Слышит ли зародыш голоса извне?

Слышит ли зародыш голоса извне?

Всем известно, что запрещено есть и пить в Йом-Кипур. И все-таки, если это связано с опасностью для жизни, есть разрешается, как написано в Мишне (Йома, 8:5), что в таких случаях есть можно и даже обязательно.

Эта мишна приводит один из примеров такой опасности для жизни:

«Бели беременная почувствовала запах, ей дают есть, пока не вернется ее душа». Комментарий Раши: «Ребенок в ее чреве обоняет запах еды и хочет ее. И если она не поест, оба — в опасности».

Итак, если беременная ощутила запах еды и испытывает необъяснимую потребность ее съесть, то, согласно Торе Израиля, это не ее прихоть. Это ее ребенок чувствует запах, и это его неодолимое желание. А если она не позволит себе нарушить пост, оба они — в опасности.

В Талмуде эта мишна обсуждается более подробно (Йома, 826):

Однажды беременная почувствовала запах еды в Йом-Кипур. Пришли к раби Йегуде Танаси и спросили, как себя вести. Сказал им: пойдите и шепните ей на ухо, что сегодня Йом-Кипур, может быть, она удержится. Шепнули ей, пропало желание у ее ребенка, и она успокоилась. Сказал раби Йегуда Танаси об этом ребенке пасук «Прежде чем Я сотворил тебя в животе, Я узнал тебя». И действительно, родился у нее раби Йоханан9. А вот [другой] случай с беременной, которая почувствовала запах в Йом-Кипур, и пришли к раби Ханине, и спросили, как поступать. Сказал им: пойдите и шепните ей на ухо, что сегодня Йом-Кипур.

Ей сказали, а она не успокоилась, и покормили ее. Сказал раби Ханина об этом ребенке пасук: «От утробы материнской [еще до рождения] отступили нечестивые». И родился у нее Шабтай, складывающий плоды [чтобы продать их потом намного дороже].

Нетрудно предположить, что ученые многих поколений, прочитав эти отрывки из Талмуда, не поверили бы написанному и сказали бы: «Плод в утробе матери — это растущий комок плоти, что у него общего с ребенком, выходящим на свет? До рождения он ничего не воспринимает извне и лишен всяких чувств. Разве он может услышать то, что шепчут на ухо матери? Разве он от этого успокоится?»

И вот теперь, в последние десятилетия, с помощью современной техники, ультразвука и записывающей аппаратуры появилась возможность следить за плодом, и выяснилось, что ребенок во чреве матери — это маленький человек, способный, в частности, слышать звуки извне и даже их помнить!

Вот цитаты из книги известной ученой Сюзан Шифлевин «Тело человека — невероятная машина» (стр. 39, 52):

«У двадцатичетырехнедельного зародыша очень интересно проявляется развитие нервной системы. Он быстро двигает глазами в определенной части сна, так же, как это делают дети и взрослые.

Нет сомнения, что дети в утробе матери слышат звуки. В этом возрасте они заметно реагируют на музыку. Они моргают и прищуриваются и делают ритмические движения, будто танцуют.

По поведению новорожденных можно судить, что они сохраняют память о том, что происходило с ними во время внутриутробного периода. Факт — что младенцы в утробе предпочитают слышать определенные звуки, такие как биение материнского сердца, звук ее голоса и даже сказки, которые им рассказывают, когда они еще не родились.

Грудные дети могут вспомнить музыку, которую любила слушать мать, пока была ими беременна. Многие из нас полагают, что истинное существование плода начинается только после рождения, но наблюдения свидетельствуют, что это удивительное развитие начинается прямо с момента зачатия».

Пока еще нет научных методов, которые могли бы вразумительно объяснить, как именно плод воспринимает звуки и запахи извне. Но нам ясно, что Творец мира, Который даровал Тору и заповедал там поститься в Йом-Кипур, привел в ней всю необходимую для соблюдения информацию. В Торе он научил нас, что ребенок во чреве обоняет запахи и хочет той или иной еды. Поэтому беременная, которая почувствовала запах, захотела съесть эту еду и не может успокоиться, должна ее поесть. В противном случает она подвергает опасности и жизнь плода, и свою, а опасность для жизни отменяет пост Йом-Кипура.

Из Торы мудрецы Израиля знали и то, что плод может слышать! И если шепчут матери на ухо, что сейчас Йом-Кипур, и он успокаивается, — это знак, что у него есть тяга к хорошему и достоинство. А если ей шепчут, и он не успокаивается, это свидетельство наклонности к плохому, потому что, конечно, он слышал и понял, но сделал свой выбор.

И если речь идет о качествах младенца в утробе, давайте рассмотрим мидраш (Мидраш раба, Толдот, 63:6), который комментирует стих Торы о Ривке во время ее беременности Яаковом и Эйсавом:

«И толкались внутри нее сыновья. И сказала: если так — зачем я? И пошла спросить Бога» (Брейшит, 25:2).

И вот слова мидраша: «Когда она стояла у синагог и домов учения, пытался выйти Яаков. Как написано: «Я узнал тебя еще прежде, чем создал тебя в животе». А когда проходила мимо капищ идолам, пытался выйти Эйсав. Как написано: «От утробы материнской отступили нечестивые».

То есть мудрецы знали из полученной ими традиции (Устной Торы, передаваемой из поколения в поколения, и об этом написано в нашем выпуске «Девять ответов и один вопрос», ч.5), что:

1.    Зародышу известны каким-то образом разные места в округе и он чувствует их или знает, что рядом с ними находится.

2.    Сильные телодвижения (биения младенца в утробе), постоянно повторяющиеся, когда мать проходит в определенных местах, свидетельствуют о качествах характера еще нерожденного ребенка.

3.    Как сказано выше, младенец слышит голоса снаружи.

Следует отметить, что на сегодняшний день наука выяснила своими силами лишь третий пункт из сказанного мудрецами. Давайте наберемся терпения и подождем, может быть, увидим, как наука дойдет и до других положений, открытых нам Торой Творца.

9  Глава мудрецов Израиля в эпоху Талмуда. Составитель Иерусалимского Талмуда.