евреем, совершив эти самые основные ритуалы. И тогда он обретет статус полноправного представителя еврейского народа. (Когда стоял Храм, геры тоже должны были принести в нем жертвы, что сегодня невозможно сделать, поскольку нет Храма. Поэтому сейчас гер проходит только обрезание и погружение в миквэ.)

Обрезание

Брит мила, обрезание, — знак союза между Б-гом и Израилем, как написано: “Это Мой союз, чтобы ты хранил его, между Мной и тобой и потомством твоим после тебя: каждый мужчина среди вас должен быть обрезан” (Брейшит, 17: 10). Это предписание, которое еврейский народ хранил с радостью и самоотверженностью в течение поколений. Это предписание, которое помогло сохранить его святость.

Законы, относящиеся к обрезанию гера

1.    Нееврею, которого нельзя обрезать по медицинским соображениям, нельзя сделать гиюр (Тар Цви, Йорэ деа, 220).

2.    Неевреи, который родился обрезанным или ему сделали обрезание, пока он был еще неевреем, должен пройти - гатафат дам брит - (ему должны выпустить несколько капель крови из места обрезания), когда он принимает еврейство.

3.    Ребенок, рожденный или зачатый до того, как его мать прошла гиюр, должен принять еврейство, когда станет взрослым (то есть по достижении бар мицвы — тринадцати лет — для мальчиков и бат мицвы — двенадцати лет для девочек). Таких мальчиков обычно обрезают, пока они еще маленькие, лешем яхдут (ради исполнения их основного обязательства как евреев). При этом могель (специалист, который совершает обрезание — брит милу) должен иметь в виду также и обрезание лешем герут (то есть ради принятия еврейства). Если же он не имел этого в виду, то геру надлежит сделать "гатафат дам брит" позднее.

4.    Будущий гер должен быть обрезан сразу же после того, как суд примет его кандидатуру для принятия еврейства.

5.    Обрезание герам не следует проводить в четверг и пятницу, потому что, если бывают осложнения, они обычно проявляются на второй и третий день, который в этом случае придется на шабат, и тогда шабат, возможно, придется нарушить, чтобы оказать им медицинскую помощь.

6.    Гера и еврея обрезают одинаково.

7.    Когда обрезают нееврея, лучше проводить операцию под местной анестезией, чтобы он бодрствовал в это время и мог сосредоточиться на принятии заповедей. Но если это невозможно, разрешается сделать общий наркоз, потому что он уже выразил по своей воле готовность принять заповеди перед судом (см. Ябиа омер, 5:22).

8.    Обрезание гера должно проходить под наблюдением трех членов суда. Если при этом присутствуют только двое из них или если они являются родственниками, то, хотя так и нельзя делать, обрезание считается действительным ипсо факто ( бедиевед).

9.    Некоторые авторитеты считают, что достаточно, если при обрезании присутствует один из членов бейт дина (раввинского суда). Но мы придерживаемся иного мнения, а если это все-таки случается, следует сделать геру ‘гатафат дам брит в присутствии всего суда (Игрот Моше, Йорэ деа, 1) — это соответствует всем галахическим мнениям. Но те, кто придерживаются более снисходительного взгляда, на этом не настаивают.

10.    Несовершеннолетних следует обрезать только в присутствии всего состава суда, в противном случае даже ипсо факто обрезание у них считается недействительным, поскольку не достигший возраста, когда исполнение заповедей становится обязанностью, не может сам нести ответственность за свой гиюр, и ответственность за его обращение в еврейство берет на себя весь суд.

11.    Могель говорит: “Благословен Ты,... Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и дал нам заповедь делать милу”. Некоторые авторитеты считают, что он должен заканчивать такими словами: "... Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам обрезать геров” (Шулхан арух, Йорэ деа, 267:5).

12.    Сказав благословение, могель выпивает бокал вина и говорит: “...Кто освятил нас Своими заповедями и заповедал нам обрезать геров и выпускать у них дам брит, потому что если бы не кровь обрезания, не устояли бы небо и земля... Благословен Ты, Который заключил союз”.

13.    Он повторяет эти благословения даже когда обрезает маленьких детей, несмотря на то, что позднее они могут опротестовать свой гиюр.

14.    Обращенному дается новое имя после его погружения в миквэ. Ребенок менее двух лет физически неспособен окунуться, однако если родителям трудно так долго оставлять ребенка без имени, они могут назвать его уже после обрезания.

15.    Во время таких церемоний, мы заменяем слова “и он будет назван в Израиле” словами “Пусть удостоится он войти в святость Израиля...Тору, хупу и добрые дела”.

16.    Когда делают  гатафат дам брит, не произносят никаких благословений.

Твила — ритуальное погружение

Задача погружения в миквэ — не физическое очищение от грязи: гер таким образом идет на то, чтобы измениться, пройдя Б-жественный процесс очищения. Поэтому сразу после погружения гер становится “евреем во всех отношениях” (Иевамот, 47б).

Законы, имеющие отношение к твиле

1.    Как только гер исцелился после обрезания, он окунается в воды миквэ. Это погружение заканчивает процесс обращения в еврейство.

2.    Гер, который окунулся в миквэ до обрезания, должен снова окунуться после обрезания.

3.    Члены раввинского суда должны присутствовать при погружении в той самой комнате, где гер окунается в миквэ (Игрот Моше, Йорэ деа 2, 127). Но из скромности, женщина, которая проходит гиюр, может одеть просторное одеяние, которое не препятствует воде достичь всех частей ее тела.

4.    Погружение для гиюра следует делать днем. Но если оно проведено после захода солнца, оно все же считается действительным ипсо факто.

5.    Во время процедуры погружения судьи вновь должны объяснить геру основы веры, смысл субботы и некоторых других заповедей. А женщине, которая совершает гиюр, напоминают, что она должна соблюдать законы семейной чистоты, зажигать субботние и праздничные свечи.

6.    Гер не должен окунаться в субботу.

7.    Если женщина беременна, она должна сообщить об этом судьям, чтобы ее обращение в еврейство относилось и к плоду.

8.    Перед погружением гер должен помыться теплой водой, почистить зубы, вымыть и расчесать волосы и снять с тела все, что может мешать (хацица). Закончив эти приготовления, он может входить в миквэ.

9.    После погружения новообращенный говорит: “Благословен ты... Кто заповедал нам погружение".

10.    Он также произносит благословение шегехияну. Но поскольку с этим мнением согласны не все авторитеты, советуют, произнося благословение, класть перед собой новый фрукт, над которым конечно необходимо произнести это благословение.

11.    Служитель миквэ может не читать благословение для маленького, который неспособен произнести его сам.

Именование гера

1.    После окончания погружения гер получает новое имя. Чтобы отметить это, читают особую молитву, почти идентичную той, что и при наречении имени проходящему обрезание. Давая имя несовершеннолетнему геру, гер катан, следующие слова из молитвы при обычной брит миле опускают: “Пусть отец... как Б-г заповедал ему”. А заканчивают обычно: “Возблагодари Г-спода, ибо Он благ... Пусть войдет он в мир Торы, хупы и добрых дел” (Йгрот Моше, Йорэ деа 1, 161: 2).

2.    Принято переименовывать гера, даже если прежнее имя у него было еврейское (например, Имануэль, Давид, Йонатан) . Но если ему трудно поменять еврейское имя, которое он носил всю жизнь, он может оставить его. Однако если было нееврейское имя, в любом случае нужно его менять.

3.    Гер может выбрать любое еврейское имя, какое пожелает. Часто они выбирают имена Аврагам, Овадья и Акива. [Аврагам — первый из неевреев, который стал евреем; Овадья — овед й-а (“раб Б-га”) был праведным гером, который с риском для жизни спасал многих пророков от принявшей фальшивый гиюр злодейки, царицы Израиля, Иезавели; великий мудрец раби Акива был сыном геров. Пр. пер. ]

4.    Мужчины получают имя “такой-то, сын Аврагама авину”, а женщины — “такая-то, дочь Аврагама авину” (а не “дочь Сары”).

5.    Гера переименовывают сразу после того, как его погружение было закончено. Когда делают гиюр девочке до двенадцати лет, не ждут, когда будут читать ближайший раздел Торы, чтобы дать ей имя.

6.    Мы осуждаем еврея, который вступил в смешанный брак, а потом хочет дать имя своему нееврейскому ребенку в синагоге.